Научная статья на тему 'Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и их родителей: региональный анализ'

Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и их родителей: региональный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕПЕТИТОРСТВО / ЧАСТНАЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕПЕТИТОРСКИЕ УСЛУГИ / ЧАСТНЫЙ РЕПЕТИТОР / РЕГИОНАЛЬНАЯ БАЗА РЕПЕТИТОРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / TUTORING / PRI-VATE TEACHING / TUTORING SERVICES / TUTOR / REGIONAL TUTORS' DATA / PROFESSIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова А.А.

В статье анализируется степень распространенности частной преподавательской практики в региональном образовательном пространстве, представлен обобщенный портрет современного репетитора на основании анализа данных профессионального онлайн-сообщества частных репетиторов. Автор приходит к выводу, что репетиторство как вид дополнительной образовательной практики в сфере неформального образования, будет еще долго востребовано в современном обществе, являясь своего рода адаптационным механизмом к трансформациям в современной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и их родителей: региональный анализ»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.008 YAK 371.124.96:37.015.4 ББК 60.561.9+74.027.9

А.А. НАУМОВА

A.A. NAUMOVA

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РЕПЕТИТОРА В ОПЕНКАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

THE PORTRAIT OF A MODERN TUTOR IN STUDENTS' AND THEIR PARENTS' ASSESSMENT: REGIONAL ANALYSIS

В статье анализируется степень распространенности частной преподавательской практики в региональном образовательном пространстве, представлен обобщенный портрет современного репетитора на основании анализа данных профессионального онлайн-сообщества частных репетиторов. Автор приходит к выводу, что репетиторство как вид дополнительной образовательной практики в сфере неформального образования, будет еще долго востребовано в современном обществе, являясь своего рода адаптационным механизмом к трансформациям в современной системе образования.

The article analyzes the extent of tutoring in the regional educational space, the generalized portrait of a modern tutor based on the analysis of the data from the professional tutors' online-community is presented. The author comes to the conclusion that tutoring as a kind of additional educational practice in the field of non-formal education will still be in demand in modern society for a long time, being a kind of adaptation mechanism for transformations in the modern education system.

Ключевые слова: формальное образование, информальное образование, неформальное образование, репетиторство, частная преподавательская деятельность, репетиторские услуги, частный репетитор, региональная база репетиторов, профессиональное сообщество.

Key words: formal education, informal education, non-formal education, tutoring, private teaching, tutoring services, tutor, regional tutors' data, professional community.

Существуют разные виды образовательной деятельности, способствующие освоению человеком социально-культурного опыта и воплощающие суть образования. Каждый из них представляет собой специфическую форму передачи знаний, ценностных ориентаций, социальных компетенций, гражданских установок и т.д. Так, Х.Т. Загладина выделяет в современной системе образования формальное, информальное и неформальное образование.

Под формальным образованием, согласно Загладиной, понимается структурированный и целенаправленный процесс, осуществляемый учебными заведениями. Оно связано со стандартизацией обучения, функционирует по утвержденному стандарту и реформируется государством. Под неформальным образованием следует понимать любой организованный образовательный процесс, который лежит за пределами формальной системы. Информальное образование сопровождает индивидуальную познавательную деятельность и происходит в процессе повседневной жизни человека [1, с. 103-104].

Одним из наиболее распространенных видов неформального обучения является репетиторство, которое рассматривается как дополнение к формальному государственному и частному образованию и призвано помочь учащимся справиться с его академическими требованиями.

Под репетиторством понимается вид образовательных услуг, осуществляемых на платной основе и оказываемых дополнительно к программе, которая осваивается в системе формального образования.

По мнению И.Д. Фрумина, репетиторство как самостоятельный сектор образования будет расти (в том числе благодаря информационным технологиям). И сегодня, когда все больше семей могут позволить себе репетиторов

и прибегают к их услугам в образовательной стратегии своих детей, возникает потребность получения более глубокого системного знания о данном виде образовательной деятельности, выявления основных механизмов его функционирования [2, с. 235-265].

