Научная статья на тему 'ПОПЫТКА УСТРОЕНИЯ ПЕЩЕРНОГО МОНАСТЫРЯ В СЛОБОДЕ КАЛАЧ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.'

ПОПЫТКА УСТРОЕНИЯ ПЕЩЕРНОГО МОНАСТЫРЯ В СЛОБОДЕ КАЛАЧ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Калачеевская пещера / Костомаровские пещеры / Воронежская губерния / Виа Долороза / Русская Православная Церковь / монастырь / пореформенная Россия / сельское общество / Kalach caves / Kostomarovo caves / Voronezh Guberniya / Via Dolorosa / Russian Orthodox Church / monastery / post-reform Russia / rural community

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степкин Виталий Викторович, Иван Александрович Смирнов

Калачеевская пещера, вырубленная в меловом останце в г. Калач Воронежской области, является малоизученным памятником историко-культурного наследия. Обнаруженный в фондах РГИА архивный материал, наряду с воспоминаниями местных жителей, позволяет пролить свет на последний период функционирования молитвенного подземелья в конце XIX — начале XX в. В это время калачеевское сельское общество предприняло попытку устроить здесь официальный православный пещерный монастырь. 11 августа 1885 г. жители Калача уполномочили крестьян Ивана Серякова, Матвея Безуглого и Гавриила Лебединского ходатайствовать об открытии монастыря в различные инстанции. Также обществом выделялось 1300 руб. и отводилось 36 десятин земли на обустройство монастыря. Ходатайства сельского общества рассматривались в Воронежской духовной консистории, в Воронежском губернском правлении, в Воронежском губернском по крестьянским делам присутствии, во Втором (крестьянском) департаменте Сената. Данная попытка не увенчалась успехом, столкнувшись с противодействием органов власти. Вместе с тем пещероустроителям удалось обустроить пещеру и организовать в ней регулярные богослужения представителями местного белого духовенства. Функционирование пещеры как сакрального локуса крестьянской общины было прервано революционными событиями начала XX в. В настоящее время Калачеевская пещера внесена в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ATTEMPT AT MAKING A CAVE MONASTERY IN KALACH, VORONEZH GUBERNIYA, IN THE LATE 19TH — EARLY 20TH CENTURIES

Сaves dug out in the town of Kalach, Voronezh region, are an understudied historical and cultural heritage site. Materials found in the State Archive of Historical Acts, together with accounts of local residents, allow us to describe the last period of the underground vaults of prayer at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries. During this period, the rural community of Kalach made an attempt to arrange an official Orthodox cave monastery here. On 11 August 1885, residents of Kalach officially asked the farmers Ivan Seryakov, Matvey Bezugly and Gavriil Lebedinsky to apply to various institutions for permission to open a monastery. Besides, the community allocated 1300 roubles and 36 dessiatins of land for the monastery. The requests were examined in Voronezh ecclesiastical consistory, Voronezh provincial government, Voronezh provincial farmers’ council and in the Second (farmers’) Senate department. The attempt was not successful, having encountered resistance of authorities. However, the cave diggers managed to arrange the cave and organise regular divine services by the local clergy. The life of the caves as a sacred locus for the rural community was interrupted by revolution events of early 20th century. At present, Kalach caves are included in Russia’s cultural heritage register.

Текст научной работы на тему «ПОПЫТКА УСТРОЕНИЯ ПЕЩЕРНОГО МОНАСТЫРЯ В СЛОБОДЕ КАЛАЧ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Степкин Виталий Викторович, д-р ист. наук,

учитель истории и обществознания в МБОУ Павловская СОШ с УИОП Воронежской области, АНО «Центр изучения и охраны пещер»

2024. Вып. 116. С. 55-63

Б01: 10.15382Миг112024116.55-63

Россия, г. Воронеж агсЬео^@шаП. ги

https://orcid.org/0000-0002-7182-5830

Иван Александрович Смирнов, студент Воронежской духовной семинарии, член комиссии по канонизации святых Воронежской митрополии

Россия, г. Воронеж

parfirov2014@yandex.ru

https://orcid.org/0009-0002-7601-3361

Попытка устроения пещерного монастыря

В СЛОБОДЕ КАЛАЧ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.

