Научная статья на тему 'Порядок открытия аптек в Беларуси на разных исторических этапах'

Порядок открытия аптек в Беларуси на разных исторических этапах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОСТЬ АПТЕК / МЕДИЦИНСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ / ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ / NUMBER OF DRUGSTORES / MEDICAL DEPARTMENT / PROPERTY CATEGORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сосонкина В. Ф.

Статья посвящена регулированию численности аптек на территории современной Республики Беларусь на разных исторических этапах. Показано, что в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой аптеки открывались в соответствии с Указом короля, в Российской империи – по разрешению медицинского департамента Министерства внутренних дел, после Октябрьской революции – с разрешения Народного Комиссариата здравоохранения Беларуси. В суверенной Беларуси вначале существовали требования соблюдать расстояние между всеми аптеками, которые в дальнейшем стали распространяться только на аптеки государственной формы собственности. Существенный рост аптек, особенно негосударственной формы собственности, требует пересмотра существующего порядка открытия аптек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the regulation of numbers of drugstores in the territory of the Republic of Belarus in different historical stages. It is shown that in the era of the Grand Duchy of Lithuania and Polish-Lithuanian Commonwealth drugstores were opened in accordance with Edict of the king, in the Russian empire - on permit of the medical department of Home office, after the October revolution - with permit from the People’s Kommissariat of public health of Belarus. In sovereign Belarus in the beginning existed the requirements to keep the distance between all drugstores which hereinafter started to spread as drugstores being state property category only. The essential growth of the drugstores, particularly the private property category, requires the revising of existing order of the opening of drugstores.

Текст научной работы на тему «Порядок открытия аптек в Беларуси на разных исторических этапах»

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

В.Ф. Сосонкина пОРЯДОК ОТКРыТИЯ АпТЕК В БЕЛАРУСИ НА РАЗНыХ

исторических этапах

РООФР «ФАРМАБЕЛ», г. Минск

Статья посвящена регулированию численности аптек на территории современной Республики Беларусь на разных исторических этапах. Показано, что в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой аптеки открывались в соответствии с Указом короля, в Российской империи — по разрешению медицинского департамента Министерства внутренних дел, после Октябрьской революции — с разрешения Народного Комиссариата здравоохранения Беларуси. В суверенной Беларуси вначале существовали требования соблюдать расстояние между всеми аптеками, которые в дальнейшем стали распространяться только на аптеки государственной формы собственности. Существенный рост аптек, особенно негосударственной формы собственности, требует пересмотра существующего порядка открытия аптек.

Ключевые слова: численность аптек, медицинский департамент, форма собственности.

История открытия и развития аптечной сети в Республике Беларусь начинает свой отсчет с давних времен и связана с законодательством тех государств, которым в то время принадлежала территория современной Беларуси.

Во времена Великого Княжества Литовского (1240-1568) и Речи Посполитой (1569 - 1795) аптеки открывались по Указам короля и великого князя литовского.

Так, грамотой короля Речи Посполитой Сигизмунда Августа III от 28 ноября 1748 г. было разрешено открытие аптеки в Минске аптекарю, члену минского магистрата Я. Шейбе [1]. Текст Указа короля на польском языке имеется в кабинете истории фармации РУП «БЕЛФАРМА-ЦИЯ». В 1774 г. королем выдана «привилегия» Новогрудской аптеке с правом общественной городской аптеки. Владел аптекой врач Ф.Т. Эмме, который одновременно являлся придворным врачом магнатов Радзивиллов в Несвиже [2].

Содержание аптек было выгодным занятием и поощрялось государством. Владельцы аптек освобождались от несения «городских повинностей». Кроме того, количество аптек контролировалось государством - запрещалось другим лицам открывать дополнительные аптеки [1].

После раздела Речи Посполитой (1772

- 1795) значительная часть белорусских

земель вошла в состав Российской империи. Открытие аптек и их деятельность стали регулироваться российским законодательством.

