Научная статья на тему 'Популяризация нового научного знания: дискурсивное экспертное сообщество XVIII века'

Популяризация нового научного знания: дискурсивное экспертное сообщество XVIII века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДИСКУРС / НОВОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Д. ДИДРО / ДИСКУРСИВНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО / КОММУНИКАТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО / ЗНАТОКИ-ЭКСПЕРТЫ / УЧЕНЫЕ-ФИЛОЛОГИ / POPULAR SCIENCE DISCOURSE / NEW SCIENTIFIC KNOWLEDGE / THE ENCYCLOPEDIA OF D. DIDEROT / DISCOURSE EXPERT COMMUNITY / COMMUNICATIVE LEADERSHIP / EXPERTS / PHILOLOGISTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова Светлана Анатольевна

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с изучением пространства научно-популярного дискурса. Данный дискурс трактуется как продукт деятельности институционального субъекта (научного экспертного сообщества) и как результат дискурсивной деятельности индивида (ученого-исследователя), который порождает и интерпретирует научно-популярный дискурс, опираясь на опыт совместной деятельности с коллегами, распространяя результаты своих исследований, добиваясь признания в обществе. Устанавливается, что авторитетные источники информации, к которым относятся знатоки-эксперты, оказывают наибольшее потенциальное воздействие на адресата, получающего новую информацию. Выявляется, что авторитетность ученых-филологов, участвовавших в создании Энциклопедии Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера, основывалась на их коммуникативном лидерстве, что подразумевало авторскую энциклопедическую доминацию (глубокое знание процессов научного развития и умение их описать, высокий общекультурный уровень) и лингвистическую компетенцию (владение литературной нормой и использование престижных форм языка). Избрание нового научно-популярного жанра для отстаивания своих научных взглядов отразило коммуникативное лидерство создателей и авторов Энциклопедии. Доказывается, что Французская Энциклопедия XVIII в. стала ярким примером нового и значимого для того времени научно-популярного жанра. Приглашение в качестве авторов личностей, знаковых для эпохи Просвещения, пользовавшихся успехом среди образованной, читающей публики, способствовало несомненному повышению авторитета самого справочного издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Герасимова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF NEW SCIENTIFIC KNOWLEDGE: DISCOURSE EXPERT COMMUNITY OF XVIII CENTURY

The author considers relevant issues, related to the study of the popular science discourse space. This discourse is interpreted as a product of an institutional subject activity the scientific expert community, and as a result of an individual's discourse activity (research scientist), who generates and interprets popular science discourse, drawing on his colleagues assisted experience, disseminating the results of their research, seeking recognition in society. Purpose. It is defined that credible sources of information, including experts, have the greatest potential impact on the addressee who receives new information. Material. It is revealed, that the credibility of philologists who participated in the creation of the Encyclopedia by D. Diderot and J.L. D'Alembert was based on their communicative leadership. It implied the author's encyclopedic domination (deep knowledge of the processes of scientific development and ability to describe them, high cultural level) and linguistic competence (literary norm mastery and the use of prestigious language forms). The election of the new popular science genre to defend their scientific views reflected the communicative leadership of the creators and authors of the Encyclopedia. Findings. As a result, it is proved that the French Encyclopedia of the XVIII century became a vivid example of a new and significant for that time popular science genre. The invitation of personalities remarkable for the Enlightenment period, popular among educated and reading public as authors contributed to an undoubted authority of this reference book.

Текст научной работы на тему «Популяризация нового научного знания: дискурсивное экспертное сообщество XVIII века»

Лингвистическая дискурсология

УДК 811.133.1 '42 DOI: 10.14529/Ппд190201

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НОВОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ДИСКУРСИВНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО XVIII ВЕКА

С.А. Герасимова

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с изучением пространства научно-популярного дискурса. Данный дискурс трактуется как продукт деятельности институционального субъекта (научного экспертного сообщества) и как результат дискурсивной деятельности индивида (ученого-исследователя), который порождает и интерпретирует научно-популярный дискурс, опираясь на опыт совместной деятельности с коллегами, распространяя результаты своих исследований, добиваясь признания в обществе. Устанавливается, что авторитетные источники информации, к которым относятся знатоки-эксперты, оказывают наибольшее потенциальное воздействие на адресата, получающего новую информацию. Выявляется, что авторитетность ученых-филологов, участвовавших в создании Энциклопедии Д. Дидро и Ж.Л. Д'Алам-бера, основывалась на их коммуникативном лидерстве, что подразумевало авторскую энциклопедическую доминацию (глубокое знание процессов научного развития и умение их описать, высокий общекультурный уровень) и лингвистическую компетенцию (владение литературной нормой и использование престижных форм языка). Избрание нового научно-популярного жанра для отстаивания своих научных взглядов отразило коммуникативное лидерство создателей и авторов Энциклопедии. Доказывается, что Французская Энциклопедия XVIII в. стала ярким примером нового и значимого для того времени научно-популярного жанра. Приглашение в качестве авторов личностей, знаковых для эпохи Просвещения, пользовавшихся успехом среди образованной, читающей публики, способствовало несомненному повышению авторитета самого справочного издания.

