Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ОТРАБОТКИ ВЕРСИИ О ПРИЧАСТНОСТИ ПЛОХОГО КОНТАКТА НА КЛЕММЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ АВТОМОБИЛЯ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОЖАРА'

ПОРЯДОК ОТРАБОТКИ ВЕРСИИ О ПРИЧАСТНОСТИ ПЛОХОГО КОНТАКТА НА КЛЕММЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ АВТОМОБИЛЯ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОЖАРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аккумуляторная батарея / большие переходные сопротивления / плохой контакт / причина пожара в автомобиле.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбунов А.С., Васильев А.В., Беляк А.Л., Могильникова А.В.

В технической литературе [3-6, 8, 9] и научных трудах [2, 7, 10] подробно описаны признаки и методы исследования следов аварийного пожароопасного режима работы электросети автомобиля в виде больших переходных сопротивлений вызванных плохим контактом. Однако в связи с большим разнообразием марок и моделей автомобилей возникает проблема в решении частных экспертных задач в исследовании устройства, принципа работы и технической части узлов и агрегатов автомобиля. Кроме того, в большинстве случаев сгораемые материалы автомобиля полностью уничтожаются и установление очага и причины пожара вызывает трудности. В статье рассмотрены случаи возникновения пожара в результате плохого контакта на клемме аккумуляторной батареи автомобиля, меры профилактики, а также предложен порядок отработки версии по данной причине пожара. Данная статья может быть полезной для должностных лиц участвующих в расследовании пожаров, а также при решении частных экспертных задач, связанных с установлением причастности к возникновению пожара плохого контакта на клемме аккумуляторной батареи автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ОТРАБОТКИ ВЕРСИИ О ПРИЧАСТНОСТИ ПЛОХОГО КОНТАКТА НА КЛЕММЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ АВТОМОБИЛЯ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОЖАРА»

ГОРБУНОВ А.С.,

преподаватель кафедры инженерно-технических экспертиз и криминалистики Сибирской ПСА ГПС МЧС России, е-mail: mail@law-books.ru

ВАСИЛЬЕВ А.В.,

кандидат технических наук, профессор кафедры инженерно-технических экспертиз и криминалистики Сибирской ПСА ГПС МЧС России, е-mail: mail@law-books.ru

БЕЛЯК А.Л.,

кандидат технических наук, доцент кафедры инженерно-технических экспертиз и криминалистики Сибирской ПСА ГПС МЧС России, доцент кафедры судебно-экспертной деятельности Восточно-Сибирского института МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

МОГИЛЬНИКОВА А.В.,

кандидат технических наук, доцент кафедры судебно-экспертной деятельности Восточно-Сибирского института МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ПОРЯДОК ОТРАБОТКИ ВЕРСИИ О ПРИЧАСТНОСТИ ПЛОХОГО КОНТАКТА НА КЛЕММЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ АВТОМОБИЛЯ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОЖАРА

Аннотация. В технической литературе [3-6, 8, 9] и научных трудах [2, 7, 10] подробно описаны признаки и методы исследования следов аварийного пожароопасного режима работы электросети автомобиля в виде больших переходных сопротивлений вызванных плохим контактом. Однако в связи с большим разнообразием марок и моделей автомобилей возникает проблема в решении частных экспертных задач в исследовании устройства, принципа работы и технической части узлов и агрегатов автомобиля. Кроме того, в большинстве случаев сгораемые материалы автомобиля полностью уничтожаются и установление очага и причины пожара вызывает трудности. В статье рассмотрены случаи возникновения пожара в результате плохого контакта на клемме аккумуляторной батареи автомобиля, меры профилактики, а также предложен порядок отработки версии по данной причине пожара. Данная статья может быть полезной для должностных лиц участвующих в расследовании пожаров, а также при решении частных экспертных задач, связанных с установлением причастности к возникновению пожара плохого контакта на клемме аккумуляторной батареи автомобиля.

Ключевые слова: аккумуляторная батарея, большие переходные сопротивления, плохой контакт, причина пожара в автомобиле.

