Научная статья на тему 'Понятийно-терминологические аспекты транспортного транзита на примере обзора законодательных актов России и Латвии'

Понятийно-терминологические аспекты транспортного транзита на примере обзора законодательных актов России и Латвии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЛАТВИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАНЗИТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / RUSSIA / LATVIA / INTERNATIONAL RELATIONS / TRANSPORT TRANSIT / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазанович Людмила Сергеевна

Экономические отношения играют все большую роль при межгосударственном взаимодействии. Латвия, как государство, имеющее общие границы с Россией, является одним из важных партнеров, в том числе и в вопросах транспортного транзита. Ухудшение международной обстановки оказывает также негативное влияние на двусторонние российско-латвийские связи, поэтому представляется актуальной попытка рассмотрения существующих законодательных основ осуществления международных транзитных перевозок. Целью работы является выявление закономерностей в сфере регулирования перевозок грузов между Россией и Латвией, а также попытка определения основ для преодоления сложившегося кризиса. Предметом исследования была выбрана транзитная отрасль межгосударственного взаимодействия, объектами исследования законодательные базы Российской Федерации и Латвийской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сазанович Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and terminological aspects of transport transit the case study of review of legislative acts in Russia and Latvia

Economic relations play an increasingly important role in international cooperation. Latvia, as a state with common borders with Russia, is its important partner, including the sphere of transport transit. The deterioration of the international situation also has a negative effect on bilateral Russian-Latvian relations, in this regard, it is relevant to attempt to address existing legal framework for the implementation of international traffic transit. The aim of this work is to identify regularities in the sphere of regulation of transportations of cargoes between Russia and Latvia, but also attempts to determine the basis to overcome the current crisis. The subject of research is the transit industry of interstate interaction, the objects of study are the legislative base of the Russian Federation and the Latvian Republic.

Текст научной работы на тему «Понятийно-терминологические аспекты транспортного транзита на примере обзора законодательных актов России и Латвии»

Понятийно-терминологические аспекты транспортного транзита на примере обзора

законодательных актов России и Латвии

Conceptual and terminological aspects of transport transit the case study of review of

legislative acts in Russia and Latvia

Сазанович Людмила Сергеевна,

Аспирантка, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный ниверситет,

Россия, Санкт-Петербург эл. почта: karzovaluda@hotmail.com

Sazanovich Liudmila,

PhD student, School of International Relations, Saint Petersburg state university Russia, St. Petersburg e-mail: karzovaluda@hotmail. com

Аннотация.

Экономические отношения играют все большую роль при межгосударственном взаимодействии. Латвия, как государство, имеющее общие границы с Россией, является одним из важных партнеров, в том числе и в вопросах транспортного транзита. Ухудшение международной обстановки оказывает также негативное влияние на двусторонние российско-латвийские связи, поэтому представляется актуальной попытка рассмотрения существующих законодательных основ осуществления международных транзитных перевозок. Целью работы является выявление закономерностей в сфере регулирования перевозок грузов между Россией и Латвией, а также попытка определения основ для преодоления сложившегося кризиса. Предметом исследования была выбрана транзитная отрасль межгосударственного взаимодействия, объектами исследования -законодательные базы Российской Федерации и Латвийской Республики.

Annotation

Economic relations play an increasingly important role in international cooperation. Latvia, as a state with common borders with Russia, is its important partner, including the sphere of transport transit. The deterioration of the international situation also has a negative effect on bilateral Russian-Latvian relations, in this regard, it is relevant to attempt to address existing legal framework for the implementation of international traffic transit. The aim of this work is to identify regularities in the sphere of regulation of transportations of cargoes between Russia and Latvia, but also attempts to determine the basis to overcome the current crisis. The subject of research is the transit industry of interstate interaction, the objects of study are the legislative base of the Russian Federation and the Latvian Republic.

Ключевые слова: Россия, Латвия, международные отношения, транспортный транзит, законодательные акты. Key words: Russia, Latvia, international relations, transport transit, legislation.

Понятие «транспортный транзит» в научной литературе чаще всего встречается в связи с экономическими вопросами, однако этот факт не уменьшает его важности для международных отношений и межгосударственных связей. Заметим, что данный термин имеет различные определения, перечислим основные из них. В экономической литературе значение слова «транзит» раскрыто следующим образом: «это перевозка грузов (пассажиров) из одной точки в другую через промежуточные пункты без необходимости перегрузок (пересадок) в них. В сфере международных экономических отношений этим термином обозначается

перемещение товаров (грузов) по территории государства при следовании их из одной страны в другую» [1]. Заметим, что на практике выделяют несколько разновидностей транзита (по способу транспортировки): сухопутный, в который включают автомобильный, железнодорожный, трубопроводный (нефте-, газо-, водопроводы, а также ЛЭП), воздушный, морской транзит. «Различают прямой транзит — перевозки иностранных товаров под таможенным обеспечением, без помещения на таможенный склад; косвенный транзит — перевозки иностранных товаров, поступающих на таможенные склады, а затем — за границу» [2].

