Научная статья на тему 'Порядок приобретения и изменения городского состояния в России во второй половине XIX века на примере представителей мещанских обществ среднего поволжья'

Порядок приобретения и изменения городского состояния в России во второй половине XIX века на примере представителей мещанских обществ среднего поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОРЯДОК ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ / МЕЩАНЕ / РЕГИОН СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / CITY STATUS / PETITE BOURGEOISIE / CITY ESTATE / PETIT-BOURGEOIS SOCIETY / THE MIDDLE VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Окутина Наталья Николаевна

Статья посвящена изучению вопросов приобретения, изменения и утраты городского состояния в России в XIX веке; рассмотрены основные нормативно-правовые акты, посвященные данной проблеме; проанализированы архивные материалы правоприменительной практики по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Окутина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Order of acquisition and change of a city status in Russiain the second half of the XIX century, concerning representatives of petit-bourgeois groups of the Middle Volga region

The article is devoted to the study of questions of acquisition, change and loss of a city status in Russia in XIX century. The author considers basic legislation, devoted to the problem and analyses archive law materials.

Текст научной работы на тему «Порядок приобретения и изменения городского состояния в России во второй половине XIX века на примере представителей мещанских обществ среднего поволжья»

Н. Н. Окутина*

порядок приобретения и изменения городского состояния в РОССИИ во второй половине XIX века на примере представителей мещанских обществ среднего поволжья

Ключевые слова: городское состояние и порядок его изменения, мещане, регион Среднего Поволжья..

Аннотация: статья посвящена изучению вопросов приобретения, изменения и утраты городского состояния в России в XIX веке; рассмотрены основные нормативно-правовые акты, посвященные данной проблеме; проанализированы архивные материалы правоприменительной практики по данной проблеме.

Key words: city status, petite bourgeoisie, city estate, petit-bourgeois society, the Middle Volga Region.

Summary: The article is devoted to the study of questions of acquisition, change and loss of a city status in Russia in XIX century. The author considers basic legislation, devoted to the problem and analyses archive law materials.

Изучение правовых основ порядка приобретения, изменения и утраты статуса представителей городского общества имеет особое значение для дальнейшего развития истории юридической науки, поскольку позволяет выявить источники пополнения городских сословий, определить порядок приобретения данного статуса в рассматриваемый период и придти к пониманию эффективности законодательства в сфере деятельности органов сословного самоуправления. Вместе с тем, необходимо признать тот факт, что обозначенная тема проводимого исследования в рамках статьи не нашла достойного отражения в трудах отечественных правоведов XIX и XX веков. Более того, в российском законодательстве рассматриваемого исторического периода не существует комплексного законодательного акта, ре-глирующего данные правоотношения. Своеобразными комментариями и разъяснения к ряду статей Свода законов о состояниях людей в государстве являются ревизские сказки и приговоры мещанских обществ губерний Российской империи, т.е. архивные источники.

Согласно Городовым положениям 1870 и 1892 гг. представители мещанского общества, как одной из важных составляющих городского сосло-

* Консультант ООО «Объединённая юридическая компания» (г. Ульяновск).

вия, несмотря на существенное ограничение избирательных прав, сначала трехразрядной избирательной системой, а затем высоким имущественным цензом, по-прежнему сохраняли своё фактическое право на участие в городском самоуправлении. Вместе с тем, изъятие земли после реформы и отсутствие компенсационных выплат вынудили представителей мещанского сословия искать материальной помощи у своих общин. В этой связи на протяжении практически всего рассматриваемого периода в истории отчерченного государства сохраняется заинтересованность представителей ряда слоёв городского населения в интеграции в мещанское общество. Наиболее активно процесс причисления в мещанские общества проходил в 18601880-х гг., что объясняется отменой подушной подати (в 1866 г.) с мещан, в то время как для крестьян она оставалась на прежних условиях. В 90-е гг. XIX в. происходит некоторое снижение численности сословия в массовой доле городских жителей - с 1858 - по 1897 гг. с 63,6 % до 22,3 % и увеличение в массовой доле городских жителей в данный период с 2,5 % до 6,1 %1 что связано с утратой им привилегий и ослаблением заинтересованности крестьян в приписке.