Во втором Аптекарском Уставе, принятом Сенатом 23 декабря 1836 г., восемь параграфов посвящены учреждению и передаче вольных (частных) аптек. Вольные аптеки учреждались с разрешения медицинского департамента Министерства внутренних дел (далее МВД).

Аптеки можно было учреждать в столицах, во всех городах и местах России всем, кто пожелает, в качестве учредителя или содержателя и управляющего. При этом существовали определенные требования к уровню знаний в области фармации к управляющему аптекой. Управляющий аптекой должен был иметь звание аптекаря (самая высшая фармацевтическая степень) или провизора (высшая фармацевтическая степень) и быть не моложе 25 лет.

Желающий учредить аптеку обязан был подать прошение в губернскую врачебную управу (позже врачебное отделение, управление) с приложением свидетельства о фармацевтическом звании. Местная врачебная управа по согласованию с губернской определяли необходимость в учреждении новой аптеки, исходя из местных условий, народонаселения и числа открытых уже в том городе или

местечке аптек. Кроме того, запрашивались письменные отзывы владельцев существующих аптек об их согласии или несогласии на открытие новых аптек. В случае их несогласия учреждение новой аптеки выносилось на уровень МВД. Последнее имело право принять решение об открытии дополнительной аптеки, а возражения владельцев аптек посчитать неуважительными.

После получения разрешения МВД врачебная управа позволяла соискателю учредить аптеку с условием ее открытия в течение года. По истечении этого срока, если она не была открыта, соискатель лишался права на учреждение аптеки в данной местности, и предоставлялась возможность передачи полученного разрешения другому лицу. Само открытие допускалось только после предварительного освидетельствования аптеки и удостоверения в том, что она снабжена в достаточном количестве и надлежащего качества «аптечными материалами, препаратами и посудой».

Указанный порядок соблюдался и при переводе аптек из одного города в другой или при перемещении в пределах города, только с той разницей, что в последнем случае не требовалось представлять вновь управляющему аптекой свидетельства о фармацевтическом звании.

Владелец одной аптеки или управляющий ею в каком-либо городе или местечке не мог открыть другую аптеку без разрешения МВД. Если в каком-либо населенном пункте находились две вольные аптеки и более, и получаемый одной из них доход не покрывал необходимых на ее содержание расходов, содержателям местных аптек, с разрешения медицинской власти, можно было приобретать ее в свою пользу, затем, в случае необходимости - ликвидировать.

Изобличенные в нетрезвой жизни и нарушающие свои должностные обязанности владельцы аптек и управляющие аптеками лишались права управления по усмотрению медицинского совета МВД. В случае, когда принималось решение о безвозвратном лишении права на содержание аптеки, виновный был обязан продать принадлежащую ему аптеку в течение года. При этом управление аптекой с разрешения местной медицинской власти поручалось другому лицу [3].

После упразднения Устава Аптекарского условия учреждения аптек, как и остальные вопросы аптечного дела, отражались в Уставе Врачебном.

В процессе деятельности вольных аптек и открытия новых возникало много вопросов, которые рассматривались в основном МВД с последующим изданием циркуляров разъяснительного характера. В связи с этим появилась потребность издания отдельного документа об

открытии аптек. 25 мая 1873 года МВД были утверждены правила открытия аптек, в которые вошли разрозненные ранее требования. Большинство из правил 1873 года действовали до Октябрьской революции 1917 года. По мере необходимости в них вносились изменения и дополнения.

В соответствии с правилами при открытии новых аптек были установлены нормативы по численности населения и количеству рецептов. Так, норматив на каждую аптеку для губернского города составлял не менее 10 тыс. населения и 15 тыс. номеров рецептов, а для уездных городов - не менее 7 тыс. жителей. Такой же норматив распространялся и на крупные города, посады, число жителей в которых достигало установленной для уездных городов нормы населения.