Транзит играет важную роль для экономических отношений государств. Взаимодействие стран через соглашения о транзитной перевозке грузов требует с каждой стороны проведения определенных мероприятий, обеспечивающих контроль за режимом на своей территории, гарантируя безопасность, обеспечивая скорость доставки и сохранность транспортируемого груза. Многие исследователи отмечают, что таможенная политика при транзите товаров является показателем взаимосвязи между странами, характеризует уровень доверия и открытости отношений на международном уровне. Обращаясь к практическим вопросам, следует отметить, что Латвия занимает выгодное географическое положение [3]: с востока она граничит с Россией - одним из крупнейших импортеров сырья, кроме того страна имеет выходы к Балтийскому морю, что дает возможность экспортировать товары как в Северные и Скандинавские страны, так и в Западноевропейские страны. Кроме того транзит через территорию Латвии составляет значительную часть наполнения ее бюджета: «Латвия зависит от России в сфере транзита на 80%... Транзит грузов через Латвию составляет 12% ВВП страны» [4].

На сегодняшний день существует целый ряд международных соглашений и законов, регулирующих вопросы транзита. Далее обратимся к основным документам, которые условно можно разделить на три группы: международные (действующие для большей части мирового сообщества), региональные (действующие в определенном регионе, например, на территории стран ЕС) и внутригосударственные.

Одними из первых документов, призванных регулировать вопросы транспортного транзита были приняты в 1921 году в Барселоне: Конвенция и Статут о транзите, в 1923 г. была принята Женевская конвенция о транзитной передаче электрической энергии. Другим немаловажным международным соглашением, позволившим сформировать режим контроля транзитных перевозок в современном понимании, является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) [5], принятое странами еще в 1947 году после окончания II Мировой войны. Заметим, что ГАТТ дополнялось с течением времени и учитывало изменения, происходящие в мировом сообществе. Так, статья V определяет правовые основы транзита через территорию другого государства, утверждая свободу транспортировки пассажиров, грузов, товаров, багажа. В настоящее время ведущей организацией, регулирующей отношения между государствами в сфере торговли и транзита, является Всемирная торговая организация (ВТО), которая заменила в1994 г. ГАТТ, ее членами стали Латвия (1999) и Россия (2012) [6]. Заметим, что для латвийской стороны вступление России в ВТО также стало важным событием, поскольку одной из основных целей ВТО является разрешение международных споров в сфере торговли, а также либерализация международного рынка, уменьшение неравенства в рыночных отношениях (отмена монополии на тарифы).

Как уже упоминалось ранее, кроме международных документов, действуют также региональные и внутригосударственные правила транзита. Поскольку одним из объектов исследования является Латвия, государство-член ЕС, обратимся к документам, регулирующим транзит на территории стран, входящих в его состав. В основе идеи создания единого европейского пространства лежали экономические принципы и стремление создать единое таможенное пространство, для которого должны были действовать единые тарифы и условия транспортировки товаров, таким образом, было образовано Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), из которого позднее был сформирован Европейский Союз. Параллельно с образованием ЕЭС была создана Европейская организация свободной торговли (ЕАСТ) [7], в которую вошли страны, не подавшие заявку на членство в ЕЭС. С течением времени часть стран-членов ЕАСТ вышли из ее состава и стали членами ЕС, однако до настоящего времени принципы таможенного транзита, установленные в ЕАСТ, продолжают действовать. Также на территории Европейского Союза действует Таможенный кодекс [8,9], принятый в 1992 г.,

а с 1 мая 2016 г. действуют новые поправки[10], учитывающие последние изменения. В основе идеи обновленного кодекса - скорость доставки (часть полномочий снимаются с таможенных органов и передаются уполномоченным экономическим операторам), а также безопасность грузов [11]. Важной особенностью новых правил транзита является перевод большей части документации в электронный вид, что позволит легче отслеживать груз, снимет необходимость дополнительных проверок груза по пути следования, а также обеспечит безопасность перевозок.

