Научная статья на тему 'Портрет международного сотрудника российского вуза'

Портрет международного сотрудника российского вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
291
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОТРУДНИКИ ВУЗА / РЫНОК ТРУДА АКАДЕМИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL WORKERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / JOB MARKET OF ACADEMIC WORKERS / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меликян Алиса Валерьевна, Железов Борис Валерьевич

Деятельность сотрудников НИУ ВШЭ — иностранных граждан и российских ученых, продолжительное время работавших за границей, — авторы исследовали с помощью онлайн-анкетирования, а также интервьюирования как самих специалистов, так и администраторов международных служб и руководителей подразделений вуза. Проанализированы профессиональные и личностные характеристики международных сотрудников НИУ ВШЭ; факторы, учитываемые ими при рассмотрении вакансий в зарубежном вузе; их отношение к работе и коллегам; сложности адаптации к деловой, культурной и социальной среде, коммуникации с коллегами и профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Меликян Алиса Валерьевна, Железов Борис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A portrait of an international worker of a Russian higher education institution

The authors have studied activity of workers of the national research university Higher School of Economics — foreign citizens and Russian scientists who have a job experience in foreign research and educational organizations and hold a doctorate received abroad — by means of an online questionnaire and interviews with specialists themselves, administrators of international services and heads of departments of higher education institutions. Professional and personal characteristics of workers of NRU HSE who chose an international career are analyzed, as well as factors they took into consideration when they examined vacant positions in a foreign higher education institution, their attitudes to work and co-workers, difficulties they met in adaptation to business, cultural and social environment, communications with co-workers and professional self-fulfillment.

Текст научной работы на тему «Портрет международного сотрудника российского вуза»

А. В. Меликян, Б. В. Железов

ПОРТРЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИКА

российского вуза

Деятельность сотрудников НИУ ВШЭ — иностранных граждан и российских ученых, продолжительное время работавших за границей, — авторы исследовали с помощью онлайн-анкетирования, а также интервьюирования как самих специалистов, так и администраторов международных служб и руководителей подразделений вуза. Проанализированы профессиональные и личностные характеристики международных сотрудников НИУ ВШЭ; факторы, учитываемые ими при рассмотрении вакансий в зарубежном вузе; их отношение к работе и коллегам; сложности адаптации к деловой, культурной и социальной среде, коммуникации с коллегами и профессиональной самореализации.

Ключевые слова: высшее образование, международные сотрудники вуза, рынок труда академических работников, интернационализация высшего образования.

Развитие международной академической мобильности и формирование мирового рынка труда академических специалистов привели к росту численности иностранных сотрудников в вузах разных стран. Интернациональный состав научно-педагогических работников (НПР) стал одним из конкурентных преимуществ на международном рынке услуг высшего образования, и передовые вузы стремятся приобрести и развить это преимущество.

Различные аспекты деятельности международных сотрудников1 (МС) высших учебных заведений и исследовательских центров вызывают растущий интерес исследователей. Лидерами по числу публикаций на эту тему являются американские, канадские, английские и австралийские ученые. Первые в своих исследованиях уделяют особое внимание таким вопросам, как удовлетворенность работой, приверженность организации и эффективность деятельности международных сотрудников американских вузов [Marvasti,

Международные сотрудники — это академические специалисты, работающие на международном рынке труда. К категории международных сотрудников в данном исследовании относятся сотрудники НИУ ВШЭ — граждане иностранных государств, а также российские граждане, продолжительное вре-мя работавшие за границей и получившие там степень PhD.

Статья поступила в редакцию в сентябре 2012 г.

Аннотация

259

Размышления о...

2005; Na, 2008; Wells et al., 2007; Mann-Chun, 2001; Mamiseishvili, 2011]. Австралийские ученые исследуют процесс интеграции МС в рабочую и социальную среду [Salmarsh, Swirski, 2010; Green, Myatt, 2011]. Канадские ученые анализируют интернационализацию научно-педагогических практик в университетах страны как результат влияния деятельности МС, а также сложности и риски, с которыми сталкиваются академические специалисты, выбравшие международную карьеру [Canadian Association of University Teachers, 2004; Richardson, McBey, McKenna, 2009; Richardson, Zikic, 2007]. Исследователи из Великобритании изучают международный рынок академических специалистов в целом, расстановку сил и позицию своей страны на нем [Universities UK, 2007]. В последние годы появились публикации ученых из Южной Кореи, в которых преимущественно рассматриваются вопросы адаптации МС к новым для них условиям [Parry, 2011; McNeill, 2011; Gress, Ilon, 2009].

Россия стала участницей международного рынка труда академических специалистов сравнительно недавно. В последние годы число МС в российских вузах выросло, но их доля не превышает 1% от общего числа НПР как в целом по стране, так и в передовых вузах. Лидером в этом отношении является Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: доля международных сотрудников в нем составляет 3,3%.

чтобы приобрести те преимущества, которые дает вузу привлечение МС, необходимо, во-первых, сделать работу в российских вузах привлекательной для высококвалифицированных иностранных специалистов, а во-вторых, создать условия, при которых их опыт, знания и навыки будут максимально эффективно использованы для развития российского высшего образования. Поэтому исследование реальных практик привлечения МС к работе в российских вузах и анализ их деятельности приобретают в настоящее время особую актуальность.