В. В. Степкин, И. А. Смирнов

Аннотация: Калачеевская пещера, вырубленная в меловом останце в г. Калач Воронежской области, является малоизученным памятником историко-культурного наследия. Обнаруженный в фондах РГИА архивный материал, наряду с воспоминаниями местных жителей, позволяет пролить свет на последний период функционирования молитвенного подземелья в конце XIX — начале XX в. В это время калачеевское сельское общество предприняло попытку устроить здесь официальный православный пещерный монастырь. 11 августа 1885 г. жители Калача уполномочили крестьян Ивана Серякова, Матвея Безуглого и Гавриила Лебединского ходатайствовать об открытии монастыря в различные инстанции. Также обществом выделялось 1300 руб. и отводилось 36 десятин земли на обустройство монастыря. Ходатайства сельского общества рассматривались в Воронежской духовной консистории, в Воронежском губернском правлении, в Воронежском губернском по крестьянским делам присутствии, во Втором (крестьянском) департаменте Сената. Данная попытка не увенчалась успехом, столкнувшись с противодействием органов власти. Вместе с тем пещероустрои-телям удалось обустроить пещеру и организовать в ней регулярные богослужения представителями местного белого духовенства. Функционирование пещеры как сакрального локуса крестьянской общины было прервано революционными событиями начала XX в. В настоящее время Калачеевская пещера внесена в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Ключевые слова: Калачеевская пещера, Костомаровские пещеры, Воронежская губерния, Виа Долороза, Русская Православная Церковь, монастырь, пореформенная Россия, сельское общество.

© Степкин В. В., Смирнов И. А., 2024.

Калачеевская пещера, будучи одной из самых крупных молитвенных пещер на территории Европейской части России, является вместе с тем малоизученным памятником историко-культурного наследия. Это делает актуальным поиск архивной информации о функционировании в прошлом данного подземелья.

Просмотр дел в Российском государственном историческом архиве позволил обнаружить дело: «Об ассигновании жителями слободы Калач 1300 рублей общественных денег и отводе 36 десятин земли под постройку церкви»1. Впервые на него обратили внимание воронежские историки П. П. Никулин и И. М. Трунов. Крайние даты дела — 16 августа 1883 г. — 3 июня 1888 г. Оно хранится в фонде 1344 Второго (крестьянского) департамента Сената, который был учрежден 24 января 1884 г. как высший кассационный суд по разрешению спорных дел пореформенного крестьянства.

В материалах дела имеются документы: выписка из журнала Воронежского губернского по крестьянским делам присутствия за 18 июня 1887 г.; прошение крестьян слободы Калач на имя императора Александра III от 28 июля 1887 г.; рапорт Воронежского губернатора в Правительствующий Сенат от 4 августа 1887 г. за № 133; выписка из решения Сената от 3 июня 1888 г. Изложим суть данного дела, опираясь на содержание упомянутых документов.

11 августа 1885 г. калачеевское сельское общество в количестве 404 человек уполномочило крестьян Ивана Серякова, Матвея Безуглого и Гавриила Лебединского ходатайствовать об открытии в меловой горе слободы Калач пещер «как для Богоугодного дела и полезненного для всех, к тому еще и невредного»2. При этом было выделено «под устройство при пещерах церкви 1300 руб. деньгами из суммы общественной, хранящейся в кассе <...> Калачеевского волостного правления, и 33 десятины земли при той же горе, где открыты пещеры»3. Казалось бы, все шло к обустройству подземелья, но возникли трудности с получением денег. Волостное правление отказалось выделить оговоренную кала-чеевским обществом сумму, «отзываясь тем, якобы без высшего разрешения по начальству оно права не имеет»4. В ответ на это уполномоченные от калачеевского общества обратились «с просьбою в воронежское губернское по крестьянским делам Присутствие, которое также 14 июля за № 2929 — решило, что оно по превышению власти разрешить сего не может, предоставило искать дело это в высших инстанциях»5. В связи с этим калачеевские ходатаи написали прошение на имя императора, с тем чтобы «повелено было сие наше прошение принять в правительствующем сенате»6. При этом крестьяне обязались на назначенные обществом 1300 руб. «приобретать при пещерах нужное обзаведение»7.

