Научная статья на тему 'Порошкообразные смеси для детского и школьного питания'

Порошкообразные смеси для детского и школьного питания Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Золотин А.Ю., Башкиров О.И., Антипова Т.А., Лукин Н.Д., Коптелова Е.К.

Разработка порошкообразных смесей быстрого приготовления одно из перспективных направлении развития ассортиментной базы продуктов для детского и школьного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Золотин А.Ю., Башкиров О.И., Антипова Т.А., Лукин Н.Д., Коптелова Е.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Powdery mixes for baby and school food

Powdery mixes for baby and school food Development of powdery mixes of fast preparation is one of the perspective directions of development of products assortment range for baby and school food.

Текст научной работы на тему «Порошкообразные смеси для детского и школьного питания»

Ш) ДЕТСКОЕ И ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

ТЕМА НОМЕРА

Порошкообразные смеси

для детского и школьного питания

А.Ю. Золотин, О.И. Башкиров, Т.А. Антипова

НИИ детского питания

Н.Д. Лукин, Е.К. Коптелова

ВНИИ крахмалопродуктов

Одно из перспективных направлений развития ассортиментной базы продуктов для детского и школьного питания - разработка порошкообразных смесей быстрого приготовления.

Преимущества смесей: удобство их транспортирования, относительно длительные сроки годности и достаточная простота процесса приготовления готового продукта, при небольших объемах потребления не требующего специального технологического оборудования и занимающего короткое время (не более 30 мин).

Основные технологии смесей: высушивание жидкой композиции ингредиентов; смешивание порошкообразных ингредиентов.

В первом случае производство включает следующие стадии: смешивание жидких (или жидких и порошкообразных) ингредиентов с образованием их жидкой композиции; гомогенизация; стерилизация; сгущение и сушка жидкой композиции; фасование порошкообразной смеси. При определенных условиях стадия сгущения из производственного процесса может быть исключена.

Второй вариант включает стадии смешивания порошкообразных ингредиентов и фасования порошкообразной смеси.

Выбор технологии обусловлен двумя требованиями: необходимостью формирования определенных функциональных свойств продукта; экономической целесообразностью.

Однако указанные требования часто вступают в противоречие.

Смеси можно приготавливать двумя способами, условно названными «холодным» и «горячим».

При горячем способе порошкообразная смесь восстанавливается питьевой водой при температуре 20...40 °С, после чего нагревается до температуры 80.85 °С.

Холодный способ приготовления не предусматривает нагрева восстановленной смеси, т. е. формирование «тела» продукта происходит в процессе восстановления смеси в питьевой воде с температурой 20.40 °С.

При любом способе восстановление смеси происходит в процессе ее перемешивания.

Применяемый способ приготовления продукта определяется рецептурой смеси, а именно, наличием в рецептуре ингредиентов, делающих возможным формирование структуры и консистенции продукта без нагревания восстанавливаемой порошкообразной смеси. Полученный в процессе восстановления порошкообразный продукт может иметь различную текстуру (структуру, консистенцию): жидкую с различной степенью вязкости, пастообразную, твердообразную в виде слабого или сильного студня (желе), или пудинга.

Состав и рецептура продукта формируются посредством внесения в молочную основу вкусоароматических наполнителей (ингредиентов), витаминов, микроэлементов, пищевых и биологически активных добавок.

Роль молочной основы могут выполнять обезжиренное или цельное молоко, сливки, молочная сыворотка, пахта. В зависимости от принятой технологии молочную основу используют в жидком или порошкообразном виде.

В качестве вкусоароматических наполнителей применяют овощные, фруктовые, ягодные соки или пюре, какао, кофе, сахарозу.

Роль пищевых добавок, вносимых в смеси, в основном сводится к формированию структуры и регулированию консистенции, т. е. к текстурированию продукта. В качестве таких функциональных пищевых добавок чаще всего используют гидроколлоиды, индивидуально или в комплексе, т.е. в виде стабилизационных систем.

