Научная статья на тему 'Портрет Павла I 1797 г. кисти Андрея Филипповича Митрохина (1765-1845) и вопрос идентификации изображенных на нем орденов'

Портрет Павла I 1797 г. кисти Андрея Филипповича Митрохина (1765-1845) и вопрос идентификации изображенных на нем орденов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Андрей Митрохин / реставрация / Эрмитаж / портрет / Павел I / орден Святого Андрея Первозванного / орден Святой Анны / орден Святого князя Александра Невского / орден Святого равноапостольного князя Владимира / орден Святого Иоанна Иерусалимского / Мальтийский орден / ордена и награды / Andrey Mitrokhin / restoration / Hermitage / portrait / Emperor Paul I / Order of St. Andrew the Apostle the First-Called / Order of Saint Anna / Order of Saint Alexander Nevsky / Order of Saint Prince Vladimir / Order of Saint John of Jerusalem / Sovereign Military Order of Malta / orders and medals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий МихайЛович Данилов, Артем Константинович Юренков, Лия Гурамиевна Окрошидзе

Андрей Филиппович Митрохин, первый в России реставратор живописи, трудившийся в Эрмитаже с 1801 по 1845 год, не только был признанным специалистом в механической реставрации, но и одним из первых теоретиков этого искусства в стране. Его метод переноса красочного слоя картины с древесной основы на новую, чаще всего холст, был по-настоящему уникальным. Помимо сохранения художественной коллекции Эрмитажа, Митрохин запомнился и как живописец. Единственным известным его произведением на сегодняшний день является «Портрет императора Павла I», который свидетельствует о его выдающемся художественном таланте. Митрохин смог совершенно точно передать величественность образа Павла I, сочетая ее с внешней непривлекательностью и даже уродством, не утратив при этом глубины и особенностей лица императора. Однако император изображен при четырех орденских знаках, в вопросе атрибуции которых есть несколько моментов, требующих изучения. Именно они будут в фокусе настоящего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Portrait of the Emperor Paul I (1797) by Andrei Filippovich Mitrokhin (1765-1845) and the issue of identification of the orders depicted on it

Andrey Filippovich Mitrokhin, the first restorer of paintings in Russia, who worked at the Hermitage between 1801 and 1845, was not only an acknowledged specialist in mechanical restoration but also one of the country’s pioneers in this field. His method for transferring the color layer of a painting from one substrate to another, most often canvas, was truly innovative. In addition to preserving the art collection of the Hermitage, Mitrokhin’s legacy also includes his work as a painter. His only known work so far is «Portrait of Emperor Paul I», which testifies to his exceptional artistic talent. He was able to capture the majestic image of Paul I with accuracy, combining it with an external appearance that was unattractive and even ugly, without losing the depth and character of the emperor’s features. However, there are some aspects of his work that warrant further investigation, and these will form the focus of our study.

Текст научной работы на тему «Портрет Павла I 1797 г. кисти Андрея Филипповича Митрохина (1765-1845) и вопрос идентификации изображенных на нем орденов»

ПЕРСОНАЖИ ИСТОРИИ/ CHARACTERS OF HISTORY

УДК 75.041.5 + 929.6

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-5-212-221

Дата поступления (Submitted) 10.05.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 18.05.2024

АРТЕМ КОНСТАНТИНОВИЧ ЮРЕНКОВ

Аппарат Правительства РФ. 103274, Москва, Краснопресненская наб. 2.

e-mail: Ak.gov@yandex.ru

ЛИЯ ГУРАМИЕВНА ОКРОШИДЗЕ

искусствовед,

исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова 119234, Москва, Ломоносовский пр-т 27/4 e-mail: vaudetar@gmail.com

Портрет Павла I 1797 г. кисти Андрея Филипповича Митрохина (1765-1845) и вопрос идентификации изображенных на нем орденов

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ДАНИЛОВ

начальник отдела Аппарата Генерального директора

ООО «Черногорская ГРК» 119002, Москва, Вн. тер. г. муниципальный округ Хамовники,

Переулок Сивцев Вражек, 39 e-mail: dmitry.m.danilov@yandex.ru

Аннотация. Андрей Филиппович Митрохин, первый в России реставратор живописи, трудившийся в Эрмитаже с 1801 по 1845 год, не только был признанным специалистом в механической реставрации, но и одним из первых теоретиков этого искусства в стране. Его метод переноса красочного слоя картины с древесной основы на новую, чаще всего холст, был по-настоящему уникальным. Помимо сохранения художественной коллекции Эрмитажа, Митрохин запомнился и как живописец. Единственным известным его произведением на сегодняшний день является «Портрет императора Павла I», который свидетельствует о его выдающемся художественном таланте. Митрохин смог совершенно точно передать величественность образа Павла I, сочетая ее с внешней непривлекательностью и даже уродством, не утратив при этом глубины и особенностей лица императора. Однако император изображен при четырех орденских знаках, в вопросе атрибуции которых есть несколько моментов, требующих изучения. Именно они будут в фокусе настоящего исследования.

Ключевые слова: Андрей Митрохин, реставрация, Эрмитаж, портрет, Павел I, орден Святого Андрея Первозванного, орден Святой Анны, орден Святого князя Александра Невского, орден Святого равноапостольного князя Владимира, орден Святого Иоанна Иерусалимского, Мальтийский орден, ордена и награды

The Portrait of the Emperor Paul I (1797) by Andrei Filippovich Mitrokhin (1765-1845) and the issue of identification of the orders depicted on it

DMITRY MIKHAILOVICH DANILOV

Head of the Department of the General Director's Office, LLC «Chernogorskaya GRK» 119002, Moscow, Vet., Khamovniki municipal district, Sivtsev Vrazhek Lane, 39 e-mail: dmitry.m.danilov@yandex.ru

ARTEM KONSTANTINOVICH YURENKOV

Government Executive Office 103274, Moscow, Krasnopresnenskaya nab.2.

e-mail: Ak.gov@yandex.ru

LIYA GURAMIEVNA OKROSHIDZE

Art Historian, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University 119234, Lomonosovsky pr-t 27/4 e-mail:vaudetar@gmail.com

Abstract. Andrey Filippovich Mitrokhin, the first restorer of paintings in Russia, who worked at the Hermitage between 1801 and 1845, was not only an acknowledged specialist in mechanical restoration but also one of the country's pioneers in this field. His method for transferring the color layer of a painting from one substrate to another, most often canvas, was truly innovative. In addition to preserving the art collection of the Hermitage, Mitrokhin's legacy also includes his work as a painter. His only known work so far is «Portrait of Emperor Paul I», which testifies to his exceptional artistic talent. He was able to capture the majestic image of Paul I with accuracy, combining it with an external appearance that was unattractive and even ugly, without losing the depth and character of the emperor's features. However, there are some aspects of his work that warrant further investigation, and these will form the focus of our study.

