Научная статья на тему 'Порядок рассмотрения обращений граждан на действия и решения судей квалификационными коллегиями судей и возникающие вопросы'

Порядок рассмотрения обращений граждан на действия и решения судей квалификационными коллегиями судей и возникающие вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУД / COURT / ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА ОБРАЩЕНИЕ / CITIZENS RIGHT TO APPEAL / ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА / ORGANS OF JUDICIAL COMMUNITY / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ / QUALIFICATION COLLEGIUMS OF JUDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анциферова Лариса Андреевна

Статья посвящена анализу обобщения практики рассмотрения обращений и жалоб граждан квалификационной коллегией судей Иркутской области. Автором рассматриваются актуальные проблемы реализации права граждан на обращения на действия и решения судей, порядка рассмотрения таких обращений и определения границ проверки доводов граждан на действия и решения судей.В статье акцентируется внимание на том, что квалификационные коллегии судей как органы судейского сообщества, не имея полномочий по пересмотру принятых судами решений, наделены полномочиями по проверке обращений и жалоб граждан, юридических лиц на действия и решения судей. С учетом основных принципов деятельности судей порядок проверки жалоб довольно сложен и неоднозначен. При проверке доводов жалоб должен соблюдаться баланс между независимостью судей и защитой прав граждан, между предотвращением фактов нарушений закона судьями и необоснованным вмешательством в отправление правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORDER OF CONSIDERATION OF CITIZENS APPEALS ON ACTIONS AND DECISIONS OF JUDGES BY QUALIFICATION COLLEGIUMS OF JUDGES AND ARISING PROBLEMS

The article is devoted to the analysis of the order of consideration of appeals and complaints of citizens by qualification collegian of judges of Irkutsk region. The author touches the actual problems of realization of citizens rights for appeals on acts and decisions of judges, the order of consideration of such appeals and determination the limits of control of such decisions. The special attention is paid to the fact, that qualification collegiums as organs of judicial community have the power to control the citizens appeals for actions and decisions of judges. Taking into consideration the main principles of judges activity, the order of appeals control is complex and dissimilar. During the control of appeals the balance between the independence of judges and the protection of citizens rights should be observed, the prevention of facts of law violations by judges and sumultaneusly from baseless intervence in justice.

Текст научной работы на тему «Порядок рассмотрения обращений граждан на действия и решения судей квалификационными коллегиями судей и возникающие вопросы»

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 347.998

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ СУДЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ КОЛЛЕГИЯМИ СУДЕЙ И ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Анциферова Лариса Андреевна

доцент кафедры организации и безопасности судебной и правоохранительной деятельности Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

судья в отставке,

член квалификационной коллегии судей Иркутской области

г. Иркутск e-mail: lanciferova@mail.ru

THE ORDER OF CONSIDERATION OF CITIZENS APPEALS ON ACTIONS AND DECISIONS OF JUDGES BY QUALIFICATION COLLEGIUMS OF JUDGES AND ARISING PROBLEMS

Larisa Antsiferova

Vice Professor of the Department of Organization and Security of Judicial and Law Inforcement Activity of the East-Siberian Branch SBEE HE «Russian state University of Justice»,

Retired Judge,

the Member of Qualification Collegiums of Judges of Irkutsk Region

Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу обобщения практики рассмотрения обращений и жалоб граждан квалификационной коллегией судей Иркутской области. Автором рассматриваются актуальные проблемы реализации права граждан на обращения на действия и решения судей, порядка рассмотрения таких обращений и определения границ проверки доводов граждан на действия и решения судей. В статье акцентируется внимание на том, что квалификационные коллегии судей как органы судейского сообщества, не имея полномочий по пересмотру принятых судами решений, наделены полномочиями по проверке обращений и жалоб граждан, юридических лиц на действия и решения судей. С учетом основных принципов деятельности судей порядок проверки жалоб довольно сложен и неоднозначен. При проверке доводов жалоб должен соблюдаться баланс между независимостью судей и защитой прав граждан, между предотвращением фактов нарушений закона судьями и необоснованным вмешательством в отправление правосудия.

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of the order of consideration of appeals and complaints of citizens by qualification collegian of judges of Irkutsk region. The author touches the actual problems of realization of citizens rights for appeals on acts and decisions of judges, the order of consideration of such appeals and determination the limits of control of such decisions. The special attention is paid to the fact, that qualification collegiums as organs of judicial community have the power to control the citizens appeals for actions and decisions of judges. Taking into consideration the main principles of judges activity, the order of appeals control is complex and dissimilar. During the control of appeals the balance between the independence of judges and the protection of citizens rights should be observed, the prevention of facts of law violations by judges and sumultaneusly from baseless intervence in justice.