Для рассмотрения прошения крестьян Калачеевской слободы Сенат запросил документы по делу. Воронежский губернатор написал рапорт с приложением, в том числе выписки из журнала Воронежского губернского по крестьянским

1 РГИА. Ф. 1344. Оп. 11. Д. 514.

2 Там же. Л. 3.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же. Л. 3 об.

делам присутствия. Из данной выписки выясняется дополнительная информация по делу, в частности:

Волостное правление предоставило в Уездное присутствие копии с приговора сельского схода и предписание Воронежского Губернского правления от 30 сентября 1885 г. за № 2451. По рассмотрению дела уездное присутствие нашло, что выдача определенной приговором суммы просителям, как уполномоченных на устройство церкви или молитвенного дома при пещерах, могла последовать, очевидно, только после получения разрешения на возведения вышеупомянутых сооружений. Между тем из копии отношения Губернского Правления на имя Богучарского уездного исправника видно, что ходатайство устроить церковь или молитвенный дом при пещерах признано Губернатором неосновательным; вследствие сего не только не представляется возможным сделать распоряжение о выдаче сельским сходом сумм, но даже и о выдаче приговора, уполномочивающего на хождение по сему делу, окончательно решенного, потому что последствием этой выдачи явилось бы среди жителей слободы Калача брожение, постоянно питаемое ходатаями, которое могло бы привести к общим беспорядкам, а поэтому уездное присутствие по постановлению, состоявшемуся 4 февраля 1887 года, ходатайство Серякова, Безуглого и Лебединского оставило без последствий8.

Сенат, рассмотрев предоставленные губернатором документы, 3 июня 1888 г. вынес определение: «Оставить без последствий».

Материалы данного дела показывают нам, прежде всего, мотивацию как пещероустроителей, так и представителей властей. Мотивация пещероустроите-лей: открытие в слободе Калач в меловой горе пещер «как для Богоугодного дела и полезненного для всех, к тому еще и невредного»9. Мотивация отказа представителей властей: «...явилось бы среди жителей слободы Калача брожение, постоянно питаемое ходатаями, которое могло бы привести к общим беспорядкам»10.

Дополнительные сведения о попытках открытия пещер в Калаче мы можем почерпнуть из писем, хранящихся в фонде Д. М. Струкова в РГИА. Так, Н. Ахшарумов, являющийся, исходя из контекста корреспонденции, Земским начальником 2-го участка Богучарского уезда, отмечал в письме от 20 августа 1898 г., что «Калачеевское сельское общество неоднократно постановляло приговоры об отчуждении некоторого количества земли и давало денег на открытие монастыря, чему крайне сочувствовал бывший Викарий Воронежской епархии Преосвященный Владимир, но администрация отменила приговор, так как белое духовенство не сочувствовало этому делу»11. Из данных строк мы видим, прежде всего, наличие противоречий в среде белого и черного духовенства по поводу открытия пещер. Надо заметить, что упомянутый викарий Воронежской епархии епископ Владимир (Соколовский-Автономов) был выдающимся миссионером своего времени. До своего прибытия на воронежскую землю он много

8 РГИА. Ф. 1344. Оп. 11. Д. 514. Л. 4 об. — 5.

9 Там же. Л. 3.

10 Там же.

11 РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 63. Л. 2 об.

сил приложил для распространения православия в Японии и Америке. Будучи назначенным в 1891 г. епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии, он активно работал над устроением Акатова монастыря, способствовал открытию церковноприходских школ в епархии, состоял председателем Воронежского комитета Православного миссионерского общества. Не мог он оказаться в стороне и от народной попытки обустроить новый монастырь в слободе Калач.