Keywords: Andrey Mitrokhin, restoration, Hermitage, portrait, Emperor Paul I, Order of St. Andrew the Apostle the First-Called, Order of Saint Anna, Order of Saint Alexander Nevsky, Order of Saint Prince Vladimir, Order of Saint John of Jerusalem, Sovereign Military Order of Malta, orders and medals

8 июня 2024 г. в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Первейший в своем искусстве», посвященная Андрею Филипповичу Митрохину — основателю эрмитажной школы реставрации живописи.

А.Ф. Митрохин — первый российский реставратор живописи, работавший в Императорском Эрмитаже с 1801 по 1845 гг. Его имя было незаслуженно забыто, но в настоящее время ведутся исследования, направленные на возвращение этого имени в историографию [1], [2], [3], [4]. Он являлся не только ведущим реставратором «по механической части» (то есть специалистом по операциям с основой картин), но и одним из первых в России теоретиков реставрации живописи. А.Ф. Митрохин в совершенстве овладел сложнейшей техникой перевода красочного слоя живописи с грунтом с деревянных основ картин на новую основу, чаще всего холст, реже — медь.

А.Ф. Митрохиным были отреставрированы многие шедевры Картинной галереи Эрмитажа, в том числе полотна Рафаэля, Филиппино Лип-пи, Якоба ван Рейсдала, Джулио Романо, Давида Тенирса Младшего, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта, Антониса Ван Дейка, Никола Пуссена. На выставке будет представлено 16 переведённых А.Ф. Митрохиным картин художников разных европейских школ XV-XVII вв., переведенных с одной основы на другую, а также единственная известная на данный момент его живописная работа — «Портрет императора Павла I». Андрей Филиппович, конечно же в первую очередь реставратор, но упоминаемый портрет доказывает, что он обладал и значительным художественным дарованием, чем и определяется наше к нему внимание, лежащее в основе данной статьи.

Итак, перед нами портрет императора Павла

Рис.1. А.Ф. Митрохин. Портрет Павла I. 1797 (1798?). 74х60 см. Холст, масло. Коллекция русской живописи XVII-XX вв. Государственного Эрмитажа. Поступил в коллекцию в 1983 г. До этого находился в Ленинградском музее А.В. Суворова. Инвентарный номер: ЭРЖ-3012. Номер по КП: КПГЭ.1983-3012.

I, (годы жизни 1754-1801 гг., император с 1796 г.), который настолько точно, реалистично и правдоподобно исполнен (рис. 1), что его автор мог бы соперничать с самыми искусными живописцами своего времени — Ф.С. Рокотовым, Д.Г. Левицким и В.Л. Боровиковским. Причем вероятнее всего

этот портрет императора был написан с натуры.

История портрета дошла до нас в крайне скудном виде. Известно лишь, что до поступления в коллекцию Эрмитажа, портрет находился в собрании музея Суворова в Санкт-Петербурге [5, С. 46]. Как он попал туда и из какого императорского дворца — неизвестно.

Тем не менее, это полотно можно назвать одним из лучших портретов императора Павла I. Митрохину удалось добиться равновесия между величественным образом самодержца и имевшейся внешней непривлекательностью Павла и даже неким уродством. Здесь нет места иронии, сарказму. Черты его лица не гипертрофированы, но при этом не показаны лестно.

Образ написан в традиции императорских портретов своего времени и становится одним из основных источников вдохновения и копирования для последующих поколений мастеров. Незнатный выходец из Торопца — небольшого городка Псковской губернии (ныне Тверская область) — в 1792 г. определен ко двору лакеем в «живописную команду», в 1797 пишет портрет только что восшедшего на престол императора (возможно первый портрет Павла в новом статусе), а в 1801 г. пожалован камердинером и .определен в Эрмитаж «вступить в должность исправления картин» — в качестве реставратора [5, С. 46].

А.Ф. Митрохин сразу после его появления в Санкт-Петербурге стал очень близок к императорскому двору, чему вероятнее всего способствовал один из соратников Павла I адмирал, граф Григорий Григорьевич Кушелев. О бесспорной близости самого Кушелева к императору говорит и тот факт, что Григорий Григорьевич сделал при Павле стремительную и головокружительную карьеру. Так в первые дни своего царствования (вступил на престол 6 ноября 1796 г.) Павел I 7 ноября 1796 г. назначил Кушелева адъютантом при его императорском величестве, 8 ноября пожаловал его в генерал-майоры [6, С. 417], 9 ноября наградил орденом Святой Анны 1-й степени. 3 марта 1798 г. Кушелев был произведён в чин вице-адмирала, 1 ноября 1798 г. назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегии, а 24 ноября того же года произведён в адмиралы. 9 декабря награждён бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского 22 февраля 1799 г. Кушелев возведён в графское достоинство [7, С. 699-700]. 30 марта 1799 Павел I утвердил «верховный совет особого важного для него Ордена Святого Иоанна Иерусалимского из кавалеров большого креста составленный» и пятым включает в него графа Кушелева [8, Л. 72]. 29 июня того же года Кушелев награждён высшей наградой империи — орденом Святого Андрея Первозванного [7, С. 699-700].

Родовое имение Кушелевых находилось недалеко от города Торопца, граф был знаком с учителем А.Ф. Митрохина — местным торопец-ким художником Гаврилой Лоховым, а брат А.Ф.

Рис.2. Жан-Луи Вуаль. Портрет Великого Князя Павла Петровича, 1789. Музей изобразительных искусств Татарстана.

Митрохина — Илья Филиппович, по некоторым данным, был его доверенным лицом [1]. Таким образом именно граф Г.Г. Кушелев скорее всего представил молодого и талантливого художника императору для написания портрета. В 1798 г. через Г.Г. Кушелева торопчане обращались к Павлу I за помощью в восстановлении соборной церкви [1, С. 182], и император жертвует деньги на достройку церкви в Торопце [9, С. 118], возможно в том числе и в благодарность за написание портрета А.Ф. Митрохиным — уроженцем этого города. Эти факты позволяют предположить, что портрет кисти А.Ф. Митрохина написан с натуры, несмотря на сходство с образом, созданным в 1789 г. французским мастером Жаном-Луи Вуа-лем (рис. 2).

