Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - 2022'

ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - 2022 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ходакова О. В., Кунгурцев О. В., Чигрина В. П., Стародубов В. И., Деев И. А.

Руководители региональных органов исполнительной власти (далее - РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов невозможно добиться без квалифицированных управленческих кадров. Изучение уровня квалификации, профессионального опыта, компетенций первых лиц региональных систем здравоохранения позволяет оценить кадровый потенциал руководящих кадров и своевременно реализовать мероприятия для повышения эффективности его функционирования. Цель исследования - получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля. Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 85 респондентов из числа руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом, произошло замедление процесса ротации кадрового состава региональных министров и рост уровня профессиональной квалификации руководителей. Эти тенденции нашли своё отражение в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. 2,1±1,9 лет; 2022 г. 2,6±2,5 лет), сокращении числа руководителей со стажем работы до одного года в два раза (2021 г. n = 42; 2022 г. n = 21), увеличении числа министров с базовым медицинским и вторым высшим образованием, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности«Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также имеющих ученую степень кандидата или доктора наук. Заключение. Проведенное исследование позволило не только актуализировать информацию о портрете руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, но и оценить динамику изменений, произошедших в региональных системах здравоохранения в части управленческого кадрового потенциала c 2021 по 2022 гг. Профессиональное сообщество управленцев представляет собой важнейший ресурс отрасли. Выявленные положительные тенденции по снижению в 2022 г. темпов ротации кадрового состава региональных министров способствуют росту профессиональных навыков и опыта руководителей и, в конечном итоге, станут залогом достижения стратегических целей в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ходакова О. В., Кунгурцев О. В., Чигрина В. П., Стародубов В. И., Деев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF REGIONAL HEALTH AUTHORITY MANAGER - 2022

The heads of regional executive authorities in the sphere of health protection are key figures in the realization of the Russian Federation’shealthcare development strategy. Without qualified managers, it is difficult to achieve national goals and objectives of federal projects. Thestudy of the qualifications, professional experience, and skills of the high leaders of regional health systems allows the evaluation of toppersonnel’s human potential and the successful implementation of steps to increase the efficiency of its administration.The aim of the study was to give a detailed information about regional health authorities managers in Russian Federation.Materials and methods. A single-stage, continuous sociological study was planned and carried out using a specially developedquestionnaire, which included a characterization of the accounting characteristics of participants’ age and demographic characteristic, levelof basic and additional education, availability of professional competencies, and work experience in managerial positions.Results. We achieved a response from 85 respondents. It was found that, as compared to 2021, there was a slowdown inside theprocess of rotation of regional ministers’ personnel and an increase in the degree of professional qualifications of managers in 2022.These trends were reflected in the increase in the average length of service in the position of regional minister (2021 2,1±1,9 years; 20222,6±2,5 years), the doubling of the number of managers with work experience of up to one year (2021 n = 42; 2022 n = 21), and thedecrease in the number of managers with work experience of up to one year (2021 n = 42; 2022 n = 21).Conclusion. The research allows for an assessment of the dynamics of changes in regional health care systems in terms of managerial humanresources from 2021 to 2022. Positive declining trends in 2022 have been identified. The pace of rotation of regional ministers’ staff adds to thedevelopment of leaders’ professional abilities and experience and, eventually, will be the key to accomplishing strategic goals in health care.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - 2022»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-3-4-12 УДК: 614.2

ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - 2022

О.В. Ходаковаа, О.В. Кунгурцев ь, В.П. Чигрина с В.И. Стародубов л, И.А. Деев е, О.С. Кобякова '

а, ь, с, е, ( фгбу «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

а https://orcid.org/0000-0001-8288-939X; с https://orcid.org/0000-0002-5044-4836; е https://orcid.org/0000-0002-4449-4810;

ь https://orcid.org/0000-0003-0612-5878; d https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; ' https://orcid.org/0000-0003-0098-1403.

И Автор для корреспонденции: Чигрина В.П.

АННОТАЦИЯ

Руководители региональных органов исполнительной власти (далее - РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов невозможно добиться без квалифицированных управленческих кадров. Изучение уровня квалификации, профессионального опыта, компетенций первых лиц региональных систем здравоохранения позволяет оценить кадровый потенциал руководящих кадров и своевременно реализовать мероприятия для повышения эффективности его функционирования.

Цель исследования — получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.

Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 85 респондентов из числа руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом, произошло замедление процесса ротации кадрового состава региональных министров и рост уровня профессиональной квалификации руководителей. Эти тенденции нашли своё отражение в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. 2,1±1,9 лет; 2022 г. 2,6±2,5 лет), сокращении числа руководителей со стажем работы до одного года в два раза (2021 г. п = 42; 2022 г. п = 21), увеличении числа министров с базовым медицинским и вторым высшим образованием, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также имеющих ученую степень кандидата или доктора наук. Заключение. Проведенное исследование позволило не только актуализировать информацию о портрете руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, но и оценить динамику изменений, произошедших в региональных системах здравоохранения в части управленческого кадрового потенциала c 2021 по 2022 гг. Профессиональное сообщество управленцев представляет собой важнейший ресурс отрасли. Выявленные положительные тенденции по снижению в 2022 г. темпов ротации кадрового состава региональных министров способствуют росту профессиональных навыков и опыта руководителей и, в конечном итоге, станут залогом достижения стратегических целей в здравоохранении. Ключевые слова: министр здравоохранения, руководитель, региональная система здравоохранения, квалификационные требования, характеристика.

Для цитирования: Ходакова О.В, Кунгурцев О.В, Чигрина В.П., Стародубов В.И., Деев И.А., Кобякова О.С. Портрет регионального министра здравоохранения - 2022 // Менеджер здравоохранения. 2023; 3: 4-12. ОСИ: 10.21045/1811-0185-2023-3-4-12.

Введение

Стратегическими целями развития здравоохранения в Российской Федерации, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», являются: увеличение численности

© Ходакова О.В, Кунгурцев О.В., Чигрина В.П., Стародубов В.И.,

населения, продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий [1].

Обязательным условием, обеспечивающим данное целеполагание, является наличие

Деев И.А, Кобякова О.С, 2023 г.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №3

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

квалифицированных управленческих кадров, в том числе на уровне региональных органов исполнительной власти [2]. Наращивание кадрового потенциала становится важной стратегической задачей здравоохранения и приводит к необходимости изменений процесса подготовки управленческих кадров здравоохранения [3].

Согласно действующему законодательству функцию управления системой здравоохранения на федеральном уровне осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации, а на региональном - органы исполнительной власти, в виде управлений, комитетов, департаментов и министерств [4]. Региональные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения осуществляют реализацию единой государственной политики в области здравоохранения, разработку приоритетных направлений его развития, осуществляют контроль за соблюдением федерального и регионального законодательства в сфере здравоохранения, за организацией оказания медицинской помощи населению на территории субъекта РФ, координируют взаимодействие разных систем здравоохранения и иных органов исполнительной власти [5].

С целью получения объективной информации о кадровом потенциале руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации ФГБУ «ЦНИ-ИОИЗ» Минздрава России проводит ежегодное исследование, направленное на изучение в динамике данных о возрастно-половой структуре, квалификации, профессиональном опыте региональных министров здравоохранения с целью оценки кадрового потенциала руководящих кадров и разработки единых подходов к подготовке резерва управленческих кадров на уровне территориальных и федеральных органов управления здравоохранением Российской Федерации.

Материалы и методы

Для анализа кадрового потенциала руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации спланировано и проведено одномоментное, сплошное социологическое исследование, в рамках которого была разработана анкета, состоящая из нескольких блоков вопросов. Для оценки изменений портрета регионального министра структура и содержание анкеты остались неизменными по сравнению с предыдущим годом. Так, первый блок включал характеристику учетных признаков о возрастно-половом

составе респондентов. Второй блок был ориенти рован на оценку уровня базового и дополнительного образования, а также образовательной траектории респондента в течение последних десяти лет и наличия дополнительных компетенций. Третий блок вопросов позволил оценить профессиональный опыт руководителя, в том числе стаж работы на должностях управленческого профиля. Критерием включения являлся статус руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя органа государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Качественные данные были представлены в виде абсолютных или относительных (%) частот, количественные в виде M+m, где M - среднее арифметическое, m - стандартное отклонение. Нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась при p < 0,05. Статистическая обработка и анализ полученных результатов исследования проведены с использованием пакета программ Microsoft Office 2021, полнофункциональной статистической системы IBM SPSS Statistica 10.0 с применением методов параметрической и непараметрической статистики.

