Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ СОЗДАНИЯ АВИАДВИГАТЕЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ'

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ СОЗДАНИЯ АВИАДВИГАТЕЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТА / ТЕРМИНОЛОГИЯ / INNOVATIVE PROJECT / SOCIOPHYSICAL POTENTIAL / PROJECT POTENTIAL / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустаев И.З., Максимова Н.К.

В статье рассмотрено понятие потенциала и его историческое развитие. Отражены основные подходы к определению потенциал предприятия и проекта реализуемого на предприятии. Рассмотрены существующие трактовки потенциалов инновационного проекта, используемые методы оценки. Приведена краткая классификация подходов, указаны недостатки. Приведены результаты анализа методической базы оценки потенциала проекта, указаны основные методы и выявлены некоторые недостатки. Обоснован вывод об отсутствии целостной методологии управления динамикой потенциалов инновационного проекта. Обоснован вывод о целесообразности уточнения понятийно-категориального аппарата моделирования интеграционных потенциалов инновационных проектов создания авиадвигателей нового поколения. На основании проведенного анализа предложены элементы понятийно-категориального аппарата. Применительно к созданию авиационного нового поколения формализованы понятия инновационного проекта; социофизического потенциала инновационного проекта, накопленного социофизического потенциала инновационного проекта, актива инновационного проекта, эффективности инновационного проекта, экономической эффективности инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мустаев И.З., Максимова Н.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL AND CATEGORICAL APPARATUS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF AN INNOVATIVE PROJECT FOR CREATING A NEW GENERATION AIRCRAFT ENGINE BASED ON INTEGRATION POTENTIALS

The article discusses the concept of potential and its historical development. The main approaches to determining the potential of an enterprise and an innovative project implemented at the enterprise are reflected. The existing interpretations of the potentials of the innovation project, the methods of assessment used are considered. A brief classification of approaches is given, disadvantages are indicated. The results of the analysis of the methodological base for assessing the potential of the innovative project are given, the main methods are indicated and some shortcomings are identified. The conclusion about the absence of a holistic methodology for managing the dynamics of the potentials of an innovative project is substantiated. The conclusion about the expediency of clarifying the conceptual-categorical apparatus for modeling the integration potentials of innovative projects for the creation of new generation aircraft engines has been substantiated. On the basis of the analysis, the elements of the conceptual-categorical apparatus are proposed. With regard to the creation of a new generation of aviation, the concepts of an innovative project are formalized; the sociophysical potential of an innovation project, the accumulated sociophysical potential of an innovation project, an asset of an innovation project, the effectiveness of an innovation project, the economic efficiency of an innovation project.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ СОЗДАНИЯ АВИАДВИГАТЕЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ»

Понятийно-категориальный аппарат стратегического управления инновационным проектом создания авиадвигателя нового поколения на базе интеграционных потенциалов

Мустаев Ирек Закиевич

докт. экон. наук, заведующий кафедрой управления инновациями Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), fermi_moustaev@mail.ru

Максимова Наталья Константиновна

руководитель департамента программно-проектного управления ПАО ОДК-УМПО natalia_02.78@mail.ru

В статье рассмотрено понятие потенциала и его историческое развитие. Отражены основные подходы к определению потенциал предприятия и проекта реализуемого на предприятии. Рассмотрены существующие трактовки потенциалов инновационного проекта, используемые методы оценки. Приведена краткая классификация подходов, указаны недостатки. Приведены результаты анализа методической базы оценки потенциала проекта, указаны основные методы и выявлены некоторые недостатки. Обоснован вывод об отсутствии целостной методологии управления динамикой потенциалов инновационного проекта. Обоснован вывод о целесообразности уточнения понятийно-категориального аппарата моделирования интеграционных потенциалов инновационных проектов создания авиадвигателей нового поколения. На основании проведенного анализа предложены элементы понятийно-категориального аппарата. Применительно к созданию авиационного нового поколения формализованы понятия инновационного проекта; со-циофизического потенциала инновационного проекта, накопленного социофизического потенциала инновационного проекта, актива инновационного проекта, эффективности инновационного проекта, экономической эффективности инновационного проекта.