На груди Павла, изображенного на портрете, мы видим знаки отличия четырех орденов, входивших в российскую орденскую систему (см. приложение): голубую ленту и большую звезду ордена Святого апостола Андрея Первозванного, орден Святой Анны на шейной ленте, под лентой ордена Святого апостола Андрея Первозванного звезду ордена Святого Благоверного великого князя Александра Невского либо Святого равноапостольного князя Владимира и на цепи — знак ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

Набор наград, которые мы видим на картине, является для изображений императора Павла I, можно сказать, каноническим — встречается практически на всех его официальных портретах. В качестве примеров можно привести уже

упоминавшуюся работу Жана-Луи Вуаля 1786 г. (считается, что именно она была выбрана в качестве образца для официальных портретов после восшествия Павла на престол), а также полотна Дмитрия Левицкого 1796 г. (рис. 3), Владимира Боровиковского 1796 г. (рис. 4), Степана Щукина 1798 и 1799 гг., Герарда фон Кюгельгена 1799 г., Жана-Анри Беннера 1817 г.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного представлен на портрете голубой орденской лентой и серебряной звездой, «имеющей в середине в золотом поле Крест гладкий голубой Святаго Андрея; в окружности в голубом поле над Крестом <...> орденский девиз («за веру и верность» — прим. автора)» [10]. Это самый первый в русской истории орден, почти сразу ставший символом императорской власти и правящей династии, и по сей день являющийся высшей государственной наградой нашей страны.

Большинство историков считают, что орден был учрежден Петром I по возвращении из Великого посольства в 1698 г. На это указывает статут ордена, обновленный в 1797 г. при Павле I, который гласит: «Прадед наш, бессмертной памяти император Петр Великий, полагая основание просвещению России и устройству различных частей ее управления, в 1698 г. установил чин кавалерский во имя Святого апостола Андрея Первозванного» [10, С. 569]. По менее популярной версии орден Святого Андрея был основан Петром на год раньше — в 1697 г., поскольку в записях приходно-расходных книг Великого посольства, относящихся к концу 1697 г., есть запись об изготовлении «кавалерского золотого креста» для второго полномочного посла Федора Головина (первым был Франц Лефорт). Но что это была за награда и как конкретно выглядел этот крест (если вообще был изготовлен), источники не сообщают [11, С. 13]. В пользу версии основания ордена в 1698 г. свидетельствует еще тот факт, что вероятнее всего прообразом российского ордена Святого Андрея Первозванного стал шотландский орден Святого Андрея, он же орден Чертополоха, с историей которого Петр познакомился, находясь с Посольством в Великобритании, а это было в январе-апреле 1698 г.

Павел получил главный орден империи в день крещения состоявшегося в большой придворной церкви Летнего дворца [12, Л. 1] 25 сентября 1754 г. [13, С. 84], причем, как следует из Журнала дежурных генерал-адъютантов за 1754 год, императрица самолично преподнесла внуку знаки ордена: «Ея императорское величество взложа потом (после поздравительной речи, произнесённой архиепископом Санкт-Петербургским и Шлис-сельбургским Сильвестром, и «всеподданейших поздравлений» архиепископа, членов Святейшего Синода и прочего духовенства императрице Елизавете Петровне и наследному Павлу Петровичу - прим. автора) и на его императорское высочество новокрещенного Великого Князя Павла

Рис.3. Д.Г. Левицкий. Портрет Павла I, 1796. Фото аукционного дома Christie's. Изображены звезда и лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного и знак ордена Святой Анны на шейной ленте.

Петровича Орден святаго апостола Андрея Пер-возваннаго» [14, Л. 143 об].

Орден святой Анны изображен на портрете в виде орденского креста «красного с промежутками золотыми» на шейной красной ленте с широкой желтой каймой, украшенный алмазами, «в середине коего изображена Святая Анна, а на другой же стороне Латинской ея вензель» [10].

Согласно Спискам кавалеров российских императорских орденов орден Святой Анны получен Павлом Петровичем также при крещении 25 сентября 1754 г. [13, C. 171].И если Орден святого Андрея Первозванного был пожалован Павлу российским императорским домом Романовых, то орден Святой Анны, очевидно, был подарком от Голштейн-Готторпской ветви.

Орден Святой Анны был основан в 1735 г. Карлом Фридрихом Шлезвиг-Голштинским, Стормар-ским и Дитмарским, графом Ольденбургским и Дальменгорстским, титулярным наследником Норвежским (в русской традиции также именуемым герцогом Голштейн-Готторпским) в память о своей любимой жене - Анне Петровне, дочери Петра I, скончавшейся в 1728 г. [15, C. 43]. Девиз ордена «Amantibus Justitiam, Pietatem et Fidem» [10] - «Любящим правду, благочестие и верность» содержит отсылку к происхождению Анны Петровны: начальные буквы слов, входящих в девиз, также являются сокращением от «Anna, Imperatoris Petri Filia» - «Анна, дочь императора Петра» [16, C. 44].

В 1739 г. Карл Фридрих умер, престол Гольшти-нии и главенство в ордене перешло к его сыну

Карлу Петеру Ульриху, будущему императору Петру III, отцу Павла I [16, C. 118]. В 1742 г. Елизавета Петровна, тетка Карла Петера вызвала его в Россию, объявив наследником престола. Прибыв в Россию и приняв православие, Великий Князь Петр Федорович, как его начали именовать в русской традиции, сохранил титулы герцога Гольштинского и гроссмейстера т.е. главы ордена Святой Анны [16, C. 118]. Первые награждения российских подданных последовали уже в 1742 г. К 1762 г. за время царствования Елизаветы Петровны и короткого нахождения у власти Петра III было награждено 100 человек [13, C. 169-176]. После смерти Петра III титул гроссмейстера ордена и герцога Гольштейн-Готторпского перешел к сыну императора Великому Князю Павлу Петровичу [16, C. 118]. В 1767 г., когда Павлу было еще 13 лет, Екатерина II как опекунша отказалась от его прав на гольштинские земли, что будущий император подтвердил, достигнув совершеннолетия, в 1773 г.1 [17, C. 72-73]. При этом орден Святой Анны остался в России, а титул его гроссмейстера продолжал носить Великий Князь [18, C. 197].

Орден Святой Анны был особо дорог Павлу I -орден неизменно присутствует на всех его портретах, начиная с самого раннего возраста (рис. 6).

Несмотря на то, что орден Святой Анны формально не входил в российскую орденскую систему, Екатерина II широко использовала его для награждения своих подданных как за военные, так и за государственные заслуги [18, C. 197]. Отбор кандидатов для награждения императрица осуществляла сама, Павел же лишь подписывал наградные грамоты.

