Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАКТИКИ ОТКРОВЕНИЯ ПОМЫСЛОВ В ТРАДИЦИИ ЕГИПЕТСКОГО И ПАЛЕСТИНСКОГО МОНАШЕСТВА IV–VII ВВ.'

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАКТИКИ ОТКРОВЕНИЯ ПОМЫСЛОВ В ТРАДИЦИИ ЕГИПЕТСКОГО И ПАЛЕСТИНСКОГО МОНАШЕСТВА IV–VII ВВ. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
египетское монашество / палестинское монашество / откровение помыслов / исповедь / старчество / духовное руководство / Egyptian monasticism / Palestinian monasticism / revelation of thoughts / confession / repentance / eldership / spiritual guidance

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фадеев Александр Владимирович

В статье анализируется оригинальная терминология святоотеческой письменности египетского и палестинского монашества IV–VII вв., встречающаяся при упоминании о практике откровения помыслов как важного пастырско-аскетического делания и формы духовного руководства в монашеской традиции указанного периода. Автор выявляет основные термины, относящиеся к данной области, анализирует контекст их употребления и различные смысловые оттенки, отражающие соответствующие формы, условия и характеристики этого делания. Современные патрологи строго различают практику откровения помыслов от исповеди, которые в древности осуществлялись во всех формах монашеской жизни — отшельничестве, полуотшельничестве, киновии и лавре. В то же время древнейшие источники не всегда отражают это различие, их внешние формы и идейное содержание. Не вполне ясными остаются и другие не менее важные вопросы: как понимали это спасительное средство великие отцы древнего восточного монашества, имело ли для них место разделение между исповедью и откровением помыслов как между двумя различными действиями покаяния, и если да, то что явилось для них четкими критериями такого разделения? Источниками для исследования были выбраны наиболее известные и значимые произведения монашеской письменности в традиции Египта и Палестины IV–VII вв. как периода формирования, развития и наибольшего расцвета как самого института монашества, так и его осмысления в аскетическом и пастырском богословии. Предметом изучения являются термины, обозначающие откровение (сокрытых помыслов, в тайне совершенных греховных падений), раскрытие (себя, своих душевных переживаний, бесовских искушений и т. п.), исповедь (грехов, страстного расположения души и его губительных последствий) и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL ASPECT OF THE PRACTICE OF REVELATION OF THOUGHTS IN THE TRADITION OF EGYPTIAN AND PALESTINIAN MONASTICISM OF THE 4TH — 7TH CENTURIES

The article analyses the original terminology of the patristic texts of Egyptian and Palestinian monasticism of the 4th — 7th centuries, which is found when mentioning the practice of revelation of thoughts as an important pastoral-ascetic activity and a form of spiritual guidance in the monastic tradition of this period. The article identifies the main terms related to this area, describes the context of their use and various semantic shades that reflect the corresponding forms, conditions and characteristics of this activity. Modern patrologists strictly distinguish the practice of revealing thoughts from confession, which in ancient times was carried out in all forms of monastic life, i.e. in hermitage, semi-hermitage, community, and laura. At the same time, the most ancient sources do not always reflect this difference, their external forms and ideological content. Another equally important question is not entirely clear either: how the great fathers of ancient Eastern monasticism understood this saving remedy, whether for them there was a division between confession and revelation of thoughts as between two different actions of repentance, and if so, what appeared for them to be clear criteria in such division. The sources for the study were the most prominent and significant monastic works in the tradition of Egypt and Palestine in the 4th — 7th centuries, which was the period of formation, development and greatest flourishing of monasticism, and at the same time of its ascetic and pastoral theology. Some manuscripts of individual sources were also used, including the most ancient ones, reflecting the understanding of the practice being studied in the minds of scribes belonging to various manuscript traditions, i.e. Greek, Latin, and Coptic. The topic of the study are terms denoting revelation (of hidden thoughts, sinful falls committed in secret), revelation (of oneself, one’s emotional experiences, demonic temptations, etc.), confession (of sins, a passionate disposition of the soul and its destructive consequences).

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАКТИКИ ОТКРОВЕНИЯ ПОМЫСЛОВ В ТРАДИЦИИ ЕГИПЕТСКОГО И ПАЛЕСТИНСКОГО МОНАШЕСТВА IV–VII ВВ.»

Вестник ПСТГУ

Фадеев Александр Владимирович, свящ., аспирант Сретенской духовной академии Россия, г. Москва PriestAleksandrFadeev@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-1641-768X

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2024. Вып. 112. С. 9-29

Б01: 10.15382MurI2024112.9-29

Понятийно-терминологический аспект

ПРАКТИКИ ОТКРОВЕНИЯ ПОМЫСЛОВ В ТРАДИЦИИ ЕГИПЕТСКОГО И ПАЛЕСТИНСКОГО МОНАШЕСТВА

Аннотация: В статье анализируется оригинальная терминология святоотеческой письменности египетского и палестинского монашества IV—VII вв., встречающаяся при упоминании о практике откровения помыслов как важного пастырско-аскетического делания и формы духовного руководства в монашеской традиции указанного периода. Автор выявляет основные термины, относящиеся к данной области, анализирует контекст их употребления и различные смысловые оттенки, отражающие соответствующие формы, условия и характеристики этого делания. Современные патрологи строго различают практику откровения помыслов от исповеди, которые в древности осуществлялись во всех формах монашеской жизни — отшельничестве, полуотшельничестве, киновии и лавре. В то же время древнейшие источники не всегда отражают это различие, их внешние формы и идейное содержание. Не вполне ясными остаются и другие не менее важные вопросы: как понимали это спасительное средство великие отцы древнего восточного монашества, имело ли для них место разделение между исповедью и откровением помыслов как между двумя различными действиями покаяния, и если да, то что явилось для них четкими критериями такого разделения? Источниками для исследования были выбраны наиболее известные и значимые произведения монашеской письменности в традиции Египта и Палестины ГУ—УГГ вв. как периода формирования, развития и наибольшего расцвета как самого института монашества, так и его осмысления в аскетическом и пастырском богословии. Предметом изучения являются термины, обозначающие откровение (сокрытых помыслов, в тайне совершенных греховных падений), раскрытие (себя, своих душевных переживаний, бесовских искушений и т. п.), исповедь (грехов, страстного расположения души и его губительных последствий) и т. д.

Ключевые слова: египетское монашество, палестинское монашество, откровение помыслов, исповедь, старчество, духовное руководство.

ГУ-УГГ ВВ.

А. В. Фадеев

© Фадеев А. В., 2024.

Введение

Практику откровения помыслов, которая укоренена еще в древней монашеской традиции, принято отличать от исповеди в грехах как церковного таинства. Главное различие заключается в предмете откровения: в первом случае сфера значительно шире — помыслы, которые не всегда имеют греховный характер, в то время как во втором случае сфера значительно уже — грехи. Вторым различием является свойство сакраментальности, которым обладает исповедь как элемент таинства Покаяния, а также его необходимый совершитель — носитель апостольской власти «вязать и решить грехи», иерей или епископ. Такое понимание мы видим в отечественных и зарубежных богословских трудах ХХ—ХХ1 вв., посвященных этой практике1.

Однако остаются вопросы: как понимали это спасительное средство великие отцы древнего восточного монашества, имело ли место это разделение между исповедью и откровением помыслов как между двумя различными действиями покаяния? Известный исследователь восточно-христианской духовности кардинал Т. Шпидлик дает положительный ответ, сообщая следующее: «В первую очередь следует ясно различать два типа исповеди, а именно отпущение грехов с целью получения их отпущения и "проявление мыслей" с целью получения руководства, что документы не всегда достаточно ясно различали»2. Чтобы приблизиться к прояснению данного вопроса, необходимо выяснить, какими терминами пользовались святые отцы и авторы аскетической литературы для обозначения практики «откровения помыслов», для чего мы рассмотрим упоминания этой практики на примере основных произведений монашеской письменности в традиции Египта и Палестины ГУ—УГГ вв. как периода наибольшего расцвета монашества, а вместе с тем его аскетического и пастырского богословия. В поле нашего внимания попадут такие термины, как «откровение» (помыслов), «раскрытие» (себя, своей души и т. п.), «исповедь» и т. д.

'Е^ауорЕиаьд — откровение помыслов и грехов

Практика открытия помыслов духовнику в древнем восточном монашестве в контексте духовного наставничества или исповедального объявления грехов в патрологических исследованиях обычно обозначается термином ¿^аубргиаи;3.

1 См.: Различение между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником // Троицкий цветок. № 69. Сергиев Посад, 1910; Соловьев А., прот. Старчество по учению святых отцев и аскетов. Сергиев Посад, 2009; Ларше Ж.-Кл. Духовное бессознательное. М., 2021. См. также: Kanaeva E. Shepherd, Physician and Intercessor: The Specialization of Different Types of Authority in the Church in the Context of Practices of Confession in Byzantium (III—X centuries) // Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. 2022. Vol. 6. № 4. P. 36—60; Ячменик В. А. Статья С. И. Смирнова «Старчество и духовничество» в контексте его спора с П. В. Гиду-ляновым об источнике «власти ключей» // Русское богословие: исследования и материалы. М., 2023. Вып. 6. С. 112-130.

2 Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства: Систематическое изложение. М., 2000. С. 229.

3 Само слово происходит от глагола Ё^ачореим (объявлять, сообщать, выдавать, открывать) ^м.: Древнегреческо-русский словарь / шст. И. Х. Дворецкий. М., 1958. С. 555).

