Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗОВСКИХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ ГАЗЕТ «ЛЕНИНЕЦ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗОВСКИХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ ГАЗЕТ «ЛЕНИНЕЦ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история МПГУ / вузовская пресса / журналистика / популяризация науки / научные школы / риторика и культура речи / Т.А. Ладыженская / Год педагога и наставника / history of MPSU / university press / journalism / popularization of science / academic schools / rhetoric and culture of speech / T.A. Ladyzhenskaya / year of teacher and mentor

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кодола Наталья Валерьевна

В статье приводятся результаты анализа публикаций в газетах Московского педагогического государственного университета, посвященных научной школе профессора Т.А. Ладыженской за 1980–2010-е гг. Особенно актуальна данная тема в 2023 г., который объявлен в России годом педагога и наставника. Т.А. Ладыженская как раз является таким наставником для учителей СССР и современной России. В статье впервые рассматриваются и перечисляются все публикации газет «Ленинец» и «Педагогический университет», в которых отражены педагогические идеи Таисы Алексеевны, а также исследуется популяризация научных знаний в вузовской прессе. Отмечается, что во многом благодаря неформальной, рекреативной, публицистической подаче материалов аудитория лучше воспринимает научную информацию. Внимание читателей привлекают и сами жанры (репортаж, интервью, очерк).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF ACADEMIC KNOWLEDGE IN THE UNIVERSITY MEDIA USING THE EXAMPLE OF PUBLICATIONS OF THE NEWSPAPERS “LENINETS” AND “PEDAGOGICAL UNIVERSITY”

The article presents the results of the analysis of publications in the newspapers of Moscow Pedagogical State University dedicated to the academic school of Professor T.A. Ladyzhenskaya for the 1980–2010s. This topic is especially relevant in 2023, which is declared the year of the teacher and mentor in Russia. T.A. Ladyzhenskaya is just such a mentor for teachers of the USSR and modern Russia. The article for the first time examines and lists all publications of the newspapers “Leninets” and “Pedagogical University”, which reflect the pedagogical ideas of Taisa Alekseevna Ladyzhenskaya, and also explores the popularization of academic knowledge in the university press. It is noted that largely due to the informal, recreational, journalistic presentation of materials, the audience perceives academic information better. The attention of readers is attracted by the genres themselves (reportage, interview, essay).

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗОВСКИХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ ГАЗЕТ «ЛЕНИНЕЦ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»»

ЖУРНАЛИСТИКА I

УДК 070 ББК 76.023

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-43-53

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗОВСКИХ СМИ

НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ ГАЗЕТ «ЛЕНИНЕЦ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Н. В. Кодола

Аннотация. В статье приводятся результаты анализа публикаций в газетах Московского педагогического государственного университета, посвященных научной школе профессора Т. А. Ладыженской за 1980-2010-е гг. Особенно актуальна данная тема в 2023 г., который объявлен в России годом педагога и наставника. Т. А. Ладыженская как раз является таким наставником для учителей СССР и современной России. В статье впервые рассматриваются и перечисляются все публикации газет «Ленинец» и «Педагогический университет», в которых отражены педагогические идеи Таисы Алексеевны, а также исследуется популяризация научных знаний в вузовской прессе. Отмечается, что во многом благодаря неформальной, рекреативной, публицистической подаче материалов аудитория лучше воспринимает научную информацию. Внимание читателей привлекают и сами жанры (репортаж, интервью, очерк).

Ключевые слова: история МПГУ, вузовская пресса, журналистика, популяризация науки, научные школы, риторика и культура речи, Т. А. Ладыженская, Год педагога и наставника.

Для цитирования: Кодола Н. В. Популяризация научных знаний в вузовских СМИ на примере публикаций газет «Ленинец» и «Педагогический университет» // Наука и школа. 2023. № 5. С. 43-53. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2023-5-43-53.

© Кодола Н. В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

POPULARIZATION OF ACADEMIC KNOWLEDGE IN THE UNIVERSITY MEDIA USING THE EXAMPLE OF PUBLICATIONS OF THE NEWSPAPERS "LENINETS" AND "PEDAGOGICAL UNIVERSITY"

N. V. Kodola

Annotation. The article presents the results of the analysis of publications in the newspapers of Moscow Pedagogical State University dedicated to the academic school of Professor T. A. Ladyzhenskaya for the 1980-2010s. This topic is especially relevant in 2023, which is declared the year of the teacher and mentor in Russia. T. A. Ladyzhenskaya is just such a mentor for teachers of the USSR and modern Russia. The article for the first time examines and lists all publications of the newspapers "Leninets" and "Pedagogical University", which reflect the pedagogical ideas of Taisa Alekseevna Ladyzhenskaya, and also explores the popularization of academic knowledge in the university press. It is noted that largely due to the informal, recreational, journalistic presentation of materials, the audience perceives academic information better. The attention of readers is attracted by the genres themselves (reportage, interview, essay).

