Научная статья на тему 'Порядок применения системы критериев (показателей), характеризующих образовательно-профессиональные программы и научно- педагогический потенциал вузов при расчете фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава (материалы рабочей группы экспертов) // Университетское управление: практика и анализ'

Порядок применения системы критериев (показателей), характеризующих образовательно-профессиональные программы и научно- педагогический потенциал вузов при расчете фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава (материалы рабочей группы экспертов) // Университетское управление: практика и анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок применения системы критериев (показателей), характеризующих образовательно-профессиональные программы и научно- педагогический потенциал вузов при расчете фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава (материалы рабочей группы экспертов) // Университетское управление: практика и анализ»

Порядок применения системы критериев (показателей), характеризующих образовательно-профессиональные программы и научно- педагогический потенциал вузов при расчете фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава (материалы рабочей группы экспертов)

1. Введение

1.1. История возникновения и трансформации методики определения численности профессорско-преподавательского состава вузов.

До 1936 г. численность профессорско-преподавательского состава (III 1С) определялась на основе ежегодных расчетов учебной нагрузки вузов и нормативов учебной нагрузки на преподавательскую должность (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор). Ежегодно каждый вуз представлял в министерство (Наркомпрос и т.д.) сводный расчет учебной нагрузки на следующий учебный год. В связи с ростом числа вузов в начале 30-х годов объем работы министерства по расчету штатов значительно увеличился, и было принято решение об изменении методики расчета численности преподавателей, а именно: использовать для расчета среднегодовой приведенный контингент студентов по каждой форме обучения и фактически сложившееся на 01.01.36 г. соотношение числа студентов и преподавателей по каждому вузу. Для определения соотношения между контингентом дневной, вечерней, заочной форм обучения использовались коэффициенты приведения к очной форме в соответствии с соотношением трудозатрат по различным формам обучения, определяемым по учебным планам. В различных вузах коэффициент приведения контингента вечерней формы обучения к дневной составлял 0,4-0,6, заочной формы к очной - 0,1-0,4. Коэффициенты приведения были установлены по вечерней форме обучения - 0,5, по заочной - 0,25. Одновременно с введением методики расчета ППС по штатным коэффициентам были отменены единые нормативы учебной нагрузки по должностям. Вузам было рекомендовано самостоятельно устанавливать эти нормативы на основе расчета учебной нагрузки по утвержденным министерством нормам и выделенного вузу штата ППС. Таким образом, введенные коэффициенты и методика расчета ППС фиксировали сложившиеся за десятилетия трудозатраты на подготовку специалистов.

В 1936-1957 гг. министерством проводилась работа по унификации штатных коэффициентов для всех вузов (изначально разница в коэффициентах по вузам была в пределах (10% от средней величины). Сама же методика расчета ППС базировалась то на приведенном к очному обучению контингенте с учетом весовых коэффициентов приведения для вечернего и заочного отделений, то на самостоятельном расчете численности ППС для каждой формы обучения, когда соотношение штатных коэффициентов по очной/вечерней/заочной формам обучения варьировалось в пределах от 1 до 0,25. По мере появления новых видов обучения для них устанавливался соответствующий коэффициент (например, для подготовительных отделений и так далее).

В 50-70-е годы, с возникновением потребности в подготовке кадров по новым специальностям (ракетно-ядерным, микроэлектронике, вычислительной технике, иностранным языкам и т.д.)

правительством, дополнительно к определяемой по штатным коэффициентам численности III 1С . ряду вузов выделялся целевым назначением штат ППС для подготовки указанных специалистов.

Увеличение в 60-х годах числа иностранных студентов. а также необходимость учета их слабой языковой и общеобразовательной подготовки обусловили установление расчетного коэффициента для определения штатной численности ППС на уровне 6 студентов на преподавателя (т.е. вдвое меньше. чем для отечественных студентов дневного отделения). Штат ППС выделялся вузам дополнительно в соответствии с расчетным контингентом иностранных студентов (в том числе. слушателей подготовительных факультетов).

Как правило. по истечении ряда лет такое целевое увеличение штата включалось в численность ППС за счет соответствующего изменения расчетного коэффициента. В результате этого к началу 80-х годов штатные коэффициенты ряда вузов. в основном ведущих университетов и многопрофильных технических вузов стали в 1.5-2.5 раза меньше. чем в среднем по стране.