Так, И. Осерр определяет его как способ посредством речи объявлять, раскрывать, исповедовать помыслы старцу, что, по его словам, позже приобрело значение сакраментальной исповеди (грехов)4.

Обозначение этим термином практики откровения помыслов как богословского понятия окончательно было закреплено, по-видимому, прп. Фео-дором Студитом, который в своем «Малом оглашении» (нач. IX в.) определяет ¿^аубргиоц; как «великое и спасительное занятие»5. Падение нравов монашеской общины, к которой обращается прп. Феодор, он связывает с пренебрежением к откровению (¿^ауор£"й£1У) и сокрытием пагубных помыслов. Действие «откровения» направлено на развивающийся в сокрытии от взора духовника греховный или неуместный помысел (ёхтояо; Хоуюцб;), которое приобретает целительную и благодатную силу посредством самого факта открытия перед духовником6.

Т. Шпидлик уточняет, что ¿^ау6р£ио1; есть доверительная беседа со старцем, преимущественно о помыслах, которыми озабочен монах, с целью «разобраться, добрые они или злые». При этом исповеданию греха, но не помыслу, придается второстепенное значение. В качестве примера он приводит 38-е изречение прп. Антония Великого и полагает, что многие «апофтегмы» представляют собой подобные рассказы о некоем вопросе и ответе на него (а не исповеди грехов)7.

Если мы обратимся к греческому тексту данного изречения, то обнаружим, что в нем не содержится какого-либо термина, обозначающего «откровение», но вместо него стоит выражение 6ф£^£1 9а^£!У то!; 'уёроиогу, что дословно можно перевести как «должен вверять (или поверять) их (каждый свой шаг) старцам», не скрывая ни одного движения от пастырского взора8.

В систематическом сборнике "АрорИШе£ша1а" термин ¿^ау6р£ио1; встречается в нужном нам смысле лишь один раз, обозначая покаянное раскрытие помыслов, которое вместе с праведными плодами покаяния очищают душу (той; Хоуюцож; 61' ¿^ауор£^о£ю; ха1 тюу харяюу тл; ц£тауо£ас; хабйрюоу)9.

4 См.: Hausherr I. Direction spirituelle en Orient autrefois. R., 1955. P. 319.

5 См.: Théodore Stoudite. Petites catéchèses / E. Auvray, éd. P., 1891. P. 464 (рус. пер.: Феодор Студит, прп. Малое оглашение. 133 // Творения: в 3 т. Т. 2: Нравственно-аскетические творения. М., 2011. С. 239).

6 Помысел, «будучи выведен наружу, милостию Божией прогоняется; если же его скрывают, то он мало-помалу переходит в дела тьмы. Отсюда — душевная смерть, отсюда — разделения друг от друга, отсюда самооправдательные слова неведения и заблуждения» (см. рус. пер.: Там же. С. 240).

7 См.: Spidlik T. La spiritualité de l'Orient chrétien. Manuel systématique. R., 1978. P. 243.

8 Apophthegmata Patrum. De abbate Antonio. 38 // PG T. 65. Col. 88B. В современном русском переводе, опиравшемся здесь не на греческий, а на латинский перевод, также делается акцент на действии словесного исповедания перед старцем, что соответствует практике откровения помыслов более позднего времени: «Монах, если можно, должен откровенно рассказывать старцам (debet confidenter senibus declarare), сколько пьет капель в своей келье...» (см.: Алфавитный патерик. Об авве Антонии. 38 // Достопамятные сказания. М., 2021. С. 43).

9 «Очищай свои помыслы исповедью и праведными плодами покаяния» (Les Apoptósgmes des Pères. Collection systématique. XI, 50, 17 // SC 474).

Попытаемся рассмотреть на примере других источников египетского и палестинского монашества примеры употребления данного термина и выяснить, какое значение присваивали ему выдающиеся подвижники, авторы и переписчики святоотеческих творений IV—VII вв.

В житиях прп. Пахомия Великого термин è^ayôp£uaiç встречается дважды. Первый раз — в наиболее поздней греческой версии (G4, XI—XVI вв.), составленной на основе древнейшей (G1) и «Лавсаика» автором, не принадлежавшим коптскому монашеству и незнакомым с его реалиями10: «Прибежал [он] к Пала-мону... со слезами исповедуя (è^ayop£Ùwv) свое падение»11. Второй раз термин вновь обретается в версии G4, где он находится в качестве позднейшей вставки по отношению к G2: «Что должно было покаянием (^£iavoiaç), исповеданием (è^ayop£ùa£wç), плачем и воздыханием исправить проступок»12.

Во всем корпусе «Духовных бесед» прп. Mакария Египетского этот термин употребляется только дважды в значении «рассказывая», «описывая» (é^ayop£Ú-mv) в контексте, не связанном с духовным руководством или исповедью13.

В «Главах о молитве» Евагрия Понтийского мы встречаем обозначение этим термином исповедального откровения (è^ayop£Ùaaç) беззаконий (ávo^íav) перед Богом, которое в соединение с подлинным плачем подавало разрешение (йф^ЕЮс;) этих беззаконий от Бога14. Также в «Схолиях на притчи» è^ayôpEuaiç употребляется в смысле покаянного раскрытия грехов (à^apTÎaç) перед Богом15.

В «Истории египетских монахов» это слово встречается однажды в речи сельского старосты, который «не имел нужды рассказывать (è^ayop£Ù£iv)» о своих добродетелях, пока не был упрошен прп. Пафнутием16.

В произведении «Учение и увещевание», приписываемом прп. Арсению Великому, этот термин также встречается единственный раз, обозначая исповедание, доверительное раскрытие в отношении помыслов, страстей и духовной брани перед духовником (maT£Ú£a9aí te xal âÀÀwv ÀoYia^oùç, xal naGöv xal noÀé^wv è^ayop£Ùa£iç ün£ßaX£v)17.

Авва Дорофей не употребляет данный термин, однако неизвестный собиратель его поучений, живший не позднее VIII в., в своем сопроводительном «По-

10 См.: Хосроев А. Л. Пахомий Великий. СПб., 2004. С. 18.

11В исходной версии G1 данный термин не употребляется: «.явился он к ним и говорил, плача и дрожа» (f|À6£v npoç arnoùç x^aíwv, xal tpe^mv eàeyev) (Sancti Pachomii. Vita quarta // SH 19. P. 416, line 32 (рус. пер.: Греческое «Житие Пахомия». Версия G1 // Хосроев А. Л. Указ. соч. С. 193)). 1

12 Sancti Pachomii. Vita quarta // SH 19. P. 437, line 19). Ср. рус. пер.: О женском монастыре // Там же. С. 461.

13 é|a7op£ÚMv (Makarios. Hom. 5 // Die 50 geistlichen Homilien des Makarios / H. Dörries, E. Klostermann, M. Kroeger, Hrsg. B., 1964. S. 59); É|a7op£ùaai (Ibid. Hom. 34, 52. S. 262).

14 См.: Evagrius. De oratione. V. 50 // PG 79. Col. 1168 (рус. пер.: Евагрий Понтийский. Главы о молитве. M., 1994. С. 78).

15 «...^л £|a7op£ÚDMDiv êoutmv та; á^apTÍa; (если они не будут исповедовать грехи свои)» (Évagre le Pontique. Scholies aux Proverbes. 369, 5 // SC 340).

16 См.: Historia Monachorum in Aegypto / A.-J. Festugière, éd. crit. text grec., trad. Bruxelles, 1971 (SH 53). P. 150 (рус. пер.: История египетских монахов / пер., коммент., вступ. ст. Н. А. Кулькова. M., 2001. С. 63).

17 См.: Arsenius Eremita. Doctrina et exhortatio // PG 66. Col. 1620, line 43.

слании к брату» употребляет ¿^ау0р£Ш1с;, когда говорит, что авва имел «чистое (а в русском переводе "частое") исповедание (tó xaGapóv тл; ¿^ауор£^о£ю;)»18.

Таким образом, во всей аскетической литературе египетского и палестинского монашества к концу VII в. мы не находим признаков общепринятого и устоявшегося употребления термина é^ayóp£UOi;, означающего откровение помыслов или исповедание грехов старцу (за исключением редких примеров в источниках более позднего времени)19.

Несмотря на редкость указанного термина в египетских источниках древнего монашеского аскетизма, мы находим другую его форму в виде глагола хатщорёю20 в том же значении — «открывать», но с оттенком обвинения и упрека

18 Dorothée de Gaza. Lettre d'envoi. 5 // SC 92. Наряду с этим духовные наставники прп. Дорофея — прпп. Варсануфий и Иоанн — не употребляют данный термин нигде, кроме единственного вопроса № 396, в котором «некоторый христолюбивый муж исповедовал грехи свои (É|nTÓp£UO£ та; а^артСа; ¿аитоО) тому же старцу, прося и прощения в них», на что старец отвечал: «...открывающий (Ёкфагуму) свои согрешения (а^артСа;) оправдывается в них по словам Писания: "глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися" (Ис 43. 26), и еще: "рех: исповем ('Е|а7ор£шм кат' Ё^оО) на мя беззаконие (йуощау) мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего" (Пс 31. 5)» (Barsanuphe et Jean de Gaza. Lettre 399 // SC 450 (рус. пер.: Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2013. Вопрос 396)).

