Научная статья на тему 'Пора наводить порядок (несколько замечаний к законопроекту «о применении полиграфа»)'

Пора наводить порядок (несколько замечаний к законопроекту «о применении полиграфа») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОПРОЕКТ "О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛИГРАФА" / ПОПРАВКИ / ПРИНЦИПЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / BILL "ON THE APPLICATION OF THE POLYGRAPH / AMENDMENT / THE PRINCIPLES OF THE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волчинская Е.К., Холодный Ю.И.

В статье рассматриваются поправки, внесенные Государственной Думой, к законопроекту «О применении полиграфа», а также отражены основные положения и принципы законопроекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It's time to clean up (a few comments to the draft law «On the application of the polygraph»)

In article the reasons which have induced the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation to start development of the bill of regulation of application of a polygraph in the country are shown, and the brief characteristic of the major positions and principles of this bill is given.

Текст научной работы на тему «Пора наводить порядок (несколько замечаний к законопроекту «о применении полиграфа»)»

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИГРАФА

Пора наводить порядок

(несколько замечаний к законопроекту

«О применении полиграфа»)

Волчинская Е.К.*, Холодный Ю.И. **

In article the reasons which have induced the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation to start development of the bill of regulation of application of a polygraph in the country are shown, and the brief characteristic of the major positions and principles of this bill is given.

Опрос с использованием полиграфа (далее — ОИП) является комплексным психолого-психофизиологическим методом оценки достоверности сообщенных человеком сведений.

ОИП или, иначе, проверка на полиграфе представляет собой нетравмирую-щую, безвредную для жизни и здоровья человека процедуру, в ходе которой осуществляется контроль динамики дыхания, кожно-гальванического рефлекса и сердечно-сосудистой и двигательной активности человека. Наукой и практикой давно доказано: если человеку задавать вопросы о каком-либо событии и при этом анализировать возникающие у него физиологические реакции, то в результате такого наблюдения удается установить информированность конкретного человека об исследуемом событии, участником (или свидетелем) которого он являлся, и причастность к которому стремится скрыть.

В мировой практике ОИП в целях выявления у человека скрываемой информации используется в ходе различного рода расследований и при отборе нанимаемого и/или проверке работающего персонала. Полиграф активно используют в указанных целях как государственные органы (в первую очередь — правоохранительные органы), так и частные предприниматели для защиты своих коммерческих интересов.

По экспертной оценке Американской ассоциации полиграфологов точность результатов, получаемых в итоге проверки

человека на полиграфе, составляет 90—96 % и является весьма высокой, если учесть, что ОИП относится к методам психологического класса. Именно высокая прикладная эффективность ОИП объясняет то, что этот метод в той или иной мере настоящее время используют около сотни стран мира.

Преодолев барьер обвинений в лженаучности, существовавший в СССР в 30— 80-е гг. прошлого века, весной 1993 г. началось легальное применение ОИП в отечественной правоохранительной практике. Министерство юстиции России в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об ОРД) одобрило первый в стране ведомственный правовой акт, регламентировавший использование полиграфа в системе органов Министерства безопасности.

В настоящее время пользователями ОИП являются МВД, ФСБ, СВР, ФТС, Министерство обороны и некоторые другие федеральные ведомства России, и процесс внедрения полиграфа в деятельность государственных органов идет весьма активно. Достаточно отметить, что только в органах внутренних дел в период 2002—2007 гг. объём применения полиграфа возрос в 14 раз, и достиг почти 22 000 ОИП в год. И хотя федеральные ведомства страны не приводят ежегодные статистические данные об объёмах применения полиграфа в своей работе, можно утверждать, что в 2008 г. в государственном

Ведущий советник аппарата Комитета Государственной думы по безопасности, кандидат экономических наук.

Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор юридических наук, кандидат психологических наук.

О) О О CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

секторе России было проведено не менее 35 000—40 000 ОИП различного целевого назначения.

В 1994 г. ОИП начали применяться в сфере отечественного частного предпринимательства при отборе нанимаемого и/ или проверке работающего персонала, а также при проведении служебных разбирательств. В настоящее время коммерческое применение полиграфа осуществляется в десятках городов России, а объём применения в год приближается к 100 000 проверок на полиграфе различного целевого назначения. Приведенные данные позволяют предположить, что с учетом государственного сектора в России ежегодно проводится значительно больше 100 000 ОИП, и применение полиграфа неуклонно растет.

Научные достижения последнего десятилетия позволили обосновать допустимость применения метода ОИП в процессуальной практике в форме судебно-психофизиологической экспертизы, и к настоящему моменту количество случаев, когда суды принимали результаты таких экспертиз в качестве доказательств, уже исчисляется сотнями.

По оценкам некоторых специалистов в настоящее время в стране наблюдается «полиграфный бум». Достаточно отметить, что за четырнадцать месяцев (с сентября 2008 г.) в Москве, Казани и Краснодаре органами внутренних дел по «полиграфной» тематике было проведено пять (!) конференций. Можно уверенно констатировать, что за истекшие годы сделано многое в развитии применения ОИП в России, и важнейшим из достижений является то, что полиграф прочно вошел в практику деятельности государственных органов и негосударственных структур.

Вместе с тем, наряду с очевидными достижениями в области использования полиграфа в отечественной правоохранительной практике, о которых с гордостью говорят российские специалисты, следует признать, что за истекшие годы накопился ряд упущений и недостатков, которые требуют безотлагательного устранения. В частности, известны факты, когда результаты некачественно проведенных ОИП повлияли на выводы следствия и суда, что связано с недостаточной квалификацией специалистов, их проводящих. Также имеют место случаи нарушения прав граждан при использовании ОИП в рамках трудовых отношений, поскольку эти процедуры никак не регламентированы.