Ключевые слова: научно-популярный дискурс, новое научное знание, Энциклопедия Д. Дидро, дискурсивное экспертное сообщество, коммуникативное лидерство, знатоки-эксперты, ученые-филологи.

Будучи эпохой Просвещения, XVIII век отражал интенсивные информационные процессы в обществе. Прагматизм просветителей был направлен на дискурсивные практики, призванные воспитывать личность на основе новых ценностей и норм. Одним из видов такой практики становится научно-популярный дискурс, воспроизводивший новые научные знания. Среди целей и установок научно-популярного дискурса назовем: популяризацию новейших достижений науки и техники внутри широких слоев населения и поддержание интереса социума к жизни научного сообщества; вовлечение читателя в жизнь данных научных сообществ; построение информационной сети, объединяющей различные источники информации по научной тематике.

Просвещенная прослойка французского общества активизируется с целью создания различного рода справочных изданий. Необходимость теоретического осмысления достижений науки и искусства, осознание взаимосвязи между ними привели к созданию знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел -Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», издававшейся с 1751 г. и

широко известной как Энциклопедия Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера. Энциклопедия повлияла на мироощущение интеллектуалов XVIII в. и стала символом эпохи, поскольку воплотила в себе идеи, ценности и взгляды Просвещения. Данное справочное издание представляет собой жанр научно-популярного дискурса, особенностью которого становится его прагматическое доминирование, непосредственная ориентация на потенциального, неподготовленного читателя [18, с. 43-45], а основными экстралингвистическими признаками -точность, объективность и доступность изложения материала.

Коммуникативная удача нового научно-популярного издания обеспечивалась эффективностью приемов, рассчитанных на возбуждение интереса адресата и поддержание его внимания. С этой целью был выпущен предварительный Проспект (le Prospectus, 1750) как информационно-коммуникативное образование, направленное на оптимизацию понимания предлагаемого издательского продукта. Текст Проспекта был рассчитан на маркетинговый эффект, выполняя коммуникативные задачи по информированию целевой аудитории, способствуя позиционированию буду-

щего издания как высококачественного интеллектуального продукта на книжном рынке. Помимо объяснения содержательной, структурной и функциональной части будущей Энциклопедии создатели объявили об участии в её написании «великих литературных и научных умов Франции».

Вопрос приглашения создателями и авторами Энциклопедии (Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбером) сторонних лиц к написанию статей и разделов становится интересным в рамках обращения к проблеме коллегиального адресанта с опорой на понятие дискурсивного сообщества. Дискурс-анализ социальных сфер с точки зрения конструирования в них системы знаний и значений, социальных отношений и идентичностей приобретает все большую популярность в исследованиях лингвистов XX-XXI вв., поскольку позволяет выявлять тенденции развития общества, представленные в практике использования языка [8, с. 227]. Термин дискурсивное сообщество получил широкую популярность благодаря работе Дж. Суэйлза «Genre Analysis». Ученый связывает жанр с дискурсивной практикой, принятой в обществе, и выделяет 6 признаков, характерных для дискурсивного сообщества: широкий спектр социальных целей; наличие механизмов взаимной коммуникации; средства передачи информации; наличие типичных жанров; специальная терминология; дискурсивная компетенция участников дискурса [26, с. 24-27].

Развивая данный термин, российские исследователи расширили его дополнительным определением - дискурсивное экспертное сообщество [9, 11]. Считаем, что данный термин продуктивен при исследовании проблемы коллективного адресанта в научно-популярном дискурсе. Различают локальные, фокусные и глобальные дискурсивные экспертные сообщества. В центре нашего внимания находится глобальное дискурсивное сообщество, возникающее на основе стремления обмениваться опытом определенной деятельности, имеющее свои способы функционирования, распространяющее результаты своих исследований, а значит, добивающееся общественного признания. Научные публикации как важный этап развития и функционирования экспертного дискурсивного сообщества также можно отнести к глобальным дискурсивным экспертным сообществам на том основании, что они выступают как «форум, в котором представители дискурсивного сообщества валидируют работу друг друга».