Ключевые слова: суд; право гражданина на обращение; органы судейского сообщества; квалификационная коллегия судей.

Keywords: court; citizens right to appeal; organs of judicial community; qualification collegiums of judges.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Согласно п. 5.3 Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 г., любое лицо должно иметь возможность обратиться без соблюдения особых формальностей с жалобой на нарушения при осуществлении правосудия, и соответствующее дело должно быть рассмотрено в независимом учреждении [1; 16].

Право граждан на обращение в соответствующие органы судейского сообщества с требованием о привлечении судей к дисциплинарной ответственности закреплено в ст. 2, 18, 45 ч. 1, 46 ч. 1, 21 ч. 1 Конституции Российской Федерации.

По Федеральному закону «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» п. 2 ст. 22 полномочиями по проверке жалоб и сообщений, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, наделены квалификационные коллегии судей № ЗО-ФЗ от 14 марта 2002 г. (в ред. от 06.04.2015), основными задачами деятельности которых являются: защита прав и законных интересов судей; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики [2].

Порядок рассмотрения обращений граждан предусмотрен Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. (в ред. от 16.07.2015) [3].

Можно утверждать, что решение этих задач, безусловно, определяет социальную роль квалификационных коллегий судей в области формирования правосознания, правовой культуры граждан России и их деятельность способствует формированию и развитию высоконравственной, высокопрофессиональной личности судьи.

Законодатель не раскрывает такое понятие, как «авторитет судебной власти». Согласно толковому словарю «авторитет» — общепризнанное значение, влияние, общее уважение, доверие [4]. Акцент делается на доверии и уважении, являющимися базовыми для авторитета кого-либо, чего-либо. Авторитет судебной власти невозможен без доверия населения к суду, к его деятельности, принятым решениям.

Поэтому повышение доверия и уважения ко всей системе отправления правосудия сегодня является одной из насущных проблем, требующей незамедлительного решения.

Обращение граждан в квалификационную коллегию судей, как правило, — результат игнорирования некоторыми судьями правил профессиональной этики, принципов делового общения, в рамках которого происходит разрешение правового конфликта сторон, нарушения требований к процедурам рассмотрения дел в суде.

Анализ статистических данных о работе квалификационных коллегий свидетельствует о тенденции ежегодного роста количества обращений в квалификационные коллегии судей (ККС) субъектов, а также в Высшую квалификационную коллегию судей РФ (ВККС РФ). С одной стороны — это свидетельствует о повышении активности граждан в реализации и защите своих прав и законных интересов, с другой — о повышении доверия граждан к ККС. Но это же говорит и о росте претензий к уровню компетентности, профессионализма, этики поведения судей и работников аппаратов судов.

Так, если в квалификационные коллегии судей Российской Федерации за 2002 г. поступило 18 563 обращения, то за 2014 г. поступило 37 490. В Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации за 2002 г. поступило 6 558 обращений, а за 2014 г. 10 186 [5].

Ежегодный рост количества обращений отмечается и в нашем регионе.

Учитывая значимость этой работы, квалификационная коллегия судей Иркутской области провела обобщение практики рассмотрения жалоб по итогам 2014 г.

В квалификационную коллегию судей Иркутской области в 2014 г. поступило 617 письменных жалоб и обращений, что на 78 больше, чем в 2013 г. (539). По обжалуемым действиям: о грубом или систематическом нарушении процессуальных и иных правовых норм — 176, о волоките — 53, о неэтичном поведении (грубости) в отношении участников процесса и иных граждан — 32, о недостойном поведении в быту — 5 [6].

Распределение обращений граждан по видам обжалуемых действий судей является в определенной степени условным. Наряду с доводами о несогласии с принятыми процес-

суальными решениями, нередко содержатся сведения и о нарушении норм судейской этики, неэтичном поведении и т. д.

Анализ содержания поступивших обращений приводит к выводу о том, что заявители не всегда понимают и знают о роли ККС, ее задачах, полномочиях. Зачастую они выражают несогласие с принятыми судами решениями, ставят вопросы о профессиональном уровне судей, предлагают проверить знания законов судьями.

