Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ КОНВЕРГЕНТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА ZVIAZDA.BY)'

СОВРЕМЕННЫЕ КОНВЕРГЕНТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА ZVIAZDA.BY) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КОНВЕРГЕНТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ПОРТАЛ ZVIAZDA.BY / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СИСТЕМНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИСКУРС-КАТЕГОРИИ / CONVERGENCE / CONVERGENT JOURNALISM / CONVERGENT MEDIA / PORTAL ZVIAZDA.BY / STRUCTURAL AND CONTENT CHARACTERISTICS / SYSTEMATIC AND HIERARCHY RELATIONS / DISCOURSE CATEGORIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лущинская Ольга Владимировна

В статье рассматриваются структурно-содержательные особенности портала zviazda.by, являющегося примером современных белорусских конвергентных средств массовой коммуникации (СМК). Определяется понятие «конвергенция» в журналистике. Анализ интернет-портала осуществляется с учетом формальных характеристик, включающих ряд критериев, и с фокусом внимания на выстроенные системно-иерархические отношения. Среди формальных критериев учитываются такие, как тип СМК, особенности оформления и дизайн домашней страницы и разных рубрик, посещаемость сайта, специальные проекты, способы реализации обратной связи, дополнительные сервисы и услуги. Внимание обращается на структурно-композиционное построение медиатекстов, на наличие и степень выраженности явления конвергенции в их содержании и явление креолизации. Подробно рассматриваются разделы портала «Политика» и «Экономика» и выявляется их жанровое разнообразие. С учетом того, что формальные критерии не существуют отдельно, а синкретизируются с экстралингвистическими параметрами, в статье упоминаются и кратко определяются некоторые из них, которые репрезентируются посредством таких дискурс-категорий, как аудитория, время и интертекстуальность. На портале zviazda.by учитываются хронологический и тематический принципы, а также принцип единообразия, что позволяет заключить, что интернет-издание представляет собой целостную систему с определенной иерархией в его структурных частях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY CONVERGENT MEDIA: SPECIFICITY OF STRUCTURE AND CONTENT (ON THE EXAMPLE OF THE PORTAL ZVIAZDA.BY)

The article considers structural and content peculiarities of the portal zviazda.by which represents an example of the contemporary Belarusian convergent media. The notion of "convergence" in journalism is defined. The analysis of the internet-portal is carried out taking into consideration formal characteristics which include a number of criteria and with the focus of attention to the systematic and hierarchy relations reflected on the portal. Among formal criteria we take into account such of them as the type of media, peculiarities of design of the home page as well as different rubrics of the portal, website traffic, special projects, ways of feedback, additional services. Attention is paid to the structural and compositional construction of media texts, presence and severity of the phenomenon of convergence in their content and the phenomenon of creolization. The rubrics of "Politics" and "Economy" are considered in detail. Their genre variety is defined. Keeping in mind the fact that formal criteria do not exist separately but syncretize with extralin-guistic parameters, some of them are mentioned and described briefly in the article. These extralinguis-tic parameters are represented by such discourse categories as audience, time and intertextuality. The portal zviazda.by is based on chronological and thematic principles, as well as the principle of uniformity. This fact reveals that this internet edition represents an integral system with specific hierarchy in its structural parts.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ КОНВЕРГЕНТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА ZVIAZDA.BY)»

УДК 070.19

О. В. Лущинская

Белорусский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ КОНВЕРГЕНТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА ZVIAZDA.BY)

В статье рассматриваются структурно-содержательные особенности портала zviazda.by, являющегося примером современных белорусских конвергентных средств массовой коммуникации (СМК). Определяется понятие «конвергенция» в журналистике. Анализ интернет-портала осуществляется с учетом формальных характеристик, включающих ряд критериев, и с фокусом внимания на выстроенные системно-иерархические отношения.

Среди формальных критериев учитываются такие, как тип СМК, особенности оформления и дизайн домашней страницы и разных рубрик, посещаемость сайта, специальные проекты, способы реализации обратной связи, дополнительные сервисы и услуги. Внимание обращается на структурно-композиционное построение медиатекстов, на наличие и степень выраженности явления конвергенции в их содержании и явление креолизации. Подробно рассматриваются разделы портала «Политика» и «Экономика» и выявляется их жанровое разнообразие.

