Научная статья на тему 'ПОРОХ ДЛЯ ПОБЕДЫ. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2019 Г. НА УКРАИНЕ'

ПОРОХ ДЛЯ ПОБЕДЫ. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2019 Г. НА УКРАИНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
161
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / УКРАИНСКИЕ ВЫБОРЫ / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / ПЕТР ПОРОШЕНКО / ВЛАДИМИР ЗЕЛЕНСКИЙ / ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО / ПРЕДВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / UKRAINE / UKRAINIAN ELECTIONS / UKRAINIAN CRISIS / PETRO POROSHENKO / VOLODYMYR ZELENSKY / YULIA TYMOSHENKO / ELECTION PR TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крутиков Антон Алексеевич

Президентские выборы 2019 г. на Украине названы рекордными как по количеству кандидатов, так и по разнообразию представленных ими политических сил. Избирательная кампания в очередной раз показала свою непредсказуемость, а участие в ней медийных фигур стало серьезным вызовом для действующей украинской власти. Сенсационные результаты Владимира Зеленского, заслужившего титул «разрушителя элит», способны стать культурным феноменом и значимым прецедентом в новейшей украинской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUNPOWDER FOR VICTORY: 2019 PRESIDENTIAL ELECTION CAMPAIGN IN UKRAINE

The 2019 presidential election in Ukraine was marked by a record number of candidates and unprecedented diversity of political forces represented in the campaign. The election once again showed its unpredictability, and the participation of media personalities turned out to be a serious challenge for the Ukrainian authorities. The sensational vote for Volodymyr Zelensky, who received the title of Destroyer of Elites, can become a cultural phenomenon and set a significant precedent in modern Ukrainian history.

Текст научной работы на тему «ПОРОХ ДЛЯ ПОБЕДЫ. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2019 Г. НА УКРАИНЕ»

АНТОН КРУТИКОВ

ПОРОХ для ПОБЕДЫ | 90

DOI 10.32726/2411-3417-2019-2-90-105 УДК 323; 324

Антон Крутиков

Порох для победы.

Президентская избирательная кампания 2019 г. на Украине

Аннотация. Президентские выборы 2019 г. на Украине названы рекордными как по количеству кандидатов, так и по разнообразию представленных ими политических сил. Избирательная кампания в очередной раз показала свою непредсказуемость, а участие в ней медийных фигур стало серьезным вызовом для действующей украинской власти. Сенсационные результаты Владимира Зеленского, заслужившего титул «разрушителя элит», способны стать культурным феноменом и значимым прецедентом в новейшей украинской истории.

Ключевые слова: Украина, украинские выборы, украинский кризис, Петр Порошенко, Владимир Зеленский, Юлия Тимошенко, предвыборные технологии.

Кандидаты и скандалы

Украинские выборы уже давно перестали быть событием только политической жизни страны, их скорее следовало бы отнести к явлениям культуры. Появление таких новаций, как «третий тур», лишний раз подчеркивает революционную смелость привносимых ими перемен и их абсолютную непредсказуемость.

В отличие от России, которая, как известно, всегда идет своим путем, но в рамках общемировых трендов, постсоветская история Украины не началась в 1991 г. Государство еще долго оставалось советским — как по персональному составу элит, так и по господствующей в обществе политической культуре. До середины девяностых страна не имела собственной конституции и жила по основному закону, принятому в 1978 г. А советская властная «вертикаль» (от районных советов к верховному), повсеместно ликвидированная в России в 1993-м, существует на Украине и сегодня. Новая постсоветская Украина возникла почти десятилетие спустя, ее отсчет можно вести приблизительно с 1999 г., со второго срока президентства Леонида Кучмы. Выдвинутый президентом тезис «Украина — не Россия» стал краеугольным камнем новой украинской государственности, фактически — национальной идеей.

Сведения об авторе: КРУТИКОВ Антон Алексеевич — историк, научно-просветительский проект «Западная Русь», bialyorzel1000@gmail.com.

АНТОН КРУТИКОВ

ПОРОХ для ПОБЕДЫ | 91

С этого момента основой легитимности для украинской власти становится утверждение о собственном историческом пути Украины и ее независимости от северного соседа. И если главный вопрос, который, по мнению Л. Кучмы, стоял на повестке дня — «создать украинца», — остался все же нерешенным, создать новую политическую систему удалось. При Кучме Украина получила новую конституцию и новых политических лидеров, не столь связанных своим происхождением с прежней коммунистической номенклатурой. Начиная с 2004 г. политики нового типа, подобные Виктору Ющенко или Юлии Тимошенко, стали принимать активное участие в предвыборной борьбе [Ющенко, с. 340].

Каждые новые выборы на Украине на протяжении последующих 15 лет были источниками сенсаций. Их называли скандальными и фальсифицированными, дорогими и непредсказуемыми, непременно добавляя эпитет «самые», подчеркивавший их уникальность. Отравленный за дружеским ужином у бывшего руководителя СБУ В. Ющенко (2004), выигравший вопреки всем данным экзитполов В. Янукович (2010) и, наконец, «президент-победа» П. Порошенко, обещавший закончить АТО в «считанные часы» (2014), навсегда войдут в украинскую историю.

Президентские выборы 2019 г. на Украине также оказались рекордными — как по количеству кандидатов, так и по разнообразию представленных ими политических сил. Выборы уже успели назвать одними из самых затратных за весь период независимой Украины. Длинный список претендентов включал в себя нескольких олигархов, действующего президента (долларового миллионера), медийные фигуры, лидеров партий и общественных организаций, в том числе чудом переживших Майдан «регионалов», и даже председателя федерации футбола Мариуполя.

Рекордный список из 44 участников к концу предвыборной гонки сократился до 39. Накануне предусмотренного законом «дедлайна» (8 марта 2019 г.) свои кандидатуры сняли мэр Львова — лидер партии «Самопомощь» Андрей Садовый, народный депутат — лидер партии «Народный контроль» Дмитрий Добродомов и журналист Дмитрий Гнап. В пользу президента Петра Порошенко снял свою кандидатуру первый заместитель командующего Сил спецопераций ВСУ Сергей Кривонос, выдвинутый партией «Воины АТО». Наконец, в пользу кандидата от «Оппозиционного блока» народного депутата Александра Вилкула снял свою кандидатуру народный депутат, лидер партии «Наши» Евгений Мураев.