А-S. GORBUNOV,

Lecturer of the Department of Engineering and Technical Expertise and Criminalistics of the Siberian Fire and Rescue Academy of Firefighting Service of EMERCOM of Russia

VASILIEV A.V.,

PhD in technical sciences,

Professor of the Department of Engineering and Technical Expertise and Criminalistics of the Siberian Fire and Rescue Academy of Firefighting Service of EMERCOM of Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-450-456 NIION: 2018-0076-10/21-311 MOSURED: 77/27-023-2021-10-510

BELYAK A.L.,

PhD in technical sciences, Associate Professor of the Department of Engineering and Technical Expertise and Criminalistics of the Siberian Fire and Rescue Academy of Fire fighting Service of EMERCOM of Russia, Associate Professor of the Department of Forensic Expertise of the East-Siberian Institute of the MIA of Russia

MOGILNIKOVA A.V.,

PhD in technical sciences, Associate Professor of the Department of Forensic Expertise of the East-Siberian Institute of the MIA of Russia

THE PROCEDURE FOR WORKING OUT THE VERSION ABOUT THE INVOLVEMENT OF A BAD CONNECTION ON THE BATTERY TERMINAL OF THE CAR IN THE OCCURRENCE OF A FIRE

Annotation. The technical literature [3-6, 8, 9] and scientific papers [2, 7, 10] describe in detail the signs and methods of investigating traces of an emergency fire-hazardous mode of operation of the car's electrical network in the form of large transient resistances caused by bad connection. However, due to the wide variety of car brands and models, there is a problem in solving private expert tasks in the study of the device, the principle of operation and the technical part of the components and assemblies of the car. In addition, in most cases, the combustible materials of the car are completely destroyed and the establishment of the hearth and the cause of the fire causes difficulties. The article considers cases of fire as a result of bad connection at the terminal of the car battery, preventive measures, and also suggests the procedure for testing the version for this cause of fire. This article may be useful for officials involved in the investigation of fires, as well as in solving private expert tasks related to establishing the involvement of a bad connection on the terminal of the car battery in the occurrence of a fire.

Key words: storage battery, large transient resistances, weak contact, the cause of fire in the

car.

Количество пожаров в России, произошедших на автотранспорте, в среднем составляет около 17000 пожаров в год, из них по электротехническим причинам в среднем происходит около 10000 пожаров ежегодно [1].

Одной из главной задачи для лица проводящего предварительную проверку по факту пожара является правильное определение его причины. Результат выполнения данной задачи является основой для принятия процессуального решения в рамках уголовных дел или в рамках предварительной проверки по пожару. Также правильное установление причины пожара играет важную роль в гражданских делах во время судебных разбирательств.

Автомобиль является одним из основных объектов исследования в пожарно-технической экспертизе. По этой причине пожарно-техниче-скому эксперту необходимо знать устройство, а также наиболее опасные с пожарной точки зрения места в узлах и агрегатах транспортного средства.

Знание причины пожара позволяет повысить уровень пожарной безопасности и надежности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

транспортных средств в части устранения слабых мест, их модификации, проведения профилактической работы.

С развитием автомобилестроения и использованием повсеместно электроники задача установления очага и причины пожара усложняется.

Электротехническая часть автомобиля представляет собой электросеть с постоянным током напряжением 12 или 24 В, выполненные, как правило, многопроволочными медными проводниками.

В современном автомобиле имеется большое количество электропроводников (электросеть автомобиля) и электрооборудования. Электрооборудование в свою очередь разделяется на основное (аккумулятор, стартер, генератор, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д.) без которого эксплуатация автомобиля невозможна, и дополнительного для комфортного и функционального использования (мультимедиа, навигация, подогрев двигателя, регистраторы и антирадары) [2].

Часть электрооборудования представляет наибольшую пожарную опасть (стартер, генера-

тор, аккумуляторная батарея), в связи с тем, что в них протекают большие значения силы тока, и они могут быть не защищены предохранительными устройствами от аварийных режимов работы.

Пожарная опасность электрооборудования автомобиля проявляется в основном, как возможный источник зажигания в виде теплового проявления электрического тока при аварийном режиме работы.

Современные аккумуляторные батареи способны отдавать ток значениями 300-900 А для работы стартера и дальнейшего запуска двигателя.

Разрушение аккумуляторной батареи при пожаре, чаще всего является следствием развития пожара в автомобиле (разрушения целостно-

сти и оплавление корпуса), но не исключена и обратная последовательность событий, когда аккумуляторная батарея может явиться очагом и причиной пожара [3,4].

Так, 2 февраля 2020 года в г. Красноярске произошло возгорание легкового автомобиля «Land Rover Range Rover Sport» при попытке запуска двигателя. Незадолго до этого автомобиль был принят автосервисом на диагностику и последующий ремонт.

В рассматриваемом случае очаг пожара был установлен в моторном отсеке автомобиля, в его правой по ходу движения, части, в районе расположения штатного места крепления аккумуляторной батареи (рис. 1).

