Научная статья на тему 'Антиклерикальная тема в искусстве немецкого возрождения'

Антиклерикальная тема в искусстве немецкого возрождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
572
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / РЕНЕССАНС / РЕФОРМАЦИЯ / ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ / GERMANY / RENAISSANCE / REFORMATION / ART / PAINTING / DRAWING / ANTI-CLERICALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Донин А. Н.

Рассматриваются произведения художников немецкого Возрождения М. Шонгауэра, В. Плейденвурфа, А. Дюрера, Л. Кранаха Ст., У. Графа, П. Фишера Мл., Б. Бехама, Э. Шёна, в которых осмеиваются служители католической церкви, а также основоположник Реформации Мартин Лютер. Для них характерна более значительная, чем в Средние века и эпоху барокко, свобода художественного высказывания, в чем проявляется присущий Ренессансу героический энтузиазм (Д. Бруно).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICLERICAL THEME IN THE ART OF THE GERMAN RENAISSANCE

The author examines the works of German Renaissance artists М. Schongauer, W. Pleydenwurff, А. Dürer, L. Cranach the Elder, U. Graf, P. Vischer the Younger, B. Beham, E. Schoen, which ridiculed the ministers of the Catholic Church, as well as the founder of the Reformation, Martin Luther. These works are characterized by greater (in comparison with the medieval or baroque material) freedom of artistic expression, which is due to inherent heroic enthusiasm of the Renaissance period (G. Bruno).

Текст научной работы на тему «Антиклерикальная тема в искусстве немецкого возрождения»

История

Вестник Ниже; городе ко го университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2, с. 23-31

УДК 7.034

АНТИКЛЕРИКАЛЬНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ НЕМЕЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ © 2015 г. А.Н. Донин

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Н. Новгород

ап^отп@шаП .ги

Поатупила в редакцию 05.03.2015

Рассматриваются произведения художников немецкого Возрождения М. Шонгауэра, В. Плейден-вурфа, А. Дюрера, Л. Кранаха Ст., У. Графа, П. Фишера Мл., Б. Бехама, Э. Шёна, в которых осмеиваются служители католической церкви, а также основоположник Реформации Мартин Лютер. Для них характерна более значительная, чем в Средние века и эпоху барокко, свобода художественного высказывания, в чем проявляется присущий Ренессансу героический энтузиазм (Д. Бруно).

Ключевые алова: Германия, Ренессанс, Реформация, искусство, живопись, графика, антиклерикализм.

В деревне Бризен неподалеку от города Котбуса, в местной церкви, сохранились -правда, не очень хорошо - росписи, созданные, по-видимому, около 1486 года [1, Б. 146]. Большая их часть - это традиционные христианские образы и сюжеты, но среди них можно видеть фантастические существа, а также музицирующих и кривляющихся шутов. Они символизируют мир греха и язычества. Вообще говоря, подобные мотивы в церковном искусстве не редкость, но роспись в Бризене обращает на себя внимание тем, что один из шутов имеет на голове епископскую митру (рис. 1). Перед нами очевидное проявление антиклерикальных настроений, которые уже давно будоражили Священную Римскую империю германской нации. Очень часто эти настроения проявлялись в комической форме.

Собственно, они были направлены против «папизма» и в конце концов привели к Реформации. Римско-католическая церковь выкачивала из Германии ежегодно огромные финансовые средства, что было одной из главных причин, вызывавших протест. Среди других причин -высокомерие и ханжество епископов, распутство монахов, невежество попов. Нередко антиклерикальная тема звучала и в литературе, в связи с чем можно вспомнить, например, известный шпрух Вальтера фон дер Фогельвейде: Как набожно, небось, смеется папа в Риме, Своим монахам говоря:

«Я все устроил с ними». Что так он вправе утверждать,

позор для нас! Двух алеманнов, - говорит он, -

я венчал зараз С тем, чтоб помочь немецким землям

разоряться, Казне же нашей быстро наполняться.

К церковным ящикам своим

я их согнал, как скот;

Их серебро в сундук мой скоро перейдет.

Вино и кур, попы, гоните в рот!

А немцы пусть... постятся!