«Столпотворение» в избирательном бюллетене могло быть и еще большим, так как изначально в ЦИК Украины подали заявления 90 претендентов на статус кандидата. Серьезным барьером для участия в выборах стало требование о внесении залога в Центральную избирательную комиссию в размере 2,5 млн гривен, который по закону возвращается лишь двум кандидатам, вышедшим во второй тур. Поэтому в окончательном списке преобладали состоятельные политики.

Значительные расходы на избирательную кампанию заставили многих наблюдателей задаться вопросом о происхождении этих средств. В целом до первого тура все

кандидаты потратили рекордную сумму в 1,3 млрд грн. Это официальные данные Центральной избирательной комиссии [Вибори Президента УкраТни...], которая впервые смогла проанализировать расходы совместно с Национальным агентством предотвращения коррупции. Выяснилось, что вопросы следует задать как минимум половине кандидатов. Были зафиксированы многочисленные нарушения в ходе агитации и размещения рекламы, теневое финансирование и даже подкуп избирателей.

Как отметил аналитик движения «Честно» Игорь Фещенко, лидером по привлечению денежных средств стал действующий президент. «Порошенко — лидер по объему избирательных фондов: его избирательный фонд с момента регистрации до 18 марта составил 418 млн гривен ($15 млн) — это его собственные деньги» [Выборы-2019]. На втором месте оказалась лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко: затраты на ее кампанию составили 166 млн гривен ($6 млн). «Но мы до конца самих выборов не будем знать, кто профинансировал саму партию, так как мы в финансовом отчете видим только транзакции», — посетовал Фещенко [Кандидаты в президенты...]. Эти обстоятельства вызвали целый ряд обвинений кандидатов в сотрудничестве с олигархами и получении теневых средств на предвыборную агитацию.

Такие обвинения были далеко не беспочвенными. Хорошо известна поддержка, которую оказывал, например, украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ Юрию Бойко или Ренат Ахметов — П. Порошенко. Опальный олигарх Игорь Коломойский сделал ставку на Ю. Тимошенко и В. Зеленского. Виктор Пинчук, владелец популярных на Украине телеканалов ICTV, СТБ и «Новый канал», поддерживал сразу нескольких кандидатов, стремясь быть «равноудаленным» от всех участников президентской гонки. Пожалуй, только народный депутат Сергей Тарута был избавлен от обвинений в связях с олигархами. Для человека, занимавшего в прошлом восьмую строчку в списке богатейших людей Украины и обладающего депутатским иммунитетом, они действительно звучали бы странно.

В целом, скандалы, связанные с финансированием выборов, являются привычной частью предвыборной борьбы на Украине и еще далеко не раскрыли весь свой возможный потенциал.

Украинская «тройка»

Помимо ветеранов украинской политической элиты, «ветеранов АТО» и прочих технических кандидатов, в избирательном списке оказались и медийные фигуры, причем появление в нем шоумена Владимира Зеленского сразу спутало все карты. Тройка лидеров определилась очень быстро («женщина, комик и трагик», как не без иронии замечали комментаторы). Актер и продюсер В. Зеленский ушел в отрыв, опережая действующего главу государства П. Порошенко почти в полтора раза. Замыкала тройку лидер партии «Батькивщина» Ю. Тимошенко, безуспешно пытавшаяся занять президентский пост последние 10 лет.

Неизвестно, как оценивали свои шансы остальные участники. Согласно данным социологических опросов, опубликованным незадолго до выборов, у очень немно-

гих поддержка превышала 3% [Прес-рел1з]. Очевидно, что для остальных кандидатов «участие» изначально было гораздо ценнее, чем «победа». Мотивы их могли быть различными, вряд ли для кандидатов-спойлеров они вообще находились в политической плоскости. Для многих участников избирательная кампания оказалась весьма удобной и эффективной формой самопиара перед парламентскими выборами. Тот факт, что из 39 кандидатов 6 не истратили ни одной гривны на предвыборную агитацию, говорит сам за себя.

П. Порошенко начал свою избирательную кампанию с выступления на форуме «От Крут до Брюсселя. Мы идем своим путем», в котором он объявил о своем решении баллотироваться на второй срок. Обращение украинского лидера к истории было далеко не случайным. Название маленькой железнодорожной станции на Черниговщине, где в январе 1918 г. киевские студенты и юнкера приняли неравный бой с войсками левого эсера подполковника М.А. Муравьева, уже давно стало на Украине символом сопротивления «российской угрозе».

По мнению Порошенко, главным препятствием на пути «к Брюсселю», как и сто лет назад, является Россия и Украину и ее суверенитет, как и тогда, необходимо защищать от агрессии северного соседа. Стоит заметить, что явные параллели между двумя гражданскими войнами действительно существуют. Можно найти и немало общего между избирательными процессами в украинском государстве тех лет и в современной Украине, где они развиваются по сходной драматургии. Однако почему Петр Порошенко увидел «европейский выбор» в украинских событиях 1918-1920 гг., остается загадкой.

Начиная борьбу за своего избирателя, а вернее, борьбу с собственным антирейтингом, президент пошел по очень простому пути. На протяжении всей предвыборной кампании Порошенко убеждал своих сограждан, что в бюллетене не 39, а 40 фамилий. Сороковым и, похоже, главным кандидатом является российский президент Владимир Путин. Это что-то вроде строки «против всех», удаленной из бюллетеня по требованию украинского законодательства. Порошенко словно предлагал своим оппонентам посоревноваться — кто из них больше не любит Путина.

Невероятный накал речей кандидата должен был компенсировать отсутствие явных успехов в экономике за пять лет его президентства и провальную политику в социальной сфере. Призывы «сорвать планы Кремля» чередовались с напоминаниями о двух главных достижениях последних лет — полученном от Константинополя томосе и безвизовом режиме с ЕС.