Для исчисления количества жителей принимались последние данные местного (губернского) статистического комитета, при этом не брались в расчет жители, проживающие не в черте города, а также временно пребывающие в нем.

Для небольших населенных пунктов, с числом жителей до 7 тыс., при открытии новой аптеки принималось за основу расстояние между аптеками: не менее 15-ти верст (16 км).

В 1881 г. были введены в действие правила о порядке учреждения и устройства сельских аптек в небольших городах, посадах, селах, местечках, деревнях, по которым открытие таких аптек разрешалось на расстоянии не ближе 7 верст (7,5 км) от существующих вольных (нормальных) аптек и при наличии разрешения владельцев других аптек в этой местности [4].

Вначале критерий «количество рецептов» при открытии новых аптек учитывался, что подтверждают исторические документы. В 1889 г. Минским губерн-

ским правлением отказано провизору Домбровскому К.З. в открытии 6-й аптеки в Минске в связи с тем, что для открытия новой аптеки было необходимо, чтобы количество рецептов достигало в среднем 90000 в год, а оно было лишь 74901. При этом по другому показателю - численности населения - 6-я аптека в этом губернском городе полагалась [5]. Вскоре рецептурный оборот в качестве критерия при открытии аптек был исключен, так как владельцы аптек стали намеренно его уменьшать в рецептурной книге, чтобы не было возможности другому лицу открыть новую аптеку.

В течение 1911 - 1913 гг. во врачебное отделение Минского губернского правления поступило 5 прошений от аптекарских помощников и провизоров о разрешении открыть сельскую аптеку в местечке Ельск (Каролин) Мозырского уезда. Несмотря на расположение местечка в 22 верстах от ближайшей аптеки в местечке Наровль, всем соискателям было отказано в устройстве аптеки. Причинами отказа были незначительная численность жителей (910 душ), отсутствие врача, что не позволяло будущей аптеке иметь значительный оборот, а поэтому возможно было злоупотребление со стороны управляющего аптекой.

Такой же строгий подход сохранялся к открытию и переводу аптек из одного здания в другое даже при чрезвычайных обстоятельствах. В апреле 1890 г. от пожара сгорело почти все местечко Давид-Городок Мозырского уезда, в том числе и нормальная аптека Маляновича, он смог уберечь от огня только аптечные документы. Управляющий аптекой подал прошение во врачебное отделение Минского губернского правления разрешить в течение 3 месяцев продавать лекарственные средства в приспособленном помещении, пока не будет подобрано здание для устройства новой аптеки в соответствии с действующими правилами. Несмотря на одновременное обращение жителей местечка с подобной просьбой к Минскому губернатору, просьба их не была удовлетворена.

В Пинске 19 декабря 1908 г. сгорел дом по улице Брестской, в котором размещалась аптека провизора Микульского А.А. Арендатору и управляющему аптекой Плевинскому Ю.С. удалось спасти аптечное имущество и перевезти его в

дом Адлера по той же улице до решения вопроса о временном открытии здесь аптеки. Но от врачебного отделения был получен отказ, мотив которого - малое расстояние до ближайшей аптеки (150 сажен, а раньше было 225 сажен) и неприспособленность деревянного дома для размещения аптеки, поскольку он не вполне отвечал установленным нормативным документам и условиям по устройству аптеки [6].

Имели место случаи, когда аптеки открывались, несмотря на возражение владельцев функционирующих аптек.

