Научная статья на тему 'Портрет неорасиста в системе координат «Свой Чужой» в социальных сетях'

Портрет неорасиста в системе координат «Свой Чужой» в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
480
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОРАСИЗМ / РАСИЗМ / КОНФЛИКТ / КСЕНОФОБИЯ / МИГРАНТОФОБИЯ / NEORACISM / RACISM / CONFLICT / XENOPHOBIA / MIGRANT-PHOBIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Андрей Валерьевич

Статья посвящена неорасистским концептам в социальных сетях в интернет-пространстве как источнике философии антимиграционизма. Неорасизм в виртуальном пространстве рассматривается как идеологическое обоснование мигрантофобии, которое формирует социальные практики индивида как образец культурного дистанцирования в картине мира «Свой Чужой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF NEONACIST IN THE COORDINATE SYSTEM "A STRANGER" IN SOCIAL NETWORKS

The article is dedicated to consideration of social relations emerging in connection to establishment and realization of neoracist views and teachings as a source of political, ideological, race, national and religious hatred, xenophobia or antagonism, and also of hatred and antagonism in regard of any social or ethnic group. The theoretical-ideological meaning of neoracism phenomenon in contemporary Russian social practices is determined.

Текст научной работы на тему «Портрет неорасиста в системе координат «Свой Чужой» в социальных сетях»

УДК 316.48

ПОРТРЕТ НЕОРАСИСТА В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ

«СВОЙ - ЧУЖОЙ» В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

А.В. Иванов

Аннотация. Статья посвящена неорасистским концептам в социальных сетях в интернет-пространстве как источнике философии антимиграционизма.

Неорасизм в виртуальном пространстве рассматривается как идеологическое обоснование мигрантофобии, которое формирует социальные практики индивида как образец культурного дистанцирования в картине мира «Свой - Чужой».

Ключевые слова: неорасизм, расизм, конфликт, ксенофобия, мигрантофобия.

PORTRAIT OF NEONACIST IN THE COORDINATE SYSTEM

"A STRANGER" IN SOCIAL NETWORKS

A. Ivanov

Abstract. The article is dedicated to consideration of social relations emerging in connection to establishment and realization of neoracist views and teachings as a source of political, ideological, race, national and religious hatred, xenophobia or antagonism, and also of hatred and antagonism in regard of any social or ethnic group. The theoretical-ideological meaning of neoracism phenomenon in contemporary Russian social practices is determined.

Keywords: neoracism, racism, conflict, xenophobia, migrant-phobia.

Последние годы в России отмечены возросшим количеством преступлений на почве ненависти к этническим группам мигрантов. Данные обстоятельства диктуют обратиться к пониманию феномена неорасизма в рамках российского пространства. Понятие

«неорасизм» является в данном исследовании рабочим термином, вбирающим в себя практически все проявления расового дистанцирования, за исключением концепций биологического разделения людей на высших и низших.

Феномен неорасизма одним из первых в отечественной науке затронул В. А. Шнирельман, анализируя эволюцию расизма от традиционного биологического к современному расизму [5]. Расизм - это стратегия исключения. Механизм исключения - фундаментальный социальный механизм, а под исключение может быть подведена любая идеологическая аргументация.

Опасным следствием политической философии антимиграционизма стали крайние формы ксенофобии и расизма, которые довольно быстро распространились среди молодежи.

Расистские практики очень часто становятся инструментом силового воздействия в молодежных движениях праворадикального толка против мигрантов, как например у «Misanthropic Division» [1].

Функционирование виртуальных сетевых сообществ происходит в социотехнической среде или киберпространстве. Данная среда имеет серьезные отличия от повседневной физической среды. При рассмотрении вопроса о социальной структуре виртуальных сетевых сообществ необходимо описать саму среду, в которой происходят социальные

взаимодействия.

В данной статье используется понятие социальность, которое понимается как виртуальное сетевое пространство для коммуницирования пользователей интернет-пространства и являющееся составной частью традиционного медиапространства.

В социальной науке имеется ряд работ, которые относятся к антропологии технологий. Они описывают феномен электронного общения или коммуникации как систему социального пространства.

В качестве представителей данного направления можно выделить М. Маклюэна, Н. Лумана, М. Кастельса, А. Турена. В их работах социальные структуры человечества

представлены как мир постоянных коммуникаций, в котором постмодернистские информационные средства становятся основным механизмом ориентации индивида в мире.