В конце 80-х годов в связи с расширением самостоятельности вузов по организации. содержанию и структуре подготовки специалистов объективно возросли учебная нагрузка и трудозатраты. Большинство вузов доказывало необходимость увеличения штатов ППС. В этих условиях министерство уменьшило число видов учебной. учебно-методической и других видов работы. подлежащих нормированию. а самим нормам времени был придан рекомендательный характер. Конкретные нормативы каждый вуз устанавливал самостоятельно так. чтобы обеспечить выполнение всего объема учебной работы выделенным ему штатом.

Существующие в настоящее время соотношения численности студентов и преподавателей сложились в конце 80-х годов.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.03.87 г. N 325 " О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве" введены соотношения численности студентов и преподавателей в зависимости от формы обучения: по дневной (очной) форме - 8:1 (расчет ведется по сумме контрольных цифр приема в течение всего срока обучения). по вечерней (очно-заочной) - 15:1. по заочной - 35:1 (расчет ведется от фактического среднегодового контингента студентов).

По аспирантуре это соотношение было установлено расчетным путем и составило 9:1 по дневной (очной) и 12:1 по заочной формам обучения. При расчете используется фактический контингент аспирантов по состоянию на 1 января текущего года.

Для слушателей подготовительных отделений установлено такое же соотношение. что и для студентов дневной формы обучения. (расчет ведется по фактическому среднегодовому контингенту слушателей).

Позднее был введен еще один показатель - соотношение числа слушателей и преподавателей по институтам повышения квалификации (ИПК) и факультетам повышения квалификации (ФПК). Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 06.02.1988 г. N 166 " О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства" его величина устанавливалась на 25% ниже по отношению к установленному соотношению по студентам дневного отделения в данном вузе (если в вузе соотношение 8:1. то для ФПК - 6:1).

Для докторантов соотношение не введено. Подготовка докторской диссертации требует лишь консультирования. Исходя из того. что контрольные цифры приема магистров и бакалавров не устанавливались отдельной строкой. министерством принято решение о том. что соотношение для всех видов обучения. по которым выдается диплом о высшем образовании. определяется на уровне студентов очной формы обучения по той же методике расчета.

В 90-х годах были разработаны и приняты законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые направлены на развитие автономии образовательных учреждений (в том числе вузов), повышения их экономической самостоятельности и ответственности.

С этого времени сложившаяся методика стала применяться для обоснования расчетной численности ППС, а не для установления плановых показателей, как было ранее.

Кроме соотношений по различным формам обучения, введены и соотношения по некоторым отдельным специальностям.

Для отдельных вузов предусмотрены индивидуальные соотношения в целом по вузу.

В начале 90-х годов принято решение об упорядочении выделения фонда оплаты труда работников вузов, и на основе этих соотношений Госкомвузом России разработана ведомственная методика расчета базового фонда оплаты труда (ФОТ), в которой расчетная численность профессорско-преподавательского состава складывается как сумма ставок ППС по всем формам обучения и уровням образовательных программ, а также с учетом установленных соотношений по отдельным специальностям и вузам.

ФОТ рассчитывается как произведение суммы числа ставок ППС вуза, на средний тариф ППС, сложившийся в этом вузе, затем к этой величине добавляются доплаты за ученую степень, надбавки за должность и все остальные виды обязательных надбавок.

Оплата консультирования докторантов учитывается в дополнительно выделяемом почасовом фонде оплаты труда.

Поскольку в данном документе речь идет только о расчете численности ППС, остальная часть методики расчета ФОТ не приводится.

1.2. Основные критерии определения соотношения числа студентов и

преподавателей.

Существующая в настоящее время методика установления соотношения числа студентов и преподавателей, отличается относительной стабильностью и универсальностью. Она учитывает формы обучения и уровни образования, трудоемкость затрат по образовательным программам.

В то же время, она не отражает изменений, произошедших в работе вузов, и динамику развития высшей школы России в целом. Вне поля зрения оказались процессы перехода на многоуровневую подготовку специалистов, специфику, направленность и содержание реализуемых вузами профессионально-образовательных программ, изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране и другие реалии.

Отсутствие единых критериев и подходов обусловило появление различных методов определения соотношения числа студентов и преподавателей, поставило вузы в неравное положение по отношению друг к другу. Все это вызвало необходимость новой методики определения штатов ППС вузов.

• При формировании критериев (показателей) установления соотношения числа студентов и преподавателей рабочая группа исходит из необходимости:

• обеспечения среднего соотношения 10:1 по всем вузам России;

• единого подхода к вузам вне зависимости от их ведомственной принадлежности;

• расчета численности ППС по приведенному контингенту на основе контрольных цифр приема за весь срок обучения по всем формам обучения и уровням (ступеням) образования;

• обеспечения объективности критериев (показателей), их прозрачности и практической реализуемости.

