□
УДК 347.4
Н.В. Жиркова
ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ О БАНКРОТСТВЕ ОТСУТСТВУЮЩЕЙ
КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье рассмотрен порядок и особенности опубликования сведений о банкротстве отсутствующей кредитной организации. Проведен анализ действующего законодательства о банкротстве по поставленной проблеме, в том числе путем сопоставления последнего с ранее действующим законодательством о банкротстве.
Автором статьи выдвинуто предложение о законодательном закреплении конкретного перечня печатных изданий, в которых подлежат опубликованию сведения о банкротстве отсутствующей кредитной организации.
В целом, рассмотренные положения направлены на совершенствование действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) и соответственно на максимальную защиту законных прав и интересов кредиторов.
Важной составляющей дела о банкротстве является опубликование сведений о судебных актах, вынесенных Арбитражным судом, поскольку принятие решения о банкротстве затрагивает права и законные интересы кредиторов должника.
При банкротстве в общем порядке вопросы опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства регулируются тремя статьями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002. № 27-ФЗ [1] (далее - Закон о банкротстве). Помимо этого, вопросы уведомления кредиторов о банкротстве отсутствующего должника урегулированы ст. 228 Закона о банкротстве. Однако поскольку в данной работе рассматриваются особенности банкротства отсутствующей кредитной организации, считаем необходимым обратиться также к нормам ст.ст. 50.17, 50.18, 52 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от
25.02.1999 г. № 40-ФЗ [2] (далее - Закона о банкротстве банков), которыми регулируется порядок опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом, об открытии конкурсного производства и о ходе конкурсного производства в кредитной организации.
Порядок опубликования сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, касающийся мероприятий по осуществлению банкротства, определен ст. 28 Закона о банкротстве, которая устанавливает, что указанные сведения публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ, тираж которого, периодичность и срок опубликования названных сведений, порядок финансирования оказываемых услуг и цены на такие услуги также определяются последним. На сегодняшний день Правительством РФ не принято соответствующего постановления, поэтому, согласно указанной статье, возмещение рас-
ходов на опубликование осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии имущества должника -за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве. При этом согласно п. 6 ст. 231 Закона о банкротстве, до определения Правительством РФ официального издания для опубликования сведений, связанных с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в «Российской газете».
Положения статьи 28 Закона о банкротстве носят общий характер по отношению ко всем процедурам банкротства и применяются при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Статьи 54 и 128 Закона о банкротстве предусматривают обязанность арбитражного управляющего и конкурсного управляющего опубликовать сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Отличие этих публикаций, на первый взгляд, состоит в том, что сведения, публикуемые арбитражным управляющим в порядке ст. 54 Закона о банкротстве, содержат лишь сведения о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а представляемые конкурсным управляющим сведения для опубликования в порядке ст. 128 Закона о банкротстве содержат более развернутый перечень следующей информации:
1) наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;
2) наименование Арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;
3) дата принятия Арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) дата закрытия реестра требований кредиторов;
5) адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;
6) сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
Однако рассматривать ст. 54 Закона о банкротстве нельзя в отрыве от ст. 28 указанного Закона, поскольку ст. 54 в своих нормах отсылает к ст. 28, которая определяет сведения, подлежащие обязательному закреплению в тексте сообщения, предусмотренного нормами Закона о банкротстве, а именно:
1) наименование должника и его адрес;
2) наименование Арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;
3) фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;
4) установленную Арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, сведения подлежащие отражению в сообщении, согласно ст. 54 и ст. 128 Закона о банкротстве, носят в принципе тождественный характер, и неясна позиция законодателя, закрепившего обязательность опубликования указанных сведений арбитражным управляющим на разных стадиях мероприятий по банкротству. Следует отметить, что ст. 54 Закона о банкротстве расположена в главе III «Разбирательство дел о банкротстве в Арбитражном суде» и касается опубликования сведений о судебных актах, вынесенных Арбитражным судом, а ст. 128 расположена в главе VII «Конкурсное производство» Закона о банкротстве и предусматривает конкретно опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Тем не менее расположение указанных статей в разных разделах Закона о банкротстве не исключает их одновременного исполнения и не говорит об их взаимоисключаемости даже в контексте содержащихся в них сведений.