19 Иную картину мы наблюдаем у отцов-каппадокийцев, часто применявших этот термин для обозначения исповеди (не сакраментальной), как перед Богом, так и перед пастырем. «Одно исповедание (Ё|а70р£Ш1;) греха часто спасало человека» (Gregorius Nazianzenus. Carmina quae spectant ad alios. 3, 118 // PG 37 (рус. пер.: Григорий Богослов, свт. К Витилиану от сыновей. 3, 118 // Творения: в 2 т. М., 2007. Т. 2: Стихотворения)); «По окончании дня нужны нам как благодарение. так и исповедание (Ё^ачбргиои;) в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение.» (Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae. 37, 4 // PG 31 (рус. пер.: Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные. Вопрос 37, 4 // Творения: в 2 т. М., 2009. Т. 2)); «.обнаружение грехов (Ё|а70р£ш1; tmv а^артгратму) должно быть пред способным уврачевать их» (Idem. Regulae brevius tractatae. 229 // PG 31 (рус. пер.: Там же. Правила, кратко изложенные. Вопрос 229)); «Когда дойдем до того, чтобы сказать Богу: да будет воля Твоя и на мне: тогда совершенно необходимо осудить прежде ту жизнь, которая была не согласна с Божией волей, и выразить сие исповеданием (Ё|а7ор£Ш£1)» (Gregorius Nyssenus. Homiliae in orationem dominicam. 4 // PG 44. Col. 1164A (рус. пер.: Григорий Нисский, свт. Слово о молитве // Творения. М.: тип. В. Готье, 1861. Ч. 1. Слово 4-е. С. 433)); «Присвояющий же себе чужое чрез тайное похищение, потом на исповеди (Ё|а7ор£Ш£м;) открывший свой грех (я^г^Ё^а) священнику» (Idem. Epistula canonica. 6 // PG 45. Col. 233C (рус. пер.: Он же. Каноническое послание. Правило 6-е // Творения. М., 1871. Ч. 8. С. 435)). См. также: Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 490.

Прп. Иоанн Лествичник как представитель синайского монашества, так же как и кап-падокийские отцы, широко употребляет данный термин в «Лествице». Он недвусмысленно понимает практику откровения помыслов как превентивное средство против всякого вида греха: «Душа, помышляющая об исповеди ("фихл Ё|а70р£ш1У ёууоощёуп), удерживается ею от согрешений, как бы уздою; ибо грехи, которых не исповедуем (йу£|а70р£ита) отцу, делаем уже как во тьме и без страха» (Joannes Climacus. Scala paradisi. 4, 42 // PG 88. ^l. 705 (рус. пер.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. 4, 53. М., 2013. С. 82)); «Умиление есть непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сердечный огонь мысленною исповедью (6iá уо£ра; Ё|а7ор£Ш£м;) пред Богом. Исповедь ('Е^о^оХбчлоц;) есть забвение естества» (Ibid. 7, 11 // PG 88. Col. 801 (рус. пер.: Там же. 7, 2. С. 146)).

20 КатлторЁм — порицать, упрекать, бранить, обвинять, обнаруживать, показывать, высказываться (см.: Древнегреческо-русский словарь. С. 923).

в адрес себя и своих помыслов, что сближается с понятием самоосуждения. В алфавитном патерике сказано, как «один брат египтянин... жаловался (xaxnYÓp£i) старцу на свои помыслы (Хоуюцйу)»21. В том же патерике некий брат сказал авве Пимену: «Когда подвергаюсь я бедственному падению, помысел съедает меня и укоряет (хатпуорй)»22. Последний пример употребления термина мы находим в систематическом сборнике: «Таким образом приходил брат к этому старцу одиннадцать раз, обличая (хатщорёю) свои помыслы»23.

'Е^ауугААю — извещение о помыслах

Другим термином, которым обозначалось действие раскрытия помыслов и грехов, был глагол ¿^ауу^ХХю24. В святоотеческих источниках он встречается чаще.

В систематическом сборнике "Apophthegmata" термин употребляется от лица прп. Кассиана Римлянина: «Хорошо не утаивать своих помыслов, но открывать (¿^аууШпу) их старцам»25.

В различных версиях жития прп. Пахомия ¿^ауу^ХХю встречается трижды: первый раз — в версии G3 (Vita tertia), которая представляет собой позднюю компиляцию на основе более ранней G1 с исправлением стиля своего ориги-нала26: «Святой отец наш, усаживаясь посреди учеников, совершал перед ними поучение обо всех помыслах, первым отдельно исповедуясь (é^ayYéXXwv) в них сам»27. Оставшиеся два случая употребления термина мы находим в отдельной рукописи жития Пахомия, основанной на глубокой переработке G1, G2 и G428. Согрешивший монах пришел к прп. Пахомию и «поведал (¿^аууёХАп) о своем несчастии»29. В другом эпизоде прп. Пахомий молится Богу о даровании ему способности «ясно понимать исповедуемое (¿^ауу£ХХ0ц£Уа)»30.

21 Apophthegmata Patrum. De abbate Zenone. 3 // PG 65. Col. 176D (рус. пер.: Алфавитный патерик. Об авве Зеноне. 3. С. 194).

22 Ibid. Col. 345C (рус. пер.: Там же. С. 450).

23 Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. V, 16 // SC 387 (рус. пер.: Древний патерик, изложенный по главам. Гл. 5, 16. С. 40).

24 Е^аууёААш — извещать, уведомлять, сообщать (см.: Древнегреческо-русский словарь. С. 554).

25 Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. Ch. V, 4, 4 // SC 387 (рус. пер.: Древний патерик, изложенный по главам. Гл. 5, 4. С. 37).

26 См.: Хосроев А. Л. Указ. соч. С. 18.

27 В оригинальной версии G1 данный термин вновь не употребляется: «Усаживаясь для наставления (братии), открывал им свои помышления (emç toû Xoylo^oû aùxoû ёфауёрои)» (Sancti Pachomii. Vita tertia // SH 19. P. 282, line 6. Ср.: Idem. Vita prima // Ibid. P. 30, line 4 (рус. пер.: Греческое «Житие Пахомия». Версия G1. С. 221)).

28 См.: Nowack G. Un manuscrit hagiographique de l'ancien fonds du monastère du Prodrome (Serrés) // Revue des études byzantines. 1958. T. 16. P. 150.

29 Une Vie inédite de Saint Pachôme (BHG 1401a). 34, line 34 / F. Halkin, éd. // AB 97, 1979. P. 269. Ср.: Sancti Pachomii. Vita altera // SH 19. P. 254 (рус. пер.: Греческое «Житие Пахомия». Версия G1. С. 247); ср. также: Паралипомена // Там же. С. 342.

30 Ibid. 38, line 17 // Ibid. P. 276. Ср.: Sancti Pachomii. Vita altera // SH 19. P. 263; De ss. Pa-chomio et Theodoro. Paralipomena // Ibid. P. 155 (рус. пер.: Паралипомена. С. 355).

В «Истории египетских монахов» этот термин употреблен единственный раз, когда старец «провел три дня с братьями, уча их заповедям и обличая, то есть явно объявляя (фау£рю; их тайные желания» и грехи31.

В аскетических поучениях прп. Исаии глагол ¿^ауу^ХХю звучит уже в интересующем нас смысле: «Помыслов, смущений и подозрений своих не скрывайте, но открывайте (¿^ауу£^ат£) их авве своему, и что услышите от него, принимайте то с верою»32.

Несколько раз этот термин встречается в поучениях прп. Дорофея в пастырском ключе как откровение или раскрытие (поверка себя старцу во всем: и в помыслах, и в действиях): «О тех же, которые открывают (¿^ауу£ХХ6Утюу) свои помышления и поступки и делают все с советом»33. Характерный пример открытия помысла перед старцем, обозначенный данным термином, мы видим в житии прп. Досифея, который имел свободу в помыслах (Хоуюцбу) и их исповедании (¿^ауу£Хт1х6;) своему духовному отцу»34.

В житии прп. Евфимия термин употребляется в качестве обозначения действия доверительного открытия, но уже не помысла или греха, а благочестивого намерения: «Поведав (¿^ауу£йас;) друг другу свое намерение о Бозе, они ежегодно удалялись... в пустыню Кутила»35. Иной раз им обозначена просьба старца к патриарху не раскрывать тайну тб циот^рюу ¿^ауу^Хпк;) его епископ-

ского достоинства36.

В «Луге духовном» в эпизоде, когда пришедший с покаянием юноша по причине «невыразимой скорби» не мог открыть грех своего мародерства старцу (монаху, не имевшему священного сана), блж. Иоанн Мосх также употребляет термин ¿^ауу£ХХа137 в речи старца, увещавшего того «возвестить» случившееся. Акцент его употребления обусловлен здесь не только обстановкой «доверительности», которую был готов оказать кающемуся пастырь, но и тяжестью греха, требовавшей мужества «возвестить» содеянное и понести справедливое наказание38.

31 Historia Monachorum in Aegypto. Vita. XII, 59 // SH 53. P. 96 (рус. пер.: История египетских монахов. С. 57).

32 Isaias, abbas. Asceticon. 1, 2 // Toû óoíou ;гатро; rpöv Äßßa 'HOa'fou Xóyoi К©' / Augousti-nos Iordanites. 'IepoOÓ^u^a, 1911 (рус. пер.: Исаиа, авва. Слово 1, 23 // Добротолюбие: в русском переводе: в 5 т. М., 2010. Т. 1).