Мобилизация избирателя перед лицом внешней угрозы была единственной, по мнению П. Порошенко, верной стратегией, и надо признать — единственно доступной в его положении. «В день выборов линия фронта не только на Востоке. Линия борьбы с агрессором проходит через каждый избирательный участок. Взяв в руки бюллетень, скажите «нет» Путину. И ставьте галочку за европейскую Украину, за независимое государство, за сильную экономику и нашу уникальную национальную идентичность», — убеждал президент избирателей через свой официальный Twitter [Петро Порошенко].

При этом были задействованы все возможные административные и финансовые ресурсы. Резко выросли выплаты военным и сотрудникам спецслужб, деньги щедро вливались в армию создателей виртуальной реальности — журналистов и блогеров. Новые обещания получили пенсионеры и наиболее активные в электоральном отношении граждане — работники бюджетной сферы. Фактически, несмотря на антироссийскую риторику, президент и его команда повторили все предвыборные лозунги и политтех-нологические приемы избирательной кампании «Единой России», просто адаптируя их к украинской действительности. Даже лозунг «Кандидатов много — президент один» оказался точной копией предвыборного лозунга Владимира Путина образца 2012 г. [Bershidsky, Why Ukraine's Reformers...].

Результаты, которых добился П. Порошенко в первом туре, показали, что такая стратегия принесла относительный успех. Согласно данным ЦИК Украины, действующий президент набрал 15,95% голосов избирателей и вышел во второй тур, не пустив в него Ю. Тимошенко, незадолго до этого объявившую в Верховной раде о начале процедуры импичмента президента. Но эта победа была лишь временной передышкой. Данные экзитполов 31 марта показали, что многие из тех, кто голосовал за Порошенко в первом туре, не готовы отдавать свои голоса за него во втором. Шансы на победу для По-рошенко оставались призрачными [Разгром во втором туре...].

Для бывшего премьер-министра страны Ю. Тимошенко нынешняя избирательная кампания была уже третьей попыткой занять президентское кресло. В 2004 г. она поддерживала В. Ющенко и была среди инициаторов первого Майдана, а в 2010 и 2014 гг. проиграла выборы. В нынешнюю кампанию Тимошенко вступила с программой «Новый курс Украины», включающей принятие «народной» конституции. Новый основной закон, по ее мнению, «позволит изменить несправедливые правила общежития в стране, преодолеть коррупцию и обеспечит подлинное народовластие» [Новий курс УкраТни].

Лидер «Батькивщины» обещала своим избирателям бороться с коррупцией, вдвое снизить цены на газ, вернуть под контроль Украины не только Крым, но и Донецк и Луганск и повысить благосостояние украинцев. Важным пунктом ее программы стало и обещание «создать армию по стандартам НАТО». Если принятый курс не оправдает ожидания украинцев, кандидат пообещала подать в отставку через 1 00 дней после инаугурации.

Несмотря на колоссальные финансовые ресурсы, затраченные на избирательную кампанию, она для Ю. Тимошенко в целом оказалась неудачной. Грандиозным скандалом обернулось выдвижение ее однофамильца — Юрия Владимировича Тимошенко, депутата Верховной рады и в прошлом «ветерана АТО». Кандидат-спойлер имел задачу оттянуть часть голосов Ю. Тимошенко, с чем он прекрасно справился (их фамилии и инициалы полностью совпадали, и оба кандидата находились рядом в избирательном бюллетене). Не помогли ни протесты, ни попытки (не совсем законные) снять его с выборов. Сама Тимошенко была убеждена, что за всем стоит президент Порошенко и его команда. «Это они рассчитывают таким мошенническим, унизительным способом

забрать у меня на выборах какие-то проценты», — заявляла она в интервью украинскому телеканалу «1+1» [Право на владу...].

6 марта 2019 г. СБУ и Генеральная прокуратура пресекли попытку дать взятку кандидату Юлии Тимошенко в размере 187 тыс. долларов (5 млн гривен). По словам одного из задержанных, за «провокацией» стояли Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко и президент Петр Порошенко. Задержанный СБУ Тарас Костанчук сам имел президентские амбиции — в ЦИК Украины отказали ему в регистрации. По словам народного депутата Семена Семенченко, ранее он называл себя оперативным сотрудником СБУ и плотно сотрудничал с главным военным прокурором Анатолием Матиосом.

Однако Генеральная прокуратура настаивала на иной версии. По мнению Ю. Луцен-ко, к даче взятки самовыдвиженцу Юрию Тимошенко причастен член партии «Бать-кивщина» Валерий Дубиль. Именно он выступал заказчиком подкупа однофамильца Юлии Тимошенко, чтобы тот отказался от участия в выборах [Заказчиком подкупа... ] Несмотря на всю очевидность провокации, Ю. Тимошенко не смогла избежать имиджевых последствий от этого скандала, и ей, опытному политику, досталось лишь почетное третье место и 13,4% голосов избирателей [Вибори Президента УкраУни...]. Разумеется, такой результат для Тимошенко — совсем не то, что могло устроить ветерана политической борьбы, вовлеченного в нее почти с середины 1990-х годов.

Лидером первого тура президентских выборов оказался актер и шоумен Владимир Зеленский. Он уже успел побывать в роли главы украинского государства — в сериале «Слуга народа», снятом его же продюсерской компанией «Студия Квартал 95». Избирательная кампания с его участием достаточно быстро стала напоминать подобный сериал, в котором герой, почувствовав свою силу, без труда сокрушает традиционные политические элиты.

Феномен Зеленского строился не только на его невероятной харизме (чего стоит хотя бы привлечение его штабом 570 тыс. волонтеров). Его появление совпало с мейн-стримными настроениями украинского избирателя — неудовлетворенным запросом на новых лидеров и, главное, сильнейшей усталостью от политики. Высокая поддержка, полученная В. Зеленским в первом туре, — следствие недовольства общества властью, отсутствием новых имен и новых идей. Выступая на стадионе «Днепр-Арена» в Днепре (бывшем Днепропетровске) 26 марта, Зеленский обращался к своим избирателям: «Есть ощущение, что мы с вами живем последние 28 лет в каком-то дремучем лесу. Действительно темно и нет света. И какие-то люди нас пытаются провести, вывести на свет, нам с вами что-то обещают. Но ощущение, что нас с вами водят в этом лесу по кругу». «Вы умные люди, — убеждал Зеленский, — вы и так знаете, что вам делать 31 марта» [Выступление Владимира Зеленского...].