1. Международные сотрудники в зарубежных вузах

1.1. Статистические данные2

США, Канада, Австралия и Великобритания входят в первую десятку стран по числу национальных университетов, представленных в различных мировых рейтингах, и являются мировыми лидерами по уровню средней заработной платы академических работников [Rumbley, Pacheco, Altbach, 2008]. Эти государства также имеют высокий процент штатных международных сотрудников в общей численности академических работников вузов.

В 2003 г. 8,2% штатных сотрудников американских четырехлетних колледжей и университетов являлись гражданами иностранных государств, а 22,1% родились за пределами США [US Department of Education...]. Исследование демографических характеристик в выборке из 2,5 тыс. иностранных сотрудников американских

260

Данные по странам приведены за отдельные годы из-за отсутствия в открытом доступе полной статистической информации о численности иностранных научно-педагогических сотрудников в университетах разных стран по годам.

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

четырехлетних колледжей показало, что 71,3% из них — мужчины; средний возраст по выборке составил 47 лет; 39,2% иностранных сотрудников — азиаты, 46,2% — белые не испанского происхождения. 39,1% среди обследованной выборки составили специалисты в социальных и гуманитарных науках, 35,3% — специалисты в прикладных отраслях [Zeng, Pearce, Wang, 2009].

В Великобритании в 2006 г. иностранные академические специалисты среди НПР университетов и колледжей составляли 21%. Более половины из них имели европейское гражданство, в том числе 13% — гражданство Германии, 10% — Ирландии. Около 10% составляли граждане США, 9,4% — граждане Китая [Universities UK...]. Наибольшую долю международные сотрудники составляют среди преподавателей иностранных языков.

В Канаде в 2004 г. иностранные граждане составляли 16% штатных НПР университетов и колледжей [Canadian Association of University Teachers, 2004]. Среди академических сотрудников, работавших в 2006 г. в вузах Австралии, 40,5% родились за рубежом [Salmarsh, Swirski, 2010].

Факторы, принимаемые во внимание международными сотрудниками при рассмотрении вакансий в зарубежном вузе, и сложности адаптации к работе и жизни в другой стране наиболее глубоко изучены и представлены в публикациях канадских и австралийских ученых.

В 2006 г. в Канаде были проинтервьюированы 44 иностранных сотрудника шести университетов страны. На основании полученных данных были сделаны выводы о ключевых факторах, которые учитывают иностранные НПР при принятии решения о работе в канадских вузах, а также проанализированы их оценки опыта научнопедагогической деятельности в этой стране [Richardson, McBey, McKenna, 2006].

На принятие решения о работе в канадском университете оказала влияние совокупность факторов, среди которых профессиональные, политические, семейные, социальные и личностные. Ключевую роль при этом играли профессиональные факторы. Большинство участников исследования полагали, что работа в Канаде будет способствовать их профессиональному развитию и повысит их статус. Американские сотрудники канадских университетов отметили, что главным стимулом в принятии ими решения о работе в Канаде было заключение с ними бессрочного контракта. Политические факторы оказались особенно важны для специалистов из США, выражавших недовольство текущей государственной политикой и влиянием, которое она оказывает на высшее образование и научные исследования. Переезжая в другую страну, академические специалисты, естественно, не могут не учитывать семейные факторы. Многие из них опасались трудностей, сопряженных с поиском места работы и учебы для членов семьи. Для иностранных сотрудников, имеющих детей, важным доводом

1.2. Зарубежные исследования мотивации и адаптации международных сотрудников

261

Размышления о...

в пользу решения о переезде в Канаду был имидж этой страны как благоприятной среды для рождения и воспитания детей. Привлекательными для иностранных специалистов оказались социальные условия в Канаде, такие как высокие стандарты жизни, безопасность проживания и эффективная система здравоохранения. Выявлены и личностные черты, которые отличают академических специалистов, предрасположенных к построению международной карьеры, — это стремление к приключениям и познанию нового, интерес к происходящему в другой стране и особенностям проживания в ней.

Иностранные специалисты отмечали в интервью некоторые сложности, с которыми им пришлось столкнуться, начав работать в Канаде. Наиболее часто они упоминали в качестве причины своего разочарования недостаток сведений о возможностях профессионального роста. В объявлениях о вакансии отсутствовала подробная информация об условиях повышения в должности, и наниматели при заключении контракта и на первых этапах работы не уделяли должного внимания разъяснению карьерных перспектив. В ряде случаев это приводило к появлению чувства не оправдавшихся ожиданий.

Другой распространенной причиной трудностей был недостаточный уровень владения английским языком и глубокие культурные различия. Специалисты из Австралии, Новой Зеландии, США и Великобритании легко адаптируются к работе и проживанию в Канаде в отличие от представителей таких стран, как Малайзия, Индия и Бразилия.

Затруднения нередко возникали при трудоустройстве супру-га/супруги: не всегда удавалось найти работу, соответствующую их образованию и опыту, так что они либо оставались без работы, либо соглашались на должности, не позволяющие в полной мере использовать имеющиеся навыки, и теряли в доходах по сравнению с прежней работой.

