Научная статья на тему 'Популярность телеведущего: как просчитать закономерность?'

Популярность телеведущего: как просчитать закономерность? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
338
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕЛЕВЕДУЩИЙ / МОЛОДЕЖНАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ АУДИТОРИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / POPULAR SHOWMAN / YOUNG TV AUDITORIA / PREFERENCES OF TV VIEWERS / MODEL OFBEHAVIOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Перипечина Г.В.

Телевизионные продюсеры стараются выбрать для новых передач ведущих, которые будут заведомо популярны у телезрителя. С этой целью приглашают известных актеров, писателей, считая, что ореол их популярности распространится и на телевизионную продукцию. К сожалению, об истинных предпочтениях и ожиданиях телезрителей производителям телепередач известно очень мало. Одни и те же вопросы были заданы журналистам и молодым телезрителям. Ответы свидетельствуют о том, что запросы аудитории носят более интеллектуальный характер, чем считают журналисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Popularity of TV showman: what way to calculate the re- gularity?

Producers of TV try to choose the popular showman for their programs: actors, writers etc. Unfortunately sometimes they have no idea about the real preferences of the TV viewers. Generally, producers are sure that the viewers need low kind show because are not able to value fine show. Research of preference of young TV viewers of Moscow refutes it.

Текст научной работы на тему «Популярность телеведущего: как просчитать закономерность?»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 4

Г.В. Перипечина, кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

ПОПУЛЯРНОСТЬ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО: КАК ПРОСЧИТАТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Телевизионные продюсеры стараются выбрать для новых передач ведущих, которые будут заведомо популярны у телезрителя. С этой целью приглашают известных актеров, писателей, считая, что ореол их популярности распространится и на телевизионную продукцию. К сожалению, об истинных предпочтениях и ожиданиях телезрителей производителям телепередач известно очень мало. Одни и те же вопросы были заданы журналистам и молодым телезрителям. Ответы свидетельствуют о том, что запросы аудитории носят более интеллектуальный характер, чем считают журналисты.

Ключевые слова: популярный телеведущий, молодежная телевизионная аудитория, предпочтения телезрителей, модель поведения.

Producers of TV try to choose the popular showman for their programs: actors, writers etc. Unfortunately sometimes they have no idea about the real preferences of the TV viewers. Generally, producers are sure that the viewers need low kind show because are not able to value fine show. Research of preference of young TV viewers of Moscow refutes it.

Key words: popular showman, young TV auditoria, preferences of TV viewers, model of behavior.

Один из основополагающих принципов в тележурналистике — это персонификация: зрители больше доверяют знакомым, любимым ведущим. Передача, которую ведет популярный ведущий, заранее, что называется, обречена на успех. Но при подборе ведущего для новой передачи продюсеры, следуя этой истине и приглашая популярных актеров и звезд шоу-бизнеса, заранее готовы на риск: телеведущий — самостоятельная профессия, и вовсе не обязательно хороший кино- или театральный актер автоматически становится хорошим ведущим. Так, певица Вера Брежнева чрезвычайно украсила, но не сделала интересной передачу «Магия 10», а по первым отзывам на передачу «Честный понедельник» (премьера 26 января 2009 г., НТВ), ведущий-дебютант популярный писатель Сергей Минаев очень напоминал (даже внешне) эфирного зубра Владимира Соловьева.

Есть и другая, прямо противоположная позиция. Так, новый генеральный директор молодежного канала МТВ Алексей Ефимов принципиально настаивает на том, чтобы ви-джеи были людьми новыми, ранее не известными широкой публике.

Один из самых грамотных подходов к конструированию новой программы, смене ведущего — просчитать вероятность успеха с помощью социологического исследования, узнать ожидания зрителей. Но он же — и самый дорогой и потому редко используемый на нашем телевидении. Тем интереснее познакомиться с результатами недавнего исследования1, в котором предпочтения телезрителей старшего подросткового возраста (15—17 лет) сравнивались с мнением создателей передач по поводу того, что предпочитает телеаудитория.

Наиболее популярными у молодых телезрителей оказались Д. Нагиев — 19,7%, Л. Парфенов — 8,2%, А. Комолов и А. Малахов — по 7,5%. По мнению же создателей передач, больше всего телезрителям нравится А. Малахов (12,5%), на второе место они поставили Д. Нагиева и А. Комолова (по 9,7%).

На момент сбора данных Дмитрий Нагиев был ведущим передачи «Окна», просуществовавшей на российском экране с 2002 по 2005 г. На современном экране эстафету «Окон» приняла передача «Дом» при некоторых отличиях, носящих, скорее, формальный характер. Так, в ней участвуют реальные люди под своими настоящими фамилиями. Но вместе с тем все участники проходят конкурсный отбор, на котором авторы передачи выбирают людей, наиболее подходящих под определенные, заранее разработанные типажи (характерно, что в электронной анкете наряду со своими отрицательными и положительными качествами кандидатов просят сообщить размеры груди, талии и бедер). Как в театральной труппе не может быть три инженю и ни одной характерной героини, так и в передаче «Дом» участники узнаваемо распределяются по «ролям». Что касается якобы настоящей реальной жизни в «Доме», то опять же нельзя забывать о заданности поведения участников: все они запрограммированы на как можно более яркое, в идеале — эпатирующее поведение.

