УДК 342.541
Р. В. Федосеев
Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия,
e-mail: [email protected]
ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОТОМСТВЕННОГО ДВОРЯНСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ XVIII - XIX ВЕКОВ
Наиболее привилегированное положение в структуре общества Российской империи занимало дворянство, являвшееся ведущим сословием, опорой самодержавия и важнейшим структурным элементом социально-политической жизни. В то же время, данное сословие не являлось единым и состояло из двух групп - потомственного и личного дворянства. Это налагало отпечаток на объем прав и обязанностей представителей данных групп дворянства, правовой статус потомственного дворянства был гораздо шире и именно оно занимало ведущее положение в сословной иерархии. Данное обстоятельство формировало спрос со стороны представителей других сословий на приобретение данного статуса, тем более, после принятия Табели о рангах в 1722 г. такая возможность у них появилась путем выслуги на государственной службе, либо в результате пожалования самим Императором за особые заслуги. В статье рассмотрены основные способы приобретения потомственного дворянства, закрепленные в законодательстве XVIII - XIX веков. Проанализированы основные этапы ужесточения порядка получения потомственного дворянства путем выслуги на государственной службе. При этом в результате анализа основных нормативных актов, регулировавших дынную сферу правоотношений автор пришел к выводу, что если в первые десятилетия после того как сословие было окончательно сформировано самодержавная власть старалась увеличивать численность наиболее привилегированной его части, то начиная со второй четверти XIX века правительство пошло в обратном направлении, многое делая для того, чтобы минимизировать приток в потомственное дворянство выходцев из других сословий.
Ключевые слова: потомственное дворянство, дворянская родословная книга, способы приобретения дворянства, дворянское достоинство, почетное гражданство, сословие, шляхетство, чинопроизводство.
R. V. Fedoseev
The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,
PROCEDURE FOR THE ACQUISITION OF THE HEREDITARY NOBILITY UNDER THE LEGISLATION OF THE XVIII - XIX CENTURIES
The most privileged position in the structure of the society of the Russian Empire was the nobility, which was the leading class, the pillar of autocracy and the most important structural element of social and political life. At the same time, the estate was not a single one and consisted of two groups - a hereditary and a personal nobility. This influenced the extent of the rights and duties of the representatives of these groups of nobility, the legal status of the hereditary nobility was much broader and it was they who dominated the class hierarchy. This fact created a demand on the part of the representatives of other estates to acquire this status, especially after the adoption of the Table of Ranks in 1722. This possibility was created for them by their seniority in the civil service, or as a result of the Emperor's own special service. The article discusses the main ways of acquiring hereditary nobility, as laid down in the legislation of the 18th and 19th centuries. The main steps taken to tighten the procedure for obtaining ancestral nobility through seniority in the civil service have been analyzed. However, as a result of an analysis of the main legal acts regulating the melon sphere, the author concluded that: That if, in the first decades after the estate was finally formed, the autocratic power tried to increase the number of the most privileged part of it, from the second quarter of the 19th century, the government went backwards, doing a lot to minimize the influx of descendants of other classes into the hereditary nobility.
Keywords: hereditary nobility, noble family book, methods of acquiring nobility, dignity of nobility, honorary citizenship, estates, nobility, administration.
Введение
Установленная законодательством имперского периода истории нашего государства возможность получения потомственного дворянства выходцам из других сословий являлась важным стимулом и своего рода «краеугольным камнем» вокруг которого строилась система государственной службы. Кроме того, это постоянно подпитывало потомственное дворянство, не давало ему замкнуться в особую касту. Таким образом, помимо естественного прироста в состав потомственного дворянства постоянно вливалось немалое количество лиц недворянского происхождения, что поначалу было на руку самодержавию, которое разрешив доступ в привилегированное сословие решала вопросы формирования кадров государственной службы и постоянного увеличения численности армии, проблемы управления на местах.
Методы
Изучение вопросов, связанных с приобретением потомственного дворянства было осуществлено с привлечением комплекса историко-правовых методов. В частности, был использован структурно-системный подход, который дал возможность проследить взаимосвязи между изучаемыми процессами и явлениями. Конкретно-исторический метод позволил проследить рассматриваемую проблему в исторической динамике. В целях выявления интегративных свойств, присущих изучаемому объекту применялся системный анализ. Привлечение метода правовой герменевтики позволило выяснить не
только «букву», но и «дух», т.е. историческую обстановку и предпосылки принятия анализируемых правовых актов.