Спрос на репетиторские услуги достаточно высок как в крупных городах и региональных центрах, так и в маленьких населенных пунктах. Чаще всего поиск индивидуального педагога осуществляется через знакомых, родственников и друзей. В последние годы в связи с развитием современных информационных технологий многие репетиторы представляют свои услуги через личные страницы и аккаунты в социальных сетях, а также посредством агентств и компаний, занимающихся индивидуальным подбором профессиональных педагогических кадров.

К наиболее известным сайтам и интернет-сообществам в российском информационном пространстве, предоставляющим информацию об услугах индивидуальных преподавателей, можно отнести профессиональное сообщество частных репетиторов «Ваш репетитор», сообщество частных репетиторов скайпа «Наш онлайн репетитор», сайты «Ассоциация репетиторов», «Tutor online», «Виртуальная академия», «Репетиторов.нет» и другие.

В данной статье представлен обобщенный портрет современного репетитора на основании развёрнутого анализа данных сайта «Ваш репетитор».

Сайт «Ваш репетитор» - это профессиональное сообщество частных репетиторов, объединяющее более 220000 преподавателей регионов РФ и стран ближнего зарубежья. Сайт функционирует при поддержке Правительства Москвы и имеет региональные отделения в Украине, Казахстане и республике Беларусь. На сайте представлены анкеты преподавателей с указанием данных об уровне образования, стаже работы и условиях предоставления частных преподавательских услуг. Клиенты могут самостоятельно выбрать подходящего по необходимым критериям репетитора или обратиться за помощью к администраторам сайта [3].

Для анализа были выделены данные региональной базы репетиторов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. По состоянию на февраль 2018 года по региону Ханты-Мансийский автономный округ - Югра представлены анкеты 203 репетиторов, наибольший процент из которых проживают в городе Сургуте (66%) и городе Нижневартовске (18,7%) (табл. 1).

Таблица 1

Место проживания репетиторов

Город Частота Валидный процент

Сургут 134 66,0

Нижневартовск 38 18,7

Урай 7 3,4

Ханты-Мансийск 7 3,4

Нефтеюганск 6 3,0

Нягань 3 1,5

Советский 2 1,0

Югорск 2 1,0

Когалым 1 ,5

Лангепас 1 ,5

Мегион 1 ,5

Радужный 1 ,5

ИТОГО 203 100,0

Самый большой процент зарегистрированных анкет приходится на репетиторов английского языка (36,5%), среди которых распределение выглядит следующим образом: 77% из них преподают только английский язык (57 человек), 10,8% - английский и немецкий языки (8 человек), и оставшийся процент приходится на репетиторов, которые дополнительно к английскому языку предоставляют также услуги преподавания французского языка (1 человек), испанского языка (4 человека), китайского языка (3 человека), арабского языка (1 человек) и истории (1 человек). Немецкий язык как единственный предмет заявили в своих анкетах 5 человек (2,5% от общего количества репетиторов), французский язык - 2 человека (1% от общего количества репетиторов).

Далее представлены анкеты репетиторов, работающих с детьми дошкольного или младшего школьного возраста: оказывающие услуги по подготовке к школе, подготовке учащихся начальных классов, логопеды, психологи. Они составляют 14,3% от общего количества репетиторов. Среди них чаще встречаются учителя начальных классов и вариация «начальная школа/подготовка к школе». Часто в дополнение к подготовке к школе репетиторы указывают еще один или несколько предметов: музыку, географию, русский или английский языки, услуги психолога или логопеда.

На третьем месте по частоте - учителя математики (12,8%). Здесь дополнительно к услугам репетиторов математики в некоторых анкетах также указываются предметы «физика и высшая математика».

11,3% анкет приходится на репетиторов русского языка и литературы, среди которых 11 человек указали в качестве преподаваемого предмета только русский язык, 10 человек - русский язык и литературу, 1 человек - русский язык как иностранный и 1 человек в дополнение к русскому языку также указал подготовку к школе и начальные классы.

Далее представлены анкеты репетиторов химии и биологии (6,9%), истории и обществознания (5,9%), музыки (педагоги по фортепиано, сольфеджио и вокалу) - 4,4%.

Также на сайте представлены 2 анкеты репетиторов физики, 2 анкеты репетиторов по ИЗО/черчению, 1 анкета репетитора по географии, 1 анкета репетитора по итальянскому языку, 1 анкета репетитора по чешскому и латинскому языкам, 1 анкета репетитора по компьютерной графике и 1 анкета репетитора по бухучету и экономике. Сводная информация представлена в таблице 2.