• В качестве критериев для определения соотношения числа студентов и преподавателей вуза предлагаются:

• формы обучения;

• уровень и направленность реализуемых образовательно-профессиональных программ;

• научно-педагогический потенциал вуза;

• специфика отдельных специальностей (Приложение 1).

1.3. Правовые основы предлагаемых критериев установления соотношения

числа студентов и преподавателей.

В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется равная возможность получения (на конкурсной основе) бесплатного высшего образования в государственных образовательных учреждениях и государственная поддержка различных форм образования. Одним из условий реализации этой конституционной гарантии является обоснованная политика финансирования системы высшего и послевузовского профессионального образования, учитывающая как общие для всех высших учебных заведений факторы, так и конкретные особенности каждого вуза, что оговорено п. 1 статьи 40 Федерального закона "Об образовании". Единство и дифференциация факторов, влияющих на реальное финансирование деятельности вузов, являются главными условиями достижения фактического их равенства в данной системе. Федеральные органы управления образованием вправе (и обязаны) устанавливать нормы труда в соответствующих образовательных учреждениях (п. 13 статьи 28 Закона "Об образовании"), разрабатывать государственные нормативы финансирования образовательных учреждений (подпункт 8 статьи 37, статья 41 того же Закона). Установление соответствующих вышеперечисленным правовым требованиям критериев выбора соотношения числа студентов и преподавателей позволит выполнить указанные положения Закона.

При выработке предлагаемых критериев учтены также следующие нормы Федерального закона "Об образовании":

а) пункты 5 и 6 статьи 5, пункт 1 статьи 20 и пункт 10 статьи 50, предусматривающие дополнительные гарантии получения образования гражданами, нуждающимися в социальной помощи, а также гражданами с отклонениями в развитии и инвалидами;

б) положения статьи 7, определяющие государственные образовательные стандарты в качестве основы объективной оценки уровня образования;

в) статья 9, фиксирующая особую роль профессиональных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

г) пункт 2 статьи 40, устанавливающий долю расходов на финансирование высшего профессионального образования в размере не менее трех процентов расходной части федерального бюджета, а также обязательность финансирования обучения в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

д) статья 42, предусматривающая в качестве одного из расчетных показателей финансирования контрольные цифры приема студентов за счет средств федерального бюджета.

Аналогичные нормы содержатся также в статьях 2, 5, 11, 24, 28 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Рекомендуемая система критериев основывается так же на следующих положениях указанного Закона:

а) в числе основных принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования закрепляется необходимость сохранения традиций и достижений российской высшей школы, особая поддержка приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований (подпункты 3 и 5 пункта 1 статьи 2). Реализация данных принципов предполагает, в частности, учет фактически сложившихся соотношений числа студентов и преподавателей по отдельным профессионально-образовательным программам высшего и послевузовского образования;

б) в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 провозглашается недопустимость сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета (в целом по Российской Федерации);

в) статья 6 устанавливает ступени, сроки и формы получения высшего образования, отражающие различные уровни "квалификации" и определяемые ими трудозатраты вузов;

г) статьи 6, 8, 11, 18 предусматривают, что в структуре вуза могут быть различные подразделения, обеспечивающие преемственность довузовского, высшего и послевузовского образования, а также дополнительного профессионального образования;

д) статья 13 допускает создание в системе высшего и послевузовского профессионального образования научно-исследовательских организаций и других учреждений, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.

Перечисленные требования законодательства отражены в постановлениях Правительства Российской Федерации от 17.06.98 N 600 и от 11.12.98 N 1486, предусматривающих разработку критериев установления соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, в зависимости от реализуемых в вузах профессионально-образовательных программ и научно-педагогического потенциала вузов.

2. Методика расчета численности ППС вузов в зависимости от реализации образовательно-профессиональных программ

Исходные данные для расчета численности ППС и их условные обозначения:

1. >Ыстдо - численность студентов очной формы обучения, включая бакалавров;

2. Ыство - численность студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения;

3. Ыство - численность студентов заочной формы обучения;

4. Мстин - численность студентов-иностранцев;

5. Ыаспдо - численность аспирантов очной формы обучения;

6. Маспэо - численность аспирантов заочной формы обучения;

7. Ыорд - численность ординаторов;

8. Минтрерн - численность интернов;

9. Ыпо - численность слушателей подготовительного отделения;

10. Ыфпк - численность слушателей госбюджетных ФПК и ИППК.