На протяжении 1912-1913 гг. во врачебное отделение Минского губернского правления поступили прошения от Ново-грудского уездного земства и 7 частных лиц о разрешении открыть третью аптеку в местечке Барановичи-Разводово. Врачебным отделением было направлено в адрес владельцев действующих вольных аптек письмо-отзыв об открытии третьей аптеки в местечке. Тогда в местечке проживало 25-28 тыс. человек. Содержатели двух аптек были против открытия третьей аптеки и приводили веские причины. В частности, вдова провизора Теца указывала в отзыве на наличие аптек других ведомств, аптекарских магазинов, с которыми приходилась конкурировать, а также установленный небольшой размер таксы. Владелец второй аптеки купец Подлишев-ский аргументировал нецелесообразность открытия новой аптеки следующим: «... Конкуренция в Барановичах велика, со всех рецептов приходится уступать 50%, что влечет за собой не прибыль, а убыток. С открытием третьей аптеки конкуренция еще больше увеличится, что повлечет за собой еще больший упадок аптеки, и одну из существующих уже аптек придется закрыть и в Барановичах окажется опять только две аптеки. Аптека делает оборот около 4 тыс. руб., а с открытием третьей аптеки оборот уменьшится» [7].

Врачебное отделение вынесло решение этого вопроса на уровень МВД, которое отдало преимущество Новогрудскому уездному земству как предлагавшему наиболее выгодные и полезные условия (бесплатный отпуск лекарственных средств для больницы, скидка против таксы для приезжающих и местных больных). Аптека Новогрудского уездного земства была открыта 2 ноября 1913 г.

Следует отметить, что действующие правила не предусматривали установление преимуществ в открытии аптеки лицам, занимающимся благотворительностью.

Правилами было предусмотрено также, что при выборе кандидата из числа соискателей предпочтение отдавалось лицу, которое не владело на правах собственности нормальной аптекой и не получало еще разрешение на учреждение аптеки. Если все просители владели или владеют уже где-либо аптеками, то принималось старшинство по времени ходатайства. При равенстве всех условий преимущество отдавалось тому из фармацевтов, который был более опытным в аптечном деле и за долгое время работы в аптеках заслужил большее доверие. Также учитывалось наличие высшей фармацевтической степени. Кроме того, фармацевт, обратившийся с просьбой об открытии в какой-либо местности аптеки, мог быть лишен преимущества перед другими лицами только в том случае, если он проявил недостойное поведение или нарушения фармацевтической практики. При этом наказание за нарушение могло ограничиваться выговором или денежным взысканием. В случае серьёзных нарушений фармацевта пожизненно лишали права на фармацевтическую практику.

Лица, не представившие надлежащих документов о наличии или отсутствии аптек в своем владении, не являлись соискателями на открытие аптеки.

При определении кандидатуры на открытие аптеки принималось во внимание владение сельской аптекой с определенными привилегиями, которые передавались по наследству. В случае отсутствия привилегий претендент участвовал в конкурсе на открытие аптеки на общих основаниях [4].

В России вольные аптеки подразделялись на нормальные (с правом изготовления лекарственных средств) и сельские (без права изготовления лекарственных средств).

Нормальным аптекам разрешалось в случае необходимости открывать аптечное отделение (филиальную аптеку), что также было предусмотрено правилами 1873 г. В 80-90-х годах XIX в. таких отделений было пять: в губернском городе Гродно, Московском предместье Могиле-

ва, в местечке Разводово (Новогрудский уезд Минской губернии), предместье Белица (Гомельский уезд) и г. Орша (Могилевская губерния) [8-12]. Филиальная аптека могла быть временной или постоянной.

Временное аптечное отделение разрешалось открывать владельцем аптек в населенном пункте (городе, местечке, посаде и т.п.) с незначительным числом жителей на периоды разлива рек, плохого состояния дорог в весеннее и осеннее время, значительного увеличения числа жителей в каком-либо месте во время ярмарок, на дачах в летнее время и при других веских причинах. Постоянную филиальную аптеку можно было открыть в городе или местечке с большим числом населения, не соответствующим указанным выше нормам. Такая аптека должна была находиться на расстоянии 15 верст от существующих постоянных аптек. Филиальные аптеки не изготавливали лекарственные средства и снабжались из запасов главной аптеки. На нее распространялись все остальные требования аптечного законодательства.