Таблица 2

Преподаваемые предметы

Предмет Частота Валидный процент

Английский язык/английский язык + дополнительный предмет 74 36,5

Начальные классы/подготовка к школе/логопед/психолог 29 14,3

Математика/информатика 26 12,8

Русский язык/литература 23 11,3

Биология/химия 14 6,9

История/обществознание 12 5,9

Музыка 9 4,4

Другое 6 3,0

Немецкий язык 5 2,5

Физика 2 1,0

Французский язык 2 1,0

География 1 ,5

ИТОГО 203 100,0

Среди всех репетиторов на сайте чуть более половины (56,7%) заявляют один предмет, 35% - два предмета (часто смежных), 15% - 3 предмета и 1% - четыре. Репетиторы-женщины из данной выборки составляют 81,3%, репетиторы мужского пола - 18,7%.

Половина репетиторов (50,2%), представивших анкеты на сайте, не указали место работы. Возможно, это люди, для которых репетиторство - основной вид деятельности, либо они просто не пожелали указать основное место работы. Среди оставшихся 22,7% работают в школах, 8,9% - студенты, 7,4% -преподают на языковых курсах, 4,9% - работают в вузах, 2% - в детских садах и центрах, 2% - в колледже. Также есть репетиторы, работающие в центрах коррекции, Департаменте образования, на курсах подготовки к ЕГЭ.

В анкетах репетиторов также указана информация о вузах, которые они окончили либо в которых обучаются (если они студенты). Половина частных преподавателей (50,2%) окончили вузы в Уральском федеральном округе (предположительно в районе их проживания либо недалеко от него). Четверть из них указали сургутские вузы (СурГУ и СурГПУ), 5,9% - другие вузы в ХМАО - Югре (Югорский государственный университет и Нижневартовский государственный университет), 10,3% - вузы в Тюменской области (Тюменский государственный университет и его филиалы: Тобольский государственный педагогический институт, Ишимский государственный педагогический институт, и др.), 7,9% - вузы в западной части Уральского федерального округа (Свердловской, Курганской, Челябинской областях): Уральский федеральный университет, Уральский государственный университет им. Горького, Южно-Уральский государственный университет, Шадринский государственный педагогический университет.

15,8% приходится на вузы в Приволжском федеральном округе, из которых 9,4% - в республике Башкортостан (Башкирский государственный университет, Башкирский государственный педагогический университет, Бирская государственная социально-педагогическая академия и др.), оставшиеся 6,4% - на вузы в Пермском крае, Ульяновской, Кировской и Оренбургской областях, республиках Татарстан, Чувашия, Мордовия.

8,9% репетиторов - выпускники вузов Сибирского федерального округа: республики Алтай и Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей, 3,4% - выпускники вузов Северо-Кавказского федерального округа: Ставропольского края и республики Дагестан, 0,5% (1 человек) - выпускник волгоградского вуза.

2,5% репетиторов являются выпускниками вузов Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский государственный университет, Ленинградский государственный университет им. Пушкина), а также вузов Ленинградской и Вологодской областей.

Московские вузы, среди которых отмечены Московский государственный педагогический университет, Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тереза и РУДН, окончили 3,9% репетиторов. 2% приходится на выпускников вузов Центрального федерального округа: Ивановской, Орловской и Брянской областей.

10,3% репетиторов составляют выпускники вузов из ближнего зарубежья - Украины, Казахстана, Киргизии и Армении, и 2,5% репетиторов -выпускники зарубежных вузов - это либо преподаватели, являющиеся носителями иностранного языка либо репетиторы, получившие образование за рубежом. Сводная информация представлена на рисунке 1.

Образование, полученное в педагогическом вузе, имеют лишь 37,4% репетиторов, однако большая часть из всех репетиторов, представленных в выборке (89,7%), преподают по специальности, т.е. именно тот предмет, который изучали в качестве своей специализации в вузе. 18,7% частных преподавателей имеют, дополнительно к основному образованию, курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку, профессиональные сертификаты (например, подтверждающие знание языка), участие в олимпиадах, конференциях и т.д.