Keywords: history of MPSU, university press, journalism, popularization of science, academic schools, rhetoric and culture of speech, T. A. Ladyzhenskaya, year of teacher and mentor.

Cite as: Kodola N. V. Popularization of academic knowledge in the university media using the example of publications of the newspapers "Leninets" and "Pedagogical University". Nauka i shkola. 2023, No. 5, pp. 43-53. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-43-53.

Популяризация научных знаний в средствах массовой информации является важной миссией, особенно в современном мире, когда появляются публикации недостоверной информации. Новые медиа используют актуальные современные приемы привлечения внимания аудитории, а как же быть печатным СМИ? Журналистам для того, чтобы заинтересовать читателя, необходимо использовать упрощения при объяснении научных терминов, подходов и тому подобного, применять аналогию, а также эмоционально описывать предмет или явление, разъяснять практическую значимость исследования [1]. Отметим, что, освещая тему науки, СМИ занимаются просветительской деятельностью, которая направлена на повы-

шение культурного уровня аудитории. Однако результат просветительства будет виден только в том случае, если оно проявляется регулярно [2].

Если говорить о подаче информации научной или просветительской тематики, необходимо сказать и о рекреативной подаче информации. Безусловно, она важна, чтобы в легкой, иногда игровой форме читатель смог усвоить материал. Тем не менее некоторые издания подменяют такую подачу необоснованной сенсационностью и излишним упрощением текста [3]. При этом для научно-популярного текста характерны элементы беллетристики, публицистики [4]. Современная популяризация научных знаний подается чаще всего конвергентно, объединяя техно-

логии и функции журналистики, медиа-образования, эдьютейнмента [5].

Особенную роль играет популяризация научных знаний в вузовских СМИ. Исторически русские педагогические журналы являлись проводниками передовых идей в области образования, просвещения молодежи [6; 7]. Особенность педагогической журналистики заключается в том, что она осуществляет теоретическое осмысление проблем педагогики, наследия ее исследователей, поиск решения проблем образования, а также вовлекает в обсуждении актуальных проблем школы практикующих учителей [8].

Рассмотрим на примере газет Московского педагогического государственного университета (МПГУ), как в вузовской прессе были отражены идеи научной школы доктора педагогических наук, профессора Таисы Алексеевны Ладыженской. В 2023 г. исполнилось 36 лет первой в России кафедре риторики и культуры речи МПГУ, которую она основала. Научную школу «Риторика общения» Т. А. Ладыженская создала еще в 1988 г. при поддержке профессора МГПИ им. В. И. Ленина В. А. Лукова [9], но и для современной коммуникати-вистики она, несомненно, актуальна, так как фактически формирует нынешнюю культуру общения. Основными целями научной школы в том числе является: 1) обучение оптимальному, эффективному взаимодействию между людьми в самых разных сферах профессионального и повседневного общения; 2) формирование у обучаемых коммуникативных компетенций, имеющих матапредметную направленность. В связи с этим стоит отметить значимость данных исследований и для современной журналистики и медиаобразования. В курсе «Риторики общения» изучаются и жанры журналистики (новость, интервью, очерк, репортаж), которые помогают ученикам грамотно создавать устные и письменные тексты. Активно используются все

современные технологии при обучении риторике. Часть идей Т. А. Ладыженской еще не реализована, например, создание видеозадачника (сборника коммуникативных задач) и видеохрестоматии. Н. В. Ладыженская говорит о необходимости их воплощения, но уже в новой терминологии - мультимедиазадачника, мультимедиахрестоматии [10]. Своими идеями в интервью делилась сама Таи-са Алексеевна.

Следует отметить, что издания МГПИ им. В. И. Ленина - МПГУ начиная с 1920-х гг. регулярно публиковали материалы, популяризирующие научные знания, в том числе и информацию о передовых исследованиях своих преподавателей [11]. Заметим, что в издании публиковались материалы о научных школах различных факультетов и кафедр, мы же проанализируем, каким образом в газете «Ленинец» (название до 1991) и в газете «Педагогический университет» (современное название) в 1980-1990-е гг. и начале 2000-х гг. освещалась и популяризировалась новаторская деятельность Т. А. Ладыженской.