Ключевые слова: инновационный проект, социофизический потенциал, потенциал проекта, терминология

о см о см

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

Введение

Решению проблем, возникающих при стратегическом управлении инновационным проектом создания сложного технического изделия, например, авиационного двигателя нового поколения посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых. Авиационные двигатели (АД) нового поколения обладают, с точки зрения управления проектами их создания, уникальными характеристиками, позволяющих выделить их в отдельный класс сложных инновационных технических изделий. Соответствующие проекты обладают следующими характерными чертами:

- - длительный жизненный цикл (ЖЦ), достигающий 40...50 лет;

- - необходимость, при формировании паспорта проекта, учета характеристик проектируемого технического изделия;

- - многоаспектность и существенная неопределенность ЖЦ во всех элементах;

- - разнообразие типов ресурсов инновационного проекта

Статья посвящена изложению элементов понятийно-категориального аппарата, формирующегося при моделировании стратегического управления инновационным проектом создания авиадвигателя нового поколения на базе интеграционных потенциалов.

Широко изучены подходы к оценке различных типов потенциалов технических объектов. Вместе с тем целостная методология управления динамикой потенциалов инновационного проекта отсутствует. Можно констатировать, что, в частности:

- существующие подходы не оформлены в единую область знаний;

- отсутствует единая концепция выявления потенциалов инновационных проектов и, соответственно, методологический подход к их наращению;

- нет представления о том, как развитие инновационного проекта связано с динамикой потенциалов, в т.ч. понимания целесообразности развития проекта с ограниченным потенциалом.

В зарубежных источниках упоминания об исследованиях по определению понятия и управления потенциалами проекта отсутствуют. В российских источниках данная проблема отражена недостаточно полно. В частности, требуется понимание уровня существующих потенциалов авиадвигателестроительной отрасли.

В рамках развития авиационного двигателестроения активно консолидируется разрозненный научно-технический потенциал, уменьшается дублирование разработок, развиваются и внедряются подходы к управлению жизненным циклом. В условиях ограниченных возможностей бюджетного и внебюджетного финансирования для сохранения и развития данной отрасли актуальным

является решение проблемы разработки новых методов организации производства, основанных на концентрации ресурсов в направлении реализации перспективных проектов создания новых авиационных двигателей [1]. Ведущую роль в развитии подотрасли играют крупномасштабные инвестиционные проекты, направленные на разработку двигателей нового поколения и предусматривающие выполнение и трансформацию результатов НИОКР в новый продукт или в новый технологический процесс, использующийся в практической деятельности и формирующий инфраструктуру научно-технического потенциала предприятия и авиадвигателестрои-телно отрасли в целом.

Анализ существующих методов оценки проектов показывает, что:

- отсутствуют критерии оценки потенциалов проекта;

- в качестве основных показателей оценки проектной деятельности преобладают финансовые показатели;

- недостаточное внимание уделяется другим, не менее важным критериям, таким как рыночные перспективы, научно-технический задел и т.д., которые не всегда можно оценить количественно;

- сложность, невысокая точность и несопоставимость критериев оценки, получаемых с использованием разных методов оценки;

- отсутствуют принципы комплексной оценки качественных и количественных параметров,

- отсутствуюе взаимоувязанность показателей, используемых на разных этапах жизненного цикла, что является одним из важных моментов при решении проблем управления проектами;

- в настоящее время широко применяются методы оценки потенциалов предприятий авиационного двига-телестроения, однако используемые показатели либо излишне многочисленны и обладают корреляционной зависимостью, либо не отражают реального состояния предприятия вследствие своей ограниченности.

