Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ В МЕДИАТЕКСТАХ ЖУРНАЛА «БЕЛАРУСКАЯ ДУМКА»'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ В МЕДИАТЕКСТАХ ЖУРНАЛА «БЕЛАРУСКАЯ ДУМКА» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / популяризация / журналистский текст / медиатекст / science / popularization / journalistic text / media text

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лукьянюк Юлия Николаевна

В статье на материале медиатекстов журнала «Беларуская думка» рассматриваются вопросы освещения актуального знания посредством средств массовой коммуникации, описываются приемы популяризации науки. Популяризация научного теста предполагает изложение научной информации в адаптированной для массовой аудитории форме с учетом возраста, уровня подготовленности к восприятию научной информации определенной тематики, уровня образованности на языковом и когнитивном уровнях. Выявлено, что популяризация научной информации предполагает соблюдение четырех принципов, реализуемых на семантическом, структурном, речевом и эмоциональном уровнях. Установлено, что в «Беларускай думцы» на семантическом уровне часто используются: указание на объем понятия; описание характеристик / свойств / апостериорных признаков, образные средства и аналогии, словарное толкование, уточняющее толкование слова, этимологическое описание, на структурном уровне представлены: нарративной структуры заголовок, лидабзац в форме вопроса объяснения, исторической справки, указания на шокирующее событие, обзор, на речевом уровне наблюдается выражение эмоционального и оценочного отношения автора к анализируемой проблеме, на композиционном уровне принцип логичности и последовательности соблюдается в каждой статье. Медиатексты отличаются лаконичностью и насыщенной информативностью, эмоциональной окрашенностью и выраженной корреляцией к возможным запросам читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF SCIENCE IN MEDIA TEXTS OF THE MAGAZINE “BELARUSIAN DUMKA”

The article deals with the methods of popularization of science in a journalistic text based on the media texts of the magazine “Belarusian Dumka”. It has been determined that the popularization of a scientific test involves the presentation of scientific information in a form adapted for a mass audience, considering age, the level of preparedness for the perception of scientific information on a certain topic, the level of education at the cognitive, linguistic levels. It was revealed that the popularization of scientific information involves the observance of four principles implemented at the semantic, structural, speech and emotional levels through certain techniques. The analysis of methods of science popularization was carried out on the material of media texts of the journal “Belarusian Dumka”. It has been established that in “Belarusian Dumka”: 1) at the semantic level, an indication of the scope of the concept, a description of characteristics / properties / interesting features are often used; figurative means and analogies; dictionary interpretation; clarifying the interpretation of the word; etymological description of the phenomenon; 2) at the structural level, an understandable interesting title, a lead paragraph in the form of a question, explanation, historical background, indication of a shocking event, a narrative about the event, a review are presented; 3) at the speech level, there is an expression of the emotional and evaluative attitude of the author to the analyzed situation; 4) the principle of consistency and consistency is observed in each article. It is concluded that the analysis of methods of popularization of science showed that in the media text, the main genres of which are the genre of analytical journalism and journalistic, the presentation of scientific information is distinguished by emotional coloring, conciseness and informativeness, as well as compliance with the possible requests of readers and is informational and communicative. character.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ В МЕДИАТЕКСТАХ ЖУРНАЛА «БЕЛАРУСКАЯ ДУМКА»»

УДК 070

Ю. Н. Лукьянюк

Белорусский государственный университет

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ В МЕДИАТЕКСТАХ ЖУРНАЛА «БЕЛАРУСКАЯ ДУМКА»

В статье на материале медиатекстов журнала «Беларуская думка» рассматриваются вопросы освещения актуального знания посредством средств массовой коммуникации, описываются приемы популяризации науки. Популяризация научного теста предполагает изложение научной информации в адаптированной для массовой аудитории форме с учетом возраста, уровня подготовленности к восприятию научной информации определенной тематики, уровня образованности на языковом и когнитивном уровнях. Выявлено, что популяризация научной информации предполагает соблюдение четырех принципов, реализуемых на семантическом, структурном, речевом и эмоциональном уровнях. Установлено, что в «Беларускай думцы» на семантическом уровне часто используются: указание на объем понятия; описание характеристик / свойств / апостериорных признаков, образные средства и аналогии, словарное толкование, уточняющее толкование слова, этимологическое описание, на структурном уровне представлены: нарративной структуры заголовок, лид-абзац в форме вопроса объяснения, исторической справки, указания на шокирующее событие, обзор, на речевом уровне наблюдается выражение эмоционального и оценочного отношения автора к анализируемой проблеме, на композиционном уровне принцип логичности и последовательности соблюдается в каждой статье.

