йв! 10.185722/2500-3224-2021-3-31-41 УДК 94(415)
ПОПЫТКИ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ ИРЛАНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1919-1921 гг.
Шишкина Ирина Борисовна
Воронежский государственный университет,
Воронеж, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме становления внешней политики Ирландии в период англо-ирландской войны. Рассматривается процесс формирования внешнеполитической службы Ирландии, ее основные цели, направления деятельности и используемые методы. Анализируются опубликованные источники - официальные обращения и декларации со стороны Ирландии, переписка должностных лиц и их добровольных помощников, задействованных на внешнеполитической работе, а также материалы отечественной и зарубежной историографии. В рассматриваемый период в соответствии с доминирующими целями и направлениями работы можно выделить три фазы внешнеполитической деятельности самопровозглашенной республики: декларация создания нового государства, поиск признания и международного арбитража в англо-ирландском конфликте, представительство и поиск международной поддержки. Данные фазы логически сменяли друг друга по мере того, как становилось очевидным отсутствие заинтересованности международного сообщества в разрешении англо-ирландского конфликта. Тем не менее, даже после подписания англо-ирландского договора внешнеполитическая деятельность Ирландского Свободного Государства не прекращается, что несколько выходит за рамки официальной автономии, позволяя подготовиться к моменту окончательного обретения суверенитета и формировать имидж страны на международной арене.
Ключевые слова: Ирландия, внешняя политика, Ирландская революция, международные отношения, Парижская мирная конференция.
Цитирование: Шишкина И.Б. Попытки инкорпорирования Ирландской Республики в систему международных отношений в 1919-1921 гг. // Новое прошлое / The New Past. 2021. № 3. С. 31-41. DOI 10.18522/2500-3224-2021-3-31-41 / Shishkina I.B. Attempts of Incorporation of the Irish Republic into the System of International Relations in 1919-1921, in Novoe Proshloe / The New Past. 2021. No 3. Pp. 31-41. DOI 10.18522/2500-3224-2021-3-31-41.
© Шишкина И.Б., 2021
ATTEMPTS OF INCORPORATION OF THE IRISH REPUBLIC INTO THE SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS IN 1919-1921
Shishkina Irina B.
Voronezh State University, Voronezh, Russia [email protected]
Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of Ireland's foreign policy during the Anglo-Irish War. The article analyzes processes of formation of the foreign policy service of Ireland, its main goals, directions of activity and methods. Published sources are analyzed, including official appeals and declarations on behalf of Ireland, correspondence of officials and their volunteers involved in foreign policy work, as well as materials from domestic and foreign historiography.
During the period under review, in accordance with the dominant goals and areas of work, it is possible to distinguish three phases of the foreign policy of the self-proclaimed republic: the declaration of the creation of a new state, the search for recognition and international arbitration in the Anglo-Irish conflict, the representation and search for international support. These phases logically alternated each other as it became obvious that the international community was not interested in participating in the resolution of the Anglo-Irish conflict. Nevertheless, even after the signing of the Anglo-Irish Treaty, the foreign policy of the Irish Free State does not stop, which somewhat goes beyond the scope of official autonomy, but allows to prepare for the moment of gaining sovereignty and form the country's image in the international arena.
Keywords: Ireland, foreign policy, Irish revolution, international relations, Paris Peace Conference.
Начало XX в. стало временем нового витка освободительной борьбы ирландского народа, когда происходил переход от парламентской борьбы за независимость, почти увенчавшейся успехом, к вооруженной борьбе. В результате в ходе Пасхального восстания 1916 г. была объявлена Ирландская Республика, создание которой позже было подтверждено самопровозглашенным в январе 1919 г. Парламентом Ирландии Дойлом Эйрин. Последнее событие и стало точкой отсчета для англо-ирландской войны. Однако отличительной чертой войны был затяжной спокойный период, не отмеченный существенными военными столкновениями и даже постулированием самого противостояния как такового. Самопровозглашенный Парламент Ирландии Дойл Эйрин объявил страну республикой и начал формировать республиканскую вертикаль власти. При этом Великобритания фактически проигнорировала данный факт [Ainsworth, 2001, p. 1]. Столкновения сил были минимальными в первые полгода. Традиционно считается, что подобное затишье перед бурей было связано с прохождением Парижской мирной конференции, к которой было приковано внимание обеих сторон. Но если интерес и участие Великобритании были традиционными, то выход на международную арену Ирландии стал принципиально новым приемом освободительной борьбы.