Впервые самостоятельность в вопросе награждения орденом цесаревич проявил за полгода до того, как скончается Екатерина и он станет императором. В ноябре 1796 г. втайне от матери он жалует орденами Святой Анны двух своих гатчинских друзей П.С. Свечина и Ф.В. Ростопчина. Боясь гнева Екатерины, Павел решил прикрепить знак ордена к внутренней стороне чаши эфеса шпаги, чтобы тот не бросался в глаза и в случае чего его можно было бы скрыть, прикрыв пальцами левой руки [18, C. 201].

5 апреля 1797 г. в день своей коронации Павел утверждает Установление о Российских Императорских орденах, в котором упорядочивает орденскую систему Российской империи. Был создан единый Российский Кавалерский Орден, состоящий из четырех классов: первый класс -орден Святого Апостола Андрея Первозванного, второй для особ женского пола - орден Святой Великомученицы Екатерины, третий - орден Святого Александра Невского, четвертый - орден Святой Анны. Ордена получали общий статут и единую администрацию под именем Орденской канцелярии или Орденского капитула [10]. Таким образом, орден Святой Анны официально становился российским императорским орденом. При создании статута ордена Павел не забыл про

Рис.4. В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I. 1796. Новгородский музей-заповедник. Изображены звезда и лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного, знак ордена Святой Анны на шейной ленте и звезда ордена Святого равноапостольного князя Владимира (под андреевской лентой).

свои «тайные» награждения при царствовании Екатерины и увековечил их в 3-й степени ордена, которая представляла собой крест «финифтяный на шпажной чашке». Неофициально эта награда в виде оружия с закрепленным знаком ордена Святой Анны стала именоваться «аннинским оружием».

Под голубой лентой ордена Святого апостола Андрея Первозванного на портрете скрывается звезда еще одного ордена, доподлинно установить который не представляется возможным ввиду недостаточности изображения. Это может быть звезда ордена Святого князя Александра Невского или ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Считается, что орден Святого князя Александра Невского был задуман еще Петром I как награда за военные заслуги, поскольку имя князя ассоциировалось с борьбой со шведами на берегах Невы [15, С. 25]. Однако орден был учрежден лишь в 1725 г. после смерти первого русского императора его преемницей Екатериной I и сразу стал вручаться также и за гражданские заслуги [15, С. 25]. Павел I получил орден Святого князя Александра Невского при крещении [13, С. 138], как и орден Святого апостола Андрея Первозван-

ного и орден Святой Анны.

Примечательно, что традиция возложения орденов на Великих Князей в раннем возрасте (в день объявления о рождении или при крещении) возникла в России не сразу. Петр I установил «детям несмышленым» наград не давать. В Западной же Европе орден мог быть возложен на сына правителя еще в детском возрасте. В российской истории первым из августейших детей орден Андрея Первозванного получил в 1740 г. Иоанн VI Антонович примерно месяц от роду [19, С. 26]. С тех пор это вошло в традицию, которую закрепил опять же Павел I в Установлении о Российских Императорских орденах, где было установлено, что все Великие Князья получают российские ордена всех именований (т.е. ордена Андрея Первозванного, Александра Невского и Святой Анны), великие княжны — знаки ордена Святой Екатерины при крещении, а князья и княжны императорской крови2 — при достижении совершеннолетия [10].

Орден Святого равноапостольного князя Владимира был учреждён 22 сентября 1782 г. императрицей Екатериной II в день 20-летия её правления [20] и предназначался для награждения как военных, так и гражданских чинов.

Известно, что в числе первых награжденных орденом был и наследник Павел Петрович [21, С. 79]. Однако в момент учреждения ордена Великий Князь с супругой Марией Федоровной под псевдонимом «графа и графини Северных» совершали путешествие по Европе и вернулись в Санкт-Петербург только 20 ноября 1782 г. [22, С. 174-175]. В переписке с находившимся за границей сыном императрица (письма Екатерины II к Павлу Петровичу от 5, 12, 24 сентября и 8 октября 1780 г.) не упоминает ни о планах учреждения нового ордена, ни о дне или мероприятиях, связанных с его учреждением, ни о награждении им наследника [23, С. 174-183]. По данным автора историко-биографического очерка об императоре Павле Первом Н.К. Шильдера орден Святого Владимира первой степени был пожалован Павлу «немедленно по возращении цесаревича» на родину [22, С. 174-175].

Размышляя над тем, какой все же из орденов — Святого князя Александра Невского или Святого равноапостольного князя Владимира — изображен на портрете Павла I кисти А.Ф. Митрохина, можно было бы предположить, что мы наблюдаем на картине лучи звезды именно ордена Александра Невского. Он был получен Павлом при крещении вместе с двумя другими орденами, которые мы видим на портрете, — Святого апостола Андрея Первозванного и Святой Анны — и согласно Установлению о Российских Императорских орденах вместе с ними был включен в созданную Павлом орденскую систему. Учрежденный же его матерью Екатериной II орден Святого равноапостольного князя Владимира, как и орден Святого Георгия, также созданный Екатериной, в эту си-

Рис.5. С.С. Щукин. Портрет императора Павла I. 1799. Государственный Русский музей. Изображены звезда и лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного, знак ордена Святой Анны на шейной ленте и звезда ордена Святого князя Александра Невского (под андреевской лентой), Большой крест Великого магистра на цепи и нашитый из ткани крест ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

стему включен не был3, награждения этими двумя орденами в царствование Павла I «не было в употреблении» [24], хотя Установление о Российских Императорских орденах предполагало сохранение привилегий в части выплаты денежного содержания кавалерам этих орденов «по смерть их, на ваканции же вновь не помещая»4 [10].

Однако догадка эта не выдерживает критики, если обратиться к портретам Павла других художников. Так на уже упоминавшемся портрете Великого Князя Павла Петровича Жана-Луи Вуаля 1789 г. (рис. 2) под звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного мы видим хорошо узнаваемую звезду ордена Святого равноапостольного князя Владимира: «звезда ось-миугольная, попеременно угол серебряный и угол золотой, посреди которой в черном круглом поле, обведенном красною каймой, малый золотой крест, около коего литеры С.Р.К.В, то есть Святой Равноапостольный Князь Владимир <...>. В красной кайме серебряными литерами подпись (девиз - прим. автора): Польза, честь и слава»5 [27]. Также Павел I изображен со звездой Святого Равноапостольного князя Владимира на портретах В.Л. Боровиковского 1796 г. (рис. 4) и Жана-Ан-ри Беннера 1817 г. (работа создана после смерти императора, очевидно, на основе более ранних известных художнику портретов).