Разрешение таких вопросов не относится к компетенции квалификационной коллегии. А потому в соответствии с п. 3 ст. 27 Положения «О порядке работы квалификационной коллегии судей» обращения подлежат возвращению заявителям. Всего в 2014 г. возвращено заявителям 297 обращений.

Нередко граждане выражают несогласие с направлением их жалоб, адресованных ККС для разрешения председателю суда, полагая, что квалификационная коллегия самоустранилась от разрешения жалобы. Повторные жалобы поступают и в случае возвращения жалоб по основаниям отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка либо если разрешение поставленных в жалобе вопросов не относится к компетенции квалификационных коллегий судей.

По мнению обратившихся лиц, принимаемые ККС в этих случаях решения о возвращении жалобы заявителю не соответствуют положениям Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [7].

Одним из проблемных вопросов, требующим специального рассмотрения, является вопрос о четкости прописывания в названном федеральном законе порядка рассмотрения обращений и жалоб в ККС.

Юридическая природа ККС сложна и неоднозначна. С одной стороны, коллегия является органом судейского сообщества, но не относится к общественным объединениям. С другой стороны, коллегия имеет государственно-властные полномочия, но государственным органом в полном понимании этого термина не является.

Федеральным законом № 59-ФЗ закрепляется право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке,

установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1).

Квалификационные коллегии судей наделены полномочиями по проверке обращений граждан Федеральным законом № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Следовательно, Федеральный закон № 59-ФЗ не регулирует порядка работы с жалобами в квалификационных коллегиях судей.

Не содержит прямой ссылки на Федеральный закон № 59-ФЗ в качестве правовой основы и Положение «О порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей» [8].

Без сомнения, в случае проверки обращения, жалобы председателем суда требования названного закона являются обязательными. Полномочия же председателей судов по проверке обращений и жалоб закреплены п. 6 ст. 21 и п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Постановлением Конституционного Суда РФ положения названных норм признаны не противоречащими требованиям Конституции Российской Федерации [9].

Согласно п. 3 ст. 27 Положения о порядке работы квалификационной коллегии судей жалоба подлежит возвращению заявителю без рассмотрения с указанием основания возвращения в случаях:

— отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка;

— если она подана в связи с несогласием с судебными актами;

— наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений, угроз;

— если текст не поддается прочтению;

— если ранее по доводам жалобы давался ответ и жалоба не содержит новых доводов;

— если разрешение поставленных в жалобе вопросов не относится к компетенции ККС.

Необходимость возврата жалоб заявителю в случае, предусмотренном абз. 3, 4, 5 названного пункта, особых сомнений не вызывает.

Однако возвращение жалоб в случае отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка, а также в случае, если разрешение поставленных в жалобе во-

1(9)/2015 Глагол ъ

правосудия

просов не относится к компетенции квалификационной коллегии судей, вряд ли оправдано.

Думается, что в самом факте возвращения жалобы есть некоторый момент неуважения к гражданину. Жалоба адресована ККС. В этом случае указание заявителю причин возвращения жалобы по своей сути является ответом-разъяснением. Гражданин вправе получить ответ, и он его получает в форме разъяснения. По существу необходимость в возвращении жалобы отсутствует. Например, такой алгоритм решения предусмотрен Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации 30 января 2013 г. № 45 [10].

Пунктом 7 ст. 27 «Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей» урегулированы способы проверки.

К ним относятся: изучение доводов жалобы, истребование документов и материалов, получение пояснений судьи, иных лиц, которые могут сообщить сведения по существу жалобы, анализ полученных в ходе проверки материалов на наличие признаков дисциплинарного проступка.

Однако определенные сложности возникают при определении границ проверки.

Согласно ст. 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» запрещается «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия». Этот запрет касается и квалификационной коллегии судей.

При проверке доводов жалоб должен соблюдаться баланс между независимостью судей и защитой прав граждан, а также между предотвращением фактов нарушений закона судьями и необоснованным вмешательством в отправление правосудия.

Производство проверки жалоб, обращений может повлиять на реализацию принципа независимости судьи при отправлении правосудия и его процессуальную самостоятельность. В связи с чем возникает вопрос: в каком случае реагирование и вмешательство возможно и необходимо, а в каком случае доводы жалобы не подлежат проверке?

Например, если дело находится в производстве, но из доводов жалобы следует, что допускаются волокита, нарушение процессуальных сроков, в том числе при изготовлении мотивированных решений, вручении копий

судебных постановлений, направлении дела в суд апелляционной инстанции?