Академическим специалистам в Канаде пришлось столкнуться с дискриминацией в отношении иностранных сотрудников, не имеющих вида на жительство. МС, имеющие разрешения на работу, лишены возможности получить потребительский или ипотечный кредит в банке. Большинство канадских фондов, поддерживающих исследования, не выдают гранты иностранным ученым, не имеющим вида на жительство.

Кроме того, проработавшие какое-то время в Канаде иностранные ученые и преподаватели отмечали в интервью, что испытали определенное разочарование в связи с тем, что их канадские коллеги и студенты значительно больше интересуются происходящим в Канаде, чем познаниями о других странах, которыми обладают международные сотрудники.

Несмотря на перечисленные иностранными специалистами в интервью сложности адаптации в канадских вузах, Канада является одним из самых привлекательных мест работы для

262

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

МС. Большинство участников исследования отметили демократичность среды в канадских университетах и широкие возможности профессионального роста и развития. В стране созданы благоприятные условия для жизни и обучения детей, они быстро адаптируются и чувствуют себя комфортно в новой среде. Практически все участники исследования высказали намерение остаться работать в Канаде. Большинство имеют разрешение на работу, а остальные находятся в процессе его оформления.

В ходе исследования МС австралийских вузов выявлены пять этапов, которые проходят иностранные сотрудники в процессе адаптации к работе в новой стране и новом университете: подготовка, прибытие, восстановление, размышление, новая ступень развития [Green, Myatt, 2011].

Для этапа подготовки характерны волнение и неуверенность относительно будущего. Некоторые МС испытывали чувство эйфории и воодушевления от сознания открывшихся перед ними горизонтов и независимости. Гражданам некоторых стран пришлось столкнуться с трудностями при получении австралийской визы, связанными, например, с проверкой органами безопасности. Длительное ожидание визы также вызывало беспокойство и чувство неопределенности.

По прибытии на место иностранные сотрудники переживают состояние дезориентации, их основная задача на этом этапе — выживание: поиск удобного жилья, работы и места учебы для членов семьи, ориентация в новой среде. Бытовые проблемы на первых порах превалируют над профессиональными. Большинству новых сотрудников австралийские вузы не оказывали поддержки в решении бытовых и организационных вопросов. В то же время некоторые участники исследования отметили, что они не были загружены работой в первые месяцы пребывания, что давало возможность заниматься бытовым обустройством. Другие, наоборот, подчеркнули, что в первом семестре их нагрузка была очень высокой и не оставалось времени на устройство быта.

На этапе восстановления происходит обретение нового равновесия: большинство бытовых вопросов оказывается решенным, и основное внимание уделяется профессиональной деятельности. Столкнувшись с реальными условиями работы, многие МС отдают себе отчет в том, что их ожидания, связанные с организацией и выполнением работы, не сбылись. Нередко МС оценивают свою работу на этом этапе как недостаточно эффективную и указывают в интервью, что им сложно было добиться привычного качества преподавания и исследовательской работы в новых условиях.

В следующий период, который авторы исследования называют этапом размышления, происходит самоосознание и самопринятие. Прежняя жизнь осталась в прошлом, а будущее связано с работой и жизнью в Австралии. После этого этапа наступает новая ступень развития: время активной деятельности и изменений.

263

Размышления о...

2. Международные сотрудники НИУ ВШЭ

Процесс адаптации может длиться несколько месяцев, и далеко не все проходят его успешно. В частности, Алин Гермэн-Рутерфорд в исследовании, проведенном в Канаде, установила, что даже МС, имеющие длительный опыт работы за рубежом, нередко испытывали чувство собственной несостоятельности в новой культурной среде, в некоторых случаях оно достигало степени переживания собственной профессиональной непригодности. Некоторые иностранные преподаватели, работавшие в учебных заведениях Северной Америки, чувствовали себя настолько опустошенными после оценки их работы студентами, что принимали решение оставить профессию [Redden, 2008].

В НИУ ВШЭ в последние несколько лет наблюдается устойчивый рост численности международных сотрудников (рис. 1) из разных стран мира (рис. 2). К категории МС относятся сотрудники с иностранным гражданством и граждане России, имеющие опыт работы в зарубежных научно-образовательных организациях и степень доктора наук (PhD), полученную в зарубежном вузе.

Рис. 1 Международные сотрудники НИУ

ВШЭ (по состоянию на июль 2012 г.)

80

70

60

* 50 ш со о

■=: 40

ш

т

30

20

10

0

16

63

26

20

№\\W

№\\W

67

2008 2009 2010 2011 2012

Привлечение международных сотрудников в НИУ ВШЭ осуществляется на основе ежегодной процедуры рекрутинга специалистов с международного рынка труда. В вузе действует комитет по международному рекрутингу, осуществляющий отбор специалистов на конкурсной основе [Меликян, Железов, 2012]. В 2012 г. в НИУ ВШЭ запущена новая программа стажировки для постдоков, с которыми заключается годовой договор, по истечении которого рассматривается возможность предоставления им постоянной работы в университете.

264

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

В НИУ ВШЭ работают 67 международных сотрудников, из которых 53 имеют иностранное гражданство и 14 — российское. Среди иностранцев 35,8% имеют американское гражданство, 18,9% составляют граждане Германии, 9,4% — граждане Великобритании (рис. 2).

