Научная статья на тему '"портрет С. В. Рахманинова" К. А. Сомова (1925)'

"портрет С. В. Рахманинова" К. А. Сомова (1925) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
564
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.А. СОМОВ / C. SOMOV / "МИР ИСКУССТВА" / "WORLD OF ART" / РУССКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX В. / RUSSIAN ART OF EARLY 20TH / Б.М. КУСТОДИЕВ / B. KUSTODIEV / Ф.И. ШАЛЯПИН / CHALIAPIN / С.В. РАХМАНИНОВ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ В ИСКУССТВЕ / SEXUALITY IN ART / РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ / RUSSIAN SYMBOLISM / S. RACHMANINOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голубев Павел Сергеевич

Портрет С.В. Рахманинова обязан своим появлением своеобразному соревнованию, которые вели между собой два художника, принадлежавших к объединению «Мир искусства», Б.М. Кустодиев и К.А. Сомов. Как показывает дневник последнего, в 1922-1923 гг. художники писали друг для друга произведения на условленные темы и обменивались ими. После отъезда Сомова из России в 1923 г. это состязание продолжилось, о чем, в частности, свидетельствует то общее, что обнаруживается при сравнительном анализе двух портретов: оперного певца Ф.И. Шаляпина, написанного Кустодиевым в 1921 г. (и повторенного годом позднее), и композитора С.В. Рахманинова (Сомов выполнил его в 1925 г. во Франции). Особенности этого портрета и обстоятельства его создания, которые прежде ускользали от внимания историков искусства, подробно разбираются в статье. Использованы неопубликованные и недавно опубликованные, еще не осмысленные в научной литературе, источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portrait of S.V. Rakhmaninov by K.A. Somov (1925)

The S. Rakhmaninov portrait was the result of peculiar competition by two artists who belonged to the “World of Art” art association, Boris Kustodiev and Сonstantin Somov. As the diary of the latter shows, in 1922-1923 artists painted works on agreed subjects for each other and exchanged them. After Somov’s departure from Russia in 1923, this competition was continued. In particular, the general features are revealed by the comparative analysis of two portraits: the opera singer Feodor Chaliapin, painted by Kustodiev in 1921 (and repeated a year later), and Somov’s portrait of composer Sergei Rakhmaninov (artist depicted it already in France in 1925). This portrait and the circumstances of its creation, which formerly eluded the attention of art historians, are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «"портрет С. В. Рахманинова" К. А. Сомова (1925)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2018. № 2

П.С. Голубев

(соискатель кафедры истории отечественного искусства исторического

факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

«ПОРТРЕТ С.В. РАХМАНИНОВА» К.А. СОМОВА (1925)

Портрет С.В. Рахманинова обязан своим появлением своеобразному соревнованию, которые вели между собой два художника, принадлежавших к объединению «Мир искусства», — Б.М. Кустодиев и К.А. Сомов. Как показывает дневник последнего, в 1922—1923 гг. художники писали друг для друга произведения на условленные темы и обменивались ими. После отъезда Сомова из России в 1923 г. это состязание продолжилось, о чем, в частности, свидетельствует то общее, что обнаруживается при сравнительном анализе двух портретов: оперного певца Ф.И. Шаляпина, написанного Кустодиевым в 1921 г. (и повторенного годом позднее), и композитора С.В. Рахманинова (Сомов выполнил его в 1925 г. во Франции). Особенности этого портрета и обстоятельства его создания, которые прежде ускользали от внимания историков искусства, подробно разбираются в статье. Использованы неопубликованные и недавно опубликованные, еще не осмысленные в научной литературе, источники.

Ключевые слова: К.А. Сомов, «Мир искусства», русское искусство начала XX в., Б.М. Кустодиев, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, сексуальность в искусстве, русский символизм.

The S. Rakhmaninov portrait was the result of peculiar competition by two artists who belonged to the "World of Art" art association, Boris Kustodiev and Сonstantin Somov. As the diary of the latter shows, in 1922—1923 artists painted works on agreed subjects for each other and exchanged them. After Somov's departure from Russia in 1923, this competition was continued. In particular, the general features are revealed by the comparative analysis of two portraits: the opera singer Feodor Chaliapin, painted by Kustodiev in 1921 (and repeated a year later), and Somov's portrait of composer Sergei Rakhmaninov (artist depicted it already in France in 1925). This portrait and the circumstances of its creation, which formerly eluded the attention of art historians, are analyzed in this article.

