Научная статья на тему 'Порядок исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, как одно из основных средств исправления'

Порядок исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, как одно из основных средств исправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / CORRECTION OF CONVICTS / ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ / THE ORDER OF EXECUTION AND SERVING OF SENTENCES / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / SENTENCES NOT RELATED TO THE ISOLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казак Светлана Валерьевна

В статье рассмотрено понятие «исправление осужденных», предусмотренное в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь. Проанализирован порядок исполнения и отбывания наказания как одно из основных средств исправления осужденных. Освещены особенности правового регулирования порядка исполнения и отбывания наказаний в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы. Обозначены основные направления совершенствования норм законодательства, регламентирующих данное средство исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedure for performance and dismissal of punishments not related to the insulation of condemns from the company, as one of the basic cases of correction

The article deals with the concept of “correction of convicts”, provided for in the Criminal Executive Code of the Republic of Belarus. The “order of execution and serving of punishment” is analyzed, as one of the main means of correcting convicts. Features of legal regulation of the order of execution and serving of punishments in the form of public works, a fine, deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities, correctional labor, and restrictions on freedom are highlighted. The main directions of improving the norms of legislation regulating this remedy are indicated.

Текст научной работы на тему «Порядок исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, как одно из основных средств исправления»

the scientific-practical conference, November 9-10, 2016]. Novokuznetsk, Kuzbass Institute of the FPS of Russia, 2016.

3. Morozova, L. A. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of Government and Rights]. Moscow, 2009.

4. Statisticheskie dannye. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Statistical data. Brief description of the penitentiary system]. URL: http://www.fsin.su (date of address: 03/29/2018).

5. Utkin, V. A. Kurs lekcij po ugolovno-ispolnitel'nomu pravu. Obshchaya chast' [Course of lectures on criminal-executive law. A common part.]. Tomsk, 1995.

6. Utkin, V. A. Problemy teorii ugolovnyh nakazanij: kurs lekcij [Problems of the theory of criminal penalties: a course of lectures]. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 2018.

7. Utkin, V. A. Ugolovno-ispolnitel'naya deyatel'nost' i predmet ugolovno-ispolnitel'nogo prava [Criminally-executive activity and a subject of the criminally-executive right] // Aktual'nye problemy ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ispolneniya nakazanij [Actual problems of the criminal-executive law and execution of punishments] : materials of the inter-university scientific-practical conference dedicated to the memory of professors N. A. Struchkov and M. P. Melentiev, April 27, 2016]. Ryazan: Academy of Law and Management of the FPS of Russia, 2016.

Сведения об авторе

Каданева Елена Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, кандидат юридических наук. E-mail: kadaneva_elena@mail.ru

Information about the author

Kadaneva Elena Alexandrovna: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the chair of penitentiary law and criminology, candidate of legal sciences. E-mail: kadaneva_elena@mail.ru

УДК 343.8

С. В. Казак

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА, КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ

В статье рассмотрено понятие «исправление осужденных», предусмотренное в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь.

Проанализирован порядок исполнения и отбывания наказания как одно из основных средств исправления осужденных.

Освещены особенности правового регулирования порядка исполнения и отбывания наказаний в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы.

© Казак С. В., 2018 © Kazak S. V., 2018

Обозначены основные направления совершенствования норм законодательства, регламентирующих данное средство исправления.

Ключевые слова: исправление осужденных; порядок исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

S. V. Kazak

PROCEDURE FOR PERFORMANCE AND DISMISSAL OF PUNISHMENTS NOT RELATED TO THE INSULATION OF CONDEMNS FROM THE COMPANY, AS ONE OF THE BASIC CASES OF CORRECTION

The article deals with the concept of "correction of convicts", provided for in the Criminal Executive Code of the Republic of Belarus.

The "order of execution and serving of punishment" is analyzed, as one of the main means of correcting convicts.

Features of legal regulation of the order of execution and serving of punishments in the form of public works, a fine, deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities, correctional labor, and restrictions on freedom are highlighted.

The main directions of improving the norms of legislation regulating this remedy are indicated.

Keywords: correction of convicts; the order of execution and serving of sentences not related to the isolation of convicts from society.