Начавшееся в 1993 г. активное внедрение ОИП в различных сферах общественной практики России, с одной стороны, и отсутствие добротной нормативной базы его применения в стране, с другой, привлекло внимание законодателей. Следствием этого явилось создание в 1999 г. Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации (далее — ГД ФС РФ) специальной рабочей группы (далее — «Рабочая группа») по разработке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне», который должен был регламентировать применение полиграфа при допуске лиц к государственной тайне.

В декабре 2001 г. в ГД ФС РФ прошли парламентские слушания на тему «Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией», в ходе которых впервые было обращено внимание на целесообразность включение ОИП в систему мер антикоррупционной направленности. В итоге этих слушаний Комиссия ГД ФС РФ по борьбе с коррупцией в 2002 г. приняла решение отказаться от продвижения законопроекта, вносившего изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (далее — Закон о ГТ). Полагалось, что такой законопроект решит лишь одну из частных задач по применению полиграфа в стране. Поэтому было признано правильным приступить к разработке проекта закона о применении полиграфа (далее — проект Закона о ПП) в стране, который бы охватывал все аспекты применения метода ОИП в государственной и негосударственной сферах деятельности российского общества. На необходимость общего регулирования применения полиграфа указывало и Правительство Российской Федерации.

Появление идеи разработки проекта Закона о ПП не явилось случайностью.

К 2002 г. стало очевидным, что прикладные возможности ОИП, обусловленные успехами, достигнутыми отечественными учеными и специалистами в данной области, всё дальше выходят за пределы того «правового поля», которое определяли Закон об ОРД и Закон о ГТ.

В частности, указывалось, что «узкая направленность этих законов не даёт должной правовой основы применению полиграфа за рамками ОРД (например, при кадровом отборе в министерстве обо-

роны или в следственной практике органов прокуратуры)» 1.

Отсутствие указания на возможности и условия применения метода ОИП в этих законах приводит к тому, что регулирование осуществляется на подзаконном уровне. Ситуация в области применения полиграфа усугублялась отсутствием «строгих квалификационных норм», которое «привело к тому, что в стране (особенно, во внегосударственной сфере) практикой применения полиграфа занимаются лица, весьма слабо владеющие методом, со всеми вытекающими из этого последствиями для проверяемых ими лиц» 2.

В соответствии с решением ГД ФС РФ четвертого созыва весной 2004 г. работу над проектом Закона о ПП возглавил заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по безопасности депутат В. В. Дятлен-ко (фракция «Единая Россия»). Оставшийся «в наследство» от Государственной думы предыдущего созыва законопроект был подвергнут «Рабочей группой» существенной переработке. К лету 2005 г. работа над первым проектом Закона о ПП, в целом, была завершена.

Осенью 2005 г. под руководством депутата В.В. Дятленко было проведено совещание ученых и специалистов, профессионально владеющих методом ОИП. В работе совещания приняли участие уполномоченные представители МВД, ФСБ, СВР, ФСИН, ФСО, ФТС, ФСНК, Генеральной прокуратуры и Главной военной прокуратуры, министерств обороны и юстиции, а также вузовской (МГУ, МГИМО /университет/ МИД РФ) науки, которым были вручены проект Закона о ПП и пояснительная записка к нему3.

В пояснительной записке к проекту Закона о ПП, в частности, отмечалось, что «в целом, с учетом реальных потребностей практики в использовании данного метода, развертывание применения ОИП в системе государственных органов России идет, как правило, бессистемно. Особую озабоченность вызывает применение полиграфа в сфере отечественного частного предпринимательства: в настоящее время в стране полностью отсутствуют какие-либо правовые нормы, регламентирующие использование полиграфа в этой области, а также подготовку специалистов и контроль за их деятельностью».

Опыт США показал, что отсутствие жесткого правового регулирования применения полиграфа в сфере бизнеса, более низкий профессиональный уровень

полиграфологов, работающих во внегосу-дарственной сфере, и нарушение ими требований «технологии» проверок на полиграфе — всё это неизбежно ведет к злоупотреблениям методом, снижению качества таких проверок и появлению ошибочных результатов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Следует отметить, что впервые Конгресс США обратил внимание на злоупотребления в области применения полиграфа в стране в 1963 г., и в последующие 25 лет американские законодатели одиннадцать раз рассматривал различные аспекты использования этого прибора государственными органами и в сфере бизнеса.

Именно указанные злоупотребления привели к тому, что на рубеже 70-80-х гг. активизировалось движение общественных и профсоюзных организаций страны против применения проверок на полиграфе в сфере бизнеса, которые рассматривались как нарушение прав человека. Раздавались призывы и в Конгрессе США были разработаны даже законопроекты, предлагавшие полностью запретить применение полиграфа в стране, но такие предложения были отвергнуты как наносящие вред национальной безопасности.

В целом в 80-е гг. в стране сложилась напряженная ситуация в области использования полиграфа. Поэтому для наведения порядка в применении этого прибора с различных сферах общественной практики и ограждения лиц, работающих в частном секторе экономики, от некомпетентного использования полиграфа Конгресс США в 1988 г. принял специальный федеральный закон — «Закон о защите служащих от полиграфа» («Employee polygraph protection act»).

Учитывая зарубежный опыт с одной стороны, и способствуя активному внедрению ОИП в деятельность различных организаций и учреждений страны — с другой, пояснительная записка к проекту Закона о ПП констатировала целесообразность введения в России правового регулирования применения полиграфа на уровне федерального закона.

В конце 2005 г. депутат В.В. Дятленко провел в том же составе второе совещание. И хотя собравшиеся высказали критические замечания по целому ряду статей законопроекта, сама концепция проекта Закона о ПП была одобрена, и практически все участники совещания выразили мнение о необходимости принятия закона, который бы упорядочил проведе-

о> о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

ние ОИП государственными органами и негосударственными организациями, а также защитил российских граждан от некомпетентного применения полиграфа.