(Перевод И. Иванова) В немецком искусстве особенно частыми стали проявления антипапских настроений в конце XV - начале XVI века. Однако в живописи антиклерикальная тематика встречается редко. По большей части к ней обращалась графика -рисунок, гравюра на дереве и гравюра на меди. В этой области мы наблюдаем самые разнообразные проявления антиклерикализма - от простой, но зачастую яркой агитационности до философски глубоких произведений. Одним из проявлений таких настроений - правда, в довольно мягкой форме - стал рисунок Мартина Шонгауэра (ок. 1450-1491) «Пьяный монах» (рис. 2) (Дрезден, Кабинет графики). Этому мастеру были присущи пытливость и острая наблюдательность. Очевидно, в основе рисунка лежат впечатления от конкретной натуры. Перед нами данное крупным планом лицо совсем еще молодого человека с плохо выбритой тонзурой, расслабленным ртом и закрывающимися глазами. В руках он держит кувшинчик с напитком. Этот персонаж вызывает сложную смесь эмоций - и осуждение, и легкую брезгливость, и сочувствие.

Резкое и недвусмысленное неприятие папизма - гравюра «Уничтожение Антихриста» (иллюстрация к «Всемирной хронике» Гартмана Шеделя, 1493). Считается, что ее автором был Вильгельм Плейденвурф - один из сотрудников нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута (ок. 1433-1519), руководившего иллюстрированием этого грандиозного издания. Данная гравюра представляет собой лист большого разме-

ра. На земле мы видим две группы людей. Слева одна из них слушает высокопоставленного клирика, а другая, справа - проповедника, который учит истинному Евангелию. В небе разворачивается динамичное действие, центром которого является служитель церкви, похожий на клирика в левой части листа, словно двойник. Возможно, это он же и есть. Контуры фигур, изображенных В. Плейденвурфом, отличаются некоторой резкостью и изломанностью, что было характерно для искусства поздней готики. В бурном движении участвуют вцепившиеся в церковника и избивающие его палками бесы, а также ангел, обрушивающий на него огненный дождь и удары своего меча. Многие немецкие гуманисты видели в папе воплощенного Антихриста. Немного позднее к противопоставлению этих двух персонажей обратится Лукас Кранах.

Первым среди величайших мастеров немецкого Возрождения антиклерикальную тему затронул Альбрехт Дюрер, изобразивший, по предположению чешского ученого Рудольфа Хадрабы, папскую тиару (точнее, три окружающих ее венца) в гравюре «Вавилонская блудница» (рис. 3) из серии «Апокалипсис» (1498) [2, Б. 43]. Изображенная на этом листе куртизанка, сидящая на фантастическом звере, имеет на голове один венец, тогда как другой помещен на высоко поднятом ею кубке, третий же находится на тюрбане человека, стоящего спиной к нам.

Примерно через два года после этого Дюрер вновь обратился к антиклерикальной теме - на этот раз в комическом ключе - в рисунке «Месса ангелов» (ок. 1500, Ренн, музей). Возможно, что он должен был послужить основой для гравюры на этот же сюжет, хотя такой гравюры у Дюрера мы не знаем. Фридрих Винклер пишет об этом листе: «Представлены помыслы духовных лиц во время богослужения в шутливой

сатирической форме» [3, S. 124]. Создавая данный рисунок, автор мог находиться под воздействием иллюстраций к таким книгам XV века, как «Белиал» и «История феи Мелюзины», или картин на тему «Христос в преддверии ада»: как правило, в этих сюжетах фигурируют черти, показанные в юмористическом ключе. Однако Дюрер в своем рисунке обращается также к сатире, и это сатира на духовенство.

Композиция рисунка несколько перегружена деталями: это также наследие уходящей готики. Не вдаваясь в рассмотрение частностей, обратим внимание на главные мотивы этого листа. Передний план занимает группа ангелов, которые держат доску для письма - наподобие классной доски. На ней мы читаем: «Do schreibt hrein was ir wollt», что значит «Пиши сюда, чего ты хочешь». Несколько дальше представлен рогатый бес, который, сидя на книге, исписывает лист бумаги. Еще чуть дальше - ангел, который тоже что-то записывает в тетрадь. К этим центральным мотивам справа и слева от краев изображения обращены взгляды и жесты нескольких духовных лиц. Их позы и жесты говорят, что они как будто присутствуют на богослужении, однако перед каждым из них мы видим беса, который подсовывает им греховные соблазны: бочку, кружку, стаканы, обнаженных женщин, жареных птиц на вертеле. Доска на переднем плане, которую держат ангелы, - это tabula rasa, образное сравнение, которое использует Аристотель, когда имеет в виду как бы ничем не заполненный ум, способный воспринимать все сущее: «...в возможности ум некото -рым образом есть то, что он мыслит, в действительности же нет, пока он не мыслит его. Здесь должно быть так, как на дощечке для письма, на которой в действительности еще ничего не написано; таков же и ум» (Аристотель. О душе. Кн. 3, гл. 4. 429 b30 - 43G a5). Немецкая иссле-