В процессе исполнения и отбывания наказания к осужденным применяются различные средства исправления. Такое ключевое понятие уголовно-исполнительного права, как «исправление осужденных», нашло свое законодательное закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь (УИК РБ). Так, согласно ч. 2 ст. 7 УИК РБ исправление осужденных — это формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни. Под исправлением в данном случае следует понимать прежде всего исправление в юридическом значении этого слова [2, с. 162]. Суть данного понятия заключается в том, что органам и учреждениям, которые исполняют наказания и иные меры уголовной ответственности, необходимо при помощи основных средств исправления сформировать у осужденных стремление не совершать преступлений как в процессе, так и после отбытия указанных мер. При этом не имеет значения, какими мотивами осужденные при этом будут руководствоваться: пересмотрят свои

жизненные позиции, взгляды, или их будет сдерживать боязнь быть вновь наказанными.

Наряду с определением понятия «исправление осужденных» законодатель в ч. 3 ст. 7 УИК РБ установил и основные средства его осуществления, наиболее важным из которых, на наш взгляд, является установленный порядок исполнения и отбывания наказания. Особенность данного средства заключается в том, что оно применяется при исполнении всех наказаний, предусмотренных ст. 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК РБ).

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, «порядок» означает определенную последовательность чего-нибудь, правила, по которым совершается что-нибудь, существующее устройство, режим [1]. Смысловое значение термина «порядок» в сочетании со словами «исполнения и отбывания наказания» в уголовно-исполнительном праве отражает правила, которыми руководствуются соответствующие органы и учреждения при исполнении наказаний и

осужденные при отбывании данных мер. Таким образом, правомерным является выделение двух терминов: «порядок исполнения наказания» и «порядок отбывания наказания», так как они обращены к различным субъектам уголовно-исполнительных правоотношений.

Необходимо отметить, что при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отличие, например, от лишения свободы закон не использует термин «режим», а оперирует понятием «порядок исполнения и отбывания наказания». Основные положения порядка исполнения и отбывания данных мер закреплены в нормах УИК. Так, например, в ст. 23 УИК РБ закреплен порядок исполнения наказания в виде общественных работ. В ч. 1 данной статьи указаны органы, которые занимаются исполнением данного наказания: уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) по месту жительства осужденных. В качестве мест для отбывания общественных работ указаны объекты (предприятия, учреждения, организации), перечень которых определяется местными исполнительными и распорядительными органами и согласовывается с УИИ. В ч. 2 данной статьи указан срок, в течение которого УИИ должны привлечь осужденных к отбыванию данного наказания. В ч. 3 данной нормы перечислены обязанности УИИ, связанные с исполнением общественных работ.

О том, что следует понимать под порядком отбывания данного наказания, в УИК РБ не указано. Вместе с тем обязанности осужденных, т. е. те правила, которыми они должны руководствоваться при отбывании данного наказания, изложены в ст. 24 УИК РБ, которая названа «Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ». Ответственность же осужденных, согласно ст. 27 УИК РБ, наступает за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ.

Ст. 29 УИК РБ регулирует порядок исполнения наказания в виде штрафа. Вместе с тем в ч. 1 данной статьи речь идет о сроке, в течение которого осужденный к штрафу обязан его уплатить. Думается, что в данной части речь идет о порядке отбывания данного наказания, однако в названии статьи этого термина нет. Не конкретизированы в данной статье и органы, которые должны заниматься исполнением штрафа.

В ч. 2 ст. 29 УИК РБ говорится о возможности суда предоставить осужденному отсрочку или рассрочку при уплате штрафа, если он не имеет возможности единовременно его уплатить.

В ч. 3 данной статьи предусмотрена обязанность судебного исполнителя принудительно взыскать штраф в случае его неуплаты осужденным. При этом отмечается, что принудительное исполнение может производиться в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного, которое указано в ч. 1 ст. 167 УИК РБ. Порядок принудительного взыскания штрафа установлен гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь.

В ч. 4 ст. 29 УИК указывается, на какое имущество осужденного не может быть обращено взыскание.

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью закреплен с ст. 31 УИК РБ. В ч. 1 данной статьи речь идет о том, в каких случаях исполнение данного наказания возлагается на УИИ по месту жительства осужденного, а в каких — на УИИ по месту его работы.