Рис. 2 Гражданство международных сотрудников

НИУ ВШЭ (по состоянию на июль 2012 г.)

Возраст международных сотрудников — от 28 до 79 лет, средний возраст — 45 лет. Мужчины составляют 86%. 73% состоят в официальном браке, 64% имеют детей. Минимальный стаж работы в НИУ ВШЭ — 6 месяцев, максимальный — 9 лет, средний — 2 года. 44,8% международных сотрудников относятся к профессорско-преподавательскому составу; 35,8% — научные сотрудники; 19,4% — административно-управленческий персонал. Некоторые МС (37%) совмещают несколько должностей, как правило, научную и преподавательскую.

Из 16 факультетов НИУ ВШЭ только десять привлекли к работе международных сотрудников. Факультеты экономики, менеджмента и социологии лидируют по числу МС. Все международные лаборатории имеют в своем составе МС: в 13 международных лабораториях работают 22 МС на постоянной основе и четыре — по внутреннему совместительству. В Институте фундаментальных междисциплинарных исследований, являющемся

265

Размышления о...

ответственным за организацию международного рекрутинга, работают 14 МС. Один международный сотрудник на должности заместителя проректора входит в состав высшего руководства университета.

2.1. Органи- Для исследования деятельности международных сотрудников

зация иссле- НИУ ВШЭ было проведено онлайн-анкетирование МС, а также ин-

дования тервьюирование МС, администраторов международных служб, ру-

______________ ководителей и заместителей руководителей подразделений вуза.

Для опроса МС использовалась анкета, состоящая из открытых вопросов и утверждений, которые предлагалось оценить по 5-балльной шкале: от полного согласия до полного несогласия. Вопросы были разделены на пять основных блоков:

1) личные характеристики — возраст, пол, семейное положение, образование;

2) профессиональные характеристики — опыт работы, публикационная и исследовательская активность, профессиональные связи;

3) мотивация при выборе места работы;

4) опыт работы в НИУ ВШЭ — включенность в деятельность вуза и подразделения, сотрудничество с российскими коллегами, участие в научно-образовательных проектах;

5) отношение к работе в НИУ ВШЭ.

В анкетировании приняли участие 30 МС (45% всех международных сотрудников НИУ ВШЭ) из США, Германии, Японии, Великобритании, России и других стран. Характеристики участников исследования практически совпадают с характеристиками всей совокупности международных сотрудников НИУ ВШЭ (табл. 1).

Таблица 1 Сравнение характеристик участников исследования

и группы международных сотрудников НИУ ВШЭ в целом

Все международные сотрудники НИУ ВШЭ Международные сотрудники, принявшие участие в анкетировании

Общее число, чел. 67 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля иностранных граждан, % 79 80

Средний возраст, лет 45 45

Минимальный возраст, лет 28 28

Максимальный возраст, лет 79 76

Пол 86% — мужчины 95% — мужчины

Семейное положение 73% состоят в браке, 64% имеют детей 78% состоят в браке, 61% имеют детей

266

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

Все международные сотрудники НИУ ВШЭ Международные сотрудники, принявшие участие в анкетировании

Средний стаж работы в ВШЭ, лет 2 2

Доля преподавателей, % 45 47

Доля научных сотрудников, % 36 26

Доля администраторов, % 19 27

Доля сотрудников, совмещающих несколько должностей, % 37 33

В исследовании приняли участие как молодые специалисты, недавно получившие зарубежный диплом доктора наук (PhD), так и профессора с мировым именем. Длительность работы в зарубежных научных и/или образовательных организациях у ответивших — от 0 до 45 лет, в среднем — 14 лет. Опыт работы в других российских организациях имелся у 33% опрошенных, а для остальных НИУ ВШЭ является первым местом работы в России.

Большинство участников исследования не имели профессиональных связей с российскими вузами и научно-исследовательскими организациями до принятия решения о работе в НИУ ВШЭ. Около 30% МС продолжительное время взаимодействовали с НИУ ВШЭ до зачисления в штат постоянных сотрудников университета и в настоящее время занимают должности руководителей научных институтов и лабораторий. Приглашены на работу в НИУ ВШЭ по рекомендации сотрудника(ов) университета 63% МС, по результатам открытого конкурса на вакансию — 30%, по гранту, по правительственному гранту — 7%.

При рассмотрении предложения о работе в зарубежном вузе международные сотрудники обращают внимание на комплекс факторов, сочетание которых определяет их отношение к вакансии. Основания выбора места работы, прозвучавшие в ответах МС на вопросы анкеты и интервью, были сгруппированы в четыре категории: характеризующие страну, вуз, условия работы и личные обстоятельства. Степень приоритетности тех или иных факторов — это индивидуальная характеристика каждого МС. В табл. 2 представлены факторы, которые, по мнению опрошенных международных сотрудников, являются значимыми при выборе места работы за пределами собственной страны, а также те факторы, которые определили положительное решение о работе в НИУ ВШЭ и которые вызывали колебания и сомнения при принятии этого решения. Все эти факторы были в той или иной степени отмечены большинством опрошенных МС.