Потенциал как характеристика инновационного проекта должен включать совокупность детализирующих его потенциалов. Например, реализация на авиадвига-телестроительном предприятии проекта по разработке нового перспективного двигателя, как правило, предполагает увеличение стратегического потенциала предприятия, увеличение научно-технического, технологического и других потенциалов. Обратно, должно быть понятно, в какой степени на увеличение общего потенциала предприятия, реализующего инновационный проект, влияют указанные потенциалы. В оценках должны отражаться различные стороны предприятия, в т.ч. как увеличение потенциала предприятия в результате выполнения инновационного проекта может использоваться предприятием в других проектах и программах. Должно быть понятно, как оценка величины потенциалов связана с основными факторами, влияющими на успех конкретного проекта, на использование этих факторов в деятельности предприятия.

Итак, можно констатировать целесообразность уточнения понятийно-категориального аппарата интеграционных потенциалов инновационных проектов создания авиадвигателей нового поколения. Введение комплексного параметра, интегрирующего разнообразные факторы, минимизирует риск принятия некорректного решения о реализации проекта.

1. Трактовка потенциалов инновационного проекта, используемые методы оценки

Потенциал в переводе с латинского - это сила, возможность. В зарубежной науке широко распространена теория потенциала, базирующаяся на гармонических функциях. Термин «теория потенциала» используется с 19 века, когда стало ясно, как можно моделировать фундаментальные природные силы. Было понято (Ньютон И., Гаусс К. и др.), что метод потенциалов применим не только для решения задач теории тяготения, но и для решения широкого круга задач математической физики. Ж. Лагранж (1773) ввел функцию, которую позже Дж. Грин (1828) назвал потенциальной, а К.Гаусс (1840) просто потенциалом [2,3]. Согласно толковому словарю Ушакова [4], потенциал - это физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. Согласно Большой Советской Энциклопедии [5], потенциал - это: понятие, характеризующее широкий класс физических полей, представляемых векторами; источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. В словаре Ефремовой [6] приводится следующие определения потенциала:

- Величина, характеризующая запас энергии тела, находящегося в данной точке поля.

- Совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере.

В экономической литературе понятие потенциала трактуется расширенно. В частности бизнес-потенциал инновационного проекта определяется как комплексная многофакторная, количественно-качественная характеристика состояния ключевых параметров инновационного проекта, отражающая степень его привлекательности для финансирования венчурным предпринимателем [7], или позволяющая сформировать многофакторную характеристику возможностей его реализации и выявить «узкие места» в процессе реализации проекта [8]. Широкое используется понятие потенциала предприятия, приводятся различные структуры потенциалов, методики расчетов. Можно отметить, что, несмотря на важность теоретического осмысления потенциалов предприятия и инновационных проектов, ресурсов, показателей эффективности, перечня факторов, оценки влияния, исследования носят ограниченный характер. Приведем некоторые результаты. В работе [10] в качестве компонент формализуются технологический, рыночный, финансовый и кадровый потенциалы предприятия. Согласно [9] этот список дополняется следующими типами потенциалов: производственный, ресурсный, экономический, интеллектуальный, инновационный, технический, научно-технический, инвестиционный, социальный, управленческий, маркетинговый. В [10] предложена структура потенциалов проекта, отличающаяся от структуры потенциалов предприятия: стратегический, технический, рыночный, производственный, технологический, экономический, инвестиционный, инновационный, кадровый, управленческий, информационный, инфраструктурный и логистический потенциалы.

По проведенным и другим работам можно сделать вывод, что существуют различающиеся подходы к определению структуры потенциалов предприятия, общепринятая классификация отсутствует. Вопрос определения структуры потенциала инновационного проекта практически не затрагивается.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

Для оценки потенциала проекта рядом авторов [11] предлагается поэтапная методика, предполагающая использование метода анализа иерархий [12] и многокритериальную оптимизацию [13]. Известны методические рекомендации по оценке экономической эффективности проектов [14, 15]. Разрабатываются методы оценки рисков, сценарного анализа, экспертного оценивания инвестиционных проектов, оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и др. [16,17]. Как правило, используются методы аддитивной и мультипликативной свертки. В частности, итоговая оценка потенциала представляется в виде линейной комбинации отдельных потенциалов с весовыми коэффициентами. Веса потенциалов оцениваются экспертно, что существенно обесценивает результаты.

