УДК 37.014.64-051
САФИНА Елена Александровна, специалист по учебно-методической работе кафедры истории, психологии и педагогики, Уфа, Россия
elena_safi [email protected],
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНЫ ПРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЯХ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (1865-1917 гг.)
В научной статье рассматривается исторический опыт организации и функционирования попечительских советов как общественных управляющих органов при образовательных учреждениях Уфимской губернии (1865-1917).В статье на основе традиционных исторических методов и с применением методов междисциплинарной интеграции впервые осуществлено исследование организации и функционирования попечительских советов в образовательных учреждениях Уфимской губернии, на которую распространялась общероссийская образовательная политика, однако имелись свои региональные особенности. Это стало решающим этапом в подъеме образовательной системы России на уровень мировых держав. Исторический опыт показывает, что этому способствовало государственно-общественное партнерство.
Ключевые слова: попечительские советы, народное образование, Уфимская губерния, государственно-общественное партнерство.
SAFINA Elena Alexandrovna, Expert in didactics and teaching techniques at the Chair of History, Psychology and Pedagogy,
Ufa, Russia, elena_safi [email protected],
TUTOR SCHOOL BOARD BEINGTHE PUBLIC SUPERVISION BODY WITH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OFTHE UFA PROVINCE (years 1865 to 1917)
The paper considered practices back in time of tutor school boards established with educational institutions in the Ufa Province, those having functioned as the public supervision authority (years 1865 to1917). The paper presented, on the basis of conventional historic approaches and applying the combined research techniques, the study that for the first time explored the establishing and functioning of tutor school boards in educational institutions of the Ufa Province, within the scope of the all-Russia education policy, however with some regional peculiarities of implementing it. This policy turned to be the turning point in upgrading the educational set-up in Russia to the level of the world powers. The historic experience has shown that the State-to-public partnership has contributed much to success.
Keywords: school board of tutors, public education, Ufa Province, State to public partnership.
Сегодня в России в условиях экономического и трансформационных кризисов, также реформ во всех сферах деятельности государства, в том числе образовательной, требуется выработка новых технологий государственно-общественного управления образованием, одной из которых может стать создание попечительских советов как общественных управляющих органов при образовательных учреждениях.
В Российской империи был накоплен богатый и обширный опыт, который необходимо изучать и адаптировать к современным условиям. Актуальность поставленной проблемы не имеет сомнений. Начавшийся в России в начале XIX в. промышленный переворот поставил вопрос о необходимости профессиональной подготовки подрастающего поколения. Буржуазные реформы 60-х гг. XIX в. вызвали усиленный рост числа профессиональных учебных заведений, особенно низших и средних. Во второй половине XIX в. был сделан шаг вперед в развитии попечительских советов, наделенных управляющей функцией, также взаимодействия государства с участием в ней представителей общественности и бизнеса.
Большой научно-практический интерес изучаемой проблемы состоит в том, что впервые осуществлено системное исследование организации и функционирования попечительских советов в образовательных учреждениях Уфимской губернии, на которую распространялась общероссийская образовательная политика, однако имелись свои региональные особенности.
Уфимская губерния с площадью в 122 005 кв. км, с населением в 2 567 000 человек, состоявшим из более 40 национальностей, отличалась этим от всех других губерний Российской империи. С 1781 г. она являлась Уфимским наместничеством из двух областей: Уфимской и Оренбургской. Позднее, в 1796 г., Уфимское наместничество было переименовано в Оренбургскую губернию, из которой в 1865 г. была выделена Уфимская губерния, включающая в себя Уфимский, Белебеевский, Бирский, Златоустовский, Мензелинский и Стерлитамакский уезды.
Наиболее показательной была деятельность попечительского совета Уфимской Мари-инской гимназии в г. Уфе. Попечительский совет ежемесячно рассматривал все вопросы, касавшиеся его деятельности. К примеру, на заседании 25 августа 1897 г. обсуждалось состояние контингента, который увеличивался с каждым годом. В этой связи возникал вопрос о предельном числе обучающихся. Тогда попечительский совет постановил ходатайствовать перед попечителем Оренбургского учебного округа и Городской думой об открытии в г. Уфе прогимназии на средства города.
