Научная статья на тему 'Несовершенства правового регулирования опубликования сведений по делам о банкротстве'

Несовершенства правового регулирования опубликования сведений по делам о банкротстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
633
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INSOLVENCY (BANKRUPTCY) / ECONOMIC ENTITY / BANKRUPTCY PROCEEDINGS / DEBTOR / CREDITOR / ARBITRATION MANAGER / UNIFIED FEDERAL REGISTER OF BANKRUPTCY INFORMATION / UNIFIED LEGAL PORTAL OF INSOLVENCY (BANKRUPTCY) / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА / ДОЛЖНИК / КРЕДИТОР / АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / ЕДИНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СВЕДЕНИЙ О БАНКРОТСТВЕ / ЕДИНЫЙ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдурахманов Самир Хиджран Оглы

Статья посвящена выявлению проблем, связанных с практической реализацией норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и оказывающих самое непосредственное влияние на эффективность деятельности профессиональных субъектов банкротных отношений. С этой целью автор изучает трудности, возникающие в связи с несовершенством правового регулирования опубликования сведений по делам о банкротстве. С помощью методов научного познания, прежде всего метода системного анализа, установлено, что сведения по делам о банкротстве являются доступными неопределенному кругу лиц, которые вправе следить за движением дела должника, ознакомляться с судебными актами и отчетами управляющего. Изучаются порядок и характер сведений, подлежащих обязательному опубликованию по делам о банкротстве. Результаты: указывается на то, что опубликование сведений о банкротстве в официальном издании газете «Коммерсантъ» и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве является императивно закрепленной волей законодателя, нарушение которой влечет за собой юридическую ответственность арбитражного управляющего. Перечисляются сведения, подлежащие обязательному опубликованию в газете «Коммерсантъ» и на сайте ЕФРСБ. Отмечается, что сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть размещены также в иных средствах массовой информации, к которым относятся республиканские, краевые, областные газеты, печатные издания муниципальных образований. Установлено, что система опубликования сведений о банкротстве далека от совершенства и не выполняет своего функционального назначения. На примере судебной практики рассмотрены трудности практической реализации законодательных предписаний, составляющих систему опубликования сведений о банкротстве. Выводы: предлагается разработать Единый правовой портал несостоятельности (банкротства), который будет единственным правовым источником для опубликования сведений о банкротстве. Как специализированное средство массовой информации портал обеспечит возможность всем заинтересованным лицам своевременно и из одного источника получать официальную информацию. Доказано, что разработка подобного рода системы существенно снизит уровень расходов на публикации сведений о банкротстве и упростит поиск информации заинтересованными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPERFECT LEGAL REGULATION PUBLICATION INFORMATION FOR BANKRUPTCY

The article is devoted to the identification of the problems related to the practical implementation of the norms of the Federal Law “On Insolvency (bankruptcy)” and having the most direct impact on the operating efficiency of the professional subjects of bankruptcy relationships. For this purpose the author researches the difficulties arising from the legal regulation imperfection of publishing the information on bankruptcy cases. By using the methods of scientific knowledge, above all, the method of system analysis, it is found that the information on bankruptcy cases are open to the public, who has the right to monitor the going of the debtor ’s case, and get to know the judicial acts and the managers reports. We study the range and nature of the information on bankruptcy cases which is subject to mandatory publication. Results: it is pointed out that publishing the information on bankruptcy in the official gazette “Kommersant” and Unified Federal Register of Bankruptcy Information is imperatively enshrined by the legislative will, whose violation entails the legal responsibility of the arbitration manager. This paper enumerates the information kinds subject to mandatory publication in the newspaper “Kommersant” and on EFRSB site. It is noted that the information subject to mandatory publication can also be published in other mass media, which include the republican, territorial, regional newspapers, and the municipalities publications. It is found that the system of publishing the information on bankruptcy is far from perfect and does not fulfill its functional purpose. By the example of the legal precedents the author has addressed the difficulties of practical implementation of the legal provisions that make up the system of publishing the information on bankruptcy. Conclusions: it is proposed to develop a Unified legal portal of insolvency (bankruptcy), which will be the only legal source for the publication of information on bankruptcy. As a specialized mass medium the portal will provide all the stakeholders with the opportunity to receive official information from the same source in a timely manner. It is proved that the development of such a system will significantly reduce the costs of publishing the information on bankruptcy and simplify the information search by the stakeholders.