Медиатексты отличаются лаконичностью и насыщенной информативностью, эмоциональной окрашенностью и выраженной корреляцией к возможным запросам читателей.

Ключевые слова: наука, популяризация, журналистский текст, медиатекст.

Для цитирования: Лукьянюк Ю. Н. Популяризация науки в медиатекстах журнала «Беларуская думка» // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 2 (273). С. 53-59. DOI: 10.52065/2520-6729-2023-273-2-8.

Yu. N. Luk'yanuk

Belarusian State University

POPULARIZATION OF SCIENCE IN MEDIA TEXTS OF THE MAGAZINE

"BELARUSIAN DUMKA"

The article deals with the methods of popularization of science in a journalistic text based on the media texts of the magazine "Belarusian Dumka". It has been determined that the popularization of a scientific test involves the presentation of scientific information in a form adapted for a mass audience, considering age, the level of preparedness for the perception of scientific information on a certain topic, the level of education at the cognitive, linguistic levels. It was revealed that the popularization of scientific information involves the observance of four principles implemented at the semantic, structural, speech and emotional levels through certain techniques. The analysis of methods of science popularization was carried out on the material of media texts of the journal "Belarusian Dumka". It has been established that in "Belarusian Dumka": 1) at the semantic level, an indication of the scope of the concept, a description of characteristics / properties / interesting features are often used; figurative means and analogies; dictionary interpretation; clarifying the interpretation of the word; etymological description of the phenomenon; 2) at the structural level, an understandable interesting title, a lead paragraph in the form of a question, explanation, historical background, indication of a shocking event, a narrative about the event, a review are presented; 3) at the speech level, there is an expression of the emotional and evaluative attitude of the author to the analyzed situation; 4) the principle of consistency and consistency is observed in each article. It is concluded that the analysis of methods of popularization of science showed that in the media text, the main genres of which are the genre of analytical journalism and journalistic, the presentation of scientific information is distinguished by emotional coloring, conciseness and informativeness, as well as compliance with the possible requests of readers and is informational and communicative. character.

Keywords: science, popularization, journalistic text, media text.

For citation: Luk'yanuk Yu. N. Popularization of science in media texts of the magazine "Belarusian Dumka". Proceedings of BSTU, issue 4, Print- and Mediatechnologies, 2023, no. 2 (273), pp. 53-59. DOI: 10.52065/2520-6729-2023-273-2-8 (In Rusian).

Введение. Одной из основных особенностей научной литературы является использование специального стиля речи (научного), предназначенного для узкого круга специалистов. Освещение вопросов развития науки для широкой аудитории требует применения определенных приемов популяризации научной литературы, которая может быть интересна малокомпетентным или некомпетентным в той или иной области читателям [1]. Учитывая развитие цифровых СМИ, а также доступность любой информации в современном обществе, журналист обладает почти неограниченными информационными ресурсами в популяризации научного знания. При этом популяризация науки может осуществляться разными путями: 1) посредством адаптации научного текста для целевой аудитории в журналах (например, для детей, садоводов, школьников и т. д.); 2) посредством включения адаптированного научного текста и применения приемов его популяризации в интервью, обзоре, репортаже, аналитической статье и т. д. [2]. Ме-диатекст в силу своей коммуникативной организации позволяет достичь массовости восприятия интеллектуального продукта. В связи с этим особое внимание стоит обратить на необходимость специальной работы с текстом на когнитивном и языковом уровнях, которая включает в себя приемы, средства и форму преподнесения информации, соответствующие опыту читателя и предполагающие информирование адресата на языке без упрощения научного материала. Популяризация научного знания предполагает изложение информации в адаптированной для массовой аудитории форме с учетом следующих факторов:

- возраст аудитории;

- подготовленность к восприятию научной информации определенной тематики;

- уровень образованности.

Основной текст. Принципы популяризации научного текста и приемы их реализации в данной статье рассматриваются на основе концепций Г. Ю. Гришечкиной [3], О. С. Мурановой [4], С. Хокинга [5].

Первый принцип касается необходимости минимизировать действие специальной лексики.