Введение понятия дискурс научного экспертного сообщества позволяет говорить о нем как о модифицирующем термине, объединяющем носителей специального знания. Научное экспертное сообщество понимается как иерархически организованная группа экспертов в научной сфере знания, подчиняющихся определенным нормам и объединяемых тем, что они владеют определенным набором жанров, посредством которых осуществляют свои коммуникативные цели (передача

знаний, передача ценностей, создание справочной и/или учебной продукции и т. д.) [7, с. 94]. Участники дискурсивного научного экспертного сообщества объединяются не только исходя из общности стоящих перед ними коммуникативных целей, уровня их компетентности и единства терминологии. В случае с Энциклопедией Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера это объединение произошло на основе знаний об особенностях жанровой организации информации и механизмов ее обмена. Иллокутивной целью дискурса научного экспертного сообщества становится преодоление различий при согласовании различных точек зрения.

Субъект дискурса в данном случае - группа ученых-исследователей как структурный элемент научного сообщества, специфической целью которого становилось получение и распространение новых научных знаний. Думается, что данный коллектив профессионалов под руководством Д. Дидро стал своеобразным «мозговым центром», деятельность которого можно рассматривать как один из путей понимания социальных процессов во французском обществе XVIII в. Дискурсивное экспертное сообщество само вырабатывает концептуальное поле, в рамках которого оно работает, одновременно формируясь под воздействием общественно-политических структур и практик.

Фактически можно говорить об ученых XVIII в. как дискурсивных или языковых личностях, порождающих определенный дискурс «в виде непрерывно возобновляемого или законченного, фрагментарного или цельного, устного или письменного сообщения» [14, с. 7]. Участие в создании Энциклопедии фактически означало реализацию речевого поступка со стороны ученых, проявлявшегося в текстах, отражавших ответственность их создателя. Как языковая, коммуникативная и дискурсивная личность автор-ученый открывал реальные и возможные средства словесного общения [6, с. 271]. Перестройка филологического знания и смена типа письменно-литературной культуры к началу XVIII в. привели к созданию жанров малой формы (в нашем случае - статей Энциклопедии), трансформировавшихся в авторитетные тексты. Вместе с тем можно говорить о том, что статьи Энциклопедии Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера сыграли важную роль в унификации французского языка как средства общения. Использование престижных языковых форм и владение литературной нормой подчеркивали лингвистическую компетенцию и коммуникативное лидерство авторов Энциклопедии. Эти качества вызывали доверие со стороны адресата (читателя) к авторам, создававшим новый жанр, и способствовали созданию оптимального контакта с читательской аудиторией. Через тексты статей учёные и писатели как эрудиты своего времени выражали на французском языке свои научные и филологические воззрения, способствуя филологическому и культурному просвещению общества. Читающая публика

становилась своеобразной «культурной семьей» ученых-исследователей, поскольку культурные знаки, передаваемые авторами посредством нового научно-популярного жанра, соответствовали ее ожиданиям [19, с. 113].

Авторитетность ученых и писателей, основанная на их коммуникативном лидерстве, подразумевала не только авторскую лингвистическую компетенцию, но и энциклопедическую домина-цию. Энциклопедическая доминация проявляла себя в глубоком знании процессов научного развития и умении их описать, в высоком общекультурном уровне. Коммуникативное лидерство создателей и авторов Энциклопедии отразилось в избрании нового научно-популярного жанра для отстаивания своих научных взглядов [6, с. 274].

Прогрессивные французские мыслители XVIII в. считали просвещение нации основным средством борьбы за новое общество. Энциклопедия Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера стала одним из самых прославленных сводов знаний в различных областях науки, техники и искусства. Изначально Энциклопедия предполагалась как скромное предприятие (3 тома и 120 статей), но уже к моменту завершения издания в 1772 г. «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» насчитывал 72 000 статей и почти 3 000 иллюстраций в 28 томах [3, с. 185]. Именно Д. Дидро, обладая титаническими умственными способностями, связями и знакомствами, смог организовать и направить исследовательскую энергию большой группы ученых и единомышленников на создание общего коллективного труда. Ему удалось убедить принять участие в написании статей и разделов Энциклопедии около ста шестидесяти ученых-исследователей.

Определение термина учёный в наши дни подразумевает человека, получившего специальное образование и профессионально занимающегося научной или научно-педагогической деятельностью [17, с. 155]. В эпоху Просвещения учёными считали образованных и грамотных людей, обладавших обширными и глубокими познаниями в какой-либо области науки, возможно занимавшихся просветительской деятельностью. К ученым относили прежде всего университетских профессоров-практиков, преподававших в европейских университетах и обучавших студентов гуманитарным дисциплинам, математике, философии [10, с. 328]. Заметим, что именно учёные занимались просветительской деятельностью, что означало распространение передовых идей и знаний.

Установлено, что наибольшее потенциальное воздействие на адресата, получающего информацию, оказывают авторитетные источники информации, к которым относятся знатоки-эксперты, а также те, кто предъявляет убедительные аргументы [5]. Обратимся к фигурам учёных-филологов, выступивших такими знатоками-экспертами и принявших наиболее активное участие в написании тех или иных разделов Энциклопедии наряду

с авторами статей по философии, ботанике, медицине, математике и т. д. Анализ материала авторства статей и подсчеты показали, что примерно 25 учёных-исследователей из 160 привлечённых авторов, имевших блестящее по тем временам образование, занимались непосредственно писательской деятельностью, переводоведением, филологией, изучали грамматику, фонетику французского языка и другие филологические науки.