Следует обратить внимание, что Дойл Эйрин с самого начала держал стойкий ориентир на «промоутинг» молодой республики на международной арене. 21 января 1919 г. Дойл, объявляя республику, выпустил два программных документа: «Декларацию независимости» и «Обращение к свободным нациям мира». Мы склонны считать данные события точкой отсчета для первой фазы внешнеполитической деятельности Ирландской республики, в рамках которой происходила декларация образования нового государства.
И если в «Декларации независимости» происходящим событиям давалось довольно краткое объяснение, в большей степени сформулированное для «внутреннего пользования», то в «Обращении к свободным нациям мира» мы видим довольно пространную и убедительную аргументацию в поддержку нового государственного образования.
Вместе с тем ключевые моменты схожи в обоих документах и сводятся к информированию европейского сообщества о причинах и сути конфликта в Ирландии. В частности, неоднократно подчеркивается насильственный и тиранический характер власти Великобритании, ее давнее неприятие населением и то, что она базируется на военном присутствии. В «Декларации...» признана провозглашенная во время Пасхального восстания «от имени ирландского народа» Республика Ирландия и подчеркнуто, что Дойл является всенародно избранным и единственно признанным органом власти в стране. Также в документе содержатся требования невмешательства Великобритании во внутренние дела страны и вывода британских войск с ее территории [Declaration of Independence, 1998, p. 1]. Вскользь упоминается призыв к признанию и поддержке Республики Ирландия, получивший большее распространение в «Обращении к свободным нациям мира».
В «Обращении...» содержится подробное обоснование провозглашению республики. Подчеркивается, что господство Великобритании, опирающееся в первую очередь на военное присутствие, оказало негативное влияние на Ирландию, веками сопротивлявшуюся подобному правлению. Ирландцы же представляют собой отдельную нацию, сильно отличающуюся от англичан, поэтому они имеют полное право на самоуправление, которое и реализуют посредством образования Дойла и провозглашения республики. Также приведен ряд вполне прагматичных аргументов, призванных убедить вероятных союзников в необходимости поддержки нового государства. Среди них: выгодное географическое положение, которое может в перспективе быть полезным разным странам в их торговле со странами Америки; необходимость предотвращения новой европейской войны путем погашения межнациональных конфликтов и решения проблемы малых наций; необходимость ослабления влияния Великобритании на мировой арене (видимо, этот аргумент предназначался вероятным противникам Туманного Альбиона). Обращались ирландцы и к международному конгрессу с просьбой рассмотрения и урегулирования англо-ирландского конфликта, апеллируя при этом к праву наций на самоопределение [Message to the Free Nations., 1998, p. 2].
Мы видим, что уже на этой стадии был заложен мощный фундамент для дальнейшей внешнеполитической деятельности Дойла и Республики. Но на самом деле готовился он гораздо раньше. Так, например, еще в мае 1918 г., рассчитывая на решающий голос Президента США Вудро Вильсона на будущей мирной конференции, ирландские националисты составили письмо, в котором обращались к нему, заявляя о правах Ирландии на независимость [Nationalist Letter., 1922]. Националисты надеялись на то, что могущественная группа ирландо-американских депутатов Конгресса США окажет давление на президента.
Также в этот период происходит формирование внешнеполитического аппарата. Министерство иностранных дел стало одним из четырех министерств, созданных Дойлом в момент провозглашения независимости. Это корреспондировало с убеждением националистов в необходимости добиваться рассмотрения ирландского вопроса на мирной конференции, венчающей окончание Первой мировой войны.