Обращаясь к законодательным актам Латвийской Республики, следует отметить, что данное государство является полноправным членом ЕС с 2004г., это означает, что на его территории действуют все принципы и законы, принятые руководством Союза [33]. Основополагающим документом по транзиту, как и в других странах ЕС, а также в РФ, по вопросам транзита в Латвии является ГАТТ. Во внутригосударственном законодательстве среди законов, регулирующих вопросы транзита грузов через Латвию наиболее значительными являются: закон «О таможне» [12], «О порядке применения таможенной процедуры к транзиту» [13], об «Общем транзитном бланке процедуры транзита и прилагаемого документооборота, заполнении транзитной декларации и порядке предъявления претензий к процедуре транзита» [14], Конвенция об упрощенной взаимной ответственности процедур в странах-участницах Европейского Союза, которая составлена на основе 3 статьи Конвенции в Договоре о Европейском Союзе [15], Изменения кабинета Министров от 8 сентября 1998 года №339 «Порядок, по которому выполняется таможенная процедура -транзит» [16], закон «Об уставе совета Латвийских портов, транзита и логистики» [17], закон «О Рижском свободном порте» [18], Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении [19] и многие другие. Каждый из вышеперечисленных документов содержит в том или ином виде положения, согласно которым осуществляется грузовой транзит через территорию Латвии. Кодекс административных нарушений Латвии содержит информацию об ответственности сторон в случае нарушения правил перевозки грузов (статья 149.33). Особое значение для данного исследования имеет и Договор об общей Прибалтийской процедуре транзита [20], принятый тремя Прибалтийскими республиками 10 июля 1998 г., в соответствии с которым страны договаривались о сотрудничестве при транспортировке грузов по территории одного из государств. Закон был составлен с учетом будущего присоединения стран к Конвенции об общем транзите, в 2011 г. закон утратил силу в связи с решением Эстонского правительства об отмене действия соглашения. Ряд Латвийских законов, например, таких как закон «О Рижском свободном порте», призваны создать благоприятные условия для развития экономических связей и привлечь иностранные компании для осуществления своей деятельности на территории Латвии. Важным фактом, указывающим на то, что руководство страны заинтересовано в развитии отношений в области транзита, является упоминание транзита в Латвийском Национальном плане развития на 2014-2020 год [21]. В документе подчеркивается выгодное географическое положение государства: на пути следования из Восточной части в Западную, кроме того говорится о важности развития и оборудования транзитных коридоров (автодороги, железные дороги, порты) в целях привлечения большего количества предприятий.

После распада Советского Союза была создана организация Содружества Независимых государств, целью которой было политическое, экономическое, культурное, гуманитарное сотрудничество, взаимная помощь в поддержании мира и соблюдении прав человека на территории стран-участниц, а также создание базы для единого экономического пространства - зоны свободной торговли. В рамках СНГ были заключены различного рода соглашения. В течение 5 лет действовало соглашение «О порядке транзита» [22] через территорию стран СНГ, принятое 8 февраля 1992г., которое предусматривало режим оформления грузов из третьих стран, не являвшихся членами СНГ, в то же время транзитные грузы государств СНГ освобождались от таможенных пошлин и сборов. В 2011 году между членами стран СНГ (в том числе и с участием России) был подписан договор о зоне свободной торговли СНГ [23], статья 7 данного договора посвящена транзиту и закрепляет право на свободу транзита грузов по территориям стран, подписавших договор, в соответствии со статьей V ГАТТ 1994 г., кроме того предусматривается право на безопасное перемещение товаров, однако в то же время страна имеет право отказать в транспортировке какого-либо груза через свою территорию или определить список товаров, требующих дополнительных документов при транспортировке.

Еще одним региональным образованием, направленным на улучшение качества таможенных процедур, в том числе и транзитных перевозок, следует считать Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана, созданный в 2010 году, позднее в его состав вошли также Армения и Киргизия. Одним из основных документов Таможенного союза (ТС) является Таможенный кодекс [24], вступивший в силу с 1 июля 2010 г. Заметим, что в 2011 г. существовала идея о присоединении Таможенного союза к Конвенции о процедуре общего транзита [25], однако в виду отсутствия устоявшейся внутренней правовой системы взаимодействия, было принято решение отложить данное действие на некоторый срок.

Кроме Таможенного кодекса ТС на территории Российской Федерации действует федеральный закон № 311 от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [26]. Статья 87 данного закона регулирует таможенную процедуру «таможенного транзита в отношении иностранных товаров, следующих в

адрес уполномоченного экономического оператора, осуществляющего производственную деятельность», а также глава 29 «Таможенная процедура таможенного транзита» статьи 233-237 [27] призваны пояснять все необходимые процедуры и правила проведения таможенного транзита. Следует отметить, что данный федеральный закон был составлен с учетом Таможенного кодекса Таможенного Союза и некоторые статьи полностью ссылаются на процедуры, прописанные в кодексе.