Н. Ахшарумов в своем письме отмечал также: «Конечно, мы зорко следим, чтобы в пещерах не собирались массами жители Калача и окрестностей из боязни развития какой-либо секты и снисходительно разрешаем одиночные посещения и то лишь в сопровождении старика Филиппа Краснобажева»12. В данном случае проявилось характерное для синодального периода неприятие такой формы народной религиозности, как пещерничество13. Анализ правоприменительной практики по отношению к пещерокопателям в XIX в. показывает, что при этом ключевым обвинением было распространение суеверия. Так, например, в Воронежской губернии в суеверии обвиняли в 1822 г. Марию Шерстю-кову, основательницу Белогорской пещеры14, в 1831 г. — основателя пещеры у с. Красное Авраама Ковалева15, в 1860 г. — Максима Курасова, создателя Гороховской пещеры16, в 1878 г. — Мирона Гноевого, устроителя Галиевской пещеры17, в 1892 г. — Тихона (Присяжного), пытавшегося возродить Шатрищегор-ский монастырь18.

Если говорить о параллелях в Воронежской губернии конца XIX — начала XX в. попыток трансформации молитвенных пещер из сферы народного православия в официальную плоскость, то мы должны обратиться к истории костомаровских подземелий. 15 июня 1908 г. Костомаровское сельское общество на сходе приняло решение уполномочить своих представителей ходатайствовать перед епархиальным начальством и другими органами власти об освящении вырубленной в меловом склоне церкви и причислении ее к Белогорскому Воскресенского пещерному монастырю. При этом для достижения своей цели костомаровские крестьяне готовы были нести и материальные издержки, решив на сходе «отмерить вокруг находящихся пещер пять десятин земли для постройки, какой разрешит начальство». Надо заметить, что костомаровские ходатаи, так же как и калачеевские, не нашли поддержки ни на епархиальном, ни на синодальном уровне19.

12 РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 63. Л. 2 об. — 3.

13 См.: Никольский П. В. Монашество на Дону. Пещерокопательство в XIX в. // Воронежская старина. 1910. Вып. 9. С. 150—181; Степкин В. В. Отношение церковных властей к пещерокопателям в ХVIII—XIX веках // Христианское чтение. 2018. № 5. С. 214—224.

14 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 5355. Л. 74.

15 РГИА. Ф. 796. Оп. 112. Д. 867. Л. 1 об.

16 РГИА. Ф. 796. Оп. 141. Д. 709. Л. 10 об.

17 РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 240. Л. 8.

18 РГИА. Ф. 797. Оп. 63. II отд., 3 ст. Д. 379. Л. 5-5 об.

19 См.: Степкин В. В. Взаимодействия крестьянской общины, церкви и государства в контексте создания и функционирования Костомаровского пещерного комплекса в Подонье (середина XIX—XX в.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология». 2017. № 15 (264). С. 128—137.

В качестве источника изучения попытки обустройства в Калаче пещерного монастыря помимо приведенных архивных материалов из РГИА мы можем обратить внимание на рукопись Гринько-Гриневицкого «Провал авантюры протопопа Львова», написанную в 1966 г. в виде антирелигиозного памфлета и хранящуюся в личном архиве И. А. Смирнова. В рукописи, напечатанной на машинке в объеме 4,5 страницы формата А4, повествование идет о событиях, развивающихся вокруг Калачеевской пещеры в начале XX в., «60 лет назад», т. е. в 1906 г. Автор повествует о якобы имевшем месте подлоге с обретением иконы неподалеку от входа в пещеру, что должно было способствовать привлечению общественного внимания к открытию в меловой горе женского монастыря. Данные рукописи о стремлении открыть калачеевцами именно женский монастырь хорошо коррелируются с записью Д. М. Струкова, посетившего Калач в конце XIX в.: «Жители слободы Калач издревле придают этой местности значение святого места, почему, я слышал о ходатайствующих об устройстве монастыря при пещерах, т. к. в окрестности нет женских общин с ремесленной женской школой»20.

