Научная статья на тему 'Порядок применения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации'

Порядок применения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чихирева Т. Б.

В статьей описан действующий порядок контроля за уровнем цен, применяемых налогоплательщиками, с учетом арбитражной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок применения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 40 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. Б. ЧИХИРЕВА,

налоговый консультант АКГ«Интерком-Аудит»

Известно, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен1.

Таким образом, налоговым законодательством установлена презумпция соответствия цены сделки рыночным ценам. Обязанность по доказыванию обратного возлагается на налоговые органы2.

Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения изложены в ст. 40 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Сложившаяся в настоящее время арбитражная практика по вопросу контроля за уровнем рыночных цен свидетельствует о том, что положения указанной нормы НК РФ сформулированы недостаточно четко и понятно.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в случаях, перечисленных в п. 2ст. 40 НК РФ, аименно:

— по сделкам между взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 2ст. 40 НК РФ);

— по товарообменным (бартерным) операциям (подп. 2 п. 2ст. 40 НК РФ);

— при совершении внешнеторговых сделок (подп. 3 п. 2ст. 40 НК РФ);

— при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня

1 Пункт 1 ст. 40 НК РФ.

2 Согласно п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (подп. 4 п. 2ст. 40 НК РФ).

Перечень случаев, в которых цена сделки может быть проконтролирована со стороны налоговой инспекции, является закрытым3. Отсутствие в акте и решении налогового инспектора ссылки на основания, указанные в перечне, ведет к судебной отмене принятого налоговым органом решения. Об этом свидетельствует судебная практика4.

Прокомментируем каждый из возможных случаев контроля за ценой по сделке.

Сделки между взаимозависимыми лицами. Перечень взаимозависимых лиц приведен в ст. 20 НКРФ.

Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц:

— одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;

— одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (в случае сделки между физическими лицами);

— лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого (в случае сделки между физическими лицами).

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между эти-

3 Письмо Минфина России от 11.01.2009 № 03-02-07/1-2.

4 Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2003 № А56-19497/02 и от 07.07.2003 № А56-36999/02.

ми лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг)5. Конституционный Суд РФ в определении от 04.12.2003 № 441-0 отметил, что право признания лиц взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным в ст. 20 НК РФ, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Например, основанием для признания лиц взаимозависимыми может служить факт заинтересованности в совершении хозяйственным обществом сделки6. Кроме того, из арбитражной практики следует, что взаимозависимыми лицами могут быть признаны:

— организации, учредителями которых являются одни и те же граждане;

— организации, в которых руководитель юридического лица — покупателя, является учредителем юридического лица — продавца7;

— организации, учредители которых состоят в зарегистрированном браке8;

— если физическое лицо — арендодатель является учредителем и коммерческим директором юридического лица — арендатора9.

Товарообменные (бартерные) операции. Под товарообменными (бартерными) операциями понимаются отношения, возникающие из договора мены.

В соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой, не уплачивая при этом денежные средства. К указанной сделке-мене применяются правила о купле-продаже, если только это не противоречит существу мены. Каждая сторона договора мены признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности10.

5 Пункт 2 ст. 20 Налогового кодекса РФ.

6 Пункт 3.1 определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-0.

7 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от

17.03.2003 № 71.

8 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от

04.03.2004 № А78-3354/03-С2-20/119-Ф02-616/04-С1.

9 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2001 № А05-4541/00-334/14.

10 Статья 568 Гражданского кодекса РФ.

Внешнеторговые сделки. Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров.

Импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.

Экспорт товара — вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе11.

Налоговые органы вправе проверить правильность применения цен по сделкам при одновременном соблюдении следующих условий:

— цена отклоняется более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам);

— отклонение цены произошло в пределах непродолжительного периода времени.

Только при наличии двух указанных условий налоговый орган может приступить к осуществлению контроля за ценами по данному основанию12 (см. рисунок).

При этом следует обратить внимание на следующие моменты:

— во-первых, НК РФ не содержит определения понятия «непродолжительный период времени»13. Из анализа арбитражной практики можно сделать вывод, что для каждого конкретного случая непродолжительный период может различаться14. Такое же мнение выразил Минфин России в письмах от 16.09.2004 № 03-02-01/1, от 18.07.2005 № 03-02-07/1-190: «Для целей ст. 40 НК РФ непродолжительным периодом времени может быть признан период времени, определенный на основе исследования конкретных обстоятельств экономической деятельности налогоплательщика, учета особенности реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и специфики таких товаров, работ, услуг. Так, например, учитываются сезонное производство товаров, их распродажа по

11 Подпункт 3 п. 2 ст. 40 и ст. 11 Налогового кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

12 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2003 № А56-36999/02.