Результаты

В исследовании на добровольной основе приняли участие 85 респондентов из 89 регионов, занимающих должности руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья. Несмотря на схожий функционал, наименование должностей руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья в субъектах Российской Федерации формируется по-разному. Состав участников исследования по категории должностей, соотносящихся с наименованием органов управления, в 2022 г. претерпел некоторые изменения по отношению к составу участников в 2021 г., число директоров департаментов увеличилось (с 8 до 10 человек). Также возросло количество начальников департаментов (с 5 до 7) и начальников управления (с 2 до 3). Число респондентов в должности министров в 2022 г. сократилось по отношению к 2021 г. на одного человека (с 58 до 57). Число руководителей департаментов и председателей комитетов осталось неизменным (по 4 человека в 2021 и 2022 гг.) - рис. 1. При этом респонденты из 10 регионов (Амурская область, Еврейская АО, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Приморский край, Республика Бурятия, Тульская область, Чувашская республика, Чукотский АО) совмещали работу на должности

с

#хс

№3 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

400% (4) 200% (2)

400% 500% (5)

2021 г .

Министр

Председатель комитета

400% (4)

400% (4)

700% (7)

1000% (10)

5700% (57)

2022 г .

Директор департамента Руководитель департамента

Начальник департамента Начальник управления

Рис. 1. Распределение руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья по наименованию должности в 2021-2022 гг.,% (п)

руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья с работой в должности заместителя высшего должностного лица исполнительной власти субъекта Российской Федерации (губернатора, Председателя Правительства, Председателя Кабинета министров).

В 2022 г., на момент проведения исследования, количество руководителей, временно исполняющих обязанности в занимаемой должности, уменьшилось с 13 человек (2021 г.) до 10 человек. В целом, в 19 субъектах РФ в 2022 г. был назначен новый руководитель РОИВ в сфере охраны здоровья или лицо, временно исполняющее обязанности руководителя.

Гендерный состав региональных министров -участников исследования также претерпел изменения. В 2022 г., по сравнению с 2021 г., на 12,5% сократилось число руководителей-женщин (п = 24 и п = 21 соответственно) и возросло число руководителей-мужчин (п = 57 и п = 64).

Возраст респондентов в 2021 г. составлял от

11

35

33

2021

2021 2022

^__>

30-40 лет

41-50 лет

30 до 64 лет со средним значением 47,9±6,9 лет. В 2022 г. возрастные рамки незначительно сузились до интервала 32-63 года. Средний возраст при этом в 2022 г. остался практически неизменным - 47,8±7,2 лет. Возраст руководителей-женщин в 2022 г. снизился до среднего значения 48,9±6,6 лет (в 2021 г. - 50,2±6,9 лет), что говорит о трудоустройстве на должности региональных министров более молодых кандидатов. Средний возраст руководителей-мужчин в 2022 г. наоборот увеличился - 47,6±7,4 лет (2021 г. - 46,9±6,8 лет). Как и в предыдущем году, в 2022 г. наиболее многочисленную возрастную группу составили руководители в возрасте от 41 года до 50 лет - 42 респондента (2021 г. - 47), на втором месте - представители возрастной группы от 51 года до 60 лет - 25 респондентов (2021 г. - 22), на третьем - возрастная группа от 30 до 40 лет - 14 респондентов (2021 г. - 9). Самая малочисленная группа по-прежнему - лица старше

2021 2022

^__)

51-60 лет

2021 2022

4-у-'

61+ лет

Ж

М

Рис. 2. Распределение руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья по полу и возрасту в 2021-2022 гг., % (п)

8

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег №3

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

60 лет (2022 г. - 4 респондента, 2021 г. - 3). Таким образом, в 2022 г. прослеживается тенденция роста числа более молодых руководителей из возрастной группы от 30 до 40 лет (+55,5% к 2021 г.); сокращения числа руководителей из возрастной группы от 41 до 50 лет (- 10,6% к 2021 г.); роста числа руководителей в группах от 51 до 60 лет (+13,6% к 2021 г.) и старше 60 лет (+33,3% к 2021 г.) - рис. 2.

При оценке уровня базового образования в 2021 г. - семь руководителей не имели образования по направлению подготовки «Клиническая медицина». В 2022 г. число руководителей, не имеющих базового медицинского образования, сократилось до двух человек («Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»).

В 2022 г. из числа руководителей, имеющих высшее медицинское образование, по-прежнему доминируют выпускники по специальности «Лечебное дело» (2021 г. - 57 человек, 2022 г. - 63), на втором месте - «Педиатрия» (2021 г. - 14, 2022 г. -15), на третьем - «Стоматология» (2021 г. - 2, 2022 г. - 4). Один руководитель имеет образование по специальности «Сестринское дело» (ВСО).