В ч. 2 данной статьи указаны органы и учреждения, которые должны исполнять данное наказание в случае его назначения в качестве дополнительного к аресту, ограничению свободы или лишению свободы.

В ч. 3 ст. 31 УИК РБ перечислены обязанности, которые закон возлагает

на органы или учреждения, исполняющие данное наказание.

В ч. 4 данной статьи указывается, что администрациям учреждений, в которых отбывают основные наказания лица, осужденные также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность, нельзя привлекать их к работам, выполнение которых запрещается в соответствии с приговором суда.

В ст. 35 УИК РБ перечислены обязанности осужденных к данному наказанию. Термин «порядок отбывания наказания» применительно к данной мере в законе не предусмотрен.

В ст. 37 УИК РБ закреплен порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. В ч. 1 данной статьи указано, где осужденные должны отбывать данное наказание: по месту их работы. В ч. 2 ст. 37 УИК РБ предусмотрен срок, в течение которого осужденные должны привлекаться к исправительным работам. В ч. 3 данной нормы перечислены обязанности, возлагаемые на УИИ в связи с исполнением исправительных работ.

В ч. 4 ст. 37 УИК РБ закреплено положение, согласно которому в случае если осужденный к исправительным работам к моменту вступления приговора суда в законную силу нигде не работает, УИИ должна предложить ему самостоятельно трудоустроится в течение пятнадцати дней. В том случае если осужденный по истечении указанного срока на работу не устроился, он направляется в органы по труду занятости и социальной защите и трудоустраивается ими в приоритетном порядке. При этом осужденный не имеет права отказываться от предложенной ему данными органами работы по месту жительства.

В ч. 5 данной статьи говорится о том, что в случае возникновения обстоятельств, которые указаны в ч. 3 ст. 52 УК РБ и препятствуют дальнейшему отбыванию наказания в виде исправительных работ, УИИ должна внести в

суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания данного наказания или о замене его неотбытой части более мягким наказанием. В случае направления такого представления в отношении осужденной беременной женщины она должна быть досрочно освобождена от наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Обязанность осуществлять контроль за поведением осужденных к исправительным работам, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста, возлагается также на инспекции по делам несовершеннолетних (ч. 6 ст. 37 УИК РБ).

Что следует понимать под порядком отбывания исправительных работ, в УИК РБ не указано. Однако в ст. 38 УИК РБ, которая именуется «Условия отбывания наказания в виде исправительных работ», перечислены основные обязанности осужденных к данному наказанию и запреты, которые на них возлагаются. Вместе с тем, в ч. 1 данной статьи закреплено положение, согласно которому осужденные к исправительным работам должны состоять на учете в УИИ и соблюдать установленный порядок и условия отбывания данного наказания. Ответственность осужденных согласно ст. 43 УИК РБ также наступает за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ. Не совсем ясно, о каком «порядке отбывания наказания» идет речь в перечисленных нормах.

В ст. 47 УИК РБ, которая называется «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа» (далее — ИУОТ), включен ряд положений, которые относятся к порядку отбывания данного наказания. Так, например, в ч. 3 данной статьи речь идет об обязанностях, которые возлагаются на осужденных, к данному виду ограничения свободы. В ч. 9 и 10 закреплены права осужденных к ограничению свободы с направлением в

ИУОТ: право на проживание с семьей в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности либо занимаемом ими по договору найма (поднайма) жилого помещения, право на образование осужденных. В ч. 7 и 12 перечислены запреты, которые возлагаются на осужденных в связи с отбыванием данного наказания: на приобретение, хранение и использование предметов и веществ, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка ИУОТ; на употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ и др.

Положения, касающиеся порядка исполнения данного наказания, т. е. деятельности администрации ИУОТ, закреплены в ч. 11 ст. 47 УИК РБ в виде прав, которыми наделены сотрудники ИУОТ при осуществлении контроля за соблюдением осужденными порядка и условий отбывания данного наказания. Обязанности же администрации ИУОТ по исполнению данного вида ограничения свободы перечислены в ч. 1 ст. 51 УИК РБ.