довательница Ульрика Хайнрихс полагает, что Дюрер имеет здесь в виду еще и Фому Аквин-ского, который связывает с аристотелевским сравнением рассуждение об уме ангелов: в противоположность находящемуся в становлении уму человека душа ангела всегда находится в состоянии действительного единства с разумным [4, Б. 48]. Таким образом, смысл рисунка в том, что духовные лица, соблазняемые демонами, запечатлевают в своем сознании, как на доске для письма, греховные образы, а бесы и ангелы записывают мысли о них с тем, чтобы они сыграли свою роль после смерти человека в определении дальнейшего существования его души.

К антиклерикальной тематике неоднократно обращались художники школы Дюрера - братья Ганс Зебальд Бехам (1500-1550) и Бартель Бе-хам (1502-1540). В качестве примеров можно привести ксилографии Бартеля Бехама «Хри-

стос в хлеву» (1524), где церковное здание превращено в овечий хлев (рис. 4), и Ганса Зебаль-да Бехама «Против роскошества монахов» (1521) и «Римский клир в аду» (1524). Данные листы носят агитационный характер, поэтому их графический язык отличается лапидарной лаконичностью.

Несколько раньше, в 1521 году, Лукас Кранах Старший иллюстрировал гравюрами на дереве небольшую книгу «Деяния Христа и Антихриста», подготовленную Лютером, Меланхто-ном, гуманистом Спалатином и юристом Швердтфегером. Как отмечает Вернер Шаде [5, с. 83], эта книга стала самым острым изданием, направленным против папы и папистов, - во многом благодаря иллюстрациям Кранаха. Наиболее популярными среди них стали парные гравюры («Проповедь Христа» и «Папа пирует с епископами» (рис. 5), «Христос въезжает в

Иерусалим» и «Конь везет папу в ад» (рис. 6) и др.). Графический язык этих иллюстраций не столь лаконичен, как в гравюрах братьев Бехам: Кранах не избегает подробностей, хотя и не перегружает ими поле изображения. Он выразительно обрисовывает контуры фигур и придает им живую динамику, предметы же наделяет как бы зримой весомостью.

В том же русле находились и так называемые Flugblätter (листовки) или Bilderbogen (аналог в русском языке - лубок) - агитационные листки, выполненные в технике ксилографии. Изображения в них сопровождались текстом и могли быть раскрашены. К их числу относится, в частности, популярная гравюра неизвестного мастера «Пастыри-волки», несколько прими-

тивная по исполнению, но необычайно доходчивая и выразительная (рис. 7).

Большинство наиболее значительных произведений антипапской направленности относится к двадцатым годам XVI столетия, что совершенно естественно, так как эти листки выражали социальный протест, вылившийся и в Реформацию, и в Крестьянскую войну. Откликнулся на эти веяния и швейцарский художник Урс Граф (ок. 1485 - ок. 1528) - большой мастер, незаслуженно мало у нас известный. В отличие от других художников немецкого Возрождения он был почти исключительно графиком, живописью занимался мало. Созвучен нашей теме его рисунок «Две женщины мстят монаху» (1521, Базель, Кабинет графики) (рис.

Рис. 6

§ в<Ь{1йи(Г глв1|Г<тлГ(1ч4т« сЫгг

{И-1 аи ■ I ■ т| № Ь|»пЪ Ьи ГсЫГ £ тпгогп -и &а1 пиЯ*утшк!?

2«у 11 Ьи гт Ьай Ьипдг ^шгкЫякт

Т>оп&с Ь«гМ

СмйсОДп1»в1рГ(Л»» .