Сур ГУ-Сур ГПУ-Тюменская область" Башкортостан-Сибирский ФО" Западная часть Уральского ФО" Приволжский ФО-другме вузы в ХМАО-Югре-Украина-Москва-Казахстан* Северо-Кавказский ФО" зарубежные вузы-Санкт-Петербург и Северно-Западный ФО-Центральный ФО-Армения-Киртзия-Южный ФО"

Ж

Ж

2,5 _1

2,5

и и

Рис. 1. Процентное распределение вузов и регионов, в которых получили образование репетиторы

У преподавателей есть возможность прикрепить на сайте файлы с информацией, подтверждающей заявленный уровень образования (сканы дипломов, сертификатов, курсов переподготовки), однако данную информацию можно посмотреть лишь у 3,4% репетиторов (7 человек).

Из всех репетиторов 3,9% имеют степень кандидата наук (8 человек), среди которых - 2 кандидата философских наук (репетиторы обществозна-ния), 2 кандидата филологических наук (репетитор русского языка и репетитор немецкого языка), 2 кандидата физико-математических наук (репетиторы математики), 1 кандидат исторических наук (репетитор истории) и 1 кандидат педагогических наук (репетитор английского языка).

42,9% частных преподавателей занимаются репетиторской деятельностью от 5 до 10 лет, 18,7% - имеют опыт работы репетиторства до 5 лет, 11,4% приходится на частных педагогов, работающих от 11 д 15 лет, 8,9% - от 16 до 20 лет, 7,5% - свыше 20 лет.

62,6% репетиторов указывают в своих анкетах, что помимо работы у себя на дому они также выезжают на дом к ученикам, 23,6% проводят как обычные, так и дистанционные занятия (по скайпу).

По результатам проведенного анализа средняя стоимость занятия по региону составляет 685 рублей. В таблице 3 представлена стоимость, проранжированная по шкалам, из которой видно, что большая часть репетиторов (65,5%) устанавливают цену своего занятия от 500 до 700 рублей за 60 минут. 20,7% репетиторов занимаются по стоимости от 700 до 1000 рублей за 60 минут, 10,3% - до 500 рублей за 60 минут, 3,4% устанавливают стоимость свыше 1000 рублей за астрономический час.

Таблица 3

Ценовая шкала индивидуальных занятий

Цена Частота Валидный процент

До 500 21 10,3

500-700 133 65,5

7001000 42 20,7

Свыше 1000 7 3,4

ИТОГО 203 100,0

По более низкой стоимости (до 700 рублей) проводят занятия студенты, чуть больше стоимость у школьных учителей, самая высокая стоимость -у преподавателей и сотрудников вуза. Интересно также отметить, что наличие ученой степени не обусловливает более высокую стоимость занятия -ни один из репетиторов, имеющих степень кандидата наук, не занимается по цене свыше 1000 рублей за 60 минут.

Длительность занятий в основном составляет один астрономический час - 60 минут (у 86,3% репетиторов), 45 минут - у 7,4% репетиторов (у педагогов по подготовке к школе, психологов, логопедов и репетиторов по музыке), 4,9% репетиторов указывают продолжительность одного занятия в 90 минут (педагоги по математике, английскому языку и истории).

На сайте клиентам предоставлена возможность оставлять отзывы о качестве предоставляемых репетиторских услуг. Клиенты могут самостоятельно оставить отзыв под анкетой репетитора, либо мнения фиксируются администраторами сайта со слов клиентов по телефону. Чаще всего отзывы пишут родители детей, обучающихся у репетиторов, однако иногда их оставляют и сами обучающиеся.

Для выявления наиболее распространённых причин обращения к репетиторам, а также мнений родителей и обучающихся об образовательной деятельности частных педагогов, был использован метод контент-анализа, в ходе которого были проанализированы 1 142 отзыва клиентов.

По результатам анализа все данные были разделены на два блока и сгруппированы внутри блоков на подкатегории, к каждой из которых были отнесены слова, термины, суждения, отражающие определенное ключевое понятие. По каждой категории осуществлялся подсчет частоты упоминаний единиц анализа в отзывах.