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Тзм 6 №6, Часть 1, 2014 Historical and social educational idea's Tom 6 #6, Part 1, 2014_
Уфимская городская управа, соглашаясь с мнением попечительского совета Уфимской Мариинской гимназии, со своей стороны внесла в Городскую думу проект устройства женской четырехклассной прогимназии, подтверждая ее необходимость для города тем, что она могла «отвлечь значительную часть учащихся от гимназии; дать девицам, оканчивающим в ней курс, возможность пользоваться правами учительниц народных школ; дать образование совершенно достаточное для среднего класса населения» [1, с. 48].
По мнению городской управы были определены средства на содержание и обучение гимназисток в сумме 3496 руб. Обучение предполагалось быть платным, по 30 руб. в год с каждой ученицы.
Поместить прогимназию городская управа предложила в старом здании женской гимназии, тогда занятом Мариинским женским училищем. Соглашаясь с докладом управы, Уфимская городская дума поручила возбудить перед Попечителем Оренбургского учебного округа вопрос об открытии в Уфе четырехклассной женской прогимназии, что и было сделано управой (3 марта 1899 г.).
Но учебно-окружное начальство совместно с попечительским советом Мариинской гимназии выявило в проекте городской управы немало недостатков, главнейшими из которых были ничем не мотивированное назначение учительницам истории и географии меньшей поурочной платы сравнительно с преподавательницами других предметов, а также слишком незначительное (100 руб.) ежегодное ассигнование на учебные пособия и канцелярские расходы, невозможность создания фундаментальной и ученической библиотек.
Попечителем Оренбургского учебного округа И.Я. Ростовцевым [2, с. 59] были внесены замечания в Уфимскую городскую управу (13 марта 1899 г.), отмечена также недостаточность ассигнований на разные потребности будущей прогимназии с указанием на то, что город не принимал на себя никаких обязательств по содержанию прогимназии в случае недостаточной суммы от сбора за обучение, что противоречило Высочайшему утвержденному 24 мая 1870 г. Положению о женских гимназиях и прогимназиях [3, с. 701].
Со своей стороны, Уфимская городская дума в заседании 19 марта 1899 г., давая обязательство ежегодно отпускать из своих средств на содержание прогимназии всю ту сумму, которой будет недостаточно на этот предмет от получаемой платы за учение, в результате нескольких заседаний и консультаций с попечителем Оренбургского учебного округа и попечительским советом Уфимской Мариинской гимназии признала возможным согласиться почти по всем остальным вопросам с мнением учебно-окружного начальства.
Результатом стало решение временно управляющего Оренбургским учебным округом П.А. Адриановым от 25 июня 1899 г. на открытие прогимназии с 1 июня того же года. Торжественное открытие Уфимской прогимназии в составе всех четырех классов состоялось 5 сентября 1897 г.
Для дополнительного привлечения финансовых средств к образовательному заведению попечительский совет создал Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Уфимской Мариинской женской гимназии (Общество), которое оказывало помощь и прогимназии.
У общества имелся свой устав, утвержденный заместителем министра внутренних дел, товарищем министра Д. Сипягиным от 13 марта 1893 г. [4, с. 1, 2]. Целью общества являлось «попечение о нуждающихся ученицах», которое состояло во «взносе за нуждающихся учениц платы за право учения... в выдаче им учебных пособий... в доставлении им одежды» [4, с. 2].
Состав общества состоял из действительных, почетных и постоянных членов. Действительные члены ежегодно вносили в кассу не менее 3 руб. Почетными членами считались лица, которые оказывали «особенные услуги». Постоянными членами являлись те, кто вносил капитал билетами или деньгами, приносящие ежегодные проценты не менее 3 руб.
Помимо членских взносов, средства общества составляли также добровольные пожертвования как его членов, так и привлеченные посторонними лицами, сбор от лекций, спектаклей, концертов, музыкальных и литературных вечеров.