Помимо отличия в содержащихся сведениях указанных статей Закона о банкротстве, имеются отличия в сроках их опубликования арбитражным управляющим. Так, согласно ст. 128 Закона о банкротстве, указанные в ней сведения конкурсный управляющий обязан направить на опубликование не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения, а арбитражный управляющий более краткий перечень сведений, согласно ст. 54 Закона о банкротстве, направляет в течение трех дней с даты получения соответствующего судебного акта, которые подлежат опубликованию в течение десяти дней с момента
их получения соответствующим печатным изданием. При этом ст. 54 Закона о банкротстве не установлено, в какой срок арбитражный управляющий обязан получить соответствующий судебный акт, от которого будет отсчитываться 10-дневный срок для печатного издания. Установление указанного срока важно для конкретизации сроков публикации, ведь арбитражный управляющий может оттягивать срок получения соответствующего судебного акта. Кроме того, законодателем не определено, от какой публикации (в порядке ст. 54 или ст. 128 Закона о банкротстве) отсчитывается двухмесячный срок, установленный ст. 142 Закона о банкротстве, для предъявления требований кредиторов, что на практике может порождать споры между арбитражным управляющим и кредиторами.
Из смысла указанных статей Закона о банкротстве следует, что конкурсный управляющий обязан осуществить две вышеназванные публикации независимо друг от друга, содержащие по своей сути один и тот же объем информации с разницей в несколько дней. При этом оплата опубликования таких сведений по ст. 54 Закона о банкротстве производится за счет должника, а в случае отсутствия у него денежных средств, за счет средств арбитражного управляющего с последующим возмещением указанных средств за счет должника, а при опубликовании сведений по ст. 128 оплата осуществляется за счет также имущества должника, с оговоркой, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве или собранием кредиторов. При отсутствии у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве. Между тем нормы ст. 54 устанавливают единственное исключение из вышеназванных правил и возлагают расходы на опубликование сведений о судебных актах, вынесенных Арбитражным судом при отсутствии денежных средств у должника, на арбитражного управляющего с последующим возмещением указанных расходов за счет должника.
Таким образом, при открытии конкурсного производства арбитражный управляющий обязан произвести две публикации, содержащие в принципе идентичные сведения, с разницей в несколько дней, при этом неясно, какую из названных публикаций следует брать за основу для определения даты, с которой будет начинаться двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов. Кроме того, необходимо отметить, что, согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» [3], возможность восстановления установленного двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов законодательством не предусмотрена.
Положения Закона о банкротстве банков также предусматривают свой порядок опубликования сведений об
открытии в отношении кредитной организации конкурсного производства. Поскольку, согласно п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве банков, нормы Закона о банкротстве применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью кредитных организаций, только в случае их неурегулиро-вания Законом о банкротстве банков; в некоторых случаях при банкротстве банков применяются нормы Закона о банкротстве. Так, согласно ст. 50.17. Закона о банкротстве банков, объявление о решении Арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат публикации в «Российской газете», «Вестнике Банка России» и в периодическом издании по местонахождению кредитной организации. Указанные публикации осуществляются конкурсным управляющим в течение 15 дней со дня представления им в Банк России документов, подтверждающих его право совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом (при банкротстве отсутствующей кредитной организации осуществление указанных полномочий производится Агентством со дня открытия основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства соответственно).
Опубликованию подлежат следующие сведения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства:
1) наименование и иные реквизиты кредитной организации, признанной банкротом;
2) наименование Арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;
3) день принятия Арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) день закрытия реестра требований кредиторов;
5) день истечения срока установления требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат;
6) адрес кредитной организации для предъявления кредиторами своих требований к кредитной организации;
7) сведения о конкурсном управляющем, включающие наименование и адрес конкурсного управляющего для направления ему корреспонденции.