Текст научной работы на тему «Несовершенства правового регулирования опубликования сведений по делам о банкротстве»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2017.1.24

UDC 347.736 LBC 67.404.013

IMPERFECT LEGAL REGULATION PUBLICATION INFORMATION

FOR BANKRUPTCY

Samir Hijran ogly Abdurakhmanov

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Introduction: the article is devoted to the identification of the problems related to the practical implementation of the norms of the Federal Law "On Insolvency (bankruptcy)" and having the most direct impact on the operating efficiency of the professional subjects of bankruptcy relationships. For this purpose the author researches the difficulties arising from the legal regulation imperfection of publishing the information on bankruptcy cases. By using the methods of scientific knowledge, above all, the method of system analysis, it is found that the information on bankruptcy cases are open to the public, who has the right to monitor the going of the debtor's case, and get to know the judicial acts and the managers reports. We study the range and nature of the information on bankruptcy cases which is subject to mandatory publication. Results: it is pointed out that publishing the information on bankruptcy in the official gazette "Kommersant" and Unified Federal Register of Bankruptcy Information is imperatively enshrined by the legislative will, whose violation entails the legal responsibility of the arbitration manager. This paper enumerates the information kinds subject to mandatory publication in the newspaper "Kommersant" and on EFRSB site. It is noted that the information subject to mandatory publication can also be published in other mass media, which include the republican, territorial, regional newspapers, and the municipalities publications. It is found that the system of publishing the information on bankruptcy is far from perfect and does not fulfill its functional purpose. By the example of the legal precedents the author has addressed the difficulties of practical implementation of the legal provisions that make up the system of publishing the information on bankruptcy Conclusions: it is proposed to develop a Unified legal portal of insolvency (bankruptcy), which will be the only legal source for the publication of information on bankruptcy. As a specialized mass medium the portal will provide all the stakeholders with the opportunity to receive official information from the same source in a timely manner. It is proved that the development of such a system will significantly reduce the costs of publishing the information on bankruptcy and simplify the information search by the stakeholders.

Keywords: insolvency (bankruptcy), economic entity, bankruptcy proceedings, debtor, creditor, arbitration manager, Unified Federal Register of Bankruptcy Information, Unified legal portal of insolvency (bankruptcy).

УДК 347.736 ББК 67.404.013

НЕСОВЕРШЕНСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ

Самир Хиджран оглы Абдурахманов

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

сЗ Введение: статья посвящена выявлению проблем, связанных с практической реализацией норм Феде-X рального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и оказывающих самое непосредственное влияние на ^ эффективность деятельности профессиональных субъектов банкротных отношений. С этой целью автор § изучает трудности, возникающие в связи с несовершенством правового регулирования опубликования све-д дений по делам о банкротстве. С помощью методов научного познания, прежде всего метода системного ё анализа, установлено, что сведения по делам о банкротстве являются доступными неопределенному кругу ^ лиц, которые вправе следить за движением дела должника, ознакомляться с судебными актами и отчетами <! управляющего. Изучаются порядок и характер сведений, подлежащих обязательному опубликованию по ® делам о банкротстве. Результаты: указывается на то, что опубликование сведений о банкротстве в офици-