Из единовременных взносов постоянных членов и 10%, отчисляемых со всех прочих денежных взносов и пожертвований, составлялся основной капитал общества. По мере накопления он обращался в государственные или гарантированные правительством процентные бумаги и оставался неприкосновенным (ныне - эндаумент-фонд). Расходоваться могли только проценты с основного капитала. Так, на 1 января 1916 г. неприкосновенный капитал при обществе составляла сумма 720 руб., расходный капитал - 1 115 руб. 93 коп., в целом - 1 835 руб. 93 коп. Из них на платное обучение в гимназии было израсходовано 1 215 руб., на одежду для ученицы Черепениной - 15 руб., на канцелярские и почтовые расходы - 60 коп. Из них неприкосновенный капитал составлял 790 руб., а расходный - 900 руб. 64 коп. [5, с. 8, 9].
Таким образом, воспитанницы Уфимской Мариинской женской гимназии получали образование благодаря Уфимской городской думе, выдающей ассигнования на содержание образовательного учреждения, и Обществу вспомоществования нуждающимся ученицам. Кроме того, социально-незащищенные воспитанницы обеспечивались одеждой и учебниками за счет общества. Такое взаимодействие государства с общественными организациями посредством управляющей функции попечительского совета Уфимской Мариинской женской гимназии позволило на протяжении 17 лет обучать школьниц на высоком качественном уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899 гг.). Выпуск II.- Оренбург: Типография Ив.Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1901.
2. Галиуллина С.Д. Персональный состав попечителей Оренбургского учебного округа // Вестник Тамбовского государственного университета, 2012. №356.
3. Полный свод законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собрание второе 1825-1881. Т. XLV (1870). Ч.1. Закон 48406.
4. Устав Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Уфимской Мариинской женской гимназии.-Уфа: Паровая типолитография А.П.Зайкова, 1899.
5. Отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Уфимской Женской гимназии за 1915 год.-Уфа:Типо-литография Торгового Дома Н.К.Шаровкин и К., 1916.
REFERENCES
1. Historical sketch of education in the Orenburg school district for the first 25 years of its existence (1875-1899) [Is-toricheskiu ocherk narodnogo obrazovaniya v Orenburgskom uchebnom okruge za pervoe 25-letie ego suschestvo-vania (1875-1899)]. Issue II. Orenburg: Printing Yves.Yves. Efimovskaja-Mirovitch, 1901. (in Russ.).
2. Galiullina S.D. The composition of the Trustees of the school district Orenburg [Personalniy sostav popechiteley Orenburgskogo uchebnogo okruga]. VestnikTomskogo gosudarstvennogo universiteta =Vestnik of Tomsk state University, 2012, no. 356, pp. 58-61. (in Russ.).
3. Full collection of laws of the Russian empire (FCL RE). Collection 1825-1881. [Polniy svod zakonov Rossiuskoy imperii (PSZ RI). Sobranie 1825-1881]. V. XLV (1870). P. 1. Act 48406. (in Russ.).
4. Charter assistance to needy students Ufa Mary girls ' high school [Ustav Obschestva vspomoschestvovaniya nug-dauschimsya uchenicam Ufimskoy Mariinskoy genskoy gimnazii]. Ufa: steam tipolitografia A. P. Zaikova, 1899.(in Russ.).
5. Report on the activities of the Society for aid to needy students Ufa girls ' school for 1915 [Otchet o deyatel'nosti Obschestva vspomoschestvovaniya nugdauschimsya uchenicam Ufimskoy Mariinskoy genskoy gimnaziiza 1915 god]. Ufa: Tipo-lithography Trading House of N.K. Sharovkin and K., 1916.(in Russ.).
Информация об авторе
Сафина Елена Александровна, специалист по учебно-методической работе кафедры истории, психологии и педагогики Уфимского государственного университета экономики и сервиса.
450000 Республика Башкортостан г. Уфа, ул. Чернышевского д. 145, Уфа, Россия
[email protected], Получена: 11.11.2014
Information about the author
Safina Elena Alexandrovna, Expert in didactics
and teaching techniques at the Chair of History,
Psychology and Pedagogy, Ufa State University
of Economics and Public Servicing,
450000 Republic of Bashkortostan,
Ufa city,str.Chernyshevsky145,
Ufa city, Russia,
elena [email protected],
Received: 11.11.2014