В отличие от неясностей, возникающих при применении положений Закона о банкротстве, законодатель в Законе о банкротстве банков предусмотрел, что в случае, если сведения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы в вышеназванных официальных изданиях в разное время, срок предъявления требований кредиторов исчисляется со дня первого опубликования этих сведений.
Возмещение расходов на опубликование предусмотренных Законом о банкротстве банков сведений осуществляется, как и при банкротстве, в общем порядке. При этом в связи с особенностями правового регулирования банкротства кредитных организаций, особенностями их экономи-
ко-правового статуса и включением в круг лиц, имеющих право на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом особого субъекта - Банка России, законодатель установил, что при обращении последнего в Арбитражный суд с указанным заявлением и отсутствии у кредитной организации имущества, достаточного для возмещения расходов на публикацию соответствующих сведений, опубликование осуществляется только в «Вестнике Банка России». Указанное значительно упрощает процедуру уведомления кредиторов, поскольку дает возможность конкурсному управля-ющему не направлять соответствующие сведения для опубликования в «Российскую газету» и в периодическое издание по местонахождению кредитной организации. К тому же в соответствии сп. 6 Указания Банка России от
07.07.1999 г. № 602-У «О порядке опубликования объявления о ликвидации кредитной организации в «Вестнике Банка России» [4] (далее - Указание Банка России) публикация объявления о ликвидации кредитных организаций в «Вестнике Банка России» осуществляется бесплатно.
Как мы видим, и в данном случае Банк России как над -зирающий и контролирующий орган за деятельностью кредитных организаций берет на себя указанные расходы, которые не подлежат возмещению из бюджетных средств и полностью осуществляются за счет денежных средств Банка России.
Для опубликования в «Вестнике Банка России» объявления о ликвидации кредитной организации текст объявления в двух экземплярах направляется в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации по форме, установленной Указанием Банка России, в срок, предусмотренный ст. 50.17 Закона о банкротстве банков. Текст объявления должен содержать следующие сведения:
- наименование, почтовый адрес, местонахождение кредитной организации;
- наименование Арбитражного суда, принявшего решение о ликвидации кредитной организации, дату принятия решения о признании банкротом и номер дела;
- срок, установленный на предъявление требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты опубликования объявления;
- сведения о конкурсном управляющем - фамилия, имя, отчество, телефон; о местонахождении конкурсного управляющего, а также почтовый адрес, по которому кредиторам следует направлять претензии к ликвидируемой кредитной организации.
Территориальное учреждение Банка России не позднее следующего дня с момента получения объявления конкур -сного управляющего направляет его текст по факсу в Банк России, который обеспечивает публикацию объявления о ликвидации кредитной организации в ближайшем номере «Вестника Банка России» (при этом установлен максимальный срок для опубликования указанного объявления
- в течение 10 календарных дней с момента его получения Банком России). При этом территориальное учреждение Банка России проверяет соответствие и полноту указанных в объявлении сведений требованиям, установленным Банком России, и несет ответственность за достоверность указанных в объявлении сведений и за своевременность передачи его текста в Банк России. Территориальное учреждение Банка России информирует конкурсного управляющего, в каком номере «Вестника Банка России» опубликовано объявление о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Указанием Банка России также установлена примерная форма объявления о ликвидации, подлежащая публикации в «Вестнике Банка России».
Тем не менее нельзя забывать о том, что рассмотренное Указание Банка России было принято до вступления в силу новой редакции Закона о банкротстве банков [5]. Поэтому между объемами подлежащих опубликованию сведений, согласно п. 3 Указания Банка России и п. 2 ст. 50.17 Закона о банкротстве, имеются некоторые разночтения. Так, в отличие от нормы Указания Банка России, предусматривающей наличие в объявлении наименования, почтового адреса и местонахождения кредитной организации, п. 2 ст. 50.17 Закона о банкротстве банков оставил открытым перечень сведений, касающихся кредитной организации, путем закрепления такой формулировки: «наименование и иные реквизиты кредитной организации, признанной банкротом».