Итак, можно отметить следующие недостатки:

- не учитываются взаимозависимость и корреляция потенциалов инновационного проекта;

- применяемые весовые коэффициенты определяются экспертно.

- экспертная оценка не позволяет определить какой из рассмотренных потенциалов имеет наибольшее влияние на величину потенциала инновационного проекта,

- отсутствует шкалы потенциалов инновационных проектов, что делает невозможным сопоставлять потенциалы различных проектов.

- используемые методы не учитывают специфику проектируемого технически сложного изделия, предприятия, реализующего проект. Это не позволяет учесть

влияние этих факторов на различные аспекты инновационного проекта.

2. Понятийно-категориальный аппарат моделирования стратегического управления инновационным проектом

Перспективной представляется использование методологического подхода, основанного на социофизиче-ских потенциалах проекта [18,19,20]. Использование со-циофизических потенциалов при моделировании инновационного проекта создания авиадвигателя нового поколения предполагает формализацию следующих взаимосвязанных кактегорий:

- инновационный проект создания АД нового поколения;

- социофизический потенциал инновационного проекта создания АД нового поколения;

- накопленный социофизический потенциал инновационного проекта создания АД нового поколения;

- актив инновационного проекта создания АД нового поколения;

- эффективность инновационного проекта создания авиационного двигателя нового поколения;

- экономическая эффективность инновационного проекта создания авиационного двигателя нового поколения.

Структура понятийно-категориального аппарата приведена на Рис. 1. В левой части указаны причины использования категории, приведенной в правой части рисунка.

Олц-сри лоно с к л ег «ц я и ¿мм о мни он ною тосял лнлувтого дмглкля ЧАМГО

!)<К4Л£<|<М ин ч^'кчл« ч ■ -I г и*< и к

ч их С I* >1

1. ^аКЛИыИ ми»и 40.. .50 /ник

2. (Ч^ >1

пр «пет ярус мыл слакнья нхшиюсим ялрвяии;

3. ычогоасчпг^ость н сущ&1ЬсЧ1ЫЧ

*ЛО ТЫ Жи ННСН ЛККегП ||В

4. раз«о(||и14< ||(1»1 росу эс ай *ЧЧ41 ал ЦП о и иити примчи

I

ОПЦФ0СЛСЙ14С и1£ГО()|»И МПОЛьЦвИОРО

И >«и иу К >1 Кика! С И>4 >ааг и

пдос*.!* содран** лмадси^чо'и дтчтл« иоього

ГКМ.ОЛ-С4ft.il* |)С /)ГЛ 1<1 Л «ПОЛЬ^ОЫИМ ТС011** обт-С ММ

л

ОгШСДОЛСИ«*«? «иИСГОРКК llfiLVIK.ua ^Ч^ лиимхии'и

пдоешта соддаиил а «и а*** о* «о то дмги^я« >юмго

ПОнОРО«!« ИМ рФЛ^Ль! Л АПОНЬЛОМИМ №ор*)М СШД<*С*ф**Л*140С<1,*4М Объс М О*

О

Опрсдипичяс вы! П.* 1А> и* I* (М«нч V ¿ффч?ЪТг«ЬН<К:Т* ■*ин<|Ь4цми+**ага пиисчтл {.{идоиил рля.ыяонмага «»кгатслч ч« кто ноитчм «<к «пулылт

0(.ЧОЛ4# ли «рчг'н тооу п я ъидроф* ЛЧЧ И.Ч«Т К иб М.' а.Г\> •

Рис. 1. Структура понятийно-категориального аппарата

Содержание указанных категорий следующее: - инновационный проект создания авиационного двигателя нового поколения - это проект, направлен-