В рукописи Гринько-Гриневицкого можно почерпнуть также следующую информацию о бытовании подземелья:

В гор. Калаче (слободе) есть высокая меловая гора, имеющая форму паля-ныци (по украински), по русски — калача. На полусклоне этой горы, в сторону улицы «Пеньки» давным-давно какие-то люди, с какой-то, возможно военной целью, стали копать в мелу пещеры. Пещеры эти имели в ширину около метра, высоту два метра, а длина их в это время была более километра, имелось много ответвлений от главного ствола, кроме того, имелись выемки в виде келий. В описываемое время пещеры удлиняли два «монаха» <...>. Одеты эти монахи были в монашескую одежду, на голове у них камилавки. При входе в пещеры была вырублена большая келья, в которой и жили эти монахи. По инициативе духовенства и фанатически настроенных богомольцев в этой келье в первое после пасхи воскресенье, т. е. на красную горку, устраивались богослужения, дававшие хорошие доходы попам и монахам21.

Исходя из вышеперечисленных письменных источников, мы видим следующую хронологию попытки обустройства Калачеевского пещерного монастыря в конце XIX — начале XX в. В 1885 г. калачеевское сельское общество выделяет средства и начинает ходатайствовать об официальном открытии пещер для богослужения с обустройством церкви или молитвенного дома. Получив отказ местных властей, крестьяне начинают ходатайствовать в вышестоящие инстанции, но и здесь не получают поддержки. Сенат 3 июня 1888 г. вынес определение: «Оставить без последствий». Из письма, написанного через десять лет 20 августа 1898 г. Н. Ахшарумовым, мы видим, что официально к этому времени обу-

20 ОР РГБ. Ф. 293. 31. 21; Степкин В. В., Смирнов И. А. Письма из фонда Д. М. Струкова в РГИА как источник датирования Виа Долороза Калачеевской пещеры Воронежской области // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2022. № 14. С. 265.

21 Гринько-Гриневский И. Провал авантюры протопопа Львова. Рукопись // Личный архив И. А. Смирнова. Л. 2.

стройство пещер так и не состоялось. Вместе с тем в письме Ахшарумов отмечает наличие в пещерах «нескольких (как их здесь называют) алтарей, в нишах большей частью убранных жертвованными образами и лампадами», что говорит о продолжении народного почитания данного религиозного объекта. Из рукописи Гринько-Гриневицкого мы видим, что в период первой русской революции в 1906 г. была предпринята еще одна попытка обустройства пещеры с устроением здесь женского монастыря. К этому времени в пещерах уже осуществлялись единичные богослужения в «первое после пасхи воскресенье, т. е. на красную горку» и при пещерах проживали «два монаха». Судя по содержанию рукописи и исторического контекста, монастырь так и не был обустроен.

О дальнейших попытках обустройства Калачеевской пещеры мы узнаем уже из устных источников, рассказов местных жителей, зафиксированных калачеев-скими краеведами А. М. Бойко и Е. С. Свиридовой. На момент революционных событий 1917 г. в пещере проживало двое монашествующих, которые «зимой и летом ходили в черных рясах и шапках». Они продолжали обустраивать пещеру, привлекая детей для выноса мела. «Монахи следили за пещерой и подземным храмом, рыли наверху обводные каналы, чтобы дождевая и талая вода не затапливали вход». Со слов местных жителей, службы в пещерном храме велись не раз в год, как в 1906 г., а «регулярно по воскресеньям и праздникам. Все жители Пеньков (теперь ул. Ильича) ходили на эти службы <...>. Колоколов не было. При входе слева была комната, где отпевали покойников. Внутри пещеры были родники с чистой и очень холодной водой. В стене были ниши до пола, в них — углубление, и там — вода, чистая, как слеза. Рядом с пещерой была ухоженная криница, из нее брали воду жители Пеньков и нынешней улицы Шевченко»22. «На площадке перед входом в монастырь стоял домик — благотворительная трапезная, где готовили пищу для тех, кто сильно нуждался»23. «Монахи» исчезли из пещеры в 1918 г. с приходом красных. По воспоминаниям М. П. Лебедевой, они были расстреляны. Оставшиеся без постоянного присмотра пещеры на фоне антирелигиозной компании постепенно стали приходить в запустение. «Жители ул. Ильича утверждают, что лет 50 назад видели разбитые деревянные иконы, обломки которых были разбросаны по коридорам пещеры»24.

