Научная статья на тему 'Портрет заемщика онлайн микрофинансирования'

Портрет заемщика онлайн микрофинансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИКРОЗАЙМ / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / ОНЛАЙН / СКОРИНГОВАЯ ОЦЕНКА / ПОРТРЕТ ЗАЕМЩИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лупаков М.А.

Для любого кредитного учреждения, основной целью которого является извлечение прибыли, важным аспектом является портрет заемщика. Все финансовые организации стремятся к уменьшению рисков, тем самым уменьшая издержки и увеличивая прибыль. Любое кредитное учреждение, исходя из своего опыта, имеет представление об надежном и платежеспособном заемщике, который позволит получить прибыль. В статье посредством анализа микрофинансового рынка России в сегменте онлайн, выявляется портрет заемщика онлайн микрофинансирования. Заемщик оценивается по таким критериям как: пол, возраст, образование, семейное положение, наличие детей, тип занятости, совокупный доход, вид жилья, сфера деятельности, регион проживания. Все вышеперечисленные критерии играют важную роль в оценке заемщика и принятии решения о выдачи займа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лупаков М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет заемщика онлайн микрофинансирования»

Портрет заемщика онлайн микрофинансирования

см

1Л £

Б

а

2 ©

Лупаков Михаил Алексеевич

аспирант, Финансово-экономический институт, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», miha-lupakov@yandex.ru

Для любого кредитного учреждения, основной целью которого является извлечение прибыли, важным аспектом является портрет заемщика. Все финансовые организации стремятся к уменьшению рисков, тем самым уменьшая издержки и увеличивая прибыль. Любое кредитное учреждение, исходя из своего опыта, имеет представление об надежном и платежеспособном заемщике, который позволит получить прибыль. В статье посредством анализа микрофинансового рынка России в сегменте онлайн, выявляется портрет заемщика онлайн микрофинансирования. Заемщик оценивается по таким критериям как: пол, возраст, образование, семейное положение, наличие детей, тип занятости, совокупный доход, вид жилья, сфера деятельности, регион проживания. Все вышеперечисленные критерии играют важную роль в оценке заемщика и принятии решения о выдачи займа. Ключевые слова: микрозайм, микрофинансирование, онлайн, скоринговая оценка, портрет заемщика.

На фоне кардинального изменения рынка микрофинансовых организаций необходимо выделить развитие онлайн-сегмента, в котором на сегодняшний день работает только небольшая часть рынка микрофинансирования. Технологии не стоят на месте, количество МФО сокращается, требования Банка России ужесточаются - все эти факторы в ближайшее время должны придать рынку новый облик.

В данной статье было проведено исследование портрета заемщика российских компаний онлайн микрофинансирования.

По имеющимся данным из нижеуказанных источников будет произведено сравнение 10 критериев оценки заемщика в период с 2015 по 2018 год включительно.

Обрисовывая портрет среднестатистического заемщика онлайн микрофинансирования, можно представить его следующим образом: мужчина, возрастом около 30 лет, имеющий высшее образование, не женатый и не имеющий детей. Трудоустроен в торговой сфере, имеющий заработок около 30000 рублей в месяц. Владеет собственным жильем или его долей. [8]

Перейдем к рассмотрению портрета заемщика онлайн микрофинансирования по следующим признакам:

1. Пол

2. Возраст

3. Образование

4. Семейное положение

5. Количество детей

6. Тип занятости

7. Совокупный доход

8. Вид жилья

9. Сфера деятельности

10. Регион проживания

Данные о структуре заемщиков МФО по половому признаку представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что, на данный момент, большую долю заемщиков составляют мужчины. Необходимо ответить, перевес чаши весов произошел в 2018 году.

Далее обратимся к возрасту среднестатистического заемщика онлайн МФО. В традиционном сегменте микрофинансирования физический лиц населения России, принято считать, что основной возраст среднестатистического заемщика 35 лет и более [9], однако в рассматриваемом онлайн сегменте, ситуация иная. В таблице 2 представлена разбивка по возрасту заемщиков за период 2015-2018 годов.