Среди самых известных и выдающихся учёных, принявших участие в написании Энциклопедии, назовем великого французского писателя, правоведа и философа Ш.Л. де Монтескье (Charles Louis de Montesquieu, 1689-1755). Несмотря на блестящую политическую карьеру, он покидает парламентский пост и посвящает себя занятиям наукой [20, c. 161]. Ш.Л. де Монтескье сконцентрировался на фигуре думающего и сомневающегося наблюдателя окружающей действительности. Он представлял собой редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, ставшего учёным в духе дворянской независимости. Путешествия по Европе, совершенные Ш.Л. де Монтескье в конце 20-х гг. XVIII в., имели характер серьёзных исследовательских поездок, он изучал законы и традиции посещаемых им стран (Англия, Венгрия, Италия, Голландия, Австрия, Швейцария), их географические и климатические особенности, обращал внимание на нравы населения. В качестве одного из основоположников современных теорий представительной демократии учёный и философ сформулировал идею разделения властей, которая лежит в основе создания современного демократического государства. Этому он посвятил свои знаменитые произведения «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748), в основе которых лежит исследование географических, экономических, социальных, духовных и политических оснований формирования и функционирования положительных законов и всей нормативной системы общества в целом [2, с. 18]. Учёный-исследователь был приглашен в качестве автора Энциклопедии после публикации произведения «Опыт о вкусе» (1752). Признание авторитета Ш.Л. де Монтескье как знающего и разностороннего автора проявилось в многочисленных изданиях его произведений как при жизни, так и в последующие годы. Его «Опыт о вкусе» был посмертно опубликован в седьмом томе Энциклопедии.

Одним из авторов и составителей статей по грамматике французского языка был Н. Бозе (Nicolas Beauzée, 1717-1789), крупнейший французский филолог XVIII в. В должности профессора грамматики Парижской военной школы, в 1772 г. он стал членом Французской Академии. Именно благодаря написанным ранее работам закономерно его участие в написании статей для Энциклопедии, куда его пригласил в качестве автора Д. Дидро. Опубликованный в 1767 г. в Париже его труд «Всеобщая грамматика, или Рациональное описа-

ние необходимых элементов языка, служащих основой изучения всех языков» (Grammaire générale ou exposition raisonnée des éléments nécessaires du langage, pour servir à l'étude de toutes les langues) был высоко оценён современниками. Уже по завершении публикации первого, основного издания Энциклопедии во Франции увидела свет так называемая «Методическая энциклопедия», включавшая тематически организованные обзоры, для которой Н. Бозе составлял статьи по вопросам грамматики. Так, в 1789 году в 6-м томе этого справочного издания появилась статья, посвящён-ная грамматике французского языка, под названием «Грамматический и литературный словарь» (Dictionnaire de grammaire et de littérature) [24, c. 179]. В своем труде автор декларирует свою приверженность философии Декарта и стремление следовать методу дедукции, основывая общие выводы на анализе фактов. В обширной грамматике Н. Бозе представлен и анализ фонологических отношений между звуками французского языка, предложена оригинальная классификация слогов на основе тогдашних представлений о сущности согласных и их роли в потоке речи. Учёный делал этот анализ через рассмотрение конкретных проблем орфографии, где фонетические проблемы разбирались на стыке звучащего и графического слова.

В эпоху Просвещения языковой престиж филолога-практика в обществе был связан с социальной и языковой значимостью его литературных произведений, их статусом и авторитетом в общественном мнении. Среди общественных ценностей XVIII в. на первом плане стояло понятие порядочности (honnêteté). Писатели и филологи, которых общество относило к «порядочным людям» (honnêtes gens) , осознавали роль французского языка как объединяющего фактора государства и нации [6, с. 270, 271]. Думается, что личность Н. Бозе является примером филолога, способствовавшего своим творчеством превращению французского языка в эффективное средство общения. Учёные, обратившиеся к деятельности Н. Бозе, признают, что он был активным участником просветительского движения интеллектуалов-новаторов как в научной теории, так и в общественной жизни [24, 25].