Unpublished and recently published historical sources not yet comprehended in the scientific literature have used.

Key words: C. Somov, "World of Art", Russian Art of early 20th, B. Kustodiev,

Chaliapin, S. Rachmaninov, sexuality in art, Russian symbolism.

* * *

Портрет С.В. Рахманинова, который К.А. Сомов написал в 1925 г. во Франции1, принадлежит к числу наиболее известных произведений, созданных художником в эмиграции (рис. 1). О нем в числе

* Голубев Павел Сергеевич, тел.: +7(495)939-26-84.

1 К.А. Сомов. Портрет С.В. Рахманинова. 1925. Холст, масло. 116x88 см. Стейн-вей-холл, Нью-Йорк.

двух-трех работ Сомова заграничного периода упоминали уже советские искусствоведы2. С начала 1940-х гг., когда композитор жертвовал деньги на нужды сражающейся Красной армии3, его имя было выведено в Советском Союзе из-под запрета. Возможно, именно поэтому в 1964 г. Русский музей приобрел живописный эскиз к этому портрету у живших в Англии наследников коллекционера М.В. Брайкевича4 (рис. 2).

Рис. 1. К.А. Сомов. Портрет С.В. Рахманинова. 1925.

Холст, масло. 116*88 см. Стейнвей-холл, Нью-Йорк.

Третья причина популярности картины проистекает из двух первых. Так как этот эскиз стал доступен советским исследователям и превратился из виртуального объекта в реальный (прежде эмигрантские произведения Сомова не были известны в СССР даже по репродукциям), составители сборника литературного наследия Сомова включили в него фрагменты писем художника, в которых он рассказывает о своей работе над портретом5. Историки искусства, размышляя о портрете Рахманинова, опирались прежде всего на эти

2 Журавлева Е.В. Константин Андреевич Сомов. М., 1980. С. 212-213; Пружан И.Н. Константин Сомов. М., 1972. С. 111.

3 См. воспоминания его двоюродной сестры: Сатина С.А. Записка о С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. Т. 1. М., 1988. С. 106-112.

4 К.А. Сомов. Портрет С.В. Рахманинова. Эскиз. 1925. Холст, масло. 63,7*51,6 см. ГРМ. См. подробнее об обстоятельствах приобретения: Енина А. Портрет находит родину // Ленинградская правда. 1964. 11 марта. С. 4.

5 См. письма с 25 мая по 14 сентября 1925 года (Письма и дневники К.А. Сомова. 1889-1939 // Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 274-285).

свидетельства, уделяли много внимания их анализу. Современные исследователи продолжили эту линию6.

В данной статье сделана попытка уйти от привычной фактографии, взглянуть на упомянутое произведение в контексте творческих связей его автора и указать на обстоятельства создания портрета, которые прежде ускользали от внимания искусствоведов. Нужные сведения были почерпнуты из неопубликованных и недавно опубликованных источников. Кроме того, именно портрет Рахманинова представляется подходящим, чтобы на его примере обозначить некоторые смысловые основания творчества Сомова.

Под творческими связями здесь следует понимать прежде всего соревнование, которое Сомов перед отъездом за границу вел со своим добрым приятелем Б.М. Кустодиевым7. Художники на спор писали друг для друга произведения на условленные темы и обменивались ими.

Все началось с новогоднего подарка, который Кустодиев подготовил для Сомова, о чем последний не преминул упомянуть в своем дневнике: «К[устодиев] сделал мне прелест[ную] "зимку" и дал мне ее»8.

О работе над ответным приношением Сомов упоминал в апреле 1922-го9. Позднее, 26 мая 1922 г., он писал: «Днем снес к Кустодиеву мою картинку. Он был от нее в полном восхищении. Мы условились продолжить состязание (курсив мой. — П.Г.): он сделает мне купчиху и домового, я ему — тоже фантастическую, но с эротическим] элементом, как он просит»10. Таким образом, был объявлен следующий раунд соревнования.

Рис. 2. К.А. Сомов. Портрет С.В. Рахманинова. Эскиз. 1925. Холст, масло. 63,7x51,6 см. ГРМ.