С учетом того, что формальные критерии не существуют отдельно, а синкретизируются с экстралингвистическими параметрами, в статье упоминаются и кратко определяются некоторые из них, которые репрезентируются посредством таких дискурс-категорий, как аудитория, время и интертекстуальность. На портале zviazda.by учитываются хронологический и тематический принципы, а также принцип единообразия, что позволяет заключить, что интернет-издание представляет собой целостную систему с определенной иерархией в его структурных частях.

Ключевые слова: конвергенция, конвергентная журналистика, конвергентные средства массовой коммуникации, портал zviazda.by, структурно-содержательные характеристики, системно-иерархические отношения, дискурс-категории.

O. V. Luschinskaya

Belarusian State University

CONTEMPORARY CONVERGENT MEDIA: SPECIFICITY OF STRUCTURE AND CONTENT (ON THE EXAMPLE OF THE PORTAL ZVIAZDA.BY)

The article considers structural and content peculiarities of the portal zviazda.by which represents an example of the contemporary Belarusian convergent media. The notion of "convergence" in journalism is defined. The analysis of the internet-portal is carried out taking into consideration formal characteristics which include a number of criteria and with the focus of attention to the systematic and hierarchy relations reflected on the portal.

Among formal criteria we take into account such of them as the type of media, peculiarities of design of the home page as well as different rubrics of the portal, website traffic, special projects, ways of feedback, additional services. Attention is paid to the structural and compositional construction of media texts, presence and severity of the phenomenon of convergence in their content and the phenomenon of creolization. The rubrics of "Politics" and "Economy" are considered in detail. Their genre variety is defined.

Keeping in mind the fact that formal criteria do not exist separately but syncretize with extralin-guistic parameters, some of them are mentioned and described briefly in the article. These extralinguis-tic parameters are represented by such discourse categories as audience, time and intertextuality.

The portal zviazda.by is based on chronological and thematic principles, as well as the principle of uniformity. This fact reveals that this internet edition represents an integral system with specific hierarchy in its structural parts.

Key words: convergence, convergent journalism, convergent media, portal zviazda.by, structural and content characteristics, systematic and hierarchy relations, discourse categories.

Введение. Развитие интернета и существующие сегодня информационные технологии, которые активно внедряются во все сферы

нашей жизни, оказали влияние на журналистику как отдельный социальный институт и поспособствовали появлению конвергентной

журналистики, что привело, как отмечает исследователь М. Н. Ким, к трансформации и модификации традиционных массмедиа «относительно новых условий существования и принципиально новых способов функционирования». Именно «с появлением Интернета наступила новая коммуникационная эра, которая принесла с собой новые коммуникационные технологии, методы и инструменты взаимодействия между людьми» [1, с. 21]. Автор также отмечает, что конвергенция представляет собой «процесс сближения разнородных электронных технологий в результате их быстрого развития и взаимодействия, создание объединенных каналов передачи информации в рамках общей инфраструктуры», иначе «это кросс-медийная технология взаимопроникновения между различными каналами передачи информации» [1, с. 24]. Эта же мысль подчеркивается и В. С. Хелемендиком, который определяет конвергенцию в журналистике как «сближение, слияние различных по своей природе средств массовой информации в единое целое - и с точки зрения организационной структуры, и с точки зрения технологии передачи взаимосвязанной, консолидированной информации» [2, с. 107]. Данный феномен способствует смене традиционного мономедийного формата на мультимедийный, благодаря чему современные медиа поставляют многоформатное содержание [1, с. 24].

Современные конвергентные средства массовой коммуникации (далее КСМК) в разных журналистских культурах представлены в интернет-пространстве информационными порталами, сетевыми изданиями, разными типами интернет-изданий, электронными версиями печатных СМИ и др. Все они имеют много общего, как в структурно-композиционной, системно-иерархической репрезентации, так и в содержательном аспекте. В то же время выделяется ряд специфических черт, которые характерны каждой медийной культуре. Изучение этих медиа позволяет сравнивать их; оценивать эффективность СМК с точки зрения представления и донесения информации своим пользователям; перенимать позитивный опыт, существующий в разных журналистских традициях, что в дальнейшем будет способствовать их совершенствованию и развитию.