Анализируя концепции зарубежных и отечественных ученых о новых формах социального пространства [3], которые

возникают под воздействием компьютерных технологий, можно сделать следующий вывод.

Во-первых, информационная революция и галопирующее развитие коммуникативных технологий детерминируют жизнь социума и ведут к созданию маргинальных с позиций академической науки виртуальных групп различной направленности, включая, и так называемые «расологические», с квазинаучной тематикой, которые могут встречать одобрение у большинства пользователей в соцсетях.

Во-вторых, эти процессы запускают как положительные, так и негативные социальные последствия, но пока сложно однозначно говорить о характере этих последствий.

В-третьих, глобальное проникновение интернет-пространства во все сферы жизни приводит к формированию новых форм социального антропопространства и социальных структур. Современное общество испытывает значительное влияние

виртуализации социальной среды и виртуализации мышления.

Сеть «Интернет» стала самым важным и эффективным средством связи и коммуникации в современном мире. Виртуальные сообщества обычно становятся акторами информационных и политических процессов.

Концепт неорасизма занимает не последнее место в социальных сетях. Только «расологических» групп в социальной сети Вконтакте насчитывается не менее 140 на май 2017 года.

С другой стороны, надо признать, что одна часть людей живет в реальном мире, а другая реальным миром считает виртуальный. Этот параллелизм реального и виртуального виден в поколенческом конфликте молодых

пользователей интернет-пространства и поколения, которое в своей юности не застало этот информационно-технологический бум, поэтому такое виртуальное времяпровождение воспринимают настороженно. Для них социальные сети асоциальны.

Феномен пй-социальности дает

возможность придумать свою идентичность: этническую, гендерную, материально-правовую. Это реализация того, что индивиды думают о себе, а не того, что они есть в реальности. Виртуальные маски-аватары заменяет физику лица, ники символизируют о внутреннем содержании, которое приписывает себе субьект сети; внутренний мир наполняется с помощью сетевого обмена информацией. Идентичность может постоянно дополняться и меняться в виртуальном пространстве. Возраст, пол, социальное положение, убеждения, которые в

реальном пространстве не могут каждодневно трансформироваться индивидом, в виртуальном пространстве постоянно конструируются. Виртуальное сознание начинает существовать только в настоящем, и в этом параллельном мире оно нерефлексивно и всегда актуально. Сознание рядового пользователя социальных сетей носит клиповый характер, который не хочет себя утомлять длинными текстами и старается формировать идейные установки через яркий видеоряд, слоганы, демотиваторы и мемы, которые эмоционально заряжены и через постоянное обращение к ним создают устойчивые стереотипы.

Представитель расологических групп - это обычно молодой человек 16 - 28 лет, увлекающийся неоязыческими проектами, рунической письменностью, так называемой кельтской музыкой, читающий сборники из «Библиотеки расовой мысли», чаще студент технических или естественно-научных направлений, чем гуманитарных. Достаточно часто можно увидеть эволюцию от умеренных расологических групп в социальных сетях до откровенно праворадикальных с откровенной нацистской программой.

В интерпретации Маршалла Маклюена [2] медиа понимается как продолжение человеческих органов чувств: зрения, слуха и осязания. Социальные сети - проекция человеческих органов. Сеть как медиа - это расширение чувственного мира человека. Другими словами, онлайн-

социальность - измененная оффлайн-социальность. Новые виртуальные

социопатии - сетевое продолжение социопатий реального мира. Вопросы с определением этнической идентичности и выявления «чистых рас» обычно заканчивается виртуальной социопатией, где явно начинает проявляться враждебность по отношению к «Чужим», которые отождествляются прежде всего с мигрантами.

Расологические группы в социальных сетях становятся не просто площадкой общения, но и определенным хранилищем «знаний», которое передается от одного цифрового поколения к другому [4].

Неорасистские сетевые сообщества, на наш взгляд, имеют следующие характеристики:

- виртуальные расологические сетевые сообщества трансграничны в пространственных, временных и организационных позициях;

- свои коммуникации они могут осуществлять как в синхронном, так и асинхронном диапазоне;

- нет ограничений по максимальному количеству участников в сетевых сообществах. Неограниченное количество пользователей, территориально находящихся в разных точках могут участвовать в виртуальных коммуникациях;

- в сетевых неорасистких группах участники обладают не только ролями, но и статусами, а именно существует определенная иерархия, которая дает разные возможности по доступу к контенту.