Согласно С. Хокингу, основными барьерами на пути к популяризации научного знания являются включение формул, сложных расчетов, бездоказательных предположений, отвлеченных материалов и обилия специальной терминологии. По мнению автора, оптимальными приемами при использовании специальных терминов выступает не определение семантики термина, а описание самого явления [6].

В концепции Г. Ю. Гришечкиной научно-популярный текст на морфологическом и синтаксическом уровнях должен отличаться простотой,

отсутствием сложных конструкций [7]. Такой подход позволяет подстроиться под уровень лингвистической подготовленности читателей.

Второй принцип популяризации научного текста предполагает конкретность и последовательность изложения идеи / мысли / теории, суть которого заключается в выстраивании логических взаимосвязей между известными и неизвестными переменными / фактами / событиями. По мнению В. В. Одинцова, наиболее оптимальными приемами являются:

а) ретроспективный анализ;

б) наличие протоспективных элементов анализа;

в) описание непосредственно познавательного процесса (предпосылки, догадки, открытия, ошибочные предположения, размышления и т. д.) [8].

Таким образом, следование по пути познавательного процесса вслед за автором позволяет понять логическую взаимосвязь фрагментов и побуждает читателя к обдумыванию, поиску, размышлениям, выводам.

Третий принцип основан на иллюстративности как на визуальном (фото, рисунок, картинки, графики и др.), так и на вербальном уровне, к которым относятся художественные приемы выражения экспрессивности [9]. В данном случае стоит обратиться к позиции Н. И. Дорцуевой, которая разграничивала приемы достижения экспрессивности (эмоционально-окрашенные слова) и приемы рационального объяснения, основой которой являются социальные стереотипы и оценочные суждения [10].

Четвертый принцип относится к структурной организации научно-популярного текста. Применительно к медиатексту следует отметить наличие определенной структуры, тип лид-абзаца, которые привлекают внимание читателя и стимулируют на дальнейшее прочтение текста [11, 12].

Таким образом, на основе анализа теоретических источников целесообразно отметить, что каждый принцип популяризации научного знания в медиатексте реализуется посредством определенных приемов или способов, направленных на достижение одной цели - привлечь внимание массового читателя и включить его в познавательный процесс [13, 14].

На примере журнала «Беларуская думка» рассмотрим приемы популяризации науки в журналистском тексте.

«Беларуская думка» представляет собой общественно-политический и научно-популярный журнал, основными темами которого являются политика, экономика, общество, наука и технологии, образование, культура, спорт. Задачами журнала выступают: ознакомление общественности с вопросами социально-экономического развития страны, функционирования системы высшего образования, государственной идеологии,

а также обсуждение решения актуальных вопросов, связанных с совершенствованием «белорусской модели развития», рекомендаций по преодолению наиболее значимых экономических и социальных проблем, стоящих перед государством. Журнал выходит 12 раз в год. На сайте представлен архив выпусков с 2007 г.

Как было обозначено выше, первый принцип связан с семантическим уровнем текста, в частности, описанием явления посредством того или иного приема. В «Беларускай думцы» целесообразно выделить следующие приемы популяризации науки:

1) указание на объем понятия:

В настоящее время категории «новация» и «инновация» приобрели характер трендовых словоупотреблений в экономической литературе, политических декларациях, которые вместе с терминологией концепции постиндустриального общества во многом образуют стилистику современного научного дискурса;

2) описание характеристик / свойств / признаков: наука как modus vivendi;

3) образные средства и аналогии: инженеры генетического разнообразия, формула чемпионов, нанофабрика в клетке, опаленные судьбы;

4) словарное толкование: Homo sapiens - современный человек;

5) уточняющее толкование слова: «Случайный зритель» - тот, кто бывает в театре время от времени, по приглашению друзей, получив билет через профсоюз или просто «за компанию»;

6) этимологическое описание явления:

Перефразируя известное ленинское определение, считаю возможным предположить, что политика есть концентрированное выражение интересов, осознанных большинством сообщества как насущная необходимость развития и подлежащих согласованию в коллективном, дискуссионном и конкурентном процессе в открытом для сообщества виде. Политическая власть - миф, бессмыслица, если в ней нет общественных интересов;

7) образные средства:

Мир политики, являясь подсистемой социума, опутан тысячью разнообразных факторов, явлений, событий, общих, частных, закономерных, случайных, правовых и неправовых. И лишь разбирая постепенно этот клубок, мы будем приближаться к пониманию политики.