Представляется, что в данном случае в силу ст. 2 Конституции РФ приоритетным является право граждан на справедливое и своевременное рассмотрение его дела в суде, соблюдение принципа доступности правосудия. Более того, Федеральным законом № 69-ФЗ от 30 апреля 2010 г. законодатель установил механизм понуждения к ускорению сроков рассмотрения дел [11].

Следовательно, по обращениям, из содержания которых следует, что дела не окончены производством, возможен как возврат обращения, с обоснованием принятого решения принципами невмешательства в осуществление правосудия, независимости и самостоятельности суда, но также возможна и организация проверки в зависимости от приведенных сведений.

Нередко граждане в жалобах ставят вопросы о нарушении судьями принципа равенства сторон, необъективности, предвзятом отношении к одной из сторон, либо к заявителю — участнику процесса. Чаще всего приведенные сведения являются по существу мнением заявителя. Но имеют место и жалобы, содержащие обоснования приведенных сведений о предвзятости, нарушении принципа равенства. Возможна ли организация проверки в данном случае? И не будет ли проверка являться вмешательством в отправление правосудия?

Полагаем, что более правильным, соответствующим требованиям процессуальных норм и федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации», является разъяснение заявителю о праве на заявление отвода, а также о том, что указанные доводы должны проверяться судом вышестоящей инстанции при обжаловании судебного решения.

Лицу, считающему, что судья в ходе осуществления правосудия допустил действия или высказывания, умаляющие его достоинство, либо своим бездействием допустил их умаление со стороны других участников процесса, должна быть обеспечена, по крайней мере, справедливая процедура рассмотрения его жалобы.

Нет сомнений, что жалобы, содержащие сведения о неэтичном поведении судьи, допускаемой грубости, подлежат проверке в любой стадии, в том числе и на стадии рассмотрения дела.

По сложившейся практике названные жалобы в каждом случае направляются для про-

верки в комиссию по этике совета судей Иркутской области.

В соответствии с п. 6 Положения о порядке работы квалификационной коллегии судей при наличии в жалобе сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка председатель квалификационной коллегии судей либо президиум квалификационной коллегии судей принимает решение о проверке жалобы квалификационной коллегией судей самостоятельно путем образования комиссии или о направлении жалобы для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда.

В 2014 г. председателем квалификационной коллегии судей Иркутской области, членами коллегии рассмотрено 145 жалоб и обращений, или 23 %.

Председателям судов для организации проверки направлено 260 жалоб, т. е. 42 % от поступивших. Такое же соотношение по поступившим, рассмотренным ККС и направленным для проверки председателям судов, имело место и в предыдущие годы.

По результатам проведенных проверок частично обоснованными признаны 25 жалоб, что составляет 9,5 % от общего количества рассмотренных. В основном это жалобы: на нарушение процессуальных сроков рассмотрения дел, несвоевременное направление уведомлений о времени и месте рассмотрения дела, несвоевременное направление копий судебных приказов, решений судов, вынесенных в заочном производстве, а также изготовления мотивированных решений.

Поступавшие жалобы, содержащие доводы о неэтичном, недостойном поведении судей, подтверждения не нашли.

Вопрос о дисциплинарной ответственности судей руководителями судов не ставился. При этом учитывалось, что в основном причинами допущенных нарушений являлась высокая нагрузка на судью, значительно превышающая научно обоснованные нормы нагрузки. Однако в каждом ответе содержались сведения о принятых мерах организационного характера.

В то же время механизмы контроля за сроками разрешения жалоб, полнотой проверок доводов жалоб, направленных для разрешения председателям судов, ККС нормативно не закреплены.

Между тем практика показывает, что не всегда заявители получают ответы руководителей судов на каждый довод жалобы. Безуслов-

но, такие пусть единичные, но имеющие место случаи не способствуют утверждению авторитета судебной власти.

«Одна жалоба и один формальный ответ — это один чей-то оголенный нерв. Но когда такие формальные ответы не редки — это уже формирование общественного сознания» [12].

Заслуживает, на наш взгляд, уважения позиция квалификационной коллегии судей Республики Чувашия, которая, не согласившись с ответом председателя Верховного Суда Чувашии, в составе комиссии из членов ККС, представителей общественности, совета судей провела проверку доводов обращения [13].

В целях исполнения требований Федерального закона № 262-ФЗ от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» квалификационные коллегии освещают работу с жалобами [14].