Результаты и обсуждение
До преобразований Петра I дворянство нельзя было назвать единым сословием, с общим самосознанием и общесословными интересами. Были только «царские чиновные люди» [3, с. 2], которые не смотря на общую для них обязанность нести службу и общее право на владение крепостными и населенными землями не являлись одним сословие. Бояре, окольничьи, думные дворяне, стольники, стряпчии и др. не имели между собой практически ничего общего. Петр I был известным сторонником единообразия и упорядочивания разрозненных общественных групп, собрал он в единое целое и служивых людей, которые при нем стали называться шляхетством. При этом одним из основных источников пополнения нового сословия, наряду с получением статуса по рождению, становится обязательная служба. В 1721 г. в Именном указе Сенату, готовившийся стать императором Петр I, повелевает «все Обер-Офицеры, которые произошли не из дворянства, оные и их дети и их потомки суть дворяне, и надлежит им дать патенты на дворянство» [5], а уже в 1722 г. принимается Табель о рангах [10], ознаменовавшая переход к новой организации служебной деятельности, основанной на иерархическом порядке чинопроизводства в зависимости от служебных заслуг, а не на праве занимать ту или иную должность по происхождению. Наряду с этим постепенно прекращается пожалование старых чинов, которые хоть и встречались при приемниках Петра I, вымерли естественным образом.
При этом дворянство как сословие было разделено на две основные группы - дворянство потомственное и личное. Это разделение произошло также при Петре I, который Табеле о рангах [10] выделил особую группу лиц, включавшую в себя чиновников, не дослужившихся до чина дававшего потомственное дворянство (на тот момент все, чей чин был ниже VIII класса) - личное дворянство [14, с. 5]. В строгом смысле слова личное дворянство не являлось отдельным сословием, находясь как бы между высшим и низшими классами общества, выступая одним из источников увеличения численности потомственного дворянства [15, с. 349].
В целом, потомственное дворянство подразделялось на шесть разрядов, основанных на источнике получения данного статуса: 1) жалованное или действительное; 2) дворянство военное (приобретенное на военной службе); 3) дворянство, приобретенное в результате выслуги на гражданской службе, а также на основании награждения орденом; 4) иностранные рода; 5) титулованное дворянство; 6) «древние благородные дворянские роды» [1, с. 7]. К последней группе относились те, которые находились в составе дворянства не менее 100 лет на момент издания Жалованной грамоты при этом, как отмечалось в самой грамоте, «благородное же их начало покрыто неизвестностью» [2, ст. 82]. Все эти разряды вносились в дворянскую родословную книгу соответствующей губернии.
Таким образом, в начале XVIII века существовало два способа приобретения потомственного дворянства - пожалование и в результате выслуги на
государственной службе. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства 1785 г. Екатерины II предусмотрела еще один способ - награждение российскими орденами [2, ст. 92, п. 4]. Пусть и с изменениями, но данные способы приобретения потомствственного дворянства просуществовали до упразднения сословного строя.
Пожалованием дворянство приобреталось, когда какое-либо лицо возводилось в дворянское достоинство с потомством не по порядку службы, но по особенному усмотрению Самодержавной власти [1, с. 7]. Относительно данного способа каких-то особых способов не существовало, да и не могло существовать, решение полностью было отдано на откуп самодержцам, причем они довольно рьяно следили за тем, чтобы никто данное право не нарушал, так в 1796 г. Павел I в именном указе Сенату подчеркнул, чтобы «никакое в нашем государстве Правительство (имелись ввиду Дворянские собрания) собою не вводило в дворяне, и не выдавало своих грамот на сие достоинство... в котором утвердить единственно зависит от Самодержавной Власти, Богом Нам дарованной» [6]. Также об этом упоминается в Манифесте от 11 июня 1845 г., где сказано, что «возведение в личное и потомственное дворянство тех из служащих, кои, не достигнув установленных для того чинов, способностями, отличиями по службе, бескорыстием и доброю нравственностью обратят на себя Высочайшее внимание, зависит от непосредственного усмотрения и благоизволения Императорского Величества» [7, ст. 5].
Более детально законодательство имперского периода регулировало порядок приобретения потомственного дворянства в порядке чинопроизводства и в результате награждения российскими орденами. Изначально право на приобретение потомственного дворянства указанным способом, предоставлялось тем лицам, по происхождению своему не принадлежавшим к данному сословию, которые дослужились на гражданской службе до VIII чина, a на военной до звания обер-офицера [10, ст. 11, 15]. Причем было установлено, что если «дед, отец и сын имели чины, приносящие личное дворянство, то потомству их дозволяется просить дворянства действительного. Если дед и отец состояли в службе и в чинах, приносящих личное дворянство, не менее 20 лет каждый, то внуку, дозволяется просить дворянства действительного» [2, ст. 92, п. 20].
