Научная статья на тему 'ПОРЯДОК УЧЕТА И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПОРЯДОК УЧЕТА И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / АНАЛИЗ / УЧЕТ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базайкина М.В.

В статье рассматриваются порядок учета движения денежных средств в бюджетных организациях, методика анализа денежных потоков и основные коэффициенты оценки финансового состояния бюджетного учреждения.In the article examined order of account of cash flow in budgetary organizations, methodology of analysis of money streams and basic coefficients of estimation of the financial state of budgetary establishment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК УЧЕТА И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

характер определяется целью предоставления самой ссуды.

Так, по мнению З.С. Каценеленбаума понятие кредита, как обращение капитала в чужом предприятии не ограничивается сферой только производственного кредита, а распространяется и на потребительский. При этом задачей кредита становиться поддержание жизнедеятельности работающего и его семьи. То есть, в домашнем хозяйстве затраты на потребление в определенной мере являются производственными, а кредит на потребление также производственным кредитом. Личное потребление обеспечивает поддержку и рост стоимости рабочей силы. При этом, источниками погашения кредитов на потребительские нужды выступают доходы заемщиков. Подобного мнения придерживаются многие ученые. Мы также считаем, что приведенное толкование содержательно обосновывает соответствие потребительского кредита всем закономерностям движения кредита и раскрывает его социально-экономическое содержание.

Основная сущность кредита заключается в его перераспределительной функции и функция создания кредитных средств обращения. Перераспределительная функция кредита обеспечивает перераспределение стоимости, а функция создания кредитных средств обращения привела к созданию всей современной банковской системы.

Использованные источники:

1. Козлова Д.Д. Потребительский кредит: правовая природа и сущность // Юридический вестник молодых ученых. - 2015. - № 1

2. Решетникова А.В. Организационные основы и особенности потребительского кредита / А.В. Решетникова, Т. В. Завгородняя // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 1 (19)

3. Охрименко И.Б. К вопросу о сущности и классификации потребительского кредита // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 2-1

Базайкина М.В. студент 4 курса экономический факультет ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Российская Федерация, г. Саранск ПОРЯДОК УЧЕТА И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассматриваются порядок учета движения денежных средств в бюджетных организациях, методика анализа денежных потоков и основные коэффициенты оценки финансового состояния бюджетного учреждения.

Ключевые слова: денежные средства, денежные потоки, анализ, учет, бюджетное учреждение, финансовое состояние.

In the article examined order of account of cash flow in budgetary

organizations, methodology of analysis of money streams and basic coefficients of estimation of the financial state of budgetary establishment.

Keywords: monetary resources, money streams, analysis, account, budgetary establishment, financial state.

Рациональное и экономное использование средств государственного бюджета становится необходимым условием эффективного функционирования российской экономики.

Согласно действующему законодательству РФ, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная органом государственной власти или местного самоуправления для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий указанных органов власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется прежде всего в соответствии с государственным (муниципальным) заданием в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Бухгалтерский учет наличных денежных средств в валюте РФ в кассе учреждения и расчетов наличными денежными средства через кассу учреждения осуществляется на счете 020134000 «Касса».

При оформлении и учете кассовых операций все организации, в том числе и бюджетные учреждения, руководствуются Порядком ведения кассовых операций. Он регламентирует прием, выдачу наличных денег, оформление кассовых документов, ведение Кассовой книги, хранение денежных средств, осуществление ревизии кассы, контроль за соблюдением кассовой дисциплины. Наличные денежные средства, полученные через органы казначейства, расходуются на цели, указанные в чеке. Формы первичных документов по учету кассовых операций приведены в приказе Минфина России №172н:

- Приходный кассовый ордер;

- Расходный кассовый ордер;

- Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

- Ведомость на выдачи денег из кассы подотчетным лицам.

При осуществлении операций с использованием наличных денежных средств в учреждении обязательно должна вестись одна Кассовая книга. Записи в Кассовую книгу ведутся в двух экземплярах и производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Вторые экземпляры листов служат отчетом кассира, к которому прикрепляются все кассовые документы. [3, с. 175]

Исходя из двойственного характера все расходы делятся на кассовые и фактические. Кассовыми расходами считаются все суммы, перечисленные с текущего счета в отделении казначейства в оплату своих обязательств на счета поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также на счета получателей средств по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет). Соответственно кассовые расходы рассчитываются по следующей формуле: кассовые расходы = остатки денежных средств на начало года + сумма полученных средств из бюджета -остатки денежных средств учреждения на конец года.

Фактические расходы - это действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленным зарплате и стипендиям. Величина фактических расходов рассчитывается по следующей формуле: кассовые расходы - (изменение кредиторской задолженности на конец года по сравнению с началом + изменение остатков материалов + изменение дебиторской задолженности + изменение остатков по счетам подотчетных лиц).

Следовательно, можно сделать вывод, что кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические - полноту их использования.