Анализ размещенной ККС субъектов Российской Федерации информации свидетельствует, что, как правило, публикуются только статистические данные. Но статистические формы отчетов квалификационной коллегии судей недостаточно информативны. Они не содержат сведений о результатах разрешения жалоб, в частности о количестве обоснованных жалоб, о распределении поступивших жалоб по судам, на судей.

Примером опубликования более полной информации по обсуждаемой теме является информация, размещенная на сайте квалификационной коллегии судей Самарской области [15].

Проведенный анализ практики рассмотрений обращений граждан ККС позволяет сделать вывод о том, что необходимо:

— исключить из п. 6 ст. 27 «Положения о порядке работы квалификационной коллегии судей» абзац второй и седьмой;

— закрепить нормативно в «Положении о порядке работы квалификационных коллегий судей» механизмы контроля за полнотой проверок жалоб и обращений граждан, направленных для разрешения руководителям судов;

— проработать и дополнить формы статистической отчетности о деятельности квалификационных коллегий судей, отражающие сведения о результатах разрешения жалоб и обращений граждан;

— продолжить обсуждение и наработать единые подходы к определению границ проверки доводов граждан на действия и решения судей.

1(9)/2015 Глагол Ъ

правосудия

Рис. ККС субъектов РФ: динамика поступления жалоб и обращений граждан и юридических лиц (рассматриваемый период — с 2002 по 2014 г.) [17—20]

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации : федер. закон от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 (в ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

3. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей : утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. (в ред. от 16.07.2015) [Электронный ресурс]. — URL: // www.vkks.ru/publication/282/ (дата обращения 12.10.2015).

4. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. — М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

5. Вестн. Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. — 2015. — № 2 (44). — 48 с.

6. Об итогах работы Квалификационной коллегии судей Иркутской области за 2014 г. : Анализ практики [Электронный ресурс]. — URL: http://irk.vkks.ru/ category/1197/ (дата обращения 11.10.2015).

7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федер. закон от 2 мая 2006 г.

№ 59-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс : справочная правовая система.

8. О порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей : положение ; утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации 30 июля 2013 г. № 354 [Электронный ресурс]. — иКЬ: spe.vkks.ru/ риЬКса1юп/13107/ (дата обращения 11.10.2015).

9. По делу о проверке конституционности ряда положений статей 61 и 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г. Н. Белюсовой, Г. И. Зиминой, Х. Б. Саркитова, С. В. Семак и А. А. Филатовой : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февр. 2008 г. № 3-П [Электронный ресурс]. — иКЬ: http://www.rg.ru/2008/ 03/14^^и&^ок.Ыт1 (дата обращения 13.10.2015).

10. О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации : инструкция ; утв. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации 30 янв. 2013 г. № 45

[Электронный ресурс]. — URL: http://www.genproc. gpv.ru/documents/orders/document-14258/ (дата обращения 11.10.2015).

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 21 апр. 2011 г. № 69-ФЗ (ред. 14.10.2014) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

12. Тимошин Н. В. Будет ли от жалобы прок? // Вестн. Высшей квалификационной коллегии судей РФ. - 2015. - № 2. - С. 45-48.

13. Решение квалификационной коллегии судей Республики Чувашия о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи Зуевой В. С. [Электронный ресурс]. - URL: http://cu.vkks.ru/publication/ 23062/. - (дата обращения 11.10.2015).

14. Об обеспечении доступности информации о деятельности судов в Российской Федерации : федер. закон от 22 дек. 2008 г. № 262-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

15. ККС назвала суды и судей, на которых жалуются чаще всего. - [Электронный ресурс]. - URL: pra-vo.ru/news/view/122698/ (дата обращения 13.10.2015).

16. Европейская хартия о статусе судей. Пояснительный меморандум. - Страсбург, 8-10 июля 1998 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/901927869 (дата обращения 13.10.2015).

17. Марков С. М. Русло социальной активности. Квалификационные коллегии судей. Вчера, сегодня, завтра : сб. ст. - М. : Высш. квалификационая коллегия судей РФ, 2012. - С. 280.

18. Вестн. Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. - 2012. - № 2 (32). - С. 4.

19. Вестн. Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. - 2013. - № 2 (36). - С. 16.

20. Вестн. Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. - 2014. - № 2 (40). - С. 4.

1(9)/2015 Глагол Ъ

правосудия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.