2.2. Выбор места работы международными специалистами

267

268

Характе- ристики страны Характеристики вуза Условия работы Личные обстоятельства

Факторы, определяющие выбор МС Стоимость и безопасность проживания, общая атмосфера • Академическая и международная репутация вуза • Позиция вуза в международных рейтингах • Внутривузовская среда: степень академической свободы, креативность и интеллектуальность среды • Человеческий капитал вуза: средний возраст сотрудников и уровень их квалификации; наличие профессоров с мировым именем; международный состав сотрудников* • Исследовательская деятельность вуза: ее направленность, степень исследовательской активности вуза и отдельных подразделений, наличие интересных проектов, в которых МС мог бы принять участие • Возможности для сотрудников вуза: поддержка дополнительного обучения,участия в международных конференциях и семинарах, возможность бесплатно издавать труды, финансовая поддержка исследований и инновационных инициатив • Ресурсы и услуги, предоставляемые сотрудникам вуза: библиотечные ресурсы, компьютерные программы, базы данных, оборудование, услуги ассистента, спортивные залы • Предлагаемая тематика курсов и уровень преподавательской нагрузки • Время, предусмотренное на проведение исследований, и организационно-финансовая поддержка их проведения • Конкурентная заработная плата и бонусы, в частности поддержка семьи: помощь в получении виз для членов семьи, в поиске работы и мест обучения, предоставление членам семьи медицинского страхования • Гибкий график работы • Возможность быстрого карьерного роста • Длительность заключаемого контракта • Профессиональный и личный интерес к истории страны и текущим событиям • Наличие опыта работы и проживания в стране • Наличие родственных и семейных связей в стране

Этот фактор оценивается как в целом по вузу, так и по подразделению, в котором МС предполагает работать.

Таблица 2 Факторы выбора места работы международными сотрудниками

269

Характе- ристики страны Характеристики вуза Условия работы Личные обстоятельства

Факторы «за» решение о работе в НИУ ВШЭ Отсутствуют: все участники исследования полагают, что Россия является недостаточно благоприятным местом для проживания и работы • Репутация университета: международная репутация, репутация борца с коррупцией в академической среде • Стремление университета стать международным • Высокие академические и моральные ценности сотрудников, их готовность к научному сотрудничеству • Наличие выдающихся профессоров, интернациональный состав сотрудников(особенно наличие сотрудников той же национальности), знакомство и опыт сотрудничества с некоторыми будущими коллегами • Широкие возможности для сотрудников НИУ ВШЭ, доступные им ресурсы • Полный социальный пакет, включающий медицинское страхование всей семьи и поддержку членов семьи, помощь в получении виз • Свобода выбора тем исследований, если они признаются высококачественными и «публикуемыми». Поддержка исследований посредством предоставления индивидуальных и коллективных грантов • Разумная преподавательская нагрузка и свобода выбора тематики курсов таким образом, чтобы преподаваемые дисциплины были связаны с исследовательскими интересами • Заработная плата и бонусы, конкурентные как по российским, так и по международным меркам • Продолжительный отпуск для преподавателей (по сравнению с условиями в других странах) • Возможность участия в прикладных исследовательских проектах, выполняемых по заказу правительства страны • Возможность быстрого карьерного роста • Гибкий график работы • Интерес к работе в России, стремление понять происходящее в стране • Наличие опыта работы и жизни в России • Наличие друзей и культурной среды общения в Москве • Желание повысить качество исследований и преподавания в России • Желание переехать в Москву • Сложившиеся отношения с руководством подразделения • Интерес к предлагаемой работодателем тематике преподавания и исследований • Положительные отзывы об университете от знакомых и коллег

ш

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

270

ш

Характе- ристики страны Характеристики вуза Условия работы Личные обстоятельства

Факторы «против» решения о работе в НИУ ВШЭ • Политическая нестабильность, чреватая срывом инициатив по модернизации высшего образования и негативными последствиями для финансовой и организационной поддержки МС • Высокая стоимость жизни по сравнению с заработной платой • Бюрократия • Беспокойство по поводу отношения к МС российских коллег, имеющих менее привлекательные условия работы • Ограниченность ресурсов на проведение исследований • Недостаточно высокая международная репутация вуза • Невысокая заработная плата • Отсутствие пенсионного страхования • Жесткие требования к числу ежегодных публикаций • Срочный контракт, отсутствие полной информации относительно условий его продления • Большая преподавательская нагрузка • Недостаточно гибкий график работы • Семейные обстоятельства: длительная разлука с родными и друзьями для тех, кто принял решение приехать на работу без семьи; опасения относительно комфортности проживания в России у тех, кто решил привезти членов семьи • Ожидаемые сложности в работе из-за незнания русского языка • Необходимость отказа от интересных предложений в родной стране и других странах • Недостаточная осведомленность о жизни в России • Опасения в отношении развития карьеры после работы в российском университете, не входящем в список ведущих университетов мира

Размышления о..

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

Для международных сотрудников в возрасте до 35 лет приоритетными являются такие факторы, как возможность быстрого карьерного роста, высокая степень академической свободы, поддержка вузом повышения квалификации, мобильности и инициатив сотрудников. МС старше 35 лет придают большое значение социальным гарантиям, предоставляемым работодателем лично им и членам их семей. Для них представляет ценность возможность свободного выбора тем для исследований и преподаваемых дисциплин, а также финансово-организационная поддержка их деятельности. МС с иностранным гражданством выразили обеспокоенность языковыми сложностями и культурными барьерами, которые затрудняют их работу и взаимодействие с российскими коллегами. МС с российским гражданством в большинстве своем отметили, что решение вернуться в Россию после нескольких лет работы за границей связано с чувством ностальгии и предоставлением конкурентоспособных условий работы в НИУ ВШЭ.