Стоит отметить, что финансовые и все иные ресурсы молодой республики были крайне ограничены. Формирование дипломатического ведомства происходило в кратчайшие сроки из активистов, готовых и способных служить стране по мере сил. Как правило, специальной подготовки у них не было - это часто были учителя, журналисты, и, конечно, все они были националистами «со стажем».
В сложной ситуации кадрового голода неоценимую поддержку ирландской внешней политике оказала многочисленная и патриотичная диаспора. Так, например, в Париже ирландской делегации, прибывшей на конференцию, оказывал активное содействие Майкл МакУайт, уроженец Корка. Учитель и журналист, он в начале Первой мировой завербовался в Иностранный легион Франции, отличился в боях. После окончания войны вернулся на родину и предложил свою помощь Дойлу.
В итоге он был отправлен в Париж вместе с делегатами и успешно занимался вопросами пропаганды, чему способствовало то доверие, которым он пользовался благодаря своим заслугам [Republic to Republic..., 2019, p. 15].
Необходимо также обратить внимание на активность информационной политики Дойла. Отдел пропаганды возник еще в апреле 1918 г. в рамках Шинн Фейн. Изначально он занимался снабжением информацией о зверствах и репрессиях со стороны британских сил как лидеров партии, так и населения Ирландии и средств массовой информации, в том числе и зарубежных [Dail Eireann Department of Publicity., 1998, p. 177]. Также в обязанности отдела входил сбор фактической и статистической информации для обнародования на мирной конференции [Dail Eireann Department of Publicity., 1998, p. 178]. Таким образом, были сформированы каналы сбора и предоставления информации как населению внутри страны, так и за рубеж.
Заявив о республике, Ирландия переходит ко второй фазе внешнеполитической деятельности данного периода - к поиску признания. Здесь самым серьезным шагом было решение отправить на Парижскую мирную конференцию трех делегатов и двух аккредитованных представителей с целью добиться признания Ирландской Республики. Делегатами стали Имон де Валера, Артур Гриффит и Джордж Планкетт, а представителями - Джордж Гаван Даффи и Шон Томас О'Келли [Sean T. O'Ceallaigh to Georges Clemanceau, 1998, p. 5].
Они неоднократно обращались к Жоржу Клемансо как к председателю конференции, пытаясь убедить его в нелегитимности представительства на конференции Великобританией Ирландии и в необходимости привлечь делегатов от Ирландии, а так же решить вопрос о международном признании Ирландии как независимого государства [Sean T. O'Ceallaigh to Georges Clemanceau, 1998; Eamon de Valera, Arthur Griffith., 1998; Sean T. O'Ceallaigh and George., 1998]. Отдельно был представлен «Официальный Меморандум в поддержку требований Ирландии по признанию ее независимым государством». «Меморандум» выдержан в стилистике «Декларации независимости» и «Обращения к свободным нациям мира» в части, касающейся методов и последствий британского правления в Ирландии, однако он дополнительно позиционирует Ирландию как страну с многовековыми традициями демократии и толерантности [Official Memorandum in support., 1998, p. 20-25].
Так же были предприняты попытки заручиться поддержкой со стороны представителей США, Франции и прочих делегатов конференции, обратить внимание прессы на проблему признания Ирландии. Однако в сложившейся ситуации они не могли в достаточной мере повлиять на ситуацию.
Шон О'Келли в марте 1919 г. видел причиной индифферентности к ирландской проблеме сконцентрированность внимания на вопросах условий мирных договоров, которые были наиболее животрепещущими для всех участников конференции [Sean T. O'Ceallaigh to Cathal., 1998]. Впрочем, как показало время, и после определения контуров послевоенного переустройства Европы ситуация с признанием
Ирландии не изменилась. Такую позицию стран-участниц можно легко объяснить. Вопрос признания права малых наций на самоопределение и суверенитет лишь начинал актуализироваться и рассматривался в первую очередь с точки зрения прикладного интереса основных держав. Ирландия же, в силу своей отдаленности и отсутствия связей с континентом, естественным образом не представляла интереса для них.
