ство» / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межведом. центр наук о человеке (при Президиуме АН СССР). М., 1991.
5. Богданова О.Ю. Особенности избирательных систем в зарубежных странах. М., 2007.
6. Туманов В.А. Буржуазные партии и выборы (некоторые взаимосвязи) // Политические отношения: прогнозирование и планирование. М., 1979.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в ред. от 25 нояб. 2008 г.: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 22 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. 8-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
9. Коломин В.В. Избирательное право в зарубежных странах. М., 2006.
E.P. Kovalenko
Guarantee as the Means
of Customs Payments Provision
The author studies how the customs departments apply the contract of guarantee to provide customs payments. Special attention is paid to the analysis of essential terms of contract of guarantee.
Key words and word-combinations: customs, customs payments, guarantee, means of provision.
Исследуется порядок применения таможенными органами договора поручительства при обеспечении уплаты таможенных платежей. Особое внимание уделяется анализу существенных условий договора поручительства.
Ключевые слова и словосочетания: таможня, уплата таможенных платежей, поручительство, способ обеспечения.
УДК 347.468:339.543.3 ББК 67.401.21
Е.П. Коваленко
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
^В современном российском таможенном законодательстве впервые закреплена возможность использования поручительства в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей. Ранее действовавший Таможенный кодекс РФ [1] не предусматривал такой способ обеспечения, и регламентация возможности применения поручительства в таможенной сфере была исключительно ведомственной [2]. В настоящее время порядок применения поручительства в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей регламентируется как нормами, содержащимися в Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) [1], Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) [3], так и актами федерального таможенного органа.
Согласно ст. 346 ТК РФ «поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
путем заключения договора между таможенным органом и поручителем». В соответствии же со ст. 361 ГК РФ «по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части», то есть суть данного способа обеспечения исполнения обязательств заключается в следующем: «третье лицо (поручитель) берет на себя обязательство перед кредитором нести за должника ответственность в случае неисполнения последним его обязательства перед кредитором» [4, с. 3]. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникает в будущем (ч. 2 ст. 361 ГК РФ). В частности, поручительство применяется по обязательствам перевозчика перед таможенными органами при внутреннем таможенном транзите и международном таможенном транзите, то есть по тем обязательствам, которые возникнут в будущем, поскольку обеспечивается уплата таможенных платежей по товарам, которые доставляются под таможенным контролем.
Субъектами договора поручительства являются лицо, выступающее в качестве кредитора по основному обязательству (таможенный орган), и поручитель. В отличие от ГК РФ, нормы которого не ограничивают субъектный состав договора поручительства (соответственно поручителем могут выступать как физические, так и юридические лица), ТК РФ устанавливает специальные положения, определяющие круг субъектов, которые могут выступать поручителем. К ним относятся таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные лица. Включение законодателем в круг субъектов - потенциальных поручителей - «иных лиц» является, на наш взгляд, не вполне оправданным, поскольку возникает проблема конкретизации данных правовых норм, требующих наиболее четкой законодательной регламентации.
Согласно порядку работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей перед заключением договора поручител ьства таможне следует провести финансовый анализ деятельности поручителя. Целью этого анализа является определение финансовой устойчивости возможного поручителя, а также способности выполнения им возлагаемых на него обязательств по договору поручительства. Данный анализ проводится на основании следующих документов: справки о финансовом состоянии поручителя, выписки из закона о бюджете субъекта РФ (из нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления о местном бюджете) на соответствующий год, подтверждающей наличие в бюджете надлежащей статьи расходов [5].
Таким образом, в положениях таможенного законодательства зафиксировано, что «способность собственными действиями вступать в правоотношения в качестве поручителя связывается законом с наступлением общегражданской дееспособности для граждан и с возникновением правоспособности для юридических лиц» [6, с. 38], а также устанавливаются специальные требования, предъявляемые к поручителям. Устойчивое финансовое положение поручителя играет немаловажную роль при защите публичных интересов в случае неисполнения соответствующим лицом обязанности по уплате таможенных платежей.