В Уложении о наказаниях (1885 г.) была отдельная статья за нарушение правил об открытии аптек: «Если кто-либо учредит аптеку, не получив на то дозволения надлежащего начальства, то сия аптека закрывается и найденные в ней посуда и все припасы отбираются в пользу местного приказа общественного призрения или заменяющих оных учреждений» [4]. Данные требования действовали до Октябрьской революции 1917 г.

На территории современной Беларуси насчитывалось аптек: в 1825 г. - 42, 1866 г. -70, 1888 г. - не менее 163, 1914 г. - не менее 280 [13-25].

За деятельностью аптек осуществлялся правительственный надзор. Осмотр аптек проводился губернским врачебным инспектором или заменяющим его должностным лицом. Проверяющий обязан был вести протоколы с указанием в них исправного или неисправного состояния каждой аптеки. Программа (протокол) осмотра аптеки была утверждена министром внутренних дел 25 сентября 1873 г. Протоколы по истечении года направлялись в управление главного врачебного инспектора МВД.

После Октябрьской революции от-

крытие аптек осуществлялось с разрешения Народного Комиссариата Здравоохранения Белоруссии (далее НКЗ). 1 сентября 1923 г. НКЗ был издан циркуляр за № 4987-88 «О порядке получения разрешения на открытие аптек и аптечных предприятий». В соответствии с циркуляром разрешение выдавалось после предварительных заключений местных здравотделов. В нем указывалось:

- не было ли других соискателей на аналогичное разрешение;

- количество населения в данном пункте и на каком расстоянии от последнего имеются аптеки или лечебные учреждения;

- не является ли достаточным лекарственное снабжение населения уже функционирующими аптеками и магазинами и на каком расстоянии от последних предполагается открытие [26].

Обращает на себя внимание тот факт, что с наступлением новой экономической политики в 1922 г. государственные аптеки были сохранены только в городах, местечковые аптеки были сданы в аренду частным лицам по результатам устных торгов, проведенных НКЗ. В республике насчитывалось 77 арендных аптек, они просуществовали около трех лет.

В конце 1924 г. началась национализация аптечной сети, которая в основном была завершена в 1925 - 1926 гг. [27].

После образования в 1925 г. окружных аптекоуправлений открытие аптек, перемещение и закрытие существующих производилось аптекоуправлениями с разрешения соответствующего отдела здравоохранения и с утверждения НКЗ [26].

В последующие десятилетия советского периода действовали нормативы развития сети хозрасчетных аптек, которые разрабатывались на научной основе научно-исследовательским институтом фармации при непосредственном участии практической фармации и утверждались приказом МЗ СССР.

В соответствии с приказом МЗ СССР от 27.07.1978 г. №705 средний расчетный показатель по стране составлял 9 тыс. жителей на 1 аптеку, в сельских населенных пунктах - 7 тыс., в городах и поселках городского типа в целом 11 тыс. жителей на 1 аптеку. Приказом предусматривался дифференцированный подход к численно-

сти жителей в населенном пункте: с числом жителей от 10 до 50 тыс. расчетный показатель составлял 10 тыс. жителей на 1 аптеку, от 50 до 100 тыс. - 12 тыс., от 100 до 500 тыс. - 13 тыс., от 500 до 1000 тыс. - 15 тыс. и свыше 1 млн. жителей -20 тыс. жителей на 1 аптеку.

Кроме того, были определены общие принципы развития территориальной организации аптек, которые включали нормативы для городских и сельских поселений. В частности, в городах радиус обслуживания аптеки не должен был превышать радиуса обслуживания поликлиники, то есть 1,5 - 2 км при пешеходном сообщении. В жилом районе, где имелось несколько аптек, радиус обслуживания аптек в городе должен был быть не более

1 км.

В крупных городах при застройке жилых районов зданиями от 9 до 20 этажей, где плотность населения постоянно увеличивалась, радиус обслуживания аптек мог быть до 0,5 км.