Среди ближайших соратников В. Зеленского оказался продюсер Сергей Шефир, участник его политической команды и один из создателей «Слуги народа». Он отмечал, что эта картина повлияла на сознание самих ее создателей. «Никто не предполагал, что так получится. Никто и мысли не допускал, что мы пойдем в политику. Жизнь состо-

ит из маленьких случайностей. Мы как творческие люди решили: давай покажем, как простой человек может стать президентом, как теперь честно все будет в стране» [Это не шутка...]. Соратники актера вовремя почувствовали: люди уже не верят программам и обещаниям, идеологическая повестка на Украине исчерпала себя. На смену ей пришла медийная, а запрос на «президента с телеэкрана» — реален.

В такой ситуации политик-шоумен, подобный В. Зеленскому, обладает колоссальными преимуществами. Он умеет говорить перед камерой, кратко и доходчиво излагает свои мысли. Ему не всегда обязательно быть компетентным, так как массы избирателей этого все равно не заметят. Важно быть убедительным, доступным и изображать откровенность [Феномен Зеленского...].

Революционным с точки зрения политического маркетинга подходом в избирательной кампании Зеленского стало использование социальных сетей. «Зеленский — первый и единственный из всех украинских политиков, кто вообще может обойтись без телевизора. Охват его аудитории в соцсетях сопоставим с показателями среднего украинского телеканала. Короткий видеоблог в «Инстаграме» набирает по 700-800 тыс. просмотров, а отдельные видео — 1,5 млн. С такими показателями ему вообще можно не ходить на ток-шоу», — отмечал украинский журналист, автор портала «Обозреватель» Денис Казанский.

Результаты уже первого тура показали, что личная популярность человека, не связанная с его политической позицией, может быть куда убедительнее военных и дипломатических «побед» действующего президента. Ценность этих «побед» для уставших от политики людей далеко не очевидна. В полном соответствии с прогнозами, Зеленский занял первое место по итогам голосования в первом туре, набрав 30,24% голосов и почти вдвое обойдя действующего президента [Вибори Президента УкраУни...].

«Убрать порох из дома»

Помимо экономики и политических реформ, предвыборные программы кандидатов в основном были сосредоточены вокруг двух тем — коррупции и военного конфликта на Донбассе [Против войны...]. Именно эти проблемы названы наиболее актуальными в совместном исследовании, проведенном тремя социологическими службами: Центром социальных и маркетинговых исследований SOCIS, Киевским международным институтом социологии и Центром Разумкова [Прес-рел!з...]. Согласно их данным, конфликт на Юго-Востоке беспокоит 61,2% населения республики, на втором месте — социально-экономические вопросы [Там же].

Война и коррупция — главные беды Украины. Выборы 2019 г. убедительно показали: если украинский избиратель еще готов терпеть их по отдельности, то в комплексе — категорически нет.

Серьезный удар по рейтингу П. Порошенко нанес коррупционный скандал, связанный с закупками российских запчастей для украинской военной техники и контрабанд-

ными поставками для украинских оборонных предприятий. Согласно информации, распространенной в украинских СМИ, приближенные к президенту высокопоставленные чиновники закупали оружие и запчасти в РФ, а затем контрабандой отправляли на Украину. По мнению проводивших расследование журналистов, махинации в оборонной сфере принесли их участникам не менее 250 млн гривен (более 9 млн долларов). Как заявил депутат Верховной рады, основатель украинского националистического батальона «Азов» Андрей Билецкий, подобную схему украинские власти использовали и раньше, когда закупали запчасти для военной техники у стран НАТО, в прошлом входивших в Организацию Варшавского договора [44 хвилини...].

Характерно, что никакого подтверждения или опровержения с российской стороны не последовало. Обвинения звучали абсурдно, но в украинских условиях вполне могли оказаться правдой. Не стало сенсацией и заявление пресс-секретаря российского президента Д. Пескова, что он, «честно говоря, не в курсе этого скандала». [Песков.]. Но такого подтверждения, собственно говоря, и не требовалось. Новость была подхвачена основными конкурентами П. Порошенко и широко растиражирована в СМИ. Ю. Тимошенко объявила о запуске процедуры импичмента президента из-за расследования о хищениях в вооруженных силах. А уже упомянутый А. Билецкий и подконтрольный ему «Национальный корпус» организовали 9 — 11 марта протестные акции в Киеве, Черкассах и Житомире (в ходе двух последних Порошенко был вынужден спасаться бегством от избирателей) [«Нацюнальний корпус»...].

Тем не менее П. Порошенко, игнорируя обвинения в коррупции, начинал свою избирательную кампанию именно с военной риторики. Первый лозунг президента появился еще в 2018 г.: «Армия! Язык! Вера! Мы идем своим путем! Мы — Украина». Предложенная президентом формула подчеркивала «главные достижения» 2014-2018 гг., и прежде всего — создание боеспособной украинской армии. Примечательно, что девиз избирательной кампании 2014 г. — «Жить по-новому» — оказался уже не актуален. Порошенко убеждал избирателя в важности национальной обороны, национальной идентичности и национальной украинской церкви.

Однако приоритеты, которые расставил президент, вызвали неоднозначную реакцию. Наблюдатели называли их средневековыми и не соответствующими целям развитого европейского общества. «Экономика в руинах, демократия задушена, реформы провалены. Что он предложит своим избирателям?» — задавались вопросом журналисты [«Скрепы»...]. А экс-нардеп Кирилл Куликов увидел даже сходство лозунга со знаменитой российской триадой «Православие, самодержавие, народность». И если создатель последней, по словам Куликова, всем известен, то «кто же автор этого шедевра»? [Там же].