Изучая архивные документы государственных архивов Татарстана, Ульяновской и Самарской областей, можно сделать вывод, что сословие пополнялось за счет разорившихся купцов, ремесленников, священников и их детей, отставных солдат, отпущенных и временнообязанных крестьян и т.д.

Кроме того, число Симбирских мещанских общин пополнялось также и засчёт новокрещённых татар2. Свидетельством упадка данных представителей городских сословий является и тот факт, что порядка 97% мещанских общин Российской империи в 90 - ые гг.Х1Х века собирали скромные по величине суммы на общественные нужды. При этом собственные здания имели лишь 9 % мещанских общин, а 36 % общин имело в собственности недвижимость. В некоторых городах это значение достигало минимума. Так, в г. Котяков Симбирской губернии из 20 живущих мещан, только 2 имели собственность3.

В то же время, изъяв Городовым положением 1870 г. мещанскую общину из общегородского управления, законотворцы продолжили ее ин-

1 Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). М., 1956. С. 65.

2 Государственный архив Ульяновской области (далее: ГАУО). Ф. 143. Оп. 1. Д. 4. 1864 - 1896 гг. Алфавит Симбирских мещан, причисленным по уездам Симбирской казённой палаты.

3 Там же. Д. 65. 1874 г. Циркуляр МВД: указы и предписания Симбирскому губернскому правлению: список лиц, служащих в канцелярии мещан, имеющих право быть присяжными заседателями.

теграцию в управленческие структуры. Как было отмечено, «никто: всерьез не собирался отказываться от тех финансовых, организационных и кадровых выгод, которые давал сословный строй в государственном управлении и контроле. Консервация сословий и связанных с ними общинных структур у горожан стоят, таким образом, в непосредственной связи с реформами4».

Правом приобретения состояния городского обывателя были наделены лица, «имеющие право или обязанность избирать род жизни». Столь неопределённая формулировка подразумевает под собой ряд способов приобретения городского состояния и вступление в городскую общину. Во-первых, рождение в мещанской семье, во-вторых, переход в мещанское сословие и, в-третьих, вступление в брак с мещанином. В перечисленных случаях новые члены общины заносились управой в общинные списки, которые подтверждали официальную принадлежность к сословию мещан. Вопросы о приёме и увольнении решались на общинном сходе. Подписанные приговоры направлялись по принадлежности в Казённую палату, где окончательно оформляли новую сословную принадлежность. К примеру, вольноотпущенная Г.Поповцева была причислена в самарское мещанское общество Указом Симбирской казённой палаты в 1851 году.5 Уже после отмены подушной подати с мещан участие Казённой палаты становилось в решении данного вопроса простой формальностью6.

Существовали, так называемые, и «приписные мещане». Для них процедура приписки к общине была упрощена. От получения согласия общин на приём освобождались согласно своду законов о состояниях:

- отставные солдаты, поступившие на службу по рекрутскому уставу (до 1874 г.)

- воспитанники сиротских домов, достигшие 21 года,

- незаконнорожденные по достижению совершеннолетия,

- дети церковнослужителей, не имеющих право на вступление в высшее сословие,

- церковнослужители, получившие согласие начальства на переход в городское состояние;

- дети канцелярских служителей,

- евреи, принявшие христианское вероисповедание,

4 Бухараев В. М. Провинциальный обыватель в конце XIX - начале ХХ века: между старым и новым // Социальная история: Ежегодник.1997. М, 1998. С. 19 - 33.

5 Государственный архив Самарской области (далее: ГАСО). Ф. 170. Оп. 6. Д. 1050. 1851 г. Объявления о предоставлении ревизских сказок в 1851 г.

6 Свод законов Российской империи 1876. Т. IX. Законы о состояниях. СПб., 1876. Ст. 521, 550 - 556.

- однодворцы Западных губерний.

Данные категории по распоряжениям Казённых палат приписывались к общинам, но не имели права голоса на сходах, а в общинных списках значились «для одного народного счёта». Лишь через пять лет после приписки они могли ходатайствовать перед собранием мещан о приёме в общину.7 Что касается воспитанников детских домов, то они могли быть приписаны к городскому обществу при согласии опекунских советов.