Интересная деталь — местные жители называют в своих воспоминаниях, записанных А. М. Бойко и Е. С. Свиридовой, Калачеевскую пещеру монастырем, а проживающих при ней двух человек, которые «зимой и летом ходили в черных рясах и шапках», — монахами, хотя при этом официального монастыря здесь не существовало. Время создания здесь официальной обители остановилось на стадии трансформации из сакрального локуса народного православия в официальную плоскость. Подобная стадия перехода хорошо была описана на примере находящейся в 70 км к западу от Калача Белогорской обители. Белогорские

22 Бойко А. М., Свиридова Е. С. Тайна старой фотографии, или они жили в пещере // Пещеры как объекты истории и культуры: Материалы международного научного форума Воронеж-Дивногорье, 19—22 апреля 2016. Воронеж, 2016. С. 34.

23 Бойко А. М., Свиридова Е. С. Калачеевская меловая пещера по воспоминаниям местных жителей // Дивногорский сборник: тр. Музея заповедника «Дивногорье». Воронеж, 2015. Вып. 5. С. 66.

24 Там же. С. 65.

пещеры стали создаваться в рамках народного православия в 1796 г. по инициативе М. К. Щерстюковой. Официальный Воскресенский монастырь на месте Белогорских пещер будет открыт в 1882 г. Посетивший эти места в 1866 г. этнограф Б. С. Познанский описывал Белогорскую обитель как монастырь в зачаточном состоянии, который местные жители называли «монастырек». При этом монастырьке проживали старики-братчики, которые хранили почитаемое народом место. Это были выбравшие иноческий путь крестьяне, занимавшие, по сути, маргинальное положение. Отойдя от крестьянского общинного труда, они не стали еще монахами официальной обители. При этом службу в пещерном храме Александра Невского осуществляло белое духовенство находящейся неподалеку слободы Белогорье25.

В настоящее время Калачеевская молитвенная пещера включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в категории — объект культурного наследия регионального значения. Учитывая наличие в лабиринтах пещер уникального калькирования сакрального пространства, сложившегося вокруг главной христианской святыни — Гроба Господня в Иерусалиме26, в дальнейшем возможно повышение статусной категории Калачеевской молитвенной пещеры.

Список литературы

Бойко А. М., Свиридова Е. С. Калачеевская меловая пещера по воспоминаниям местных жителей // Дивногорский сборник: тр. Музея заповедника «Дивногорье». Вып. 5 / отв. ред. Кондратьева С. К., Лылова М. И. Воронеж, 2015. С. 61—74. Бойко А. М., Свиридова Е. С. Тайна старой фотографии, или они жили в пещере // Пещеры как объекты истории и культуры: Материалы международного научного форума Воронеж-Дивногорье, 19—22 апреля 2016 / отв. ред. Гунько А. А. Воронеж, 2016. С. 33-36.

Степкин В. В. Взаимодействия крестьянской общины, церкви и государства в контексте создания и функционирования Костомаровского пещерного комплекса в Подонье (середина XIX—XX в.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2017. № 15 (264). С. 128—137. Степкин В. В. Калачеевская пещера на Среднем Дону: прочтение сакрального топоса в контексте Виа Долороза // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 70. С. 44—51. DOI: 10.17223/19988613/70/7 Степкин В. В. Отношение церковных властей к пещерокопателям в ХVIII—XIX веках //

Христианское чтение. 2018. № 5. С. 214—224. DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10122 Степкин В. В., Смирнов И. А. Письма из фонда Д. М. Струкова в РГИА как источник датирования Виа Долороза Калачеевской пещеры Воронежской области // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2022. № 14. С. 263—270. DOI: 10.53737/2713-2021.2022.85.17.011

25 См.: Познанский Б. Воронежские хохлы (Из случайных заметок, воспоминаний и наблюдений) // Киевская Старина: Ежемесячный исторический журнал. 1885. Т. 11. С. 613—648.