Обратим внимание на то, что в ответе на вопрос «Что подросткам интересно смотреть в телевизионных шоу?» первую позицию занял ответ «жизненные ситуации» (19%), а вторую — скандалы (14,3%). На первый взгляд эти два понятия исчерпывающе характеризуют содержание и передачи «Окна», и передачи «Дом»: скандальные жизненные ситуации, и в этой

1 Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2. М., 2008.

трактовке сам факт популярности передачи не вызывал бы никаких нареканий. Напротив, это могла бы быть своеобразная «школа жизни», где подростки знакомятся с образцами поведения в сложных отношениях, моделями человеческих характеров. Такая передача непосредственно выполняла бы социально-педагогическую функцию телевидения. Кроме того, в ней оптимально реализовывалось бы ожидание подростков от телевидения, занявшее первую строку в таблице ответов на вопрос «Что вы прежде всего ждете от телевидения?»: «Правды, честности, реальности, объективности».

Все это было бы так, если бы авторами двигало стремление воспитать в зрителе разумное, доброе, вечное. Напротив, характеры выбираются наиболее уродливые, приветствуются поступки наиболее гнусные. И тем не менее значительная часть телезрителей принимала и принимает эту «тележизнь» за чистую монету. Именно это обстоятельство делает их небезобидными, поскольку, в частности подростки, могут принять уродливое, асоциальное поведение героев передачи за норму, принятую и даже одобряемую (ведь по телевизору показывают!) обществом.

В этой ситуации роль Д. Нагиева в передаче «Окна» была не столь однозначна. Дело в том, что сценарно ведущий — как бы наблюдатель со стороны, не участвующий в грязных склоках, разворачивающихся у него и телезрителей на глазах. Вместе с тем это и провокатор, еще сильнее закручивающий интригу. Несомненно, способствовала успеху у подростков и некоторая демонизированность внешнего облика актера, его подчеркнутая сексуальность (мистическая личность, по Дж. Голд-хаберу2). В целом во внешности и поведении ведущего можно разглядеть попытку эксплуатации образа Мефистофеля. Вот основные характеристики, данные Нагиеву подростками в фокус-группе: мачо, сексуальный, циничный, дерзкий, наглый, уверенный в себе, напористый, крутой парень, эпатажпый, всегда «над» человеком, выделяется из толпы.

Занявший третью позицию по популярности у московских школьников (и первую у создателей передач) А. Малахов представляет собой на экране иной образ. Для них это молодой (несмотря на реальные за тридцать), веселый, очень раскованный (до эксцентричности) в одежде и поведении, откровенно сексуальный, доброжелательный, слегка подтрунивающий над своими собеседниками ведущий. Вместе с тем ведущий Ма-

2

Goldhaber G.M. Net work new man: who's got the most charisma? // TV guide, 198 1(May).

лахов не чурается копания в грязном белье, проявляет в вопросах интерес к весьма интимным сторонам жизни своих гостей, провоцирует их к такого рода откровениям. Передача «Большая стирка» ( не выходит в эфир уже два года) — это своеобразная буффонада, где много музыки, громкого смеха, всевозможных розыгрышей и шуток. Ведущий воспринимается, прежде всего, как шоумен. Отметим, что передача «Большая стирка» шла со вторника по пятницу в раннее вечернее время (с 18.20 по 19.10), т.е. когда значительная часть подростков дома. Основные характеристики Малахова, полученные в фокус-группе: оригинальная, модная внешность, очень общителъ -ный, веселый, несколько вульгарный, сексапильный, развязный, энергичный, заводной, хорош в любой компании, малоинтеллектуален, светская личность. Таким образом, Малахова тоже можно отнести к типу мистической личности.

Что касается Антона Комолова, то этот ведущий знаком зрителю по нескольким каналам и передачам. Прежде всего как VJ MTV. Затем А. Комолов вел дневное ток-шоу на Российском канале «Короткое замыкание», выдержанное в довольно спокойном, повествовательном тоне. В настоящее время он ведущий канала «Звезда».

Присутствие этого ведущего в тройке лидеров наводит на мысль, что как раз его имидж Антигероя, в общем, ничем особо не примечательной личности, «такого как все» и стал основой популярности у подростков. Вот его основные характеристики: молодой, из-за возраста кажется доступным, такой, как мы, свой человек, как будто твой друг, веселый, хорошее чувство юмора, ведущий популярного MTV, преуспевающий, не наглый.