На портретах же кисти С.С. Щукина 1799 г. (рис. 5) и Герарда фон Кюгельгена 1799 г. изображена звезда ордена Святого князя Александра Невского: «звезда серебряная, в средине которой в серебряном поле вензелевое имя Святого Александра Невского под княжеской короной. В окружности на красном поле орденский девиз: за труды и отечество, изображен золотыми буквами» [10]. Также скорее всего мы видим орден Святого князя Александра Невского и на портрете кисти С.С. Щукина 1798 г. - из-под ленты виднеется звезда с красной окружностью, но без характерных для ордена Святого равноапостольного князя Владимира перемежающихся серебряных и золотых лучей.

Таким образом, ответ на вопрос, какой все же орден изобразил А.Ф. Митрохин на портрете Павла I под орденской лентой Святого апостола Андрея Первозванного остается тайной, который автор унес с собой.

Поверх всех орденов на портрете мы видим крупный мальтийский крест на цепи - это Большой крест Великого магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

Впервые отношения России с Орденом св. Иоанна Иерусалимского начинают устанавливаться в конце XVII в., в эпоху Петра I, а при Екатерине II связи устанавливаются постоянными. При Павле I связь с Орденом приобретает максимально тесный характер - французская революция почти довела Орден до финансового краха, и он нуждался в сильном покровителе [25, С. 359]. Как следствие в январе 1797 г. была заключена Конвенция между его Величеством Императором Всероссийским и Державным Орденом Мальтийским и Его преимуществом Грос-Мейстером [26].

Однако с ратификацией данной Конвенции произошла задержка: курьер, везший документы на Мальту, попал в руки французов. А содержимое его курьерской сумки было вскоре опубликовано во французских газетах [27, С. 36], где Павла I обвинили в желании захвата Мальты. Документы были изготовлены заново и ратифицированы Орденом только в августе 1797 г. [27, С. 37], тогда же Совет Ордена постановил предложить императору Павлу I титул протектора [28, С. 18].

29 ноября 1797 г. состоялась торжественная церемония принятия российским императором титула протектора ордена, на которой Павлу I послом Мальтийского ордена, гроссмейстером Юлием (Джулио) Рене Бальи Графом Литтой от имени Великого магистра Мальтийского ордена барона Фердинанда фон Гомпеша были преподнесены часть десницы Иоанна Крестителя, знаки мальтийского ордена и кольчуга [15]. Император взял с подушки цепь со знаком ордена Святого Иоанна Иерусалимского и надел ее на шею [15, С. 56]. Именно эту цепь с мальтийским крестом мы видим на портрете.

Крест является исторической реликвией Ордена, поскольку принадлежал 49-му Великому

Рис.6. Неизвестный художник. Портрет Великого Князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, в детстве. XVIII век. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Магистру Жану Паризо де ла Валетту (1494-1568) [27, С. 40], основателю столицы Ордена и современной Республики Мальта - Валетты. Этот подарок ордена был высоко оценен императором, он носил крест ла Валетта, почти не снимая его. Сейчас Крест хранится в музеях Московского Кремля, куда поступил из Капитула российских орденов в 1917 г. [29, С. 30].

В июне 1798 г. на пути в Египет французский флот во главе с Наполеоном Бонапартом захватывает Мальту: Великий Магистр Ордена барон фон Гомпеш сдает остров практически без сопротивления [28, С. 23]. Де-факто Гомпеш перестает быть магистром, а рыцари изгоняются с острова [27, С. 70]. 27 октября на очередном заседании Капитула Протектор Ордена Павел I провозглашается Великим Магистром Ордена [27, С. 89], президенту Академии наук барону Николаи поручается обозначать остров Мальту как губернию Российской империи [15, С. 57], в титул российского императора добавляются слова «и Великий Магистр ордена Св. Иоанна Иерусалимского» [30], создается новый герб империи, куда вводится изображение мальтийского креста [31]. Все указанные изменения были отменены Александром I в 1801 году, а в 1817 г. было объявлено, что российская ветвь ордена Святого Иоанна Иерусалимского более не существует [15, С. 65-66].

На портрете мы также видим мальтийский крест, нашитый на одежду из ткани на левой стороне груди. Очевидно это дань старым орденским традициям - согласно Уложению Ордена

все кавалеры и прочие члены, каких бы они чинов и достоинств ни были обязаны были носить на мантии и других одеяниях на левой стороне из белого полотна нашитый осьмиконечный крест, который был подлинным знаком их звания, а золотой крест служил единственно им наружным украшением [32].

Рассматриваемый нами портрет датирован 1797 годом. Вероятнее всего, это основывается на косвенных признаках - это один из первых (если не первый) портрет императора Павла I с изображением Большого креста Великого магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который Павел, как упоминалось выше, получил как раз в 1797 г.

При этом портрет кисти А.Ф. Митрохина -один из немногих обнаруженных нами, отличающийся небольшой деталью изображенного на нем костюма императора. На портрете А.Ф. Митрохина, как, впрочем, и на всех своих поздних портретах император изображен в форме Лейб-Гвардии Преображенского полка, о чем

свидетельствует тёмно-зелёный цвет кафтана и красный цвет отложного воротника [33, С. 1-2]. Однако на нашем портрете на воротнике кафтана изображены шитые золотые петлицы с кисточками. Эти петлицы были введены Павлом 3 декабря 1797 г. [33, С. 7-8] и могут свидетельствовать о двух фактах.

Во-первых, то, что на портрете кисти А.Ф. Митрохина мы встречаем данный атрибут кафтана, может говорить о том, что работа над портретом была начата не ранее 3 декабря 1797 г. Представляется сомнительным, что художник справился (даже если и начал 3 декабря) с такой основательной работой за месяц, при условии неминуемого отвлечения императора как минимум на рождественские и новогодние приготовления и торжества. Из чего мы рискнем предположить, что портрет стоит датировать уже 1798 г.

Во-вторых, это может быть доказательством того, что картина действительно была написана с натуры - другие портретисты, возможно писали заочно, беря за образец более ранний

ПРИЛОЖЕНИЕ

Орденская система Российской империи

Ордена Учредитель Год Комментарий

Основа системы («исконно» русские ордена):

1. Святого апостола Андрея Первозванного Петр I 1698 (1699) Прообразом стал Шотландский орден Св. апостола Андрея — Орден Чертополоха. Имел одну степень.