Первый блок содержит информацию о запросах к репетиторам со стороны обучающихся и их родителей, где в качестве основных подкатегорий можно выделить «восполнение пробелов в знаниях» (частота упоминаний -373 единицы), «подготовка к итоговым испытаниям в школе (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР)/к поступлению в вуз» (частота упоминаний - 208 единиц) и «подготовка ребенка к обучению в школе/сопровождение его обучения в начальной школе» (частота упоминаний - 165 единиц). Некоторые родители выбирают для своих детей занятия с репетитором на летний период еще до введения предмета в школьную программу с целью более легкого дальнейшего освоения этого предмета в школе. Так, например, часто готовят детей к освоению иностранного языка (частота упоминаний - 9 единиц).

К помощи репетиторов обращаются и взрослые люди, изучающие предметы (чаще всего иностранные языки) для личных и профессиональных целей, либо пользующиеся услугами логопеда для постановки дикции и исправления дефектов речи (частота упоминаний - 43 единицы), а также студенты высших учебных заведений для закрытия задолженностей по учебным дисциплинам (частота упоминаний - 16 единиц).

Часть школьников занимаются с репетиторами с целью получения дополнительных знаний сверх школьной программы (частота упоминаний -15 единиц).

В качестве причины обращения к помощи частных педагогов также можно выделить смену школьной программы, переход ребенка в другую школу или в школу с углубленным изучением предмета (частота упоминаний -15 единиц): «Из-за наших переездов дочь сменила несколько школ. Это сказалось на знаниях и успеваемости. Нам нужна была помощь для поступления в класс с углубленным изучением английского»1.

Дополнительная помощь репетиторов также требуется детям, профессионально занимающихся спортом и часто отсутствующих на уроках по причине подготовки к спортивным соревнованиям (частота упоминаний - 3 единицы).

1 Здесь и далее по тексту курсивом приводятся мнения обучающихся и родителей [3].

Причиной выбора для своего ребенка индивидуальных занятий с педагогом могут стать определенные нарушения в развитии ребенка (дислексия, дисграфия), нежелание или неспособность родителя помочь ребенку в выполнении домашних заданий: «Плюс в том, что мне домашние задания не надо делать. Пока я с работы прихожу, английский уже выучен». Сводная информация представлена в таблице 4.

Таблица 4

Причины обращения к репетиторам (на основании контент-анализа отзывов с сайта «Ваш репетитор»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причина обращения Частота упоминания

Восполнение пробелов в знаниях 373

Подготовка к итоговым испытаниям в школе/к поступлению в вуз 208

Подготовка ребенка к обучению в школе/сопровождение его обучения в начальной школе 174

Личные и профессиональные цели (взрослые люди) 43

Закрытие задолженностей по учебным дисциплинам (студенты) 16

Получение знаний сверх школьной программы 15

Смена школьной программы, переход в другую школу или в школу с углубленным изучением предмета 9

Отсутствие на уроках по причине подготовки к спортивным соревнованиям 3

Нежелание или неспособность родителя помочь ребенку в выполнении домашних заданий 3

Нарушения в развитии ребенка 1

Второй блок, в котором было выделено 9 подкатегорий, отражает оценку деятельности репетиторов обучающимися и их родителями. Сводная информация с частотой упоминания единиц анализа в каждой из категорий представлена в таблице 5.

Таблица 5

Оценка работы репетиторов (на основании контент-анализа отзывов с сайта «Ваш репетитор»)

Оценка Частота упоминания

Эффективность, результативность занятий 691

Благоприятная атмосфера, контакт с педагогом 389

Доступность изложения материала 253

Стремление заинтересовать и увлечь предметом 128

Наличие дополнительных материалов и консультаций 102

Индивидуальный подход 97

Появление у обучающегося уверенности в себе, своих знаниях 32

Требовательность педагога 28

Необязательность педагога, отсутствие результата после занятий 18

Как видно из приведенной таблицы, подавляющее большинство характеристик являются положительными, процент негативных оценок составляет 1,6% от общего количества отзывов.