Биологически активные добавки эн-тиологического, патогенетического, симптоматического действия, снижающие негативное и стимулирующее позитивное воздействие на физический, физиологический, психический и иммунный статусы индивида (потребителя), вносят в продукт для придания ему определенных функциональных свойств с целью адаптации к особенностям метаболизма потребителя, с учетом его возрастного ценза, а также групповой принадлежности продукта, имея в виду дифференцирование ординарного, профилактического, лечебного и реабилитационного питания.

Алгоритм создания порошкообразных смесей быстрого приготовления для детского и школьного питания представляет собой последовательность взаимосвязанных стадий (этапов): конкретизация целевого назначения продукта; разработка исходных требований к продукту; разработка рецептуры смеси; разработка исходных требований к технологии смеси; разработка технологии смеси.

Целевое назначение продукта определяется возрастной категорией потенциальных потребителей (ранний, дошкольный, школьный возраст) и их физиологическим статусом, регламентирующим групповую принадлежность продукта (ординарное, профилактическое, лечебное, реабилитационное питание).

Разработка исходных требований включает конкретизацию сырьевой основы продукта, его потребительских свойств, состава, обеспечивающего соблюдение требований пищевой, биологической и энергетической ценности, возрастно-метаболической, нутриент-ной, метаболической и пищевой адекватности.

Разработка рецептуры состоит в определении перечня наименований и количества ингредиентов смеси, обеспечивающих реализацию исходных требований по позициям «ценности», «адекватности» и «потребительских свойств» к готовому (восстановленному) продукту.

Исходные требования к технологии определяют выбор технологии и конкретизацию ее содержания в аспекте реализации рационального производственного процесса.

Разработка технологии заключается в определении ее регламента, включающего аппаратурно-процессовую (технологическую) схему производственного процесса и информацию о ведении технологических процессов, формализованную в численных значениях технологических параметров.

Рассмотренные стадии создания порошкообразных смесей необходимы, но не достаточны. Для организации высокоэффективного производства на современном уровне следует комплексно решать вопросы, связанные с качеством и пищевой безопасностью сырья и ингредиентов, их пищевой и технологической адекватностью производственному процессу, реализацией и потреблением готовой продукции, экологической безопасностью сырья, ингредиентов, готовой продукции и эко-логичностью производства, обоснованием его социальной или экономической эффективности.

Практическая сторона рассматриваемого вопроса связана с апробацией рецептур продукта и разработкой нор-

BABY AND SCHOOL FOOD

мативнои документации на его производство.

Цель одного из этапов апробации рецептур - выявление возможности и различии применения в качестве тек-стурирующего ингредиента различных видов модифицированных крахмалов.

В рецептурах использовали модифицированные крахмалы, выработанные во ВНИИ крах-малопродуктов: кукурузный фосфатный (1), набухающий кукурузный (2), набухающий кукурузный фосфатный (3), набухающий пшеничный (4), набухающий картофельный (5).

Порошкообразную смесь восстанавливали в питьевой воде, имеющей температуру 40...45 °С с последующим нагревом восстанавливаемой смеси при перемешивании до 75.77 °С, при массовом соотношении смесь-:вода, равном 1:4.

Основу смеси составляло молоко сухое цельное, в качестве вкусовой добавки применяли сахарозу, массовая доля крахмала в смеси - 20 %.

Готовый продукт оценивали органолепти-чески.

По результатам орга-нолептической оценки установлено:

• по степени загущения образцы располагаются в порядке уменьшения вязкости: 1- 5 - 3 - 2 - 4;

• после 10 ч хранения восстановленной смеси тенденция вязкости, в общем, сохраняется, хотя имеет место ее выравнивание;

• в процессе охлаждения образцов на их поверхности в той или иной мере (степени) образуется пленка, которая после перемешивания продукта повторно не восстанавливается;

• цвет образцов 2, 3, 4, 5 - белый; 1 - желтоватый;

• все образцы в период остывания имеют запах, свойственный крахмалу (наиболее выраженный при ис-

пользовании картофельного крахмала), практически исчезающий по истечении некоторого времени хранения;

• по вкусовым ощущениям образцы располагаются в порядке (от лучшего к худшему): 3 - 2 - 4 - 1- 5.

В настоящее время НИИ детского питания в рамках выполнения тематического плана проводит исследования, связанные с разработкой порошкообразных смесей для различных видов продуктов для детского и школьного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.