Показатели по пунктам 1-8 рассчитываются на основе установленных контрольных цифр приема за весь период обучения.

Показатели по пунктам 9-10 рассчитываются на основе среднегодового контингента от установленных контрольных цифр приема.

Предлагаемые значения соотношения преподаватель/студент, учитывающие различные формы обучения и уровни образования:

студенты очной формы - 1:10 студенты очно-заочной формы - 1:18,75 студенты заочной формы - 1:43,75 студенты-иностранцы - 1:7,50 аспиранты очной формы - 1:7,50 аспиранты заочной формы - 1:10 слушатели ФПК и ИППК - 1:7,50 слушатели подготовительных отделений - 1:10 ординаторы - 1:3,75 интерны - 1:5

Приведенные соотношения составлены с учетом необходимости перехода к базовому значению 1:10 взамен существующего 1:8. При этом прежние пропорции сохранены, за исключением следующих форм обучения и уровней образования: аспиранты очной и заочной форм подготовки, а также ординаторы и интерны.

По мнению рабочей группы, уменьшение количества преподавателей для подготовки аспирантов повлечет за собой снижение ее качества. В связи с этим соотношение предлагается установить на уровне 1:7,50 по аспирантам очной и 1:10 по аспирантам заочной форм, а также сохранить на прежнем уровне соотношение численности преподаватель/студент для ординаторов и интернов.

С учетом изложенного, общая численность ППС рассчитывается по следующей формуле:

(1)

N

N.

до

N1

N

ППС

10

18,75 43,75 7,5

<™ , | , , , , ******* , 1Я

10

7,5

10

3,75

7,5

где ЫППС - общая численность ППС.

Если вынести за скобки коэффициент 1/10, то данная формула примет вид: (2)

где Ыпривед - приведенный контингент обучающихся в вузе.

При наличии в вузе подготовки по специальностям с индивидуальным соотношением преподаватель/студент этот контингент учитывается отдельно. В формуле (1) для расчета численности ППС следует добавить дополнительное слагаемое такого вида:

где Nиндlст- численность студентов, обучающихся по 1-й специальности данной категории; к] -коэффициент, учитывающий индивидуальное соотношение для 1-й специальности, при этом к] <10 (см. Приложение 2); п - число специальностей в данном вузе с индивидуальным соотношением.

При этом контингент обучающихся по специальностям с индивидуальным соотношением числа преподавателей и студентов в формуле (2) для проведенного контингента будет иметь вид:

где р,=10/к - коэффициент приведения для 1-той специальности значения которого указаны в Приложении 2.

Следует иметь в виду, что число студентов дневной формы обучения Ыстдо в формуле (2) не включает в себя контингент обучающихся по специальностям с индивидуальным соотношением.

Численность ППС, осуществляющего обучение докторантов, магистрантов, экстернов, отдельно не предусматривается, а оплата труда по этим видам работ производится за счет почасового фонда оплаты труда.

Используя приведенную методику расчета численности ППС вуза, можно рассчитать его фонд оплаты труда (ФОТ) следующим образом:

ФОТппс = Зср * ^ПС,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Зср - средний должностной оклад ППС, сложившийся по штатному расписанию конкретного вуза с учетом устанавливаемых обязательных доплат и надбавок.

3. Методика учета научно-педагогического потенциала вузов и обоснование использования критериев (показателей) его оценки при расчете фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов

С целью дифференцированного подхода к формированию фонда оплаты труда с учетом научно-педагогического потенциала вуза, его текущего состояния и стратегии развития предлагается взять за основу следующую формулу:

ФОТппс = а * ЗСр * Ыппс ,

где ФОТППС - фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава; а - коэффициент, значение которого принимается в зависимости от количества достигнутых показателей; Зср -средний должностной оклад ППС, сложившийся по штатному расписанию конкретного вуза с учетом устанавливаемых обязательных доплат и надбавок; Ыппс - общая численность профессорско-преподавательского состава.

Научно-педагогический потенциал вуза определяется следующими критериями:

1. Наличие в вузе подготовки по магистерским образовательным программам.

2. Наличие в аспирантуре и докторантуре по совокупности не менее 40 специальностей.

3. Наличие в структуре вуза ИППК или ФПК, финансируемых из федерального бюджета.

4. Наличие в штате ППС не менее 15% докторов наук, участвующих в учебном процессе (численность докторов наук учитывается в штатных единицах).