Также интерес представляет наличие второго высшего образования у региональных министров здравоохранения, в большей степени ориентированного на выполнение административно-управленческой деятельности. Из общего числа опрошенных в 2021 г. 40,7% имели второе высшее образование (33 человека). В 2022 г. число руководителей, имеющих второе высшее образование, возросло до 43,5% (37 человек). Наиболее популярные специальности: «государственное и муниципальное управление» (2021 г. п = 14, 2022 г. п = 15), «юриспруденция» (2021 г. п = 6, 2022 г. п = 9) и «экономика» (2021 г. п = 4, 2022 г. п = 4).

В 2022 г. позитивная динамика наблюдается и при оценке наличия учёной степени у руководителей. В 2021 г. шесть респондентов являлись докторами наук и еще 31 кандидатами. В 2022 г. уже 10 руководителей обладают степенью доктора наук и 40 - степенью кандидата наук (рис. 3). Общий рост числа респондентов, обладающих научными степенями, в 2022 г. составил +35% по отношению к предыдущему году - рис. 3.

Сведения о стаже работы в должности руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья представляют большой практический интерес, поскольку это обстоятельство является условием формирования управленческого опыта, являющегося неотъемлемой

доктора наук кандидаты наук нет

■ 2021 ■ 2022

Рис. 3. Распределение руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья по наличию учёной степени в 2021-2022 гг., чел. (п)

составляющей понятия квалификации. В 2022 г. сохраняются существенные различия в характеристике респондентов по стажу работы в занимаемой должности - от одного месяца до 13,5 лет. При этом средний стаж работы в должности регионального министра по сравнению с прошлым годом увеличился, что также является положительной тенденцией (2021 г. - 2,1±1,9 лет, 2022 г. - 2,6±2,5 лет). По результатам исследования в 2021 г. не было выявлено достоверных различий между средним значением стажа работы руководителей-мужчин (2,1±1,8 лет) и руководителей-женщин (2,2±2,4 лет) ^=0,82). В 2022 г. между средним стажем работы руководителей-мужчин (3,4±3,0 лет) и руководителей-женщин (2,3±2,9 лет) также не выявлено достоверных различий ^=0,32). Обращает на себя внимание более выраженное в 2022 г. увеличение среднего стажа работы руководителей-мужчин, чем у руководителей-женщин.

В соответствии с методикой проведения исследования все респонденты были распределены на группы с учетом фактического стажа работы в занимаемой должности руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья (таблица 1).

В 2022 г. число респондентов со стажем работы в должности руководителя до одного года сократилось по сравнению с 2021 г. практически в два раза - с 43 до 22 человек. В то же время число руководителей со стажем работы в интервале от одного года до трех лет возросло почти на 70%, руководителей со стажем от трех до пяти лет - на 20%, со стажем более пяти лет - в 2,4 раза. Такая динамика отражает рост числа более опытных руководителей. При оценке коэффициента корреляции установлена статистически значимая зависимость

С

«КС

Таблица 1

Сведения о среднем возрасте и распределении по стажу работы в должности руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья в 2021-2022 гг.

Оцениваемые Распределение по стажу работы в должности руководителя РОИВ

параметры до 1 года от 1 года до 3 лет от 3 до 5 лет более 5 лет

Год 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г.

Количество, п (%) 43 (53,1%) 22 (25,9%) 23 (28,4%) 39 (45,9%) 10 (12,3%) 12 (14,1%) 5 (6,2%) 12 (14,1%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний возраст, лет 45,9+5,8 43,8+6,7 47,7+6,0 48,2+7,3 50,2+8,8 49,4+4,0 54,0+5,3 53+7,4

Примечание: * РОИВ - региональный орган исполнительной власти

между средним возрастом руководителя и стажем работы в занимаемой должности (г = 0,41, р < 0,05).

При анализе распределения руководителей по стажу работы в занимаемой должности в разрезе Федеральных округов отмечено, что в 2022 г. Центральный Федеральный округ удерживает первое место по числу руководителей со стажем

работы до одного года (2021 г. - 8 респондентов, 2022 г. - 6). В то же время в Дальневосточном, Сибирском и Приволжском Федеральных округах в 2022 г. число руководителей со стажем работы менее одного года сократилось с одновременным ростом числа руководителей со стажем работы в должности от 1 года до 3 лет (таблица 2).