Среди внутригосударственных законов РФ, регулирующих вопросы транзита следует упомянуть федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», принятый еще в 1995 году, претерпевший редакции от 1997 г., 1999 г., 2003г. и т.д., на сегодняшний день действует редакция от 13.07.2015 № 233-ФЗ [28], в котором устанавливается свобода международного транзита (статья 31), данная статья также содержит отсылку на таможенное законодательство Таможенного союза. Еще один внутренний закон Российской Федерации - Таможенный кодекс N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года [29]. Вопросы внутреннего таможенного транзита рассматриваются в главе 10 статьи 79-92, в соответствии с которыми внутренним таможенным транзитом считается «таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[29]. Еще один Федеральный закон «О транзитных перевозках грузов по территории Российской Федерации» [30], принятый в 2013 г., «регулирует отношения, связанные с организацией и выполнением транзитных перевозок грузов различными видами транспорта, а также устанавливает основы государственной политики в сфере использования транзитного потенциала Российской Федерации в области перевозок грузов». На территории РФ также действует закон о транзите по железнодорожным путям [31], Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ [32] регулирует порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации (глава VI статьи 29-32). Кроме того, статья 16.10 кодекса об административных правонарушениях РФ [33] предусматривает административное наказание в виде штрафа в случае несоблюдения перевозчиком сроков, маршрута следования или доставку транзитных грузов товаров в иную зону таможенного контроля.

Проводя сравнительный анализ законодательных актов Российской Федерации и Латвийской Республики, регулирующих процедуру грузового транзита, можно сделать следующие выводы: в целом принципы транзита для каждой из стран не имеют концептуальных различий. Каждая из изучаемых сторон стремится к улучшению качества обслуживания, а также развитию инфраструктуры ради получения большей прибыли и повышения привлекательности для инвесторов и заинтересованных лиц. Акторы международных отношений заинтересованы в быстрой и качественной транспортировке товаров. Большая часть законов направлена с одной стороны на облегчение таможенной процедуры транзита (введение обязательного электронного документооборота, облегчающего отслеживание груза, снижение числа остановок и т.п.), с другой на усиление контроля и повышения уровня безопасности. Важную роль отводят также борьбе с контрабандой, при большом потоке автомобильного транспорта вводится отслеживание грузов с помощью электронных устройств. Особое внимание уделяется вопросам сохранения окружающей среды, что также зафиксировано в документах различного уровня, например, в планах строительства и развития инфраструктуры портов, автомобильных трасс, нефте- и газопроводов. Латвия, как полноправный член ЕС, обязана приводить внутреннее законодательство в соответствии с общеевропейскими решениями и соглашениями (по условиям членства в Союзе). В связи с этим, и российской стороне необходимо подстраиваться под новые реалии и вести переговоры

с представителями обеих сторон для достижения совместных целей (например, решение вопроса о транзите энергоресурсов).

Таким образом, в данной главе был сделан обзор законодательной базы, регулирующей транзит как на международном уровне, так и не уровне межгосударственных объединений, а также на государственном уровне каждого из объектов исследования. Удалось прийти к следующим выводам:

Транзит является частью экономической политики каждого из акторов международных отношений;

В то же время вопросам транзита уделяется большое внимание на политическом уровне, что подтверждает тезис о тесной взаимосвязи политической и экономической деятельности государства;

Несмотря на отличия в правилах и законодательных системах транспортировки грузов, каждая сторона заинтересована в наиболее качественном и безопасном обслуживании.

Список используемой литературы

1. Ахи С. Транзит - это область экономических отношений 04.10.2014. / Ахи С. URL: http://fb.ru/article/153379/tranzit-eto-oblast-ekonomicheskih-otnosheniy (дата обращения: 13.08.2016).

2. Сайт ООО «Транспортная Динамичная Компания» URL: http://rail-tdk.ru/nashi_uslugi/dostavka_sbornyh_gruzov/ (дата обращения: 13.08.2016).

3. Гжибовская Н.В. Роль транзита в экономике Латвии / Гжибовская Н.В. URL: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/ab7/%D0%93%D0%B6%D0%B8%D0%B1%D0%BE %D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%9D.%20%D0%92._139-148.pdf (дата обращения: 28.02.2016).

4. Газета «Взгляд». В Латвии признали зависимость от транзита из России, 6 октября 2014. URL: http://vz.ru/news/2014/10/6/709068.html (дата обращения: 28.02.2016).

5. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. URL: http://base.garantru/2560614/#friends (дата обращения: 24.08.2016).Сайт ВТО URL: https://www.wto.org/ (дата обращения: 05.03.2016).

6. Сайт Европейской организации свободной торговли URL: http://www.efta.int/ (дата обращения: 26.08.2016).

7. Сайт Торгово-промышленной палаты Европейского Союза URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/index_en.htm (дата обращения: 27.08.2016).

8. EU Customs strategy URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/policy_issues/customs_strategy/index_en.htm (дата обращения: 27.08.2016).

9. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&id=4300/ (дата обращения: 27.08.2016).

10. Изменения таможенного кодекса ЕС в 2016 URL: http://www.impexcom.cz/novosti/123-statia-14 (дата обращения: 27.08.2016).

11. Muitas likums URL: http://likumi.lv/doc.php?id=283024 (дата обращения 29.08.2016).

12. Muitas procedüras - tranzits - piemerosanas kartiba URL: http://likumi.lv/doc.php?id=269555 (дата обращения: 29.08.2016).

13. Par "Kopeja/Kopienas tranzita procedüras tranzita deklaracijas veidlapu un pievienoto dokumentu aprites, tranzita deklaracijas noslegsanas un pretenziju iesniegsanas kartibu" URL:

http://likumi.lv/m/doc.php?id=98570 (дата обращения: 29.08.2016).

14. Konvencija par vienkarsotu savstarpejas izdosanas procedüru Eiropas Savienibas dalibvalstis, kas sastadita, pamatojoties uz K 3. pantu Liguma par Eiropas Savienibu URL: http://likumi.lv/doc.php?id=67696 (дата обращения: 15.08.2016).

15. Grozijumi Ministru kabineta 1998.gada 8.septembra noteikumos Nr.339 "Kartiba, kada izpildama muitas procedüra - tranzits" URL: http://likumi.lv/m/doc.php?id=26167 (дата обращения: 15.08.2016).

16. Par Latvijas Ostu, tranzita un logistikas padomes nolikumu URL: http://likumi.lv/doc.php?id=225781 (дата обращения: 15.08.2016).

17. Rigas brivostas likums URL: http://likumi.lv/doc.php?id=3435 (дата обращения: 15.08.2016).

18. Noligums par starptautisko dzelzcela kravu satiksmi (smgs) URL: http://likumi.lv/ta/lv/starptautiskie-ligumi/id/547 (дата обращения: 15.08.2016).

19. Ligums par Baltijas kopejo tranzita proceduru URL: http://likumi.lv/ta/lv/starptautiskie-ligumi/id/905 (дата обращения: 15.08.2016).

20. Par Latvijas Nacionalo attistibas planu 2014.-2020.gadam URL: http://likumi.lv/doc.php?id=253919 (дата обращения: 15.08.2016).

21. Соглашение «О порядке транзита» СНГ от 8 февраля 1992 г. URL: http://cis.mmsk.by/reestr/m/mdex.html#reestr/view/text?doc=20 (дата обращения: 27.08.2016).

22. Договор «О зоне свободной торговли СНГ» URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text? doc=3183 (дата обращения: 27.08.2016).

23. Таможенный кодекс ТС URL: http://issa.ru/legislation/customts/ (дата обращения: 27.08.2016).

24. Транзит на вылет URL: http://wingi.ru/content_articles_view/id-4719/ (дата обращения: 27.08.2016).

25. Федеральный закон № 311 от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» http://issa.ru/legislation/fzcustoms/ (дата обращения: 27.08.2016).

26. Федеральный закон № 311 от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» URL: http://issa.ru/legislation/fzcustoms/ (дата обращения: 27.08.2016).

27. Федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 27.08.2016).

28. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) - N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года URL: http://www.tks.ru/codex (дата обращения: 27.08.2016).

29. Федеральный закон «О транзитных перевозках грузов по территории Российской Федерации» URL: http://www.tks.ru/news/law/2013/01/11/0001 (дата обращения: 27.08.2016).

30. Федеральный закон «О ратификации Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза» URL: http://www.rosgranstroy.ru/useful/document2575.phtml (дата обращения: 28.08.2016).

31. Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 6 декабря 2011 г. N 400 -ФЗ URL: http://base.garant.ru/10135803/6/ (дата обращения: 28.08.2016).

32. Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ URL: http://www.zakonrf.info/koap/16.10/ (дата обращения: 28.08.2016).

33. Рязанцева Н.Б. От интеграции к сплочению общества на примере Латвийской Республики // Клио. -2016. - № 2 (110). СПб.- с. 107-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.