Рассмотрим принцип иллюстративности. В каждой статье присутствуют иллюстрации: а) автора; б) события (как правило, в ретроспективе) и в) ассоциативные ряды, связанные с ситуацией в целом или конкретным объектом.

На речевом уровне иллюстративность прослеживается в выражении эмоционального и оценочного отношения автора к анализируемой ситуации:

Гостям мы, конечно, рады. Но одновременно рассчитываем, что они будут вести себя на нашей земле прилично. Есть такая пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». К сожалению, некоторые представители Запада считают, что это правило на них не распространяется. В начале сентября 2016 года в Минск прибыл один из депутатов Европарла-мента. Едва ступив на нашу землю, он поспешил заявить, что предстоящие выборы в белорусский парламент не будут прозрачными и демократичными. И что он, большой приверженец демократии, не будет «играть в этом спектакле». Разумеется, гость имел право на собственную точку зрения. Но если не хотел «играть», зачем ехал в Беларусь? Тем более, как выяснилось, сам очень просил, чтобы его пригласили.

Авторскими приемами становятся пословица, вопрос, усилительные конструкции с такими языковыми единицами, как но, зачем, тем более, что, конечно.

Реализацию принципа последовательности можно наблюдать в каждой статье:

Появление политики связано с Древней Грецией. Там она определялась как сфера общезначимых проблем, которые явно превосходили все частные дела.

В рамках политических процедур люди учились распоряжаться ресурсами, решая весьма трудную задачу наиболее целесообразного поощрения одних видов труда и сдерживания развития других, создания жизненных ресурсов для непроизводственных, общесоциальных целей поддержания безопасности, общественного порядка, благоустройства, заботы о социальных иждивенцах (больных, инвалидах, пожилых людях и проч.), развития науки, искусства, культуры и т. д.

В данном фрагменте представлена взаимосвязь политики с Древней Грецией, описана эволюция понятия. Заканчивается статья так:

Гарантом же политичности государства может быть только сама политика в ее общественном смысле, где продолжается выявление все новых и новых интересов и поиск наилучшей модели согласия по их реализации. Тогда творимое государством предстает чрезвычайно важным, но все же лишь частным, преходящим случаем мира политического.

Анализируя начало и окончание статьи, можно выделить наличие ретроспективного анализа (прошедшее время глаголов), акцент на возможное будущее (может стать), присутствие авторских размышлений.

Рассмотрим формы структурной организации медиатекста, содержащего научно-популярную информацию. В анализируемом журнале тематические рубрики не выделены. Медиа-текст представлен в интегрированной форме.

Если это краткий (анонс), тогда он размещается на первой странице и имеет несколько элементов: Автор (со ссылкой на публикации данного автора) + заголовок статьи + лид-абзац.

Например, Операция «Багратион». Встречный фронт:

В статье рассказывается о боевых действиях белорусских партизан в июне - июле 1944 года, когда в тесном взаимодействии с наступающими частями Красной армии они освобождали Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Подробно освещены планирование и ход проведения совместных операций, дана оценка вкладу партизан в общую победу.

Особую роль играет лид-абзац - начало сообщения, как правило, предложение / абзац, цель которого - привлечь внимание читателя к содержанию сообщения. Как правило, он дается в сжатом виде (аннотации), отражает актуальную информацию.

Например, Искусственный интеллект, или Зачатки роботизированного мира:

По мере того, как становится все больше приверженцев робототехники, наша жизнь необратимо трансформируется. Белорусские ученые физиологи и нейробиологи пытаются разобраться в функциях и возможностях мозга, детализируя строение и прохождение сигналов по нейронной сети, делая ставку на стволовые клетки как материал для биологического компьютера, а специалисты в области информационных технологий, математики и философы думают над созданием матрицы для искусственного интеллекта. Возможно, именно эти разработки позволят усилить человеческий интеллект искусственным, приблизят нас к роботизированному будущему.

Отличительной чертой исследуемого журнала является билингвальное представление статей на русском и белорусском языках. Следует отметить, что в журнале «Беларуская думка» эксплицированы лид-абзацы нескольких типов:

1) повествование - предложение / абзац, последовательно освещающее хронологию событий или их суть; по данному лиду можно понять содержание основного текста.