На практике, кроме предусмотренных Указанием Банка России сведений, публикуется регистрационный номер кредитной организации, присвоенный ей, согласно учету в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Считаем, что открытый перечень сведений о кредитной организации, признанной банкротом, создает наиболее оптимальные условия для включения в него тех сведений о кредитной организации, которые в будущем, возможно, возникнут по требованию практической деятельности конкурсного управляющего (например, потребуется для дополнительной идентификации кредитной организации, признанной банкротом, указывать ее БИК и т.п.).
Теперь рассмотрим порядок закрытия реестра требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом. Согласно Указанию Банка России, срок предъявления требований кредиторов должен быть не менее двух месяцев со дня опубликования объявления о ликвидации кредитной организации. Нормы же ст. 50.17 Закона о банкротстве банков устанавливают этот срок со ссылкой на ст. 50.28 Закона о банкротстве банков - не менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Здесь необходимо обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ [6] (далее - ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 192 ГК РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, если окончание срока, исчисляемого месяцами,
приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Таким образом, нормы Закона о банкротстве банков конкретизировали срок для предъявления требований кредиторов, установив его в календарных днях, исключив его исчисление в месяцах.
Соответственно при применении этих норм приоритет отдается нормам Закона о банкротстве банков, поскольку названный закон имеют высшую юридическую силу по отношению к Указанию Банка России. Надеемся, что в скором времени Банк России внесет соответствующие изменения в нормы Указания Банка России, касающиеся срока на предъявление требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом.
Считаем, что предоставление конкурсному управляющему, назначенному в кредитную организацию, признанную банкротом, права в случае отсутствия имущества у кредитной организации и возбуждения конкурсного производства по заявлению Банка России осуществлять опубликование сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства только в «Вестнике Банка России», минуя два других, установленных законодательством о банкротстве печатных издания, применяется только в отношении отсутствующих кредитных организаций.
В настоящее время в Российской Федерации существует большое количество фактически недействующих юридических лиц, но зарегистрированных в ЕГРЮЛ и соответственно официально являющихся действующими; в отношении кредитных организации это число, конечно, гораздо меньше, поскольку количество кредитных организаций во много раз меньше количества иных организаций, действующих на территории России (так, согласно Справке Банка России о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе по состоянию на 01.08.2005 г., количество кредитных организацийв России составляло 1276, а филиалов кредитных организаций 3277; из них 6 кредитных организаций и 55 филиалов кредитных организаций в Республике Саха (Якутия)). Как показывает практика, ни один из кредиторов отсутствующей кредитной организации не возьмет на себя ответственность обратится с заявлением о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства из-за установленного банковским законодательством порядка финансирования, поэтому в подавляющем большинстве случаев с таким заявлением в Арбитражный суд обращается Банк России.
Помимо публикации указанного сообщения в «Вестнике Банка России», при банкротстве отсутствующей кредитной организации, согласно п. 3 ст. 52 Закона о банкротстве банков, конкурсный управляющий обязан уведомить в письменной форме о банкротстве отсутствующей кредитной организации всех известных ему кредиторов этой кредитной организации, которые в тридцатидневный
срок со дня получения указанного уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.
Соответственно указанные письменные уведомления направляются конкурсным управляющим в адрес кредиторов заказными письмами с уведомлением для подтверждения факта направления конкурсным управляющим их в адрес кредиторов и получения кредиторами направленных уведомлений. При этом дата получения указанных уведомлений кредиторами является весьма важной для определения тридцатидневного срока, в течение которого кредиторы должны предъявить свои требования к конкурсному управляющему. Таким образом, при банкротстве отсутствующей кредитной организации конкурсный управляющий направляет для опубликования сообщение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в следующие печатные издания: «Российскую газету», «Вестник Банка России» и в периодическое издание по местонахождению кредитной организации и одновременно направляет в письменном виде сообщения в адрес всех известных ему кредиторов отсутствующей кредитной организации заказными письмами с уведомлением. Считаем, что при определении соблюдения срока для предъявления конкурсному управляющему требований кредиторами отсутствующей кредитной организации принимается во внимание и является приоритетной по отношению к датам публикаций в соответствующих печатных изданиях дата получения кредиторами указанных уведомлений, от которой и отсчитывается установленный законодательством тридцатидневный срок. Следовательно, опубликование сообщение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в отсутствующей кредитной организации в «Российской газете», «Вестнике Банка России» и в периодическом издании по местонахождению кредитной организации является важным и необходимым, скорее, для третьих лиц, нежели для непосредственно кредиторов кредитной организации, которые в соответствии со ст. 52 Закона о банкротстве (и ст. 228 Закона о банкротстве) должны быть уведомлены конкурсным управляющим индивидуально в письменной форме. Единственным основанием для опубликования указанного сообщения в печатных изданиях, установленных банковским законодательством, можно считать случай возможной неизвестности конкурсному управляющему наличия некоторых кредиторов отсутствующей кредитной организации и соответственно ненаправления в его адрес письменного сообщения. Однако, как показывает практика, при банкротстве отсутствующей кредитной организации, как правило, требования кредиторов не удовлетворяются в связи с отсутствием имущества такой кредитной организации, и основной целью конкурсного производства в отсутствующей кредитной организации является все-таки исключение отсутствующей кредитной организации из ЕГРЮЛ с целью исключения возможности введения в заблуждение добросовестных хозяйствующих субъектов.