Свою точку зрения по вопросу проекта Закона о ПП высказал также Совет безопасности РФ, который прямо указал, что законопроект концептуально поддерживается, однако требует существенной доработки.

«Рабочая группа» проанализировала и обобщила замечания к проекту Закона о ПП, высказанные федеральными ведомствами страны: каждое из них было рассмотрено индивидуально и либо учтено в тексте законопроекта, либо мотивированно отклонено, а сам законопроект после доработки получил новое наименование — «О применении полиграфа».

Летом 2007 г. «Рабочая группа» завершила работу над проектом Закона о ПП и передала его в Комитет ГД ФС РФ по безопасности, однако в силу ряда объективных и субъективных причин законопроект официально на рассмотрение ГД ФС РФ четвертого созыва представлен не был.

Таким образом, опубликованный в данном выпуске журнала проект Закона о ПП, фактически, является коллективным трудом ученых и специалистов различных отраслей знаний и отражает мнение более чем десятка федеральных ведомств России относительно путей решения обширного круга вопросов, касающихся различных аспектов применения полиграфа в стране.

Проект Закона о ПП после его появления в Интернете вызвал большой интерес в кругу специалистов, в той или иной мере соприкасающихся с тематикой полиграфа, и неизбежно приобрел как активных сторонников, так и ярых противников.

Сторонники законопроекта однозначно уверены, что «регулирование вопросов применения полиграфа и использования его результатов в нашей стране требует законодательного регулирования. И поскольку практика его применения имеет больше положительного, чем отрицательного, то процесс его масштабного внедрения в различные сферы жизнедеятельности человека неизбежен. Поэтому необходимо сводить к минимуму рассуждения о целесообразности его для практики, а быстро вводить эффективные рычаги регулирования сфер его применения, чтобы оградить общество от полиграфологического произвола. Одной из главных преград этому, на наш взгляд, должен стать закон о применении полиграфа» 4.

Еще более решительно за введение закона о применении полиграфа высказались ученые и специалисты органов внутренних дел г. Москвы. По их мнению «для активного использования полиграфа в жизнедеятельности российского общества в первую очередь необходима властная воля и решимость первых лиц в государстве»; (требуется — авт.) «принятие ФЗ «О полиграфе в РФ» и на его основе установление контроля за приведением в соответствие для эффективного действия уголовных, гражданских, административных и иных правовых норм. Необходимо также постоянное использование всех средств и методов, прежде всего СМИ, для пропаганды важности и необходимости применения полиграфа» 5 в стране.

Но существуют и иные точки зрения по вопросу проекта Закона о ПП.

Некоторые ведомственные полиграфологи 6, исходя из узковедомственного подхода к оценке ситуации с развитием полиграфа в стране, считают, что «звучащие в последнее время предложения о необходимости разработки закона «О применении полиграфа», где предполагается определить порядок применения полиграфа в различных областях.., неактуальны, так как основные правовые нормы уже прописаны в ... законодательных и ведомственных актах» 7.

Действительно, в федеральных ведомствах существует более или менее совершенное правовое регулирование применения ОИП. В стране существуют также законы (Закон об ОРД, Закон о ГТ, Трудовой кодекс РФ и проч.), которые потенциально допускают использование полиграфа в тех или иных сферах общественной практики.

Однако ни один из действующих российских законов не только не регламентирует порядок применения ОИП, порядок подготовки специалистов-полиграфологов и контроля их деятельности, но даже не упоминает этот прибор. Поэтому, когда отдельные полиграфологи или иные специалисты утверждают, что основные правовые нормы уже прописаны в законодательных и ведомственных актах, — это либо незнание сути вопроса, либо умышленное искажение реального состояния дел.

Особую озабоченность вызывает не ограниченное никакими правовыми нормами применение ОИП в негосударственной сфере: такое положение неизбежно сопровождается злоупотребления-

ми полиграфом и нарушениями прав человека. Известны далеко не единичные случаи, когда действующий в негосударственной сфере работодатель предлагал своим сотрудникам пройти ОИП и, получив на это отказ, немедленно увольнял их без всяких объяснений, нарушая тем самым трудовое законодательство. Средства массовой информации давно определили, что для ОИП «коммерческая сфера — это колоссальное поле для злоупотреблений» 8.

Необходимость строгого правового регулирования применения ОИП осознают и государственные и негосударственные пользователи полиграфа: их «возмущают люди, которые просто делают бизнес на детекции лжи, не обладая достаточными знаниями для того, чтобы решать судьбы людей. В последние годы по всей России открылось множество «курсов» или «школ», готовящих выпускников крайне низкого уровня, которых даже нельзя назвать специалистами»9. И такое заявление не является голословным.

В Интернете, например, без труда можно найти рекламу учебного процесса, реализуемого «дистанционным способом» и граничащего с откровенным жульничеством: «1. Курсант регистрируется на сайте «Антея», получает все необходимые инструкции, после чего оплачивает стоимость курсов — 59 000 руб. и приступает непосредственно к учебе. Длительность обучения составляет 3 недели. 2. После завершения теоретической задачи и сдачи зачетных тестов курсант в очной форме, в течение 5 дней, проходит закрепление теоретических знаний на практических занятиях в Учебном центре «Антей»»10.

Понятно, что полиграфологам и иным специалистам11, превратившим применение полиграфа в доходный бизнес и привыкшим работать бесконтрольно, проект Закона о ПП не нужен.

Что же даст Федеральный закон «О применения полиграфа» в случае его принятия?

Указанный закон призван воплотить в жизнь положение о том, что общество обязано строго соблюдать паритет между правами человека на неприкосновенность личной жизни и правом общества ограждать свои интересы и безопасность от преступных и противоправных посягательств отдельных лиц.