Потерпев неудачу с первым лозунгом, команда П. Порошенко предложила новый предвыборный ход. Его пиар-служба запустила виртуальный флешмоб с девизом «Украине нужен ПОРОХ» («УкраУы потрiбен ПОРОХ») [УкраУы...]. Игра слов идет от фамилии президента и развивает его идею о противостоянии «российской агрессии». По мнению кандидата в президенты Евгения Мураева, новая агрессивная риторика возникла

не только в целях мобилизации избирателя. После инцидента в Керченском проливе 25 ноября 2018 г. у президента оставалось не так много возможностей для поднятия своего рейтинга. Данный лозунг оправдывал введение военного положения в областях, прилегающих к Черному и Азовскому морям, то есть там, где рейтинг П. Порошенко всегда оставался низким. А продолжение конфликта в Донбассе оказалось выгодно ему тем, что позволяло отстранить часть населения от выборов [Евгений Мураев].

Если учесть, что в выборах не смогли принять участие почти 11 млн граждан (10,8 млн по данным ЦИК), то такое утверждение представляется абсолютно обоснованным [Ви-бори Президента УкраУни...].

Другие соперники также не оставили без внимания военную риторику П. Порошен-ко. Бизнес-партнер И. Коломойского, кандидат в президенты Александр Шевченко прославился своими билбордами с обещанием «Прибрати порох з нашоУ оселЬ> [Олек-сандр Шевченко]. Таким способом политик гарантировал украинцам «убрать порох из нашего дома». Смысл лозунга можно понимать двояко — и как призыв закончить войну, и как обещание избавить страну от непопулярного президента. «Наш дом — это Украина. Задумайтесь, разве нам не пора навести здесь порядок? Разве пыль и порох должны быть в нашем доме всегда?» — обратился кандидат к избирателям в одном из телевизионных выступлений [Там же]. И хотя по итогам первого тура А. Шевченко набрал всего 0,57% голосов, смелость и креативность его избирательной кампании невозможно отрицать.

Инвестиции в победу

Участие украинской олигархии в выборах не ограничивалось финансированием избирательной активности отдельных аффилированных с ней кандидатов. Избирательная кампания стала прекрасной возможностью отработать на практике механизмы мобилизации ресурсов — финансовых, медийных, административных — и получить важный опыт в преддверии нового избирательного цикла, выборов в Верховную Раду Украины.

Вмешательство в политику уже давно не является для украинских олигархов неким «хобби» — это одно из необходимых условий выживания. «Дело Коломойского» 2015 г. убедительно показало, что утрата контроля над политическими процессами в стране неизбежно влечет за собой утрату активов, а часто и угрозу личной безопасности. Весной 2014 г. Порошенко победил во многом именно благодаря финансовой, медийной и организационной поддержке Коломойского. Однако всего через год олигарх лишился ряда важных активов, включая влияние на полугосударственную компанию «Укрнафта», и утратил гордость своей бизнес-империи — крупнейший на Украине «Приватбанк».

Покинув пост днепропетровского губернатора, И. Коломойский стал политическим эмигрантом и из ближайших друзей и союзников П. Порошенко превратился в одного из его злейших врагов. Живя «на два дома» — в (Швейцарии и Израиле, олигарх никогда не покидал надежду вернуть утраченное. Поддержка, которую оказывал Коло-

мойский Зеленскому и Тимошенко на протяжении всей избирательной кампании, бурно обсуждалась в прессе и не отрицалась самими кандидатами. Неясной оставалась лишь конечная цель «игры» Коломойского. Премьерский пост Тимошенко (для многих почти очевидный) совсем не обязательно мог рассматриваться как один из актуальных сценариев.

Для своей предвыборной кампании и В. Зеленский, и Ю. Тимошенко использовали один и тот же медийный ресурс — принадлежащий И. Коломойскому телеканал «1+1». Тимошенко так и не создала собственный пул лояльных ей СМИ, полагаясь на уже существующие возможности, предоставленные опальным олигархом. И хотя ее избирательная кампания была самой дорогой среди всех кандидатов за исключением Порошенко, это не помогло ей выйти во второй тур.

Победа В. Зеленского для И. Коломойского выглядела куда более предпочтительной. Молодой кандидат без политического «бэкграунда» и без команды вполне мог бы стать орудием в руках олигарха и помочь ему решить проблему возврата активов. Сам лидер электоральной гонки, впрочем, неоднократно опровергал такой сценарий, заявляя, что «не является ничьей марионеткой».

Привлекательность кандидатуры В. Зеленского строилась не только на его харизме актера, примерившего на себя роль «разрушителя элит». Одним из важнейших постулатов экономической программы Зеленского являлась легализация «серой сферы», которую в 2017 г. киевское правительство оценивало в 31% ВВП (около 37 млрд долларов) [Szoszyn]. Для находящихся «в тени» олигархов и предпринимателей Зеленский предложил ввести «нулевую налоговую декларацию». Взамен они должны были бы единовременно перечислить в бюджет государства 5% от стоимости своего имущества.

На фоне экономических программ других кандидатов такие предложения В. Зеленского выглядели поистине революционными, а Порошенко они сулили катастрофу. «Судьба уже так распорядилась, что свела меня во втором туре с марионеткой Коломойского. Но Коломойскому мы не дадим ни одного шанса», — парировал президент на следующий же день после первого тура голосования.

Однако у украинского избирателя на этот счет оказалось иное мнение. Социологические исследования, проведенные на выходе с избирательных участков 31 марта 2019 г., показали, что во втором туре почти половина украинцев (49,4%) собирались отдать свой голос за В. Зеленского и лишь 19,8% — за П. Порошенко. Таковы были данные экзитпола, проведенного телеканалами «112 Украина» и NewsOne совместно с Институтом социальных исследований и консалтинга SORA (Австрия) и Центром «Социальный мониторинг» [Разгром во втором туре...].

«Сломать эту систему»

Три недели, разделявшие первый и второй тур президентских выборов, для П. По-рошенко прошли под знаком поиска более радикальных средств борьбы со своим

оппонентом. В ход пошли стратегии черного пиара, новые агрессивные лозунги, утверждения о некомпетентности В. Зеленского и его неспособности «противостоять агрессии РФ». Зеленского последовательно называли «малороссом», «агентом Путина» и «марионеткой Коломойского», а его проект — попыткой реванша сил, проигравших в 2014 г. Однако колоссальный, почти трехкратный разрыв в рейтингах ставил под сомнение эффективность этих попыток.