Хотелось бы отметить еще одну проблему, возникающую при применении норм Закона о банкротстве банков. Как уже отмечалось, помимо прочих печатных изданий, сообщение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется в периодическом издании по местонахождению кредитной организации. Ранее действующая редакция Закона о банкротстве банков (ст. 47) предусматривала, что конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в «Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации», «Вестник Банка России», а также опубликовывает в местной печати по месторасположению кредитной организации за счет ее средств объявление о решении Арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Таким образом, никаких вопросов не возникало, конкурсный управляющий осуществлял публикацию в любой местной газете по месторасположению кредитной организации, а из ныне действующей редакции непонятно, какой смысл вложил законодатель в формулировку «в периодическом издании по местонахождению кредитной организации»: имел в виду все ту же местную газету или расширил список печатных изданий, включив туда любое печатное издание, распространяемое по местонахождению кредитной организации, будь то центральное печатное издание или газета, издаваемая в другом регионе, но имеющая распространение по местонахождению кредитной организации, признанной банкротом.
Считаем, нецелесообразным изменение формулировки старой редакции Закона о банкротстве банков, предусматривающей опубликования сообщения в местной печати по месторасположению кредитной организации, поскольку некоторые кредитные организации, признанные банкротами, находятся в отдаленных местностях (например, улусах, районах), где имеются свои местные печатные издания на соответствующем национальном языке, и помимо этого стоимость публикации в таком местном печатном издании на порядок дешевле, чем аналогичная публикация в центральном периодическом издании по местонахождению такой кредитной организации.
До вступления в силу новой редакции Закона о банкротстве банков конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, обязан был направить для опубликования в «Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации», «Вестник Банка России», а также в местную печать по месторасположению кредитной организации за счет ее средств объявле-
ние о решении Арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом ст. 100 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ [7] (далее - Закон о банкротстве 1998 г.) предусматривала, что сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется конкурсным управляющим в «Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а сообщение о признании должника банкротом в порядке ст. 50 Закона о банкротстве 1998 г. в тех же печатных изданиях, установленных ст. 100 названного Закона, осуществляется Арбитражным судом, принявшим решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства за счет имущества должника, а при отсутствии у должника средств - за счет средств кредитора, обратившегося в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Таким образом, ранее законодатель возлагал обязанность опубликования сообщения о признании должника банкротом на Арбитражный суд и только в случае открытия конкурсного производства на конкурсного управляющего возлагалась обязанность опубликовать сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства с более подробным перечнем, подлежащих опубликованию сведений. Опубликование указанных сведений конкурсным управляющим подлежало осуществлению не позднее 5 дней с момента его назначения.