Применение ОИП в России предполагается осуществлять с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами

законности, гуманизма, научности и конфиденциальности, при сочетании добровольности участия в опросе опрашиваемого лица и обязательности опросов в случаях, предусмотренных законом.

Закон предполагает ввести в жизнь общества в государственной и негосударственной сфере институты обязательных и добровольных ОИП, устанавливает условия их выполнения и регламентирует последствия отказа от их проведения. Закон также определяет перечень лиц, допущенных к участию в ОИП, и наделяет их правами, обязанностями и устанавливает ответственность.

На законодательном уровне следует обязать соответствующие органы исполнительной власти внедрить в требуемом объёме применение ОИП в оперативно-розыскной деятельности, а также при отборе и расстановке кадров. При этом в кадровой практике должен быть предусмотрен и четко регламентирован институт обязательных ОИП.

Необходимо признать обоснованным стремление отечественных бизнесменов использовать полиграф при обеспечении собственной безопасности, а также в целях защиты коммерческой и иных видов тайн. Предпринимателю следует предоставить право применять ОИП для защиты своих интересов от преступных посягательств со стороны криминальных структур, конкурентов и нелояльного персонала, в том числе — при проведении служебных разбирательств.

Проект Закона о ПП однозначно определил области проведения обязательных и добровольных ОИП в сфере частного предпринимательства. При этом предполагаемое проектом применение полиграфа находится в строгом соответствии с нормами трудового законодательства и должно обеспечить взаимную надежную защиту прав и интересов нанимаемого на работу или работающего персонала и работодателя.

Федеральный закон «О применении полиграфа» обязан обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе и в результате выполнения ОИП, и установить запрет на её использование в целях, не предусмотренных законом.

Разработка проекта Закона о ПП и его принятие не утратили актуальности, поскольку отсутствие закона создает условия для злоупотреблений этим методом в государственных и негосударственных структурах.

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

От редакции

Ниже приводится полный текст проекта Федерального закона «О применении полиграфа».

Мнения, замечания, дополнения и поправки к проекту федерального закона для их последующего анализа и обобщения просьба направлять в редакцию журнала.

Федеральный закон О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛИГРАФА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О)

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s

о *

о ф

у

S

2

0

1

о о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет, цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы и области проведения опросов с применением полиграфа в Российской Федерации, а также устанавливает основные требования к проведению таких опросов и порядок использования их результатов.

2. Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и свобод физических лиц, в отношении которых инициируется опрос с применением полиграфа, а также установление прав и обязанностей физических и юридических лиц, инициирующих и/или выполняющих такие опросы.

3. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с проведением опросов с применением полиграфа в следующих случаях:

1) при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) в ходе оперативно-розыскной деятельности;

3) в ходе расследований или судебных разбирательств;

4) в процессе установления и осуществления трудовых отношений в соответствии с нормами трудового законодательства;

5) при предоставлении убежища или при признании беженцем на территории Российской Федерации;

6) по инициативе опрашиваемого лица и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия и термины

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) полиграф — техническое средство, предназначенное для гласной син-

хронной регистрации в процессе опроса человека параметров его физиологических процессов (в том числе, дыхания, сердечно-сосудистой активности, изменения электрических свойств кожи, двигательной активности и других процессов) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и (или) цифровом виде;

2) опрос с применением полиграфа — безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе, тестирование на полиграфе), ориентированная на оценку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом;

3) тестирование на полиграфе — составная часть опроса с применением полиграфа, включающая в себя регистрацию параметров физиологических процессов человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения;

4) специалист по проведению опросов с применением полиграфа (полиграфолог) — специалист, аттестованный в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

5) ассистент полиграфолога — лицо, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении тестирования на полиграфе и действующее в ходе тестирования под руководством полиграфолога;

6) опрашиваемое лицо — физическое лицо, проходящее опрос с применением полиграфа;

7) инициатор опроса — физическое или юридическое лицо, инициирующее проведение опроса с при-

менением полиграфа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) представитель инициатора — физическое лицо, представляющее интересы инициатора опроса и участвующее в организации опроса с применением полиграфа;

9) обязательный опрос с применением полиграфа — опрос, осуществление которого является обязательным для инициатора опроса и для опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

10) добровольный опрос с применением полиграфа — опрос, осуществляемый при наличии добровольного согласия опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

11) отказ от прохождения опроса с применением полиграфа — зафиксированное в письменной форме лицом, в отношении которого инициировано проведение опроса с применением полиграфа, или полиграфологом в присутствии указанного лица решение последнего не проходить такой опрос;

12) заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа — письменное заявление лица, которому предложено пройти опрос с применением полиграфа, о необходимости изменения сроков проведения такого опроса по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

13)результат опроса с применением полиграфа — письменное заключение полиграфолога о достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, составленное на основе информации, полученной в ходе проведения опроса;

14) материалы опроса с применением полиграфа — результат опроса с применением полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также аудио- и (или) видеозаписи, полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы.

Статья 3. Правовая основа проведения опросов с применением полиграфа

Правовой основой проведения опросов с применением полиграфа являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Статья 4. Принципы проведения опросов с применением полиграфа

1. Опросы с применением полиграфа проводятся в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с согласия опрашиваемого лица, зафиксированного в письменной форме, на прохождение опроса с применением полиграфа в сроки, предложенные инициатором опроса, а также с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности и конфиденциальности.

2. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение опроса с применением полиграфа или прохождению такого опроса.

3. При проведении опроса с применением полиграфа недопустимо унижение чести и достоинства опрашиваемого лица.

4. Право проведения опросов с применением полиграфа предоставляется полиграфологам, аттестованным в соответствии с требованиями, установленными статьей 22 настоящего Федерального закона.

