ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК: 94
Герцман Е. Е.
К. и. н., доцент,
Институт международных образовательных программ Санкт-Петербургского Политехнического Университета
Петра Великого
ПОРТРЕТ КУПЦА ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
В один из октябрьских дней 1518 года прекраснейшее недавно выстроенное в центре Аугсбурга здание оказалось эпицентром самых разнообразных событий. В подвальном помещении великолепного дворца кардинал Фома Каэтан (1469-1534), приехавший на Аугсбургский рейхстаг, беседовал с лидером немецкого реформаторства Мартином Лютером (1483-1546). Примерно в это же самое время, в одном из верхних помещений дворца, его хозяин беседовал с художником, чьи работы и сегодня являются визитной карточкой мировых музеев. Художник писал портрет человека, которому принадлежал не только этот дворец, но и большая часть финансов Священной Римской Империи. Имя живописца — Альбрехт Дюрер (1471-1528). Имя его модели — Якоб Фуггер-младший по прозвищу «Богач» (Jakob der Reiche), деятельности которого и посвящена данная публикация.
Ключевые слова: кардинал, рейхстаг, Мартин Лютер, Якоб Фуггер, банковское дело, Возрождение.
В один из октябрьских дней 1518 года прекраснейшее недавно выстроенное в центре Аугсбурга здание оказалось эпицентром самых разнообразных событий. В подвальном помещении великолепного дворца кардинал Фома Каэтан (1469-1534), приехавший на Аугсбургский рейхстаг, беседовал с лидером немецкого реформаторства Мартином Лютером (1483-1546). По свидетельству источников, беседа ни к чему не привела и закончилась скандалом и тайным отъездом Лютера из города. Примерно в это же самое время, в одном из верхних помещений дворца, его хозяин беседовал с художником, чьи работы и сегодня являются визитной карточкой мировых музеев. Художник писал портрет человека, которому принадлежал не только этот дворец, но и большая часть финансов Священной Римской Империи. Имя живописца — Альбрехт Дюрер (1471-1528). Имя его модели — Якоб Фуггер-младший по прозвищу «Богач» (Jakob der Reiche), деятельности которого и посвящена данная публикация.
Как известно, XVI век оказался золотым временем для различных областей — искусства, науки, медицины, театра и других областей. Но всех ренессансных взлетов не было бы без стремительного развития экономики, в которых верховная роль оказалась в руках торговли и банковского дела. У художников, архитекторов, актеров, да и простых обывателей не хватило бы материальных средств для создания шедевров. Поэтому, представляется вполне заслуженным вспомнить имена людей, не создавших шедевров искусства, и даже официально не стоявших у руля империй, но без чьего участия государства бы разрушились, а шедевры не состоялись.
Одним из таких персонажей является Якоб Фуггер (1459-1525), чья фамилия сегодня известна довольна широко благодаря многим векам существования этой семьи в торгово-банковском бизнесе. Однако, имя этого представителя известной династии знакомо только узким специалистам, а также искусствоведам — в связи с тем, что его портрет был создан рукой другого великого деятеля эпохи — Альбрехта Дюрера.
История семейства Фуггеров началась в середине XIV века. Литература по истории рода Фуггер довольно обширна [1,2,3,4,5,6], однако, нельзя не отметить того факта, что научных работ об этой семье на русском языке до сих пор не существует.
Известно, что в 1367 году Иоганнес Фуггер (1348-1409) переселился из деревни в город Аугсбург и занялся ткачеством. Следовательно, предки нашего героя являлись людьми невысокого социального статуса и очень небогатыми. Желая увеличить уровень своих материальных доходов, Иоганнес Фуггер параллельно с ткацким ремеслом занялся еще и торговлей: он начал продавать изделия как своей семьи, так и других ткачей Аугсбурга. Торговля оказалась для Фуггеров счастливым билетом! За последующие сто лет эта семья полностью изменила свой статус в обществе, степень богатства и, соответственно, уважения.
Якоб Фуггер по прозвищу «Богач» родился в 1459 году. Семья так и осталась жить в Аугсбурге. Более того, отец Якоба (Якоб Фуггер-Старший), владевший уже несколькими ткацкими мастерскими, а основой своей деятельности уже считавший торговлю, удачно женился на дочери ювелира. Якоб-старший на столько увеличил свое богатство, что считался уже одним из богатейших граждан Аугсбурга, возглавлял гильдию ткачей и даже стал бургомистром!