Призрачность шансов на победу не могла не нервировать президента и заставляла его совершать ошибки. Так, он согласился на проведение предвыборных дебатов с соперником на киевском стадионе «Олимпийский», в присутствии десятков тысяч зрителей. Возможно, в этом была какая-то историческая закономерность — любовь к «открытым пространствам» является одной из особенностей украинской политики. Однако публичные выступления очевидным образом не являлись сильной стороной П. Порошенко, а выступления на стадионах — тем более. Для В. Зеленского же такой формат — привычная форма общения с аудиторией, он профессиональный актер и обладает колоссальным опытом подобного рода. Данное предложение, по всей видимости, было с его стороны сознательным ходом.

Характерно, что по данным исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии, лишь 42% украинцев считали дебаты необходимыми, причем в искренность на них П. Порошенко верили только 19%, а в искренность В. Зеленского — более 50% [Суспiльно-полiтичнi настроУ...].

Дебаты состоялись 19 апреля на НСК «Олимпийский» в Киеве и, по мнению экспертов, продемонстрировали преимущество В. Зеленского. Их основная тематика — борьба с коррупцией, связи с олигархами, война на Донбассе и продолжение реформ — совпадала с мейнстримными темами предвыборной кампании. Зеленский выглядел более естественным и убедительным. «Я простой человек, который пришел сломать эту систему. Я результат ваших ошибок и обещаний», — так обратился Зеленский к президенту [Дебаты Зеленского и Порошенко...].

Вместе с тем дебаты 19 апреля выявили одну особенность украинской избирательной кампании и ее финальной стадии, в частности: оба кандидата говорили об одном и том же. Различие между ними заключалось лишь в том, что за Порошенко стояли опыт и административный ресурс, а за Зеленским — медийная известность и амбиции.

Идеологическая повестка на предвыборном поле современной Украины практически себя исчерпала. Сегодня трудно представить себе украинского политика, который решился бы открыто заявить о своих левых взглядах или о пророссийской ориентации. В политическом дискурсе доминирует «умеренный национализм» и курс на евроинтег-рацию, хотя разные политики наполняют этот термин совершенно разным содержанием. Кризис таких проектов, как «Самопомощь» А. Садового, показывает, что украинцы не заинтересованы в политических партиях европейского типа, а шансы на создание собственной успешной социал-демократии минимальны.

Именно поэтому полемика обоих кандидатов была сосредоточена вокруг вопросов национальной обороны, возвращения пленных и «оккупированных территорий», развития экономики и повышения уровня жизни. Такая повестка не вызвала возражений у избирателей. Важным и весьма ценным обещанием В. Зеленского был призыв остановить войну на Донбассе, однако и П. Порошенко обещал то же самое в 2014 г. Для фаворита выборов определенным преимуществом была его роль «слуги народа», и этот медийный образ удалось использовать максимально эффективно.

Голосование 21 апреля 2019 г. показало: Украине нужны не «порох» и военная риторика, а новые имена и перезапуск политической системы, сложившейся за два с половиной десятилетия. Как и предсказывали эксперты, 53-летний олигарх не смог победить 41 -летнего актера и продюсера. Творческая энергия и харизматичность В. Зеленского позволили ему успешно провести свою избирательную кампанию и обеспечили эффектную победу во втором туре. Первые же данные экзитполов показали подавляющее превосходство фаворита выборов над действующим президентом — 73% против 25,5%. Более 2000 наблюдателей, следивших за голосованием, зафиксировали лишь незначительные нарушения, и никаких, даже самых минимальных шансов оспорить результаты выборов не было. Спустя всего несколько часов после закрытия избирательных участков П. Порошенко признал поражение и поздравил своего оппонента.

Согласно данным ЦИК Украины, опубликованным 30 апреля, Владимир Зеленский набрал 73,22% голосов избирателей, а Петр Порошенко — 24,45% [Вибори Президента УкраУни...]. Единственной областью, где Порошенко получил преимущество, оказалась Львовская, чьи жители традиционно придерживаются «европейских ориентиров».

Комментируя итоги выборов, внештатный советник проигравшего президента Сергей Березенко заявил, что причиной поражения Порошенко стала недооценка оппонента и отсутствие коммуникации с украинцами в соцсетях. «Мы считали, что страна поделится на условно проукраинских государственников и на тех, кто хотел бы жить сыто, спокойно, пусть даже в тяжелом мире с Россией. И что первых будет больше, в пропорции примерно 60/40. А оказалось, что появление Зеленского сформировало совсем другой запрос, разделив страну на тех, кто за новое, абсолютно новое против старого», — отметил он [У Порошенко...].

С. Березенко особо подчеркнул, что большинство представителей украинского по-литикума оказались участниками старого блока, а с новой повесткой выступал исключительно Зеленский. «Все действующие политики остались позади Порошенко по результатам первого тура выборов. Но, увы, этого было мало, чтобы победить несистемного Зеленского во втором туре», — заключил Березенко [Там же].

В. Зеленский уже в день своей инаугурации 20 мая объявил о роспуске украинского парламента. Как отметил он в своей инаугурационной речи, украинский народ уже давно «требует не слов, а действий», а парламент с рейтингом доверия 8% — нежизнеспособен [Инаугурация президента...]. Новый лидер Украины пообещал сделать все, чтобы украинцы смогли разделить с ним ответственность за судьбу страны, так как те-

перь «каждый из нас президент» [Там же]. Часть экспертов, лояльно настроенных к В. Зеленскому, призвали сограждан «не ссориться из-за результатов выборов, а мобилизоваться и работать над новыми задачами» [Ржеутская]. Однако проигравшая сторона ответила на это появлением акций «Я — 25%», «Спасибо» и не скрывала надежд на возможный реванш в будущем.

Команда П. Порошенко незамедлительно стала готовиться к следующему избирательному циклу — выборам в Верховную Раду Украины. 24 мая путем ребрендинга потерявшего авторитет «Блока Петра Порошенко» было создано политическое образование «Европейская солидарность» [Партия Европейская солидарность...]. Тезис «Наши главные победы еще впереди» прозвучал сигналом к объединению всех неравнодушных к «европейскому проекту» и призывом «защитить достигнутое» в 20142018 гг.