6 Толстой А.В. Нью-Йоркский портрет Сергея Рахманинова // Пинакотека. 2006. № 22-23. С. 14-16.

7 Историю их встреч в 1917-1923 гг. можно проследить по недавно опубликованному дневнику Сомова (см. упоминания о Кустодиеве в именном указателе): Сомов К.А. Дневник. 1917-1923. М., 2017. С. 875.

8 См. дневниковую запись Сомова за 31 декабря 1921 г.: Там же. С. 596.

9 Запись от 6 апреля 1922 г. // Там же. С. 626.

10 Там же. С. 640.

На купчиху и домового Сомов в феврале 1923 г. ответил соблазнительным суккубом11 — злым духом в женском обличье, который посещает ночью молодых мужчин и совокупляется с ними, чтобы похитить их жизненную силу и семя12. Это произведение находится ныне в частной коллекции; сохранился и ответный подарок — картина Кустодиева. Впрочем, неизвестно, кому тогда досталась победа.

3 декабря 1923 г. Сомов уехал в Нью-Йорк — он был выбран представителем от Петрограда в организационный комитет Выставки русских художников13. Его соревнование с Кустодиевым стало заочным.

Вскоре после прибытия в Америку встал вопрос об афише готовящейся выставки. Он обсуждался среди устроителей, в числе которых, кроме Сомова, были еще три художника: С.А. Виноградов, И.Э. Грабарь и Ф.И. Захаров. «Сегодня за завтраком у Бринтона, — писал Сомов, — возникла мысль, что poster для выставки должен сделать я; Грабарь и Виноградов подхватили эту мысль и мне отказаться было неловко, как ни неприятно мне это было»14.

Художник изобразил карандашом и акварелью летящую невысоко над землей девушку в русском платье15. Мотив летящий женщины появлялся в произведениях Сомова и прежде: в его акварелях «Волшебный сад (Ночное видение)» (1914. 22^20,5 см, овал. ГТГ), Синяя птица (1918. 25,8^23,8 см. Частное собрание) и др. Обращает на себя внимание пейзаж позади фигуры девушки. Лесная опушка с березой на ее краю отсылает, например, к известным сомовским «радугам» — лирическим пейзажам после дождя, оживленным парой фигур в старинных костюмах16. Впрочем, на этом рисунке нет радуги: девушка парит на фоне усыпанного звездами черного неба.

11 Вот запись от 18 февраля 1923 г.: «Часов в 5 ушел пешком к Кустодиеву, снес ему мою картинку "Le succube". Она ему и присутствовавшему] [В.В.] Воинову очень понравилась, и они долго ее рассматривали» (Там же. С. 723).

12 Суккубат — одна из главных тем известного «Молота ведьм» (см.: Инстито-рис Г., Шпренгер Я. Молот ведьм. СПб., 2009. С. 81-99, 306-311; Махов А.Е. Hostis antiquus. Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М., 2006. С. 208-213).

13 Выставка русских художников прошла в Нью-Йорке в 1924 г., а затем, разделенная на две части, более года путешествовала по разным городам США — от побережья Атлантического океана до Калифорнии.

14 Запись от 19 января 1924 г. в неопубликованном дневнике Сомова, который хранится в отделе рукописей Государственного Русского музея (ОР ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 420. Л. 25).

15 К.А. Сомов. Эскиз афиши Выставки русских художников в Нью-Йорке. 1924. Бумага, наклеенная на картон, акварель, гуашь, графитный карандаш. 55x36,9 см. Частное собрание. Этот лист находился в коллекции Сомова при жизни художника. См. воспроизведение в каталоге аукциона, на котором он был продан: The Somov Collection. 28 November 2007. London, 2007. Р. 80.

16 Сомов создал около двадцати таких пейзажей. Одну из первых «радуг» он нарисовал в 1896 г. (К.А. Сомов. Прогулка после дождя. 1896. Бумага на картоне,

Сомов остался недоволен своей работой - назвал ее «порядочной пошлостью»17. «Ужасная гадость», - прибавлял, будто бы с его слов, Грабарь18. В виду скорого открытия выставки времени для еще одной попытки не оставалось, и Сомов сдался: «Уговорил Виногр [адова] и др[угих] воспроизвести картину Кустодиева для ро81ег'а»19.