2. Святой Великомученицы Екатерины Петр1 1714 Учрежден для женщин в связи с Прутским походом 1711 год Имел две степени.

3. Святого Благоверного великого князя Александра Невского Екатерина I 1725 Задуман Петром I как награда за военные заслуги. Учрежден его преемницей Екатериной I как за военные, так и гражданские заслуги. Имел одну степень.

4. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия Екатерина II 1769 Учрежден спустя год после начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов исключительно как награда за военные заслуги. Не вошел в орденскую систему, созданную Павлом I в 1797 г., хотя упразднен не был. Полностью восстановлен Александром I в 1801 г. Имел четыре степени.

5. Святого Равноапостольного князя Владимира Екатерина II 1782 Учрежден в день 20-летия коронации Екатерины II. Не вошел в орденскую систему, созданную Павлом I в 1797 г., хотя упразднен не был. Полностью восстановлен Александром I в 1801 г. Имел 4 степени.

Ордена, вошедшие в орденскую системы в связи с династическими внешнеполитическими событиями:

б. Святой Анны герцог Карл Фридрих Шлезвиг-Гольштинский Павел I (в России) 1735 1797 Учрежден в честь супруги Карла Фридриха дочери Петра I Анны Петровны. В Россию орден перешел «по наследству» вместе с сыном Карла Фридриха Петером Ульрихом, будущим императором Петром Ш. Широко использовался Петром Ш, а после его смерти и Екатериной П (от имени цесаревича Павла Петровича) для награждения российских подданных как династическая награда. В 1797 г. официально включен Павлом I в орденскую систему Российской империи. Имел 3, а с 1815 4 степени.

7. Святого Иоанна Иерусалимского Павел I 1797 Введен Павлом I в Российскую орденскую систему в связи с принятием в 1797 г. русским императором статуса Протектора Мальтийского ордена. Выведен из состава российских орденов Александром I, отказавшимся от статусов Протектора и Великого магистра ордена

8. Белого Орла Август II Польский Николай I (в России) 1705 1831 Исторический польский орден, причисленный к российским в 1831 г. после подавления польского восстания и потери Царством Польским своей автономии. Имел одну степень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Святого Станислава Станислав Август Понятовский Николай I (в России) 1765 1831 Исторический польский орден, причисленный к российским в 1831 г. после подавления польского восстания и потери Царством Польским своей автономии. Имел четыре, а с 1839 три степени.

портрет кисти Жана-Луи Вуаля, на котором петлицы еще отсутствуют (рис. 2). Примечательно, что на большинстве портретов, написанных разными художниками (С.С. Щукин (портрет 1798 г.), Герард фон Кюгельген, Жан-Анри Беннер) после 3 декабря 1797 г. указанные золотые петлицы

Примечания

также отсутствуют, что подтверждает предположение, что они писались по портрету Жана-Луи Вуаля. На портрете же Павла I кисти С.С. Щукина от 1799 г. (рис. 5) петлицы присутствуют, что может говорить о том, что художник писал свой портрет уже по картине А.Ф. Митрохина.

1 При этом титулы «Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсен-ский и Ольденбургский» оставались в полном титуле российских государей вплоть до свержения монархии в 1917 году // Полное собрание законов Российской империи. Том 32. № 36721.

2 Князья и княжны императорской крови — с 1797 г. титул более дальних потомков российских императоров, нежели их правнуки, а с 1885 г. — нежели их внуки (т.е. правнуки, правнучки, праправнуки, праправнучки и, теоретически, так далее).

3 При чтении «Установления» в Успенском соборе в день коронации 14 апреля 1797 г. Павел I устно заявил: «А орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия остается на прежнем своем основании, как и статут его», о чём было объявлено генерал-прокурором для сведения Правительствующего сената. // Полное собрание законов Российской империи. Т. 24 Царствование Государя Императора Павла I. № 17917.

4 Орден Святого Георгия и орден Святого Владимира были восстановлены Александром I в 1801 г., когда статуты этих двух орденов были «сопричислены» к статуту Российских орденов, утвержденному Павлом I в 1797 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. 26. № 20074.

5 Орден Святого Георгия и орден Святого Владимира были восстановлены Александром I в 1801 г., когда статуты этих двух орденов были «сопричислены» к статуту Российских орденов, утвержденному Павлом I в 1797 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. 26. № 20074.

Литература и источники

1. Окрошидзе Л.Г. Новые факты о жизни и деятельности первого русского реставратора А.Ф. Митрохина // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2023. Т. 64. № 4. С. 174-187.,

2. Юренков А.К., Окрошидзе Л.Г., Данилов Д.М. От ресторации до реставрации. Об истории термина и о первом русском реставраторе А.Ф Митрохине // КЛИО. № 02(206). 2024. С. 106-118.,

3. Сергазина К.Т. Средневековый купеческий город // Мир музея. № 438(2). 2024. С. 28-30.,

4. Окрошидзе Л.Г. Первый реставратор // Мир музея. № 438(2). 2024. С. 30.

5. Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России: развитие принципов и методов. Ленинград, 1989. 158 с.

6. Русская старина. СПб.: печатня Головина, 1870. Том 1. 612 с.

7. Кушелев, Григорий Григорьевич (адмирал) // Русский биографический словарь. СПб.-М., 1896-1918. Т. 9. С. 699700.

8. РГАДА. Указ о создании верховного совета Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Ф. 28. Д. 3.

9. Окрошидзе Л.Г., Юренков А.К. Новые факты о жизни первого русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина (1765-1845). Часть II // КЛИО. № 03(207). 2024. С. 117-122.

10. Высочайше утвержденное Установление о Российских Императорских орденах // Полное собрание законов Российской империи. Т. 24. Царствование Государя Императора Павла I. № 17908.

11. Замостьянов А. Петра творенье // Историк. № 4(100). Москва. 2023. С. 12-15

12. РГАДА. Церемония крещения великого князя Павла Петровича. 25 сентября 1754 г. Ф. 2. Д. 81.

13. Бантыш-Каменский Н.Н. Списки кавалерам российских императорских орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины, Св. Александра Невского и Св. Анны с их учреждения до установления в 1797 г. орденского капитула. Москва. 2006. 225 с.

14. РГИА. Журнал дежурных генерал-адъютантов за 1754 год. Ф. 439 Оп. 1 Д. 9.

15. Вилинбахов Г.В. Награды России. Ордена. Санкт-Петербург. 2006. 160 с.