Кризис доверия общества к власти на Украине продолжается. Победа Владимира Зеленского оказалась возможной благодаря консолидации народного протеста, она стала выражением народного негодования против непопулярных шагов бывшего президента. И она же обнаружила признаки девальвации традиционных политических ценностей. Популизм становится законным средством политической борьбы и позволяет добиться электорального результата, рекордного в новейшей истории Украины. А это означает, что несистемные лидеры еще долго будут востребованы и смогут иметь все шансы на успех.

Литература

Вибори Президента УкраТни 2019. Центральна виборча ком1с1я. — URL: cvk.gov.ua/pls/vp2019/

wp001.html (дата обращения: 10.04.2019). Владимир Зеленский. Деятель искусства. Актер, продюсер, художественный руководитель студии «Квартал 95». Instagram. — URL: instagram.com/zelenskiy_official?utm_source=ig_ profile_share&igshid=11v6lqcmjspu (дата обращения: 10.04.2019). Война клонов: как скандал вокруг взятки «двойнику» Юлии Тимошенко может сказаться на украинской избирательной кампании. — URL: russian.rt.com/ussr/article/608915-ukraina-vzyatka-timoshenko-arest-vybory (дата обращения: 10.04.2019). Выборы-2019: кто финансирует фонды кандидатов, и на что тратятся эти деньги. — URL: delo. ua/econonomyandpoliticsinukraine/vybory-2019-kto-finansiruet-fondy-kandidatov-i-351501/ (дата обращения: 10.04.2019). Выступление Владимира Зеленского и студии «Квартал 95» в Днепре 26.03.2019. — URL:

liveam.tv/kvartal-95-v-dnepre.html (дата обращения: 10.04.2019). Выступление Президента Украины Леонида Кучмы на презентации книги «Украина — не Россия» в Москве. 03.09.2003. — URL: supol.narod.ru/archive/books/cuchma.html (дата обращения: 10.04.2019).

Голова Бюро нацбезпеки Польщу Ми приречен на ствпрацю з УкраТною. — URL: polradio.

pl/5/38/Artykul/413994 (дата обращения: 24.05.2019). Гужва: Порошенко проскочил во второй тур, но шансов на победу у него нет. — URL: ukraina. ru/sn/20190331/1023163949.html (дата обращения: 24.05.2019).

АНТОН крутиков

ПОРОХ для ПОБЕДЫ | 103

Дебаты Зеленского и Порошенко на НСК «Олимпийский» 19 апреля. — URL: m.youtube.com/ watch?v=dfUWkEMJ48o (дата обращения: 24.05.2019).

Державний реестр виборщв. ОфМйний веб-сайт. — URL: drv.gov.ua/ords/portal/!cm_core.cm_ index?option=ext_num_voters&pdt=3 (дата обращения: 24.05.2019).

Евгений Мураев. 25 ноября 2018 г. Facebook. — URL: m.facebook.com/yevgeniy.murayev/ posts/1708437199260116?refsrc=http%3A%2F%2Fd-21238107171646695551 .ampproject. net%2F1903281741200%2Fframe.html (дата обращения: 10.04.2019).

Заказчиком подкупа Юрия Тимошенко является вероятно нардеп от «Батькивщины» Валерий Дубиль — Луценко. — URL: prm.ua/ru/zakazchikom-podkupa-yuriya-timoshenko-yavlyaetsya-veroyatno-nardep-ot-batkivshhinyi-valeriy-dubil-lutsenko/ (дата обращения: 24.05.2019)

Инаугурация президента Украины Владимира Зеленского 20.05.2019. — URL: m.youtube.com/ watch?v=lmilnJeJD00 (дата обращения: 24.05.2019)

Кандидаты в президенты Украины официально потратили на избирательную кампанию $48 млн. — URL: tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6273931 (дата обращения: 10.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кучма Л.Д. Украина — не Россия. М. 2003.

На пост президента Украины претендует 39 человек. — URL: znak.com/2019-03-08/na_post_ prezidenta_ukrainy_pretenduet_39_chelovek (дата обращения: 10.04.2019).

«Нацюнальний корпус» у Черкасах намагався прорватися до Порошенка, який виступав зi сцени в ^mpi мюта. — URL: censor.net.ua/ua/news/3115698/natsionalnyyi_korpus_u_ cherkasah_namagavsya_prorvatysya_do_poroshenka_yakyyi_vystupav_zi_stseny_v_tsentri (дата обращения: 10.04.2019).

Неменский О. Эволюция русской и украинской идентичности на Украине после Евромайдана. // Вопросы национализма. 2015. № 4(24). С.26-34.

Новий курс УкраТни. — URL: nku.com.ua/ (дата обращения: 10.04.2019).

Олександр Шевченко: «Гарантую прибрати порох з нашоТ' оселЬ>. — URL: kurs.if.ua/news/ oleksandr_shevchenko_garantuyu_prybraty_poroh_z_nashoi_oseli_72134.html (дата обращения: 10.04.2019).

Офщмний сайт Володимира Зеленського i команди. — URL: ze2019.com/ (дата обращения: 10.04.2019).

Партия Европейская солидарность - Порошенко объяснил, почему идет в Парламент. — URL: m.youtube.com/watch?v=G_4ePC-dI7U (дата обращения: 24.05.2019).

Песков отреагировал на сообщения о закупке Киевом запчастей к военной технике в РФ. — URL: riafan.ru/1155390-peskov-otreagiroval-na-soobsheniya-o-zakupke-kievom-zapchastei-k-voennoi-tekhnike-v-rf (дата обращения: 10.04.2019).

Петро Порошенко, Президент УкраТни, The President of Ukraine. Twitter. —URL: mobile.twitter. com/poroshenko/status/1111318372766105601?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweet embed%7Ctwterm%5E1111318372766105601&ref_url=https%3A%2F%2Futro.ru%2Fpolitics %2F2019%2F03%2F29%2F1395131.shtml (дата обращения: 10.04.2019).