Проведенный анализ показывает, что в своих оценках родители и обучающиеся чаще всего отмечали результативность и эффективность занятий с репетитором - так оценили результат работы педагогов 60,5% клиентов от общего количества клиентов, оставивших отзывы. Многие из них подчеркивают, что значительного результата удалось добиться за относительно небольшой отрезок времени - 2-3 месяца или полгода занятий. Результатом чаще всего выступает положительная отметка в школе либо, в случае подготовки к экзаменам, - высокий балл ОГЭ или ЭГЕ и поступление в планируемый вуз на желаемую специальность, часто с зачислением на бюджетную основу: «За двухчасовое занятие мы разобрали темы практически всей органической химии»; «Репетитор в сжатые сроки дала моему сыну все необходимые знания. В итоге он справился с заданием на 81 балл и поступил на бюджетное отделение»; «Огромное спасибо репетитору за подготовку моей дочери Анастасии к ЕГЭ. С ее помощью в подготовке дочь поступила в РУДН, Москва»; «Дочь подготовила по математике за три недели до экзаменов! ... Экзамен сдали на 94 балла!»; «У нас было до этого 12 репетиторов, и никто не мог доступно объяснить. А этот репетитор вдолбила Полине математику, что та сдала профиль и поступила в московский университет...».

Результатом индивидуальной работы с преподавателем также становятся успешное выполнение ребёнком самостоятельных и контрольных работ, похвала школьного учителя, участие и победы в городских и региональных конкурсах, предметных олимпиадах: «На последнем тестировании по физике мой сын набрал больше всех баллов из класса»; «Школьный преподаватель сына не узнает. Контрольные пишет на четыре и пять»; «...даже наш школьный учитель заметил прогресс в знаниях ученика, дочь в школе хвалят»; «...Сейчас он не только знает предмет на уверенную четвёрку, но и ещё подсказывает какие-то хитрости и приёмы в решении задач школьному учителю»; «В школе одни пятерки, помогает одноклассникам, хотя немецкий язык изучаем только первый год»; «Он занял первое место в городской олимпиаде, с большим отрывом ушел вперед от всех остальных деток».

Дополнительным бонусом занятий с репетитором, помимо очевидных результатов и повышения успеваемости по предмету, становится появление у детей уверенности в своих знаниях, отсутствие страха отвечать и проявлять активность на школьных занятиях: «Если раньше ответ у доски это было что невозможное, то сейчас она готова отвечать каждый урок»; «...ребенок почувствовал свои возможности, исчезли комплексы, что просто не могло не отразиться на успеваемости и по другим предметам»; «Она придала моему ребенку уверенности в себе, ...вызвала желание изучать этот предмет углубленно, вселила в нее уверенность в своих знаниях и способностях к изучению иностранного языка»; «.ребёнок с удовольствием стал решать примеры, меньше страха перед задачами»; «.его школьный учитель хвалит, говорит, что он руку стал тянуть на уроках, стал активнее. Раньше он скованно себя вёл, когда не знал темы, а сейчас и на вопросы отвечает, и детям в классе помогает».

Очень часто после занятий ребенка с частным педагогом с целью восполнить пробелы в знаниях родители продолжают сотрудничество с данным репетитором с запросом подготовки ребенка к выпускным квалификационным экзаменам, хотя изначально они не ставили такую цель. Иногда это сотрудничество принимает характер преемственности - родители на основании положительных результатов одного из детей решают отдать на обучение этому же педагогу своего второго ребенка: «...В апреле к нему пойдет готовиться к экзаменам моя старшая дочь Анна»; «...Я бы даже хотела, чтобы моя младшая дочь занималась с этим педагогом.»; «...она ведь еще и с другим нашим ребенком стала заниматься. Потому что с пятилетним она работает, а маленький трехлетний вертится рядом, куда же его денешь. По этой причине и получилось, что сразу двоих детей взяла на обучение».

Важным компонентом индивидуальных занятий с репетитором обучающиеся и их родители считают благоприятную обстановку и дружелюбную атмосферу на занятии - ее отметили 34,1% клиентов от общего числа клиентов, оставивших отзывы на сайте. Репетиторам удается найти общий язык с учеником, в результате чего ребенок обучается с удовольствием, что часто отражается и на отношении к изучаемому предмету: «Моя дочь, ученица 8 класса, в восторге от преподавателя немецкого языка, она очень много рассказывает о ней и её уроках, но всегда только положительное, настолько все ей нравится!»; «...Мой сын души не чаял в репетиторе»; «...она буквально летела на занятия, ей нравилось общаться с педагогом»; «...никто не мог заставить ребёнка заниматься, мотивировать его. А репетитор вызвала в нём какие-то такие чувства, что ребёнок не хотел ни пропускать занятия, ни опаздывать»; «...сын не любил читать, а сейчас он летом прочитал две книги. У него появилось желание читать».