16. Думин С.В. Списки кавалеров российского императорского ордена Святой Анны (1922-2002) // Гербовед. Москва. 2002. С. 118-132.

17. Возгрин В.Е. Судьба шлезвиг-гольштейнского наследия российских императоров // Труды Кафедры истории Нового и новейшего времени. СПб. 2008. №2. С. 60-76.

18. Суханов И.П., Лютов А.М. К истории ордена св. Анны // Новый часовой. Русский военно-исторический журнал. СПб. 2006. №17-18. С. 197-202.

19. Левин С. Подражая средневековым рыцарям // Историк. № 4(100). Москва. 2023. С. 24-27.

20. Манифест об учреждении ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира // Полное собрание законов Российской империи. Т. 21. № 15515.

21. Фролова Н.Ю. Предков наших честь и слава. Награды Российской империи. Москва. 2020. 108 с.

22. Шильдер Н.К. Император Павел Первый: историко-биографический очерк: с портретами, видами, планами и автографами. СПб.: А.С. Суворин. 1901. 606 с.

23. Письма Императрицы Екатерины II Великому Князю Павлу Петровичу и Великой Княгине Марии Федоровне во время путешествия их Императорских Высочеств в 1781 и 1782 г.х. СПб.: Печатня В. Головина. 1872. С. 61-194.

24. Манифест о восстановлении орденов Св. Георгия и Св. Владимира во всей их силе с истолкованием и дополнением 5 и 6 статей Статута ордена Св. Владимира // Полное собрание законов Российской империи. Т. 26. № 20074.

25. Никитина В.М. Реликвии Мальтийского ордена из Оружейной палаты Московского Кремля. С. 358-372.

26. Конвенция, заключенная между его Величеством Императором Всероссийским и Державным Орденом Мальтийским и Его преимуществом Грос-Мейстером. Санкт-Петербург: Императорская Типография, 1798. 18 с.

27. Захаров В.А. Император Павел I и Орден святого Иоанна Иерусалимского. СПБ.: Алетейя, 2020. 370 с.

28. Вилинбахов Г.В., Бахарева Н.Ю. Мальтийский орден. История ордена в произведениях из собрания Эрмитажа. Санкт-Петербург, Издательство государственного Эрмитажа, 2015. 49 с.

29. Сокровища мальтийского ордена. Девять веков служения милосердию. Москва, 2012. 392 с.

30. О включении в Императорский титул слов: и Великий Магистр ордена Св. Иоанна Иерусалимского // Полное собрание законов Российской империи. Т. 24 Царствование Государя Императора Павла I. № 18790.

31. О новом Российском гербе. Полное собрание законов Российской империи. Т. 24 Царствование Государя Императора Павла I. № 19074.

32. Уложение Священного воинского Ордена св. Иоанна Иерусалимского о разделении и постановлениях Орде-

на святого Иоанна Иерусалимского // Черенков И. История державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. Воронеж. 1803. 209 с, 327 с.

33. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, составленное по высочайшему повелению. Ч. 9. СПб., 1850. 224 с.

References

1. Okroshidze L.G. Novye fakty o zhizni i deyatel'nosti pervogo russkogo restavratora A.F. Mitrohina (1765-1845) [New Facts about the Life and Work of the First Russian Restorer A.F. Mitrokhin (1765-1845)]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Ser. 8: History, 2023. vol.64. no 4. Pp.174-187;

2. Yurenkov A.K., Okroshidze L.G., Danilov D.M. Ot restoracii do restavracii. Ob istorii termina i o pervom russkom restavratore A.F Mitro-hine [From the restaurant to the restoration. From the history of the term and about the first Russian Restorer A.F. Mitrokhin]. Klio [Clio], 2024, № 02(206). Pp. 106-116:

3. Sergazina K.T. Srednevekovyj kupecheskij gorod [Medieval merchant town]. Mir Muzeya [The world of Museum], 2024, № 438(2). Pp.2830:

4. Okroshidze L.G. Perviy restavrator [The first restorer]. Mir Muzeya [The world of Museum], 2024, № 438(2). P. 30.

5. Aleshin A.B. Restavraciya stankovoi maslyanoi zhivopisi v Rossii: razvitie principov i metodov. [Restoration of easel oil painting in Russia: development of principles and methods]. Leningrad, 1989. 158 р.

6. Russkaya starina [Russian antiquity]. Saint-Petersburg: Golovin's printing press, 1870. 612p

7. Kushelev, Grigory Grigoryevich (Admiral) [Kushelev, Grigory Grigoryevich (Admiral)]. Russkij biograficheskij slovar' [Russian Biographical Dictionary]. Saint-Petersburg, 1896-1918, Vol. 9. Pp. 699-700.

8. RGADA [The Russian State Archive of Ancient Acts] f. 28. d. 3.: Ukaz o sozdanii verhovnogo soveta Ordena Svyatogo loanna Ierusalimsk-ogo [Decree on the establishment of the Supreme Council of the Order of St. John of Jerusalem].

9. Okroshidze L.G., Yurenkov A.K. Novye fakty o zhizni pervogo russkogo restavratora Andreya Filippovicha Mitrohina (1765-1845). Chast' II [New facts about the life of the first Russian restorer Andrei Filippovich Mitrokhin (1765-1845). Part II]. Klio [Clio], 2024, № 03(207). Pp. 117-122.

10. Vysochajshe utverzhdennoe Ustanovlenie o Rossijskih Imperatorskih ordenah [The most highly approved Establishment of the Russian Imperial Orders]. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. T. 24. Carstvovanie Gosudarya Imperatora Pavla I. № 17908. [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Vol. 24. The Reign of Emperor Paul I. No. 17908].

11. Zamost'yanov A. Petra tvoren'e [Peter's creation]. Istorik [Historian], 2023, №4(100). Рр. 12-15.

12. RGADA [The Russian State Archive of Ancient Acts] f 2, d 81(1754): Ceremoniya kreshcheniya velikogo knyazya Pavla Petrovicha. 25 sentyabrya 1754 g. [The baptism ceremony of Grand Duke Pavel Petrovich. September 25, 1754].

13. Bantysh-Kamenskij N.N. Spiski kavaleram rossijskih imperatorskih ordenov Sv. Andreya Pervozvannogo, Sv. Ekateriny, Sv. Aleksandra Nevskogo i Sv. Anny s ih uchrezhdeniya do ustanovleniya v 1797 g. ordenskogo kapitula [Lists of holders of the Russian Imperial Orders of St. Andrew the First-Called, St. Catherine, St. Alexander Nevsky and St. The Annas from their establishment until the establishment of the Chapter of the Order in 1797]. Moscow, 2006. p. 225.