Большинство участников исследования (87%) в ближайшие годы планируют продолжить работу в России и не намерены менять место работы, остальные затруднились ответить. 10% опрошенных МС с иностранным гражданством планируют получить российское гражданство, 50% не планируют, а остальные затруднились с ответом. Те, кто планирует получить российское гражданство, уже несколько лет работают в НИУ ВШЭ и намерены продолжить свою карьеру в России. Большинство МС (67%) полагают, что работа в НИУ ВШЭ способствует их профессиональному развитию.

63% международных сотрудников разделяют стратегию, методы работы, ценности и цели НИУ ВШЭ. Считают, что стараются активно содействовать инновационному развитию НИУ ВШЭ и подразделения, в котором они работают, 87% опрошенных МС. 30% участников исследования полагают, что руководство НИУ ВШЭ поощряет выдвижение идей и креативное мышление. У 40% есть комментарии и предложения по улучшению стратегии развития и управления университетом.

Свою работу в конкретном подразделении и взаимодействие с руководством подразделения и коллегами участники исследования также оценили достаточно позитивно. 77% опрошенных полагают, что руководство подразделения поощряет открытое обсуждение научных и организационных вопросов и обмен идеями; 87% отмечают, что имеют хорошие рабочие и дружеские отношения с руководством подразделения; 63% регулярно участвуют в обсуждении и принятии решений по вопросам текущей работы и развития подразделения. 77% опрошенных МС отмечают, что часто работают совместно с российскими коллегами над групповыми проектами, в ходе которых происходит обмен знаниями и опытом. Распределение ответов на вопрос о числе российских коллег, с которыми МС регулярно взаимодействуют, представлено на рис. 3.

2.3. Отношение международных сотрудников к работе в НИУ ВШЭ

271

Размышления о...

Рис. 3 Сотрудничество международных

сотрудников с российскими коллегами

Число

международных

сотрудников

Число российских коллег, с которыми международные сотрудники регулярно тесно взаимодействуют

2.4. Сложности адаптации международных сотрудников к работе в НИУ ВШЭ

В ходе исследования трудности, которые возникли в ходе адаптации МС к работе в НИУ ВШЭ, оценивались на основании опроса как самих международных сотрудников, так и руководителей подразделений, в которых они работают.

Большинство опрошенных МС отметили, что в целом процесс адаптации протекал вполне гладко, коллеги и руководство были настроены позитивно и старались поддерживать своих иностранных коллег и помогать им. Однако языковой барьер и культурные различия вызывают сложности и особенно ярко проявляются на первых порах, а со временем сглаживаются.

Исследование показало, что иностранным гражданам, конечно, сложнее адаптироваться к работе в России, но и российские граждане, долгое время проработавшие за рубежом, испытывают значительные трудности и нуждаются в моральной и организационной поддержке на первых этапах работы в России.

Опрошенные МС выделили три основные группы проблем, затрудняющих адаптацию к работе в России вообще и в НИУ ВШЭ в частности:

• законодательные нормы, регулирующие трудовую и образовательную деятельность;

• взаимоотношения со студентами;

• особенности деловой культуры.

Результатом несовершенства законодательных норм, регулирующих трудовую и образовательную деятельность, опрошенные МС считают сложность и длительность отдельных рабочих процессов, таких как подготовка документов о командировании и отпуске, получение справок с места работы, выписок о заработной плате и т. п. Международные сотрудники отмечают, что решение этих и других организационных вопросов в зарубежных вузах

272

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

происходит быстрее и с меньшей затратой личных усилий, не требует такого количества документов и справок.

Руководство ВШЭ предпринимает необходимые усилия для оптимизации административных процедур, но определенные формы организации внутренних процессов обусловлены не решением руководства вуза, а законодательным регулированием трудовых отношений. Для помощи международным сотрудникам в оформлении различных документов был создан отдел организации академической мобильности, оказывающий административную поддержку, которая особенно необходима МС, не владеющим русским языком. В подразделениях вуза с большим числом МС работают менеджеры, которые помогают МС в решении административных вопросов. За именитыми профессорами закреплены личные ассистенты.

Другим существенным недостатком норм, регулирующих образовательную деятельность, опрошенные МС считают предоставленную студентам возможность трижды сдавать экзамены и зачеты. По мнению одного из МС, процедуру сдачи экзамена или зачета необходимо ужесточить и в случае провала предоставлять возможность повторного прослушивания и сдачи курса на платной основе, как это принято в некоторых зарубежных вузах. Такая практика будет стимулировать студентов к большей ответственности за свои действия и снизит издержки, связанные с организацией многократного приема экзаменов и зачетов.

Нарекания МС вызывают также жесткие требования в отношении отчетности по израсходованным финансовым средствам, выделяемым государством на проведение исследований.