Участник тематической расологической группы или паблика приходит в виртуальное сообщество для удовлетворения своих приватных целей, однако со временем возникает переориентация ценностных установок на обеспечение солидарности сообщества. Социализация пользователя происходит через приобщение в смыслы и символы, которые вкладываются в содержание социального мира, а также через одобрение и поддержку идеологических неорасистких концептов в данной группе. Это делает его полноценным участником группы и дает возможность процесса коллективного истолкования социальной жизни.

Виртуальное неорасистское сетевое сообщество чем более привлекательно для пользователя, тем более оно сплоченно и устойчиво в виртуальном пространстве. Социальные характеристики сообществ, с их расологическими идеологемами и

мифологемами, к которым лояльны пользователи данной группы являются маркером для определения и градации участников по принципу «Свой» и «Чужой». Постоянные коммуникативные практики создают коллективное «Мы», то есть общую идентичность. В виртуальном пространстве возможно появление коллективных

идентичностей носящих как конструктивный, так и деструктивный характер.

Коллективная идентичность неорасиста в виртуальном пространстве может быть сформирована в три этапа.

Вначале в ходе первичной социализации новичок испытывает влияние коллективной идентичности группы, но и индивидуальная идентичность влияет на коллективную.

Второй этап для актора - это участие в формировании коллективной идентичности.

На третьем этапе актор в ходе коммуникаций с представителями других групп транслирует коллективную идентичность, и только потом, идентичность индивидуальную. Далее возможен переход в более радикальные

группы, которые пропагандируют силовые акции.

Коллективная идентичность не

ограничивается факторами

психоэмоциональной привязанности к сообществу со стороны пользователя, а включает познавательные и оценочные моменты. Итак, говоря о коллективной идентичности, необходимо делать акцент на приверженности общегрупповым социальным ценностям и солидарности в отстаивании общих идеалов.

Групповая идентичность в виртуальных сообществах является важным механизмом предотвращения внешних угроз и уменьшения внутригрупповых конфликтов. Только идентификация себя с другими участниками сообщества создает ощущение принадлежности к группе в процессе возникновения конфликтных ситуаций заставляет подняться над личными интересами.

Таким образом, формирование негативных установок коммуникативного поведения относительно других участников виртуальных сообществ приводит к усилению чувства групповой идентичности. Это характерно для представителей виртуальных сетевых сообществ расистской направленности.

Существует фундаментальная социальная проблема, которая заключается в том, что выросло поколение, которое уже не представляет свою жизнь без виртуального пространства, постоянного интернет-серфинга и общения в социальных сетях. В этих условиях возникают новые виртуальные лидеры, которые создают сетевую политику и заставляют совершать реальные акции.

Виртуальное пространство становится средством активной социализации прежде всего молодежи. Интернет становится универсальным инструментом в поиске любой информации, поддержании коммуникаций с партнерами и друзьями, а также оказании информационного воздействия.

В социальной сети «Вконтакте» создаются закрытые группы, в которых распространяются материалы экстремистской направленности с ярко выраженной ксенофобией и мигрантофобией. Социальные сети - это эффективная площадка для конструирования экстремистских сообществ расистского толка, имеющих возможность в дальнейшем трансформироваться в организации и движения в реальном пространстве.

Концепт таких общественных возмущений крайне прост. Формируется основная конфликтная тема, носящая этнический,

религиозный или иной характер. Она формулируется крайне просто и лаконично на доступном для молодежи языке. Создаются слоганы, мемы и демотиваторы, которые эмоционально заряжают массы.

Сайты расистской направленности стараются иметь оригинальный дизайн; они просты в навигации и поиске информации. Форма презентации идеологических установок происходит через информационную ленту, которая ангажировано преподносит нужную интерпретацию событий в мире и стране; статьи и аналитические материалы обычно пишутся в таком же ключе.

Такие формы интернет-коллективизма создают актуальные площадки для реализации виртуального расового конфликта среди молодежи. Массовость интернет-аудитории привлекательна для администраторов тех или иных запрещенных или наиболее агрессивных сообществ не только возможностью привлечения новых единомышленников, но и поиском «врага сообщества», для создания образа «Чужого».