С самых первых самостоятельных шагов Якоб продемонстрировал свою неординарность и нестандартность поступков: набожный юноша, младший сын в очень многодетной семье (у его родителей было 11 детей) неожиданно меняет прежние планы принять духовный сан и в возрасте 14(!) лет едет в Венецию! Проведенные там молодые годы навсегда изменили скромного молодого человека, превратив его в виртуоза торговой находчивости и поклонника ренессансного искусства.
Вернувшись домой, Якоб начал действовать: он настоял на том, чтобы семья расширила круг своих интересов и взялась за кредитные операции, что сразу же принесло великолепный результат. Как известно, Якоб Фуггер и его братья ссудили эрцгерцога Сигизмунда Тирольского (1427-1496) суммой в 150000 флоринов, а до выплаты им этого долга они получили право на покупку всего серебра, добываемого в Тироле, по очень низкой цене. Такое положение дел привлекло Фуггеров к горнодобывающей отрасли и очень расширило их торговые обороты. Это привело к тому, что вскоре Якоб Фуггер фактически монополизировал добычу металлов в Западной Европе. Кроме того, он стремился ввязаться во все предприятия и авантюры: в Индии и Антверпене, Венгрии и Татрах, в Англии, Польше, в Литовском княжестве и Московском государстве. Нельзя не отметить, что во всех этих странах Фуггеры имели такой оглушительный успех не только благодаря своим деньгам и связям, но и внимательному отношению к научным открытиям и интересу к различным техническим новинкам. Вкладывая деньги в новые технологии, Фуггер преумножал свои капиталы.
И все-таки не торговля тканями и металлами была главной стихией Якоба Фуггера. Одним из важнейших источником дохода для него являлось банковское дело. Невероятно большие обороты торгового дома Фуггеров достигались кредитами, выдававшимися папскому двору в Риме. С 1499 года именно банк Фуггеров осуществлял все банковские операции Ватикана в Восточной Европе и не жалел денег для кредитов папе Александру VI (Борджиа), знаменитому своей приверженностью к роскоши, «содомскому греху», жадности и повсеместной безнравственности [7, с.87-91].
С определенного момента, Якоб Фуггер приобрел такое влияние, что именно от его политических пристрастий зависело, кто станет императором Священной Римской Империи! Он одолжил испанскому королю Карлу (1500-1558) 1543 тысячи флоринов на покупку голосов избирателей (сумма по тем временам грандиозная!). В результате, в 1530 году Карл был провозглашен императором Священной Римской Империи под именем Карла V Габсбурга, а банкир Фуггер стал руководителем внешней и внутренней политики Испании. Необходимо отметить, что даже этим Якоб не ограничился: он продолжал давать кредиты королям, герцогам
и папам. Результат — его всеевропейское влияние, графский титул (полученный в 1511 году), а главное, возможность бесконечно манипулировать своими высокопоставленными должниками. Так что в разгар своей карьеры Якоб Фуггер торговал всем: землями и дворцами, металлами и оружием, золотом и самыми редкими тканями. Его руки оказались достаточно длинными не только для того чтобы охватить всю Европу, но и дотянуться до Америки и Ближнего Востока [8, 9].
Чтобы вести бизнес еще успешнее, Якоб Фуггер создал первую разведывательную службу. Фактически она стала первой в мире частной разведкой, а торговые агенты дома Фуггеров, находившиеся в разных европейских городах, оказались агентами, сообщавшими «боссу» о всех событиях и политических ситуациях, способных влиять на торговлю. Из этой разведывательной сети родился замечательный проект — одна из старейших немецких газет «Ordinare Zeitung». Получаемая от всех агентов-информаторов информация проверялась, перерабатывалась, переписывалась нанятыми писцами на отдельные листы и за определенную годовую «подписку» распространялась среди заинтересованных лиц. Так что даже в организации газетного дела Якоб Фуггер тоже принял деятельное участие.
Нельзя не сказать еще об одной стороне удивительной и многогранной личности Якоба Фуггера. Имея несметные богатства, без проблем одалживая баснословные суммы королям и императорам, он не забывал и о тех, кто беден. Якоб Фуггер стал автором одного из первых мире проектов строительства социального жилья. Он выкупил землю в одном из районов Аугсбурга, а затем полностью оплатил устройство этого квартала и строительство домов для рабочих. Под руководством архитектора Томаса Кребса этот квартал (строившийся с 1514 по 1423 года) стал старейшим в истории социальным жильем, где с удобством и комфортом обитали 106 семей за абсолютно символическую плату в один рейнский гульден. Такой благотворительности раньше Германия еще не знала. Так что Якоб «Богач» оказался первым крупным немецким меценатом эпохи Ренессанса. По сей день этот поселок существует (превратившись в наши дни в один из районов Аугсбурга) при поддержке потомков Якоба Фуггера [10].