Таблица 2

Сведения о стаже работы в должности руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья в разрезе Федеральных округов в 2021-2022 гг., человек, %

к#

Наименование Федерального округа Стаж работы в должности руководителя ЮИВ, лет

до 1 года от 1 года до 3 лет от 3 до 5 лет более 5 лет Итого

Центральный ФО, п (%) 8 (9,9) 5 (6,2) 1 (1,2) 2 (2,5) 16 (19,8)

Южный ФО, п (%) 3 (3,7) 1 (1,2) 3 (3,7) 1 (1,2) 8 (9,9)

Северо-Западный ФО, п (%) 3 (3,7) 3 (3,7) 2 (2,5) 1 (1,2) 9 (11,1)

Дальневосточный ФО, п (%) 9 (11,1) 2 (2,5) 0 0 11 (13,6)

Сибирский ФО, п (%) 6 (7,4) 4 (4,9) 0 0 10 (12,3)

Уральский ФО, п (%) 3 (3,7) 1 (1,2) 2 (2,5) 0 6 (7,4)

Приволжский ФО, п (%) 6 (7,4) 6 (7,4) 2 (2,5) 0 14 (17,3)

Северо-Кавказский ФО, п (%) 5 (6,2) 1 (1,2) 0 1 (1,2) 7 (8,6)

Всего, п (%) 43 (53,1) 23 (28,4) 10 (12,3) 5 (6,2) 81 (100,0)

2022 г.

Центральный ФО, п (%) 6 (7,4) 8 (9,9) 0 4 (4,9) 18 (22,2)

Южный ФО, п (%) 1 (1,2) 4 (4,9) 0 3 (3,7) 8 (9,9)

Северо-Западный ФО, п (%) 2 (2,5) 4 (4,9) 4 (4,9) 1 (1,2) 11 (13,6)

Дальневосточный ФО, п (%) 3 (3,7) 8 (9,9) 0 0 11 (13,6)

Сибирский ФО, п (%) 3 (3,7) 4 (4,9) 3 (3,7) 0 10 (12,3)

Уральский ФО, п (%) 1 (1,2) 3 (3,7) 0 2 (2,5) 6 (7,4)

Приволжский ФО, п (%) 3 (3,7) 6 (7,4) 3 (3,7) 2 (2,5) 14 (17,3)

Северо-Кавказский ФО, п (%) 3 (3,7) 2 (2,5) 1 (1,2) 1 (1,2) 7 (8,6)

Всего, п (%) 22 (27,2) 39 (48,1) 11 (13,6) 13 (16,0) 85 (100,0)

Примечание: * РОИВ - региональный орган исполнительной власти

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег № 3

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

В исследовании 2021 г. также оценивался профессиональный опыт региональных министров в части последовательности профессионального пути, наличия квалификационной категории по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», профессиональной переподготовки по указанной специальности, обучения по смежным дисциплинам за последние 5 лет («психология управления», «управление проектами», «процессное управление» и др.).

В 2022 г. число руководителей, прошедших последовательный профессиональный путь: главный врач -сотрудник РОИВ - руководитель РОИВ уменьшилось вдвое (-52,3% по отношению к 2021 г. - с 42 до 22 человек). Среди респондентов данной группы средний стаж на должности главного врача в 2022 г. увеличился по отношению к 2021 г. (в 2021 г. 5,9±4,5 лет, в 2022 г. 6,1±5,1 лет), сократился - в должности сотрудника РОИВ в сфере охраны здоровья (в 2021 г. 5,5±4,9 лет, в 2022 г. 3,5±2,8 лет) и незначительно вырос в должности регионального министра (в 2021 г. 2,1±1,9 лет, в 2022 г. 2,2±2,0 лет). При этом 63 респондента в 2022 г. не отмечают такой траектории профессиональной карьеры. Более трети руководителей (35 человек) были назначены на должность министра с позиции главного врача медицинской организации и не имели опыта работы в государственных органах исполнительной власти в сфере охраны здоровья до назначения руководителем РОИВ в сфере охраны здоровья.

В 2022 г. на 42% возросло число руководителей, прошедших профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (2021 г. п = 48, 2022 г. п = 68). Одновременно с этим, на 11% сократилось число руководителей, имеющих категорию по данной специальности (2021 г. п = 35, 2022 г. п = 31). Несмотря на то, что профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» для руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья не регламентирована действующим законодательством, но она является желательной для более глубокого понимания министрами, имеющими базовое медицинское образование, вопросов управленческой деятельности, экономики и ресурсного обеспечения медицинских организаций.

