Научная статья на тему 'Портрет белорусского шляхтича конца XVIII века'

Портрет белорусского шляхтича конца XVIII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XIX В. / XVIII В. / РОССИЯ / УНИФОРМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бобровский Д. Е.

В сообщении рассматривается портрет шляхтича Теодора Данейко из Новогрудка, изображенного в гусарском ментике, выполненный в стиле примитивизма пока ещё мало исследованной области восточноевропейской иконографии конца XVIII начала XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет белорусского шляхтича конца XVIII века»

М 11_ Н I Б Т

Бобровский Д.Е. Портрет белорусского шляхтича конца XVIII века.

В сообщении рассматривается портрет шляхтича Теодора Данейко из Новогрудка, изображенного в гусарском ментике, выполненный в стиле примитивизма - пока ещё мало исследованной области восточноевропейской иконографии конца XVШ - начала XIX вв.

Ссылка для размещения в Интернете:

http://www.milhist.info/2012/05/30/bobrovsky 1 Ссылка для печатных изданий:

Бобровский Д.Е. Портрет белорусского шляхтича конца XVIII века [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2012. — Т. I. — С. 346-353. < http://www.milhist.info/2012/05/30/bobrovsky_1> (30.05.2012)

www.milhist.info

2012г.

БОБРОВСКИЙ Д.Е.

ПОРТРЕТ БЕЛОРУССКОГО ШЛЯХТИЧА КОНЦА XVIII ВЕКА

В собрании фондов Национального художественного музея Республики Беларусь хранится портрет (инвентарный номер КП-8860) кисти неизвестного художника, изображающий некоего Теодора Данейко из Новогрудка, о чём свидетельствует текст на оборотной стороне холста. Другая надпись, на обратной стороне рамы, говорит о том, что в 1905 г. он прошёл реставрацию в Художественном училище.

Портрет Теодора Данейко. Национальный художественный музей Республики Беларусь,

инв. № КП-8860

817E

Как видим, портрет написан в стиле примитива, непрофессиональным или полупрофессиональным живописцем. К сожалению, этот пласт художественной культуры конца XVIII - первой половины XIX вв. на материалах Восточной Европы изучен пока совершенно недостаточно. В России он известен в первую очередь по мещанскому, крестьянскому, старообрядческому и купеческому портрету того периода. Что же мы знаем об истории шляхетского рода Данейко? Одним из первых в родословной известен Стефан Янович Федкович Данейко, земянин королевский воеводства Новогрудского, с 1650 г. упоминающийся уже как дворянин королевский1. Герб, присвоенный этому роду, называется «Сас». Ввиду особенности гербовой системы Речи Посполитой, различным дворянским фамилиям могло жаловаться одно и то же изображение, ничего не говорившее об особенностях того или иного рода, а просто указывавшее на его шляхетность. Непосредственным потомком Стефана Яновича являлся Фелициан Данейко, ловчий Инфлянтский, в 1755 г. избранный от Новогрудского воеводства депутатом в Главный Литовский трибунал, на следующий год ставший ловчим Лидским, в 1765 г. - земским Новогрудским, а в последствии - президентом земства Новогрудского. У Фелициана было два сына - Иосиф и Теодор. Последнему из них в 1799 г. отец передал дворец в Новогрудке, а также села Коросна, Циневичи и Данейки .

Герб «Сас»

Может ли этот наследник быть тем самым Теодором, что изображен на портрете? Обратим внимание на его прическу, из достаточно длинных, при этом напудренных, волос, свободно спадающих на виски и завязанных сзади в маленькую косу. Такой тип причесок стал распространяться в европейских странах после событий Французской революции 1789 г., получив название «якобинский стиль», дошедший к середине 1790-х гг. и до Российской империи. На созданной в 1797 г. акварели А. Орловского «Павел I освобождает Костюшко» можно увидеть офицеров именно с такими прическами. При этом важно, что художник до 1802 г. работал в Польше и Литве. Таким образом, можно заключить, что портрет написан во второй половине 1790-х гг. и не позднее самых первых лет XIX века, когда прически снова изменились и стали

-5

короче . Это подтверждает предположение о том, что на нем изображен сын Фелициана Данейко.

На левой стороне груди Теодора мы видим некую орденскую звезду, по очертаниям и рисунку более всего напоминающую австрийский Военный орден Марии Терезии. Однако знак ордена прописан настолько неопределенно, что дать однозначный ответ, основываясь исключительно на этом изображении, практически невозможно. Кроме того, создается впечатление, что награда была пририсована позднее. Известно, что эта линия рода Данейко получила «шляхетство в цесарстве», то есть австрийское дворянство, только в 1858 г.4 Может быть потомки просто «пожаловали» задним числом орден Марии Терезии своему предку, действительно служившему в войсках Австрийской империи в конце XVIII века? На последнее может косвенно указывать гусарский ментик, отделанный серым мехом в который одет изображенный. Известно, что мех серого цвета на ментиках был характерной особенностью обмундирования именно австрийских гусарских офицеров XVIII века.5 Возвращаясь к ордену Марии Терезии, необходимо отметить, что обладатель ордена имел право использовать его изображение на личной печати или гербе.

После смерти кавалера его ближайшие родственники продолжали получать половину пенсии, вместе с тем они были обязаны вернуть в канцелярию орденские знаки, которые позже выдавались новым кавалерам. При этом, обладатель ордена мог за свой счет изготовить копию, уведомив предварительно орденского канцлера. Иностранцам эту награду стали жаловать во время коалиционных войн против революционной Франции в конце XVIII века и к 1815 г. было 127 таких кавалеров6.

Звезда Военного ордена Марии Терезии Большого креста

Таким образом, личность изображенного белорусского шляхтича требует дальнейшего изучения. Собственно же портрет, написанный в самом конце XVIII столетия, интересен прежде всего как образец художественного стиля, только что сменившего на землях бывшей Речи Посполитой широко известный сарматский портретный жанр.

1 Bonicki A. Herbarz Polski. - Warszawa, 1906. - T. II. - S. 74.

2 Op. cit. - S. 75.

-5

Ульянов И.Э. Прически русской пехоты в эпоху императора Александра I //

Сержант. - 2004. - № 2 (29). - С. 9-11.

4 Bonicki A. Herbarz Polski. - S. 75.

5 Pengel R.D., Hurt G.R. Austro-Hungarian Hussars, Artillery and Support Troops

1740-1762. - Birmingham, 1993. - P. 22.

6 Потрашков С. В. Ордена и медали стран мира. - М., 2007. - С. 169-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.