Впервые имя Таисы Алексеевны появляется на страницах газеты «Ленинец» МГПИ имени В. И. Ленина 6 января 1983 г. [12]. В заметке, автором которой является на тот момент аспирант кафедры методики преподавания русского языка Ольга Князева, рассказывается о проведении расширенного заседания кафедры, посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося советского методиста-филолога Георгия Петровича Фирсова. Автор упоминает о выступлении профессора Т. А. Ладыженской на данном мероприятии. С исторической точки зрения представляет интерес фотография, приложенная к заметке. Подпись под ней такова: «На снимке: с воспоминаниями о Г. П. Фирсове выступает зав. кафедрой методики преподавания русского языка МГПИ профессор Т. А. Ладыженская». Обратим внимание, что автор материала О. Ю. Князева

в мае 2023 г. стала главным редактором газеты «Педагогический университет».

27 октября 1983 г. [13] в газете публикуется расширенный репортаж из 204-й московской школы, где состоялась встреча коллектива редакции газеты «Ленинец» со студентами-практикантами V курса факультета русского языка и литературы. Он называется «Вот и стали мы на год взрослей...». Его автор - корреспондент газеты Раиса Генкина общается со студентами и их наставником Таисой Алексеевной Ладыженской. «Работа с детьми - это всегда творчество, поэтому она всегда несет радость. Так считает профессор Ладыженская. Таиса Алексеевна в прошлом школьный учитель, она автор самых популярных у студентов пособий по методике преподавания русского языка, энтузиаст школьного дела. Поэтому приход заведующей кафедрой никого не удивляет.

- Наука методика, - обратилась Таиса Алексеевна к будущим учителям, - поможет вам получать от своей работы радость. Без этого чувства человек не может жить и нормально трудиться. Современная методика впитала все лучшие традиции советской школы. Но вы будете работать с детьми нового поколения и будете, конечно, искать свое». Подача репортажа неформальная, автор стремится увлечь читателя при помощи ярких цитат педагога.

В 1984 г. 13 декабря в материале «Неудачников не будет» [14] сообщается о том, что в институте начала работу учебно-исследовательская лаборатория «Культура речи учителя». В этом в интервью Т. А. Ладыженская и сотрудник лаборатории Аркадий Александрович Князьков рассказывают о новом предмете для студентов - подготовке к общению. «Главный раздел предмета: "Культура педагогического общения". Он предусматривает разбор типовых ситуаций, воспитание культуры речевого поведения учителя, сюда входит и соблюдение терминологической точности

учителем, и выразительность речи», -говорит Т. Ладыженская. Именно в этом материале впервые подробно рассказывается о ее новом научном направлении исследований.

В следующей публикации не упоминается имя Таисы Алексеевны, но в нем отражены ее идеи. Преподаватель кафедры методики преподавания русского языка Зоя Ивановна Курцева 17 января 1985 г. публикует заметку «Стала классом аудитория» [15] под рубрикой «Внимание опыт». В ней речь идет о роли в профессиональной подготовке будущего учителя-словесника кабинета школьного типа, который был создан при кафедре методики преподавания русского языка. «В кабинете сосредоточены демонстрационные таблицы и карточки, репродукции, раздаточный изобразительный материал для уроков развития связной речи, диафильмы, диапозитивы, транспаранты для ко-доскопа, грамзаписи для 4-6 классов, магнитофонные записи. Имеются в нем словари, научно-техническая литература для учащихся». Не менее важной задачей кабинета автор называет приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности кафедры, чему служат материалы стендов «Экспериментальная программа "Речь"» и «Спецкурс "Живое слово"». «Приходите к нам в кабинет! Ждем вас», - завершает заметку Зоя Ивановна.

Публикация «Контрольная для преподавателя» [16] вышла в газете 20 февраля 1986 г. и привлекает внимание с первых строк: «Шум, разговоры, обмен впечатлениями прерывает звонок <...> Каждый получает по чистому листку. Контрольная работа?

- Да, - отвечает Таиса Алексеевна, -напишите на листочке свою фамилию, номер группы .

Ну совсем как в школе!

- Для меня это действительно была контрольная, - говорит заведующая кафедрой методики преподавания рус-

ского языка Таиса Алексеевна Ладыженская. <...>

Их всего девятнадцать, одинаковых листков из блокнота. Но ни один не повторяет другой по содержанию! Рукой Таисы Алексеевны подчеркнуты в них методические удачи. На полях многих стоят красные плюсы, восклицательные знаки, а то и восторженные похвалы учителя ученику: "Находка!", "Очень интересно!", "Хорошо придумано!"». Автор материала корреспондент газеты Раиса Генкина пишет, что попросила у Т. Ладыженской эти контрольные, чтобы проанализировать их для публикации, Таиса Алексеевна с неохотой с ними рассталась и сказала: «Не потеряйте, пожалуйста!». Учащиеся в контрольных делятся своим педагогическим опытом, Раиса Генкина анализирует эти работы, процитируем один фрагмент: «Алла Малярова и огорчена, и восхищена объяснением своего ученика Вадика Гаврилина:

- Козьба - это много коз, молодьба -это много молодых людей, ну а прозь-ба - это прозябнуть (!).