Основная часть. В настоящей статье мы сфокусировали внимание на анализе структурно-содержательных характеристик портала zviazda.by Издательского дома «Звязда», который является примером «новых», или конвергентных, СМК в Республике Беларусь. Актуальность выбранной темы определяется пристальным вниманием к современным КСМК,

особенностям их функционирования в интернет-пространстве, роли, которую они играют в жизни каждого человека и глобального общества в целом, и эффективности их существования как со стороны ученых, исследующих разные аспекты этих СМК, так и практикующих журналистов, работающих в сфере медиа, в том числе и в конвергентной журналистике.

Портал zviazda.by [3] можно классифицировать как нишевый, поскольку основная его цель -информирование аудитории, в первую очередь белорусских пользователей о новостных событиях, происходящих в нашей стране и во всем мире. Он имеет две версии: русскоязычную и белорусскоязычную, т. е. учитываются интересы русскоговорящей и белорусскоговорящей аудиторий. Мы будем анализировать русскоязычную версию. Сравнив две языковые версии домашней страницы, мы пришли к выводу, что они идентичны.

В самой верхней части домашней страницы размещены активированные разделы: «Меню», «Предложить новость» (на желтом фоне), «Реклама», курсы валют, погода, «О нас», «Авторизация». Содержится значок «16+», показывающий возрастное ограничение аудитории. В разделе «Меню» перечислены издания, которые входят в холдинг «Звязда»: газеты ^iM» и «Голас Радзiмы», а также журналы «Алеся», «Вожык», «Маладосць», «Неман», «Полымя», «Бярозка», «Родная прырода» и «Беларусь. Belarus». Кроме того, в этом же разделе есть активированные ссылки «Дадатю» (содержит ссылки на «Чырвоная змена», «1гуменсю тракт», «Жырандоля», «Союз - Евразия», «Краша зда-роуя», «Мясцовае самаюраванне», «Плацдарм», «Сямейная газета»); «Архiу» (помещены версии сайта с 2005 по 2007, с 2007 по 2013 и с 2013 по 2015 гг.) и «Падтска».

Ниже красным шрифтом представлено название портала «Звязда», и здесь же две ссылки на русский и белорусский языки сайта. Справа помещены активированные рубрики «Свежий номер», «Архив», «Подписка». Далее следует строка с указанием даты, ссылки на соцсети, такие как «Twitter», «Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook», на видеохостинг «YouTube», на «Instagram». Правее можно узнать о важных событиях в одноименной рубрике «Важные события».

После этого на красном фоне представлена строка с активированными рубриками «Политика», «Экономика», «Общество», «В мире», «Культура», «Спорт», «Калейдоскоп», «Наши издания», «Книги» и «Поиск». Следует подчеркнуть, что домашняя страница портала использует красный цвет, как мы полагаем, он ассоциируется с названием «Звязда». Если навести

курсор на отдельную рубрику, то появится ее тематический список (т. е. все опубликованные статьи распределены по группам согласно тематическому принципу), что представляется очень удобным для читателей, поскольку нет необходимости искать нужную им информацию долго. Так, например, в рубрике «Политика» содержатся следующие тематические блоки: Правительство, Парламент, Документы, Президент. В разделе «Экономика» - Финансы, Энергетика, Транспорт, Торговля, Жилье, Частный бизнес, Сельское хозяйство, Связь. Можно утверждать, что в данном случае репрезентируется дискурс-категория «аудитория» (принадлежащая к группе экстралингвистических критериев), т. е. учитываются ее интересы и облегчается поиск соответствующей информации.

После строки с основными рубриками портала помещены активированные ссылки на материалы на фоне сопровождающих их фотографий. На некоторых из них на красном фоне указан раздел, к которому принадлежит статья, вынесенная на домашнюю страницу. Это свидетельствует об актуальности и важности освещаемого события. Обращает на себя внимание тот факт, что на домашней странице преобладает большое количество иллюстративной информации, причем используются фотографии разного размера, как передающие сюжетную информацию, так и представленные портретами людей, имеющих отношение к событию. Многие материалы имеют опцию, которая показывает количество пользователей, что репрезентирует критерий «посещаемость сайта», относящийся к формальным параметрам. На рис. 1 для наглядности представлен скриншот «шапки» домашней страницы (от 02.08.2020).