В сельской местности радиус обслуживания аптек в основном не должен был превышать 5 - 10 км при средней плотности населения 50 - 70 жителей населения на 1 кв.км.

После распада СССР стали развиваться аптечные учреждения негосударственной формы собственности.

С целью упорядочения их открытия и усиления контроля за их деятельностью Министерством здравоохранения Республики Беларусь был издан приказ от 21.12.1998 г. №366 «О порядке открытия аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков и аптечных складов субъектами хозяйствования независимо от форм собственности». За основу были взяты советские принципы размещения аптек и дифференцированный подход к категории аптечных учреждений. В частности, открытие аптеки (производственной или готовых лекарственных форм) предусматривалось в городах и поселках городского типа с числом жителей от 10 до 50 тысяч на каждые 12,5 тысяч человек; от 50 до 100 тысяч на каждые 14,5 тысяч человек; от 100 до 500 тысяч на каждые 16 тысяч человек; от 500 до 1 млн. на каждые 16,5 тысяч человек и свыше 1 млн. жителей на каждые 20 тысяч человек.

Оговаривалось также, что в поселках городского типа с числом жителей от 6 до

10 тысяч разрешалось открывать не более

2 аптек, а в сельских населенных пунктах

- из расчета 1 аптека на 6 тысяч жителей.

Аптека производственная и готовых лекарственных форм могла быть открыта в городах и поселках, сельской местности с радиусом обслуживания не менее 1000 м, а аптечный киоск на расстоянии не менее 500 м от ближайшей аптеки или аптечного киоска. Данный порядок действовал немногим более 4 лет.

Согласно постановлению Сове-

та Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 г. №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» был установлен норматив 8 тыс. жителей на одну государственную аптеку. После выхода в новой редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2011 г. № 227 норматив стал для регионов - 1 аптека на 8 тыс. жителей, а для г. Минска

- 11,5 тыс. жителей на 1 аптеку всех форм собственности.

Динамика развития розничной аптечной сети Республики Беларусь за 2005 -

В структуре розничной аптечной сети Республики Беларусь всех форм собственности наибольший удельный вес занимают аптеки пятой категории -50,6%, затем аптеки четвертой категории

- 19,9%, второй категории - 15,6%, третьей категории - 7,1% и аптеки первой категории - 6,8%. Данные о структуре розничной аптечной сети в разрезе регионов по состоянию на 01.01.2013 г. пред-ставленны в таблице 2.

Анализ данных таблицы 2 свидетель-

2012 гг. показывает, что количество аптек за этот период увеличилось на 477 при тенденции уменьшения численности населения в стране на 168 000 (на 01.01.2006

- 9 630400 жителей, на 01.01.2013 - 9 462400). Увеличилась численность населения только в г. Минске.

Прирост аптек за три последних года следующий: 2010 г. - 122 аптеки, в том числе 86 (70%) аптек негосударственной формы собственности, 2011 г. - 152 (90%), 2012 г. - 77 (100%) соответственно. Следует отметить, что прирост аптек за 2012 г. несколько ниже по сравнению с 2010 г., но по количеству (94) открытых аптек негосударственной формы собственности выше, на 17 уменьшилось количество государственных аптек. Данные об обеспеченности населения Республики Беларусь аптеками в разрезе областей и г. Минска по состоянию на 01.01.2013 г. представ-ленны в таблице 1.

Как видно из последней графы таблицы 1, в значительной мере превышен установленный норматив в Минске, а среди областей - в Витебской и Могилевской областях.

ствует о том, что в структуре розничной аптечной сети государственных аптек преобладают аптеки четвертой категории (за исключением Витебской и Минской областей), а негосударственной формы собственности - аптеки пятой категории. Причем, самый большой удельный вес аптек пятой категории приходится на негосударственные аптеки г. Минска (53,8%), Могилевской области (31,8%), Витебской области (30%) и самый низкий (23,3%) -Минской области.