альном издании - газете «Коммерсантъ» и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве является императивно закрепленной волей законодателя, нарушение которой влечет за собой юридическую ответственность арбитражного управляющего. Перечисляются сведения, подлежащие обязательному опубликованию в газете «Коммерсантъ» и на сайте ЕФРСБ. Отмечается, что сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть размещены также в иных средствах массовой информации, к которым относятся республиканские, краевые, областные газеты, печатные издания муниципальных образований. Установлено, что система опубликования сведений о банкротстве далека от совершенства и не выполняет своего функционального назначения. На примере судебной практики рассмотрены трудности практической реализации законодательных предписаний, составляющих систему опубликования сведений о банкротстве. Выводы: предлагается разработать Единый правовой портал несостоятельности (банкротства), который будет единственным правовым источником для опубликования сведений о банкротстве. Как специализированное средство массовой информации портал обеспечит возможность всем заинтересованным лицам своевременно и из одного источника получать официальную информацию. Доказано, что разработка подобного рода системы существенно снизит уровень расходов на публикации сведений о банкротстве и упростит поиск информации заинтересованными лицами.

Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), хозяйствующий субъект, процедура банкротства, должник, кредитор, арбитражный управляющий, Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, Единый правовой портал несостоятельности (банкротства).

Введение

Проблемы и недостатки практической реализации норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. 127-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) (далее - Закон о банкротстве), которые возникают у профессиональных субъектов бан-кротных отношений, существенно снижая эффективность их деятельности. Обратимся к проблеме, относящейся к основным неурегулированным вопросам в действующем российском законодательстве, устранение которых, на наш взгляд, способно оказать существенное влияние на качество деятельности, осуществляемой субъектами банкротных отношений.

К такого рода проблемам относятся трудности, связанные с правовым регулированием опубликования сведений по делам о банкротстве. Последние являются доступными неопределенному кругу лиц, которые вправе следить за движением дела должника, ознакомляться с судебными актами и отчетами управляющего. Данная информация является общедоступной с целью недопущения нарушений прав третьих лиц. Выявление кредиторов, должника и уведомление их о введении процедуры банкротства происходят, в частности, путем опубликования сведений о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и официальном издании, определенном Правитель-

ством РФ по результатам проведенного конкурса между редакциями печатных изданий [2]. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р и заключенным с ФРС РФ договором № 25 от 1 августа 2008 г. газета «Коммерсантъ» [3] получила статус официального издания для публикации сведений, предусмотренных Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)». АО «Коммерсантъ», являющееся редакцией и издателем газеты «Коммерсантъ», получило право размещать такие сообщения в газете «Коммерсантъ».

Порядок и характер сведений, подлежащих обязательному опубликованию по делам о банкротстве

Норма, предусматривающая опубликование сведений о банкротстве в официальном издании и ЕФРСБ, является императивной, поэтому неопубликование обязательных сведений является нарушением, что в свою очередь порождает юридическую ответственность арбитражного управляющего. Большинство сведений для опубликования управляющий дублирует в официальном издании - газете «Коммерсантъ» и на ЕФРСБ. В «Коммерсанте» обязательному опубликованию подлежат следующие сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявления третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных выше сведений и/или содержащих указанные сведения судебных актов; иные сведения. В настоящее время цена за публикацию сообщения в газете «Коммерсантъ» составляет 200,16 рублей (включая НДС 18 %) за квадратный сантиметр.

К сведениям, обязательным для опубликования на сайте ЕФРСБ, относятся: введение процедуры в деле о банкротстве (п. 6 ст. 28 ЗоБ); прекращение производства в деле о банкротстве (п. 6 ст. 28 ЗоБ); завершение процедуры в деле о банкротстве (п. 6.1 ст. 28 ЗоБ); утверждение, освобождение или отстранение арбитражного управляющего (п. 6 ст. 28 ЗоБ) (в случае утверждения арбитражного управляющего при введении процедуры сведения об утверждении публикуются в сообщении о введении процедуры); удовлетворение заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника (п. 6 ст. 28 ЗоБ); уведомление о проведении собрания кредиторов (ст. 13 ЗоБ); проведение собрания кредиторов (ст. 12 ЗоБ); проведение оценки имущества должника (п. 5.1 ст. 110 ЗоБ); сведения о получении требований кредитора (п. 2 ст. 100 ЗоБ); проведение инвентаризации имущества должника (п. 2 ст. 99 ЗоБ); проведение торгов (п. 6 ст. 28 ЗоБ, п. 9 ст. 110 ЗоБ); результаты проведения торгов (п. 6 ст. 28 ЗоБ, п. 15 ст. 110 ЗоБ), если торги состоялись; результаты проведения торгов (п. 6 ст. 28 ЗоБ, п. 15 ст. 110 ЗоБ), если торги не состоялись; заключение договора купли-продажи по итогам проведения торгов (п. 7.8 приказа МЭР № 54). Стоимость одного сообщения, размещаемого в ЕФРСБ, составляет 805 рублей 00 копеек, включая НДС.