13 Постановление ФАС Поволжского округа от 16.09.2003 № А12-5865/03-С25.

14 Постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.05.2007 № Ф03-А24/07-2/1104, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 № Ф04-4805/2007 (36285-А46-19.

окончании сезона, сроки годности товаров, колебания потребительского спроса, другие существенные обстоятельства, повлекшие отклонение применяемых налогоплательщиками цен.

Полагаем, что для каждой сферы деятельности характерен свой период времени, соответствующий признаку непродолжительного периода, в течение которого отклонение примененных налогоплательщиками цен вызвано колебаниями рыночных цен»;

— во-вторых, налоговые органы при контроле за ценами по данному основанию часто не учитывают следующее: отклонение цен более чем на 20 % рассчитывается на основании цен, применяемых самим проверяемым налогоплательщиком, а не уровня рыночных цен15.

— в-третьих, термины «уровень цен», «цены» употребляются в ст. 40 НК РФ во множественном числе, следовательно, единственная цена, примененная налогоплательщиком (например, по разовой сделке), не может служить основанием для осуществления в отношении этой сделки налогового контроля по данному основанию16.

Налоговые органы вправе вынести решение о доначислении налога в случаях, приведенных ранее, при условии, что цена сделки отклоняется более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от рыночной цены на идентичные (однородные) товары17.

Таким образом, следующим этапом при осуществлении контроля за ценообразованием налогоплательщика является определение уровня рыночных цен.

Налоговый кодекс РФ предусматривает три метода определения рыночной цены товаров (работ, услуг):

— метод идентичных (однородных) товаров (работ, услуг);

— метод последующей реализации;

— затратный метод.

Метод идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

15 Постановление ФАС Московского округа от 09.07.2001 № КА-А40/3370-01.

16 Постановление ФАС Центрального округа от 15.07.2005 № А23-4246/04А-5-353.

17 Пункт Зет. 40 Налогового кодекса РФ.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

— потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

— маркетинговой политикой, в том числе при продвижении нарынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

— реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках18.

Порядок определения рыночной цены требует некоторых пояснений. Исходя из указанных определений, идентичными товарами могут быть товары одинаковой марки одного и того же производителя. Однородными могут быть признаны товары разных производителей и марок, но имеющие схожие характеристики.

В качестве примера приведем постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2005 по

18 Пункты 4—11 ст. 40 Налогового кодексаРФ.

— БУХГАЛТЕРИЗАКОН

делу № А56-15195/2005, вынесенное по результатам судебного разбирательства, в ходе которого было установлено, что налогоплательщик реализовал все автомобили «Ауди А6» по одинаковой цене, а в качестве основы для сравнения налоговый орган использовал цену на автомобиль марки «Газель». При этом налоговый орган не доказал сопоставимость легковых автомобилей иностранного производства и автомобиля «Газель» с точки зрения наличия признаков идентичности и однородности, т. е. суд не признал автомобили идентичными (или) однородными товарами, а следовательно, рыночные цены были применены неверно. Таким образом, суд признал доначисление налогов неправомерным.

Обращаем внимание, что в НК РФ не приводится порядок определения идентичности и однородности услуг и работ.

В письме от 16.09.2004 № 03-02-01/1 Минфин России разъяснил, что поскольку законодательно не определены понятия «идентичные работы, услуги» и «однородные работы, услуги», то в этом случае следует учитывать идентичность и однородность работ и услуг исходя из содержания соответствующих понятий «идентичный» и «однородный».

Так, в соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

Таким образом, основным признаком услуги или работы является вид оказываемых услуг (выполняемых работ), например, коммунальные услуги, аудиторские услуги, услуги по подбору кадров, ремонтные работы, работы по изготовлению рекламных материалов и др.

Необходимо также учитывать сопоставимость условий договоров19, в частности, объем, сроки оказания услуг (выполнения работ), порядок их оплаты и иные условия сделок, влияющие на цену. Об этом говорится вп.9 ст. 40 НК РФ.

Минфин России в письме от 16.09.2004 № 0302-01/1 рассматривает порядок контроля за ценой при аренде имущества20. По мнению финансового ведомства, существенными условиями в данном случае являются основные признаки объекта и

19 Постановление ФАС Поволжского округа от 27.07.2005 № А57-14681/03-16.

20 В целях налогообложения аренда относится к услугам.