33 Dorothée de Gaza. Didaskalia 5. 61 (рус. пер.: Дорофей, авва, прп. Поучение 5. С. 98); Ibid. 5, 61; Ibid. 5, 65.

34 Idem. Vita sancti Dosithei. 7 (рус. пер.: Он же. Сказание о блаженном отце Досифее. С. 26).

35 Vita Euthymii // Kyrillos von Skythopolis / E. Schwartz, Hrsg. Leipzig, 1939. S. 14, line 24 (рус. пер.: Кирилл Скифопольский. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого // ППС. 1892. Вып. 2. С. 14).

36 См.: Vita Joannis Hesychastae // Ibid. P. 207 (рус. пер.: Он же. Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы // ППС. 1893. Вып. 3. С. 9).

37 В латинском переводе здесь стоит слово "enuntiare", буквально означающее «заявлять», «раскрывать» (PG. 87 Col. 2936, line 17 (рус. пер.: Иоанн Мосх, блж. Синайский патерик, или Луг духовный / в сокращ.; пер. с греч., примеч. М. И. Хитров, прот. М., 2008. С. 94)).

38 В правиле 66 свт. Василия Великого «гробокопатель» подвергался отлучению от причастия Святых Таин на десять лет (см.: Правила (kanones) православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / пер. с серб.: в 2 т. СПб., 1911. Т. 1. С. 442).

Еще несколько раз термин встречается в трактате свт. Софрония Иерусалимского39 «Об исповедании (Пф( ¿^ауугШюу)»40. Перечисляя виды исповеданий (трблт тюу ¿^ауугкюу), он упоминает о «кающихся добровольно (6 ¿хоиа£юс; ¿^ауу^ХХюу)»41 и «исповеданиях (¿^ауугМа;) предводительствующих»42, перечисляет качества «принимающих исповедь (¿^ауугМа; б£хбцгуо1,)»43, которые должны разуметь догматы Церкви, чтобы «от тщеславия и человекоугодия, искажая их», не нанести смертельный вред исповедующимся (¿^ауу^ХХоутас;)44. Примечательно, что у свт. Софрония ¿^ауу^ХХю употребляется в значении приносить исповедь, исповедоваться или открывать как вполне устоявшийся термин. Во всяком случае, автор избегает использовать иные синонимичные термины45. Заметим также, что в приведенных примерах в греческом первоисточнике данного произведения «грех» (&царт£а) не обнаруживается в сочетании с ¿^аууёХХю. Видимо, предмет исповеди (или откровения), в понимании Иерусалимского святителя (как хранителя монашеских традиций Египта и Палестины), не ограничивался греховным актом или же границы между греховным делом и греховным помыслом в понимании святоотеческой парадигмы его времени не существовало, что, впрочем, согласуется со словами Христа в Нагорной проповеди, приравнивавшим по мере ответственности пред Богом грех прелюбодеяния в сердечных помыслах и на деле (ср.: Мф 5. 28).

Упомянем здесь и иную форму данного термина, замеченную нами несколько раз в апофтегмах и дважды в поучениях прп. Дорофея в том же смысле «откровения помыслов» — йуауу^ХХю46. Авва советует в случае внутреннего смущения от страстного помысла не скрывать его, но «сказать (йуа'ууЕй'р) авве со смирением и о себе»47. В подтверждение этой мысли он приводит пример благоразумных монахов, каждый из которых, зная козни лукавого, «бежал и открывал свои помышления (йу^уу&АЕ той; Хоуюцойс;) и находил помощь во время искушения»48.

39 Исследователи указывают на сомнительность атрибуции всего трактата авторству свт. Софрония, в отличие от первой его части, используемой нами, которая, вероятно, является подлинной.

40 Современный русский перевод, комментарий и краткая историография содержатся в статье: Тарасов M. А. Перевод трактата «Об исповедании грехов» святителя Софрония Иерусалимского // Труды и переводы. 2018. № 1. C. 130—137. Перевод вместе с некоторыми уточнениями «послужил добрым подспорьем» для нашего исследования.

41 Sophronius. De peccatorum confessione // PG 87.3. Col. 3365, line 1 (рус. пер.: Там же. C. 133).

42 Ibid. Col. 3365, line 8 (рус. пер.: Там же).

43 Ibid. Col. 3365, line 19 (рус. пер.: Там же).

44 Ibid. Col. 3368, line 7 (рус. пер.: Там же. C. 134).

45 Не исключено, что литературный стиль, а вместе и выбор термина ê|aYYéXXM (взамен É|o^oXo7Éo^ai), в определенной мере мог быть обусловлен сирийским происхождением автора (см.: Allen P. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents. N. Y., 2010. P. 16).

46 AvayyEXXw — возвещать, объявлять, сообщать ^м.: Древнегреческо-русский словарь. С. 111).

47 Dorothée de Gaza. Didaskalia 4, 27 (рус. пер.: Дорофей Газский. Поучение 4. С. 88).

48 Ibid. 5. 10 (рус. пер.: Там же. 5. С. 101).

В латинских источниках данная практика обозначалась термином patefacio49. Прп. Иоанн Кассиан упоминает о правиле новоначальных иноков открывать (patefacere) перед старцем глубинные помыслы (penitus cogitations), «зудящие» в сердце, как только они возникают, «чтобы не допустить о них никакого суждения по своему мнению»50.

Прп. Иоанн наиболее полным образом и одним из первых приводит богословское обоснование «откровения помыслов». Он обозначает границы предметов «откровения»: «Все, что мы не только собираемся делать, но и о чем думаем, будет оставлено на усмотрение старших, чтобы каждый, ничего не поверяя своему суждению...». Он также объясняет, что терапевтическое свойство «откровения», выраженное ослаблением силы и увяданием греховного помысла (cogitatio maligna), связано с самим фактом его раскрытия («сразу же, как будет открыт (patefacta fuerit)»), как бы извлекающего помысел на свет (protractus ad lucem). Независимость благодатного свойства самого факта «открытия» подчеркивается тем, что оно предшествует воздействию «различающего» старца, которому приносится помысел. В то же время действие «откровения (patefacio)», по мнению прп. Кассиана, является внутренним элементом исповеди, приобретающей, таким образом, силу (vuirtute confessionis)51.

Подобное исповедание (confessio), как показал на следующем примере прп. Кассиан, «разрешило (absoluit)» от греховного плена тайноядения раскрывшего свой недуг монаха даже при молчании старца52. Здесь, как и в следующих примерах, предметом открытия является долговременный навык греховного поступка. Иной пример употребления мы видим в примере покаяния клеветника, который «открыл (patefecit) все коварство своего тайного преступления (criminationumuque)»53. Прп. Кассиан также сообщает о целебном свойстве действия «откровения» (patefacta) в отношении душевной страсти (нетерпеливости), чему способствует сама общежительная форма монашеской жизни. Так, чем «чаще (благодаря этому общению) станут проявляться (patefacta) вспышки нетерпеливости (inpatientiae), тем больше они будут вызывать у подверженных этим порокам боль раскаяния (conpunction), тем быстрее вернут здоровье (sanitatem) страждущим»54.

49 Patefacio — букв. сделать известным, раскрыть (см.: Glare P. G. W. Op. cit. P. 1439).

50 Jean Cassien. Institution IV, 8 // Idem. Institutions cénobitiques / J.-Cl. Guy, S. J., text lat. revu, introd., trad. et notes. P., 1965 (SC; 109). P. 132 (рус. пер.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Установления. IV. Гл. 8 // Он же. Творения: Догматико-полемические и аскетические творения. М., 2023).

51 См.: Idem. Conférence II, 10. P. 120 (рус. пер.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование II. Гл. 10 // Там же. С. 713).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52 См.: Ibid., 11. P. 122 (рус. пер.: Там же. Гл. 11). В греческом тексте систематического сборника в данном месте употреблен синонимичный термин ê|o^oXÔYT|oiç (см.: Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. IV, 27 // SC 387).

53 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование XVIII. Гл. 15. С. 713.

54 Там же. С. 730.

'Е|о^оАоу£Ю — исповедание помыслов и грехов

Иным термином, более привычным для обозначения покаянного признания совершённого греха, был ¿^оцоХбупак;, буквально означающий исповедь55. Ниже мы рассмотрим случаи его употребления в контексте исповедания (откровения) помысла либо сокрытого (утаенного) греха.

Исповедание помыслов перед старцем

В житии прп. Пахомия мы встречаем ¿^оцоХоу^ю в качестве синонима ¿^ауор^ю, поскольку, судя по контексту, речь идет о добровольном раскрытии тайных греховных помыслов, которыми увлекся монах. Некий старец мысленно осудил прп. Пахомия, за что был вразумлен ангелом во сне, после чего, напуганный этим явлением, пришел в собрание и, пав на лицо, признал это56. В различных кодексах коптского жития этого эпизода терминология различается. В бохайрской версии (Во, IX в.) употребляется глагол в форме прошедшего времени а^отшиа, буквально означающий «он раскрыл (помысел)». В саидском кодексе (В4, Х1—Х11 вв.) в этом месте присутствует другой глагол — &^е?,о«о^о?е! (он исповедовал). Примечательно, что в наиболее древней версии, саидском кодексе (В10, VII—УШ вв.), исповедь старца изложена иным образом: «а^ш^ еВо^ еqхш ««ос хе^н^» (что буквально означает: «...он воскликнул, говоря: "Помолись за меня."»)57.