Исходя из таблицы 2, можно утверждать, что в 2018 году возраст среднестатистического заемщика сегмента онлайн микрофинансирования стал снижаться, а именно основная доля пришлась на возраст в диапазоне 18-30 лет. В 2018 году, количество заемщиков в возрастной категории от 41 до 50 лет, уменьшилось на 1% по отношению к 2017 году. Также можно наблюдать снижение заемщиков в возрастной группе старше 50 лет, однако, нельзя не выделить рост в 4% к 2015 году. Такое явление можно назвать трендом, под общей идеей которого подразумевается освоение старшим поколением новых для себя информационных технологий. Люди в возрасте все стремительнее осваивают высокотехнологичные банковские услуги, дистанционное кредитование, онлайн потребительские микрозаймы, также не остались исключением.

Заемщики сегмента онлайн микрофинансирования, в большинстве своем отличаются не только своим возрастом, но и разницей в имеющемся образовании. [9]. В таблице 3 представлена статистика об образовании заемщиков онлайн МФО.

Исходя из данный в таблице 3 видно, что заемщиков с высшим образованием 2018 году выявилось приблизительно 46%, что составило на 4% больше, чем в предыдущем году. Нельзя не отметить тот факт, что неполное высшее образование имеют еще 11% клиентов компаний рынка онлайн микрофинансирования. Среди остальных заемщиков: среднее образование имеют 28% заемщиков, что на 1% меньше, чем в предыдущем. При этом среднее профессиональное образование есть у 15% заемщиков.

Далее в таблице 4 будет рассмотрена структура заемщиков онлайн МФО по семейному положению.

Таблица 1

Структура заемщиков онлайн МФО по половому признаку, по итогам 2015-2018гг., в процентном

соотношении (%)

Составлено автором. Источник: [1]

Пол 2015 2016 2017 2018

Мужчины 49 50 51 55

Женщины 51 50 49 45

Таблица 2

Структура заемщиков онлайн МФО по возрастному признаку, за 2015-2018гг., в процентном соотношении (%)

Составлено автором. Источник: [1]

Возраст (в гг.) 2015 2016 2017 2018

18-30 47 42 41 43

31-40 34 36 33 34

41-50 16 17 17 16

51+ 3 5 9 7

Таблица 3

Образование заемщиков онлайн МФО, по итогам года, в процентном соотношении (%) за 20152018гг.

Составлено автором. Источник: [1]

Образование 2015 2016 2017 2018

Среднее общее 30 29 29 28

Среднее 15 12 17 15

професс иональное

Неполное высшее 15 15 12 11

Высшее 40 44 42 46

Таблица 4

Структура заемщиков онлайн МФО по семейному положению, подведенная итогом года, в процентном соотношении (%) за 2015-2018 гг. Составлено автором. Источник: [2]

Семейное 2015 2016 2017 2018

положение

Не женат (не 42 43 44 43

замужем)

Женат (замужем) 42 41 40 41

Вдовец ( вдова) 1 2 1 1

Разведен ( разведена) 8 8 6 7

Гражданский брак 7 6 9 8

Таблица 5

Наличие детей у заемщиков онлайн МФО, по итогам года, в процентном соотношении (%) за 20152018 гг.

Составлено автором. Источник: [1]

Наличие детей 2015 2016 2017 2018

11с т детей 50 51 50 52

1 ребенок 34 36 35 36

2 ребенка 14 11 13 10

3 ребенка 1 1 I 1

4 ребенка и более 1 1 1 1

Таблица 6

Структура заемщиков онлайн МФО по мере занятости, по итогам года, в процентном соотношении

(%) за 2015-2018гг.

Составлено автором. Источник: [2]

Занятость 2015 2016 2017 2018

Самозанятость 12 12 13 12

Декретный отпуск, 5 5 4 2

студенты.