26 См.: Степкин В. В. Калачеевская пещера на Среднем Дону: прочтение сакрального топоса в контексте Виа Долороза // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 70. С. 44—51.

Vitaly Stepkin, Doctor of Sciences in History, Teacher of History and Social Science, Pavlovsk Secondary School, Centre for the Study and Protection of Caves Voronezh, Russia archeolog@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-7182-5830

Ivan Smirnov, Student,

Voronezh Theological Seminary, Member of the Commission for the Canonization of the Saints of the Voronezh Metropolitan Voronezh, Russia parfirov2014@yandex.ru https://orcid.org/0009-0002-7601-3361

An Attempt at Making a Cave Monastery in Kalach, Voronezh Guberniya, in the Late 19th — Early 20th Centuries

V. Stepkin, I. Smirnov

Abstract: Caves dug out in the town of Kalach, Voronezh region, are an understudied historical and cultural heritage site. Materials found in the State Archive of Historical Acts, together with accounts of local residents, allow us to describe the last period of the underground vaults of prayer at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries. During this period, the rural community of Kalach made an attempt to arrange an official Orthodox cave monastery here. On 11 August 1885, residents of Kalach officially asked the farmers Ivan Seryakov, Matvey Bezugly and Gavriil Lebedinsky to apply to various institutions for permission to open a monastery. Besides, the community allocated 1300 roubles and 36 dessiatins of land for the monastery. The requests were examined in Voronezh ecclesiastical consistory, Voronezh provincial government, Voronezh provincial farmers' council and in the Second (farmers') Senate department. The attempt was not successful, having encountered resistance of authorities. However, the cave diggers managed to arrange the cave and organise regular divine services by the local clergy. The life of the caves as a sacred locus for the rural community was interrupted by revolution events of early 20th century. At present, Kalach caves are included in Russia's cultural heritage register.

Keywords: Kalach caves, Kostomarovo caves, Voronezh Guberniya, Via Dolorosa, Russian Orthodox Church, monastery, post-reform Russia, rural community.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2024. Vol. 116. P. 55-63 DOI: 10.15382/sturII2024116.55-63

References

Boyko A., Sviridova E. (2015) "Kalacheevskaia melovaia peshchera po vospominaniiam mestnykh zhitelei", in S. Kondrat'eva, M. Lylova (eds) Divnogorskii sbornik, Voronezh, vol. 5, pp. 61—74 (in Russian).

Boyko A., Sviridova E. (2016) "Taina staroi fotografii, ili oni zhili v peshchere", in Peshchery kak ob»ekty istorii i kul'tury. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma Voronezh-Divnogor'e, 19—22 aprelia 2016, Voronezh, pp. 33—36 (in Russian).

Stepkin V. (2021) "Kalacheevskaia peshchera na Srednem Donu: prochtenie sakral'nogo toposa v kontekste Via Doloroza". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriia, 2021, vol. 70, pp. 44-51 (in Russian).

Stepkin V. (2017) "Vzaimodeistviia krest'ianskoi obshchiny, tserkvi i gosudarstva v kontekste sozdaniia i funktsionirovaniia Kostomarovskogo peshchernogo kompleksa v Podon'e (seredina XIX-XX vv.)". Nauchnye vedomosti Belgorodskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia. Politologiia, 2017, vol. 15 (264), pp. 128-137 (in Russian).

Stepkin V. (2018) "Otnoshenie tserkovnykh vlastei k peshcherokopateliam v XVIII-XIX vekakh". Khristianskoe chtenie, 2018, vol. 5, pp. 214-224 (in Russian).

Stepkin V., Smirnov I. (2022) "Pis'ma iz fonda D. M. Strukova v RGIA kak istochnik datirovaniia Via Doloroza Kalacheevskoi peshchery Voronezhskoi oblasti". Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Prichernomor'ia, 2022, vol. 14, pp. 263-270 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 04.11.2022

The article was submitted 04.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.