Вновь в ином эпизоде греческого жития термин встречается в контексте раскрытия тайных помыслов настоятелю: «И неустанно пекся авва Феодор о душах, каждого утешая наедине, ухаживая за ними как врач. И никто из братьев не уклонялся от того, чтобы рассказать (¿^оцоХоувабаО ему наедине о своих помышлениях (бьбуоюу)»58.

В житии прп. Евфимия (2-я пол. VI в.) термин ¿^оцоХоу£оца1 встречается в том же значении, что и в приведенном выше эпизоде, подразумевающем раскрытие сокровенных помышлений, преодолевая личный страх перед строгостью жизни своего игумена: «Ни один из братии не избегал исповедовать (бцоХоулааь) ему свой помысел (бьбуоюу)»59.

55 См.: Lampe G. W. H. Op. cit. P. 499.

56 См.: Sancti Pachomii. Vita prima. 70, line 11 // SH 19. P. 48. Копт. пер., бохайр.: S. Pachomii vita. Bohairice scripta (Bo) // CSCO 89. T. 7. P. 66. Копт. пер., саид.: S. Pachomii vita. Sahidice scripta (S4) // CSCO 99/100. P. 232 (рус. пер.: Греческое «Житие Пахомия». Версия G1. С. 235).

57 Иными словами, переписчик жития VII в. не использовал специфическую терминологию, но обходился более простой речью. См.: S. Pachomii vita. Sahidice scripta (S10) // CSCO 99/100. P. 55, line 24-26. Ср. фр. пер.: Lefort L. Th. Les vies coptes de S. Pachôme et de ses premiers successeurs. Louvain, 1943. P. 29.

58 Sancti Pachomii. Vita prima. 132, 24 // SH 19. P. 83 (рус. пер.: Греческое «Житие Пахомия». Версия G1. С. 275). Данный эпизод присутствует также в коптских житиях, бохайрском (Bo, IX в.) и саидском (S5, IX в. и S3b, XII в.) диалектах, однако Ё|о^оХо7Ёим и синонимичные ему термины здесь отсутствуют.

59 Vita Euthym. 9 // Schwartz. S. 17 (рус. пер.: Житие Евфимия Великого // ППС. 1893. Вып. 2. С. 17). Ср.: Sancti Pachomii. Vita prima. 132 // SH 19. P. 83.

В апофтегмах старец прямо свидетельствует, что «хорошо исповедовать (¿^оцоХоу^оаобаО отцам помыслы свои», принимая от них средства исцеления духовных недугов и помощи в невидимой брани60.

В «Лавсаике» описан пример раскрытия помышлений Евагрием в ответ на просьбу прозорливой прп. Мелании: «"Скажи мне, что у тебя на душе (Еш£ о^ цо1 т& ¿V т^ 61^0^ оои), ибо не эта настоящая твоя болезнь". Он признался (йцоХбулогу) ей во всем»61.

Исповедание Богу помыслов и грехов

Исповедание (¿^оцоХоуёоцш) также встречается в описании акта личного покаяния не только перед старцем, но и перед Богом, что было характерной чертой отшельнического монашества. В подобной покаянной молитве монах, тронутый словами пророчества Исаии во время богослужения, принес раскаяние и исповедание (¿^оцоХоуо"Оца0 Богу в своей греховной жизни62. Авва Петр Диосский во время общественной молитвы становился позади всех, молитвенно исповедуя (¿^оцоХоуойцгуос;) грехи перед Богом63.

Мы находим также пример молитвенного, тайного исповедания (¿^оцоХоуоОцаь) перед Богом согрешившего блудом отшельника после совершения годичной епитимии «усиленного поста и искреннего покаяния», и удостоверившегося в прощении посредством явленного чуда64. Другой монах во время службы приносит Богу чистосердечное покаяние: «Ибо вот отныне даю Тебе слово и ручаюсь и сердцем исповедаюсь Тебе (т^ харб^ ¿^оцоХоуо"0ца£ оо1), что уже не буду делать этого зла»65. Ангел сообщил духовный закон, по которому «отстающих от своих грехов и с исповеданием (¿^оцоХоу^о£ю;) припадающих к Нему» не только не посылает в муку, но и прелагает гнев Свой на милость66. Некий епископ, не выдержав гонений и совершивший языческое жертвоприношение, бежал в пустыню, где прожил «сорок девять лет, раскаиваясь (¿^оцоХоуойцгуос;) и умоляя Бога» об отпущении греха67.

Прп. Марк Подвижник учит, что естественное состояние ума проявляется в способности видеть в себе действие злых помыслов и исповедании Богу грехов, служащих причинами страстей и порождаемых помыслов: «Когда он (ум) войдет в естественное состояние, тогда находит себя виновным в злых помыслах

60 См.: Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. XVIII, 52 // SC 498.

61 Palladio. Vita 38, 9 // Idem. La storia Lausiaca / G. J. M. Bartelink, ed. Verona, 1974 (recen-sio G) (рус. пер.: Палладий, еп. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 2013. C. 267).

62 См.: Apophthegmata Patrum. De abbate Paulo simplice // PG 65. Col. 385A (рус. пер.: Алфавитный патерик. Об авве Павле Простом. С. 509).

63 См.: Ibid. Col. 385C (рус. пер.: Там же. С. 512).

64 См.: Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. V, 46 // SC 387 (рус. пер.: Древний патерик, изложенный по главам. Гл. 5, 44. С. 51).

65 Ibid. 18, 26 // SC 498 (рус. пер.: Там же. 18, 27. С. 186).

66 См.: Ibid. 18, 46 // SC 498 (рус. пер.: Там же. 18, 44. С. 190).

67 Ibid. 20, 16 // SC 498 (рус. пер.: Там же. 20, 13. С. 210).

и исповедует (è^o^oXo^mai) Богу грехи»68. В слове «О Святом Крещении» этот термин употребляется в смысле «непредвзятого рассмотрения себя перед Богом, исповедуясь Ему (äxpißög éniax£^tó^£0a ôç 0£ф è^o^oXo^où^rvoi)», чтобы, таким образом, обнаружить в себе с очевидностью небрежность и пристрастие к греховным помыслам, подталкивающим к греховным поступкам, а также бездействие по отношению к прилогам69.

Исповедание греха перед старцем

Приведем здесь также примеры употребления термина в качестве обозначения исповеди грехов перед старцем.

В «Древнем патерике, изложенном по главам» двое монахов просят старцев наложить на них епитимию (^£xávoiav), исповедавшись (è^o^oXoynaà^voi) в соделанном тяжком грехе70.

В систематическом сборнике Ангел сообщает, что осужденным на мучения уже нет времени «покаянию и исповеди (^xavotaç xal è^o^oXoy^a£wç)», которое они истратили в блудодеяниях, преступлениях и сладострастии71. Заметим, что здесь покаяние и исповедь упоминаются вместе как необходимый акт примирения с Богом.

В «Лавсаике» описывается эпизод, когда пресвитер исповедал (è^w^oXoyfiaaTo) свой грех прп. Mакарию Александрийскому, и тот возложил на него руки (èné9nx£v aúxw X£Ïpa), чтобы разрешить его от тяжкого греха72.

Другой рассказ повествует о святой деве. Когда открылась ее праведная жизнь, остальные монахини, причинявшие ранее ей различные обиды, с плачем пали в ноги авве Питириму, исповедуя (è^o^oXoyoù^£vai) поочередно свои грехи73.

У прп. Кассиана эпизод об ученике, пребывавшем в рабстве у тайноядения, содержит в латинском тексте термин (confessus), обозначающий исповедание перед старцем тайком совершаемого греха. По свидетельству аввы Серапиона, такая «исповедь (confessio) разрешила (absoluit)» его от этого бремени74.

Исповедание публичное

В сказании об авве Mоисее Mурине (Ефиопляне) описан случай, когда связанные им разбойники и приведенные в церковное собрание «исповедали (è^o^oXoynaà^£voi) грех пред Богом (и перед общиной)»75.

68 Marc le Moine. La justification. 83 // SC 445 (рус. пер.: Mарк Подвижник, прп. Слово второе. О тех, которые думают оправдаться делами. С. 46).

69 См.: Idem. Le baptême. XIV, 44 // SC 445 (рус. пер.: Он же. Слово четвертое. О святом крещении. С. 122).

70 См.: Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. V, 39 // SC 387 (рус. пер.: Древний патерик, изложенный по главам. Гл. 5, 37. С. 46).

71 См.: Ibid. 18, 49 // SC 498.

72 См.: Palladio. Vita 18, 21 (рус. пер.: Палладий, еп. Лавсаик. C. 83).

73 См.: Ibid. 34, 7 (рус. пер.: Там же. C. 149).

74 См.: Jean Cassien. Conférence II. P. 122 (рус. пер.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование II. Гл. 11).

75 Palladio. Vita 19, 4 (рус. пер.: Палладий, еп. Лавсаик. C. 93).

Некий подвижник Эрон, совершивший тяжкие грехи и удалившийся из монастыря, придя, наконец, в сознание своего падения, вернулся и исповедал (¿^оцоХоуойц^ос;) все перед отцами (яатр&о^)76.

Еще один пример исповедания перед всеми скрытого блудного греха и клеветы приводится в «Лавсаике», когда монахини донесли до епископа, что «такая-то признается (¿^оцоХоутаь), что она напрасно обвиняла чтеца и потому не может родить»77.

Отдельно отметим и другую, не менее редкую форму глагола ¿^оцоХоу^ю, обозначавшую откровения помысла или исповеди греха, — бцоХоу^ю. Мы ограничимся немногими, но показательными примерами, заметив, что термин встречается практически во всех памятниках монашеской литературы египетской и палестинской традиции ГУ—УГГ вв., во всем эквивалентном по значению с глаголом ¿^оцоХоу^ю.