Как мы видим, разделение в Законе о банкротстве 1998 г. публикаций о ликвидации должника на две самостоятельные публикации было более целесообразным, чем в действующем Законе о банкротстве, по следующим основаниям: во-первых, публикацию осуществляли разные органы - Арбитражный суд и конкурсный управляющий; во-вторых, сведения, содержащиеся в названных публикациях, носили разное содержание. Так, в публикации, осуществляемой Арбитражным судом, содержалось только извещение о признании должника банкротом, а опубликование более конкретной информации для кредиторов должника отдавалось на откуп конкурсному управляющему. В-третьих, для Арбитражного суда не устанавливался срок на опубликование сообщения, а для сведений конкурсного управляющего, подлежащих опубликованию в порядке ст. 100, устанавливался конкретный срок. При этом в ст. 26 Закона о банкротстве 1998 г. не допускалось опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения Арбитражного суда о признании должника банкротом.
Ранее, до вступления в силу новой редакции Закона о банкротстве банков, имела место следующая ситуация. При банкротстве отсутствующей кредитной организации возникал вопрос о порядке публикации сведений о признании отсутствующей кредитной организации банкротом
и об открытии конкурсного производства: необходимо ли конкурсному управляющему наряду с письменным уведомлением всех известных кредиторов отсутствующей кредитной организации направлять на опубликование указанные сведения еще и в установленные законодательством о банкротстве печатные издания, поскольку из норм ни Закона о банкротстве, ни Закона о банкротстве банков не было понятно, следует ли осуществлять указанные действия по уведомлению кредиторов одновременно и независимо друг от друга или осуществлять уведомление только в письменном виде в связи с особенностями правового регулирования несостоятельности (банкротства) отсутствующих кредитных организаций. Поскольку законодатель однозначно не решил на тот момент вышеназванный вопрос, то конкурсные управляющие, чтобы не ошибиться и не нарушить установленные нормы законодательства о банкротстве, осуществляли наряду с письменным уведомлением всех известных кредиторов отсутствующей кредитной организации (соответственно заказными письмами с уведомлением) публикацию сведений о признании отсутствующей кредитной организации и об открытии конкурсного производства в «Вестнике ВАС РФ», официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению и местной печати по местонахождению отсутствующей кредитной организации. Необходимо отметить, что конкурсные управляющие отсутствующих кредитных организаций осуществляли «двойное» уведомление своих кредиторов через публикацию указанной информации и направление заказных писем с уведомлением непосредственно каждому из кредиторов в добровольном порядке, поскольку в случае уведомления кредиторов только в порядке направления письменных уведомлений возникали бы спорные ситуации между конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации и ее кредиторами, разрешение которых потребовало бы много времени и сил со стороны всех участников дела о несостоятельности (банкротстве) отсутствующей кредитной организации.
Из вышеизложенного следует, что неточности, имеющиеся в Законе о банкротстве и Законе о банкротстве банков, существенным образом затрудняют исполнение полномочий конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации и требуют скорейшей корректировки со стороны законодателя. Предлагаем включить в ст. 52 Закона о банкротстве банков положение, предусматривающее опубликование объявления о банкротстве отсутствующей кредитной организации, помимо письменного уведомления всех известных кредиторов, в «Вестнике Банка России» и в местном печатном издании, исключив из перечня печатных изданий «Российскую газету», для более рационального использования имеющихся у отсутствующей кредитной организации денежных средств и полной гарантии соблюдения прав и законных интересов кредиторов отсутствующей кредитной организации.
Литература
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве», от 26 июля 2005 г. № 93 // Вестник ВАС РФ. 2005. № 10.
4. Указание Банка России «О порядке опубликования объявления о ликвидации кредитной организации в «Вестнике Банка
России» от 07.07.1999 г. № 602-У // «Вестник Банка России. 1999. № 41.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации» от 20.08.2004 г. № 121-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 353.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации.Часть. 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 222.
N. V Zhirkova
PUBLICATION PROCEDURE OF INFORMATION ON ABSENTEE CREDIT ORGANIZATION BANKRUPTSY
The article covers procedure and peculiarities of publication of information on absentee credit organization bankruptcy. It gives the analysis of current bankruptcy law on the problem along with comparative analysis of the latter and old bankruptcy law. There should be a legislatively secured list of issues where information on absentee credit organization bankruptcy must be published. On the whole considered provisions are to improve current bankruptcy law and protect creditor legal rights and interests.
■4ММГ