"Честное слово, - пишет А. Малярова, - я бы ни разу не додумалась. Оригинальное мышление!"

- Даже не верится, - обращаюсь я к Таисе Алексеевне. - Неужели все ваши ученики такие талантливые?

- Работают много. Честно.

Так же говорят о своем лекторе студенты. Работать честно. Наверное, это и значит работать творчески?» - заканчивает свой очерк автор. Благодаря интересу автора текста к личности педагога, ее научным идеям очерк и в настоящее время привлекает внимание и будет интересен аудитории. Потенциальными читателями данного материала могут быть как профессионалы (школьные учителя, преподаватели), так и студенты, которые применят педагогическую методику, рассказанную корреспондентом.

«Поддерживаем учителя-творца!» -так называется фоторепортаж, освеща-

ющий один день работы Всесоюзного съезда работников народного образования [17]. Здесь публикуется в том числе репортажная фотография ведущих профессоров Т. А. Ладыженской и Н. П. Ми-хальской. Подробного текста к фоторепортажу не прилагается, но сеть небольшая зарисовка, где печатаются вопросы «Как развиваться нашей школе, какой ей быть в ХХ1 веке?», которые стояли в центре дискуссий, развернувшихся на заседаниях съезда. Одна из секций по высшему педагогическому образованию работала в Ленинской аудитории МГПИ им. В. И. Ленина, именно там и подготовили материал фотокорреспонденты газеты «Ленинец» В. Бакала и М. Астахов.

Заметка «Семинар деканов» опубликована под рубрикой «фотоинформация» 7 декабря 1989 г. [18]. На фото корреспондента Бориса Двойникова изображена профессор Т. А. Ладыженская. Автор заметки Ольга Шушарина рассказывает о семинаре деканов факультетов повышения квалификации преподавателей педагогических институтов, который состоялся на базе МГПИ. Автор особо выделяет выступление Таисы Алексеевны, где она говорила о внедрении новых общих направлений в работе ФПК и подчеркнула необходимость введения хотя бы краткого курса «Культуры речи». О. Шушарина отмечает, что «яркое, эмоциональное выступление Таисы Алексеевны было встречено с пониманием», так как в план работы ФПК уже вводится этот курс. Заметим, что даже в небольшой заметке отображается характер профессора, ее подача информации и демонстрируется важность ее научных идей.

Интервью «Где учат искусству общения?» опубликовано тоже в декабре 1989 г. [19]. К нему прилагается репортажное фото В. Бакалы. Е. Линевич и Л. Игони-на в лиде используют нестандартный ход - приводят цитаты из «Толкового словаря русского языка» под редакцией

Д. Н. Ушакова, которые объясняют понятия «культура» и «речь». И переходят к главным вопросам по теме интервью с заведующей кафедрой культуры речи учителя Т. А. Ладыженской «Что значит "культура речи"? Для чего она нужна? Чему служит? Какое значение имеет в работе учителя?». На все эти вопросы отвечает интервью. Сам по себе курс «Культура речи» в педагогическом вузе был революционным, отвечающим запросам времени, поэтому и публикуется данный текст под рубрикой «Вуз на путях перестройки».

Интервью носит информативный характер, хотя присутствуют и проблемные вопросы: «Как вы устраняете противоречия между сравнительно небольшим количеством часов и обширной программой?», «Нынешние студенты-старшекурсники занимались по другой, более узкой программе всего 16 часов. В результате получили от этого предмета очень мало. Планирует ли кафедра какие-либо занятия для 4-5 курсов?». И на эти вопросы у собеседника есть конкретные ответы с примерами: «Да. Будут читаться спецкурсы и спецсеминары: "Речеведение в школе", "Речь учителя на уровне общения с искусством", "Телевидение, радио и проблемы культуры речи"».