Феномен популярности Л. Парфенова заслуживает особого внимания со стороны исследователей. Это единственный в десятке лидеров абсолютно, что называтся, серьезный журналист, никогда не участвовавший в каких бы то ни было развлекательных проектах, ведущий информационно-аналитической программы канала НТВ и автор документальных исторических передач-фильмов. У подростков он занимал вторую строку в таблице. Интересно, что журналисты, участвующие в исследовании и пытающиеся угадать предпочтения телезрителей, не включили Л. Парфенова даже в десятку лидеров.

Леонид Парфенов, бесспорно, один из самых ярких, уважаемых и профессиональным сообществом, и телезрителями журналистов отечественного телевидения. Его экранный образ отличают такие черты, как яркая открытая улыбка, модные, но классические костюмы от лучших дизайнеров, неожидан-

ные действия в кадре (например, выложить на стол ручной пулемет, чтобы продемонстрировать, как быстро его можно перезарядить). Парфенову удалось выработать собственный стиль, в соответствии с которым он одинаково непринужденно и даже весело обсуждает и встречу президентов ведущих держав, и проблему текущего ремонта в районном центре российской глубинки. В кадре он уверенный в себе, стильный интеллектуал, что, скорее всего, в первую очередь импонирует подросткам. Вот его характеристики: интересно, нескучно рассказывает, профессионал, эрудированный, уважаем интеллектуальной элитой взрослых, сдержанный, в программе много молодежной тематики, но не специально для молодежи, говорит на демократическом языке, умный, не боится сказать то, что думает, мало эмоций, сдержанный, для людей думающих его программы интересны. Одним словом — классический Герой.

То, что в программе Парфенова «много молодежной тематики», выделяло ее из всех информационно-аналитических передач. Можно сказать, что на тогдашнем отечественном телеэкране это была единственная публицистическая передача для молодежи. (Наше телевидение легко рассталось с передачами для подростков «До 16 и старше...», «Башня», «Акуна матата», ничего не предложив взамен. Передача же «Намедни» в наибольшей степени отвечала чаяниям подростковой аудитории, судя по ответам на вопрос «Какую новую передачу Вы предложили бы для подростков?»: о жизни и проблемах подростков в мире; о культуре по-молодежному; о вреде наркотиков; хобби, мода, развлечения; выбор профессии, места в жизни; о вреде алкоголя; о любви к Родине; о СПИДе; о Сети, компьютерах; о пропаганде безопасного секса; об активном отдыхе, здоровом образе жизни. Например, в одном из выпусков «Намедни» были показаны материалы о молодежном кружке «Глупые люди» со своей философией веселого отношения к жизни; о влиянии соседства фабрики по выпуску «Виагры» на демографическую ситуацию близлежащего городка; о том, как молодому человеку купить себе квартиру в кредит. В другом — о том, как подрабатывают студенты в различных городах России и о новом фильме культового среди молодежи режиссера К. Та-рантино. Кроме того, молодым телезрителям наверняка импонировал стиль «тЮгТжптеп!» («информация через развлечение»), в котором работали многие — кстати, совсем молодые — журналисты «Намедни».

Не посчитав Л.Парфенова знаковой фигурой, журналисты предположили, что весьма популярен у подростков скандальный журналист О. Кушанашвили (по количеству процен-

тов — на третьем месте). Но из 147 старшеклассников этого ведущего назвал только один (0,7%).

Это всего лишь еще одна яркая деталь в общей картине расхождения представлений создателей передач о вкусах и ожиданиях своей аудитории с ее истинными предпочтениями.

Так, например, когда журналисты описывают свой собственный образ, из 408 характеристик 84% положительные и только 3% — отрицательные. Первые позиции заняли такие характеристики, как культурный, образованный, интеллектуальный, целеустремленный, настойчивый, ищущий, объективный, честный, нравственный, талантливый, индивидуальность.

Рисуя абстрактный образ российской телеаудитории, журналисты были не столь доброжелательны. Из 334 характеристик положительных — 41%, отрицательных — 22, нейтральных — 37%. Таким образом, журналисты относятся к себе гораздо лучше, чем к своему телезрителю (84 и 41% «плюсов», 3 и 22% «минусов»).

Если сравнить два списка популярных телеведущих — тех, которые нравятся телезрителям, и тех, кого таковыми считают тележурналисты, то нельзя не обратить внимания на тот же феномен, что и в случае с Л. Парфеновым. Е. Андреева, Б. Бер-ман, А. Гордон, Н. Дроздов, И. Жиндарев, С. Капица, Е. Киселев, Е. Листова, М. Максимовская, К. Набутов, В. Познер, Д. Солдатиков — все эти ведущие считаются «взрослыми», серьезными журналистами. Тот факт, что подростки знают их имена и вспомнили о них при ответе на вопрос о популярных ведущих, но ни одного из этих имен нет в списках журналистов, еще раз доказывает, что представление у продюсеров о потребностях своей аудитории не всегда адекватно.

Поступила в редакцию 22.06.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.