Научная статья на тему 'Порядок отражения в учете бюджетного учреждения информации о полученном движимом имуществе'

Порядок отражения в учете бюджетного учреждения информации о полученном движимом имуществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВИД ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СУБСИДИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапетина И.Н., Миллиард М.Ю.

В статье рассмотрен порядок отражения в учете бюджетного учреждения информации о полученном движимом имуществе после принятия руководством муниципального учреждения решения о смене типа учреждения на бюджетное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок отражения в учете бюджетного учреждения информации о полученном движимом имуществе»

14 (374) - 2015

Учет и отчетность бюджетных учреждений

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПОЛУЧЕННОМ ДВИЖИМОМ ИМУЩЕСТВЕ

И. Н. САПЕТИНА, М. Ю. МИЛЛИАРД, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрен порядок отражения в учете бюджетного учреждения информации о полученном движимом имуществе после принятия руководством муниципального учреждения решения о смене типа учреждения на бюджетное.

Ключевые слова: муниципальное учреждение, бюджетное учреждение, вид финансового обеспечения, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, автономное учреждение

Руководство муниципального учреждения приняло решение сменить тип учреждения на бюджетное, при этом оно было наделено особо ценным движимым имуществом, ранее числившимся за автономным учреждением по коду вида финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность». В бюджетном учреждении данное имущество подлежит учету по виду финансового обеспечения 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания». Недвижимое имущество, ранее учитываемое в автономном учреждении, бюджетному учреждению в оперативное управление не передавалось. Рассмотрим порядок отражения в учете бюджетного учреждения информации о полученном движимом имуществе.

Стоит отметить, что при изменении типа учреждения закрепленное за ним имущество не выбывает, право оперативного управления на имущество не

прекращается. Рассматриваемая ситуация должна быть отражена в учете бюджетного учреждения как перевод нефинансовых активов с кода вида деятельности 2 на код вида деятельности 4, а не как безвозмездное получение имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления прекращается:

— по основаниям и в порядке, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности;

— в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника.

Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закона N° 174-ФЗ) бюджетное или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа. Как следует из ст. 18 Закона № 174-ФЗ, а также п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), изменение типа муниципального учреждения не является его реорганизацией, данный процесс сводится к изменению, в том числе:

— его учредительных документов, в уставе при этом отражается новое наименование учреждения (п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ);

— правового режима имущества, которым оно наделено. Так, например, бюджетное учреждение, в отличие от автономного, не вправе распоряжаться самостоятельно и отвечать по своим обязательствам недвижимым имуществом, поступившим в рамках приносящей доход деятельности.

Иными словами, при изменении типа учреждения закрепленное за ним имущество не выбывает, а издание в подобных ситуациях нормативных актов о закреплении имущества за учреждениями, изменившими тип, является некой формальностью для исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Пунктом 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ определено, что особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ) является движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества установлен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество согласно п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ. Напомним, что данным имуществом (наравне с недвижимым) учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Специалисты Минфина России в письме от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 по отражению операций с имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, отмечают, что ОЦДИ, приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения и закрепленное за бюджетным учреждением, подлежит отражению на сч. 210120000, 210220000, 210520000.

Взаимосвязь вида деятельности и ОЦДИ действующим законодательством не установлена,

соответственно, при изменении типа учреждения нет необходимости в переводе имущества, включенного в перечень ОЦДИ, которое приобретено на средства от приносящей доход деятельности и учитывается по коду вида деятельности 2, на код вида деятельности 4.

По общему правилу, активы должны учитываться с указанием кода того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены. При этом учет нефинансовых активов по виду финансового обеспечения (деятельности) «2» не является препятствием для их использования по виду финансового обеспечения (деятельности) «4». Поэтому зачастую в оказании государственных (муниципальных) услуг используется имущество, приобретенное учреждением за счет приносящей доход деятельности.

В ряде случаев бюджетными (автономными) учреждениями осуществляется перевод нефинансовых активов с вида деятельности «2» на вид деятельности «4». Отметим, что перевод нефинансовых активов с кода 2 на код вида финансового обеспечения 4 не противоречит положениям действующего законодательства.

Действующей Инструкцией № 157н, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, не предусмотрен порядок «перевода» активов с одного кода вида деятельности на другой. Однако в письмах Минфина России приводятся разъяснения, что любые операции по «переводу» нефинансовых активов между видами деятельности следует отражать с применением «промежуточного» сч. 30406 (см. письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 №№ 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Это объясняется тем, что подобные операции не приводят к увеличению (уменьшению) стоимости активов и не изменяют финансового результата.

Учитывая изложенное, рассматриваемая ситуация должна быть отражена в учете как перевод в

бюджетном учреждении нефинансовых активов с кода вида деятельности 2 на код вида деятельности 4, а не как безвозмездное получение имущества.

В учете при этом может быть оформлена следующая корреспонденция счетов:

Д-т сч.230406830 К-т сч. 210120410;

Д-т сч. 410120310 К-т сч. 430406730 — основные средства (ОЦДИ) учтены по виду деятельности «4» на основании Справки (форма 0504833) и разрешения учредителя (закрепления основного средства за бюджетным учреждением);

Д-т сч.210420410 К-т сч. 230406730;

Д-т сч. 430406830 К-т сч. 410420410 — начисленная амортизация учтена по виду деятельности «4».

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

4. О порядке отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

8. Письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.

9. Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 № 02-14-05/5145, № 42-7.4-05/5. 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.