Показательно, что Сомов сделал выбор именно в пользу Кустодиева. К сожалению, он не пишет, при каких обстоятельствах организаторы русской выставки остановились на акварели «Лихач» (1920) из серии «Русские типы»20 (всего в США прибыло 21 произведение этого художника).

Грабарь описывал работу так: «В яркий солнечный день зимой стоит во весь рост, очень плакатно, в синей поддевке почти от верхнего до нижнего края, в снегу лихач, снявши шапку и приглашая "прокатиться на порядочной". Красная рожа с рыжей бородой, оскаливши зубы. Слева желтые санки, лошадка»21. Из этого описания видно, что Грабарю акварель нравилась. Он утверждал, что мысль взять ее для афиши принадлежала ему22, в чем, впрочем, можно усомниться - в своих воспоминаниях и переписке директор Третьяковской галереи предстает несколько эгоцентричным человеком.

Впрочем, не так существенно, кто именно подал идею. Важно то, что Сомов определенно уступил «плакатный» раунд.

Что касается истории знакомства с Рахманиновым, художника ему представил Е.И. Сомов, живший в Нью-Йорке родственник, который дружил с композитором еще в России на рубеже веков. Сомов писал портрет уже во Франции, куда окончательно переехал летом 1925 г., но начал обдумывать его в США.

Свой замысел он обсудил не только с самим композитором, но и с его близкими: «...к Рахманиновым. Там Женя и Елена [Е.И. и

акварель, графитный карандаш. 36,4 73,5 см. ГРМ). В последний раз радуга появляется на картине Сомова в год его смерти (Усталый путник. 1939. Холст, масло. 49,7x64,8 см. Частное собрание). К числу самых известных произведений такого рода принадлежит полотно, подаренное С.П. Дягилевым финскому «Атенеуму» (Радуга. 1897. Бумага, пастель. 46 63 см. Атенеум, Хельсинки).

17 Дневниковая запись от 15 февраля 1924 г. (ОР ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 421. Л. 5).

18 Это высказывание приведено Грабарем в его письме к жене от 19 февраля 1924 г. (Грабарь И.Э. Письма. 1917-1941. М., 1977. С. 109).

19 Запись Сомова от 17 февраля 1924 г. (ОР ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 421. Л. 6 об.).

20 Б.М. Кустодиев. Извозчик (Лихач). 1920. Бумага, акварель. 33x28 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург. В каталоге Выставки русских художников в Америке работа значится под номером 419: The Russian Art Exhibition. New York, 1924. [P. 40].

21 См. вышеупомянутое письмо: Грабарь И.Э. Указ. соч. С. 109.

22 Там же.

Е.К. Сомовы]. Беседовали. Обсуждали заказ на портр[ет] от 81ет-^ау'я. Решили сделать его на фоне русской весны с цвет[ущими] вишнями, лучами солнца и радугой. Русская весна, навеянная его муз[ыкой] "Весна"»23. Речь здесь идет о кантате на стихотворение Н.А. Некрасова «Зеленый шум» для баритона, смешанного хора и оркестра, ор. 20. Композитор написал «Весну» в 1902 г.; она стала популярной, и Рахманинов часто включал эту кантату в программу своих концертов. Так, в 1907 г. он дирижировал ею на первых «Русских сезонах» - Рахманинова пригласил С.П. Дягилев, полностью освободившийся от дел прекратившего свое существование «Мира искусства». Солистом в «Весне» был тогда Ф.И. Шаляпин, с которым Рахманинов подружился в 1897 г., когда они вместе работали в опере С.И. Мамонтова24; отношения сохранились и в эмиграции.

Сомов мучительно работал над портретом. Шестью месяцами ранее, в декабре 1924 г., он очень быстро, в два карандаша, нарисовал Рахманинова, и эта работа была признана удачной не только самим композитором и всеми его домашними и друзьями, но даже самим художником, насколько его вообще удовлетворяли собственные произведения25. На этот раз, в августе 1925 г., все с самого начала пошло не так.

