Научная статья на тему 'Порядок урегулирования конфликта интересов в федеральных органах государственной власти'

Порядок урегулирования конфликта интересов в федеральных органах государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1068
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ДУБЛИРОВАНИЕ / ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА / ОБЗОР ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ / conflict of interest / anti-corruption enforcement / normative legal acts / law-making / duplication / economy principle of law-making / review of typical situations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алтунин Сергей Михайлович

Вопрос урегулирования конфликта интересов на государственной службе является одним из ключевых инструментов противодействия коррупции. Поэтому обобщение, систематизация и приведение к единому образцу типовых ситуаций конфликта интересов является важной работой по совершенствованию нормативно-правовой базы по противодействия коррупции в РФ. В статье предложены методы унифицирования нормативных правовых документов и придания им (межведомственного межотраслевого) характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алтунин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE OF ARRANGEMENT OF CONFLICT OF INTEREST IN FEDERAL STATE AUTHORITY BODIES

The issue of arrangement of conflict of interest in state service is one of key tools of anti-corruption enforcement. That’s why generalization, systematization and reduction to unified pattern of conflict of interest typical situations is important work on perfection of regulatory and legal framework of anti-corruption enforcement in the RF. The paper offers methods of unification during elaboration of normative legal documents and attachment of (interdepartmental interindustry) nature to them.

Текст научной работы на тему «Порядок урегулирования конфликта интересов в федеральных органах государственной власти»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

КОРРУПЦИИ

ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Алтунин Сергей Михайлович, магистрант Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: asiris-9@mail.ru.

DOI: http:/ / dx.d0i.0rg/10.14420/ru.2013.5.6

Аннотация. Вопрос урегулирования конфликта интересов на государственной службе является одним из ключевых инструментов противодействия коррупции. Поэтому обобщение, систематизация и приведение к единому образцу типовых ситуаций конфликта интересов является важной работой по совершенствованию нормативно-правовой базы по противодействия коррупции в РФ. В статье предложены методы унифицирования нормативных правовых документов и придания им (межведомственного межотраслевого) характера.

Ключевые слова: конфликт интересов, противодействие коррупции,

нормативные правовые акты, правотворчество, дублирование, принцип экономии правотворчества, обзор типовых ситуаций.

Правотворчеством называется деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм. Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативных правовых актов.

Правотворческий процесс направлен на развитие регулирования общественных отношений. Правотворческий процесс является объективно обусловленным. Динамика общественной жизни, практика формирования правоотношений, социально-экономические, политические, духовные потребности - словом, все изменяющееся многообразие общественной жизни диктует необходимость иметь соответствующие социальным изменениям новые правовые нормы, изменять и отменять устаревшие нормы.

Теория правотворчества достаточно глубоко проработана в юридической науке1.

Система нормативных правовых актов как в целом государства, так и какого-то одного направления права предполагает гармоничное согласование всех норм актов, входящих в качестве составных частей в общую систему права и выполняющих в ней взаимодополняемые функции. Сюда входят и установление правильного соотношения между действующими и вновь принимаемыми актами, и четкая взаимосвязь общих и специальных норм, актов высшей и низшей юридической силы. Вновь принимаемый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами.

В октябре 2012 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации была разработана Памятка «Об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы»2. В ней разъяснялись основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции, ограничения, обязательства и требования к служебному поведению, ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов, рекомендации по правилам поведения в ситуации коррупционной направленности. Были размещены информационные таблицы по основным правам и обязанностям гражданских служащих, а также по ограничениям и запретам, связанным с гражданской

1 Например: Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. -М.: Юрлитинфом, 2013; Баранов В.МКонцепция законопроекта. - Н.Новгород, 2003; Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. - М., 2004; Толстик В.А. Иерархия источников российского права. - Н. Новгород, 2002; Кутафин О. Источники Конституционного права РФ. - М., 2004; Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: учебно-методическое и справочное пособие. - М., 2004.

2 Памятка об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. - М.: Минтруда, 2012.

службой. Методологическим основанием Обзора стали исследования в области конфликта интересов1.