Примечательно, что некоторые родители отмечают в данном контексте преимущество молодого репетитора, поскольку он в силу меньшей разницы в возрасте способен понять и «прочувствовать» школьников и их потребности: «Контакт у них есть, она молодая, понимают друг друга»; «...смог заинтересовать сына-подростка и раскрепостить. Разговаривают на любые темы»; «...так как наш молодой репетитор сам еще учится в высшем учебном заведении, то с сыном они с первого раза нашли общий язык, что играло немалую роль при выборе репетитора».

В этом контексте важно отметить, что большинство репетиторов стараются заинтересовать учеников своим предметом, увлечь с помощью игр, разминок, физкультминуток. Многие педагоги, особенно учителя начальных классов, стараются с первых занятий выяснить интересы ребенка и дополнять занятия увлекательными рассказами из интересующей ребенка сферы, разнообразить их практическими опытами и экспериментами: «В свободное время репетитор ее учила лепить из глины и даже варить мыло. Внучка каждый день просила меня отвести ее на занятия»; «На первом занятии с моей семилетней дочерью педагог выяснила, что Дарье интересно. И подготовка к школе идет за привычными для ребенка творческими занятиями»; «...удалось его увлечь занятиями, она сыграла на его интересе к футболу и использует некий элемент игры на уроках»; «...материал подает в занимательной форме - в виде песенок, креативных заданий, диалогов, мультиков. Дочки с удовольствием поют и рисуют в качестве домашнего задания»; «...садилась и играла в настольные игры на английском языке. Она вообще умничка. Я никак не могла отучить детей от компьютера».

Некоторые родители сами присутствуют на одном или нескольких занятиях и имеют возможность получить представление о методике преподавания и способах подачи материала педагогом: «Я сама сидела на уроке, мне уходить не хотелось, как она рассказывает географию. Такая молодая, и на одном дыхании ее слушаешь.».

Доступность объяснения материала также часто является, с точки зрения обучающихся и их родителей, одним из преимуществ индивидуальных занятий. Его отметили в своих отзывах 22,2% клиентов. Особенно это касается сложных для усвоения предметов: алгебры, геометрии, химии, физики. Здесь для обучающихся важно, что педагог может доходчиво и понятно объяснить сложные темы простым языком.

Родители и сами ученики в своих отзывах отмечают, что одним из неоспоримых плюсов занятий с репетитором, помимо повышения успеваемости по предмету, является использование педагогами большого количества дополнительного материала, игр, аудио и видеозаписей, карточек, наглядных пособий, обращение на занятиях к дополнительным источникам информации, компьютерным программам: «Преподаватель показывала наглядные, цветные чертежи в интересной компьютерной программе»; «Для заня-

тий у нее оборудовано отдельное место, есть стол, ноутбук, а иногда мы и по телевизору что-то смотрели. Она активно использует современные способы подачи материала. Я очень много нового от нее узнала»; «...преподает увлеченно, использует миллион различных педагогических материалов, различные IT средства, например Real Time Board, анимационный игры, youtube»; «Преподаватель разрабатывает для ребёнка брошюры, дополнительные задания».

Многие репетиторы также находят дополнительное время вне занятий для помощи обучающимся - проверяют домашние задания, высылают необходимую литературу и материалы по почте, иногда консультируют учеников в онлайн-режиме (по программе Скайп или посредством соцсетей): «...помогала даже по What'sApp, когда мы уезжали, оперативно решала с ребёнком все вопросы»; «.готова помогать даже вне репетиторской деятельности! Стоит ей позвонить, задать вопрос и она ответит, всё объяснит»; «Ребёнок снимает сюжеты на телефон со своим участием и рассказывает по-английски. Отсылает репетитору, чтобы посмотрела произношение»; «...скидывала на электронный адрес задания, девочка делала, и они уже в процессе урока проверяли, обсуждали».