безработные

Пенсионеры 2 2 4 4

Полная занятость 81 81 79 82

Из таблицы 4 следует, что в 2018 году увеличилось количество заемщиков, не состоящих в браке и это значение подо-

шло к отметке в 43%. Выросло количество заемщиков, состоящих в браке, до 40%. Необходимо подчеркнуть, что ко-

личество заемщиков в разводе выросло с 6% до 7%. При этом, на 1% уменьшилась доля клиентов, являющихся сожителями: в 2017 году 9%, в 2018 году 8%. В целом можно сказать, что статистика заемщиков на протяжении четырех лет-ровная.

Немаловажным фактором, является количество детей у потенциального заемщика, так как с финансовой точки зрения, содержание ребенка подразумевает дополнительные финансовые затраты. Из личной практики могу отметить нередкие случаи, когда заемщик, имея стабильный доход и более 3х детей в семье, переставал выплачивать свой займ, из-за факторов, связанных с детьми. В таблице 5 представлена информация о наличии детей у заемщиков онлайн МФО.

Так, среди заемщиков онлайн микрофинансирования по итогам 2018 года 52% людей, на данный момент не имеющих детей. Количество этих заемщиков выросло на 2% по сравнению с 2017 годом. Заемщиков, с одним ребенком - 36% (в 2017 г. - 35%). Заемщиков, с двумя детьми - 10% (в 2017 г. - 13%). Количество заемщиков с тремя детьми не изменилось - около 1% как в 2018 году, так и в 2017 году. Стоит отметить, что воспитывающих больше трех детей среди заемщиков онлайн микрофинансирования в 2018 году было 0,32%, а в 2017 году 0,46%.

Основным фактором, влияющим на решение для выдачи микрозайма, является наличие какого-либо вида занятости клиента. Так, в таблице 6 представлена информация о занятости заемщиков онлайн МФО.

Из таблицы 6 видно, что основная доля заемщиков имеет постоянную занятость. При подтверждении занятости клиента, следующим шагом является выявление кредитной нагрузки, а посчитать этот показатель можно лишь, при понимании среднемесячной заработной платы потенциального заемщика. В таблице 7 представлены данные о доходах заемщиков онлайн МФО.

Из таблицы 7 следует, что основная сумма заработной платы заемщиков составляет примерно 30 тыс. рублей в месяц. Имеет рост доля клиентов с высоким доходом от 50 тыс. рублей в месяц с 7% в 2015 году до 9% в 2018 году. Также снизилась доля клиентов с доходом до 20 тыс. рублей до 12% за 2018 год. Это произошло, преимущественно, за счет роста заработной платы населения в рублях.

Следующим фактором оценки потенциального заемщика является такой кри-

© £

Я

3

г

5

см

1Л £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б

а

2 о

терий, как вид жилья. В основном МФО, как и банки, отдают приоритет клиентам, проживающим в собственном жилье, а также по месту прописки, так как взыскание денежных средств согласно Федеральному закону № 230 от 03.06.2016, не отменяет права посещения должника 1 раз в неделю или 4 раза в месяц [10]. При отсутствии прописки в регионе деятельности компании, данная процедура весьма усложняется, а иногда и вовсе бывает невозможной. Стоит отметить, что в современной практике, не исключается факт выдач денежных средств и заемщикам со съемным жильем. В таблице 8 представлена вид жилья заемщиков онлайн МФО.

Из таблицы 8 следует, что по итогам 2018 года у 43% заемщиков в собственности имеется жилье (стоит отметить падение по сравнению с 2014 годом - на 2%), а 39% владеют долей жилья. Количество таких заемщиков снизилось с 2015 года на 1%). Исходя из данных, 10% заемщиков, арендуют жилье (прирост на 3% в сравнении с 2015 годом).

Можно отметить, что собственное жилье или доля во владении, снижает издержки в виде отсутствия арендной платы, но нельзя не отметить тенденцию роста заемщиков со съемным жильем.

Одним из факторов при оценке заемщика, является сфера его деятельности. Как пример, можно привести заемщиков, имеющим абсолютно равные значения по предыдущим критериям, а также одинаковый рабочий стаж, но, если, например, первый заемщик работает в бюджетной сфере, а второй, в сфере торговли, стабильность сферы деятельности первого заемщика, явно будет перевешивать. В таблице 9 представлена информация о сфере деятельности заемщиков онлайн МФО.