Работа состояла из двух этапов. Сначала был написан уже упоминавшийся живописный эскиз - погрудный портрет, в характерной этюдной технике, широкими мазками. На лице они многократно перекрывают друг друга; нижние веки и щеки производят впечатление «заработанных», что не свойственно для живописных портретных эскизов Сомова26, но распространено в его графике. Характерный пример - портрет А.А. Блока27. Тени и полутени зачастую отмечены отдельными ударами кисти. Света и рассеянные по всему лицу блики сообщают лицу композитора глянцевость, делают его похожим на маску - художник держится здесь в рамках своей портретной концепции.

23 См. дневниковую запись художника от 18 мая 1925 г. (ОР ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 426. Л. 16).

24 Сатина С.А. Указ. соч. С. 37.

25 См. записи Сомова за вторую половину декабря 1924 г. (ОР ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 424. Л. 3 об. - 12). Местонахождение этого портрета неизвестно, скорее всего, он принадлежит потомкам С.В. Рахманинова.

26 Например: К.А. Сомов. Портрет С.П. Дягилева. 1893. Холст, масло. 12,8*9,6 см. Частное собрание. Или: Он же. Портрет М.Д. Карповой. Эскиз. 1913. Холст, масло. 45*35 см (овал). Национальная галерея Армении, Ереван.

27 К.А. Сомов. Портрет А.А. Блока. 1907. Бумага, графитный карандаш, цветной карандаш, гуашь. 38*30 см (овал). ГТГ. Подробный анализ этого портрета см.: Алленов М.М. Портретная концепция К. Сомова // Советское искусствознание '81. М., 1982. С. 176.

Но если Блок в изображении Сомова предстает прекрасным мертвецом, иконой декаданса, а богатые сомовские подруги (Е.П. Но-сова28, Г.Л. Гиршман29 и другие) - очаровательными механическими куклами, ловко спрыгнувшими со страниц гофмановской «Коппе-лии», то маска Рахманинова вышла у Сомова простой, комической. Тем не менее, такая трактовка вызывает сопереживание сродни сочувствию к неудачливым театральным персонажам или животным, попавшим в неловкую ситуацию. Сам художник замечал: «на этюде он похож на шимпанзе»30.

Круг чтения Сомова, который очерчивается благодаря дневнику, демонстрирует его интерес к повседневной жизни старой Европы31. Он понимал, что даже безупречная историческая личность - это не только великие дела и достижения, но и стыдные тайны, нелепые положения, глупые ошибки и банальные просчеты. Именно сомов-ская едкость заставляет внимательнее вглядываться в его портреты.

Во втором, окончательном варианте, который художник дописывал в отсутствие модели, Рахманинов на обезьяну совсем не похож. На «заработанность» лица нет и намека: оно блестит, как фарфоровый чайник. Ироническая подоплека, которая имеет место во многих произведениях Сомова, оказалась совершенно неуместной для парадного портрета, к тому же предназначенного для рекламы. Композитор сидит на стуле с нотами в руках. Скорее всего, он сочиняет, и, погруженный в это занятие, смотрит вперед мимо зрителя - его взгляд нельзя поймать. Сомову не удалось раскрыть здесь внутренний мир Рахманинова, его образ лишен личного содержания. Складки одежды композитора безжизненны, и, не будь подробнейших дневниковых записей, позволяющих проследить работу над портретом день за днем, можно было бы предположить, что Сомов взял себе в помощники второразрядного художника американского Ар-деко.

Это произведение любопытно сравнить с работой того же жанра - знаменитым портретом Шаляпина кисти Б.М. Кустодиева, где певец в роскошной шубе возвышается над городком, в котором происходит масленичное гуляние32. Сопоставить картины интересно и в силу личных взаимоотношений, которые связывали

28 К.А. Сомов. Портрет Е.П. Носовой. 1911. Холст, масло. 138,5x88 см. ГТГ.

29 К.А. Сомов. Портрет Г.Л. Гиршман. 1910-1911. Холст, масло. 118,3x74,5 см. Приморский краевой музей им. В.В. Арсеньева, Владивосток.

30 См. дневниковую запись от 20 августа 1925 г. (ОР ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 427. Л. 20 об.).

31 См. специальное приложение к недавно опубликованному дневнику: Голубев П.С. Чтение Константина Сомова. 1917-1923 // К.А. Сомов Дневник. 19171923. М., 2017. С. 817-840.

32 Б.М. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922. Холст, масло. 99x80 см. ГРМ.