Для оценки образовательной активности руководителей региональных систем здравоохранения в течение последних пяти лет респондентам было предложено указать наличие обучения по смежным

дисциплинам за последние 5 лет («психология управ ления», «управление проектами», «процессное управление» и др.). Около трети министров (п = 27; 31,8%) сообщили о прохождении такого вида повышения квалификации в 2022 г.

В 2022 г. на 39% возросло число респондентов, сообщивших о наличии у них отраслевых наград в виде званий «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач Российской Федерации», а также почетных грамот Министерства здравоохранения Российской Федерации (2021 г. п = 46, 2022 г. п = 64).

Обсуждение и выводы

Проведенное исследование позволило получить актуальную информацию о кадровом потенциале руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья и основных изменениях в портрете регионального министра, произошедших за период 2022 г.

В исследовании 2021 г. была отмечена выраженная ротация руководителей высшего звена и высокий удельный вес министров со стажем работы до одного года. Триггером этих процессов стала пандемия COVID-19, вызвавшая рост количества стратегических задач, психоэмоциональной перегрузки и резко возросших требований к руководителям системы здравоохранения.

В 2022 г. сохраняется высокая потребность в квалифицированных управленческих кадрах, опытных организаторах здравоохранения. Полученные результаты исследования позволяют говорить о позитивных тенденциях, выражающихся в наметившейся стабилизации кадрового состава региональных министров и повышении уровня профессиональной квалификации руководителей.

Так, по сравнению с 2021 г., снизилось число субъектов РФ, в которых произошла смена регионального министра, или назначено лицо, временно исполняющее обязанности руководителя - с 24 до 19 регионов. Число руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья, находящихся в статусе исполняющих обязанности регионального министра, уменьшилось с 13 человек до 10 человек.

Возрастной диапазон действующих руководителей сузился как в сторону уменьшения возраста самого молодого, так и самого опытного министра. В 2022 г. отмечен рост числа более молодых руководителей из возрастной группы от 30 до 40 лет. При этом средний возраст руководителей изменился незначительно.

Средний стаж работы в должности регионального министра по сравнению с прошлым годом имеет

с

«кс

№3 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

тенденцию к росту, что свидетельствует об увеличении числа более опытных руководителей. Это подтверждается также сокращением числа респондентов со стажем работы в должности руководителя до одного года практически в два раза и ростом числа руководителей со стажем работы в интервале от одного года до трех лет почти на 70%.

Позитивная динамика прослеживается и в отношении квалификации региональных министров. В три с половиной раза сократилось число руководителей, не имеющих базового образования по специальности «Клиническая медицина», и на 12% возросло число лиц, имеющих второе высшее образование. В 2022 г. на треть увеличилось число региональных министров, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук; на 41% возросло число руководителей, прошедших профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»; на 39% возросло число респондентов, сообщивших о наличии у них отраслевых наград в виде званий «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач Российской Федерации», а также почетных грамот Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Быстрая смена руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья, наблюдавшаяся на фоне эпидемии новой коронавирусной инфекции, не добавила устойчивости системе здравоохранения и нашла своё выражение в трудностях обеспечения преемственности принятия управленческих решений, высокой степени неопределенности и недостаточного уровня доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества [2]. Для создания условий, обеспечивающих развитие и функционирование отрасли здравоохранения, одним из главных условий является наличие квалифицированных управленческих кадров.

Введение в 2021 г. процедуры согласования кандидатуры на должность руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья Министром здравоохранения Российской Федерации позволило восстановить административную вертикаль, обеспечить преемственность между федеральным и региональным уровнями управления и повысить качество отбора кандидатов-руководителей, выдвигаемых регионами на ответственные должности. Процедуре согласования предшествует большая организационно-методическая работа, проводимая Министерством здравоохранения Российской Федерации на системной основе: это анализ резерва управленческих кадров, сформированного на уровне субъектов Российской

Федерации, разработка и проведение программ индивидуальных стажировок для претендентов на должность руководителя органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья. При этом программы стажировок осуществляются с привлечением ведущих экспертов-организаторов здравоохранения из числа заместителей Министра здравоохранения и руководителей департаментов Минздрава России и ориентированы на формирование системного подхода в реализации как отраслевых задач, так региональных сценариев. Еще одним инструментом Минздрава России в рамках данного направления является организация тематических семинаров и индивидуального консультирования по актуальным вопросам организации здравоохранения в конкретном регионе.