Кроме того, поощрение подобных сепаратистских действий, где бы то ни было, могло негативно сказаться на ситуации в регионах Европы с острыми национальными проблемами. Франция, например, на поддержку которой так рассчитывали ирландцы, была метрополией и вряд ли пожелала бы создать опасный прецедент признания самопровозглашенных государств на месте вчерашних зависимых территорий.
И, конечно, одним из определяющих моментов стало сотрудничество Ирландии с Германией на протяжении Первой мировой войны. Это был фактор, дискредитирующий Ирландию в глазах стран-победительниц и, безусловно, окончательно закрывший вопрос о рассмотрении ее требований о признании. Таким образом, попытки Ирландии добиться признания независимости от Великобритании в рамках международного сообщества или хотя бы международного арбитража потерпели крах [Полякова, 2005].
С этого момента начинается третья фаза внешнеполитической деятельности республики - представительство и информационная поддержка. И если в первых двух фазах мы видели попытку решить конфликт извне, то здесь такая надежда уже гаснет, и параллельно с лета 1920 г. будет запущен процесс переговоров и мирного урегулирования с Великобританией, сопровождавшийся информированием мирового сообщества о происходящем, но надежды на вмешательство извне фактически уже не будет.
С лета 1919 г. не наблюдается со стороны ирландских делегатов попыток связаться с Клемансо, хотя они продолжают оставаться в Париже. По мере «дозревания» договора с Германией становилось очевидно, что пик конференции позади и ирландский вопрос не будет на ней рассмотрен. Активность в попытках сесть за один стол переговоров с ключевыми державами существенно ослабла, но дипломатическое ведомство Ирландии переключает свое внимание на иные направления.
Так, де Валера покидает Париж окончательно и начинает свою миссию в США, где он будет весьма успешно налаживать связи с местными политиками, рекламировать Ирландскую Республику, собирать финансирование для нее и параллельно оценивать деятельность местных ирландских националистических организаций. Отметим, что США занимали и занимают особое место во внешней политике Ирландии благодаря массовой эмиграции, давним связям и существованию в тот период множества организаций в поддержку независимости Ирландии. В связи с этим по отношению к США мы видим самую разноплановую и успешную «внешнюю политику», хотя даже она не увенчалась официальным признанием и поддержкой.
В принципе вся внешнеполитическая деятельность данной фазы подчинена трем ключевым целям: поддержание интереса к стране, продолжение формирования ее позитивного самостоятельного имиджа на международной арене и поиск свободной ниши в международных отношениях, куда могла бы инкорпорироваться Ирландия. Иногда речь шла о признании, как в случае с проектом договора с Советской Россией [Draft of proposed Treaty., 1998], иногда - нет, как в случаях с большинством иных стран, однако поиск возможностей для сотрудничества, налаживания экономических или иных отношений велся постоянно.
Обратим внимание, что внешнеполитическая деятельность нового государства не ослабла со временем, сеть представительств разных уровней росла. Если осенью 1919 г. Республика Ирландия имела своих дипломатов только во Франции, Швейцарии и Италии, то к 1920 г. ареал таких стран расширился за счет России, Испании, Италии, Австрии, Дании, США, Аргентины [Dail Eireann report on Foreign Affairs, 1998]. Торговые представители были во Франции, в Бельгии (Антверпен), США, Аргентине и Чили [Dail Eireann report on Foreign Affairs, 1998]. Особый интерес вызывает весьма проработанный проект договора с РСФСР об оценке возможностей сотрудничества двух стран. Однако по ряду причин договор не был заключен.
По итогам 1920 г. ирландская сторона в большей степени интересовалась перспективами работы в Бельгии и Испании (здесь поддерживали независимую Ирландию в основном сторонники независимости Каталонии). Был назначен дипломатический представитель Ирландии в Швейцарии, а так же упоминался Консул, присутствующий в Генуе [Department of Foreign Affairs Report, 1998]. В 1921 г. к списку стран, имевших представительства Ирландии, добавились Великобритания и Германия, а официальные пресс-бюро работали в Париже, Берлине, Риме, Мадриде и Фрибуре (Швейцария) [Department of Foreign Affairs Report, 1998].