В основной своей массе нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения, возникающие по поводу поручительства, являются диспозитивными, однако все же таможенное законодательство содержит нормы, ограничивающие автономию воли сторон при использовании договора поручительства в таможенной сфере. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ «договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора». При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно гражданскому законодательству предметом договора поручительства выступает обязательство поручителя перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последнего обязательства полностью или в части. При этом предметом договора поручительства, например, является:
- при транзите и доставке товаров под таможенным контролем - обязательство перевозчика доставить товары и документы на них в установленные сроки из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения [2];
- при внутреннем международном таможенном транзите, за исключением внутреннего таможенного транзита подакцизных маркированных товаров, -обязательство перевозчика перед таможенными органами как при одной, так и при нескольких перевозках товаров на одном или нескольких транспортных средствах [7].
При отсутствии в договоре поручительства условий, позволяющих определить, за исполнение какого обязательства дано поручительство, договор поручительства может быть признан судом незаключенным [8, с. 269].
Думается, что кроме существенных условий договора поручительства, содержащихся в гражданском законодательстве, к таким условиям следует причислить и иные условия, закрепленные таможенным законодательством. В частности, имеются в виду следующие существенные условия.
Во-первых, лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства. В отличие от ГК РФ законодатель данной нормой поставил поручителя в таможенных отношениях в менее благоприятные условия, чем в гражданских отношениях, так как п. 1 ст. 363 ГК РФ предусматривает солидарную ответственность кредитора и должника только в том случае, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. В данном случае законодатель попытался максимально возможно обеспечить исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, а именно: в случае, если обязательство, обеспеченное поручительством, не исполнено, таможенный орган одновременно может выставить требование об уплате таможенных платежей как лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, так и поручителю. Одновременно с примене-
нием мер по принудительному взысканию задолженности с лица, ответственного за уплату таможенных платежей, производится взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей с поручителя путем выставления в банк поручителя инкассового поручения на списание задолженности, а в случае его неисполнения взыскание денежных средств с поручителя производится в порядке, установленном ГК РФ. Таким образом, такой порядок предъявления требований по уплате таможенных платежей предоставляет таможенному органу реальные возможности полного удовлетворения имеющихся у него требований к обязанным лицам.
Во-вторых, должен быть определен срок действия договора, который должен быть продолжительностью не более 18 месяцев. Договор поручительства может использоваться для обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке или транзите товаров и транспортных средств при условии, что его действие завершается не ранее чем спустя шесть месяцев после предполагаемого окончания перевозки товаров и транспортных средств при их доставке и транзите.
В-третьих, таможни имеют право на списание в бесспорном порядке суммы задолженности лица, ответственного за уплату таможенных платежей перед таможней.
В-четвертых, в качестве документа, гарантирующего исполнение организа-цией-поручителем своих обязательств перед таможенным органом, представляется гарантия банка, по которой бенефициаром выступает таможенный орган. Данная норма устанавливает в качестве обязательного условия договора поручительства предоставление банковской гарантии, обеспечивающей исполнение организацией-поручителем своих обязательств перед таможенным органом, то есть если поручительством обеспечивается исполнение обязанным лицом обязанности по уплате таможенных платежей, то исполнение поручителем своих обязательств перед таможенным органом гарантируется банковской гарантией. Безусловно, включение этого положения в таможенное законодательство свидетельствует о желании законодателя наиболее эффективно гарантировать интересы государства по пополнению федерального бюджета за счет таможенных платежей, однако, по нашему мнению, указанное положение следует исключить, так как в данном случае один способ обеспечения (поручительство) обеспечивается другим способом (банковская гарантия), в связи, с чем искажается сущность поручительства как способа таможенного обеспечения. Кроме того, выполнение этого условия договора поручительства требует от потенциального поручителя дополнительных затрат времени и денежных средств.
В-пятых, поручительство прекращается либо с прекращением обеспеченного поручительством обязательства, либо по истечении указанного в договоре срока, на который оно дано. Срок, в течение которого таможенным органом может быть предъявлено в суд требование о взыскании с поручителя суммы таможенных платежей, определяется исходя из п. 4 ст. 367 ГК РФ о прекращении обеспечения обязательства; если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обязательства не предъявит иска пору-
чителю, то обеспечение уплаты таможенных платежей является прекращенным [9].
Таким образом, нормативно-правовые акты федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, императивно закрепляют условия, которые обязательно должны быть включены в договор поручительства и которые являются для него существенными. Тем самым законодатель ограничивает свободу лица, изъявившего желание стать поручителем, при выборе условий договора поручительства, фактически навязывая их ему.