Статьи по литературе, богословию и метафизике были написаны французским аббатом и писателем, членом Французской Академии А. Морелле (André Morellet, 1727-1819). Аббаты как образованнейшие люди своего времени, обучавшиеся в лучших французских университетах, занимались исследованиями не только в области теологии, но и философии, истории, литературы, логики, математики. Интересы А. Морелле распространялись на различные сферы жизнедеятельности: политику, экономику, писательское дело, перевод и др. Несмотря на священный сан, А. Морелле был приверженцем свободомыслия и философии XVIII в., он остроумно высмеял католическое духовенство

в одном из своих произведений «Petit écrit sur une matière interessante» (1756). В 1766 г. А. Морелле перевёл популярную книгу итальянского мыслителя, правоведа, философа и деятеля Просвещения Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», которая имела невероятный успех в обществе. Благодаря работам А. Морелле, затронувшим вопросы развития экономики, в 1769 г. французским правительством были отменены привилегии индийской торговой компании. Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбер пригласили его в качестве сотрудника и автора Энциклопедии, для которой им были написаны такие статьи, как «Fatalité», «Figures», «Fils de Dieu», «Foi», «Fondamentaux». Когда в 1792 г. в результате Французской революции был упразднён один из крупнейших образовательных институтов страны - Французская Академия, учёному удалось сберечь у себя её архив и словарный материал, которые были переданы в 1803 г. во вновь образованный Наполеоном Бонапартом Французский институт. Позднее, в 1818 г. А. Морелле издал обобщающий труд, посвящённый становлению литературы и философии в XVIII в., - «Mélanges dé littérature et de philosophie au XVIII siècle» [22].

Более ста пятидесяти статей по вопросам лингвистики, грамматики, мифологии и философии вышли из-под пера французского философа и филолога Ц. Дюмарсе (César Chesneau Dumarsais, 1676-1756). До участия в Энциклопедии Ц. Дю-марсе написал произведения, в которых рассматривал актуальные для своего времени вопросы, связанные с изучением языков, философии, религии: Méthode raisonnée pour apprendre la langue latine (1722), Le Philosophe (1730), Traité desTropes (1730), Nouvelles Libertés de penser (1743), Examen de la religion chrétienne (1745), Logique et Principes de grammaire (1769) и т. д [23]. Приглашение такого автора создателями Энциклопедии было продиктовано высоким уровнем его знаний в различных областях гуманитарного знания. В 1743 г. (по другим данным в 1750 г.) в Амстердаме вышел анонимный сборник «Новые произведения свободомыслия» (Nouvelles libertés de penser), в котором содержалась работа Ц. Дюмарсе «Философ». Позднее, внеся в эту работу ряд значительных изменений, Дюмарсе поместил ее в Энциклопедию [4]. Многие произведения Ц. Дюмарсе остаются актуальными до сих пор.

Еще одной яркой энциклопедической личностью стал французский юрист, поэт, писатель и литератор А. Лефевр (André Lefèvre, 1718-1768), автор энциклопедических статей «Gouverneur», «Faiblesse», «Folie», «Gouvernante». Ему принадлежат произведения, увидевшие свет до его приглашения к участию в Энциклопедии: «Mémoires de l'Académie des sciences de Troyes en Champagne» (1744), «Dialogue entre un curé et son filleul» (1767). Благодаря популярности данных работ А. Лефевр и был приглашён для участия в написании такого громадного справочного труда, как Энциклопедия [21].

Автором статей раздела, посвященного Философии, стал Ш. де Бросс (Charles de Brosses, 17091777) - французский писатель, историк религии и выдающийся деятель эпохи Просвещения. Ш. де Бросс является одним из основоположников теории фетишизма в изучении религии, чему была посвящена его программная работа - «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии» (1760). В ней он утверждал, что в основе религии лежит эмоциональность, наиболее выраженная в первобытном фетишизме [16]. На момент создания Энциклопедии во Франции были изданы его труды, посвященные этимологии и составу языков, религии и истории, в частности «Трактат о механическом образовании языков и физических принципах этимологии» («Traité de la formation mécanique des langues», 1765), пользовавшийся большой популярностью среди читающей публики.

Исследования и анализ деятельности лишь малой части авторов, принявших участие в написании Энциклопедии Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера, позволяет говорить о них как о компетентных и авторитетных личностях. Филологи, писатели, литераторы как эрудиты своего времени представляли реально действующие языковые личности и выражали свои филологические воззрения через энциклопедические тексты [6, c. 275].

Французская Энциклопедия XVIII в. стала ярким примером нового и значимого для того времени научно-популярного жанра. Приглашение в качестве авторов личностей, знаковых для эпохи Просвещения, пользовавшихся успехом среди образованной, читающей публики, способствовало несомненному повышению авторитета самого справочного издания. Компетентность и авторитетность авторов позволяют говорить о них, перефразируя А.П. Седых [15], как об элитарных ученых личностях (Savans).