Летом 1921 г. так же был осуществлен давний проект - в Москву прибыла ирландская миссия для переговоров по поводу признания Республики Ирландия [Полякова, 2001]. Глава миссии, Патрик МакКартан, отмечал необычайную осведомленность о ситуации в Ирландии наркома иностранных дел РСФСР Литвинова, с которым велись переговоры [Memorandum by Patrick McCartan..., 1998]. Однако миссия не увенчалась успехом.
В этот период большое внимание продолжает уделяться вопросам пропаганды. Интенсифицирует работу соответствующий отдел - с ноября 1919 г. ежедневно выходит «Айриш Баллетин», изначально снабжавший информацией более сотни органов прессы, а к 1921 г. число его получателей приближается к 1000 [Dail Eireann Department of Publicity., 1998]. Отдельно выходили приложения, содержащие официальную информацию, нормативно-правовые акты страны. Дополнительно в августе 1920 г. был поставлен вопрос о создании зарубежного пресс-бюро для ведения пропаганды в странах Европы в противовес английской.
Ну и, наконец, стоит отметить ту цель, которая подспудно довлела над националистами - юридическое закрепление статуса страны. Отказавшись от попыток внешнего урегулирования конфликта, Ирландия после нового витка агрессии и военных действий приняла участие в инициированном Лондоном обсуждении условий мира. В течение полугода стороны с переменным успехом коммуницировали по этому поводу. Безусловно, опыт, полученный сотрудниками Министерства иностранных дел Ирландии, пригодился при ведении переговоров о «Статьях соглашений.» с Великобританией. Процесс переговоров осложнялся тем, что предлагаемые одной стороной варианты урегулирования считались неприемлемыми другой. Однако в итоге под прямым давлением Ллойд Джорджа ирландские делегаты во главе с Артуром Гриффитом подписали договор, впоследствии расколовший ирландское общество. Разделил он и дипломатическую службу, в связи с чем в ней последовал ряд кадровых перестановок как внутри страны, так и за рубежом.
Тем не менее ни провал поисков международного вмешательства и признания, ни создание новой формы государства не привели к демонтажу Министерства иностранных дел Ирландии. Считалось, что необходимо продолжать его использовать для продвижения своих интересов, формирования позитивного имиджа страны, привлечения общественного внимания к ней. Поэтому агитация и пропаганда, развернутые министерством и родственными департаментами, продолжала вестись, даже наращивая свою интенсивность. Впоследствии Ирландия, даже являясь доминионом Великобритании, продолжит вести активную внешнеполитическую деятельность, готовя почву для расширения своего суверенитета. Сторонники договора изначально считали его лишь ступенькой к независимости, готовя фундамент для следующего шага, и внешнеполитическая активность и самостоятельность Ирландии (вплоть до нейтралитета во Второй мировой войне) в последующий период это подтверждает.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Полякова Е.Ю. Первые шаги ирландской дипломатии. Миссия в Москву // Вопросы истории. 2001. № 1. С. 116-127.
Полякова Е.Ю. Конференция неоправдавшихся надежд (Ирландия и Парижская мирная конференция) // Проблемы этнической истории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в новое и новейшее время. Вып. 2. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. С. 36-40.
Ainsworth J. Black & Tans and Auxiliaries in Ireland, 1920-1921: Their Origins, Roles and Legacy. 2001. URL: http://eprints.qut.edu.aU/9/1/Ainsworth_Black_conf.PDF (дата обращения - 15 мая 2021 г.).
Dail Eireann Department of Publicity: History and Progress // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 177-178.
Dail Éireann report on Foreign Affairs // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 70-73.
Declaration of Independence // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. P. 1. Department of Foreign Affairs Report // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 180-187.