Рис. 1. Вид моторного отсека. Красным пунктиром выделено штатное место расположения аккумуляторной батареи. Красными стрелками указаны пути распространения пожара

Как было установлено, пожар в автомобиле произошел во время его стоянки, двигатель автомобиля не работал, были неоднократные попытки запуска ДВС. Самыми пожароопасными в данном случае являются генератор, силовые провода до генератора, стартер и блок предохранителей.

В комплексном заключении экспертов (автотехнической и пожарно-технической экспертизы) было установлено, что электростартер и генератор автомобиля при проведении диагностики и проверки работоспособности после пожара находились в исправном и работоспособном состоянии. По мере демонтажа термически оплавленных в передней части крышки корпуса предохранителей — блока реле в моторном отсеке справа спереди, с применением мультиметра поочередно

проведен «прозвон» всего перечня предохранителей, расположенных в моторном отсеке и салона кузова ТС под торпедо в зоне перчаточного ящика — без нарушений целостности, следов и признаков изменений в заводскую конструкцию, кроме одного, защиты блока управления АКПП конструктивно размещенного с левой стороны сверху от корпуса АКПП, поверхностно обгорел. При диагностике прибором уровня сопротивления по данным участкам/массам между: а) кузов-рама; б) ДВС-рама; в) кузов-ДВС находится в установленных пределах.

Аккумуляторная батарея имеет термические повреждения в виде оплавлений (рис. 2), карбонизации, частичного уничтожения корпуса. Выводная «+» клемма отсутствует. Аккумуляторная

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

батарея идентифицируется по сохранившейся заводской бирке, как автомобильный аккумулятор емкостью 95 А ч, током холодной прокрутки 850 А.

В месте расположения вывода «+» корпус аккумулятора имеет максимальные термические повреждения.

Рис. 2. Вид аккумуляторной батареи. Красным «+» и «-» отмечены места соответствующих выводных контактов

Многопроволочный электрический кабель, с одной стороны, на котором имеется клемма с «П» образным корпусом (плюсовая клемма с корпусом для предохранителя), на другом конце — клемма из металла серого цвета. Длина кабеля порядка 200 мм, толщина вместе с изоляционным покровом 12 мм, состоит из 12 жил многопроволочных проводников из меди. Изоляционный покров длиной около 150 мм на электрическом кабеле красного цвета имеет следы термического воздействия в виде карбонизации. На поверхности медных жил каких-либо оплавлений вырывов металла не обнаружено. Внутренний диаметр клеммы составляет 18 мм, на внутренней поверхности

имеются наплывы серого цвета в нижней части (предположительно свинцового сплава от плюсового вывода аккумуляторной батареи), метиз установлен штатно. При этом проверить момент затяжки не представляется возможным. При механическом снятии оставшегося изоляционного покрова установлено, цвет жил не изменен, внутренняя поверхность изоляционных покровов следов плавления со стороны жилы не имеет.

При более детальном исследовании с помощью микроскопа установлено, что на контактной поверхности клеммы имеются значительные оплавления, вздутия, каверны, характерные для электрической дуги при электроэрозии (рис. 3).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Полученный результат характеризуется, как признаки, характерные для аварийного режима работы при больших переходных сопротивлениях.

При повышенном электрическом сопротивлении в зоне перехода электрического тока с одной контактной поверхности на другую возникает локальный нагрев. Данный аварийный режим работы называется большое переходное сопротивление или «плохой контакт». В режиме «плохого контакта» переходное сопротивление и падение на нем напряжения в десятки и сотни раз превышают нормативные значения, что приводит к нагреву и дальнейшему возгоранию горючих материалов в непосредственной близости от источника нагрева [5-7].

Таким образом, на основании исследования образцов, а также установленного локального очага пожара источником зажигания явилось тепловое проявление электрического тока в результате аварийного пожароопасного процесса в виде БПС (плохой контакт).

Также необходимо отметить, что в утреннее время суток были безуспешные попытки запуска дизельного двигателя при отрицательных температурах (сопротивление провороту коленчатого вала ДВС значительное), после чего практически сразу (около 3 минут) произошло возгорание автомобиля, т.е. ненадежное соединение плюсовой клеммы неоднократно разогревалось большими стартерными токами.

Таким образом, анализируя выше представленное, можно сделать вывод, о том, что плюсовая клемма АКБ исследуемого автомобиля в период эксплуатации после ремонта не была установлена должным образом на выводной бурт АКБ специалистами СТО (не затянута с нормативной затяжкой, либо не была одета до конца на выводной бурт). После ее демонтажа при выпол-

нении операции «Кузов, снятие/установка» ненадежное (не нормативное) соединение плюсовой клеммы АКБ вызвало аварийный режим работы силовых электроцепей (БПС) в моменты неоднократных пусков ДВС электростартером в условиях низких температур окружающего воздуха, что в свою очередь привело к пожару автомобиля.