О'»(»-»долт £»*«<£ * мню

Про*««» СОЭ^Ын«*.« АД ИОМГф

ГЮниГСЙК*

Онкдсгех^е сощюфм^цсскаго П»КЧии<№Л ОНЧОайЦАИНОГв

«1 iMJCft.fi» Ссидочгм «имимччого момго гк»м>лси*я

соьиюфилрчездого »«тениидка мчмом^оинога проекта

со^влции .тиа^иоиного

^МГЛКЛЯМФМГО ГЮМ1ЛСЧ1**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А %т >"1Ниь>илгн'*и'и проекта СО 4П »М и А .1Ь|Ы аии чаа' о

создай »»л а** а точного

«•ччоьаигкмао'о пцмкта

СОЛЦЛИМ« 4иа41«ОИИОГО

ный на создание авиационного двигателя с требуемыми техническими характеристиками в требуемые сроки и предполагающий разработку и использование

технологии, не существующих на момент начала проекта;

- актив инновационного проекта - это финансовый или нефинансовый ресурс, рассматриваемый как переменная состояния инновационного проекта как целостной управляемой системы;

- социофизический потенциал инновационного проекта - это исторически обусловленное свойство проекта, отражающее его интегрированную комплексную системную природу. Социофизический потенциал определяется техническими, технологическими, социально-экономическими и информационными свойствами проектируемого объекта и предприятия, на котором он реализуется. Численной оценкой социофизического потенциала является множество накопленных социофизиче-ских потенциалов, каждый из которых отражает свой аспект социофизического потенциала инновационного проекта;

- накопленный социофизический потенциал актива инновационного проекта - это численная оценка одного из аспектов социофизического потенциала проекта. Накопленный социофизический потенциал отражает текущую, исторически формирующуюся с момента генерации актива оценку актива как переменной состояния инновационного проекта как целостной управляемой системы;

- эффективность инновационного проекта создания авиационного двигателя нового поколения - это категория, характеризующая возможность и эффективность достижения целей этапа проекта или проекта в целом к требуемому моменту времени. Количественная оценка эффективности инновационного проекта определяется как результат оценки возможности достижения поставленных целей при заданном уровне и заданном графике ресурсного обеспечения;

- экономическая эффективность инновационного проекта или его этапа - это экономическая категория, иллюстрирующая оценку возможности достижения поставленных целей при заданном уровне и заданном графике финансового обеспечения.

Литература

1. Калачанов В. Д., Цай И. В., Оценка производственного потенциала предприятий для реализации проектов создания конкурентоспособной техники (на примере авиационного двигателестроения) // Организатор производства. 2010. №2 (45). - М.: Изд-во «Экономика и финансы».

2. Сретенский Л.Н. Теория ньютоновского потенциала, М., Л.: Гостехиздат, 1946. - 318 с.

3. Гюнтер Н. М., Теория потенциала и ее применение к основным задачам математической физики. - М.: Гостехиздат, 1953.

4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Сов. энцикл.: ОГИЗ, 19351940.

5. Современный толковый словарь. М.: Изд-во «Большая Советская Энциклопедия». [Электронный ресурс]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-45190.htm/ (дата обращения: 16.11.2016).

6. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2 т. / Ефремова Т.Ф.. - М. : Рус. язык, 2000.

7. Ляпина С. Ю., Иванова И. А. Теоретическая модель оценки бизнес-потенциала инновационного проекта для обоснования решения о венчурном финансировании // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 14-20.

8. Иванова И. А. Оценка бизнес-потенциала инновационных проектов в венчурных компаниях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук. М., 2011.

9. Попов М. С., Лутовинов П. П. Использование категорий потенциала в системе принятия решений по управлению производственно-инновационной деятельностью предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. №20 (196). С.57-62.

10. Мерзликина Г.С., Шаховская Л.С. Оценка экономической со-стоятельности предприятия: монография. - Волгоград: ВолгГТУ, 1998.

11. Исмагилова Л.А., Гилева Т.А., Галимова М.П. Методика обоснования инвестиционного проекта в инновационной экономике // Инновационная деятельность. 2015. № 1(32). С.63-74.

12. Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети / Под ред. А.В. Андрейчикова, О.Н. Андрейчиковой. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 360 с.

13. Литвак Б.Г. Управленческие решения. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012.