Draft of proposed Treaty between the Russian Socialist Federal Soviet Republic and the Republic of Ireland // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy,
D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 62-63.
Eamon de Valera, Arthur Griffith and Count George Plunkett to Georges Clemanceau // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 19-20.
Memorandum by Patrick McCartan on hopes of recognition of the Irish Republic from the USSR // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh,
E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 148-156.
Message to the Free Nations of the World // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. P. 2.
Nationalist Letter to President Wilson // Ulster's stand for Union. Ed. by R. McNeill. London: J. Murray, 1922. Pp. 287-295.
Official Memorandum in support of Ireland's demand for recognition as a sovereign state. Presented to Georges Clemanceau and the members of the Paris Peace Conference by Sean T. O'Ceallaigh and George Gavan Duffy // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 20-25.
Republic to Republic: Ireland's international sovereignty, 1919-1949. Dublin: Royal Irish Academy; University College Dublin, 2019. 72 p.
Sean T. O'Ceallaigh and George Gavan Duffy to Georges Clemenceau // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 25-26.
Sean T. O'Ceallaigh to Cathal Brugha // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 6-10.
Sean T. O'Ceallaigh to Georges Clemanceau // Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 5-6.
REFERENCES
Polyakova E.Yu. Pervye shagi irlandskoi diplomatii. Missiya v Moskvu [The first steps of Irish diplomacy. Mission to Moscow], in Voprosy istorii. 2001. No 1. Pp. 116-127 (in Russian).
Polyakova E.Yu. Konferentsiya neopravdavshikhsya nadezhd (Irlandiya i Parizhskaya mirnaya konferentsiya) [Conference of failed hopes (Ireland and Paris Peace Conference)], in Problemy etnicheskoi istorii Tsentral'noi, Vostochnoi i Yugo-Vostochnoi Evropy v novoe i noveishee vremya [Problems of ethnic history of Central, Eastern and South-Eastern Europe in modern and contemporary times]. Vol. 2. Voronezh: Voronezh State University, 2005. Pp. 36-40 (in Russian).
Ainsworth J. Black & Tans and Auxiliaries in Ireland, 1920-1921: Their Origins, Roles and Legacy. 2001. URL: http://eprints.qut.edu.au/971/Ainsworth_Black_conf.PDF (accessed 15 May 2021).
Dail Éireann Department of Publicity: History and Progress, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 177-178.
Dail Éireann report on Foreign Affairs, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 70-73.
Declaration of Independence, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. P. 1. Department of Foreign Affairs Report, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 180-187.
Draft of proposed Treaty between the Russian Socialist Federal Soviet Republic and the Republic of Ireland, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy,
D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 62-63.
Eamon de Valera, Arthur Griffith and Count George Plunkett to Georges Clemanceau, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 19-20.
Memorandum by Patrick McCartan on hopes of recognition of the Irish Republic from the USSR, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh,
E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 148-156.
Message to the Free Nations of the World, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. P. 2.
Nationalist Letter to President Wilson, in Ulster's stand for Union. Ed. by R. McNeill. London: J. Murray, 1922. Pp. 287-295.
Official Memorandum in support of Ireland's demand for recognition as a sovereign state. Presented to Georges Clemanceau and the members of the Paris Peace Conference by
Sean T. O'Ceallaigh and George Gavan Duffy, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 20-25.
Republic to Republic: Ireland's international sovereignty, 1919-1949. Dublin: Royal Irish Academy; University College Dublin, 2019. 72 p.
Sean T. O'Ceallaigh and George Gavan Duffy to Georges Clemenceau, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 25-26.
Sean T. O'Ceallaigh to Cathal Brugha, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 6-10.
Sean T. O'Ceallaigh to Georges Clemanceau, in Documents on Irish Foreign Policy. Ed. by R. Fanning, M. Kennedy, D. Keogh, E. O'Halpin. Dublin: Royal Irish Academy, 1998. Vol. 1. Pp. 5-6.
Статья принята к публикации 28.07.2021