Подобный случай, связанный с плохим контактом на клемме аккумуляторной батареи был в 2019 году в г. Железногорске. Произошло возгорание автомобиля «Пежо Партнер» в промежуток времени около 3 минут после эксплуатации. Очаг пожара находился в месте расположения аккумуляторной батареи. Рассматривая версию о причастности источника зажигания от теплового проявления аварийного режима работы электросети, либо электрооборудования, было отмечено, что в ходе осмотра места пожара были изъяты аккумуляторные клеммы, которые находились в установленном очаге пожара. В ходе исследования было установлено, что на образцах имеются следы, характерные для аварийного режима в виде БПС (имелись следы электроэрозии в виде значительных вырывов и наплывов капель металла клеммы). Также следует отметить, что сосед собственника автомобиля «Пежо Партнер» почувствовал запах горелой электропроводки в подъезде, уходя из дома. Автомобиль «Пежо Партнер» был припаркован в непосредственной близости от подъезда.

На автомобиле «Пежо» были установлены быстросъемные клеммы в виде «защелки» (рис. 4). При эксплуатации таких клемм возможно расшатывание и неполное прилегание (недостаточное усилие зажима) во время работы, а также технического обслуживания, возможен неполный контакт и возникновение аварийных режимов работы, которые при определенных условиях могут привести к пожару.

Рис. 4. Клемма «защелка»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Также в процессе эксплуатации на клеммах аккумуляторной батареи могут образовываться окислы. Пленка из окислов препятствует прохождению тока и приводит к локальному нагреву в виде аварийного пожароопасного процесса БПС.

Чтобы не допускать такой трагичной ситуации в виде пожара из-за плохого контакта на аккумуляторной клемме, важно правильно подходить к обслуживанию клемм и контактов аккумулятора.

Для сохранения хорошего контакта между клеммой и аккумулятором производитель рекомендует зачищать их сопрягаемые поверхности мелкой наждачной бумагой, а затем смазывать специальными составами. Использовать затяжные клеммы и после обслуживания проверять прочность крепления клемм аккумуляторной батареи. При неисправном состоянии производить замену клемм.

При отработке версии о причастности плохого контакта на клемме аккумуляторной батареи автомобиля к возникновению пожара необходимо:

1. Проанализировать обстоятельства пожара и условия эксплуатации автомобиля: в частности, провести анализ термических повреждений узлов и агрегатов автомобиля; установить очаг пожара; получить информацию о режимах эксплуатации автомобиля перед пожаром, попытках запуска двигателя, температуре окружающей среды, проведении технического обслуживания и ремонта.

2. Визуальным осмотром обнаружить следы повреждения и уничтожения клемм, выводных контактов аккумулятора, а также корпуса аккумулятора.

3. Произвести изъятие клемм, силовых проводов, аккумулятора и в лабораторных условиях провести исследование на наличие следов аварийных режимов работы в виде больших переходных сопротивлений в результате плохого контакта (следы электроэрозии, локальные повреждения на контактных частях).

4. Совместно с автотехническим специалистом: установить модель и комплектацию автомобиля; выявить следы ремонта, технического обслуживания и установки нештатного оборудования; провести осмотр аккумуляторной батареи и подключенных силовых проводов, стартера, генератора, предохранителей, электропроводки; проверить работоспособность и исправность данных агрегатов и причины неисправностей.

Таким образом, плохой контакт на клемме аккумуляторной батареи автомобиля может стать причиной для возникновения пожара. При расследовании и экспертизе пожаров необходимо обращать особое внимание на внешнее состояние

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

клемм в контактной части. Большая часть современных клемм выполнены из латуни или меди, что позволяет им сохраниться в условиях пожара, в отличие от свинцовых клемм и выводных контактов аккумулятора.

Список литературы:

[1] Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Статистический сборник / П.В. Полехин, М.А. Чебуханов, А.А. Козлов, А.Г. Фирсов, В.И. Сибирко, В.С. Гончаренко, Т.А. Чечетина. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. — М.: ВНИИПО, 2021. — 112 с.: ил. 5.

[2] Горбунов А.С., Ахметшин И.Ф. Использование автомобильной беспроводной системы оповещения и ГЛОНАСС-мониторинга в экспертизе пожара. Научно-аналитический журнал «Сибирский пожарно-спасательный вестник», 2019, №1.