Из данных таблицы 9 следует, что 20% заемщиков онлайн МФО работают в торговой сфере, 17% - работают в бюджетных учреждениях, военные и госслужащие, 14% - водители, строители и разнорабочие, 11% работают в сфере услуг. Стоит отметить, что доля заемщиков из сферы ИТ в сегменте онлайн микрофинансирования намного больше в сравнении с традиционными микрофинансовыми организациями. В настоящее время все больше современных, финансово и технологически грамотных граждан нашей страны адекватно оценивают онлайн-кредитование и прибегают к использованию данных услуг. Рынок онлайн микрозаймов все больше проникает не только в сегмент малообеспеченного на-

Таблица 7

Доход заемщиков онлайн МФО, по итогам года, в процентном соотношении (%) за 2015-2018гг. Составлено автором. Источник: [3]

Доходы 2015 2016 2017 2018

До 20 тыс. руб. 16 14 13 12

в мес.

До 20 -30 тыс. 34 33 32 32

руб. в мес.

До 30 -40 тыс. 25 26 25 25

руб. н мес.

До 40 -50 тыс. 14 15 16 16

руб. в мес.

До 50 -60 тыс. 7 7 8 9

руб. в мес.

До 60+ тыс. 4 5 6 6

руб. в мес.

Таблица 8 Структура заемщиков онлайн МФО по виду жилья, по итогам года, в процентном соотношении (% Составлено автором. Источник: [2]

Жилье 2015 2016 2017 2018

Собственное 45 44 43 43

жилье

Доля жилья 40 40 41 39

Съемное 7 8 9 10

жилье

Другое 8 8 7 8

Таблица 9

Структура заемщиков онлайн МФО, по сфере деятельности, по итогам года, в процентном соотношении (%) за 2015-2018 гг. Составлено автором. Источник: [2]

Сфера деятельности 2015 2016 2017 2018

заемщиков

Бюджетная сфера 21 18 18 17

Финансовая сфера 10 11 12 14

Строительство, транспорт 14 14 15 14

Промышленность 7 7 8 7

¡Т, телекоммуникации 10 11 И 10

Торговля 24 21 17 20

Услуги 11 12 13 11

Не рабш ающ ие: 5 6 6 7

пенсионеры, студенты,

декрет и др.

селения, но уже и оставил след в нижнем банковском уровне.

Современные микрофинансовые организации стараются по максимуму расширить свою географию на территории нашей страны, так как, во всех её регионах, есть потенциальные клиенты. В таблице 10 представлена информация по предоставлению займов в регионах проживания Российской Федерации.

В силу мобильности сегмента онлайн микрофинансирования, онлайн кредиторы могут выдавать займы вне зависимости от наличия офисов или агентской сети в том или ином регионе. Более 29% заемщиков в 2018 году проживали на территории ЦФО, это на 4% меньше, чем в 2014 году. Онлайн микрофинансовые организации первыми начали предостав-

лять услуги дистанционного кредитования жителям республики Крым после вхождения в состав Российской Федерации. Так, среди всех выданных займов в 2018 году на Крым и Севастополь, как отдельный субъект федерации, пришлось около 4% всех займов, по сравнению с 2015 годом рост составил 2%. Среди федеральных округов по количеству профинансированных займов в 2018 году лидируют Сибирский и Приволжский федеральные округи.