Таким образом, Фуггер мог считать себя некоронованным императором и в торговле, и в политике. Однако это не мешало ему помнить и об иных аспектах жизни — об искусстве и литературе [11, с. 12]. Являясь одним из первых деятелей Ренессанса в Баварии, Фуггер собрал огромную по тем временам библиотеку. В 1571 году, полвека спустя после его кончины, наследники продали ее Альбрехту V Герцогу Баварии (1528-1579). Вместе с остальными книгами этого императора, библиотека Фуггера послужила основой для Баварской государственной библиотеки в Мюнхене.
Воспитанный в одном из главных культурных центров Ренессанса — в Венеции, Фуггер был страстным поклонником искусства. Он собирал картины, гравюры, древние художественные артефакты. Его дом всегда был открыт для художников, среди которых оказалось множество тех, кто прославил немецкий ренессанс своим творчеством: Ганс Гольбейн Старший (1464-1524) и Ганс Буркгмайер (1472-1531). В 1518 году в Аугсбурге в церкви святой Анны (существовавшей еще с 1321 года) была построена капелла. Ее заказчиком стал сам Якоб, и именно по его желанию она была выстроена в новом для тогдашнего Аугсбурга архитектурном стиле. В итоге, эта церковь стала первой ренессансной постройкой в Германии. В те же годы в Аугсбурге появилось еще одно здание, также несущее немецкой архитектуре новые веяния эпохи, как в искусстве, так и в религиозно-политических аспектах — дворец Фуггеров. Разрушенный во время II Мировой войны, дворец, был восстановлен, но, конечно, уже в другом виде, мало похожем на свой первоначальный облик.
Наше повествование мы начинали с событий, происходивших в этом здании в 1518 году. В тот интереснейший исторический момент Фуггер встретился с Альбрехтом Дюрером (художник был представителем от Нюрнберга на знаменитом Аугсбургском Рейхстаге, на
котором выступал Мартин Лютер) и даже заказал ему свой портрет, хранящийся ныне в Государственной галерее в церкви Св. Анны в Аугсбурге. На нем запечатлен Якоб Фуггер: образованный умный человек, новатор в делах и идеях, ценитель искусства, с уважением относящийся к труду каждого, при этом — честолюбивый, властный, стремящийся стать Крезом своего времени. Таков был он — купец эпохи Возрождения — многогранный и многоликий.
Литература
1. Kluger M., Die Fugger in Augsburg. Kaufherrn, Montanunternehmer, Bankiers und Stifter, Augsburg, 2013, 264 S.
2. Kluger M. Die Fugger um Augsburg, München und Ulm. Adel, Schlösser und Kirchen, Augsburg, 2012, 504 S.
3. Kluger M. Fugger-Italien. Geschäfte, Hochzeiten, Wissen und Kunst. Geschichte einer fruchtbaren Beziehung, Augsburg, 2010, 120 S.
4. Herre F. Die Fugger in ihrer Zeit, Augsburg, 2005, 128 S.
5. Burkhardt J.(ed.) Die Fugger und das Reich — Eine neue Forschungsperspektive zum 500 jährigen Jubiläum der ersten Fuggerherrschaft Kirchberg-Weißenhorn, Augsburg, 2009, 352 S.
6. Rohmann G. Das Ehrenbuch der Fugger, Augsburg, 2004, 640 S.
7. Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV-XVI вв. М. 1939, С. 87-91.
8. Jansen M., Jacob Fugger der Reiche, Münch.,1910, 354 S.
9. Pölnitz G. V., Jacob Fugger, Bd 1-2, Tübingen, 1949-52.
10. Kluger M., Die Fuggerei. Ein Führer durch die älteste Sozialsiedlung der Welt, Augsburg, 2009, 72 S.
11. Martin Kluger: Die Fugger: Die deutschen Medici in und um Augsburg, Augsburg 2009, 168 S.
12. Wölfle S. Die Kunstpatronage der Fugger (1560-1618), Augsburg, 2009, 373 S.