5. Информация, содержащаяся в материалах опроса с применением полиграфа, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Проведение опросов с применением полиграфа осуществляется за счет инициатора опроса либо за счет опрашиваемого лица, если оно настаивает на опросе, если иное не установлено нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или договором.

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

Статья 5. Лица, проходящие опрос с применением полиграфа

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, опрашиваемыми лицами могут являться граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Статья 6. Виды опросов с применением полиграфа

В соответствии с настоящим Федеральным законом опросы с применением полиграфа осуществляются в обязательном или добровольном порядке.

Статья 7. Ограничения на проведение опросов с применением полиграфа

Опрос с применением полиграфа не проводится, если:

1) полиграфолог:

а) находится или находился в служебной или иной зависимости от опрашиваемого лица;

б) является близким родственником опрашиваемого лица;

в) лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе проводимого опроса;

2) лицо, которому предложено пройти опрос, не достигло 16-ти лет;

3) имеется письменное медицинское заключение о том, что лицо, которому предложено пройти такой опрос, находится:

а) в состоянии физического и (или) психического истощения;

б) во второй стадии беременности;

в) в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;

4) имеется письменное медицинское заключение о наличии у лица, которому предложено пройти такой опрос, психического заболевания или психического расстройства, за исключением случаев, когда опрос с применением полиграфа проводится в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации специализированным экспертным учреждением;

5) при наличии у лица, которому предложено пройти опрос, заболевания, затрудняющего или исключающего

качественную регистрацию параметров физиологических процессов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Порядок использования результатов опроса с применением полиграфа

1. Право использования результатов опроса с применением полиграфа принадлежит его инициатору.

2. Результаты опросов с применением полиграфа, за исключением случаев указанных в части 6 настоящей статьи, носят ориентирующий характер и, в случае установления недостоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица.

3. Результаты опроса с применением полиграфа в случае установления недостоверности сведений, сообщенных лицом, подпадающим под действие статьи 9 настоящего Федерального закона, дают право инициатору опроса до завершения указанных мероприятий приостановить исполнение этим лицом его служебных обязанностей.

4. Результаты опроса с применением полиграфа в случае установления недостоверности сведений, сообщенных лицом, подпадающим под действие части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящей статьи, не влекут за собой ущемления законных интересов и прав этого лица.

5. Результаты опроса с применением полиграфа в случае установления недостоверности сведений, сообщенных лицом, подпадающим под действие части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав и не могут являться основанием для отказа в допуске данного лица к исполнению им служебных обязанностей, за исключением случаев, когда такой отказ вытекает из трудового договора.

6. Результаты опроса с применением полиграфа, выполненного в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, могут являться доказательством по делу.

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОПРОСЫС ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 9. Лица, проходящие обязательные опросы с применением полиграфа

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления, организации осуществляют обязательные опросы с применением полиграфа:

1) граждан Российской Федерации, получающих или имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) граждан Российской Федерации, поступающих на службу (работу) или проходящих службу (работающих) в: органах внутренних дел;

органах федеральной службы безопасности;

органах внешней разведки; органах федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; органах таможенного комитета; органах государственной охраны; органах прокуратуры; подразделениях службы судебных приставов органов юстиции; подразделениях службы исполнения наказаний;

подразделениях министерства обороны;

подразделениях министерства иностранных дел;

3) граждан Российской Федерации, поступающих на работу, связанную с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных производственных объектов, или поступивших на такую работу.

4) другие категории лиц в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 10. Случаи применения обязательных опросов с применением полиграфа

1. Обязательные опросы с применением полиграфа проводят в отношении лиц, подпадающих под действие статьи 9 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия:

1) при поступлении на службу (работу);

2) при осуществлении периодического или выборочного контроля служебной деятельности.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни:

1) должностей, на которые поступа-

ют или на которых работают (проходят службу) лица, подпадающие под действие статьи 9 настоящего Федерального закона;

2) особо важных, режимных или опасных производственных объектов, на которых применяют обязательные опросы с применением полиграфа в соответствии с пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Порядок проведения обязательных опросов с применением полиграфа

1. Порядок проведения обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Порядок проведения органами государственной власти обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами указанных органов.

3. Порядок проведения организациями обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие части 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Отказ от прохождения обязательного опроса с применением полиграфа

Отказ от опроса с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 9 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в поступлении на работу (службу) или в допуске к исполнению ими служебных обязанностей за исключением случаев, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа

1. Основанием для изменения намеченного инициатором опроса срока про-

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

ведения обязательного опроса с применением полиграфа является заявление лица, в отношении которого инициирован опрос, об изменении срока прохождения опроса с указанием причин и предложением инициатору опроса желательного периода времени прохождения такого опроса. Срок проведения обязательного опроса с применением полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, подлежащим такому опросу.

2. Допускается:

1) двукратное изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа в случаях,

подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

2) однократное изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Количество переносов, инициируемых опрашиваемым лицом и превышающих требования части 2 настоящей статьи, расценивается как отказ от обязательного опроса с применением полиграфа.

ГЛАВА 3. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОПРОСЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

О)

о о

CJ

о о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Статья 14. Лица, проходящие добровольные опросы с применением полиграфа

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации имеют право инициировать и проводить добровольные опросы с применением полиграфа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не подпадающих под действие статьи 9 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия на проведение таких опросов и в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона.

Статья 15. Случаи применения добровольных опросов с применением полиграфа

1. Органы государственной власти имеют право проводить добровольные опросы с применением полиграфа:

1) в ходе оперативно-розыскной деятельности;

2) в ходе расследований или судебных разбирательств.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации имеют право проводить добровольные опросы с применением полиграфа:

1) в процессе установления и осуществления трудовых отношений в соответствии с нормами трудового законодательства;

2) по инициативе опрашиваемого лица и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации в целях обеспечения защиты

конфиденциальности информации имеют право проводить опросы с применением полиграфа лиц, которые в соответствии с трудовым договором будут иметь или имеют доступ к конфиденциальной информации.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации в случаях нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, имеют право проводить опросы с применением полиграфа работников, если такая обязанность вытекает из трудового договора.