Например, Женский взгляд на женский вопрос: В статье впервые в отечественной историографии на основе многочисленных источников раскрывается специфика представлений о женском вопросе у различных категорий женского населения Беларуси с конца XIX века по 1914 год. Автор приводит факты создания и деятельности женских организаций, обсуждения проблемы места и роли женщин в обществе, на страницах местной прессы и лекциях в клубах, участия активисток в митингах и иных акциях по изменению правового статуса женщин;

2) вопрос - как правило, альтернативный или проблемного характера, позволяет читателю посмотреть на ситуацию с другой стороны, выяснить новые факты.

Например, Несладкая жизнь пчелы:

Почему в Беларуси с каждым годом все меньше желающих заниматься пчеловодством?

Впрочем, это глобальная тенденция - во всем мире массово погибают пчелы от новых болезней, применения пестицидов и из-за климатических аномалий. Но есть и другие причины. По мнению специалистов, у нас пока еще недооценивают «сладкий» вклад пчелы в экономику страны, ее роль в сохранении окружающей среды и влияние на здоровье нации.

Чтобы выяснить все нюансы проблемы, мы обратились к потомственным пчеловодам;

3) игра слов - используется при критическом осмыслении текста самим автором, что реализуется применением интертекстуальности.

Например, Тайны и резервы плодородия:

В чем главный секрет хороших урожаев? Где находятся «золотые нивы» Беларуси? Как «накормить» землю, чтобы получить отдачу? Почему кукуруза все увереннее продвигается на север? Не появится ли в Беларуси... пустыня? Об этом и многом другом журналист «Беларус-кай думки» поговорила с ведущим белорусским ученым-агрохимиком, академиком, директором Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси Виталием ЛАПОЙ;

4) постепенное развертывание содержания -абзац или несколько предложений, часто с цитатами, направленное сначала на указание результата, а затем на раскрытие содержания.

Например, Великая Победа. Кто поставил точку?

События последнего года Второй мировой войны, о которых умалчивают фальсификаторы. Фальсификация итогов войны началась не сегодня и даже не вчера. Она зарождалась в 1945 году, по сути, сразу же после Великой Победы. Главная цель искажения истории состоит в том, чтобы приписать США исключительную роль в победе над фашистской Германией и этим обосновать право американцев на лидерство;

5) исторический нарратив - начинается со справки по истории вопроса.

Например, Сообщество единства в море хаоса и вызовов:

Первым интеграционным объединением на развалинах великой державы стало Содружество Независимых Государств, сформировавшееся как целостная система взаимодействия стран и наций, различных культур и конфессий, стремящихся к сотрудничеству на единой ценностной платформе.

Социологические опросы населения позволяют проследить динамику интеграционных процессов на уровне повседневного общения и поведения, а также увидеть надежды и разочарования, связанные с нерешенностью правовых, институциональных и экономических проблем взаимоотношений стран, входящих в данное сообщество;

6) персуазивно шокирующий, целью которого является «ошарашить» читателя одной фразой с использованием статистики, фактов, цитаты.

Например, Неудобный «инцидент»:

Убийство генерала Духонина в свете нового свидетельства участника событий.

В ноябре 1917 года Могилев был последним белорусским городом, находившимся под контролем антисоветских сил. Эпизод с походом отряда балтийских матросов на «контрреволюционную Ставку» стал неотъемлемой частью легендарной истории Октябрьской революции. Переход власти от Временного правительства к большевикам никак нельзя назвать бескровным. Жертвы были в Петрограде, жестокие бои шли в Москве, в других городах. Но именно убийство в Могилеве генерала Духонина стало по-своему символичным, знаковым. Причем настолько, что даже появился эвфемизм «отправить в штаб к Духонину»: в годы Гражданской войны это означало неминуемую смерть. Недавно обнаруженный архивный документ, непосредственно касающийся захвата большевиками Ставки Верховного Главнокомандующего в Могилеве, позволяет добавить новые штрихи в портрет эпохи;

7) обзорный, направленный на выделение ключевых факторов, причин, событий и анализ их взаимосвязей.