На домашней странице портала помещены статьи из разных рубрик, которые являются актуальными и «свежими» на текущий момент. Справа находится колонка с событиями под названием «Новости», которая постоянно дополняется поступающими новостями в течение дня (с указанием времени выхода сообщения), что отражает дискурс-категорию «время» с учетом ее субкатегорий «периодичность» и «оперативность» обновления информации, а рядом есть активированная ссылка «Популярное», кликнув на которую, можно познакомиться со статьями, популярными в текущем месяце. В этой же колонке ниже есть рубрика «Рекомендуем сходить», содержащая подробную информацию о разных мероприятиях, которые можно посетить: где они будут проходить, когда, бесплатно или нет, и краткая информация о самом событии. Отметим, что публикации на странице портала, в рубриках и в ленте новостей выстраиваются с учетом хронологического принципа.

На домашней странице находит реализацию явление конвергенции, это подтверждается наличием активированной рубрики «Видео», которая позволяет пользователям посмотреть разные новостные сюжеты, причем не только самые «свежие», но и архивные, что отражает категорию «время», охватывающую в данном разделе большой период - несколько лет. Кроме того, есть рубрика «Фото», рядом с которой помещен значок, кликнув на который, можно листать представленные фотографии. Присутствуют блоки «Инфографика», «Диалог» (содержащая статьи на разную тематику). Отметим, что на странице размещен такой составной компонент контента, как «Эксперт», имеющий стрелочки, которые дают возможность листать материалы, находящиеся там. Далее можно познакомиться с материалами из разных рубрик, узнать о проектах (формальный критерий «специальные проекты»), прочитать статьи из газеты «Голас рад-зiмы», «ЛМ», журнала «Алеся» и др. в подразделе «Опубликовано в». Затем повторяется строка с основными рубриками портала, что представляется удобным для пользователей, так как не нужно возвращаться в начало домашней страницы. Это еще раз свидетельствует о реализации дискурс-категории «аудитория». Если кликнуть на любую рубрику, то сразу же на ее начальной странице появятся названия материалов, сопровождающиеся фотографиями.

Дальше повторяются приложения портала «Чырвонка», «1гуменсю тракт» и др., а ниже помещены актуальные новостные сообщения из разных рубрик и фото к ним. Эти тексты имеют значки, отражающие количество просмотров, что говорит о репрезентации количественного критерия, а именно «посещаемость сайта». Ниже на рис. 2 помещен скриншот от 02.08.2020 для наглядного восприятия описанной информации. На скриншоте можно заметить две стрелочки, которые позволяют листать влево или вправо и выбирать нужное приложение, кликнув на которое, читатели смогут познакомиться с его информацией.

После этого на портале помещается раздел «Наши издания», уже перечисленные в рубрике «Меню», и ссылки на статьи.

В самом конце домашней страницы указаны партнеры портала: Министерство информации Республики Беларусь, Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, Белорусы России, ООН, БелТА и др. Снова повторяются основные рубрики портала, значки соцсетей, а также такие разделы, как «Об издании», «Реклама», «Проекты» и «Архив». Кроме того, в конце страницы можно получить метрические данные на текущий день, выраженные в цифрах, такие как «просмотры», «визиты» и «уникальные посетители», что отражает критерий «посещаемость сайта».

Рис. 1. «Шапка» домашней страницы портала zviazda.by

Рис. 2. Часть домашней страницы с разделом «Наши приложения»

Таким образом, портал представляет собой целостную систему, в рамках которой существуют определенные иерархические отношения в организации контента. Необходимо отметить, что все начальные страницы различных рубрик портала Издательского дома «Звязда» выдержаны в едином стиле и формате, что говорит о соблюдении принципа единообразия и является удобным для пользователей; отличается, соответственно, тематика материалов. Некоторые статьи могут дублироваться в разных рубриках и их тематических блоках.