Статья 16. Порядок проведения добровольных опросов с применением полиграфа

1. Порядок проведения органами государственной власти Российской Федерации добровольных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие пункта 1 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами указанных органов.

2. Порядок проведения органами государственной власти Российской Федерации добровольных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие пункта 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с процессуальными нормами Российской Федерации.

3. Порядок проведения добровольных опросов с применением полиграфа для случаев, предусмотренных частью второй статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации по представлению

Межведомственной комиссии по опросам с применением полиграфа.

4. Проведение добровольных опросов с применением полиграфа лиц без гражданства осуществляется компетентными органами государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Отказы от прохождения добровольного опроса с применением полиграфа

1. Отказы лиц без гражданства, в отношении которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа, являются основанием для отказа в предоставлении им убежища либо в признании их беженцами на территории Российской Федерации.

2. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа при установлении трудовых отношений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, являются основанием для отказа в установлении с ними таких отношений.

3. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добро-

вольных опросов с применением полиграфа при осуществлении трудовых отношений, не могут являться основанием для отказа им в допуске к исполнению служебных обязанностей и не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав за исключением случаев, когда прохождение опроса с применением полиграфа вытекает из трудового договора.

Статья 18. Изменение срока прохождения добровольного опроса с применением полиграфа

1. Выбор срока проведения добровольного опроса с применением полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, в отношении которого опрос инициирован.

2. Изменение намеченного инициатором опроса срока проведения добровольного опроса с применением полиграфа не влечет за собой ущемления законных интересов и прав лица, в отношении которого инициирован опрос, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 15, когда обязанность прохождения опроса с применением полиграфа вытекает из трудового договора.

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 19. Структура и технические средства опроса с применением полиграфа

1. При проведении опроса с применением полиграфа полиграфологом осуществляются следующие основные действия:

1) подготовка к работе с опрашиваемым лицом;

2) работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение по усмотрению полиграфолога послетестовой беседы);

3) анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;

4) оформление результатов опроса с применением полиграфа.

2. Для проведения опросов с применением полиграфа используются технические средства, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3. При проведении опроса с применением полиграфа лица, подпадающего

под действие статьи 9 и пункта 1 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, допускается осуществление аудио-и(или) видеозаписи с обязательным уведомлением об этом опрашиваемого лица. Решение о целесообразности осуществления такой записи принимает инициатор опроса.

4. При проведении опроса с применением полиграфа лица, подпадающего под действие пункта 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, допускается осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. При проведении опроса с применением полиграфа, подпадающего под действие части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом проводится при наличии его письменного добровольного согласия, если иное не предусмотрено условиями трудового договора.

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

Статья 20. Лица, присутствующие при проведении опроса с применением полиграфа

1. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 9, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 15, пункта 2 части 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:

1) ассистент полиграфолога (по требованию полиграфолога);

2) переводчик (по требованию полиграфолога или опрашиваемого лица).

2. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие пункта 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога, в помещении имеют право присутствовать, соответственно:

1) представитель инициатора опроса (в порядке, установленном процессуальным законодательством);

2) адвокат (защитник) (в порядке, установленном процессуальным законодательством);

3) родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица, если последнему менее 18 лет (в порядке, установленном процессуальным законодательством);

4) ассистент полиграфолога (по требованию полиграфолога);

5) переводчик (по требованию полиграфолога или опрашиваемого лица в порядке, установленном процессуальным законодательством).

3. Присутствие при проведении опроса с применением полиграфа лиц, не упомянутых в частях 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

4. При проведении опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 9 и части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, допускается трансляция такого опроса с помощью видеоаппаратуры в соседние помещения, с уведомлением опрашиваемых лиц:

1) в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

2) в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. При проведении опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие частей 3 и 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, допускается трансляция такого опроса с помощью видеоаппаратуры в соседние помещения, с разрешения опрашиваемых лиц, за исключением случаев, предусмотренных:

1) нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

2) условиями трудового договора.

Статья 21. Язык, на котором проводится опрос с применением полиграфа

1. Опрос с применением полиграфа проводится на родном для опрашиваемого лица языке или ином языке, которым, по утверждению опрашиваемого лица, он уверенно владеет.

2. Если полиграфолог и опрашиваемое лицо не могут в ходе опроса с применением полиграфа общаться на одном языке, инициатор опроса по заявлению полиграфолога или опрашиваемого лица обязан привлечь переводчика к такому опросу.

Статья 22. Требования к полиграфологу

1. Опросы с применением полиграфа осуществляют полиграфологи, аттестованные в соответствии с требованиями настоящей статьи.

2. Полиграфолог должен отвечать следующим требованиям:

1) быть гражданином Российской Федерации;

2) иметь высшее образование;

3) иметь возраст не менее 25 лет;

4) пройти подготовку или переподготовку по специальности в порядке, установленном Межведомственной комиссией по опросам с применением полиграфа;

5) не иметь судимостей;

6) не иметь заболеваний, влекущих утрату дееспособности или правоспособности.

3. Настоящий Федеральный закон допускает установление органами государственной власти дополнительных требований к отбору и подготовке полиграфологов, кроме указанных в части 2 настоящей статьи.

4. Лица, получившие квалификацию полиграфолога в соответствии с настоящим Федеральным законом, проходят:

1) регистрацию в Межведомственной или ведомственной комиссии по опросам с применением полиграфа;

2) переподготовку не реже одного раза в пять лет со сдачей квалификационного экзамена.