моделей. О дружбе Рахманинова и Шаляпина упоминалось выше; она сохранилась и в эмиграции. И Рахманинов, и Шаляпин получили международную известность. Вместе они, без тени сомнения, были в 1920-х — 1930-х гг. самыми знаменитыми представителями русской культуры.

Картины объединяет общность задачи: изображение артиста в образно-тематической среде его творчества. Кустодиев блестяще написал Шаляпина. Сугроб, на котором он стоит, уподоблен краю сцены. Поза певца совершенно театральна: разведенные руки, патетически повернутое в сторону от зрителя лицо (следует заметить, что лицо певца — тоже своего рода маска, ведь артисты оперы во время выступлений изображают не себя, но какого-либо персонажа). Кажется, будто Шаляпин готов начать свою партию. При этом его фигура разграничивает планы — то же у Сомова на портрете Рахманинова.

Кустодиев написал портрет Шаляпина в 1921 г. Картина немедленно была выкуплена певцом, который с ней не расставался. В следующем году художник сделал для себя уменьшенное повторение. Этот вариант Кустодиев послал в Америку на Выставку русских художников33.

Безусловно, Сомов хорошо знал портрет Шаляпина и вполне мог видеть его еще на мольберте. Он часто бывал дома у Кустодиева, причем особенно часто — 1923 г., ведь там проходили собрания петроградского оргкомитета Выставки русских художников в Америке34: будучи одним из организаторов, Сомов отбирал для нее произведения. Позднее Сомов вместе с И.Э. Грабарем занимался составлением каталога. Нет сомнений, что Сомов видел работу и на выставке в Нью-Йорке. Наконец, портрет Шаляпина упоминается в американском дневнике Сомова35.

Дальний план обеих картин отведен репрезентации художников — распространенным мотивам их произведений. В обоих случаях изображен идеальный пейзаж. У Кустодиева это жанровый пейзаж, с остро характерными русскими сценками. Они вызывают ассоциации с партиями Шаляпина в операх на русские сюжеты. Вот катаются с гор, вот зазывают в балаганчик, вот пьют у самовара чай, вот едет на санях, запряженных «порядочной», лихач в красной шапке и шубе, обшитой синей материей — тот же самый лихач, правда, в ином ракурсе, что и на акварели, которую взяли для афиши Выставки русских художников.

33 № 416 в каталоге выставки: The Russian Art Exhibition. [P. 40]. Репродукция портрета Шаляпина помещена в конце каталога (Fig. 12).

34 Сомов К.А. Дневник. 1917-1923. С. 788-789, 792, 797.

35 См. запись от 31 декабря 1924 г. (ОР ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 424. Л. 12).

У Сомова в портрете Рахманинова тоже есть отсылка к заочному состязанию в плакатах: на нем, как и на эскизе плаката американской выставки, изображен чистый пейзаж, причем некоторые мотивы совпадают или близки друг другу (береза, опушка леса/сада).

Как уже было отмечено, фигура композитора не связана с пейзажем позади нее и словно наклеена на фон. Возможно, по замыслу Сомова, их должна была связывать радуга, которая словно входит в левое ухо композитора. В композиционном отношении эта радуга пришлась кстати, разделив изобразительное пространство почти по диагонали на две равные части: портрет помещен в нижней правой части картины, пейзаж - в верхней правой. Однако это разделение еще больше разграничивает планы, отрывает фигуру Рахманинова от роскошного весеннего сада.

Последний написан несколько сумбурно, и все же это лучшая часть картины; собраны все типичные для Сомова пейзажные элементы. Собственно, художник и описывает его в письме к сестре как типический: «Тема фона дана была мне вольной и я ее выработал с Сергеем Васильевичем [Рахманиновым]. .Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодые березы, прудик, освещенный солнцем, ярко-зеленая трава»36.

В описании идет речь о двух радугах - действительно, вторая помещена позади фигуры композитора, на дальнем плане. Она не имеет столь важного композиционного значения, как первая, но, тем не менее, Сомов дважды повторил мотив и специально отметил его значимость в письме к сестре.

Что же означает радуга у символиста Сомова? О ней говорится в Ветхом Завете, в книге Бытия, там, где речь идет о Всемирном потопе. Бог оставил ее как напоминание о своем нерушимом обещании никогда больше не уничтожать род людской (Быт 9:1-17).