Не совсем ясно также, для чего в ст. 47 УИК РБ помещены части 4 и 5, в которых речь идет о видах ИУОТ и об условиях раздельного содержания осужденных в них. Думается, что данные нормы должны быть размещены в ст. 44 УИК РБ «Места отбывания наказания в виде ограничения свободы».

Ст. 48-1 называется «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа». Вместе с тем в ч. 1 данной статьи речь идет только о правах сотрудников УИИ и уполномоченных сотрудников других служб территориальных ОВД при осуществлении контроля за соблюдением осужденными к ограничению свободы без направления в ИУОТ порядка и условий отбывания наказания. Обязанности УИИ по исполнению данного

наказания перечислены в ч. 1-1 ст. 51 УИК РБ.

В ч. 2-5 ст. 48-1 УИК речь идет о правах и обязанностях осужденных к ограничению свободы без направления в ИУОТ, а также о запретах, которые на них налагаются в связи с отбыванием наказания, т. е. о порядке отбывания ими данного наказания. Однако термины «порядок отбывания наказания» и «условия отбывания наказания» в ст. 47 и 48-1 не упоминаются, к ответственности же осужденные, согласно ст. 55 УИК РБ привлекаются за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от отбывания этого наказания.

Таким образом, анализ содержания норм УИК РБ, регламентирующих применение средства исправления в виде порядка исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, позволяет сделать вывод, что они различаются по своему содержанию. Общим является то, что в данных нормах закреплены органы и учреждения, которые исполняют данные наказания, однако не во всех статьях закреплены их обязанности. В некоторых нормах (ст. 23 и 37 УИК РБ) предусмотрен срок привлечения осужденных к отбыванию наказания. В нормах, регламентирующих порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы (ст. 47, 48-1 УИК), закреплены права и обязанности осужденных, а также возлагаемые на них запреты, что относится к порядку отбывания наказания.

Очевидно также, что законодатель при конструировании УИК РБ не сформировал единой позиции в отношении того, что следует считать порядком отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Вместе с тем привлечение к ответственности осужденных предусмотрено в случае нарушения ими порядка и условий отбывания наказаний. Думается, что в связи с вышеизложенным УИК Республики Беларусь требует серьезной доработки.

Литература

1. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tolkslovar.ru/p15022.html (дата обращения: 29.01.2018).

2. Шарков, А. В. Уголовно-исполнительное право : учебник. — 3-е изд. — Минск: Тесей, 2012. — 384 с.

References

1. Obshchiy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [General Dictionary of the Russian language] URL: http://tolkslovar.ru/p15022.html (date of adress — 01/ 29/2013).

2. Sharkov, A. V. Ugolovno-ispolnitel'noye pravo [Criminal-executive law]: a textbook. 3rd ed. Minsk, Theseus, 2012. 384 p.

Сведения об авторе

Казак Светлана Валерьевна: Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (г. Минск, Республика Беларусь), доцент кафедры уголовно-исполнительного права уголовно-исполнительного факультета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: kazak.s@mail.ru

Information about the author

Kazak Svetlana Valerievna: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus (Minsk, Republic of Belarus), Associate Professor of the Criminal Executive Law Department of the Criminal Execution Faculty, candidate of law, associate professor. E-mail: kazak.s@mail.ru

УДК 343.83

Т. Н. Коголь, А. Н. Иванова

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (на материалах социологического исследования)

В статье рассматриваются коррупционные риски сотрудников, ответственных за выполнение закупок товаров, работ, услуг для нужд уголовно-исполнительной системы. На основе обобщения теоретических и законодательно закрепленных определений понятия «коррупционные риски» предложено авторское понимание данного социально-правового явления. Исходя из понимания коррупции как многофакторного явления определены виды и уровни коррупционных рисков сотрудников данной должностной категории, положенные в основу социологического исследования. На основе экспертного опроса 188 сотрудников из 19 субъектов Российской Федерации приведены данные, отражающие социально-демографическую и профессионально-ролевую характеристику сотрудников, их материально-бытовое положение, состояние правовой информированности о коррупции, представления о проявлении коррупции в органах государственной власти в целом и в уголовно-

© Коголь Т. Н., Иванова А. Н., 2018 © Kogol T. N., Ivanova A. N., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.