5. В случаях выполнения опросов с применением полиграфа в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона полиграфолог обязан иметь соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

6. Лица, не получившие квалификацию полиграфолога или не прошедшие переподготовку в соответствии с настоящим Федеральным законом и выполняющие опросы с применением полиграфа, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Обязанности, права и ответственность инициатора опроса

1. Инициатор опроса обязан:

1) предоставить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с применением полиграфа;

2) в случае проведения опроса с применением полиграфа лица, подпадающего под действие пункта 5 части 2 статьи 2, статьи 9 и пунктов 1 и 2 части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, предоставить полиграфологу перечень оснований, которые, по мнению инициатора опроса, могут препятствовать поступлению опрашиваемого лица на работу (службу) или продолжению выполнения опрашиваемым лицом должностных (служебных) обязанностей, либо препятствующих предоставления убежища или признанию его беженцем на территории Российской Федерации. Характер и объем материала определяет полиграфолог, исходя из условий осуществления опроса;

3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса с применением полиграфа в соответствии с требованиями, установленными Межведомственной комиссией по опросам с применением полиграфа;

4) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти опрос с применением полиграфа, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;

5) получить письменное согласие опрашиваемого лица на прохожде-

6)

7)

8)

ние опроса с применением полиграфа;

уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с применением полиграфа за исключением случаев, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, когда применение полиграфа осуществляется при проведении расследований преступлений по горячим следам или при выявлении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений; ознакомить опрашиваемое лицо с результатами опроса с применением полиграфа;

организовать проведение повторного опроса с применением полиграфа в случаях и в порядке, предусмотренных частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона.

2. Инициатор имеет право: 1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения опроса с применением полиграфа; получить от полиграфолога результат опроса с применением полиграфа и, при необходимости, материалы проведенного опроса; самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него опроса с применением полиграфа; инициативно передать результаты опроса с применением полиграфа компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

3. Инициатор опроса несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Обязанности, права и ответственность полиграфолога

1. При проведении опроса с применением полиграфа полиграфолог обязан:

2)

3)

4)

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

1) проводить опрос только при наличии письменного согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;

2) в ходе тестирования на полиграфе перед началом каждого из тестов ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы;

3) выполнять требования методического и нормативного характера, установленные Межведомственной комиссией по опросам с применением полиграфа;

4) не проводить опрос с применением полиграфа при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона;

5) прекратить проведение тестирования на полиграфе в случае:

а) ухудшения самочувствия опрашиваемого лица в ходе тестирования;

6) отказа опрашиваемого лица от продолжения тестирования;

в) умышленного несоблюдения опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога, обусловленных методическими требованиями тестирования на полиграфе;

б) дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения опроса с применением полиграфа;

7) представить инициатору опроса результаты и, при необходимости, материалы опроса с применением полиграфа;

8) сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением опроса с применением полиграфа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон допускает установление органами государственной власти дополнительных обязанностей полиграфологов, выполняющих опросы с применением полиграфа в отношении лиц, подпадающих под действие пункта 5 части 2 статьи 2, статьи 9 и части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. При проведении опроса с применением полиграфа полиграфолог не имеет права:

1) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации;

2) скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, касающуюся цели опроса, полученную от опрашиваемого лица при проведении опроса с применением полиграфа;

3) высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний.

4. При проведении опроса с применением полиграфа полиграфолог имеет право:

1) знакомиться с имеющимися у инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован опрос с применением полиграфа,

2) отказаться от проведения опроса:

а) при непредставлении инициатором опроса материалов, указанных в пункте 1 части 4 настоящей статьи;

б) при отсутствии, по его мнению, достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом.

5. Полиграфолог имеет право осуществлять обучение третьих лиц технологии опросов с применением полиграфа в порядке, установленном Межведомственной комиссией по опросам с применением полиграфа.

6. В случае получения в результате опроса с применением полиграфа сведений, требующих немедленного реагирования в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, полиграфолог обязан безотлагательно сообщить их инициатору опроса устно до оформления результатов опроса в письменном виде.

7. Полиграфолог несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Права и обязанности опрашиваемого лица

1. Перед проведением опроса с применением полиграфа опрашиваемое лицо имеет право быть ознакомленным в письменном виде с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса.

2. При проведении опроса с применением полиграфа опрашиваемое лицо имеет право:

1) в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;

2) знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания;

3) отказаться от участия в проведении опроса с применением полиграфа, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки, за исключением случаев, подпадающих под действие пункта 6 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона;

4) представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о невозможности проведения опроса с применением полиграфа по основаниям, указанным в частях 3, 4 и 5 статьи 7 настоящего Федерального закона;

5) подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа в соответствии со статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона;

6) обратиться в суд за защитой своих прав в случае нарушения полиграфологом или инициатором опроса положений настоящего Федерального закона;

7) требовать в инициативном порядке проведения опроса с применением полиграфа в случаях, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;

8) требовать проведения одного повторного опроса тем же или иным полиграфологом при несогласии с результатами опроса с применением полиграфа.

3. Повторный опрос, инициированный опрашиваемым лицом, проходящим

добровольный опрос с применением полиграфа, проводится за счет этого лица за исключением случаев, при которых проведение повторного опроса определено судебным решением, постановлением следователя или прокурора и подпадает под действие пункта 8 части 1 настоящей статьи.

4. При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго следовать инструкциям полиграфолога.

5. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения опроса с применением полиграфа и влекут за собой последствия, определенные, соответственно, статьями 12 и 17 настоящего Федерального закона.

Статья 26. Обязанности и ответственность ассистента полиграфолога

1. Ассистент полиграфолога не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

2. Ассистент полиграфолога несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Обязанности, права и ответственность переводчика

1. Переводчик не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

2. Переводчик в ходе предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и после-тестовой беседы исполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за умышленный неправильный перевод задаваемых опрашиваемому лицу вопросов, его ответов, а также за разглашение сведений, ставших ему (переводчику) известными в ходе проводимого опроса.