Наконец, опрошенные МС испытывают разочарование в связи с тем, что обладатели зарубежного диплома доктора философских наук (PhD) не допускаются к научному руководству аспирантами. Для получения такого права необходимо иметь степень кандидата наук или пройти процедуру нострификации диплома PhD. Процесс но-стрификации является длительным и сложным для большинства иностранных специалистов, трудоустраивающихся в российские вузы.

Взаимоотношения опрошенных МС со студентами осложняет то обстоятельство, что российские студенты существенно отличаются от контингента учащихся, с которым МС работали до приезда в Россию. По мнению участников исследования, совмещение студентами учебы с работой, особенно на этапе магистратуры, значительно снижает эффективность их обучения. В большинстве зарубежных вузов студентам запрещено совмещать учебу с работой, во всяком случае в режиме полного рабочего дня. Российские студенты, в первую очередь первокурсники, не имеют, по мнению опрошенных МС, достаточной академической культуры. Участники исследования особенно выделяют широкую распространенность плагиата, неумение провести презентацию или дискуссию на профессиональную тему, выслушивать критику и адекватно на нее реагировать. Студенты избегают курсов, читаемых на английском

273

Размышления о...

языке, редко обращаются за консультацией к иностранным преподавателям. Сильная загруженность студентов (много аудиторных часов в неделю) не позволяет им должным образом подготовиться к занятиям и не оставляет достаточно времени для самостоятельной работы. В ведущих зарубежных вузах студенты реже посещают занятия и имеют больше времени для самостоятельной работы и подготовки к занятиям. По мнению опрошенных МС, российских студентов недостаточно жестко наказывают за мошенничество на экзаменах и зачетах, при выполнении письменных работ. Зачастую преподаватели ограничиваются порицанием и не всегда доводят информацию о нарушении до сведения руководства вуза.

Замечания МС в отношении деловой культуры в российских вузах касаются прежде всего планирования работы, норм вежливости в отношениях с коллегами и со студентами и взаимодействия между сотрудниками вуза.

По мнению некоторых участников исследования, в России недостаточно развито долгосрочное планирование. Даты проведения важных мероприятий и состав участников не всегда определяются заранее (за несколько месяцев) и могут быть изменены накануне даты проведения. По словам американского МС, в университетах США планирование важных мероприятий, таких как защита диссертаций или ежегодные совещания, осуществляется на три года вперед.

Обязательные требования к выполнению каких-либо работ, связанных с преподаванием и проведением исследований, а также к отчетности по ним не всегда оглашаются заранее и нередко проясняются ближе к крайнему сроку исполнения. При этом на исполнение не всегда отводится достаточно времени, и крайние сроки приходится сдвигать. Более продуманное установление сроков выполнения тех или иных работ и заблаговременное уведомление исполнителей о них позволило бы более эффективно выстраивать работу. Некоторые МС испытывают дискомфорт из-за нечетких «правил игры».

МС отмечают, что работники административных подразделений вуза (секретари, бухгалтеры, работники управления персонала и дирекции информационных технологий) нередко ведут себя недостаточно вежливо и отзывчиво по отношению к преподавателям и студентам. По мнению участников исследования, необходимо проводить тренинги и инструктировать административных сотрудников относительно правил поведения.

Многие российские преподаватели совмещают работу в НИУ ВШЭ с работой в других университетах и частных организациях. Поэтому они, как правило, присутствуют в университете лишь для проведения занятий и участия в совещаниях. Это затрудняет сближение и сотрудничество между коллегами.

Причины затруднений, которые испытывают МС при адаптации к работе в НИУ ВШЭ, дополнительно исследовались с помощью интервьюирования руководителей подразделений, в которых они

274

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

работают. Руководители подразделений и их заместители отметили прежде всего трудности в налаживании коммуникации, которые возникают у МС в связи с недостаточным владением русским языком и различиями культур.

Недостаточное владение русским языком осложняет как взаимодействие с российскими коллегами, так и решение бытовых вопросов. Большинство регламентов, внутренних документов, информационных ресурсов университета представлено только на русском языке. Сведения относительно различных мероприятий, совещаний и важных событий распространяются преимущественно на русском языке. часть важной информации не доводится до сведения МС, что в ряде случаев вызывает сложности при выполнении ими своей работы. Руководству подразделений приходится затрачивать дополнительные усилия для информирования МС в личном порядке и предоставлять им дополнительные разъяснения.

Руководители многих подразделений отметили, что трудностей во взаимодействии со студентами и коллегами-преподавате-лями у МС практически не бывает, поскольку большинство преподавателей и студентов владеют английским. Проблемы возникают, скорее, из-за различия культур и незнания практик работы в российских вузах, и они иногда порождают у новых МС чувство, что их не понимают, ощущение недосказанности и отчужденность.

НИУ ВШЭ проводит большую работу с целью привлечения, 3. Заклю-удержания и стимулирования к работе международных специали- чение

стов и увеличения отдачи от их деятельности. Для облегчения их _______

адаптации к новым условиям работы выделяются существенные финансовые и человеческие ресурсы. Подразделения принимают на работу ассистентов и менеджеров, в административных службах растет число англоговорящих сотрудников, развивается англоязычная версия сайта, на которой размещаются информация об университете, внутренние документы и новости. Эти меры направлены на интернационализацию университета и превращение его в международный научный центр.