Принцип единообразия соблюдается и в медиатекстах интернет-портала: название публикации; дата; автор; рубрика и тема; лид

(первый абзац), который выделен жирным шрифтом. Далее может следовать фотография, имеющая отношение к описываемому событию, или сразу текст, а потом фото. Публикация, как правило, делится на абзацы, которые отделяются друг от друга пробелами. Это, как мы полагаем, сделано для лучшего визуального восприятия информации (отражение категории «аудитория»). Авторы используют цитаты для достоверности своих фактов или утверждений. Медиатексты представляют собой креолизованные сообщения, так как включают наряду с текстовой информацией и визуальную, которая представлена фотографиями.

Для выделения важного контекста в сооб-щеннии используется цветовая гамма, отдельные части текста размещаются на бледно-розовом фоне, слева находится вертикальная черта, ограничивающая эту информацию. Можно заключить, что такое форматирование применяется для привлечения внимания читателей к значимым и важным фактам. Если материалы большие по объему, то авторы делят медиатек-сты на тематические блоки, каждый из которых имеет свой подзаголовок. В текстах жирным шрифтом часто выделяется информация об эксперте или специалисте в соответствующей области и др., на мнение которых ссылается журналист или цитирует их слова. Мы считаем, редакция использует такие способы дизайна для того, чтобы обратить внимание читателей на соответствующую информацию. Это в очередной раз подтверждает репрезентацию дискурс-категории «аудитория». В конце публикации могут размещаться «Материалы по теме», в которых перечисляются статьи с активированными заголовками, тематически связанными с описываемым событием текущей новости, что отражает дискурс-категорию «интертекстуальность» в ее гипертекстовом преломлении. Далее снова указывается автор или источник информации; может быть представлено название материала так, как оно напечатано в соответствующей газете; теги; значки социальных сетей, через которые можно поделиться информацией; отмечено количество просмотров (реализация критерия «посещаемость сайта»); имеются две активированные ссылки «Беларус-кая» (статья на белорусском языке) и «Друка-ваная вершя» (версия для печати).

Анализ медиатекстов показал, что авторы пишут разные по объему лиды. В своем большинстве - достаточно краткие, сообщающие основную информацию о событии, но используются и большие по объему лиды, прочитав которые можно узнать, о чем новость в общем, а сам текст содержит более подробные данные. Так, статья из рубрики «Экономика» под названием «Молодая многодетная семья рассказывает о том, с какими проблемами столкнулась при строительстве жилья» от 19.03.2020 содержит лид, который, по сути, является краткой заметкой и включает 147 слов. Обращает на себя внимание и тот факт, что лиды отличаются и по стилю, и по построению. Часто авторы задают риторические вопросы, используют небольшие истории, включают оценочные слова и выражения, применяют разговорную лексику и бытовой стиль общения.

Для описания и выявления дискурсивной репрезентации портала подробно рассмотрим отдельные его рубрики, их жанровое разнооб-

разие, и начнем с раздела «Политика». Подчеркнем, что в русскоязычной и белорусско-язычной версиях портала формальные характеристики сохраняются. Кликнув на раздел, пользователи заходят на начальную страницу, которая открывается большой по размеру фотографией с названием материала на ней. Как мы полагаем, именно эта статья является главной. Справа повторяется лента, как и на домашней странице, с активированными названиями «Новости» и «Популярное», материалы которых постоянно обновляются. Ниже размещаются разные тематические публикации в две колонки, сопровождающиеся фотографиями с указанием даты (соблюдается хронология событий), содержится активированный заголовок, а после него - в одном предложении информация, о чем данный материал. Кроме того, есть два значка: «комментарий» (формальный критерий «способы реализации обратной связи») и «количество просмотров» (критерий «посещаемость сайта»). На рис. 3 помещен скриншот части начальной страницы «Политика» анализируемого портала от 02.08.2020.

После материалов перечислены страницы (например, с 1 по 65) и активированная ссылка «следующая», кликнув на которую, можно прочитать статьи, опубликованные ранее. В данном случае репрезентируется дискурс-категория «время». Далее повторяются некоторые части домашней страницы, в том числе и нижняя с основной информацией о портале. В очередной раз это подтверждает реализацию дискурс-категории «аудитория», так как такое оформление облегчает работу с информацией и быстрый поиск нужной.