ЗАМк тонт сг гтп Ьсг1«х ЪлГАА^шЫигг^дф*,. <«0и »ЗлЬадлЛм/пшттЗ""«!!«»

1л1||ГсТ1 :Еяи№<п

Ьк Ьшн |ал з Л 1тЛ|Г<п тг яЬсп

УнЙшиЛстг Ь>1Й |1Г|<и|Ьг|(Ьс:<|» У(1хгк Ь|С 1"|с |0|т1тгп*чи СлнрГт з-м И^тс П1|(ТЬ;<гкг ЬггЬп-

£)<илиглы1пЬ(П) ЬсЬлппмлГсм

во ¿Л (|ЬсЬ<п дюПсп Г^лЬсп

1)||кЬ Ь'ийЬ|Т впЬ СагЬш>и ©ои»птгп$|йдтЦЪ«Ьй1

|» |«Ь|д4лч»я& (сЬ: аЬ ЙоЬ* «иЬ Рсг(1ш та п т 1лЬ.

Рис. 7

8). Сюжет этого рисунка не очень понятен, но гораздо более сложен по сравнению с фабулой агитационных листков. Поверженный на землю и как бы запутавшийся в рясе, монах не может отбиться от двух молодых женщин в роскошных платьях, безжалостно избивающих его и царапающих ему лицо. Неповторимый, экспрессивный характер ведения линий и штрихов, по которому рисунки Урса Графа можно безошибочно отличить от работ других художни-

ков, как нельзя лучше выражает психологию персонажей - и яростную злобу монаха, неотделимую от его беззащитности, и мстительную беспощадность обеих женщин. Непонятность сюжета (что, впрочем, характерно для многих рисунков Урса Графа) М.Я. Либман объясняет тем, что художник часто рисовал для себя, и эти работы как бы зашифрованы [6, с. 169]. Однако несомненно, что образы обеих дам близки к двум рисункам Урса Графа, где представлены

модно одетые красотки: «Девушка с пером на берете» (1518, Базель, Кабинет графики) и «Девушка в широкополом берете» (1525, Дессау, Гос. библиотека), о которых предполагается, что это обслуживающие военных лагерные девицы [7, Б. 46].

Наряду с произведениями, выражавшими оппозицию римскому католицизму, известны рисунки и гравюры антиреформационного содержания. Они стали появляться вскоре после возникновения лютеранства и были направлены как против Реформации в целом, так и персонально против Лютера. Среди них заметны гравюры Эрхарда Шёна (1491-1542). Одна из них -«Охота на монахов и попов» - показывает нам окруженный решеткой загон, где мечутся свя-

щенники и монахи, которых «охотники» травят собаками и убивают рогатинами. Другая его гравюра - это сатирический «портрет» Мартина Лютера, где реформатор представлен как волынка, на которой играет черт (рис. 9). В отличие от предыдущей, эта гравюра вызывает улыбку: смешными выглядят как «инструмент», так и дующий в него демон.

Наконец, упомянем рисунок Петера Фишера Младшего (1487-1528) «Аллегория на победу Реформации» (1524, Ваймар, Музей Гёте). Рисунок выполнен пером и подцвечен акварелью (рис. 10). Он замечателен тем, что обыгрывает чрезвычайно распространенный в немецком искусстве того времени сюжет - «Суд Париса». Известны многочисленные произведения на эту

тему, созданные Лукасом Кранахом Старшим, к ней обращались Альбрехт Альтдорфер, Вольф Губер, Ганс Брозамер и другие мастера той эпохи. В них изображались на фоне пейзажа три обнаженные женские фигуры (Юнона, Минерва и Венера), а также двое благородных мужей средних лет в рыцарских доспехах - Меркурий и Парис. Дамы требовали от Париса решить деликатную и сложную задачу - назвать ту из них, что всех прекраснее. На рисунке Петера Фишера Младшего мы тоже видим трех обнаженных красавиц, над которыми помещены латинские надписи, означающие христианские добродетели: Веру, Надежду и Любовь. Они стоят перед персонажем, играющим роль «Париса». Это, судя по надписи над ее фигурой, Юстиция. Ироническое осмысление античности сплавлено в этом рисунке с живой реакцией на современные художнику события. Справа изображено горящее и рушащееся здание церкви, а перед ним опрокинувшаяся статуя папы, под которой лежат раздавленные фигуры Вероисповедания и Обрядности. В центре же листа героизированная в античном духе обнаженная фигура Лютера указывает путь Совести и Народу к воскресшему Христу. Большую роль в воздействии на зрителя играет цветовое решение ри-

сунка: в основном это красные, оранжевые, желтые и коричневые тона, что, с одной стороны, передает телесность обнаженных персонажей и атмосферу пожара, а с другой выражает напряженность ситуации, сложившейся тогда в религиозной жизни Германии.