В этом документе ко всему прочему был отражен Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования. Обзор представляет собой набор типовых ситуаций, которых можно ожидать при замещении должности на государственной службе при возникновении конфликта интересов у госслужащего. По своей сути же он представляет собой обратную сторону запретов, налагающихся на государственных служащих в связи с прохождением ими государственной службы и установленных статьей 17 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

В частности, он запрещает:

- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

- осуществлять предпринимательскую деятельность;

- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными

1 Например: Дедов Д.И. Конфликт интересов. - М.: Волтерс Клувер, 2009; Батищева М.А. Служебные разоблачения и конфликт интересов // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 9 (17); Векленко С.В., Панов С.Л. Принципы противодействия коррупции // Вестник Воронежского Института МВД РФ. - 2010. - № 3. - С.20-24; ГрибВ.Г., ОксЛ.Е. Противодействие коррупции. - М.: МФПА, 2011.

мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не

предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации, и т.д.1

Из этого можно сделать вывод, что авторы документа проанализировали статистику работы Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов в различных ведомствах, определили самые распространенные ситуации нарушений запретов, указанных в Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и Федеральном законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и привели эти теоретические выкладки к конкретным жизненным ситуациям. Также авторы дают комментарии этим типовым ситуациям согласно законодательству РФ и меры, подходящие, по их мнению, для предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Интересы на госслужбе несколько отличаются от интересов в коммерческой деятельности. Прежде всего, в государственной службе под интересом следует понимать основанные на нормативных правовых актах ожидаемые результаты служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, полученные в соответствии с их полномочиями.

На государственной службе интересами являются ожидаемые результаты служебной деятельности государственных служащих, которые становятся итогами их деятельности в соответствии с полномочиями и нормативными актами. Поэтому конфликт интересов возникает при несоблюдении государственными служащими установленных правил поведения, норм, кодексов, запретов.

На специфике интересов госслужащего отражается то, что они решают общественные вопросы. Поэтому придание интересам сугубо субъективного характера как избираемого самими государственными и муниципальными служащими устремления к выгоде не может быть правильным. К тому же при выполнении своих служебных обязанностей должностные лица

1 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) (ч. 7 ст. 19, ч. 10 ст. 22, ч. 12 ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ).

представляют интересы общества и государства, тем самым отражая объективную сторону интересов. К такому выводу приходят различные исследователи: «Следует отметить ошибочность предание интереса человека исключительно субъективный характер (как определяемо им самим избираемое устремление к выгоде) или же объективно-субъективный характер) в нём могут быть как объективное, не зависящее от воли человека содержание, так и субъективные моменты). На самом деле интерес человека (социальной группы), и вообще интерес - объективная категория»1.

Однако необходимо учитывать то, что каждая личность по-своему уникальна, имея различные цели, мотивы, в связи с чем при любой форме объединения людей личные интересы будут существовать, что является объективным фактором.

Следует учитывать, что личная заинтересованность гражданского служащего может возникать в тех случаях, когда выгоду получает или может получить определенный круг лиц. К числу таких лиц относятся члены семьи служащего (не только родители, супруги, дети, братья, сестры гражданского служащего, но и братья, сестры, родители и дети их супругов).

В связи с чем для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность гражданского служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего».

Но нужно понимать, что понятие «выгода», как таковое не определено в российском законодательстве. Следует предполагать, что выгодой признается получение госслужащим льгот или преференций от использования своего служебного положения, а также всех других преимуществ (например, из управления некоммерческой организацией, владения имуществом, ценными бумагами).

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество ситуаций, в которых гражданский служащий может оказаться в процессе

1 АтаманчукГ.В. Теория государственного управления. - М.: Омега-Л, 2004. - С. 99.

исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов гражданских служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Тем не менее, в Обзоре выделены типичные ситуации, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, вне зависимости от ведомственной принадлежности госслужащего. Но все, же в зависимости от ведомства, в котором проходит службу чиновник отличие ситуаций должно быть, так как унифицировать все не возможно.

Министерством труда и социальной защиты Обзор типовых ситуаций был разослан, в виде письма в федеральные государственные органы РФ (Письмо от 15 октября 2012 г. № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования».)

Письмо было направлено по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.Б. Иванова. В нем указывалось, что в целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов федеральным государственным органам необходимо с учетом специфики их деятельности подготовить на основе Обзора соответствующие памятки государственным служащим. А Минтруду России поручалось провести мониторинг разработки федеральными государственными органами указанных памяток, и о результатах доложить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Из проанализированных федеральных органов государственной власти такие памятки были разработаны в МВД, МИД, Минюсте, Минфине, Генпрокуратуре, Федеральной таможенной службе, ФССП. Здесь следует сказать, что все ведомства скопировали письмо, без каких либо изменений, т.е. они не стали прорабатывать их под свою специфику и только Министерство юстиции изменило типовые ситуации под специфику своей деятельности.