Литература

1. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/mfo/ ^од_2015_рге ( дата обращения 01.04.2019)

Таблица 10

Регионы проживания заемщиков онлайн МФО, по итогам года, в процентном соотношении (%) Составлено автором. Источник: [5]

Склеральный округ 2015 2016 2017 2018

Центральный федеральный округ 33 31 28 29

Южный Федеральный окру!' 7 8 9 8

Северо-западный федеральный округ 9 9 10 10

Дальневосточный федеральный округ 3 3 2 2

Сибирский федеральный округ 16 16 15 16

Уральский федеральный округ 11 12 11 12

11ри волжский федеральный округ 17 16 18 17

Северо-кавказский федеральный округ 2 2 3 2

Республика Крым и г. Севастополь 2 3 4 4

2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/mfo/ 2018 ( дата обращения 01.04.2019)

3. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/ 51278Z0KP-MF0_04-2017.pdf (дата обращения: 11.04.2019)

4. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/ 51278Aeview_mfo_16.pdf (дата обращения: 11.04.2019)

5. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/ 51273Aeview_250716.pdf (дата обращения: 12.04.2019)

6. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/mfo/ itog_2015_pre ( дата обращения 05.04.2019]

7. Информационный портал Микрофинансирования в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http:// rusmicrofinance.ru/news/articles/ article_4964.html (дата обращения: 14.04.2019)

8. Официальный сайт ООО МФК «Мани мен» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moneyman.ru/news/ portret-zaemshchika-onlajn-mfo/ (дата обращения: 16.04.2019)

9. Криворучко С.В., Абрамова М.А., Мамута М.В., Тенетник О.С., Шакер И.Е. Микрофинансирование в России. - «КНО-РУС: ЦИПСиР», 2013 г.

10. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 N 230-Ф3

Portrait of the borrower online

microfinance Lupakov M.A.

Tyumen state university

For any lending institution whose main purpose is to extract profits, an important aspect is the portrait of the borrower. All financial organizations strive to reduce risks, thereby reducing costs and increasing profits. Any credit institution, based on its experience, has an idea of ??a reliable and solvent borrower, which will make a profit. In the article, an analysis of the microfinance market in Russia in the online segment reveals a portrait of the borrower of online microfinance. The borrower is assessed according to such criteria as: gender, age, education, marital status, presence of children, type of employment, total income, type of housing, field of activity, region of residence. All of the above criteria play an important role in assessing the borrower and making a decision on granting a loan. Keywords: microloan, microfinance, online, scoring assessment, portrait of the borrower.

References

1. Rating agency «Expert RA» [Electronic resource].

Access mode: https://raexpert.ru/researches/ mfo/itog_2015_pre (access date 01/04/2019)

2. Rating agency «Expert RA» [Electronic resource].

Access mode: https://raexpert.ru/researches/ mfo/2018 (contact date 04/01/2019)

3. Central Bank of the Russian Federation [Electronic

resource]. Access mode: https://www.cbr.ru/ StaticHtml/File/51278/0KP-MF0_04-2017.pdf (access date: 04/04/2019)

4. Central Bank of the Russian Federation [Electronic

resource]. Access mode: https://www.cbr.ru/ StaticHtml/File/51278/review_mfo_16.pdf (access date: 04/04/2019)

5. Central Bank of the Russian Federation [Electronic

resource]. Access mode: https://www.cbr.ru/ StaticHtml/File/51273/review_250716.pdf (access date: 04/12/2019)

6. Rating agency «Expert RA» [Electronic resource].

Access mode: https://raexpert.ru/researches/ mfo/itog_2015_pre (access date 05/04/2019)

7. Information portal Microfinance in Russia

[Electronic resource]. Access mode: http: // http://rusmicrofinance.ru/news/articles/ article_4964.html (access date: 04.14.2019)

8. The official website of the IFC Mani Men LLC

[Electronic resource]. Access mode: https:// moneyman.ru/news/portret-zaemshchika-onlajn-mfo/ (access date: 04/16/2019)

9. Krivoruchko S.V., Abramova M.A., Mamuta M.V.,

Tenetnik O.S., Shaker I.E. Microfinance in Russia. - «KNORUS: TsIPSiR», 2013

10. Federal Law «On the Protection of the Rights and Legal Interests of Individuals in Carrying Out Activities for the Repayment of Overdue Debts and on Amending the Federal Law» On Microfinance Activities and Microfinance Organizations «dated July 03, 2016 N 230-4G

О À

В

S

if 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.