В целом данное интервью полностью освещает научные идеи ученого. И главная мысль уже содержится в ответе на первый вопрос: «Какое значение в деятельности учителя имеет культура речи?». Таиса Алексеевна отвечает так: «Учитель не только прекрасно должен владеть языком, но и обладать педагогическим красноречием. <...> Но поскольку предмета типа речеведения, ре-чезнания нет в институте, знания речи расплываются и уходят. "Культура речи учителя" дает возможность закрыть эту брешь». Спикер отмечет, что о необходимости данного предмета говорили давно, предпринимались поиски в разных направлениях (психологии, лингви-

стике, театральной педагогике). В интервью говорится и об истории создания кафедры (ей оказывается всего полтора года, но преподаватели уже многое успели сделать), по словам Т. Ладыженской, в созданную программу обучения вошли достижения мировой науки и разработки педагогов института. Подчеркивается оригинальность методики. Вопросы интервьюеров отражают все важные аспекты работы новой кафедры: какие задачи стоят перед ней, какие у нее связи с другими институтами страны, есть ли контакт с зарубежными коллегами, как внедряется идеи предмета в опыт других вузов, проводятся ли конференции. Таиса Алексеевна делится необычной методикой работы со студентами. Ей была организована проблемная группа учащихся под названием «Мы пишем учебник», которая разрабатывала проект учебника для школьников, посвященный общению. Таким образом, очевидно, что в данном интервью максимально полно популяризируются научные идеи ученого, доходчиво передается авторская методика.

Следующий материал «Риторика в современном образовании» [20], посвященный международной научной конференции кафедры культуры речи учителя, вышел почти через десять лет в 1999 г. К материалу прилагается фоторепортаж корреспондента Александра Рузаева, на фото изображена Таиса Алексеевна и Наталья Вениаминовна Ладыженские. Исследуемая публикация подается в жанре интервью с несколькими собеседниками, что необычно для таких текстов. Обычно в газетах этого вуза печатались отчеты о конференциях. Причем авторами зачастую являлись их участники, так как корреспонденты не всегда могут грамотно и полностью отразить научные идеи из-за узкой специализации таких мероприятий. Здесь же председатель оргкомитета заведующая кафедрой культуры речи учителя Наталья Александровна Ипполитова от-

вечает на вопросы об организации конференции, какие страны представлены, какие были самые яркие доклады.

Кандидату педагогических наук Наталии Вениаминовне Ладыженской были заданы более конкретные вопросы о ее инновационных разработках методики преподавания риторики с помощью компьютерных технологий . Интервьюируемая предлагает обучать письменным жанрам при помощи средств новых технологий, в том числе использовать и жанры журналистики: «создается первичный текст на основе видеоматериала, а потом делается пересказ (интервью, репортаж, хроника)».

Участника конференции кандидата философских наук Ольгу Игоревну Марченко спрашивали о четкости речевого действия и звучания. Следовательно, все самые актуальные темы, которые обсуждались на мероприятии, были охвачены.

Завершает материал интервью с Т. А. Ладыженской, в котором она делится самым запоминающимся выступлением на конференции, а также говорит о важности взаимодействия преподавателей кафедры с представителями других направлений: «с психологами, с психолингвистами, с музыкантами, потому что нам нужно ставить голос, с художниками, так как наши учебники, в отличие от всех других, все в рисунках. А иначе риторику не объяснишь!».

В 2000 г. в газете «Педагогический университет» выходит не стандартный отчет о заседании ученого совета вуза, а дается неординарное выступление на нем декана филологического факультета В. А. Лукова, которое он назвал «Гимн богине Филологии» [21]. В рекреативной форме профессор изложил суть научной проблемы филологической подготовки в системе высшего педагогического образования. В лиде к данному материалу говорится о том, что Владимир Андреевич начал свое выступление с гимна филологов, который пели

студенты I курса филфака на университетском Дне знаний, положив на музыку определение из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова: «О, Филология, Ты - совокупность Наук, изучающих культуру народа, Выраженную в языке и литературном творчестве».

Завершается гимн словами: «О, Филология, ты - все!». В. А. Луков объясняет цитату из гимна так: «Устами студента глаголет истина, и сегодня нам предстоит рассмотреть вопросы филологической подготовки весьма серьезно». Несомненно, такое начало текста под рубрикой «На заседании ученого совета» вызывает интерес у читателя не только к самому материалу, но и к подаче научной темы. Этот пример приводится неслучайно, здесь также идет речь о научной школе Т. А. Ладыженской. В. А. Луков обращает внимание на то, что переходный период середины 1980-х гг. породил новую речевую ситуацию. Когда-то речь дикторов телевидения была эталонной, теперь же «нарушение норм речи стало нормой». Проявилось доминирование «словотворчества на основе английского языка» и другие проблемы. «А теперь вспомним традиционные ответы студентов на практических занятиях, зачетах и экзаменах. Где будущие ораторы?» - задается вопросом автор. И отвечает, что их почти нет во многом из-за изменившейся культурной среды, неблагоприятной для решения этой задачи. В связи с этим Владимир Андреевич считает, что тем значительнее представляется деятельность кафедры культуры речи учителя, первой в стране: «Десятилетие существования кафедры, основанной профессором Т. А. Ладыженской и возглавляемой ныне профессором Н. А. Ипполитовой, ознаменовалось разработкой целой дисциплины - школьной риторики, выпуском учебников и учебных пособий по риторике для школы, программ для вузов, подготовкой

докторских и кандидатских диссертаций и другой многообразной деятельностью. Кафедра уже работает на 13 факультетах университета, а остальным факультетам хочу сообщить, что это настоящий клад». В такой неформальной доступной форме отчет о десятилетней работе кафедры читается в газете легко, при этом дается концентрированная информация с элементами пиара.