Алфавитный патерик повествует о некоем брате, который не находил спасения от помысла. Где бы ни услышал он о великих старцах, «ходил к ним с намерением возвестить (&уауу£1Аш) им; но как скоро приходил, стыдился исповедать (бцоХоулоаь) пред ними свои помыслы»78.

Достаточно характерен другой пример, отраженный в том же патерике, — эпизод в жизни прп. Макария Великого, который в своем поучении, спустя два столетия, пересказывал авва Дорофей Газский. «Прп. Макарий пришел к брату Феопемпту и спросил его: "Не искушают ли тебя помыслы?" (М^ лоХфО"^ о£ о[ Аоуюцо^). "Пока еще нет", — отвечал брат (О 6£ £1я£- Т£ю; хаХю; £щд/). Ибо стыдился он говорить (рбто у&р £1Л£Гу)... Старец говорил то же и о других помыслах, будто искушают его, и тем брата побуждал исповедоваться (ёю; ло^оа aйтбv бцоХоулоаь)»79. Отметим, что в коптской рукописи саидского диалекта (IX в.) в данном месте используется тот же самый термин: «Старец, притворяясь, говорил, что его мучили и другие мысли, пока он не заставил его исповедаться (^&Nтeqтpeq&o«o^o?el) в своих помыслах»80.

В пересказе этого эпизода прп. Дорофей не следует буквальному тексту: авва Макарий пришел к брату и «нашел, что он не имел обыкновения открывать их (помыслы) кому-либо. И когда святой опять спросил: "Не борют ли тебя помыслы?" (Ой лоХфО"^ о£ о[ Хоуюцо^)" — он отвечал: "Пока мне хорошо" (&я£Хр^уато-Т£юс; хаХю; £щд/). И не хотел ничего исповедать (ха1 ойб^у бцоХоулоаО, пока святой искусно не заставил его открыть (¿^£1Я£Гу) свои помыслы»81.

76 См.: Palladio. Vita. 26, 5 (рус. пер.: Палладий, еп. Лавсаик. C. 131).

77 Ibid. 70. 4 (рус. пер.: Там же. C. 344).

78 Apophthegmata Patrum. De abbate Poemene. 93 // PG 65. Col. 344A (рус. пер.: Алфавитный патерик. Об авве Пимене. 93. С. 448).

79 Ibid. 3. Col. 264A (рус. пер.: Там же. 3. С. 319).

80 Chaîne M. Le manuscrit de la version copte en dialecte sahidique des "Apophthegmata Patrum". Le Caire, 1960. P. 44. Фр. пер.: Ibid. P. 121. Ср. рус. пер.: Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке / введ., пер. с копт., коммент. А. И. Еланской. СПб., 2001. С. 77.

81 Dorothée de Gaza. Didaskalia 5. 65 (рус. пер.: Дорофей Газский. Поучение 5. С. 102).

В обоих вариантах мы видим, что, хотя откровение помыслов играло важную роль в аскетической жизни, устоявшаяся терминология этого «делания» отсутствовала, как в апофтегмах, так и в творениях прп. Дорофея, у которого, как мы видим, присутствуют сразу несколько терминов с синонимичным значением (¿^аууШпу, ó^oXoynoai и é^anmv)82.

'Ехфа^ю — открывать, объявлять о помыслах

Относительно редким в аскетической литературе термином, обозначающим в общем случае «объявление» скрытых помыслов или грехов, был глагол ¿хфа(ую (от глагола фа^ю — являть, показывать; также хатафагую)83.

Известный духовный закон о сопротивлении врага объявлять (выводить) свои помыслы перед взором опытного духовника упоминает авва Пимен, усвоивший его от аввы Иоанна Колова: «Брат спросил (^р0тпо£) авву Пимена: "почему я не могу откровенно говорить со старцами о своих помыслах?" Старец отвечал: "авва Иоанн Колов говорит: ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не объявляют (ц^ ¿хфа^оиоь) свои помыслы"»84.

Этот глагол также употребляется в контексте публичной исповеди: «Они же, осознав, сколь милостив к ним Бог, преисполнились рвения открыть (хатафау£1у) перед всеми полностью душу свою. Однако Феодор удержал их, сказав, что большинство из братий не смогут вынести этого... а для самих из некоторых открыто объявляющих (йяауу£ХХ0Утюу) [такое исповедание может. — А. Ф.] стать западней упреков»85.

Смысловой оттенок термина «объявлять» связан с «выведением» на свет из тьмы (или темницы) замкнутого самосознания тех душевных переживаний, которыми скована душа невидимыми врагами.

АпохаМптю — раскрывать помыслы

Следующий термин, означающий «раскрытие» тайных грехов и помыслов — йлохаМттю, — довольно редкий и встречается в ранних произведениях монашеской письменности, преимущественно связанных с египетским подвижничеством. Он имел значение, сходное с перечисленными ранее терминами.

Епископ Аммон в своем послании упоминает эпизод о прозорливом старце Феодоре, который уличил в тайном грехе монаха и побудил этим признать, что «Бог действительно открыл (án£xáXu^£v) служителю Своему его прегрешения»86.

82 Мы не рассматриваем здесь вопрос о степени достоверности рукописей, ни среды их появления, на которые опирались современные издатели критических переводов, но, безусловно, принимаем подлинность их формы и описанных фактов.

83 Приведем остальные значения Ёхфшум: 1) делать заметным, выводить; 2) обнаруживать, показывать; 3) блистать, сверкать; 4) обнаруживать, открывать; 5) выказывать, проявлять; 6) высказывать, выражать; 7) объявлять (см.: Древнегреческо-русский словарь. С. 503).

84 Apophthegmata Patrum. De abbate Poemene. 101 // PG 65. Col. 345D (рус. пер.: Алфавитный патерик. Об авве Пимене. 101. С. 451).

85 Epistula Ammonis episcopi // SH 19. P. 109 (рус. пер.: Послание еп. Аммона // У истоков культуры святости. С. 223).

86 Ibid. (рус. пер.: Там же. С. 222).

Известное святоотеческое изречение, обретаемое одновременно в разных источниках, говорит о необходимости «раскрывать (ànoxàÀu^ov) помыслы отцам», чтобы Бог покрыл покровом Своим87.

Иной пример употребления термина мы встречаем в главе о блудной брани (V) в речи старца, который сообщает вопросившему брату, что «ничто так не огорчает демона блуда, как открытие (ànoxaÀtinrnv) дел его, и ничто так не радует его, как утаение (xptinrnv) помыслов»88.

Einxiv — сказать о помысле

Наиболее употребительным термином в значении открыть или просто рассказать о помыслах в рассматриваемых источниках был глагол £in£iv (сказать). Мы ограничимся двумя показательными примерами из древнего патерика: «Сказал (dné) некто авве Арсению: помыслы смущают меня (ОЕ Àoyio^oi цои GÀiPouoi це), внушая: ты не можешь ни поститься, ни трудиться; посещай хотя бы больных, ибо и это — дело любви»89. В ином примере мы встречаем этот термин в качестве синонима «открыл», каким он представлен в современном русском переводе: «Другой брат имел брань с блудной похотью и, встав ночью, пришел к старцу и открыл ему свой помысел (einev айтф tôv Àoyio^ôv)»90.

Сам по себе термин не несет какого-либо смыслового оттенка, однако картина происходящего становится ясной благодаря описанию обстоятельств, сопровождающих такой «рассказ» о помыслах, описывающих порой трудности перед раскрытием помыслов (стеснительность, смущение, страх огорчить или потревожить в очередной раз авву и т. д.).

AvaTÎGn^i — приносить помысел

Следующий термин, обозначающий «приносить» помыслы, это глагол àvaxiGnm91. Он встречается в данном качестве практически во всех источниках египетского и палестинского монашества указанного периода. Так, в древнем патерике откровение помыслов перед старцем обозначается этим термином,

87 См.: Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. V, 53 // SC 387. Данное изречение также встречается в «Аскетиконе» аввы Исаии: «Помыслов своих не раскрывай всем (M^ taoxaM^flç êvrâmov яйутму toùç XoYio^oûç oou), чтоб не быть в преткновение ближнему. Раскрывай помыслы свои отцам своим (Ânoxâ^u^ov toùç XoYio^oûç oou toTç naTpaoi oou), да благодать Божия покрывает тебя (| xâpiç той ©eoî) oxenâofl ое)» (Isaias, abbas. Asceticon. 9, 1 (рус. пер.: Исаиа, авва. Слово 9. 13-14. С. 312)).

88 Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. V, 16 // SC 387 (рус. пер.: Там же. 5, 16. С. 40).

89 Apophthegmata Patrum. De abbate Arsenio. 11 // PG 65. Col. 89С (рус. пер.: Алфавитный патерик. Об авве Арсении. 11. С. 47).

90 Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. V, 16 // SC 387 (рус. пер.: Древний патерик, изложенный по главам. Гл. 5, 16. С. 40).

91 ÂvaTÎ6rpi — относить, приписывать, присваивать, поставлять (объектом поклонения), посвятить в качестве дара, отделить и посвятить (дело, себя или другого Богу), обустроить, излагать, сообщать, совещаться (см.: Lampe G. W. H. Op. cit. P. 125). Также и др. варианты — класть поверх, накладывать, нагружать, взваливать; возлагать, вменять (в обязанность), бросать; поручать; помещать, подвешивать (см. Древнегреческо-русский словарь. С. 134).