Например, Театр и зритель: диалог продолжается:

Феномен долгожительства и популярности театра не перестают изучать критики и искусствоведы. Ведь, несмотря на смену эпох и общественных формаций, триумфальный приход кинематографа и всеохватывающего Интернета у этого синтетического искусства, впитавшего в себя элементы литературного, музыкального и изобразительного жанров, остаются свои приверженцы. Над театром

как будто не властно время. Сегодня он становится буквальным воплощением истории, концепций мироустройства и, разумеется, «социальных фантазий». Новую страницу в обосновании «законов театра», складывающегося взаимопонимания со зрителем открывает театральная социология, утверждает заведующий кафедрой театрального творчества Белорусского государственного университета культуры и искусств доктор искусствоведения, доцент Ростислав БУЗУК.

Заключение. Таким образом, на основе проведенного анализа целесообразно сделать следующие выводы:

1. Популяризация научного знания предполагает изложение информации в адаптированной для массовой аудитории форме с учетом возраста, уровня подготовленности к восприятию поднятой проблемы, уровня компетентности на когнитивном, языковом уровнях.

2. Популяризация научной информации предполагает соблюдение четырех принципов, реализуемых на семантическом, структурном, речевом и эмоциональном уровнях посредством определенных приемов.

3. В «Беларускай думцы» на семантическом уровне часто используются указание на объем понятия; описание характеристик / свойств / признаков; образные средства и функциональная аналогия; словарное толкование; уточняющее толкование слова; этимологическое описание явления. На структурном уровне представлены априорно адаптированный заголовок, лид-абзац в форме вопроса, объяснения, исторической справки, указания на шокирующее событие, повествование о событии, обзор. На речевом уровне наблюдается выражение эмоционального и оценочного отношения автора к анализируемой ситуации. Принцип логичности и последовательности соблюдается в каждой статье на композиционном уровне.

4. В медиатекстах аналитической журналистики и публицистического изложения представление научной информации отличается эмоциональной окрашенностью (что не свойственно информационным жанрам), лаконичностью и информативностью, а также выраженной корреляцией к возможным запросам читателей.

Список литературы

1. Дорцуева Н. В. Лингвостилистические особенности научно-популярных медицинских текстов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02. Бишкек, 2012. 25 с.

2. Багиян А. Ю., Моногарова А. Г. Лингвопрагматическая организация современного устного научно-популярного дискурса (на материале английского языка) // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2018. № 4 (31). С. 1-11.

3. Гришечкина Г. Ю. Научно-популярный стиль и его категориальные характеристики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 1 (46). С. 101-108.

4. Муранова О. С. Способы выражения позиции автора в тексте научно-популярной статьи // Известия российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009.

№ 89. С. 238-244. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-vyrazheniyapozitsii-avtora-v-tekste-nauchno-populyarnoy-stati (дата обращения: 18.01.2023).

5. Васильева Т. Ю. Задачи популяризации науки, инновационного и технологического развития, программы продвижения экспертных знаний в средства массовой информации // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. № 10-2. С. 458-461. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-populyarizatsii-nauki-innovatsionnogo-i-tehnologicheskogo-razvitiya-programmy-prodvizheniya-ekspertnyh-znaniy-v-sredstva (дата обращения: 02.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Одинцов В. В. Речевые формы популяризации. М.: Педагогика, 1982. 184 с.

7. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Ростов-на-Дону, 2014. 186 с.

8. Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа / под ред. О. Н. Савиновой. Нижний Новгород: ННГУ, 2018. 104 с.

9. Парафонова В. А. Научно-популярные журналы в структуре современных СМИ: типологические и профильные особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2016. URL: https://www.dissercat.com/content/nauchno-populyarnye-zhurnaly-v-strukturesovremennykh-smi-tipologicheskie-i-profilnye-osoben (дата обращения: 18.01.2023).

10. Привалова Е. П. Гибридный характер научно-популярного дискурса (на материале немецких произведений для детей и юношества) // Вестник московского государственного лингвистического университета. 2014. № 4 (690). С. 171-182.

11. Витковская, Н. Г. Информационная компетентность как условие формирования профессиональной компетенции журналиста. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.01.2023).

12. Грабовский К. Научная журналистика для журналистов. URL: http://polit.ru/article/2012/ 03/30/grabovsky (дата обращения: 18.01.2023).

13. Букс М. Как говорить о науке в СМИ? URL: Uni-CH.RU (дата обращения: 18.01.2023).

14. Виноградова Е. П., Жуков Д. А. Журналисты vs исследователи // Век информ. 2018. № 2-1. С. 99.