Проект договора поручительства должен быть представлен в таможню подписанным и удостоверен уполномоченным лицом в порядке, установленном ГК РФ. При этом данный проект договора должен быть разработан на основании типовых форм и Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей. Проект договора поручительства обязательно должен содержать те существенные условия, которые, несмотря на то что в правовых актах федерального таможенного органа, которые их закрепляют, имеется ссылка, что они носят рекомендательный характер, однако на практике, напротив, они имеют императивный характер. Очевидно, что применение договора поручительства в таможенной сфере имеет свою специфику, которая отчетливо наблюдается в ограничении принципа диспозитивности, присущего гражданско-правовым договорам.
Далее проект договора поручительства рассматривается таможней в течение месяца со дня получения такого проекта договора, после чего таможня составляет свое заключение о возможности принятия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей поручительства, которое направляется в Федеральную таможенную службу России (ФТС РФ). На основании заключения таможни ФТС РФ в течение месяца с даты получения такого заключения выносит решение о принятии внесения обеспечения путем заключения договора поручительства. После получения решения ФТС РФ начальник таможни или лицо, его замещающее, в течение трех дней принимает в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договор поручительства путем его подписания. На практике таможенному органу следует очень внимательно изучить полномочия на подписание договора поручительства лицом, желающим выступить в качестве поручителя, чтобы впоследствии исключить возможность признания договора поручительства недействительным [10].
После принятия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора поручительства должностным лицом отдела по учету обеспечения оформляется таможенный приходный ордер, содержащий расчет размера обеспечения и подтверждающий внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в виде договора поручительства [5].
Таким образом, исследованный порядок принятия таможенным органом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в виде поручительства позволяет сделать некоторые выводы.
Гражданско-правовое регулирование поручительства распространяется на правоотношения по обеспечению уплаты таможенных платежей только субсидиарно. В частности, субсидиарное применение норм гражданского зако-
нодательства проявляется в следующем: ТК РФ устанавливает, что в отношении использования поручительства как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей применяются общие положения, регламентируемые гражданским законодательством, с ограничениями, предусмотренными нормами таможенного законодательства (а именно касающиеся субъектного состава). Считаем, для того чтобы усилить «публичную составляющую» при регулировании таможенных отношений с использованием института поручительства, в ст. 346 ТК РФ следует добавить абзац следующего содержания: «Порядок и условия принятия в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов поручительства определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела».
Данная процедура рассчитана на срок более двух месяцев, без учета времени, необходимого для оформления в рамках поручительства банковской гарантии.
Поручительство недостаточно эффективно используется в таможенной сфере, поскольку для принятия решения о применении договора поручительства необходимо согласие федерального таможенного органа, что, безусловно, занимает достаточно продолжительный промежуток времени. В связи с этим предлагаем полномочия по принятию решения о возможности внесения обеспечения путем заключения договора поручительства передать региональным таможенным управлениям.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5221-1 в ред. от 26 июня 2008 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.
2. Об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем: приказ ГТК РФ от 14 мая 1996 г. № 287 в ред. от 30 окт. 2001 г. // Таможенные ведомости. 1997. № 7.
3. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ в ред. от 23 июля 2008 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Витрянский В. Гражданский кодекс РФ с учетом изменений и новых законодательных актов: Поручительство // Хозяйство и право. 1998. № 8.
5. Об утверждении порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей: распоряжение ГТК РФ от 29 окт. 2003 г. № 596-р // Таможенные ведомости. 2004. № 5.
6. Белое В.А. Поручительство: Опыт теоретической конструкции и обобщения арбитражной практики. М., 1998.
7. Об утверждении инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите: распоряжение ГТК РФ от 9 дек. 2003 г. № 666-р в ред. от 9 февр. 2004 г. // Таможенный вестник. 2004. № 6.
8. Правовое регулирование банковской деятельности / под ред. Е.А. Суханова. М., 1997.
9. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 11 дек. 2007 г. № 10341/07 // Вестн. Высш. арбитраж. суда Рос. Федерации. 2008. № 3.
10. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 авг. 2004 г. № Ф08-3473/04-1327А [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».