Коммуникативные стратегии расизма основываются, прежде всего, на языке вражды. Важной особенностью текстов «большинства» является обратно ориентированная

репрезентативность, то есть наделение «Мы -группы» и «Они-группы» прямо противоположными качествами, создающими бинарные оппозиции. Хрестоматийным примером является бинарная оппозиция «Мы чистые - Они грязные».

Вначале - это формирование образа «Другого», а во второй стадии происходит оправдание последующего насилия в отношении «Они» как самозащиты в связи с «Их» опасностью, а в третьей стадии идет легитимизация призывов к насилию, относительно к обвиняемым группам.

«Другие» составляют неразрывную конструкцию с группой «Мы» - группой, к которой себя относит автор. «Другие» могут быть прописаны явно, а могут только подразумеваться, не будучи явно прописаны. В последнем случае мы их определяем негативно, то есть как «не - Мы».

Прежде всего, в коммуникативных стратегиях, относящихся к распространению ультрарадикальных концептов в социальных сетях, ключевые позиции занимают расистские установки, которые идут рука об руку с мигрантофобией.

Взаимопроникновение феноменов

мигрантофобии и этнофобии лежит на поверхности: и мигранты, и представители

других этнических групп являются «иными»; отношения местного населения и с теми, и с другими проецируются через призму отношений «свои» - «чужие».

Мигрантофобии транслируются на всех участников этнических общин, и это независимо от времени и особенностей формирования данных групп.

Экстремистские сайты, паблики, форумы, чаты, группы в социальных сетях выполняют роль маркетинговых площадок по распространению идей молодежного неорасизма. Лидеры мнения усиливают и акцентируют достигнутый эффект групповой экстремистской коммуникации, что

способствует увеличению численности молодежи, приверженной или сочувствующей экстремистским идеям. Это все достигается путем виртуальной дискредитации «Чужих», трансляции агрессии против них, претензий и угроз.

Основная масса интернет-

пользователей - это представители молодежной среды. Молодые люди - гиперактивные пользователи социальных сетей, получающие большую часть информации именно из интернет-пространства. Интернет окружает и воздействует на них повсюду: выйти в виртуальную сеть можно при помощи различных гаджетов и девайсов. Серьезным обстоятельством является тот факт, что мировоззрение подростков и молодых людей находится еще на стадии формирования и развития.

Надо учитывать, что Интернет с его огромным спектром мнений и взглядов, порой носящий неэтичный или деструктивный характер может представлять реальную опасность. Это касается прежде всего тех порталов и форумов, которые созданы для пропаганды идей экстремизма с расовой подоплекой.

Неорасизм, как термин объясняющий расовые предрассудки современности, носит условный характер, другими словами он является рабочим термином в

исследовательской практике только на ближайшее время. Ему уготована судьба, например, такого понятия, как «новейшая история». С течением времени этот термин стал устаревшим, так как исторический хронометраж вышел за рамки «новейшего».

Термин, введенный с легкой руки В.А. Шнирельмана требует существенной корректировки и, конечно же, данный термин определяет классический расизм от культурного расизма, но, на наш взгляд, он не

ограничивается только культурным расизмом, но и вбирает в себя другие расовые социальные практики: бытовой и виртуальный расизм.

Неорасизм является мощным

идеологическим концептом, который скрыто в

рамках социальных практик закладывает мотивы политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти, ксенофобии или вражды в отношении какой-либо этнической или социальной группы.

Литература:

1. Иванов А.В. Профилактика и противодействие феномену «Misanthropic Division» в социальных сетях / А.В. Иванов // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №6. - Ч.3. - С. 170-175.

2. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Марша. - М.: Кучково поле, 2007. - 464 с.

3. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно -

коммуникационной среды современного общества / В.А. Михайлов, С.В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 34-52.

4. Расология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/rasologiya

5. Шнирельман В.А. Порог толерантности: идеология и практика нового расизма: в 2-х тт. / В.А. Шнирельман. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - Т. 1. - 552 с. - Т. 2. - 848 с.

Сведения об авторе:

Иванов Андрей Валерьевич (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского Федерального университета, e-mail: berserk2004@yandex.ru

Data about the author:

A. Ivanov (Kazan, Russia), candidate of historical sciences, associate professor at the Department of Conflict Management of the Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan (Volga state) Federal University, e-mail: berserk2004@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.