Известный французский философ и теоретик литературы Ж.-Ф. Лиотар (1924-1998) полагал, что знание должно использоваться как способ гармонизации существующих социальных противоречий, обеспечения единства и повышения эффективности общества, т. е. в конечном счете для сохранения социально-исторического status quo [12, c. 114]. Считаем, что популяризация нового научного знания посредством Энциклопедии определила влияние дискурсивного научного экспертного сообщества на поведение других участников общественных процессов, начиная от властных структур до рядового обывателя. В этом смысле личности учёных, участвовавших в создании Энциклопедии и написании статей к различным её разделам, воплощают модель формирования независимой профессиональной экспертизы во Франции XVIII в. [13].

Новый в жанровом отношении «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» стал своего рода площадкой для дискурсивного научного экс-

пертного сообщества, воплотившей воззрения учёных на французском языке через тексты в условиях публичной коммуникации. В Энциклопедии постепенно стали видеть совокупность идей, ценностей и взглядов Просвещения. Историю её публикации считают борьбой нового философского духа и свободомыслия, зарождавшихся во Франции, с реакционными силами, пытавшимися их подавить [1].

Литература

1. Адамс, Д. Космополитизм и книгоиздание: случай «Энциклопедии» / Д. Адамс // Новое литературное обозрение. 2011, № 4 (110). - URL: http://www.nlobooks.ru/node/1086 (дата обращения: 28.10.2018).

2. Батиев, Л.В. Учение Ш.Л. Монтескье о «духе законов» / Л.В. Батиев // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2005. - Т. 1, № 33. - С11-18.

3. Бёрн, Р. Энциклопедия / Р. Бёрн; пер. с итал. Н.Ю. Плавинской // Мир Просвещения. Исторический словарь. - М.: Памятники исторической мысли, 2003. - С. 185-193.

4. Богуславский, В.М. Философия в Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера / В.М. Богуславский. -М.: Наука, 1994. - 720 с.

5. Борисова, Е.Г. Алгоритмы воздействия / Е.Г. Борисова. - М.: Международный институт рекламы, 2005. - 140 с.

6. Викулова, Л.Г. Французский литератор XVII века: энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство / Л.Г. Викулова // Древняя и Новая Романия. -2016. - Т. 17, № 1 (17). - С. 266-278.

7. Герасимова, С.А. Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингво-прагматический аспект / С.А. Герасимова. - М.: МГПУ, 2015. - 224 с.

8. Иссерс, О.С. Дискурсивная практика как наблюдаемая реальность / О. С. Иссерс // Вестник Омского университета. - 2011. - № 4. - С. 227-232.

9. Каплуненко, А.М. Концепт - понятие -термин: эволюция семиотических сущностей в контексте дискурсивной практики / А.М. Каплу-ненко // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2007. - С. 115-120.

10. Колесов, В.В. Гордый наш язык / В.В. Ко-лесов. - СПб.: Авалонь, Азбука-классика, 2008. -352 с.

11. Крапивкина, О.А. Дискурсивное экспертное сообщество vs. дискурсопорождающая деятельность субъекта / О.А. Крапивкина // Вестник ИрГТУ. - 2014. - № 9 (92). - С. 300-304.

12. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с французского НА. Шматко. -М.: АЛЕТЕЙЯ, 1998. - 159 с. - URL: http://rebelslibrary.org/files/liotar_sostajanie_ postmoderna.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

13. Макарычев, А.С. Экспертное сообщество России при президентстве В. Путина: проблемы внутренней и внешней субъектности / А. С. Макарычев. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/ Makarychev_expert.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

14. Плотникова, С.Н. Языковая, коммуникативная и дискурсивная личность: к проблеме разграничения понятия / С.Н. Плотникова //Вестник ИГЛУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Иркутск: ИГЛУ, 2005. - С. 5-16.

15. Седых, А.П. Французская языковая личность. Коммуникативно-когнитивный аспект /

A.П. Седых. - Белгород: ИД Белгород, 2013. - 243 с.

16. Соболев, Ю.В. Эстетическая природа фетишизма / Ю.В. Соболев // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 393. -С. 83-91.

17. Степин, В.С. Новая философская энциклопедия в 4 т. /В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2010. - 2816 с.

18. Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия /

B.Е. Чернявская. - М.: Флинта: Наука, 2006. -136 с.

19. Шевченко, Н.Л. Музыкальный критик как представитель экспертного дискурсивного сообщества / Н.Л. Шевченко // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - № 4. - С. 113-118.

20. Яцук, Н.А. Шарль Луи Монтескьё и его взгляды: ретроспективный анализ / Н.А. Яцук // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: мат. II Всерос. науч.-практ. конф. -Нижневартовск, 2013. - С. 161-164.

21. André Lefèvre. Bibliothèque nationale de France: le site officiel. - URL: http:// www.gallica. bnf.fr/ark:/12148/bpt6k205362h/f1.image (дата обращения: 24.10.2018).

22. André Morellet. Académie Française: le site officiel. - URL: http://www.academie-francaise.fr/ les-immortels/andre-morellet?fauteuil=5&election= 28-04-1785 (дата обращения: 24.10.2018).