- C.35-38.

[3] Чешко И.Д., Плотников В.Г. «Анализ экспертных версий возникновения пожара», том 2, СПб, 2012.

[4] Экспертное исследование после пожара контактных узлов электрооборудования в целях выявления признаков больших переходных сопротивлений - М.: ВНИИПО, 2008. - 60 с.

[5] Булочников Н. М. и др. «Пожар в автомобиле: как установить причину», М., 2006, 223 с.

[6] Чешко И.Д. Технические основы расследования пожаров: методическое пособие / И.Д. Чешко. - М.: ВНИИПО, 2002. - 330 с.

[7] Руденко М. Б., Беляк А. Л. Экспертная оценка пожароопасного проявления аварийных режимов электросети автотранспортных средств // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2018.

- №. 4 (8). — C.154-159.

[8] Акимов С.В., Чижков, Ю.П. Электрооборудование автомобилей: учебник для ВУЗов / С.В. Акимов, Ю.П. Чижков. - М.: ООО «Книжное издательство «За рулем»», 2005. - 215 с.

[9] Исследование электрооборудования автомобилей после пожара: Методическое пособие / А.Ю. Мокряк, С.В. Скодтаев, А.Ю. Парий-ская, П.М. Соболев, О.В. Лобатова, А.В. Мокряк.

- СПб: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2020. - 124 с.

[10] Богатищев А.И. Пожарная опасность аварийных режимов в сетях электрооборудования автотранспортных средств: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.26.03 / Богатищев Александр Иванович.

- М.: АГПС, 2003. - 233 с.

Spisok literatury:

[1] Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2020 godu: Statisticheskij sbornik / P.V. Polekhin, M.A. Chebuhanov, A.A. Kozlov, A.G. Firsov, V.I. Sibirko,

Goncharenko, Т.А. Chechetina. Pod obshchej redakciej D.M. Gordienko. — М.: VNIIPO, 2021. — 112 s.: il. 5.

[2] Gorbunov A.S., Ahmetshin 1Р. Ispol'zovanie avtomobil'noj besprovodnoj sistemy opoveshcheniya i GLONASS-monitoringa V eksper"tize pozhara. Nauchno-analiticheskij zhurnal «Sibirskij pozhar-no-spasatel'nyj vestnik», 2019, №1. — С.35-38.

[3] CHeshko I.D., Plotnikov «Analiz ekspertnyh versij vozniknoveniya pozhara», tom 2, SPb, 2012.

[4] Ekspertnoe issledovanie posle pozhara ^п-taktnyh uzlov elektrooborudovaniya V celyah vyyav-leniya priznakov bol'shih perekhodnyh soprotivlenij -М.: VNIIPO, 2008. - 60 s.

[5] ВШо^т^ N. М. i dr. «Pozhar V ау№то-bile: kak ustanovit' prichinu», М., 2006, 223 s.

[6] Cheshko I.D. Tekhnicheskie osnovy rassle-dovaniya pozharov: metodicheskoe posobie / I.D. Cheshko. - М.: VNIIPO, 2002. - 330 s.

[7] Rudenko М.В., Belyak А. L. Eksperrtnaya ocenka pozharoopasnogo proyavleniya avarijnyh rezhimov elektroseti avtotranspor"tnyh sredstv // Кпт-inalistika: vchera, segodnya, zavtra. - 2018. - №. 4 (8). — С.154-159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Akimov S.V., CHizhkov, YU.P. ЕШгаоЬоги-dovanie avtomobilej: uchebnik dlya VUZov / S.V. А№-mov, YU.P. CHizhkov. - М.: ООО «Knizhnoe izdatel'stvo «Za ги1ет»», 2005. - 215 s.

[9] Issledovanie elektrooborudovaniya а^ото-bilej posle pozhara: Metodicheskoe posobie / A.Yu. Mokryak, S.V. Skodtaev, A.YU. Parijskaya, Р.М. Sobolev, O.V. Lobatova, A.V. Mokryak. - SPb: FGBOU VO Sankt-Peterburgskij ипмеге^ GPS MCHS Rossii, 2020. - 124 s.

[10] Bogatishchev А.1. Pozhamaya opasnost' avarijnyh rezhimov V setyah elektrooborudovaniya avtotransportnyh sredstv: dissertaciya па soiskanie uchenoj stepeni kandidata tekhnicheskih nauk: 05.26.03 / Bogatishchev Aleksandr Ivanovich. - М.: AGPS, 2003. - 233 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.