Помимо указанных источников опубликования сведений о банкротстве сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть размещены наряду с опубликованием в официальном издании и в иных средствах массовой информации. К иным средствам относятся республиканские, краевые,

областные газеты, печатные издания муниципальных образований [2].

На наш взгляд, данная система опубликования сведений о банкротстве далека от совершенства, так как перенасыщена информацией и очень запутана. Трудности применения ее на практике связаны также с финансовой стороной вопроса. Перечисленные проблемы практической реализации законодательных предписаний, составляющих систему опубликования сведений о банкротстве, мешают выполнению ей своей прямой функции.

Трудности практической реализации законодательных предписаний, составляющих систему опубликования сведений о банкротстве

Так, например, на основании решения суда от 5 июля 2010 г. ООО «Вектор-Элиз-хан» было признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства. Объявление о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано 10 июля 2010 г. в газете «Коммерсантъ». 15 марта 2013 г. в суд в электронном виде от общества «Спектр» поступило требование о включении в реестр кредиторов ООО «Вектор-Элизхан». Кредитор в своем заявлении ссылался на то, что он не был уведомлен конкурсным управляющим о введении процедуры конкурсного производства в отношении должника. Суд пришел к выводу об обоснованности требования ООО «Спектр» и включил данные требования в третью очередь реестра требований кредиторов должника [4].

Следовательно, помимо обязательного опубликования сведений о банкротстве в официальном издании, ЕФРСБ обязательным является уведомление каждого выявленного и потенциального кредитора посредством почтового отправления. Все это увеличивает и так немалые расходы, которые возмещаются за счет имущества должника или при определенных обстоятельствах, предусмотренных законом, за счет заявителя.

Не стоит забывать, что целью, например, конкурсного производства является максимально возможное соразмерное удовлетворе-

ние требований кредиторов должника, однако во многих случаях имущества должника хватает только на возмещение судебных расходов по делу о банкротстве. Одна публикация в газете «Коммерсантъ» может обойтись должнику в 100 000 рублей, что в три раза больше месячного вознаграждения конкурсного управляющего.

Выводы

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Предписания об обязательных публикациях в официальном издании и ЕФРСБ рассредоточены по всему Закону о банкротстве, что вызывает трудности среди участников банкротных отношений, прежде всего у арбитражных управляющих.

Пропуск срока очередной публикации в связи с неисполнением арбитражным управляющим обязанностей, установленных Законом о банкротстве, влечет в соответствии с ч. 3 ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 тысяч до 50 тысяч рублей. В свою очередь многочисленные жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего увеличивают нагрузку на суд.

На наш взгляд, в целях соблюдения прав участников банкротного процесса законодателю необходимо утвердить постановлением Правительства Российской Федерации единый перечень сведений, подлежащих опубликованию в ЕФРСБ и официальном издании, со сроками, необходимым набором требований, составом информации, а также с приложением разработанных шаблонов сообщений, подлежащих опубликованию. Ввиду того, что цена публикаций в газете «Коммерсантъ» устанавливается из расчета 200,16 рублей за квадратный сантиметр, при включении управляющим в сообщение ненужной информации стоимость публикации увеличивается в несколько раз. В связи с этим разработка и установление определенных шаблонов публикаций позволят сократить произвол в деятельности недобросовестных управляющих, которые публикуют сведения без нужного сокращения информации.