Согласно ст. 248 Законов о состояниях свободные сельские обыватели также могли приобрести статус городского жителя. Как известно, правом торговли были наделены представители купеческого сословия, поэтому представители дворянства нередко были вынуждены вступать в купеческие гильдии для занятия предпринимательской деятельностью, при этом сохраняя все привилегии дворянского титула. Вместе с тем, причисление в городское общество могло быть только в случае согласия самого городского общества. Просьбы о причислении в общества заявители могли подавать как в Казённые палаты тех губерний, в которых проживали, так и в те, к которым желали быть приписанными. Процедура приобретения городского состояния проходила в несколько этапов. В частности, Казённая палата после получения соответствующего заявления, проверяла через Думу или Ратушу наличие согласия городского общества на принятие нового члена, а также подлинность увольнительного приговора. В архивных материалах Самарского государственного архива было исследовано письмо в адрес мещанского старосты, поступившее из Самарской городской думы. В нём Городская дума уведомляла Самарскую Казённую палату о принятии решения причислить в мещанское общество купца с семьёй магометанского вероисповедания8.

Для записи в мещанское сословие удельным крестьянам необходимо было иметь увольнение от удельного департамента. Что касается свободных хлебопашцев, то подача заявления о желании вступить приобрести городское состояние, была возможна только в случае выполнения всех обязательств в отношении к прежним владельцам. Особый порядок приобретения статуса члена городского общества был и в отношении колонистов, которые при подаче заявления должны были также предоставить увольнение от местного начальства и письменное согласие всего общества.

7 Кострикова О. А. Мещанство уездных городов Ярославской губернии в конце XVIII в. - первой половине XIX в. Автореф. дисс. .. .канд. ист. наук. Иваново, 2003. С. 28.

8 ГАСО. Ф. 170. Оп. 6. Д. 782. 1866 г. О причислении исключении разных лиц из Самарского мещанского общества, о взыскании с мещан общественных повинностей.

Голосование проводилось с помощью шаров, которые опускались в ящики, накрытые сукном. В один из них опускались шары - «за», в другой

- «против». Решение принималось простым большинством, а в случае равенства голосов, отданных за претендентов, решение принималось путём жребия. Однако существовали исключения. В частности, число участников схода законом чётко регламентировалось, и было определено в количестве 24 домохозяев согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений 1890 г. в случаях, если в общину принимали бывших арестантов.

По заявлениям мещан о нарушениях процедуры выборов или о подкупах избирателей, Губернским правлением проводилось расследование. По его указам чины местных полицейских органов или чиновники правления по особым поучениям собирали свидетельства, допрашивали причастных к событиям лиц и т.д., после чего дело передавалось в суд или прекращалось.

В общинах Казани и Симбирска распространено было взимание денег при приёме в общины. Думается, что эта традиция уходит своими корнями во времена существования подушной подати.9 Традиция поддерживалась общинами из соображений дополнительных доходов в бюджет общины. Пожертвование денег зависело от уровня состоятельности. Архивные данные Симбирска свидетельствуют, что в мещанской общине сложилась практика взимания с вновь приписанных мещан 15 рублей. В Казани сумма сбора не была установлена и колебалась от 5 до 25 рублей. Пожертвованные деньги шли на счет богадельни. В Казани деньги русских мещан шли также на счёт богадельни, а сборы с татар - на благотворительные нужды мещан - мусульман.

В мещанскую общину отказывались зачастую принимать лиц, имеющих на попечении тяжелобольных, одиноких женщин и вдов с детьми10. Это было связано с опасениями в их неплатежеспособности. Под особым контролем находились вопросы принятия в общество лиц, судимых или ранее совершавших преступления. Так, на основании материалов Самарской уголовной палаты Самарская Городская дума приняла решение об отказе в принятии в мещанское общество М. Алеева, ранее неоднократно совершавшем преступления11. Формальной причиной для отказа могли быть личная

9 Свод законов Российской империи 1857. Т. V. Устав о податях. СПб., 1857. ст. 445.

10 ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 304. 1896 г. Дело о невыдаче видов на жительство мещанину г. Симбирск М.Е. Ефимову из-за оставления их семей без средств пропитания.

11 ГАСО. Ф. 170. Оп. 6. Д. 785. 1865 г. О непринятии мещанина М. Алеева бывшего под судом, на жительство в мещанское общество Самары.