когда обремененный помыслами монах «приносил» и «полагал» их старцу для получения душеполезного совета: «Брат, будучи возмущаем демоном хулы, пошел к авве Пимену с намерением принести (или предложить) свой помысел (&уа9£а9а1 тбу Хоуюцбу)»92.

Особенностью другого примера является отсутствие каких-либо дополняющих обстоятельств, обычно сопровождавших описание «откровения», что свидетельствует о том, что данная практика могла быть для автора рассказа вполне обычным делом: «Братья посетили святого старца, живущего в пустынном месте, и нашли вне монастыря его отроков, пасущих и говорящих непристойные слова. После того, как они открыли (принесли) ему свои мысли (&уа9£а9а1 айтф той; Хоуюцойс; ¿аитюу) и получили пользу от знания его, говорят ему.»93.

В житии прп. Иоанна Молчальника Кирилл Скифопольский описывает свой опыт откровения помысла и приобретенную от этого пользу: «Я пришел к святому старцу, будучи отягчен (Рарп9£1с;) неким сатанинским помыслом, и принес (йуа9^ц£Уо;) ему оный и, приняв от него молитву (е^х"^ Ха^йу пар' айтоО), тотчас получил освобождение (йу^агю; ётихоу)»94.

Иной пример из жития прп. Иоанна Молчальника вспоминает другой подвижник — авва Евстафий: «Некогда я сильно был одолеваем бесом хулы и, придя к авве Иоанну Молчальнику, принес ему помыслы (&у£9£цп'у) и просил получить от него молитву. Старец же, встав, сотворил мне молитву (йуаат&с; ¿ло^па^ цо1 £йх"у) и сказал.»95.

Прп. Варсануфий учит, что необходимо приносить Богу помыслы, что мы видели прежде в практике внутренней исповедальной молитвы отшельников: «И о прочих помыслах скажу: возложи на Бога всякий помысел (йуб9ои £1; 0£6v лбута Хоуюцбу), говоря: Бог знает полезное, — и успокоишься.»96.

В повести об авве Сериде этот термин вновь встречается в контексте личного преодоления помыслов, но уже посредством противоречия: «После сего, сколько ни беспокоил его сей помысел, он предлагал (йу£т£9£1) ему сказанное и успокаивался (йу£ла"й£то)»97.

Авва Дорофей также употребляет этот термин, вспоминая: «Когда я был в общежитии, братия, по простоте своей, думаю, приносили (йуа9£а9а1) мне помышления свои»98.

92 Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. X, 63 // SC 474 (рус. пер.: Древний патерик, изложенный по главам. Гл. 10. 63). Ср.: Apophthegmata Patrum. De abbate Poemene. 93 // PG 65. Col. 344 (рус. пер.: Алфавитный патерик. Об авве Пимене. 93. С. 448).

93 Les Apophtegmes des Pères. Collection systématique. XVI, 23 // SC 474 (рус. пер.: Древний патерик, изложенный по главам. Гл. 16. 22).

94 Vita Joannis Hesychastae // Kyrillos von Skythopolis / E. Schwartz, Hrsg. P. 217 (рус. пер.: Кирилл Скифопольский. Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы // ППС. 1893. Вып. 3. С. 20).

95 Ibid. P. 218 (рус. пер.: Там же. С. 21).

96 Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance. Lettre 17 // SC 426 (рус. пер.: Варсануфий Великий, прп. Вопрос 17. С. 49).

97 Ibid. 570с // SC 451 (рус. пер.: Там же. С. 494).

98 Dorothée de Gaza. Didaskalia 11. 121. P. 370 (рус. пер.: Дорофей Газский. Поучение 11. C. 172).

Прп. Антиох Монах употребляет этот термин в значении не исповедального, но жертвенного посвящения себя Богу: «Посему следует, посвятив (^уатьб^та) себя Богу с чистым помышлением (хабарой Хоуюцой) и добрыми деяниями...»99.

Характер употребления данного термина может быть объяснен с учетом особенности христианского духовничества — «несения бремени», предполагающего, что в силу своей жертвенной заботы о ближнем пастырь брал его тяготы и возлагал себе на плечи: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Мы рассмотрели основные термины, которыми в общем виде обозначалось действие «откровения» помыслов и грехов. Иногда это действие происходило в рамках покаянного исповедания перед духовником (старцем) или Богом в личной молитве. Сопровождающим действием было сокрушение кающегося и сознание своего греха. Иногда «откровение» было результатом личной борьбы с невидимой силой, препятствующей терзаемому монаху открыть свои переживания и тяготы старцу. Сам термин ¿^ау6р£ио1; редко встречается в произведениях монашеской письменности ГУ—УГГ вв. и еще реже им обозначалось «откровение помыслов». По-видимому, в то время он еще не приобрел того значения, каким наделил его спустя два столетия прп. Феодор Студит и современная наука.

Напротив, в обозначении действия «открытия» сокровенных помыслов мы видим использование иных терминов: хатщорёю, а^отшиа, ¿^ауу^ХХю, &уаууШю, ра1еГасю, ¿^оцоХоу^ю, сопГеББЮшБ, е?,о«о^о?е1, бцоХоу^ю, &о«о^о?е1, ¿Хфа^ую, йяохаХйятю, £1я£^, ^уа^Эпщ. Одной из причин этого многообразия, вероятно, могло быть то, что аскетическое богословие монашества Древнего Востока не разделяло грех, совершенный на деле, от греха, совершаемого в тайниках сердца, поскольку они одинаково несли душевную пагубу. Даже сокрытие от взора духовника невинного помысла, требовавшего совета, было результатом демонского воздействия. Само действие «откровения» в зависимости от ситуации имело свой смысловой окрас — не просто «открыть», но и «обнаружить» малозаметное; «выявить» трудноразличимое; «показать» духовному врачу; «принести» или «возложить» тяжелое бремя греха на сильного духом старца.

Наличие выявленного терминологического многообразия, отраженного в различных контекстах и смысловых оттенках, может указывать на возможную типологию форм и видов осуществления практики откровения помыслов, основанную на богословских представлениях древнего монашества в области аскетики, антропологии, ангелологии и пастырства. Дальнейшие исследование практики откровения помыслов в этих аспектах могло бы привнести новые сведения в эту еще не достаточно изученную область знаний богословия древнего монашества.

99 Antiochus Monachus. Pandecta scripturae sacrae. 87 // PG 89. Col. 1700D (рус. пер.: Антиох Монах, прп. Пандекты. Слово 87. С. 486).

Источники

Послание епископа Аммона // У истоков культуры святости: Памятники древнецерков-ной аскетической и монашеской письменности / вступ. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Паломникъ, 2002.

Правила (kanones) православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинс-ко-Истрийского / пер. с серб.: в 2 т. СПб.: тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911. Т. 1.

Antiochus Laurae S. Sabae Monachus. Pandectes Scripture sacrae, ex Ducaei Supplemento // PG 89. Col. 1415—1849 (рус. пер.: Антиох Монах, прп. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / пер., коммент. П. К. Доброцветова. М.: Сибирская Благозвонница, 2015).

Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 71-440 (рус. пер.: Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009).

Arsenius Eremita. Doctrina et exhortatio // PG. 66. Col. 1617-1620.

Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance / F. Neyt, P. de Angelis-Noah, introd., texte crit., notes; L. Regnault, trad. P.: Les Éditions du Cerf, 1997-2002 (SC; 426; 427; 450; 451; 468) (рус. пер.: Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М.: Сибирская Благозвонница, 2013).

Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae; Regulae brevius tractatae // PG. 31 (рус. пер.: Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2).

Chaîne M. Le manuscrit de la version copte en dialecte sahidique des "Apophthegmata Patrum". Le Caire, 1960 (рус. пер.: Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке / введ., пер. с коптского, коммент. А. И. Еланской. СПб.: Алетейя, 2001).

Dorothée de Gaza. OEuvres spirituelles / L. Regnault, J. de Préville, éd. P.: Les Éditions du Cerf, 1963 (SC 92) (рус. пер.: Дорофей, авва, прп. Душеполезные поучения и послания. С присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Благовест, 2010).

Evagrius. De oratione // PG. 79. Col. 1165-1200 (рус. пер.: Творения аввы Евагрия: Аскет. и богослов. трактаты / пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994).

Gregorius Nazianzenus. Orationes // PG. 37 (рус. пер.: Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. Т. 2).

Gregorius Nyssenus. Epistula canonica // PG. 45 (рус. пер.: Григорий Нисский, свт. Творения. М.: тип. В. Готье, 1871. Ч. 8).

Gregorius Nyssenus. Homiliae in orationem dominicam // PG. 44 (рус. пер.: Григорий Нисский, свт. Творения. М.: тип. В. Готье, 1861. Ч. 1).

Historia Monachorum in Aegypto / A.-J. Festugière, éd. crit. text grec., trad. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1971 (SH; 53) (рус. пер.: История египетских монахов / пер., коммент., вступ. ст. Н. А. Кульковой. М.: ПСТБИ, 2001).

Isaias, abbas. Asceticon // Той ôoiou naxpôç ^©v APPa 'HoaTou Xôyoi K0' / Augoustinos Iordanites. ТерообХща: Tùnoiç TepoO KoivoO той navayiou Тйфои, 1911 (рус. пер.: Авва Исаия. Духовно-нравственные слова // Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка подвижника, Исайи отшельника, Симеона Нового Богослова: Репр. М.: Моск. подворье Свято-Успен. Псково-Печер. мон-ря, 1995. С. 202-428; Он же. Слова // Добротолюбие: в русском переводе: в 5 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. Т. 1. С. 236-434).