23. César Dumarsais. Larousse: (le site officiel). - URL: http://www.larousse.fr/encyclopedie/ personnage/César_Chesneau_Dumarsais/117314 (дата обращения: 24.10.2018).

24. Leca-Tsiomis, M. Michel Le Guern, Nicolas Beauzée, grammairien philosophe / М. Leca-Tsiomis. Paris Champion, 2009 // Recherches sur Diderot et sur l'Encyclopédie. - 2010. - № 45. - P. 179-181.

25. Le Guern, M. Nicolas Beauzée, grammarian philosophe / М. Le Guern. - Paris: Éd. Champion, 2009. - 199 p.

26. Swales, J. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings / J. Swales. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - 260 p. -URL: http://www.getcited.org/pub/102862255 (дата обращения: 06.11.2018).

Герасимова Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры французского языка и лингводидактики, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет (Москва), [email protected]

Поступила в редакцию 11 января 2019 г.

DOI: 10.14529/ling190201

POPULARIZATION OF NEW SCIENTIFIC KNOWLEDGE: DISCOURSE EXPERT COMMUNITY OF XVIII CENTURY

S.A. Gerasimova, [email protected] Moscow City University, Moscow, Russian Federation

The author considers relevant issues, related to the study of the popular science discourse space. This discourse is interpreted as a product of an institutional subject activity - the scientific expert community, and as a result of an individual's discourse activity (research scientist), who generates and interprets popular science discourse, drawing on his colleagues assisted experience, disseminating the results of their research, seeking recognition in society. Purpose. It is defined that credible sources of information, including experts, have the greatest potential impact on the addressee who receives new information. Material. It is revealed, that the credibility of philologists who participated in the creation of the Encyclopedia by D. Diderot and J.L. D'Alembert was based on their communicative leadership. It implied the author's encyclopedic domination (deep knowledge of the processes of scientific

development and ability to describe them, high cultural level) and linguistic competence (literary norm mastery and the use of prestigious language forms). The election of the new popular science genre to defend their scientific views reflected the communicative leadership of the creators and authors of the Encyclopedia. Findings. As a result, it is proved that the French Encyclopedia of the XVIII century became a vivid example of a new and significant for that time popular science genre. The invitation of personalities remarkable for the Enlightenment period, popular among educated and reading public as authors contributed to an undoubted authority of this reference book.

Keywords: popular science discourse, new scientific knowledge, the Encyclopedia of D. Diderot, discourse expert community, communicative leadership, experts, philologists.

References

1. Adams D. Kosmopolitizm i knigoizdanie: sluchaj "Enciklopedii" [Cosmopolitanism and Book Publishing: the Encyclopedia Case]. New Literary Review, 2011, no. 4 (110). URL: http://www.nlobooks.ru/node/1086 (accessed: 27.10. 2018).

2. Batiev L.V. Uchenie S.L. Montesk'e o "duhe zakonov" [Teaching of Sh.L. Montesquieu on the "Spirit of Laws"]. Law Bulletin of Rostov State Economic University. 2005. Vol. 1, no. 33, pp. 11-18.

3. Byorn R. Encyclopedia. Mir Prosveshcheniya. Istoricheskij slovar' [World of Enlightenment. Historical dictionary], translated from Italian by N.Yu. Plavinskoj, Moscow, Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2003, pp. 185193.

4. Boguslavskij V.M. Filosofiya v Enciklopedii Didro I Dalambera [Philosophy in the Encyclopedia of Diderot and D'Alembert], Moscow, Nauka, 1994, 720 p.

5. Borisova E.G. Algoritmy vozdejstviya [Impact Algorithms], Moscow, Mezhdunarodnyj institute reklamy, 2005, 140 p.

6. Vikulova L.G. Francuzskij literator XVII veka: ehnciklopedicheskaya dominaciya, lingvisticheskaya kom-petenciya, kommunikativnoe liderstvo [French Writer of the 17th century: Encyclopedic Domination, Linguistic Competence, Communicative Leadership]. Ancient and New Romagna, 2016, Vol. 17, no. 1 (17), pp. 266-278.

7. Gerasimova S.A. Uchebno-didakticheskij tekst v pedagogicheskoj kommunikacii: lingvopragmaticheskij aspect [Educational and Didactic Text in Pedagogical Communication: Linguopragmatic Aspect], Moscow, MGPU, 2015, 224 p.

8. Issers O.S. Diskursivnaya praktika kak nablyudaemaya real'nost' [Discursive Practice as Observed Reality] // Vestnik of Omsk University, 2011, no. 4, pp. 227-232.

9. Kaplunenko A.M. Concept - Notion - Term: Evolution of Semiotic Entities in the Context of Discursive Practice [Concept - notion - term: evolution of semiotic entities in the context of discursive practice]. Aziatsko-Tihookeanskij region: dialogyazykov i kul'tur, Irkutsk, 2007, pp. 115-120.