Далеко не все российские вузы имеют возможность создавать условия для привлечения МС. Несмотря на государственную поддержку инициатив по привлечению ведущих международных специалистов для работы в российских вузах [Меликян, Железов,

2012], Россия все еще недостаточно привлекательна для высококвалифицированных академических специалистов из-за рубежа. чтобы в отечественные вузы приезжали ученые и преподаватели из-за рубежа, необходимо не только создать условия для их работы и профессионального роста, но и обеспечить возможности проживания в стране, трудоустройства и обучения для членов их семей.

Многие вопросы на законодательном уровне остаются нерешенными. Так, российское законодательство не позволяет

275

Размышления о...

Литература

заключать договоры с иностранными гражданами сроком более чем на три года. Многие иностранные специалисты воспринимают работу в России как временную, что подтверждают результаты нашего исследования: лишь 10% опрошенных намерены получить российское гражданство и связать свое будущее с Россией.

Поскольку руководство страны и ведущие российские вузы заинтересованы в увеличении численности международных специалистов, необходимо проводить дальнейшие исследования факторов, обусловливающих эффективность их привлечения и адаптации. Необходимо обратить особое внимание на результативность деятельности МС: проанализировать степень достижения поставленных целей, препятствия к их реализации, условия повышения отдачи от их работы и расширения обмена знаниями и опытом между ними и их российскими коллегами.

1. Меликян А. В., Железов Б. В. Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы // Вестник международных организаций. 2012. № 1. C. 156-171.

2. Canadian Association of University Teachers (2004) Closing the equity gap: А portrait of Canada’s university teachers, 1996-2001 // CAUT Education Review. Vol. 6. No. 2.

3. Green W., Myatt P. (2011) Telling tales: A narrative research study of the experiences of new international academic staff at an Australian university // The International Journal for Academic Development. Vol. 16. No. 1. P. 33-44.

4. Gress D. R., Ilon L. (2009) Successful integration of foreign faculty into Korean universities: A proposed framework // KEDI Journal of Educational Policy. Vol. 6. No. 2. P. 183-204.

5. Mamiseishvili K. (2011) Characteristics, job satisfaction, and workplace perception of foreign-born faculty at public 2-year institutions // Community College Review. Vol. 39. No. 1. P. 26-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mann-Chun L. (2001) The adaptation and experience of foreign-born faculty members in the United States. University of Notre Dame. Doctoral diss.

7. Marvasti A. (2005) U. S. academic institutions and perceived effectiveness of foreign-born faculty // Journal of Economic Issues. Vol. 39. No. 1. P. 151-176.

8. McNeill D. (2011) South Koreabrings inforeignprofessorsbythethousands, but is it ready for them? // The Chronicle of Higher Education. February 27 http://chronicle.com/article/South-Korea-Brings-in-Foreign/126508

9. Na W. (2008) Do we belong here? An exploration of foreign-born faculty>s organizational attachment at a U. S. Michigan State University. Doctoral diss.

10. Parry Z. (2011) Case study: South Korea for overseas job seekers // The Chronicle of Higher Education. August 16. http://chronicle.com/ article/Case-Study-South-Koreafor/128648

276

А. В. Меликян, Б. В. Железов

Портрет международного сотрудника российского вуза

11. Redden E. (2008) Integrating international faculty // Inside Higher Ed. January 24 http://www.middlebury.edu/ls/contact/ agermain-rutherford/node/286932

12. Richardson J., McBey R.J, McKenna S. (2006) International faculty in Canada: An exploratory study http://www.ic.gc.ca/eic/site/eas-aes. nsf/eng/ra01995.html

13. Richardson J., McBey R.J, McKenna S. (2009) Internationalizing Canada’s universities: Where do international faculty fit in? http:// www.yorku.ca/yorkint/global/archive/conference/canada/papers/ Richardson-McBey-McKenna.pdf

14. Richardson J., Zikic J. (2007) The darker side of an international academic career // Career Development International. Vol. 12. No. 2. P.164-186.

15. Rumbley L., Pacheco I., Altbach P. G. (2008) International comparison of academic salaries: An exporatory study. Chestnut Hill. MA: Boston College Center for International Higher Education http://www.bc.edu/ content/dam/files/research_sites/cihe/pubs/Lumbley_Pacheco_ Altbach_salary_report_2008.pdf

16. Salmarsh S., Swirski T. (2010) «Pawns and prawns»: International academics» observations on their transition to working in an Australian university // Journal of Higher Education Policy and Management. Vol. 32. No. 3. P. 291-301.

17. Universities UK. Talent wars: The international market for academic staff http://www.universitiesuk.ac.uk/Publications/Documents/Poli-cy%20Brief%20Talent%20Wars.pdf

18. US Department of Education, National Center for Education Statistics http://nces.ed.gov/datalab/tableslibrary/viewtable.aspx?tableid=2102

19. Zeng L., Pearce R., Wang W. (2009) Imported talents: Demographic characteristics, achievement and job satisfaction of foreign born full time faculty in four-year American colleagues // Higher Education. Vol. 57. P. 703-721.

20. Wells R., Seifert T., Park S., Reed E., Umbach P. (2007) Job satisfaction of international faculty in US higher education // Journal of the Professoriate.Vol. 2. No. 1. P. 5-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.