Jean Cassien. Conférences / E. Pichery, introd., text latin, trad. et not. P.: Les Éditions du Cerf, 1955-1959 (SC 42; 54; 64) (рус. пер.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Творения: Догмати-ко-полемические и аскетические творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2023).

Jean Cassien. Institutions cénobitiques / J.-Cl. Guy, S.J., text lat. revu, introd., trad. et notes. P.: Les Éditions du Cerf, 1965 (SC; 109) (рус. пер.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Творе-

ния: Догматико-полемические и аскетические творения. М.: Сибирская Благозвон-ница, 2023).

Joannes Climacus. Scala paradisi; Liber ad Pastorem // PG. 88. Col. 624-1209 (рус. пер.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013).

Joannes Moschus, Monachus et Eremita. Pratum spiritual, ex Supplemento Ducaei et Monumentis // PG 87. Col. 2951-3146 (рус. пер.: Иоанн Мосх, блж. Синайский патерик, или Луг духовный / пер. с греч., примеч. М. И. Хитрова, прот. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008).

Kyrillos von Skythopolis / E. Schwartz, Hrsg. Leipzig: J. C. Hinrichs Verlag, 1939 (рус. пер.: Кирилл Скифопольский. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого // Палестинский Православный Сборник. 1892. Вып. 2; Он же. Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы // Палестинский Православный Сборник. 1893. Вып. 3).

Lefort L. Th. Les vies coptes de S. Pachôme et de ses premiers successeurs. Louvain, 1943.

S. Pachomii vita. Bohairice scripta / L. Th. Lefort, éd. Louvain: Imprimerie orientaliste L. Dur-becq, 1925.

S. Pachomii vita. Sahidice scripta / L. Th. Lefort, éd. Louvain: Imprimerie orientaliste L. Dur-becq, 1933.

Les Apophtеgmes des Pères. Collection systématique / J.-Cl. Guy, introd., texte critique, trad. et notes. P.: Les Éditions du Cerf, 1993-2005 (SC; 387; 474; 498) (рус. пер.: Древний патерик, изложенный по главам / пер. с греч. В. Рождественского [Репр. с 3 изд.: М., 1899]. М.: Планета, 1991).

Makarios, abba. Die 50 geistlichen Homilien des Makarios / H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger, Hrsg. B.: Walter de Gruyter & Co, 1964 (рус. пер.: [II тип] Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 20132).

Marc le Moine. Traités / G.-M. de Durand, éd. P.: Les Éditions du Cerf, 1999-2000 (SC 445; 455) (рус. пер.: Марк Подвижник, прп. Аскетические творения. 2-е изд., испр. Сергиев Посад: CTCJI, 2013).

Palladio. La storia Lausiaca / G. J. M. Bartelink, ed. Verona: Fondazione Lorenzo Valla, 1974 (recensio G) (рус. пер.: Палладий, еп. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М.: Благовест, 2013).

Sancti Pachomii. Vitae Graecae / F. Halkin, éd. Bruxelles: Soc. des Bollandistes, 1932 (рус. пер.: Хосроев А. Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общеж. монашества в Египте. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2004).

Sophronius. De peccatorum confessione // PG. 87.3. Col. 3365-3372 (рус. пер.: Тарасов М. А. Перевод трактата «Об исповедании грехов» святителя Софрония Иерусалимского // Труды и переводы. 2018. № 1. C. 130-137).

Théodore Stoudite. Petites catéchèses / E. Auvray, éd. P., 1891 (рус. пер.: Феодор Студит, прп. Малое оглашение // Творения: в 3 т. Т. 2: Нравственно-аскетические творения. М.: Сибирская благозвонница, 2011).

Une Vie inédite de Saint Pachôme (BHG 1401a) / F. Halkin, éd. // AB. T. 97, 1979.

Список литературы

Ларше Ж.-Кл. Духовное бессознательное: Православная концепция бесcознательного и ее применение в лечении психических и духовных недугов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2021.

Различие между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником // Троицкий цветок. № 69. Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1910.

Соловьев А., прот. Старчество по учению святых отцев и аскетов. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.

Хосроев А. Л. Пахомий Великий. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2004.

Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение. М.: Паолине, 2000.

Ячменик В. А. Статья С. И. Смирнова «Старчество и духовничество» в контексте его спора с П. В. Гидуляновым об источнике «власти ключей» // Русское богословие: исследования и материалы. М.: ПСТГУ, 2023. Вып. 6. С. 112-130.

Allen P. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents. N. Y.: Oxford University Press, 2010.

Glare P. G. W. Oxford Latin Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 2016.

Hausherr I. Direction spirituelle en Orient autrefois. R.: Pont. Inst. Orient. Studiorum, 1955.

Kanaeva E. Shepherd, Physician and Intercessor: The Specialization of Different Types of Authority in the Church in the Context of Practices of Confession in Byzantium (III-X centuries) // Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. 2022. Vol. 6. № 4. P. 36-60.

Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Oxford University Press, 1961.

Nowack G. Un manuscrit hagiographique de l'ancien fonds du monastère du Prodrome (Serrés) // Revue des études byzantines. 1958. T. 16. P. 143-157.

Spidlik T. La spiritualité de l'Orient chrétien. Manuel systématique. R.: Pont. Inst. Orient. Studiorum, 1978.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2024. Vol. 112. P. 9-29

DOI: 10.15382/sturI2024112.9-29

Alexander Fadeev, Priest, Graduate Student, Sretenskaya Theological Academy Moscow, Russia PriestAleksandrFadeev@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-1641-768X

Conceptual and Terminological Aspect of the Practice of Revelation of Thoughts in the Tradition of Egyptian and Palestinian Monasticism of the 4th — 7th Centuries

A. Fadeev

Abstract: The article analyses the original terminology of the patristic texts of Egyptian and Palestinian monasticism of the 4th — 7th centuries, which is found when mentioning the practice of revelation of thoughts as an important pastoral-ascetic activity and a form of spiritual guidance in the monastic tradition of this period. The article identifies the main terms related to this area, describes the context of their use and various semantic shades that reflect the corresponding forms, conditions and characteristics of this activity. Modern patrologists strictly distinguish the practice of revealing thoughts from confession, which in ancient times was carried out in all forms of monastic life, i.e. in hermitage, semi-hermitage, community, and laura. At the same time, the most ancient sources do not always reflect this difference, their external forms and ideological content. Another equally important question is not entirely clear either: how the great

fathers of ancient Eastern monasticism understood this saving remedy, whether for them there was a division between confession and revelation of thoughts as between two different actions of repentance, and if so, what appeared for them to be clear criteria in such division. The sources for the study were the most prominent and significant monastic works in the tradition of Egypt and Palestine in the 4th — 7th centuries, which was the period of formation, development and greatest flourishing of monasticism, and at the same time of its ascetic and pastoral theology. Some manuscripts of individual sources were also used, including the most ancient ones, reflecting the understanding of the practice being studied in the minds of scribes belonging to various manuscript traditions, i.e. Greek, Latin, and Coptic. The topic of the study are terms denoting revelation (of hidden thoughts, sinful falls committed in secret), revelation (of oneself, one's emotional experiences, demonic temptations, etc.), confession (of sins, a passionate disposition of the soul and its destructive consequences).

Keywords: Egyptian monasticism, Palestinian monasticism, revelation of thoughts, confession, repentance, eldership, spiritual guidance.

References

Allen P. (2010) Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents. New York.

Glare P. G. W. (2016) Oxford Latin dictionary. Oxford.

Hausherr I. (1955) Direction spirituelle en Orient autrefois. Rome.

Iachmenik V. A. (2023) "Stat'ia S. I. Smirnova «Starchestvo i dukhovnichestvo» v kontekste ego spora s P. V. Gidulianovym ob istochnike «vlasti kliuchei»" [S. I. Smirnov's article "Eldership and Pastoral Care" in context of his dispute with P. V. Gidulianov on the Source of "Potestas Clavium"], in Russkoe bogoslovie: issledovaniia i materialy [Russian theology: studies and materials], vol. 6, Moscow, pp. 112-130 (in Russian).

Kanaeva E. (2022) "Shepherd, Physician and Intercessor: The Specialization of Different Types of Authority in the Church in the Context of Practices of Confession in Byzantium (III-X centuries)". Philosophy. Journal of the Higher School of Economics, vol. 6, no. 4, pp. 3660.

Khosroev A. L. (2004) Pakhomii Velikii [Pachomius the Great]. St. Petersburg (in Russian).

Lampe G. W. H. (1961) A Patristic Greek Lexicon. Oxford.

Larchet J.-Cl. (2021) L'inconscient spirituel. Moscow (in Russian).

Nowack G. (1958) "Un manuscrit hagiographique de l'ancien fonds du monastère du Prodrome (Serrés)". Revue des études byzantines, vol. 16, pp. 143—157.

Solov'ev A. (2009) Starchestvo po ucheniiu sviatykh ottsev i asketov [Eldership in the teaching of saint fathers and ascetics]. Sergiyev Posad (in Russian).

Spidlik T. (1978) La spiritualité de l'Orient chrétien. Manuel systématique. Rome.

Статья поступила в редакцию 24.03.2024

The article was submitted 24.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.