Таблица 1 - Обеспеченность населения Республики Беларусь аптеками всех форм собственности по состоянию на 01.01.2013 г.

Регионы Численность населения Количество аптек, в т.ч. го сударственных Число жителей на 1 аптеку Превышает норматив обеспеченности

1. Брестская область 1 390 400 419/260 3318 в 2,4 раза

2. Витебская область 1 208 000 432/277 2796 в 2,86 раза

3. Гомельская область 1 427 700 382/250 3737 в 2,1 раза

4. Гродненская область 1 058 400 342/222 3095 в 2,58 раза

5. Минская область 1 401 800 385/270 3641 в 2,19 раза

6. Могилевская область 1 076 500 358/227 3007 в 2,66 раза

7. г. Минск 1 901 000 561/166 3388 в 3,42 раза

Итого: 9 462 400 2879/1672 3286

Таблица 2 - Структура розничной аптечной сети Республики Беларусь (в разрезе регионов)

на 1 января 2013 г.

Название Аптеки первой категории, (%) Аптеки второй категории, (%) Аптеки третьей категории, (%) Аптеки четвертой категории, (%) Аптеки пятой категории, (%)

Брестская область, в т.ч. - государственные аптеки 5,8 7,9 13,6 18,6 16,2

- негосударственные аптеки 0 9,3 0 0 28,6

Витебская область, в т.ч. - государственные аптеки 7,4 5,3 9,3 19,9 22,2

- негосударственные аптеки 0 5,9 0 0 30

Гомельская область, в т.ч. - государственные аптеки 7,3 12,6 3,9 23,7 18

- негосударственные аптеки 0 6,5 0 0 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гродненская область, в т.ч. - государственные аптеки 6,5 7,3 2,6 25 23,4

- негосударственные аптеки 0 6,7 0 0 28,5

Минская область, в тч. - государственные аптеки 8,8 4 13,8 19,7 23,9

- негосударственные аптеки 0 6,2 0 0 23,6

Могилевская область, в тч. - государственные аптеки 7,8 5,3 8,1 23,8 18,4

- негосударственные аптеки 0 4,5 0 0,3 31,8

г. Минск, в т.ч. - государственные аптеки 4,8 7,3 0 11,6 5,9

- негосударственные аптеки 0,2 16 0 0,4 53,8

ВЫВОДЫ

Проведя исследования порядка открытия аптек на территории Беларуси на разных исторических этапах, можно сделать следующие выводы:

1. Порядок открытия аптек регулировался на государственном уровне путем изданиия соответствующих законодательных актов. В зависимости от типа аптеки в дореволюционный и советский периоды соблюдался дифференцированный подход при решении вопроса об открытии новой аптеки, и на протяжении 167 лет (18362003) учитывалось расстояние между близлежащими аптеками.

2. В тяжелое для молодой республики время (1922-1924) государственные аптеки функционировали только в городах, а частные аптеки - в местечках.

3. В последние годы при тенденции уменьшения численности населения в стране количество аптек постоянно увеличивается.

4. В структуре розничной аптечной сети Беларуси всех форм собственности преобладают аптеки пятой (за счет аптек негосударственной формы собственности), четвертой и второй категорий, то

есть, в основном расположенные в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Высокозатратные аптеки первой и третьей категорий функционируют только от предприятий «Фармация» (за исключением одной частной гомеопатической аптеки в Минске).

5. Назрела необходимость пересмотра существующего порядка открытия аптек на территории Республики Беларусь.

SUMMARY

VF. Sosonkina THE ORDER OF THE OPENING OF DRUGSTORES IN BELARUS IN DIFFERENT HISTORICAL STAGES The article is dedicated to the regulation of numbers of drugstores in the territory of the Republic of Belarus in different historical stages. It is shown that in the era of the Grand Duchy of Lithuania and Polish-Lithua-nian Commonwealth drugstores were opened in accordance with Edict of the king, in the Russian empire - on permit of the medical department of Home office, after the October revolution - with permit from the People’s Kommissariat of public health of Belarus. In sovereign Belarus in the beginning existed the

requirements to keep the distance between all drugstores which hereinafter started to spread as drugstores being state property category only. The essential growth of the drugstores, particularly the private property category, requires the revising of existing order of the opening of drugstores.