В апреле 2000 г. в рубрике «Образование - ХХ1 век» публикуется «коллективное интервью» (термин Т. А. Ладыженской) под названием «Увлекательный предмет - риторика» [22]. Исследуемое интервью было проведено в рамках занятия Т. А. Ладыженской с первыми магистрантами кафедры риторики и культуры речи: Натальей Кодола, ответственным секретарем газеты «Педагогический университет», которая выступила ведущей, так как разрабатывала методику преподавания интервью; Натальей Ершовой, учителем риторики 1-5-го классов в Земской гимназии города Балашихи, которая занималась изучением темы «Вежливый отказ»; Екатериной Камы-шинцевой, учителем литературы, русского языка и риторики в 5-10-м классах в гимназии города Троицка, тема ее исследования - «Комплимент», в качестве спикера также участвовала и сама Т. А. Ладыженская. Следует отметить, что интервью проводилось изначально с целью видеосъемки, так как одной из идей Таисы Алексеевны было обучение учителей искусству общения на камеру. Видеосъемку проводил сотрудник кафедры, отвечающий за технические средства обучения. Интервью получилось информативным, поэтому его было решено отредактировать для печати. Вопросы, на которые отвечали участники беседы, касались основных научных проблем, разрабатываемых кафедрой. Почему риторика необходима в школе? Как риторика может помочь в жизни? Не пора ли сменить названия кафедры, которое уже не отражает суть пред-

мета? На вопрос «Займет ли риторика в XXI веке место ведущего предмета?» Т. Ладыженская ответила, что школа будущего просто не сможет существовать без этого предмета. Она отметила, что дальнейшее развитие риторики видит создании учебника по видеориторике и видеозадачнике. Еще, по ее словам, необходима «видеохрестоматия, которая должна появиться не в будущем, а сейчас, пока еще живы люди, которые имеют к риторике непосредственное отношение и способны говорить о ней». Для Таисы Алексеевны было важным, чтобы студенты учились не только у педагогов конкретного вуза, но и могли в записи познакомиться с лекциями А. А. Леонтьева, который «может рассказать о речевой деятельности популярно, более просто, чем написано в его книге "Основы психолингвистики". Или кто может рассказать проще о речевом этикете, чем его создатель Наталья Ивановна Формановская». По сути, профессор говорила о современных видеолекциях, вебинарах. Инновационные идеи ученого реализуют уже ее ученики.

Интервью «С любовью к родному слову» было опубликовано в газете «Педагогический университет» 23 апреля 2010 г. к юбилею Т. А. Ладыженской [23]. Здесь же напечатано и поздравление от кафедры [24]. Возвращаясь к интервью, отметим, что оно биографическое, по форме классическая беседа с юбиляром, здесь впервые публикуются сведения о детстве, юности, семье ученого, Таиса Алексеевна рассказывает, как она решила стать педагогом, почему учебник «Русский язык для 5-9 классов», где она является одним из авторов, выдержал 35 изданий и получил Государственную премию. Отвечает профессор и на вопрос: «Почему ваша научная школа носит название "Риторика общения"?». К интервью даются фотографии из личного архива педагога.

В данной статье был сделан краткий обзор всех публикаций в газетах

«Ленинец» и «Педагогический университет», отражающих научные идеи одного ученого с целью их популяризации. Каждая приведенная публикация отличается оригинальностью подачи материала, эксклюзивностью, креативностью, новизной информации. Авторы материалов создают запоминающиеся заголовки: «Неудачников не будет», «Контрольная для преподавателя», «Поддерживаем учителя-творца!», которые привлекают внимание, появляется желание узнать, о чем пойдет речь. Обращают внимание и лиды, фотоматериалы. Отметим и жанровое разнообразие публикаций, в газетах есть заметки, интервью, очерки, фоторепортажи. Следует подчеркнуть муль-тиформатный характер медиатекстов

данных изданий («коллективное интервью» магистрантов «Увлекательный предмет - риторика» было переведено из видеоформата в газетный текст). Особо заметим, что в исследуемых публикациях 30 и 20 лет назад уже применялись приемы медиаэдьютейнмен-та для популяризации научных знаний. На примере рецепции научной школы Т. А. Ладыженской вузовское СМИ осваивало востребованные и сегодня формы коммуникации и функции эдьютейн-мента, поскольку сам материал к этому подталкивал. В результате в изучаемых изданиях подаются в понятной, иногда в художественной форме методические и научные знания, создаются ориентиры для студентов - будущих учителей, которым можно подражать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирилин К. А., Скрипченко М. М. Формы и методы популяризации науки в российских СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 439-440.