Статья 28. Права, обязанности и ответственность представителя инициатора опроса

1. Представитель инициатора опроса обязан строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не имеет

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о л с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

л <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

права вмешиваться в его действия при проведении опроса с применением полиграфа, в том числе делать какие-либо замечания или заявления.

2. Представитель инициатора опроса несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Права и обязанности адвоката (защитника) и иного законного представителя опрашиваемого лица

1. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица обязаны строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям, не имеют права вмешиваться в его действия при выполнении тестирования на полиграфе, в том числе делать какие-либо замечания или заявления.

2. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица несут ответственность за разглашение информации, ставшей им известной при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 30. Порядок хранения материалов опроса с применением полиграфа

1. Материалы опроса с применением полиграфа подлежат обязательному хранению полиграфологом в течение трёх лет, если инициатором опроса не установлен больший срок хранения.

2. Результаты опроса с применением полиграфа хранятся у инициатора опроса не менее одного года.

3. Материалы опросов с применением полиграфа, проведенных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, приобщаются, соответственно, к материалам розыскного или уголовного дела.

4. Условия хранения материалов опроса с применением полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения, или несанкционированного доступа к ним.

5. В случаях, если нормативными правовыми актами органов государственной власти или трудовым договором предусмотрено проведение периодических опросов с применением полиграфа, срок хранения материалов опроса должен быть

не менее установленного срока проведения последующего опроса.

6. Сроки хранения материалов опросов с применением полиграфа, выполненных в процессуальных условиях, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Межведомственная комиссия по опросам с применением полиграфа

1. Организационные принципы проведения в Российской Федерации опросов с применением полиграфа органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, единые методические нормы проведения таких опросов, а также порядок создания ведомственных комиссий по опросам с применением полиграфа и подготовки полиграфологов для указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций определяет и контролирует Межведомственная комиссия по опросам с применением полиграфа.

2. Положение о Межведомственной комиссии по опросам с применением полиграфа утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 32. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. За нарушение настоящего Федерального закона наступает дисциплинарная, уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Любое физическое или юридическое лицо, чьи права и законные интересы были нарушены в связи или при проведении опроса с применением полиграфа, вправе обратиться в суд за восстановлением своих прав.

Статья 33. Прокурорский надзор за проведением опросов с применением полиграфа

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при проведении опросов с применением полиграфа и законности принимаемых решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 34. Вступление настоящего Федерального закона в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после даты его официального опубликования, за исключением:

1) статей 9—13 настоящего Федераль- 2) статей 22 и 24 настоящего Феде-

ного закона, которые вступают в рального закона, которые вступа-

силу по истечении пятисот дней ют в силу по истечении семисот

после даты его официального дней после даты его официально-

опубликования; го опубликования.

Президент Российской Федерации

Литература и примечания

1. Подшибякин А.С., Холодный Ю.И. Основные положения законопроекта «О применении опросов с использованием полиграфа в Российской Федерации» // материалы криминалистических чтений «Психология в криминалистике и оперативно-розыскной деятельности»: информационный бюллетень № 23. М.: Академия управления МВД России. 2004. С. 13.

2. Там же. С. 15.

3. Следует отметить, что, невзирая на обращение депутата В.В. Дятленко к участникам совещания с просьбой не предавать широкой огласке законопроект до его официального внесения на рассмотрение в ГД ФС РФ, текст этого документа вскоре оказался на нескольких сайтах в Интернете.

4. Першин А.Н. Нужен ли закон о применении полиграфа? // Проблемы использования полиграфных устройств в деятельности органов внутренних дел: материалы научно-практической конференции (25—26 сентября 2008 г., г. Москва). М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 102.

5. Безъязычный А.И., Дубягина О.П., Дубягин Ю.П. Бордиловский Э.И., Новожилов В.И., Калугин В.А. Методология и методика использования полиграфа в общественных отношениях и борьбе с преступностью // Проблемы использования полиграфных устройств. С. 17.

6. Например: Иванов Л.Н. Проект закона о полиграфе: реалии и перспективы использования полиграфа в уголовном судопроизводстве // Новые направления исследований в судебно-психологической экспертизе (Материалы семинара). Республика Мордовия, г. Саранск, 9—10 июня 2005 г. С. 94—98; Федоренко В.Н., Федоренко В.В. Необходимость законодательного регулирования применения полиграфа в Российской Федерации // Актуальные проблемы специальных психофизиологических исследований и перспективы их использования в борьбе с преступностью и подборе кадров: материалы VII международной научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2006. С. 143—145; и др.

7. Скрыпникова К.А. Специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа в кадровой работе органов внутренних дел // Проблемы использования полиграфных устройств. С. 125.

8. // Аргументы и факты. 2007. № 24. С. 22.

9. //Невское время. 2009. 2 июля. С. 4.

10. [Электронный ресурс]: http://www.antey-group.ru/distant.html. Руководит этим «достижением передовой педагогической мысли» автор методики подготовки «дистанционным способом» Ю.Л. Харин, а учебный процесс осуществляют В.А. Варламов, Г.В. Варламов, Ю.Н. Наместников.

11. Одним из самых «свежих» выступлений подобного рода является опубликованная в октябре с.г. статья — о Сошников А.П., Пеленицын А.Б. Полиграф в системе МВД России: проблемы и пути решения // Акту- ^ альные проблемы специальных психофизиологических исследований и перспективы их использования в борьбе с преступностью и подборе кадров: сборник трудов Юбилейной десятой международной научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2009. С. 122—131. О

о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о л с

о

т <з> \о

>5

О *

О ф

У

2

0

1

о *

0

2

Ф

■а

л <

1 I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.