Наконец, награждение российскими орденами первых степеней, а равно орденами Св. Владимира и Св. Георгия всех степеней, сообщало своим обладателям потомственное дворянство [1, с. 16]. Правила о награждении были закреплены Установлениями о российских Императорских орденах [11], в Положении о наградах по службе [9], а также Учреждениями орденов и других знаков отличия [12], последний акт довольно детально систематизировал законодательство по этому вопросу.
Расширение перечня способов приобретения потомственного дворянства не могло не сказаться на его численности, которая начала быстро расти, причем за счет лиц, примкнувших к «благородным» на службе. Этот факт можно наглядно продемонстрировать на примере Пензенской губернии, где с 1785 по 1894 гг. численность родов, внесенных в дворянскую родословную книгу увеличилась со
130 до 1 073. При этом, если в первые годы ее ведения преобладали дворянство жалованное и благородное (78 родов или 60,0 % от их общего количества), то во второй четверти XIX века доминирует уже дворянство, получившее данный статус в результате выслуги по службе (450 родов или 90,3 % от их общего количества). Постепенно это привело к доминированию «служивого» дворянства, над всеми остальными разрядами, так в 1894 г. из 1 073 родов, зафиксированных дворянской родословной книгой рассматриваемой губернии 799 были записаны во II и III ее части, что составляло 74,4 % (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1.
Сведения, вносимые в дворянскую родословную книгу Пензенской губернии с 1785 по 1894 гг.* / Entries in the Book of Nobility Penza province
from 1785 to 1894
Часть / Part С 1785 по 1794 / Since 1785 to 1794 С 1794 по 1824 / Since 1794 to 1824 С 1824 по 1854 / Since 1824 to 1854 С 1854 по 1894 / Since 1854 to 1894 Всего / Total
I 25 46 16 4 91
II 18 79 225 88 410
III 19 53 225 92 389
IV 2 6 - - 8
V 13 8 4 — 25
VI 53 63 28 6 150
Всего / Total 130 255 498 190 1 073
* Составлена по: ГАПО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 2000а. Л. 55 об.-56.
В такой ситуации правительство вынуждено было ужесточить порядок получения потомственного дворянства по службе. Для затруднения доступа к государственной службе лиц недворянского происхождения и соответственно для ограничения доступа в потомственное дворянство Николай I создал новое привилегированное сословие - почетные граждане. По Манифесту 10 апреля 1832 г. [4] к почетным гражданам были отнесены «действительные» студенты университетов, имевшие степень кандидата наук, художники, получившие аттестат из Академии Художеств, иностранные ученые, художники, «торгующие капиталисты» и «хозяева значительных мануфактурных и фабричных заведений». Почетное гражданство так же давалось купцам: получившим звание «Коммерции» или «Мануфактур-советника»; получившим один из орденов; состоявшим 10 лет в первой гильдии либо 20 лет во второй [4, с. 194]. На почетных граждан не распространялся «подушный оклад», они были освобождены от рекрутской повинности, и к ним не применялись телесные наказания [4, с. 193]. Почетное гражданство передавалось по наследству, ими становились законные дети самих почетных граждан и дети личных дворян [4, с. 194]. Статус почетного гражданина включал в себя ряд привилегий, которыми обладало только дворянство: освобождение от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от «подушной подати». В то же время, в отличие от дворянства почетные граждане
не могли создавать свои корпоративные организации подобно дворянским собраниям, а сам статус почетного гражданина не предполагал преимуществ на государственной службе. Очевидно, что если личное дворянство еще можно было приравнять к дворянскому сословию в целом, то почетные граждане на эту роль претендовать никак не могли, замыкаясь в кругу своего пусть и привилегированного, но отдельного сословия [13, с. 107].
В 1845 г. Николай I издал Манифест «О порядке приобретения дворянства службой», в котором было решено «приобретение дворянства потомственного перенести на чины высшие, дающие действительную возможность оказывать заслуги, достойные столь важной награды», впрочем, «не желая никому заграждать пути достижения трудами и дарованиями дворянских преимуществ» [7, с. 450]. С этого момента потомственное дворянство даровалось лицам, дослужившимся на военной службе до штаб-офицерского чина (VIII класс), а на гражданской службе - до чина статского советника (V класс) [7, с. 450-451]. В 1856 г. Александр II, принимая во внимание увеличение числа служащих, как по гражданской, так и по военной службе, пошел еще дальше и указом от 13 декабря 1856 г. перенес права приобретения потомственного дворянства на более высокие чины, чем было утверждено ранее. Иными словами, после вступления закона в силу потомственное дворянство мог получить служащий, дослужившийся до действительного статского советника (IV класс гражданской службы), а также до полковника или соответствующего ему чина флота - капитана 1-го ранга [8, с. 1052-1053]. Установленный этим актом порядок приобретения дворянства путем выслуги на службе больше не изменялся.