Ведущим механизмом решения проблемы отбора и повышения квалификации управленческих кадров является формирование системы кадровых резервов с обязательным включением развития профессиональных и управленческих компетенций будущих руководителей. Именно эту цель преследовал созданный в 2021 г. при поддержке Минздрава России проект «Кадровая платформа организаторов здравоохранения», реализуемый на базе ФГБУ «ЦНИИ-ОИЗ» Минздрава России. Платформа представляет собой одновременно пул высокопотенциальных организаторов здравоохранения или тех, кто хочет реализоваться в этой сфере, и экспертное сообщество для обмена опытом и мнениями, что в перспективе позволит Министерству здравоохранения Российской Федерации не только осуществлять согласование кандидатуры на должность руководителя региональной системы здравоохранения, но и обеспечить конкурсный отбор кандидатов из сформированного управленческого резерва [2].

Другим приоритетным проектом ФГБУ «ЦНИИ-ОИЗ» Минздрава России стал созданный в начале 2022 г. проект под названием «Клуб министров здравоохранения». Участниками Клуба стали руководители РОИВ в сфере охраны здоровья и их заместители, директора ТФОМС, ректоры медицинских ВУЗов и представители медицинских организаций из 85 субъектов Российской Федерации. Главной целью реализации проекта стало формирование сообщества руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья для прямого диалога с ведущими экспертами отрасли по актуальным вопросам организации здравоохранения. Основными задачами Клуба являются: выстраивание горизонтальных связей и диалога «на равных» между руководителями; создание «базы

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 3

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

знаний» о лучших региональных практиках с возможностью консультаций по их внедрению; проведение образовательных семинаров от лучших экспертов отрасли; формирование образовательных траекторий с учётом потребностей каждого министра; возможность индивидуальных консультаций с экспертами НМИЦ по оргздраву (ЦНИИОИЗ) по актуальным для региона задачам; развитие компетенций руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья. Проект реализуется в различных форматах: очный, заочный, гибридный, вебинары, онлайн-опросы, дискуссии, офисные часы. За 2022 г. проведено 9 заседаний и 5 образовательных вебинаров по актуальным вопросам организации здравоохранения и общественного здоровья.

Помимо этого, с целью повышения квалификации руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья для успешного решения задач, стоящих перед государственной системой здравоохранения, и достижений национальных целей, определенных Указами Президента Российской Федерации, ведущими экспертами ЦНИИОЗ по заданию Министерства здравоохранения Российской Федерации был разработан

образовательный модуль для вновь назначенных в 2021-2022 гг. региональных министров. 14-15 октября 2022 г. проведен двухдневный очный обучающий цикл, в котором приняли участие министры из 22 субъектов РФ. Все участники получили свидетельства о повышении квалификации.

Заключение

Проведенное исследование позволило не только актуализировать информацию о портрете руководителя органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, но и оценить динамику изменений, произошедших в региональных системах здравоохранения в части управленческого кадрового потенциала. Профессиональное сообщество управленцев представляет собой важнейший ресурс отрасли. Выявленные положительные тенденции по снижению в 2022 г. темпов ротации кадрового состава региональных министров способствуют росту профессиональных навыков и опыта руководителей и, в конечном итоге, станут залогом достижения стратегических целей в здравоохранении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Указ Президента Российской Федерации (2019) «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» № 254 от 06.06.2019.

2. Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.А., Стародубов В.И., Чигрина В.П. Портрет регионального министра здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2022; 1.

3. Найговзина Н.Б., Зимина Э.В., Купеева И.А., Васильева Е.П., Титкова Ю.С. Подготовка резерва управленческих кадров здравоохранения на основе оценки компетенций // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4.

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (2012) «Об утверждении Регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации» № 903н от 12.11.2012.

5. Руголь Л.В., Ходакова О.В., Галеева М.В., Деев И.А., Кунгурцев О.В., Шахова Т.Г., Кобякова О.С., Чухриенко И.Ю. Методические подходы к формированию структуры центрального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта РФ // Социальные аспекты здоровья населения. 2023; 6.

№ 3 Manager /Менеджер

2023 Zdravoochranania / здравоохранения

S

ORIGINAL PAPER

PORTRAIT OF REGIONAL HEALTH AUTHORITY MANAGER - 2022

0.V. Khodakovaa, O.V. Kungurtsev b, V.P. Chigrina c , V.I. Starodubovd,

1.A. Deev e, O.S. Kobyakova f

a b, c, d, e, f Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

a https://orcid.org/0000-0001-8288-939X; b https://orcid.org/0000-0003-0612-5878; c https://orcid.org/0000-0002-5044-4836; d https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; e https://orcid.org/0000-0002-4449-4810; f https://orcid.org/0000-0003-0098-1403.