неявка на сход, отсутствие осёдлости или недвижимого имущества в городе. Вместе с тем, согласно ст. 496 Законов о состояниях 1842 года, причисленные в мещанское общество освобождались на 2 года от казённых податей, личных и денежных городских повинностей, земских сборов и служб. Таким образом, городское общество не отвечала в течение данного срока за вновь принятого члена по его финансовым и долговым обязательствам, тем самым, вновь вступивший в общество должен был доказать свою финансовую самостоятельность и благонадёжность.

На общину возлагалось также обязанность, которую скорее можно назвать «бременем», приписывать к семьям мещан приёмных детей и незаконнорожденных. Сход должен был проверять полноту представляемых документов: заявление приемных родителей, метрические выписки, согласие опекунов или родственников; и выносить решение по делу. Акт приписки детей в семейных списках общины являлся основанием для включения в семейные списки Государственного Казначейства.12 Старосты и управы удостоверяли сословную принадлежность общинников, семейное и материальное положение. Данные сведения запрашивались для оформления наследства, поступления в учебные заведения, для несения рекрутской повинности.

Изменение городского состояния могло выражаться в переходе в иное состояние, либо прекращение статуса члена городского общества на территории какой-либо губернии страны. Согласно ст. 351 Законов о состояниях мещанин, желающий перейти в город другой губернии должен был получить от своего общества увольнение. Решение о даче согласия на увольнение члена общины принималось большинством голосов и утверждалось городским головой. После рассмотрения данного акта в Городской думе или Магистрате обратившийся получал свидетельство на поступление в другую губернию. Существовал также упрощённый порядок регистрации члена городского сословия путём дачи заявления о намерении приписаться в Казённую палату той губернии, на территории которой хотят проживать. В этом случае на палату возлагается обязанность собирания необходимых сведений и проведение запросов. В обоих случаях Казённая палата уведомляла Министерство финансов о переходе в иное состояние членов мещанского общества в целях выявления неоплаты податей.

12 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1015. Оп. 1. Д. 5. 1900 г. О рождении, бракосочетании и смерти мещан; ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 286. 1895 г. Указ Симбирского губернского правления об освобождении от оплаты повинностей по болезни и старости; заявления и прошения мещан и о выдаче наград служащим мещанского управления и др.

Увольнение из общины было разрешено лишь после того, как мещане уплатят все долги по сборам. Более того, мещане, покидавшие город на какое - либо время, должны были получить увольнительное свидетельство - билет или паспорт: «Никто не может отлучиться от места своего постоянного жительства без узаконенного вида, или паспорта. Постоянное место жительства или водворения мещан полагается в том городе, где они записаны в обывательские книги; посему пребывая постоянно или временно в селениях, они обязаны иметь узаконенные паспорта».13

Лишиться городского состояния мещанин мог и в случае совершения преступления, которое было связано с лишением всех гражданских прав. Кроме этого, законодательство рассматриваемого периода предусматривало исключение из общины за порочное поведение14. Общество градское также было уполномочено принять решение об исключении члена общества, опороченного судом, который подрывает доверие мещан и является неблагонадёжным. По приговорам мещанское общество могло отдавать членов общин в рекруты или отсылать мещан «развратного поведения» на поселение.

Законодатель из общего правила порядка перехода мещан в другую губернию делает исключение лишь для представительниц женского пола. Порядок перехода в иное состояние для них был упрощён и предусматривал исключительно подачу обращения в Казённую Палату. В случае перехода мещан в купечество, помимо увольнения из общества им необходимо было объявить гильдейских капитал.

Таким образом, мещанское сословие в XIX веке имело сложный состав и представляло собой крайне разнообразную среду. Деятельность мещанского общества было весьма условным, так как фактически каждый мог приобрести статус члена городского общества. Проведя анализ архивных документов, источников права XIX века, касающихся деятельности мещанских общин, можно отметить, что в основе деятельности городских общин лежали писаное право и обычаи наряду с законодательными актами. Кроме того, находит подтверждение тот факт, что главной целью создания мещанского общества было обеспечение выплаты налогов и податей.

13 Свод законов Российской империи 1890. Т. XIV. Устав о паспортах и беглых. -СПб., 1890. ст. 1,4.

14 Свод законов Российской империи. 1876. Т. IX, Законы о состояниях. СПб., 1876.

ст. 599.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.