Впрочем, ужесточение порядка приобретения потомственного дворянства почти не сказался на его численности которая продолжила расти. Замедлилось только увеличение количества вновь приобретших данный статус в результате выслуги на государственной службе. Об этом также свидетельствуют данные из родословной книги Пензенской губернии, где в период с 1854 по 1894 гг. рост численности потомственного дворянства второй и третьей групп действительно заметно затормозился (см. табл. 1).
Заключение
Таким образом, порядок получения потомственного дворянства лицами, по происхождению своему не принадлежавшими к данному сословию, довольно детально был урегулирован законодательством имперского периода. При этом в первые десятилетия после того как сословие было окончательно сформировано самодержавная власть старалась увеличивать численность наиболее привилегированной части дворянства, чего требовало увеличение численности государственного аппарата, связанное как с расширением территории страны и увеличением количества населения, так и с отменой обязательной службы потомственных дворян, что постепенно приводило к сокращению их прослойки в составе чиновничества. Но начиная со второй четверти XIX века правительство пошло в обратном направлении, многое делая для того, чтобы минимизировать приток в дворянство выходцев из других сословий, что было вызвано чрезмерным увеличением его численности именно за счет лиц, получавших
возможность стать частью потомственного дворянства путем выслуги на государственной службе.
Библиографический список
1. Блосфельдт Г. Сборник законов о дворянстве. Санкт-Петербург: [Б. и.], 1901. 467 с.
2. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства от 21. 04. 1785 г. // ПСЗ-I. Т. XXII. № 16187.
3. Романович-Славатинский А. В. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. Санкт-Петербург: Типография МВД, 1870. 564 с.
4. Об установлении нового сословия под названием Почетных Граждан: манифест от 10.04.1832 г. // ПСЗ-II. Т. VII. № 5284.
5. О выдаче Обер-Офицерам на дворянство патентов: именной, данный Сенату Указ от 16.01.1721 г. // ПСЗ-I. Т. VI. № 3890.
6. О запрещении Правительствам самим собою вводить в дворянское достоинство и выдавать на оное грамоты без Высочайшего утверждения: именной, данный Сенату Указ от 04.12.1796 г. // ПСЗ-I. Т. XXIV. № 17608.
7. О порядке приобретения дворянства службою: манифест от 11.06.1845 г. // ПСЗ-II. Т. XX. № 19086.
8. О приобретении потомственного дворянства производством по гражданской службе в действительные Статские Советники или соответствующий сему чину 4-й класс, а по военной в Полковники или же в соответствующий оному чину Флота Капитана 1-го ранга: указ от 13.12.1856 г. // ПСЗ-II. Т. XXXI. № 31236.
9. Положение о наградах по службе от 31.07.1859 г. // ПСЗ-II. Т. XXXIV. № 34781.
10. Табель о рангах от 24 января 1722 г. // ПСЗ-I. Т. VI. № 3890.
11. Установление о российских Императорских орденах от 05.04.1797 г. // ПСЗ-I. Т. XXIV. № 17908.
12. Учреждение орденов и других знаков отличия. [Т. 1 Свода законов]: Изд. 1876 года. Санкт-Петербург: Тип. Второго отд. соб. Е. и. в. канцел., 1876. 194 с.
13. Федосеев Р.В. Внутрисословная стратификация и источники пополнения дворянства Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX в.: историко-правовые аспекты // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 8. С. 105-108.
14. Федосеев Р. В. Правовой статус дворянского сословия в России в конце XIX - начале XX века // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2018. № 3 (3). С. 5.
15. Яблочков М. Т. История дворянского сословия в России. Санкт-Петербург: Тип. А.М. Котомина, 1876. 124 с.
fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoeue uccAedoeaHun. 2020. № 2 (9).
References
1. Blosfel'dt G. Sbomik zakonov o dvoryanstve (Collection of laws on the nobility). Sankt-Peterburg: [B. i.], 1901. 467 s.
2. Gramota na prava, vol'nosti i preimushchestva blagorodnogo Rossijskogo Dvoryanstva ot 21.04.1785 g. (The Charter on the rights, liberties and advantages of noble Russian Nobility of 21.04.1785) // PSZ-I. T. XXII. № 16187.