5. Наличие в штате ППС не менее 50% кандидатов наук, участвующих в учебном процессе (численность кандидатов наук учитывается в штатных единицах).

6. Наличие в структуре вуза научных учреждений, образованных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.

7. Наличие годового бюджетного финансирования научных исследований в вузе в объеме не менее 5 тыс. рублей в расчете на одного доктора наук без учета штатных совместителей.

8. Наличие в вузе не менее 3-х диссертационных советов по защите докторских диссертаций.

9. Наличие в библиотеке книжного фонда, содержащего не менее 1 млн. томов, или отнесение библиотеки к первой группе по оплате труда.

10. Наличие вузовской информационной компьютерной сети с выходом в глобальные мировые компьютерные сети и с числом компьютеров в вузовской сети не менее, чем 1 компьютер на 75 студентов.

11. Руководство (координация) научной программой федерального уровня или научным конкурсным центром Минобразования России по областям знаний.

12. Руководство (координация) учебно-методической деятельностью в рамках Учебно-методического объединения вузов России (УМО) на базе вуза.

Показатели 1-3 характеризуют непрерывность образования и уровни подготовки и переподготовки в вузе кадров высшей квалификации. Именно эти кадры определяют дальнейшее развитие отечественного образования и фундаментальной науки. Наличие магистерских программ свидетельствует о новой дополнительной работе вузов по совершенствованию учебного процесса, подготовке высококвалифицированных специалистов, ориентированных на дальнейшую учебу в аспирантуре и работу в научно-исследовательских, конструкторских и образовательных учреждениях.

Показатели 4-8 отражают научно-педагогический потенциал вуза: наличие научных школ и преподавателей высшей квалификации, состояние и признанный уровень научных исследований. Органическое единство учебного и научного процессов является необходимым условием подготовки высококвалифицированных специалистов.

Показатели 9,10 характеризуют использование в вузе новых информационных технологий и их роль в совершенствовании учебного и научного процессов.

Показатели 11,12 отражают роль вуза в системе высшего профессионального образования как научного и учебно-методического центра, научно-педагогический потенциал которого используется не только для его внутреннего развития, но и для развития науки и образования России.

В зависимости от количества достигнутых показателей вузы могут быть отнесены к следующим группам:

• к первой - вузы, удовлетворяющие не менее, чем 75% показателей;

• ко второй - вузы, удовлетворяющие не менее, чем 50% показателей;

• к третьей - все остальные вузы.

Коэффициент (может принимать следующие значения для вузов:

• первой группы - от 1,0 до 1,25

• второй группы - от 0,8 до 1,0

• третьей группы - от 0,6 до 0,8

На вузы, для которых постановлениями Правительства Российской Федерации и решениями министерств и ведомств установлены индивидуальные соотношения числа студентов и преподавателей, распространяется предлагаемая методика расчета численности ППС с применением установленного коэффициента. В этом случае коэффициент, учитывающий научно-педагогический потенциал, при расчете ФОТ принимается равным 1.

Приложение 1

Специальности, по которым устанавливаются индивидуальные соотношения численности

студентов и преподавателей

Специальность Соотношение

021300 "Регионоведение"(для факультетов восточных языков) 1:3,5

021700 "Филология"

Специализации:

021705 "Зарубежная филология" (восточные языки) 1:3,5

021705 "Зарубежная филология" (романская, германская, славянская, тюркская, финно-угорская и др. с указанием языка) 1:6

021707 "Прикладная лингвистика" 1:6

021716 "Страноведение/регионоведение" (с указанием языка) 1:6

022300 "Физическая культура и спорт" 1:8

Специализации:

022303 "Организация массового и детско-юношеского спорта"

022304 "Спортивная подготовка"

022305 "Физическая реабилитация"

030700 "Музыкальное образование" 1:4

030800 "Изобразительное искусство и черчение" 1:4

031500 "Тифлопедагогика" 1:7

031600 "Сурдопедагогика" 1:7

031700 "Олигофренопедагогика" 1:7

031800 "Логопедия" 1:7

031900 "Специальная педагогика" 1:7

032000 "Коррекционная педагогика и специальная психология" 1:7

040000 "Здравоохранение" (все специальности данной группы) 1:8

050100 "Актерское искусство" 1:4

050200 "Режиссура" 1:5

050500 "Хореографическое искусство" 1:4

050600 "Режиссура хореографии" 1:5

050700 "Педагогика хореографии" 1:6

050900 "Инструментальное исполнительство" 1:4

051000 "Вокальное искусство" 1:4

051100 "Дирижирование" 1:4

051400 "Музыковедение" 1:5

051800 "Живопись" 1:4

051900 "Графика" 1:4

052000 "Скульптура" 1:4

Специальности, по которым устанавливаются индивидуальные соотношения численности

студентов и преподавателей

Специальность Соотношение

052100 "История и теория изобразительного искусства" 1:6

052200 "Монументально-декоративное искусство" 1:4

052300 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" 1:4

052400 "Дизайн" 1:4

052500 "Интерьер и оборудование" 1:4

052600 "Литературное творчество" 1:4

052900 "Реклама" 1:4

Специализация:

052904 "Художественный дизайн в рекламе"

053000 "Народное художественное творчество" 1:4

053100 "Социально-культурная деятельность" 1:6

Специализация:

053104 "Постановка спортивно-бальных танцев и шоу-программ"

121200 "Технология художественной обработки металлов" 1:4

281300 "Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности" 1:4

290100 "Архитектура" 1:4

290300 "Дизайн архитектурной среды" 1:4

Приложение 2

Значение коэффициентов Ь приведения по специальностям, для которых устанавливаются индивидуальные соотношения численности студентов и преподавателей

Специальность Соотношение 1:Щ Ь|=10/к|

021300 "Регионоведение"(для факультетов восточных языков) 1:3,5 2,86

"Филология"

Специализации:

021705 "Зарубежная филология" (восточные языки) 1:3,5 2,86

021700 021705 "Зарубежная филология" (романская, германская, славянская, тюркская, финно-угорская и др. с указанием языка) 1:6 1,67

021707 "Прикладная лингвистика" 1:6 1,67

021716 "Страноведение/регионоведение" (с указанием языка) 1:6

"Физическая культура и спорт" 1:2,5

Специализации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

022300 022303 "Организация массового и детско-юношеского спорта" 1:8

022304 "Спортивная подготовка"

022305 "Физическая реабилитация"

030700 "Музыкальное образование" 1:4 2,5

030800 "Изобразительное искусство и черчение" 1:4 2,5

031500 "Тифлопедагогика" 1:7 1,43

Значение коэффициентов Ь приведения по специальностям, для которых

устанавливаются индивидуальные соотношения численности студентов и преподавателей

Специальность Соотношение 1:Щ Ь|=10/к|

031600 "Сурдопедагогика" 1:7 1,43

031700 "Олигофренопедагогика" 1:7 1,43

031800 "Логопедия" 1:7 1,43

031900 "Специальная педагогика" 1:7 1,43

032000 "Коррекционная педагогика и специальная психология" 1:7 1,43

040000 "Здравоохранение" (все специальности данной группы) 1:8 1,25

050100 "Актерское искусство" 1:4 2,5

050200 "Режиссура" 1:5 2,0

050500 "Хореографическое искусство" 1:4 2,5

050600 "Режиссура хореографии" 1:5 2,0

050700 "Педагогика хореографии" 1:6 1,67

050900 "Инструментальное исполнительство" 1:4 2,5

051000 "Вокальное искусство" 1:4 2,5

051100 "Дирижирование" 1:4 2,5

051400 "Музыковедение" 1:5 2,0

051800 "Живопись" 1:4 2,5

051900 "Графика" 1:4 2,5

052000 "Скульптура" 1:4 2,5

052100 "История и теория изобразительного искусства" 1:6 1,67

052200 "Монументально-декоративное искусство" 1:4 2,5

052300 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" 1:4 2,5

052400 "Дизайн" 1:4 2,5

052500 "Интерьер и оборудование" 1:4 2,5

052600 "Литературное творчество" 1:4 2,5

"Реклама"

052900 Специализация: 1:4 2,5

052904 "Художественный дизайн в рекламе"

053000 "Народное художественное творчество" 1:4 2,5

"Социально-культурная деятельность" 1,67

053100 Специализация: 1:6

053104 "Постановка спортивно-бальных танцев и шоу- программ"

121200 "Технология художественной обработки металлов" 1:4 2,5

281300 "Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности" 1:4 2,5

290100 "Архитектура" 1:4 2,5

290300 "Дизайн архитектурной среды" 1:4 2,5

Порядок применения системы критериев (показателей), характеризующих образовательно-профессиональные программы и научно- педагогический потенциал вузов при расчете фонда

оплаты труда профессорско-преподавательского состава (материалы рабочей группы экспертов) // Университетское управление: практика и анализ. - 1999. - № 2(9). С. 30-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.