10. Kolesov V.V. Gordyj nash yazyk [Proud is our Language], St. Petersburg, 2008, Avalon', Azbuka-klassika, 352 p.

11. Krapivkina O.A. Diskursivnoe ehkspertnoe soobshchestvo vs. diskursoporozhdayushchaya deyatel'nost' sub"ekta [Discourse Expert Community vs Subject's Discourse Generating Activity]. VestnikIrGTU, 2014, no. 9 (92), pp. 300-304.

12. Liotar, Zh.-F. Sostoyanie postmoderna [Postmodern Environment], translated from French by N.A. Shmatko. M., ALETEJYA, 159 p. URL: http://rebelslibrary.org/files/ liotar_sostajanie _postmoderna.pdf (accessed: 15.11.2018).

13. Makarychev A.S. Ehkspertnoe soobshchestvo Rossii pri prezidentstve V. Putina: problem vnutrennej I vneshnej sub "ektnosti [Expert Community of Russia under the Presidency of V. Putin: problems of internal and external subjectivity]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/ Makarychev_expert.pdf (accessed: 15.11.2018).

14. Plotnikova S.N. Linguistic, communicative and discursive personality: to the problem of delineation of the concept [Linguistic, communicative and discursive personality: to the problem of differentiation of the concept]. VestnikIGLU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya, Irkutsk, IGLU, 2005, pp. 5-16.

15. Sedyh A.P. Francuzskay ayazykovaya lichnost'. Kommunikativno-kognitivnyj aspect [French language personality. Communicative and cognitive aspect], Belgorod, ID Belgorod, 2015, 243 p.

16. Sobolev Yu. V. Ehsteticheskaya priroda fetishizma [The aesthetic nature of fetishism]. Vestnik of Tomsk State University, 2015, no. 393, pp. 83-91.

17. Stepin V.S., Semigin G.Yu. Novaya filosofskaya enciklopediya [New philosophical encyclopedia], Moscow, Mysl', 2010, 2816 p.

18. Chernyavskaya V.E. Diskurs vlasti i vlast' diskursa. Problemy rechevogo vozdejstviya [Discourse of power and the power of discourse. The problems of speech influence], Moscow, Flinta, Nauka, 2006, 136 p.

19. Shevchenko N.L. Muzykal'nyj kritik kak predstavitel' ehkspertnogo diskursivnogo soobshchestva [Music critic as a representative of the discourse expert community]. Vestnik of Samara University. History, pedagogy, philology, 2016, no. 4, pp. 113-118.

20. Yatsuk N.A. Sharl' Lui Montesk'yo i ego vzglyady: retrospektivnyj analiz [Charles Louis Montesquieu and his views: retrospective analysis]. Kul'tura, nauka, obrazovanie: problem I perspektivy [Culture, science, education: problems and prospects]. Materials of II All-Russian Scientific and Practical Conference, Nizhnevartovsk, 2013, pp. 161-164.

21. André Lefèvre. Bibliothèque nationale de France: le site official. URL: http:// www.gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k205362h/f1.image (accessed: 24.10. 2018).

22. André Morellet. Académie Française: le site officiel. URL: http://www.academie-francaise.fr/les-immortels/andre-morellet?fauteuil=5&election=28-04-1785 (accessed: 24.10. 2018).

23. César Dumarsais. Larousse: (le site officiel). URL: http://www.larousse.fr/ encyclope-die/personnage/César_Chesneau_Dumarsais/117314 (accessed: 24.10. 2018).

24. Leca-Tsiomis M. Michel Le Guern, Nicolas Beauzée, grammairien philosophe. Paris Champion, 2009. Recherches sur Diderot et sur l'Encyclopédie, 2010, no. 45, pp. 179-181.

25. Le Guern M. Nicolas Beauzée, grammarian philosophe. Paris, Champion, 2009, 199 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Swales J. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings, Cambridge: Cambridge University Press, 1990, 260 p. URL: http://www.getcited.org/pub/102862255 (accessed: 06.11. 2018).

Svetlana A. Gerasimova, Candidate of Philological Science, senior teacher, Department of the French Language and Linguodidactics, Modern Languages Institute of Moscow City University (Moscow), gerasvetlana@ yandex.ru

Received 11 January 2019

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Герасимова, С.А. Популяризация нового научного знания: дискурсивное экспертное сообщество XVIII века / С.А. Герасимова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2019. - Т. 16, № 2. - С. 5-12. DOI: 10.14529/1^ 190201

FOR CITATION

Gerasimova S.A. Popularization of New Scientific Knowledge: Discourse Expert Community of XVIII Century. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2019, vol. 16, no. 2, pp. 5-12. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling 190201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.