References

1. Dotsueva N. V. Lingvostilisticheskiye osobennosti nauchno-populyarnykh meditsinskikh tekstov. Avtoreferat dissertatsii kandidatafilologicheskikh nauk [Linguistic and stylistic features of popular scientific medical texts. Abstract of thesis PhD (Phylology)]. Bishkek, 2012. 25 p. (In Russian).

2. Bagiyan A. Yu., Monogarova A. G. Linguistic and pragmatic organization of modern oral popular scientific discourse (based on the material of the English language). Teoriya yazyka i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Theory of language and intercultural communication], 2018, no. 4 (31), pp. 1-11 (In Rusian).

3. Grishechkina G. Yu., Popular science style and its categorical characteristics. Voprosy kognitivnoy lingvistiki [Questions of cognitive linguistics], 2016, no. 1 (46), pp. 101-108 (In Russian).

4. Muranova O. S Ways of expressing the author's position in the text of a popular scientific article. Izvestiya rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [News of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University], 2009, no. 89, pp. 238-244. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-vyrazheniyapozitsii-avtora-v-tekste-nauchno-populyarnoy-stati. (accessed 18.01.2023) (In Russian).

5. Vasil'eva T. Yu. Tasks of popularization of science, innovative and technological development, programs for the promotion of expert knowledge in the mass media. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects of development], 2015, no. 10-2, pp. 458-461. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-populyarizatsii-nauki-innovatsionnogo-i-tehnologicheskogo-razvitiya-programmy-prodvizheniya-ekspertnyh-znaniy-v-sredstva (accessed 02.07.2022) (In Russian).

6. Odincov V. V. Rechevyye formy populyarizatsii [Speech forms of popularization]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982, 184 p. (In Russian).

7. Diveeva N. V. Populyarizatsiya nauki kak raznovidnost' massovykh kommunikatsiy v usloviyakh novykh informatsionnykh tekhnologiy i rynochnykh otnosheniy. Dissertatsiya kandidata filologicheskikh nauk [Popularization of science as a kind of mass communications in the context of new information technologies and market relations. Dissertation PhD (Philology)]. Rostov-na-Donu, 2014, 186 p. (In Russian).

8. Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza [Popular science journalism: the experience of system analysis] / ed. O. N. Savinova. Nizhny Novgorod, NNGU Publ., 2018. 104 p. (In Russian).

9. Parafonova V. A. Nauchno-populyarnyye zhurnaly v strukture sovremennykh SMI: tipologicheskiye i profil 'nyye osobennosti. Avtoreferat dissertatsii kandidata filologicheskikh nauk [Popular science journals in the structure of modern mass media: typological and profile features. Abstract of thesis PhD (Philology)].

Tver', 2016. Available at: https://www.dissercat.com/content/nauchno-populyarnye-zhurnaly-v-strukture-sovremennykh-smi-tipologicheskie-i-profilnye-osoben (accessed 18.01.2023) (In Russian).

10. Privalova E. P. Hybrid nature of popular science discourse (based on the material of German works for children and youth). Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Linguistic University], 2014, no. 4 (690), pp. 171-182 (In Russian).

11. Vitkovskaya N. G. Informatsionnaya kompetentnost' kak usloviye formirovaniya professional'noy kompetentsii zhurnalista [Information competence as a condition for the formation of professional competence of a journalist]. Available at: https://cyberleninka.ru/ (accessed 18.01.2023) (In Russian).

12. Grabovskiy K. Nauchnaya zhurnalistika dlya zhurnalistov [Scientific journalism for journalists]. Available at: https://polit.ru/article/2012/03/30/grabovsky/( accessed 18.01.2023) (In Russian).

13. Buks, M. Kak govorit' o nauke v SMI? [How to talk about science in the media?]. Available at: https://Uni-CH.RU (accessed 18.01.2023) (In Russian).

14. Vinogradova E. P., Zhukov D. A. Journalists vs researchers. Vek inform [Information Age], 2018, no. 2-1. P. 99 (In Russian).

Информация об авторе

Лукьянюк Юлия Николаевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой технологий коммуникации и связей с общественностью. Белоруский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: lukianqk@bsu.by

Information about the author

Luk'yanuk Yuliya Nikolayevna - PhD (Philology), Associate Professor, Head of the Department of Communication Technologies and Public Relations. Belarusian State University (9, Kalvariyskaya st., 220004, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: lukianqk@bsu.by

Поступила 15.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.