Однако следует вспомнить и о причинах потопа: «.люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. .И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. .земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:1-12). Как видно из этой цитаты, потоп был ниспослан людям за их сладострастие.

36 Письмо к А.А. Михайловой от 10 сентября 1925 г. (Письма и дневники К.А. Сомова. С. 284).

В предыдущих публикациях уже отмечалось, насколько большое значение имела для Сомова его собственная сексуальность и какое выражение она нашла в его искусстве, проникнутом откровенным эротизмом37. Заметим также, что сомовские «радуги» редко бывают безлюдны. Как правило, художник изображает свидание влюбленных или прогулка двух дам (этот мотив в искусстве Сомова также может иметь сексуальные коннотации)38.

Затруднительно дать здесь символическое значение радуги в искусстве Сомова бескомпромиссностью словарной статьи, однако, как представляется, ее следует истолковать как легитимацию (гомо)сексуальности художника, напоминание самому себе и понимающим зрителям о том, что даже Господь раскаялся в уничтожении человечества за приверженность плотской любви. Таким образом, радуга тут выступает символом сексуальной свободы.

Кажется, победа в четвертом раунде состязания может быть присуждена Кустодиеву, работы которого (в том числе портрет Шаляпина) так полюбились посетителям Выставки русских художников. Об этом писал Грабарь: «На выставке продаем фотографии вещей воспроизведенных. Некоторые идут очень ходко, другие вовсе не идут. Ходчее всех идет "русский товар", все, что по представлению американцев "очень русские", а отчасти религиозные вещи. Больше всех покупают "Шаляпина" кустодиевского, его же "Лихача", Архипова, Виноградова, Поленова, Нестерова.»39.

Сомова в этом перечне нет, и портрет Рахманинова - возможно, самый слабый из его живописных портретов. Художник еще во время работы понимал: «Портрет выйдет идиотичным и только непонимание живописи и отсут[ствие] живоп[исного] вкуса у С[ергея] Васильевича] может меня спасти»40 (в итоге заказ был принят и щедро оплачен).

Однако именно в этом, заключительном раунде, Сомов показал, что он - намного более интеллектуальный художник, чем его соперник. Даже незначительный пейзажный мотив открывает целую сеть смыслов и коннотаций, пронизывающих и все искусство Сомова, и всю его жизнь. Этим и ценен казалось бы неудачный портрет Рахманинова.

37 Подробнее см.: Голубев П.С. Константин Сомов. Жизнь в дневниках // Сомов К.А. Дневник. 1917-1923 гг. М., 2017. С. 62-77.

38 О противоречивой сексуальной самоидентификации Сомова и его женских образах см.: Там же; Рефлексы символизма в произведениях К.А. Сомова 1900— 1910-х гг. // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. 2017. № 1. С. 126-143.

39 Письмо московским художникам-участникам Выставки русского искусства в Америке. 18 марта 1924 г. (Грабарь И.Э. Письма. 1917-1941. С. 120).

40 Дневниковая запись Сомова от 25 августа 1925 г. (ОР ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 427. Л. 21 об.).

Список литературы

1. Алленов М.М. Портретная концепция К. Сомова // Советское искусствознание '81. М., 1982.

2. Голубев П.С. Константин Сомов. Жизнь в дневниках // Сомов К.А. Дневник. 1917-1923 гг. М., 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Голубев П.С. Рефлексы символизма в произведениях К.А. Сомова 1900-1910-х гг. // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. 2017. № 1.

4. Голубев П.С. Чтение Константина Сомова. 1917-1923 // Сомов К.А. Дневник. 1917-1923. М., 2017.

5. Енина А. Портрет находит родину // Ленинградская правда. 1964. 11 марта.

6. Журавлева Е.В. Константин Андреевич Сомов. М., 1980.

7. Махов А.Е. апйяиш. Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М., 2006.

8. Пружан И.Н. Константин Сомов. М., 1972.

9. Сатина С.А. Записка о С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. Т. 1. М., 1988.

10. Толстой А.В. Нью-Йоркский портрет Сергея Рахманинова // Пинакотека. 2006. № 22-23.

Поступила в редакцию 29 ноября 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.