2. Гордиенко Н. Н. Просветительская деятельность современных СМИ // Вестн. Костромского гос. ун-та. 2022. Т. 28, № 1. С. 123-128.

3. Ланько А. Г. Публикации на темы науки в массовых общероссийских еженедельниках: просвещение или развлечение? // Вестн. Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 6. С. 24-27.

4. Литке М. В. Темы науки и принципы научного познания в журнале «Вокруг света» // Вестн. Новосибирского гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 6. С. 106-113.

5. Солдаткина Я. В. Эдьютеймент в современных сетевых медиа: журналистские форматы и технологии // Наука и школа. 2020. № 1. С. 29-38. БО1: 10.31862/1819-463Х-2020-1-29-38.

6. Джанджугазова Е. А. Роль популяризация науки в развитии российского образования (в контексте анализа российских научно-популярных изданий) // Российские регионы: взгляд в будущее. 2014. № 1. С. 53-70.

7. Парафонова В. А. Становление научно-популярных журналов в России // Вестн. Московского ун-та. 2011. № 6. С. 61-72.

8. Пузырёва Л. В. О феномене русской педагогической журналистики (вторая половина XIX- начало XX вв.) // Проблемы современного образования 2012. № 1. С. 49-59.

9. Научная школа профессора Таисы Алексеевны Ладыженской: Риторика общения // МПГУ, официальный сайт. БЯЬ: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-filologii-i-inostran-nyih-yazyikov/nauka/nauchnyie-shkolyi/professora-alekseevnyi-ladyizhenskoy (дата обращения: 15.08.2023).

10. Ладыженская Н. В. Из прошлого в будущее (нереализованные идеи Т. А. Ладыженской) // Коммуникативные процессы в современном образовании: прошлое, настоящее и будущее риторики и речеведения: материалы науч.-практ. конф. «Ладыженские чтения» (24-25 ноября 2022) / отв. ред. Е. Л. Ерохина, З. И. Курцева, Ю. В. Щербинина. М.: Языки народов мира, 2022. С. 37-41.

11. Кодола Н. В. Наука в вузовских СМИ // Наука и школа. 2022. № 5. С. 11-19. БО1: 10.31862/1819-463X^022-5-11-19.

12. Князева О. Юбилею ученого посвящается // Газета «Ленинец». 1983. № 30 от 6 января.

13. Генкина Р. Вот и стали мы на год взрослей... // Газета «Ленинец». 1983. № 31 от 27 октября.

14. Генкина Р. Неудачников не будет // Газета «Ленинец». 1984. № 31 от 13 декабря.

15. Курцева З. Стала классом аудитория // Газета «Ленинец». 1985. № 2 от 17 января.

16. Генкина Р. Контрольная для преподавателя // Газета «Ленинец». 1986. № 6 от 20 февраля.

17. Астахов М., Бакала В. Поддерживаем учителя-творца! // Газета «Ленинец». 1989. № 1 от 5 января.

18. Шушарина О. Семинар деканов // Газета «Ленинец». 1989. № 37 от 7 декабря.

19. Линевич Е., Игонина Л. Где учат искусству общения? // Газета «Ленинец». 1989. № 39 от 21 декабря.

20. Кодола Н. Риторика в современном образовании // Газета «Педагогический университет».

1999. № 2 от 11 февраля.

21. Луков В. А. Гимн богине Филологии // Газета «Педагогический университет». 2000. № 4 от 7 марта.

22. Кодола Н. В. Увлекательный предмет - риторика // Газета «Педагогический университет».

2000. № 6 от 11 апреля.

23. Кодола Н. В. С любовью к родному слову // Газета «Педагогический университет». 2010. № 7-8 от 23 апреля.

24. Спасибо Вам! // Газета «Педагогический университет». 2010. № 7-8 от 23 апреля.

REFERENCES

1. Kirilin K. A., Skripchenko M. M. Formy i metody populyarizatsii nauki v rossiyskikh SMI. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018, No. 4 (71), pp. 439-440.

2. Gordienko N. N. Prosvetitelskaya deyatelnost sovremennykh SMI. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta. 2022, Vol. 28, No. 1, pp. 123-128.