Для удобства читателей и нахождения интересующей их темы в рамках общей политической проблематики в рубрике содержится несколько тематических блоков. Отметим, что на первой странице раздела «Политика» размещаются разные статьи из этих блоков. Кратко охарактеризуем их. В каждом из них соблюдается, с одной стороны, принцип единообразия в представлении информации, ее систематизации, иерархии и оформлении, а с другой, - тематический принцип. Верхняя часть повторяет «шапку» домашней страницы Блок открывается ведущей статьей, сопровождающейся большой фотографией и названием материала на ее фоне. Справа повторяется колонка «Новости. Популярное», как и на домашней странице. Далее располагаются тематические статьи, после которых дублируется информация домашней страницы портала, начинающаяся с «Фото», что представляется удобным для пользователей. Это подтверждает факт учета и репрезентации дискурс-категории «аудитория».

Рис. 3. Часть начальной страницы «Политика»

Тематические блоки «Правительство», «Парламент», «Документы» и «Президент» сохраняют принцип единообразия в дизайнерском оформлении и имеют архивы новостей, что репрезентирует дискурс-категорию «время», охватывающую большой промежуток времени. Кроме того, мы обратили внимание, что больше всего публикаций содержится в блоке «Президент» в двух версиях портала. Можно заключить, что большинство событий в политической жизни нашей страны связано именно с деятельностью Президента Республики Беларусь, и редакция портала фокусирует внимание аудитории именно на этой стороне. Приведем примеры нескольких статей из этого тематического блока: «Президент: Система нашей национальной безопасности создана усилиями всего народа» (от 28.07.2020); «Президент: Выборы выборами, а хлеб будет нужен всегда» (от 27.07.2020); «Президент рассмотрел кадровые вопросы» (от 20.07.2020); «Лукашенко Нацбанку: Не предъявляйте излишние условия, не ставьте барьеры» (от 20.07.2020); «Президент: Свою страну мы никому не отдадим» (от 15.07.2020); «Александр Лукашенко: Без дорог Беларуси нет» (от 13.07.2020).

Методом сплошной выборки нами было отобрано и проанализировано 100 материалов из раздела «Политика» за период с конца октября 2019 г. по начало мая 2020 г. для выявления жанров, которые используются журналистами для освещения различных политических событий. Результаты показали, что преобладающими в данной рубрике выступают информационные жанры, лидирующим среди которых является заметка с учетом ее разных типов. Нами были получены следующие данные: новостная (или событийная) заметка составляет 10%; событийная заметка с большим количе-

ством цитат - 19%; краткая новостная заметка (без цитат) - 10%; краткая новостная заметка с цитатами - 12%; заметка в несколько строк -4%; расширенная новостная заметка (без цитат) -1%; расширенная новостная заметка с цитатами составляет 16%. Кроме того, были выявлены и такие виды заметок, как новостная с гиперссылками в тексте (мы выделили ее в отдельный тип, так как использование гиперссылок не является распространненным явлением в медиа-текстах рубрики, но в данном единичном случае они были очевидными) - 1%; информационная заметка с видеоматериалом в тексте -2%. В данном случае на лицо присутствие явления конвергенции в медиатекстах. Мы также выделили один материал, который обозначили как новостную заметку с элементами бытового общения, что составило 1%, и информационное сообщение, построенное на мнениях респондентов на определенную тему, - 2%. За проанализированный период времени нам встретилось 4% заметок-поздравлений. Среди информационных жанров на портале также используется интервью - 5%. Один из проанализированных материалов представлял собой статью с элементами интервью и комментариями автора -1%. Еще одна публикация объединяет в себе элементы информационных (интервью) и аналитических (мнение) жанров - 1%. Мы определили ее как статью-мнение с элементами интервью. Это своего рода синтезированные жанры, которые являются достаточно распространенными и актуальными сегодня. Из общего количества проанализированных материалов нам встретились 2% статей-дайджестов информационных событий. Жанр информационного отчета составил 9%.