3. Romanovich-Slavatinskij A. V. Dvoryanstvo v Rossii ot nachala XVIII veka do otmeny krepostnogo prava (Nobility in Russia from the beginning of the XVIII century to the abolition of serfdom). Sankt-Peterburg: Tipografiya MVD, 1870. 564 s.
4. Ob ustanovlenii novogo sosloviya pod nazvaniem Pochetnyh Grazhdan : manifest ot 10.04.1832 g. (The establishment of a new estate of Honorary Citizens : the Manifesto of 10.04.1832) // PSZ-II. T. VII. № 5284.
5. O vydache Ober-Oficeram na dvoryanstvo patentov: imennoj, dannyj Senatu Ukaz ot 16.01.1721 g. (On the issue of patents to Ober-Officers on nobility: name, given to the Senate Decree of 16.01.1721 of the Senate) // PSZ-I. T. VI. № 3890.
6. O zapreshchenii Pravitel'stvam samim soboyu vvodit' v dvoryanskoe dostoinstvo i vydavat' na onoe gramoty bez Vysochajshego utverzhdeniya: imennoj, dannyj Senatu Ukaz ot 04.12.1796 g. (On prohibition of Governments themselves to introduce into nobility and to issue on it certificates without the highest approval: name, given to the Senate by the Decree of 04.12.1796 of the Senate) // PSZ-I. T. XXIV. № 17608.
7. O poryadke priobreteniya dvoryanstva sluzhboyu : manifest ot 22.06.1845 g. (About the order of acquisition of nobility by service: the Manifesto of 11.06.1845) // PSZ-II. T. XX. № 19086.
8. O priobretenii potomstvennogo dvoryanstva proizvodstvom po grazhdanskoj sluzhbe v dejstvitel'nye Statskie Sovetniki ili sootvetstvuyushchij semu chinu 4-j klass, a po voennoj v Polkovniki ili zhe v sootvetstvuyushchij onomu chinu Flota Kapitana 1-go ranga : ukaz ot 13.12.1856 g. (On the acquisition of hereditary nobility by the proceedings in the civil service in the actual State Councilor or appropriate to this rank of the 4th class, and according to a military Colonel or corresponding rank that meter Fleet Captain 1-rank: the decree of 13.12.1856) // PSZ-II. T. XXXI. № 31236.
9. Polozhenie o nagradah po sluzhbe ot 31.07.1859 g. (Regulations on Service Awards of 31.07.1859) // PSZ-II. T. XXXIV. № 34781.
10. Tabel' o rangah ot 24 yanvarya 1722 g. (The Table of Ranks of 24 January 1722) // PSZ-I. T. VI. № 3890.
11. Ustanovlenie o rossijskih Imperatorskih ordenah ot 05.04.1797 g. (Establishment of Russian Imperial Orders from 05.04.1797) // PSZ-I. T. XXIV. № 17908.
12. Uchrezhdenie ordenov i drugih znakov otlichiya (Establishment of orders and other decorations). [T. 1 Svoda zakonov]: Izd. 1876 goda. Sankt-Peterburg: Tip. Vtorogo otd. sob. E. i. v. kancel., 1876. 194 s.
13. Fedoseev R.V. Vnutrisoslovnaya stratifikaciya i istochniki popolneniya dvoryanstva Srednego Povolzh'ya vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v.: istoriko-
pravovye aspekty (Intra-class stratification and sources of replenishment of the nobility of the Middle Volga region in the second half of the XIX - the beginning of XX in.: historical-legal aspects) // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo (Society: politics, economy, law). 2016. № 8. S. 105-108.
14. Fedoseev R. V. Pravovoj status dvoryanskogo sosloviya v Rossii v konce
XIX - nachale XX veka (Legal status of the nobility in Russia in the late XIX - early
XX century) // Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya (Humanitarian and political-low studies). 2018. № 3 (3). S. 5.
15. YAblochkov M. T. Istoriya dvoryanskogo sosloviya v Rossii (History of the nobility in Russia). Sankt-Peterburg: Tip. A.M. Kotomina, 1876. 124 s.
Сведения об авторе
Федосеев Роман Васильевич - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается изучением проблем правового статуса, политического и экономического положения дворянского сословия во второй половине XIX - начале XX в. Автор более 150 научных и учебно-методических работ.
E-mail: [email protected] About the author
Fedoseev Roman Vasil'evich - doctor of historical Sciences, associate professor, professor of the department of state and legal disciplines of The Mid-Volga Institute (branch) The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia). Engaged in the study of the problems of legal status, political and economic status of the nobility in the second half of XIX - early XX century. The Author of over 150 scientific and educational works.