2. Количество публикаций с каждым годом только увеличивается, что видно из приведенной ниже диаграммы.

Однако увеличиваются и цены за публикации, с 13 февраля 2016 г. обязательная публикация в газете «Коммерсантъ» увеличилась на 25 %. С 1 апреля 2016 г. стоимость публикаций в ЕФРСБ вновь увеличилась до 805 руб. 00 коп. за одно сообщение. Ранее одна публикация обходилась управляющим в 713 рублей.

Янв Фев Март Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек

2008 ■ 2009 ■ 2010 ■ 2011 ■ 2012 ■ 2013 ■ 2014 Н2015 ■ 2016

Сравнение количества публикаций в газете «Коммерсантъ» за 2014-2016 гг. [1]

Тенденция к удорожанию стоимости публикации продолжается. Следует заметить, что в 2015 г. управляющих обязали публиковать еще больше информации. Например, сведения о поступлении новых требований в процедуре внешнего управления или конкурса включаются арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти дней с даты их получения. Таким образом, если кредитор подал требование о включении в реестр требований кредиторов должника, управляющий обязан его опубликовать, несмотря на то, включит его суд в реестр или нет. А если таких требований 15, 20? Полагаем, несение таких расходов нецелесообразно. Также законодатель обязал публиковать протоколы комитетов, утвержденные положения кредиторов по залогу. В свою очередь добавились публикации от должников и банков, которые намереваются подать их на банкротство. Также необходимо учитывать и рост цен на почтовые расходы.

Следовательно, получается одна организация банкротства, два официальных и обязательных источника опубликования, дополнительный источник опубликования и уведомление почтовым направлением. На наш взгляд, такая система относительно эффективна, но столь завышенные затраты идут вразрез с целями банкротства.

В связи с этим можно рекомендовать разработать Единый правовой портал несостоятельности (банкротства), который будет единственным правовым источником для опубликования сведений о банкротстве. Он же будет выступать как специализированное средство массовой информации, предоставлять возможность всем заинтересованным лицам своевременно и из одного источника получать официальную информацию. Те публикации, которые обязательны для опубликования в официальном источнике, будут автоматически опубликованы и в специализи-

рованном печатном издании портала, избегая двойного опубликования и двойного несения расходов. Разработка подобного рода системы существенно снизит уровень расходов на публикацию сведений о банкротстве и упростит поиск информации заинтересованными лицами.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Вестник государственной регистрации. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.vestnik-gosreg.ru/info_k/ (дата обращения: 09.04.2016). - Загл. с экрана.

2. Коваленко, Е. Г. Информационный аспект деятельности арбитражного управляющего: правовая характеристика / Е. Г. Коваленко // Современные тенденции развития науки и технологий. -2016.- №> 1-7. - С. 40-45.

3. Коммерсантъ. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/917599 (дата обращения: 05.04.2016). - Загл. с экрана.

4. Электронное правосудие. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/ Card/af752141-8ed6-4969-a131-5dbc6cbcf068 (дата обращения: 06.04.2016). - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Vestnik gosudarstvennoy registratsii [Journal of State Registration]. Available at: http://www. vestnik-gosreg.ru/info_k/. (accessed April 9, 2016).

2. Kovalenko E.G. Informatsionnyy aspekt deyatelnosti arbitrazhnogo upravlyayushchego: pravovaya kharakteristika [Information Aspect of Arbitration Manager's Activity: Legal Characteristics]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy, 2016, no. 1-7, pp. 40-45.

3. Kommersant. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/917599. (accessed April 5, 2016).

4. Elektronnoe pravosudie [E-Justice]. Available at: https://kad.arbitr.ru/Card/af752141-8ed6-4969-a131-5dbc6cbcf068. (accessed April 6, 2016).

Information About the Author

Samir Hijran ogly Abdurakhmanov, Postgraduate Student, the Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, the Base Department of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], [email protected].

Информация об авторе

Самир Хиджран оглы Абдурахманов, аспирант кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.