Keywords: number of drugstores, medical department, property category.

ЛИТЕРА ТУРА

1. Менсюя акты. Выпуск першы. -Менск, 1931 (XV - XVIII ст.). - С. 302 -303.

2. Давлюд, Л.И. Из истории развития аптечной сети в Новогрудском районе / Л.И. Давлюд //Материалы научной конференции, посвященной 60-летию государственной аптечной службы Гродненской области. - Гродно, 2000. - С. 87.

3. Свод законов Российской империи. Т. XIII. - Санкт-Петербург, 1857. - С. 44 - 46.

4. Фрейберг, Н.Г. Врачебно-санитарное законодательство в России / Н.Г. Фрейберг.

- Санкт-Петербург, 1908. - С.331 - 380.

5. Сосонкина, В.Ф. Развитие аптечного дела в Минске в XvIII - XX вв. (до 1917г.) / В.Ф. Сосонкина // Вестник фармации. -

2011, № 2 (52). - С. 25 - 29.

6. Сосонкина, В.Ф. История аптек Белорусского Полесья / В.Ф. Сосонкина // Вестник фармации. - 2011, № 2 (52). - С. 7 - 16.

7. Барткевич, С.К. История аптеки №21 г. Барановичи / С.К. Барткевич, Е.Г Санчук // Материалы 12-ой международной научно-практической конференции по истории медицины и фармации. - Гродно,

2012. - С. 17.

8. Памятная книжка Гродненской губернии на 1884 год. - С. 118.

9. Дембовецкий, А.С. Опыт описания Могилевской губернии. 2-я книга / А.С. Дембовецкий. - Могилев на Днепре, 1884.

- С. 993.

10. Памятная книжка Минской губер-

нии на 1890 год. - С. 211 - 212.

11. Памятная книжка Могилевской губернии на 1893 год. - С. 297 - 302.

12. Памятная книжка Могилевской губернии на 1895 год. - С. 234.

13. Эльяшевич, Е.Г. Очерки истории фармации / Е.Г. Эльяшевич, В.В. Кугач. -Минск, 2008. - С. 28-60.

14. Памятная книжка Виленской губернии на 1888 год. - С. 50 - 53.

15. Памятная книжка Витебской губернии на 1889 год. - С. 258 - 267.

16. Памятная книжка Гродненской губернии на 1889 год. - С. 93-95.

17. Памятная книжка Виленской губернии на 1890 год. - С. 49 - 50.

18. Памятная книжка Гродненской губернии на 1890 год. - С. 23-25.

19. Памятная книжка Могилевской губернии на 1890 год. - С. 149.

20. Исторический архив Республики Беларусь. - Ф. 299. - Оп. 3. - Д. 1900. - Л. 5 - 1058.

21. Памятная книжка Виленской губернии на 1912 год. - С. 107 - 111.

22. Памятная книжка Витебской губернии на 1914 год. - С. 91 - 249.

23. Памятная книжка Гродненской губернии на 1915 год. - С. 39 - 45.

24. Памятная книжка Минской губернии на 1915 год. - С. 53 - 58.

25. Памятная книжка Могилевской губернии на 1915 год. - С. 63 - 67.

26. Вольфсон, З.Г. Сборник действующего законодательства по фармацевтическому делу в БССР / З.Г. Вольфсон. -Минск, 1927. - С. 6 - 17.

27. Газета «Савецкая Беларусь». -1926. - № 65(1660). - С. 6.

Адрес для корреспонденции:

220029, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Сторожевская, 3,

РООФР «ФАРМАБЕЛ»,

Сосонкина В.Ф.

Поступила 13.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.