Для проведения более качественного дис-курсного анализа интернет-портала и получе-

ния точных и достоверных данных была рассмотрена структура и контентное наполнение рубрики «Экономика». В ней полностью соблюдается формат и структура рубрики «Политика». На каждой странице наряду с главной новостью, которая появляется на всех страницах рубрики, размещается 12 статей в два столбика. По сравнению с политической тематикой экономическая находит большую репрезентативность в количественном выражении на портале в двух его версиях.

Как уже было отмечено ранее, раздел «Экономика» включает ряд тематических блоков. Изучив их, мы пришли к выводу, что все они следуют единому структурно-композиционному оформлению рубрики, отличаются тематическим наполнением, которое соответствует подразделу. Количество материалов зависит от темы блока.

Для определения жанрового разнообразия материалов рубрики «Экономика» мы проанализировали 100 статей методом сплошной выборки за период с января по середину мая 2020 г. и получили следующие результаты: преобладающими жанрами выступают информационные, как и в рубрике «Политика», лидирующим среди которых является заметка с учетом ее разных вариаций. Материалы в жанре новостной заметки составляют 16%; новостная заметка с подзаголовками представлена 3%; краткая информационная заметка (с использованием цитат и статистики в том числе) - 11%; заметка в несколько строк - 5%. Кроме вышеназванных типов, нам встретились событийная заметка с большим количеством цитат, передающих основную информацию о новости, -13%; много материалов публикуется в формате расширенной новостной заметки, что составляет 33% от общего количества проанализированных публикаций. Нам встретился материал, жанр которого мы определили как информационная заметка-обзор, что составило всего 1%. Среди других информационных жанров: информационный отчет - 10% и интервью - 2%. Следует отдельно выделить материалы, которые мы отнесли к жанру «статья», в данном конкретном случае это большие тематические статьи информационного характера, что соответствует 6%.

Медиатексты данного раздела семиотически не усложнены и сопровождаются большой тематической фотографией, а далее следует текстовая информация. Не всегда помещенные фотографии передают сюжет, и, как нам кажется, они используются в качестве сопроводительного материала, не выполняя большой смысловой нагрузки.

Таким образом, нами были рассмотрены формальные характеристики рубрик «Политика» и «Экономика» портала Издательского до-

ма «Звязда», которые не просто представлены в чистом виде, а синкретизированы с экстралингвистическими параметрами. Проведенный анализ позволяет судить о структурной парадигме рассматриваемого портала, о его контентном наполнении и редакционной политике.

Мы изучили другие рубрики портала и заметили, что во всех соблюдается, как неоднократно нами отмечалось, принцип единообразия в структурно-композиционном, иерархическом и системном представлении информации, они отличаются друг от друга тематическим наполнением, которое предопределено для каждого раздела.

Так, рубрика «Общество» включает 12 тематических блоков, среди которых можно назвать «Социальная поддержка», «Силовые структуры», «Происшествия», «Религия», «Экология», «Медиа» и ряд других. На первой странице раздела размещены материалы из разных тематических блоков. Преобладают информационные жанры, в частности, новостная заметка, иногда интервью. Отметим, что в свои публикации, информационные по коммуникативной установке, журналисты могут включать истории о конкретных людях, чтобы лучше раскрыть смысл и заинтересовать аудиторию. Примером может послужить статья «В борьбе с коронавирусом коммунальщикам Могилевской области помогают обычные жители» от 19.05.2020. Освещая основное событие, журналист Нэлли Зигуля рассказывает о работе одного из добровольцев, который помогает коммунальным службам осуществлять дезинфекцию в домах. Свою статью автор начинает рассказом об этом человеке, о том, чем он занимается, а только потом ссылается на официальные заявления, слова чиновников и др.

В рубрике «Общество» журналисты также публикуют тематические статьи, большие по объему, в которых используют подзаголовки. Мы обратили внимание, что многие материалы этой рубрики содержат большие по объему лиды, в которых журналисты кратко освещают событие и предоставляют необходимую информацию читателям, а в тексте публикации дают более подробные данные.