Несомненно, преимуществом занятий с репетитором часто является индивидуальный подход к ученику, и это также отмечают в отзывах. Педагог составляет индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика, строит программу с учетом особенностей восприятия и усвоения им информации. Есть и определенная категория детей, к которым сложно найти подход в силу особенностей их поведения, непослушности и неуправляемости, и в этих случаях родители также обращаются за помощью к частному педагогу: «Мальчик у нас непростой, он мог сказать во время урока, что устал и не хочет заниматься. А педагог умела его заинтересовать, часто хвалила»; «...нашла подход к нашей характерной ученице».

Занятия с репетитором по сравнению с традиционной системой обучения могут строиться по более гибкому графику, педагог может переносить либо отменять занятия по просьбе клиента, что очень важно для занятых людей (если речь идет об обучении взрослых) и для детей, параллельно занятых в дополнительных кружках и секциях. В школе, а также на дополнительных групповых занятиях такой подход в силу объективных причин невозможен: «.Я часто езжу в командировки, бывает, задерживаюсь на работе, она всегда идет навстречу в случае необходимости переноса урока или изменения времени»; «Мы занимаемся по скользящему графику, что обусловлено особенностями моей работы, педагог всегда идет мне навстречу»; «.но если нам надо к контрольной подготовиться, то репетитор приезжает и готовит»; «...репетитор всегда отзывался в удобное для нас время, даже в выходные дни».

В некоторых случаях положительным моментом занятий с репетитором родители считают требовательность педагога, четкое отслеживание выполнения учеником домашних заданий, что не всегда получается контролировать школьным учителям.

Проанализировав данные материалы и рассмотрев типичные портретные характеристики частного педагога в региональном пространстве, можно представить обобщенный портрет репетитора.

Современный репетитор - это чаще всего специалист с высшим непедагогическим образованием, но преподающий предмет в соответствии со своим профильным направлением подготовки. Он окончил вуз в Уральском федеральном округе, является жителем крупного населенного пункта, работает либо имеет опыт работы в сфере образования. В большинстве случаев это педагог, оказывающий платные образовательные услуги по иностранным языкам, математике, русскому языку, либо осуществляющий подготовку к обучению/сопровождающий процесс обучения в начальной школе.

Типичный частный преподаватель имеет опыт работы репетиторства от 5 до 10 лет, работает как у себя на дому, так и с выездом на дом к ученику, предпочитает личный контакт дистанционному формату обучения. Длительность занятий с индивидуальным преподавателем в среднем составляет 60 минут, средняя стоимость занятия - около 700 рублей в час.

Репетитор, судя по отзывам обучающихся и их родителей, является достаточно востребованной фигурой в современных семьях. Наиболее частые клиенты частного педагога - школьники, которым требуется помощь в освоении школьной программы и подготовке к итоговым испытаниям на разных ступенях обучения. Деятельность репетитора не только востребована, но и эффективна, что напрямую отражается в оценках обучающихся. Педагог справляется с поставленными задачами, помогая освоить весь необходимый материал. Отличительными особенностями его работы также являются способность установить контакт с обучающимся, заинтересовать предметом, доступно и в короткие сроки изложить материал.

Все это дает основания полагать, что репетиторство как вид дополнительной образовательной практики в сфере неформального образования, будет еще долго востребовано в современном обществе, являясь своего рода адаптационным механизмом к трансформациям в современной системе образования.

Литература

1. Загладина Х.Т. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России // Образовательная политика 2014. № 2 (64). C. 101-114.

2. Компания «Ваш репетитор»: Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский АО. Режим доступа: https://yugra.repetitors.info/ (дата обращения: 15.02.2018).

3. Фрумин И.Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитич. докл. / сост. В.А. Мау [и др.]. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. С. 235-265.

References

1. Zagladina H.T. Non-formal education as the most important factor of socialization of children and adolescents in contemporary Russia, Education policy, 2014, N 2 (64), pp. 101-114.

2. Company "your tutor": Khanty-Mansiysk, Khanty-Mansiysk JSC. Mode of access: https://yugra.repetitors.info/ (date accessed: 15.02.2018).

3. Frumin I.D., Polyarush PP. Public-Private partnership in education: lessons of international experience, Russian education: trends and challenges: Sat. art. and analytical report.: Comp. In VA. Mau [et al.]. Moscow, Publishing house "Delo" ANH, 2009, pp. 235-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.