3. Lanko A. G. Publikatsii na temy nauki v massovykh obshcherossiyskikh ezhenedelnikakh: prosveshchenie ili razvlechenie? Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika. 2009, No. 6, pp. 24-27.

4. Litke M. V. Temy nauki i printsipy nauchnogo poznaniya v zhurnale "Vokrug sveta". Vestn. Novosibirskogo gos. un-ta. Ser.: Istoriya, filologiya. 2015, Vol. 14, Iss. 6, pp. 106-113.

5. Soldatkina Ya. V. Edyuteyment v sovremennykh setevykh media: zhurnalistskie formaty i tekhnologii. Nauka i shkola. 2020, No. 1, pp. 29-38. DOI: 10.31862/1819-463X-2020-1-29-38.

6. Dzhandzhugazova E. A. Rol populyarizatsiya nauki v razvitii rossiyskogo obrazovaniya (v kontekste analiza rossiyskikh nauchno-populyarnykh izdaniy). Rossiyskie regiony: vzglyad v budushchee. 2014, No. 1, pp. 53-70.

7. Parafonova V. A. Stanovlenie nauchno-populyarnykh zhurnalov v Rossii. Vestn. Moskovskogo un-ta. 2011, No. 6, pp. 61-72.

8. Puzyreva L. V. O fenomene russkoy pedagogicheskoy zhurnalistiki (vtoraya polovina XIX- nachalo XX vv.). Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012, No. 1, pp. 49-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Nauchnaya shkola professora Taisy Alekseevny Ladyzhenskoy: Ritorika obshcheniya. In: MPGU, ofitsialnyy sayt. Available at: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-filologii-i-inostrannyih-yazyikov/nauka/nauchnyie-shkolyi/professora-alekseevnyi-ladyizhenskoy (accessed: 15.08.2023).

10. Ladyzhenskaya N. V. Iz proshlogo v budushchee (nerealizovannye idei T. A. Ladyzhenskoy). In: Kommunikativnye protsessy v sovremennom obrazovanii: proshloe, nastoyashchee i budushchee ritoriki i rechevedeniya. Proceedings of scientific-practical conference «Ladyzhenskie chteniya» (24-25 Nov. 2022). Ed. by E. L. Erokhin, Z. I. Kurtsev, Yu. V. Shcherbinin. Moscow: Yazyki narodov mira, 2022. Pp. 37-41.

11. Kodola N. V. Nauka v vuzovskikh SMI. Nauka i shkola. 2022, No. 5, pp. 11-19. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-11-19.

12. Knyazeva O. Yubileyu uchenogo posvyashchaetsya. Gazeta "Leninets". 1983. No. 30 ot 6 yanvarya.

13. Genkina R. Vot i stali my na god vzrosley... Gazeta "Leninets". 1983. No. 31 ot 27 oktyabrya.

14. Genkina R. Neudachnikov ne budet. Gazeta "Leninets". 1984. No. 31 ot 13 dekabrya.

15. Kurtseva Z. Stala klassom auditoriya. Gazeta "Leninets". 1985. No. 2 ot 17 yanvarya.

16. Genkina R. Kontrolnaya dlya prepodavatelya. Gazeta "Leninets". 1986. No. 6 ot 20 fevralya.

17. Astakhov M., Bakala V. Podderzhivaem uchitelya-tvortsa! Gazeta "Leninets". 1989. No. 1 ot 5 yanvarya.

18. Shusharina O. Seminar dekanov. Gazeta "Leninets". 1989. No. 37 ot 7 dekabrya.

19. Linevich E., Igonina L. Gde uchat iskusstvu obshcheniya? Gazeta "Leninets". 1989. No. 39 ot 21 dekabrya.

20. Kodola N. Ritorika v sovremennom obrazovanii. Gazeta "Leninets". 1999. No. 2 ot 11 fevralya.

21. Lukov V. A. Gimn bogine Filologii. Gazeta "Pedagogicheskiy universitet". 2000. No. 4 ot 7 marta.

22. Kodola N. V. Uvlekatelnyy predmet - ritorika. Gazeta "Pedagogicheskiy universitet". 2000. No. 6 ot 11 aprelya.

23. Kodola N. V. S lyubovyu k rodnomu slovu. Gazeta "Pedagogicheskiy universitet". 2010. No. 7-8 ot 23 aprelya.

24. Spasibo Vam! Gazeta "Pedagogicheskiy universitet". 2010. No. 7-8 ot 23 aprelya.

Кодола Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Московский педагогический государственный университет

e-mail: nv.kodola@mpgu.su

Kodola Natalia V., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: nv.kodola@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 12.08.2023 The article was received on 12.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.