Раздел «В мире» включает три тематических блока: «Беларусь и мир», «Вести из Китая», «Континенты». Больше всего публикаций содержится во втором тематическом подразделе, это говорит о том, что внимание журналистов портала сфокусировано в первую очередь на событиях Китая и в меньшей степени - на других мировых событиях. Материалы разные по объему, преобладают информационные жанры, в основном краткие новостные заметки, однако можно встретить и большие по объему тематические статьи с подзаголовками.

На портале отсутствует специальная рубрика, содержащая статьи-мнения или комментарии журналистов, экспертов и др. Но на домашней странице есть блок информации под названием «Блог», в котором можно листать страницы и знакомиться с авторскими материалами на разные темы.

Отметим рубрику «Калейдоскоп», которая включает тематические блоки «Теленеделя», «Гороскоп», «Веселые истории читателей», «Кто кого» и «Простая речь». Данный контент отражает критерий «Дополнительные сервисы и услуги» и содержит информацию более развлекательного характера.

Заключение. Анализ структурно-композиционных и системно-иерархических отношений, реализованных на портале zviazda.by посредством ряда формальных критериев и некоторых дискурс-категорий показал, что в информационном поле портала соблюдается принцип единообразия в дизайнерском оформлении разных структурных частей и в медиа-текстах, выдерживаются принципы тематической и хронологической подачи информации. Преобладающими жанрами электронного издания выступают информационные, в первую очередь новостная (событийная) заметка. Особенностью этих жанров является то, что акцент делается на расширенные новостные материалы, содержащие как можно больше детальной и полной информации о событиях, а также мнений участников коммуникативной ситуации. Гипертекстуальность не получила широкого

используются гиперссылки, выводящие читателей в иное текстовое пространство, тематически связанное с основным событием. На портале наблюдается тенденция к использованию крео-лизованных медиатекстов, явление конвергенции не находит широкой репрезентативности непосредственно в материалах. Только на домашней странице, на которой размещаются видеоинформация, слайд-шоу из фотографий, явление конвергенции реализуется в полной мере.

Портал zviazda.by Издательского дома «Звязда» организован таким образом, чтобы учитывать интересы разных аудиторий и быть удобным для поиска нужной информации. Присутствие большого количества иллюстраций, использование разных способов оформления информации, в том числе при помощи цвета, различных шрифтов и их размера, способствует привлечению внимания пользователей, лучшему восприятию и пониманию освещаемых событий. Таким образом, можно заключить, что у интернет-портала zviazda.by редакционная политика ориентирована на расширение конвергентных возможностей формата коммуникации. Четкое понимание изданием перспектив конвергенции даст возможность совершенствовать технологии редакционной политики, использовать уникальные способы построения информационных стратегий в сети интернет, выбирать актуальные медиаплатфор-мы (социальные сети, мессенджеры, фото-, видеосервисы) для организации медиатекстов в новом качестве с учетом интересов и потребностей аудитории.

распространения, хотя в отдельных медиатекстах

Список литературы

1. Ким М. Н. Основы теории журналистики: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2013. 288 с.

2. Хелемендик В. С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ // Проблемы современного образования. 2013. № 3. С. 106-123.

3. Портал Издательского дома «Звязда» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zviazda.by/ru (дата обращения: 02.08.2020).

References

1. Kim M. N. Osnovy teorii zhurnalistiki [Basics of theory of journalism]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013.288 p.

2. Helemendik V. S. Convergence as a contemporary form of mass media interaction. Problemy sov-remennogo obrazovaniya [Problems of contemporary education], 2013, no. 3, pp. 106-123 (In Russian).

3. Portal Izdatel'skogo doma "Zvyazda" [Portal of the Publishing house "Zvyazda"]. Available at: http://www.zviazda.by/ru (accessed 02.08.2020).

Информация об авторе

Лущинская Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой международной журналистики. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: olgalu805@gmail.com

Information about the author

Luschinskaya Ol'ga Vladimirovna - PhD (Pedagogics), Associate Professor, Head of the Department of International Journalism. Belarusian State University (4, Nezavisimosti ave., Minsk, 220030, Republic of Belarus). E-mail: olgalu805@gmail.com

Поступила 14.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.