условий аренды. Кроме того, на признание идентичности (однородности) услуг по передаче имущества в аренду не оказывают влияния деловая репутация арендатора и иные подобные критерии. Однако из анализа арбитражной практики следует, что репутация исполнителя на рынке соответствующих услуг может быть отнесена к сопоставимым условиям, например, в случае оказания управленческих услуг (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 № 09АП-9358/2008-АК по делу № А40-18689/08-75-55 (постановлением ФАС Московского округа от 26.12.2008 № КА-А40/12250-08 решение оставлено без изменения)).

Что касается официальных источников информации, то согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ21, оценка возможности применения сведений того или иного источника информации в соответствии со ст. 40 НК РФ во многом зависит не от формального статуса этого источника, а оттого, соответствуют ли данные о цене, сформированные этим источником, требованиям ст. 40 НК РФ или нет, и могут ли они быть применимы в каждом конкретном случае, т. е. содержит ли источник всю необходимую информацию для определения рыночной цены товаров (работ, услуг) (с учетом условий, на которых они реализуются).

В качестве официальных источников могут быть использованы:

— данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от предприятий-изготовителей;

— сведения об уровне цен, имеющиеся у Госкомстата22;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— данные, опубликованные в официальных изданиях23;

— специальные заключения экспертов24.

Не является основанием для определения рыночных цен информация о них, подтвержденная справкой администрации района25. Не принимаются сведения о ценах на товары и услуги от других компаний26 и из коммерческих справочников27.

21 Постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 № 11583/04.

22 Постановление ФАС Центрального округа от 16.01.2004 № А54-2185/03-С11.

23 Постановления ФАС Уральского округа от 30.07.2002 № Ф09-1563/02-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.10.2004 № Ф04-7035/2004(5155-А03-15).

24 Постановление ФАС Северо-Западного округа от

27.12.2002 № А56-11159/02.

25 Постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 № 11583/04.

26 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2001 № А56-5147/01.

27 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от

27.01.2003 № Ф04/357-1641/А27-2002.

У арбитражных судов нет единого мнения по поводу правомерности использования сведений о ценах, опубликованных в средствах массовой информации28.

Метод последующей реализации. При использовании данного метода рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется в виде разности цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Определение рыночной цены этим методом предусматривает учет цен последующей реализации покупателем именно того же самого товара, а не аналогичного или однородного29.

Что касается порядка определения прибыли, обычной для сферы деятельности налогоплательщика, то следует обратить внимание на определение ВАС РФ от 14.03.2008 № 16192/07 по делу № АЗЗ-12062/2006, в котором суд признал доначисление налогов неправомерным, так как налоговая инспекция определила рыночную стоимость на реализуемый обществом товар с нарушением правил ст. 40 НК РФ, поскольку при использовании метода последующей реализации учитывалась прибыль иных предприятий, не имеющих отношения к совершенным налогоплательщиком сделкам, а не прибыль непосредственных покупателей. Кроме того, использовались статистические сведения, отражающие норму прибыли предприятий, осуществляющих оптовую торговлю, без учета вида товара, реализация которого осуществляется, не учитывались условия сделок, которые могут повлиять на цены.

При определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) метод цены последующей реализации может использоваться лишь в случае невозможности применения первого метода (метода идентичных (однородных) товаров, работ или услуг)30.

Затратный метод. При использовании затратного метода рыночная цена товаров, работ

28 Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.09.2004 № А28-4461/2004-262/21, ФАС Уральского округа от 30.07.2002 № Ф09-1563/02-АК.

29 Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2008 № КА-А40/10232-08.

30 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.10.2009 поделу № А42-2698/2005-5.

или услуг, реализуемых продавцом, определяется в виде суммы произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Применяя затратный метод, налоговая инспекция не вправе отталкиваться отданных проверяемого налогоплательщика, а должна установить обычные для такой деятельности расходы и норму прибыли31, т. е. применять усредненные показатели затрат и прибыли, а не фактические показатели, которые отражены налогоплательщиком в калькуляции себестоимости.

Данный метод может быть применен только тогда, когда налоговым органом исчерпаны все иные предусмотренные ст. 40 НК РФ возможности для определения рыночной цены (метод идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) и метод последующей реализации)32.

Пример 1

В течение непродолжительного периода времени налогоплательщик реализовал две партии идентичных (однородных) товаров (товар А):

— первая партия товара по цене 130 руб. /шт.;

— вторая партия товара по цене 100 руб. /шт.

Отклонение в ценах, применяемых налогоплательщиком, составляет 23,08% (30 / 130 х 100%), т.е. более 20 %, поэтому налоговые органы в данном случае имеют право проверить правильность применения цен для целей налогообложения (основание: подп. 4 п. 2 ст. 40 НКРФ).