Корпус произведений немецкого искусства XV-XVI веков на антиклерикальную тему весьма обширен. К сожалению, он далеко не достаточно изучен, а в нашей стране известен немногим специалистам. В рамках одной статьи невозможно подробно рассмотреть весь этот материал. Нашей задачей было охарактеризовать некоторые, наиболее значительные примеры и привлечь к данной теме внимание исследователей. Как нам представляется, главное заключается в том, что во всех произведениях немецкого Возрождения - как рассмотренных, так и не рассмотренных нами (а их много больше), - живо ощущается ни с чем не сравнимое чувство внутренней свободы, которое было порождением самой эпохи, «героического энтузиазма», по выражению Джордано Бруно. Оно, это чувство, выражалось и в той смелости, с которой живописцы и графики выражали антицерковные настроения, и в чисто художественных особенностях их работ: в ведении линии, в

компоновке предметов и фигур и в выразитель- 3. Winkler F. Die Zeichnungen Albrecht Dürers.

■ М'С'А'ХНИ1

P ■

Рис. 10

ном, но в то же время естественном динамизме, в движениях, жестикуляции и позах. И, конечно, в самой тематике, которая исчезла из немецкого искусства после своего короткого расцвета в 1520-1530-х годах в связи с приближением Контрреформации.

Список литературы

1. Ullmann E. Geschichte der deutschen Kunst. 1470-1550. Leipzig: Seemann Verlag, 1985. 328 S.

2. Chadraba R. Dürers Apokalypse. Prag, 1964. 218 S.

Bd. I. 1484 - 1502. Berlin: Deutscher Verein für Kunstwissenschaft, 1936. 194 S.

4. Heinrichs U. Martin Schongauer. Maler und Kup-ferstecer. München, Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2007. 527 S.

5. Шаде В. Кранахи - семья художников. М.: Изобразит. искусство, 1987. 459 с.

6. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М.: Искусство, 1972. 240 с.

7. Pfister-Burkhalter M. Urs Graf. Federzeichnungen. Leipzig: Insel, 1960. 51 S.

ANTICLERICAL THEME IN THE ART OF THE GERMAN RENAISSANCE

A.N. Donin

The author examines the works of German Renaissance artists М. Schongauer, W. Pleydenwurff, А. Dürer, L. Cranach the Elder, U. Graf, P. Vischer the Younger, B. Beham, E. Schoen, which ridiculed the ministers of the Catholic Church, as well as the founder of the Reformation, Martin Luther. These works are characterized by greater (in comparison with the medieval or baroque material) freedom of artistic expression, which is due to inherent heroic enthusiasm of the Renaissance period (G. Bruno).

Keywords: Germany, Renaissance, Reformation, art, painting, drawing, anti-clericalism.

References

1. Ullmann E. Geschichte der deutschen Kunst. 1470-1550. Leipzig: Seemann Verlag, 1985. 328 S.

2. Chadraba R. Dürers Apokalypse. Prag, 1964. 218 S.

3. Winkler F. Die Zeichnungen Albrecht Dürers. Bd. I. 1484 - 1502. Berlin: Deutscher Verein für Kunstwissenschaft, 1936. 194 S.

4. Heinrichs U. Martin Schongauer. Maler und Kup-ferstecer. München, Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2007. 527 S.

5. Shade V. Kranahi - sem'ya hudozhnikov. M.: Izobrazit. iskusstvo, 1987. 459 s.

6. Libman M.Ya. Dyurer i ego ehpoha. M.: Is-kusstvo, 1972. 240 s.

7. Pfister-Burkhalter M. Urs Graf. Federzeichnungen. Leipzig: Insel, 1960. 51 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.