Погребинский оценил вероятность союза Зеленского и Тимошенко против Порошенко. — URL: rossiyaplyus.info/980087-7676/ (дата обращения: 10.04.2019).

Порошенко vs. Коломойский. — URL: snob.ru/selected/entry/90032 (дата обращения: 10.04.2019).

После первого тура выборов на Украине несчастны все.—URL: m.vz.ru/opinions/2019/4/1/971107. html (дата обращения: 10.04.2019).

Право на владу за 7 лютого 2019 року — URL: 1plus1.ua/1plus1video/pravo-na-vlast/6-sezon/17-vypusk-pravo-na-vladu-za-7-lyutogo-2019-roku#player (дата обращения: 10.04.2019).

Прес-релiз за результатами социолопчного дослщження «УКРА1НА НАПЕРЕДОДН1 ПРЕЗИ-ДЕНТСЬКИХ ВИБОР1В 2019». — URL: socis.kiev.ua/ua/2019-01/?fbclid=IwAR1zWSwvp0rGIKI PlZSWAZSf-uQsBBw24CeoiEAyT7vaIQ2eHPgnlOvJ9eI (дата обращения: 10.04.2019).

Против войны, но за победу: что обещают Украине кандидаты в президенты. — URL: rbc.ru/po litics/22/03/2019/5c87c6579a79473ee81f26c2 (дата обращения: 10.04.2019).

Разгром во втором туре: опрос показал шансы Порошенко и Зеленского. — URL: m.gazeta.ru/ politics/2019/04/03_a_12283567.shtml (дата обращения: 10.04.2019).

Ржеутская Л. Поствыборный синдром: украинцы осмысляют итоги голосования. — URL: m.dw.com/ru/a-48435500 (дата обращения: 24.05.2019).

Самый богатый кандидат в президенты — Порошенко, самые бедные — Гриценко и Садовый. Инфографика. — URL: censor.net.ua/news/3111549/samyyi_bogatyyi_kandidat_v_ prezidenty_poroshenko_samye_bednye_gritsenko_i_sadovyyi_infografika (дата обращения: 10.04.2019).

«Скрепы скрепные». В Сети обсуждают плакаты Порошенко ко Дню Независимости. — URL: strana.ua/news/157312-armija-mova-vira-chto-hovorjat-v-seti-o-plakatakh-poroshenko-v-kieve.html (дата обращения: 10.04.2019).

Сусптьно-пол^ичы настроТ населення УкраТни напередодн другого туру виборiв президента УкраТни. Квтень 2019 року. — URL: kiis.com.ua/?lang=rus&cat=reports&id=851&page=1

УкраТн потрiбен Порох. Кандидаты на политическую должность. Facebook. — URL: m.facebook. com/poroh2019/ (дата обращения: 10.04.2019).

У Порошенко рассказали, почему он проиграл Зеленскому на выборах. — URL: glavred.info/m/ elections2019/10076066-u-poroshenko-rasskazali-pochemu-on-proigral-zelenskomu-na-vyborah.html (дата обращения: 10.06.2019).

Феномен Зеленского. Старший научный сотрудник ВАВТ Александр Зотин — о том, почему шоумены становятся политиками, а политики — шоуменами. — URL: kommersant.ru/ doc/3931521#id1725722 (дата обращения: 10.04.2019).

Шишкин И.С. Политический сюжет круче телесериала: феномен Владимира Зеленского пытаются объяснить политологи. — URL: materik.ru/rubric/detail.php?ID=68694&print=Y (дата обращения: 10.04.2019).

Шульга Н. Дрейф на обочину. Двадцать лет общественных изменений в Украине. Киев. 2011.

Это не шутка. Комик Владимир Зеленский — главный украинский политик. Илья Жегулев рассказывает его биографию. — URL: meduza.io/feature/2019/04/01/eto-ne-shutka (дата обращения: 10.04.2019).

Ющенко В. А. Недержавы таемницм нотатки на берегах пам>ятк Харшв. 2014.

Юл1я Тимошенко. Пол™к. Лщер Батьшвщини. Кандидат у президенти УкраТни. — URL: instagram.com/yulia_tymoshenko?utm_source=ig_profile_share&igshid=15dmz6drj1skf (дата обращения: 10.04.2019).

44 хвилини. Псть студи — Андрм Бтецький (28.02.19). — URL: newsvideo.su/video/10355974 (дата обращения: 10.04.2019).

BershidskyL. Ukraine Needs Its Passion Back.—URL: bloomberg.com/opinion/articles/2019-03-23/ ukraine-needs-its-revolutionary-passion-back (date of access: 10.04.2019).

Bershidsky L. Why Ukraine's Reformers Back a Comedian for President. — URL: bloomberg.com/ opinion/articles/2019-03-22/ukraine-election-why-reformers-back-a-comedian (date of

АНТОН крутиков

ПОРОХ для ПОБЕДЫ | 105

access: 10.04.2019).

Bielecki J. Po I turze wyborow: Ukraina patrzy w przepasc. — URL: rp.pl/Komentarze/190339918-Po-I-turze-wyborow-Ukraina-patrzy-w-przepasc.html (date of access: 10.04.2019).

Choursina K., Surkova Y. 'Dirtiest' Race Ever Drags Ukraine Election Into Perilous Waters. — URL: bloomberg.com/news/articles/2019-03-22/-dirtiest-race-ever-drags-ukraine-election-into-perilous-waters (date of access: 10.04.2019).

G7 Ambassadors' statement. G7AmbReformUA (@G7AmbReformUA). Twitter. — URL: mobile. twitter.com/g7ambreformua/status/1112794973144076290 (date of access: 10.04.2019).

Szoszyn R. Faworyt ukrainskich wyborow zapowiada rewolucyjne rozwi^zania, ale konkretow brak. — URL: rp.pl/article/20190329/SWIAT/190329268 (date of access: 10.04.2019).

Twinning D. Ukraine's Election Will Test the Strength of Its Democracy. — URL: foreignpolicy. com/2019/03/29/ukraines-election-will-test-the-strength-of-its-democracy/ (date of access: 10.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.