1. Предположим, что рыночная цена товара составляет 115 руб./шт. В этой ситуации произвести доначисление каких-либо налогов невозможно, так как отклонение цен налогоплательщика от рыночной цены находится в пределах 20 % (при сравнении цен налогоплательщика 130 руб. и 100 руб. с рыночной ценой 115 руб. отклонение составит 13% (15 / 115 х 100%)).

2. Предположим, рыночная цена товара составляет 168 руб. /шт. В этой ситуации налоги могут быть доначислены, исходя из рыночной цены33, так как

31 Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.10.2008 по делу № Ф04-6518/2008(14707-А27-15), от 10.09.2007 по делу № Ф04-6102/2007(37892-А46-15); ФАС Московского округа от 31.03.2008 по делу № КА-А40/2317-08; ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2007 по делу № А26-8715/2006-29.

32 Определение ВАС РФ от 21.03.2008 № 3405/08.

33 Президиум ВАС РФ в п. 5 информационного письма от 17.03.2003 № 71 разъяснил, что в случае выявления сделок, цены по которым более чем на 20 % отклоняются от уровня цен, примененных данным налогоплательщиком в отношении идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в пределах непродолжительного периода времени, доначисление налога по этим сделкам не может производиться, исходя из

Порядок контроля за ценой по сделке

цены, применяемые налогоплательщиком по обеим сделкам, отклоняются от рыночной цены более чем на 20 % (22,62 % и 40,48 % соответственно).

Пример 2

Дополнительное условие к ситуации, указанной в примере 1: в течение непродолжительного периода времени налогоплательщик также продавал товар В, который не является идентичным (однородным) товару А. Цена реализации товара В — 75 руб. /шт.

Каких-либо других товаров, помимо перечисленных, в том числе идентичных (однородных) товару В, организация не продавала.

Поскольку сделка по реализации товара В носила разовый характер, то она не может быть проконтролирована налоговыми органами (при условии, что сделка заключена не между взаимозависимыми лицами, она не относится к бартерным и (или) внешнеторговым операциям).

Пример 3

В течение непродолжительного периода времени организация осуществляет поставки товара только од-

средней цены реализации. В этом случае налоговому органу следует установить уровень рыночных цен на идентичную (однородную) продукцию и доначислить налоги только по тем сделкам налогоплательщика, цены по которым отклоняются от рыночных более чем на20 %.

ному покупателю по цене 75 руб. /шт. При этом цена, сложившаяся на рынке идентичных (однородных) товаров, составляет 100 руб. /шт.

В этой ситуации при условии, что сделка заключена не между взаимозависимыми лицами, она не относится к бартерным и (или) внешнеторговым операциям. Налоговые органы не вправе проконтролировать цену, так как не выполняется одно из условий применения подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ (см. постановление ФАС Центрального округа от 15.07.2005 № А23-4246/04А-5-353).

Выводы. Из анализа ст. 40 НК РФ и арбитражной практики можно сделать вывод, что наибольшее число споров возникает в случае контроля за ценами по четвертому основанию, т. е. при наличии отклонений цены сделки более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Кроме того, открытый перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми, зачастую приводит к доказыванию взаимозависимости (или отсутствия таковой) в суде.

Правительством РФ был внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 305289-5 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, атакже о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»» в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Данный законопроект был одобрен Государственной Думой в первом чтении.

В соответствии с данным законопроектом признаются утратившими силу ст. 40 и 20 НК РФ, при этом часть первая НК РФ дополняется разделом V1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль соответствия цен, примененных в сделках, рыночным и регулируемым ценам. Соглашение о ценообразовании».

В частности, законопроектом предусматривается сохранить две группы оснований для признания лиц взаимозависимыми: по закону и по решению суда. При этом перечень лиц, при- БУХГАЛТЕР И ЗАКОН

знаваемых взаимозависимыми, и указанный в НК РФ, значительнорасширен.

Что касается сделок, цены по которым могут быть проконтролированы (контролируемые сделки), то к таким сделкам законопроект относит:

— сделки между взаимозависимыми лицами;

— сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, входящими в состав таких товарных групп, как нефть и нефтепродукты, черные металлы, цветные металлы, драгоценные металлы и драгоценные камни;

— сделки между российскими организациями (иностранными организациями через их постоянные представительства в Российской Федерации, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются государства и территории, включенные в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финан-

совых операций (офшорные зоны) (утверждается Минфином России), либо если бенефициарами по таким сделкам являются лица, включенные в указанный перечень.

Таким образом, законопроект не предусматривает такого основания для контроля за ценами со стороны налоговых органов, как отклонение в ценах, применяемых налогоплательщиком.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.