В условиях сокращения бюджетного финансирования учреждения вынуждены вести поиск внебюджетных доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности. С этой точки зрения анализ финансового состояния становится наиболее актуальной и неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетным учреждением.

Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо учесть при проведении анализа хозяйственной деятельности, в определении и оценке финансового состояния, в том числе с целью выявления эффективности использования привлекаемых ресурсов.

Рассчитываемые коэффициенты должны отражать возможность осуществления некоммерческими организациями своей деятельности в случае сокращения объема бюджетных ассигнований (долгосрочную финансовую устойчивость) и бесперебойного выполнения текущих обязательств, то есть краткосрочную финансовую устойчивость (таблица 1).

Предположим, что ассигнования в виде финансирования из бюджета являются частью собственных средств организации. Однако, с точки зрения экономического содержания госбюджетных средств, такой подход не вполне обоснован. Бюджетные ассигнования, предоставляются получателям средств на безвозмездной и безвозвратной основе в виде субсидий и предназначены для выполнения определенного государственного задания, условия которого строго регламентированы, но финансовое обеспечение может быть снижено или вообще прекращено. Поэтому в целях дальнейшего анализа бюджетные ассигнования необходимо соотносить с внешними источниками учреждений

и отделять от собственных (внутренних) источников доходов. [1, с. 102]

Таблица 1 - Коэффициенты оценки финансового состояния бюджетного учреждения._

Наименование коэффициента Формула расчета Экономическая интерпретация

Коэффициент долгосрочной финансовой устойчивости

Коэффициент самофинансирования (Ксф) Ксф = исполненные доходы по приносящей доход деятельности / объем бюджетных ассигнований Показывает объем собственных источников финансирования, приходящихся на каждый рубль бюджетных средств. С учетом специфики деятельности и отсутствия собственного капитала его значение должно быть > 1.

Коэффициент краткосрочной финансовой устойчивости

Коэффициент структуры активов (Кса) Кса = стоимость финансовых активов / стоимость активов от приносящей доход деятельности Показывает, какая часть активов учреждения является наиболее ликвидной, высокоманевренной, а какая -капитализирована, т.е. вложена в основные средства.

В случае если значение коэффициента самофинансирования, ниже допустимого уровня, необходимо принятие решений по усилению приносящей доход деятельности. При снижении величины коэффициента структуры активов следует активизировать усилия по взысканию дебиторской задолженности, принять меры к сокращению непроизводительных расходов. Анализ причин отклонения фактических значений предложенных коэффициентов с их допустимыми (критическими) значениями позволит сформировать комплексную программу оздоровления финансового состояния бюджетного учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что оценка финансового состояния бюджетного учреждения выступает реальным механизмом, способствующим принятию научно обоснованных управленческих решений по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности организации. Несмотря на то, что количество коэффициентов является минимальным, они обеспечивают достаточно полную информационную базу для принятия взвешенных управленческих решений.

Использованные источники:

1. Панков Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций : учеб. пособие / под общ. ред. Д.А. Панкова. — М. : Новое знание — 2013 — С. 320.

2. Жуклинец, И. И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. И. Жуклинец. - М. : Юрайт, 2015. - 504 с.;

3. Акашева В.В. Учет бюджетных и денежных обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях / Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - №6 (32), 2014 - с. 111-115;

4. Акашева В.В., Тоняева Е.А. Новый порядок ведения кассовых операций и расчетов наличными / Научный журнал «Молодой ученый» - №18, 2014. - с. 327-329;

5. Акашева В.В., Мамонова Д.В. Особенности системы налогообложения бюджетных организаций и пути ее совершенствования / Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. -№6 (32), 2013 - с. 129-133.

Байбакова А.Ф. студент 6 курса

ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет

Ханнанова Т.Р., к.юр.н. профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального

управления и права Россия, г. Уфа

УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА АГИДЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Формирование бюджета является одной их самых ответственных и важных моментов работы администрации городского округа. От того, как обеспечивается поступление средств в бюджет, и расходуются они, зависит состояние городского хозяйства в целом и благосостояние жителей города.

В настоящее время реализация социальной функции государственного управления проводится в основном на уровне муниципальных образований, что диктует необходимость формирования устойчивой эффективной системы муниципального менеджмента в рамках региональной системы управления и с учетом особенностей функционирования местного самоуправления [3].

Эффективная система управления социально-экономическим развитием в муниципальных образованиях трактуется как целенаправленная деятельность органов местного самоуправления, основанная на использовании сильных сторон (ключевых компетенций) муниципального образования с учетом особенностей территориального развития, направленная на формирование устойчивого тренда социально-экономического развития, в результате, которой эффект от функционирования муниципального образования, включающий экономическую и социальную составляющие, превышает затраты на реализацию мер по обеспечению его функционирования и развития в среднесрочной перспективе [3].

Наиболее значимые закономерности развития муниципального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.