14. RGIA [Russian State Historical Archive] f 439, inv. 1, d. 9. (1754): ZHurnal dezhurnyh general-ad"yutantov za 1754 god [The magazine of adjutant generals on duty for 1754].

15. Vilinbahov G.V. Nagrady Rossii. Ordena [Awards of Russia] Saint-Petersburg, 2006. 160 p.

16. Dumin S.V. Spiski kavalerov rossijskogo imperatorskogo ordena Svyatoj Anny (1922-2002) [Lists of Cavaliers of the Russian Imperial Order of St. Anna (1922-2002)]. Gerboved [Herbologist], 2002, № 2 (56). Pp. 118-132.

17. VozgrinV.E. Sud'ba shlezvig gol'shtejnskogo naslediya rossijskih imperatorov [The fate of the Schleswig-Holstein heritage of the Russian Emperors]. Trudy Kafedry istorii Novogo i novejshego vremeni [Studies of the Department of Modern and Contemporary History]. Saint-Petersburg. 2008. №2. Pp. 60-76.

18. Suhanov I.P., Lyutov A.M. K istorii ordena sv. Anny [On the history of the Order of St. Anna]. Novyj chasovoj. Russkij voenno-istorich-eskij zhurnal [The new sentry. Russian Military History Magazine]. Saint-Petersburg. 2006. №17-18. Pp. 197-202.

19. Levin S. Podrazhaya srednevekovym rycaryam [Imitating medieval knights]. Istorik [The Historian] № 4(100). Moscow. 2023. S. 24-27. Manifest ob uchrezhdenii ordena Svyatogo Ravnoapostol'nogo Knyaz aVladimira[Manifestoontheestablishment of the Order of the Holy-Prince VladimirEqualtothe Apostles]. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Vol. 32. No. 36721.

Frolova N.YU. Predkov nashih chest' i slava. Nagrady Rossijskoj imperii [Honor and glory to our ancestors. Awards of the Russian Empire.]. Moscow, 2020. 108 c.

Shil'der N.K. Imperator Pavel Pervyj: istoriko-biograficheskij ocherk: s portretami, vidami, planami i avtografami. [Emperor Paul the First: a historical and biographical sketch: with portraits, views, plans and autographs.]. SPb.: A.S. Suvorin, 1901. 606 p.

Pis'ma Imperatricy Ekateriny II Velikomu Knyazyu Pavlu Petrovichu i Velikoj Knyagine Marii Fedorovne vo vremya puteshestviya ih Imperatorskih Vysochestv v 1781 i 1782 g.h. [Letters from Empress Catherine II to Grand Duke Pavel Petrovich and Grand Duchess Maria Feodor-ovna during the journey of their Imperial Highnesses in 1781 and 1782]. SPb.: printer V. Golovin, 1872. Pp. 64-194. Manifest o vosstanovlenii ordenov Sv. Georgiya i Sv. Vladimira vo vsej ih sile s istolkovaniem i dopolneniem 5 i 6 statej Statuta ordena Sv. Vladimira [Manifesto on the restoration of the Orders of St. George and St. Vladimir in all their force with the interpretation and addition of Articles 5 and 6 of the Statute of the Order of St. Vladimir]. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Vol. 26. No. 20074.

NikitinaV.M. Relikvii Mal'tijskogo Ordena iz Oruzhejnoj palaty Moskovskogo Kremlya [Relics of the Order of Malta from the Armory of the Moscow Kremlin]. Numizmatika na rubezhe vekov: Numizmaticheskij sbornik. CHast' XV [Numismatics at the turn of the Century: A Numismatic collection. Part XV]. Moscow, 2001. Pp. 358-372

Konvenciya, zaklyuchennaya mezhdu ego Velichestvom Imperatorom Vserossijskim i Derzhavnym Ordenom Mal'tijskim i Ego preimush-chestvom Gros-Mejsterom. Saint-Peterburg: Imperatorskaya Tipografiya [The Convention concluded between His Majesty the Emperor of All Russia and the Sovereign Order of Malta and His excellency the Grand Master. Staint-Petersburg: Imperial Printing House]. 1798.18 р. Zaharov V.A.Imperator Pavel I i Ordensvyatogo Ioanna Ierusalimskogo [Emperor Paul I and the Order of St. John of Jerusalem]. Saint-Petersburg. 2020. 370 p.

Vilinbahov G.V., Bahareva N.YU. Mal'tijskij orden. Istoriya ordena v proizvedeniyah iz sobraniya Ermitazha [The Order of Malta. The history of the Order in the works from the Hermitage collection]. Saint-Peterburg. Izdatel'stvo gosudarstvennogo Ermitazha [State Hermitage Publishing House]. 2015. 49 p.

Sokrovishcha mal'tijskogo ordena. Devyat' vekov sluzheniya miloserdyu [Treasures of the Order of Malta. Nine centuries of service to mercy]. Moscow, 2012. 392 p.

O vklyuchenii v Imperatorskij titul slov: i Velikij Magistr ordena Sv. Ioanna Ierusalimskogo [On the inclusion in the Imperial title of the words: and Grand Master of the Order of St. John of Jerusalem]. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii T. 24. Carstvovanie Gosudarya Imperatora Pavla I. [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Vol. 24. The Reign of Emperor Paul I]. No. 18790. O novom Rossijskom gerbe [About the new Russian coat of arms]. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii T. 24. Carstvovanie Gosudarya Imperatora Pavla I. [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Vol. 24. The Reign of Emperor Paul I]. No. 19074. Ulozhenie Svyashchennogo voinskogo Ordena sv. IoannaIerusalimskogo orazdelenii i postanovleniyah Ordena svyatogo Ioanna Ierusalimskogo [The Code of the Holy Military Order of St. St. John of Jerusalem on the division and decrees of the Order of St. John of Jerusalem]. Cherenkov I. Istoriya derzhavnogo ordena svyatogo Ioanna Ierusalimskogo v 2 ch. [The history of the Sovereign Order of St. John of Jerusalem in 2 parts]. Voronezh. 1803. 209 p. 327 p.

Istoricheskoe opisanie odezhdy i vooruzheniya rossijskih vojsk, sostavlennoe po vysochajshemu poveleniyu. CH. 9 [Historical description of the clothes and weapons of the Russian troops, compiled by the highest command. Part 9]. Saint-Peterburg. 1850. 224 p.

© «Клио», 2024

© Данилов Д.М., Юренков А.К., Окрошидзе Л.Г, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.