H Corresponding author: Chigrina V.P.

ABSTRACT

The heads of regional executive authorities in the sphere of health protection are key figures in the realization of the Russian Federation's healthcare development strategy. Without qualified managers, it is difficult to achieve national goals and objectives of federal projects. The study of the qualifications, professional experience, and skills of the high leaders of regional health systems allows the evaluation of top personnel's human potential and the successful implementation of steps to increase the efficiency of its administration. The aim of the study was to give a detailed information about regional health authorities managers in Russian Federation. Materials and methods. A single-stage, continuous sociological study was planned and carried out using a specially developed questionnaire, which included a characterization of the accounting characteristics of participants' age and demographic characteristic, level of basic and additional education, availability of professional competencies, and work experience in managerial positions. Results. We achieved a response from 85 respondents. It was found that, as compared to 2021, there was a slowdown inside the process of rotation of regional ministers' personnel and an increase in the degree of professional qualifications of managers in 2022. These trends were reflected in the increase in the average length of service in the position of regional minister (2021 2,1±1,9 years; 2022 2,6±2,5 years), the doubling of the number of managers with work experience of up to one year (2021 n = 42; 2022 n = 21), and the decrease in the number of managers with work experience of up to one year (2021 n = 42; 2022 n = 21).

Conclusion. The research allows for an assessment of the dynamics of changes in regional health care systems in terms of managerial human resources from 2021 to 2022. Positive declining trends in 2022 have been identified. The pace of rotation of regional ministers' staff adds to the development of leaders' professional abilities and experience and, eventually, will be the key to accomplishing strategic goals in health care. Keywords: manager, regional health authority, characteristics.

For citation: Khodakova O.V., Kungurtsev O.V., Chigrina V.P, Starodubov V.I., Deev I.A., Kobyakova O.S. Portrait of regional health authority manager - 2022 // Manager Zdravoohranenia. 2023; 3: 4-12. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-4-12.

$

зЯо

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation (2019) "On the Strategy for the Development of Healthcare in the Russian Federation for the period up to 2025" No. 254 dated 06/06/2019.

2. Kobyakova O.S, Deev I.A, Khodakova O. V'., Starodubov V.I., Chigrina V.P. Portrait of regional health authority manager // Manager Zdravoohranenia. 2022; 1:6-15.

3. Najgovzina N.B, Zimina E.V, Kupeeva I.A, Vasil'eva E.P., Titkova Yu.S. Preparation of a reserve of health management personnel based on competency assessment // Sovremenny'e problemy' zdravooxraneniya i medicinskoj statistiki. 2020; 4.

4. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation (2012) "On Approval of the Regulations of the Ministry of Health of the Russian Federation" No. 903n dated 11/12/2012.

5. Rugot L.V, Xodakova O.V, Galeeva M.V, Deev I.A., Kungurcev O.V., Shaxova T.G., Kobyakova O.S., Chuxrienko I.Yu. Methodical approaches to the formation of the structure of the central executive authority in the field of health protection of the constituent entity of the Russian Federation // SociaTny'e aspekty' zdorov'ya naseleniya. 2023; 6.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ходакова Ольга Владимировна — д-р мед. наук, доцент, начальник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Olga V. Khodakova — DM, Head of the Scientific Foundation of Health Organization of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: khodakovaov@mednet.ru

Кунгурцев Олег Владимирович — ведущий специалист организационного отдела ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Oleg V. Kungurtsev — leading specialist of organizational Department of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: kungurtsevov@mednet.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чигрина Валерия Петровна — младший научный сотрудник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия Valeriya P Chigrina — research assistant of the Scientific Foundation of Health Organization of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: chigrinavp@mednet.ru

Стародубов Владимир Иванович — академик РАН, д.м.н, профессор, научный руководитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Vladimir I. Starodubov — DM, Academician of RAS, Professor, Academic Adviser of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: starodubov@mednet.ru

Деев Иван Анатольевич — д-р мед. наук, профессор, заместитель директора по организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Ivan A. Deev — DM, Professor, Deputy Head of Health Organization of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: deevia@mednet.ru

Кобякова Ольга Сергеевна — д-р мед. наук, профессор, директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Olga S. Kobyakova — DM, Professor, Head of the Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia. E-mail: kobyakovaos@mednet.ru

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.