УДК 342.5
Порядок межведомственного обмена информацией при государственном кадастровом учете и предоставления его сведений
Р.О. Музыченко
Аннотация. В статье анализируется порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного кадастрового учета, приводится перечень документов, на основании которых вносятся изменения в государственный кадастр недвижимости.
ключевые слова: межведомственное информационное взаимодействие, кадастровый учет, государственный кадастр недвижимости, Росреестр, землеустройство.
Abstract. The paper examines the order of interdepartmental information cooperation in carrying out the cadastral registration, and lists base documents for making changes in the state real estate cadastre.
Keywords: interdepartmental information cooperation, cadastral registration, state real estate cadastre, Rosreestr, land management.
Общие требования к порядку информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости установлены в статье 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - ФЗ о ГКН).
Данные требования претерпели значительные изменения в связи с вступлением в силу 1 октября 2013 г. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости».
В соответствии с положениями новой редакции статьи 15 ФЗ о ГКН органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в случаях принятия ими решений:
1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;
2) об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;
3) об установлении или изменении границ населенного пункта;
4) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий;
5) об утверждении правил землепользования и застройки;
6) об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
7) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
8) о присвоении адресов объектам недвижимости или об изменении таких адресов;
9) о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
10) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение.
Обязательным приложением к документам, направляемым в связи с основаниями, предусмотренными пунктами 2-5 из перечня, приведенного выше, являются карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» [1]. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица, в течение 6 месяцев с даты принятия соответствующих решений. В остальных случаях, когда предоставление карты (плана) объекта землеустройства не требуется, сведения в Росреестр предоставляются в течение 5 рабочих дней.
Кроме того, органы охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в Росреестр документы, необходимые для внесения в ГКН сведений:
1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр;
3) об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
4) об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах также должны направить в Росреестр документы для внесения сведений в ГКН.
Перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ), а также требования к формату таких документов в электронной форме установлены Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утв. постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 618 [2] (далее - Положение об информационном взаимодействии).
В процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде (в виде электронных образов документов или электронных выписок) с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях. Требования к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, установлены приказом Минэкономразвития РФ от 20 октября 2010 г. № 503 [3].
Сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в ГКН.
В том случае, если документы не соответствуют требованиям или представлены с нарушением установленного порядка, орган кадастро-
вого учета, получивший такие документы, в 5-дневный срок возвращает их с указанием причины возврата.
Положением об информационном взаимодействии установлены следующие требования к составу документов, обмен которыми осуществляется в процессе информационного взаимодействия.
Министерство иностранных дел Российской Федерации представляет в Росреестр при установлении или изменении прохождения государственной границы Российской Федерации следующие документы:
■ копия международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым установлено или изменено прохождение Государственной границы Российской Федерации, а также документ, содержащий информацию о реквизитах федерального закона о ратификации этого договора, и сведения об официальной публикации закона;
■ документ, в соответствии с которым изменено или уточнено прохождение Государственной границы Российской Федерации на местности при проверке Государственной границы Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации.
В случае утверждения результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости орган государственной власти или орган местного самоуправления, представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки).
Орган государственной власти субъекта РФ представляет в орган кадастрового учета следующие документы с приложением текстового и графического описания местоположения границ, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости:
а) утвержденные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения об установлении границ между субъектами Российской Федерации;
б) утвержденные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации;
в) документ, содержащий информацию о реквизитах федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, и сведения об официальной публикации этого закона;
г) акты уполномоченных органов об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований;
д) акты уполномоченных органов об установлении или изменении границ населенных пунктов либо об упразднении населенных пунктов.
Орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
■ выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
■ выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший лесохозяйственный регламент, представляет в органы кадастрового учета выписку из раздела лесохозяйственного регламента, определяющего виды разрешенного использования лесов (земельных участков).
Орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения о лесах на земельном (лесном) участке, с указанием:
а) кадастрового номера, присвоенного этому земельному участку;
б) наименований лесничества и лесопарка, номеров лесных кварталов, к которым относится указанный участок (если такие номера имеются);
в) целевого назначения лесов - защитные леса (категория защитных лесов), эксплуатационные леса и резервные леса.
Орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения о поверхностных водных объектах общего пользования, находящихся на землях водного фонда, с указанием:
а) кадастрового номера, присвоенного земельному участку, на котором находится водный объект;
б) вида водного объекта;
в) наименования водного объекта (если оно имеется).
Кроме рассмотренного варианта межведомственного информационного взаимодействия, в большинстве случаев инициируемого органами государственной власти или органами местного самоуправления, можно выделить еще один тип такого взаимодействия - межведомственное взаимодействие, осуществляемое в связи с обработкой заявления и документов, поступивших от заинтересованных лиц - граждан и организаций. Такое межведомственное взаимодействие осуществляется по правилам, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в частности статьями 7, 7.1 и 7.2 данного закона.
Так, в случае, если сведения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 15 ФЗ о ГКН, по каким-либо причинам не были внесены в ГКН, то любое заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в ГКН. При этом орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, с использованием имеющихся систем межведомственного взаимодействия.
Кроме того, частью 4 статьи 21 ФЗ о ГКН орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные ФЗ о ГКН, а также документы, которые должны запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия, таким образом, непредоставление таких документов не может являться основанием ни для приостановления, ни для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Так, необходимые для кадастрового учета в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 ФЗ о ГКН копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
За невыполнение требований о запросе установленных документов в порядке межведомственного взаимодействия, в случае их непредставления заявителем, в отношении должностных лиц установлена административная ответственность в соответствии со ст. 5.63 КоАП РФ [4].
Внедрение и развитие института межведомственного взаимодействия в системе государственного кадастрового учета в Российской Федерации, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, является мощным инструментом повышения эффективности государственного управления в сфере земельных отношений и отношений в сфере недвижимости. Создание механизмов реализации норм о межведомственном взаимодействии, таких как, закрепление четкого порядка взаимодействия (перечня данных, порядка и формата обмена информацией и т.д.), а также установление административной ответственности в отношении должностных лиц, нарушивших порядок информационного взаимодействия, помогают наполнить институт межведомственного взаимодействия правовым смыслом и придать ему реальный характер.
Характеризуя в целом современное нормативно-правовое обеспечение процедуры государственного кадастрового учета, следует отметить, что, во-первых, основной массив правого регулирования обеспечивают непосредственно нормы Федерального закона о ГКН (вместе с тем, при этом имеется большое количество и подзаконных правовых актов).
Во-вторых, соответствующая правовая база активно развивается в последнее время, главным образом - в направлении упрощения доступа граждан к услуге по кадастровому учету, а также введению электронного документооборота.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, № 26, ст. 2582, в ред. от 18.07.2011.
2. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» // Собрание законодательства РФ, 25.08.2008, № 34, ст. 3927, в ред. от 05.10.2010.
3. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости» // Российская газета, № 274, 03.12.2010.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, с изм. и доп., вступающими в силу с 05.11.2013.
Р. О. Музыченко, магистрант,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: romanes [email protected]