А вот в таких федеральных органах государственной, как Минобороны,

МЧС, Минобрнауки, Минсельхоз, Минздрав, ФМС, ФАС, таких памяток вообще нет. Эти ведомства в документах по борьбе с коррупцией, ссылаются на законы № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и указанные там запреты и правила поведения государственных служащих.

Так, например, в Министерстве обороны разработаны следующие нормативные документы по борьбе с коррупцией:

- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2010 г. № 444 «О Порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений»;

- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации»;

- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 1050 «О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений»;

- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 445 «Об утверждении состава комиссии Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

Аналогичные документы разработаны во всех федеральных органах государственной власти.

Вместе с тем, вышеуказанные ведомства не разработали памятки. Эту работу должно было проконтролировать Министерство труда и социальной

защиты и доложить в Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, что видно не было исполнено.

Здесь также необходимо отметить следующее. Правотворческий процесс обладает рядом отличительных признаков: выработка, принятие, изменение, дополнение или отмена нормативных правовых актов. А процесс по дублированию одних и тех же нормативных правовых актов во всех ведомствах не является правотворчеством, т.к. в ходе этой деятельности не создаются новые нормы права, они переписываются из действующих документов.

При принятии нормативных правовых актов необходимо учитывать роль принципа, экономии в правотворческой деятельности. Этот принцип прежде всего требует устранения дублирования нормативных правовых актов, предусматривает взаимное информирование различных субъектов права на стадии подготовки законопроекта. Требование экономичности - это сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, учета и систематизации.

Возможно было бы более целесообразно при разработке на федеральном уровне нормативных правовых актов, которые имеют универсальный вид и распространяются практически на все сферы общественной жизни использовать такую систему, которая придавала бы им межведомственный (межотраслевой) характер. Тогда отпадет необходимость дублирования одного и того же документа во всех федеральных органах государственной власти.

Нормативный правовой акт будет иметь один унифицированный вид и распространять свое юридическое действие на все ведомства без исключения.

В качестве примера можно привести нормативный правовой акт, разработанный Минтрудсоцразвития и Минэнерго в 2001 г. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации

электроустановок, который распространяет свое действие и регулирует отношения в этом вопросе во всех ведомствах и отраслях.

Такой документ унифицирован и позволяет избавится от дублирования множества одинаковых нормативных правовых актов, разрабатываемых в федеральных органах власти, в которых по сути меняются только названия органов власти.

Это освободит время государственных служащих для реальной работы на благо страны, избавит их от участия в виртуальном процессе правотворчества.

Ну, а если действительно необходимо разработать нормативный правовой акт в зависимости от специфики ведомства то это возможно сделать на базе межведомственного документа, доработав его и приблизив непосредственно к своим условиям и специфике. И, соответственно, принять уже действительно новый нормативный правовой документ, отвечающий всем требованиям и принципам правотворчества.

Библиографический список

1 Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. - М.: Юрлитинфом, 2013.

2 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Омега-Л, 2004.

3 Баранов В.М. Концепция законопроекта. - Н. Новгород, 2003.

4 Батищева М.А. Служебные разоблачения и конфликт интересов // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 9 (17).

5 Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. - М., 2004.

6 Векленко С.В., Панов С.Л. Принципы противодействия коррупции // Вестник Воронежского Института МВД РФ. - 2010. - № 3. - С. 20-24.

7 ГрибВ.Г., ОксЛ.Е. Противодействие коррупции. - М.: МФПА, 2011.

8 ДедовД.И. Конфликт интересов. - М.: Волтерс Клувер, 2009.

9 Кутафин О. Источники Конституционного прав РФ. - М., 2004.

10 Памятка об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. - М.: Минтруда, 2012.

11 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 445 «Об утверждении состава комиссии Министерства обороны

Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

12 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2010 г. № 444 «О Порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений».

13 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации».

14 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 1050 «О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений».

15 Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: учебно-методическое и справочное пособие. - М., 2004.

16 Толстик В.А. Иерархия источников российского права. - Н. Новгород, 2002.

17 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.