14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утверждено 21 июня 1999 г. Минэкономики, Минфином, Госстроем России. Официальное издание. - М.: Экономика, 2000

15. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ (Постановление Правительства от 20.05.98 № 467)

16. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика.- М.: Дело, 2008.

17. Линдгрен М. Бандхольд Х. Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. - 256 с.

18. Мустаев И.З. Гизатуллин Х. Н., Использование накопленных потенциалов для построения моделей развития // Журнал экономической теории, 2015, № 3, с. 122-134.

19. Мустаев И. З. Экономические модели иннова-тики. Уфа: Изд-во УГАТУ, 2012.

20. Мустаев И. З., Социофизические модели иннова-тики. - Уфа: РИК УГАТУ, 2017.

Conceptual and categorical apparatus of strategic management of an innovative project for creating a new generation aircraft engine based on integration potentials Mustaev I.Z., Maksimova N.K.

Ufa state aviation technical university, UEC-UMPO The article discusses the concept of potential and its historical development. The main approaches to determining the potential of an enterprise and an innovative project implemented at the enterprise are reflected. The existing interpretations of the potentials of the innovation project, the methods of assessment used are considered. A brief classification of approaches is given, disadvantages are indicated. The results of the analysis of the methodological base for assessing the potential of the innovative project are given, the main methods are indicated and some shortcomings are identified. The conclusion about the absence of a holistic methodology for managing the dynamics

X X О го А С.

X

го m

о

to о м о

of the potentials of an innovative project is substantiated. The conclusion about the expediency of clarifying the conceptual-categorical apparatus for modeling the integration potentials of innovative projects for the creation of new generation aircraft engines has been substantiated. On the basis of the analysis, the elements of the conceptual-categorical apparatus are proposed. With regard to the creation of a new generation of aviation, the concepts of an innovative project are formalized; the sociophysical potential of an innovation project, the accumulated sociophysical potential of an innovation project, an asset of an innovation project, the effectiveness of an innovation project, the economic efficiency of an innovation project. Keywords: innovative project, sociophysical potential, project

potential, terminology References

1. Kalachanov V.D., and Tsai I.V., Assessment of the production

potential of enterprises for the implementation of projects to create competitive technology (on the example of aircraft engine building) // Production organizer. 2010. No. 2 (45). - M .: Publishing house "Economics and Finance".

2. Sretensky L.N. The theory of Newtonian potential, - M., L .:

Gostekhizdat, 1946.

3. Gunther N.M., Potential theory and its application to the main

problems of mathematical physics. - M .: Gostekhizdat, 1953.

4. Explanatory dictionary of the Russian language: In 4 volumes /

Ed. D.N. Ushakov. - M.: Sov. encycl.: OGIZ, 1935-1940.

5. Modern explanatory dictionary. M .: Publishing house "Great

Soviet Encyclopedia". URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-45190.htm/

6. New dictionary of the Russian language. Explanatory and derivational: In 2 volumes / Efremova T.F .. - M.: Rus. language, 2000.

7. Lyapina S. Yu., and Ivanova I. A. A theoretical model for assessing the business potential of an innovative project to substantiate a decision on venture financing // Intellect. Innovation. Investments. 2011, no. 1, p. 14-20.

8. Ivanova I. A. Assessment of the business potential of innovative

projects in venture capital companies: thesis abstract for the degree of candidate of economic sciences. M., 2011.

9. Popov M.S., Lutovinov P.P., Using the categories of potential in

the decision-making system for managing the production and innovative activities of an enterprise. // Bulletin of SUSU. Series: Economics and Management. 2010, no. 20 (196), p.57-62.

10. Merzlikina G.S., and Shakhovskaya L.S., Assessment of the economic viability of the enterprise: monograph. - Volgograd: VolgSTU, 1998.

11. Ismagilova L.A., Gileva T.A., and Galimova M.P. Methodology for substantiating an investment project in an innovative economy // Innovative activity. 2015, no. 1 (32), p.63-74.

12. Saati T.L. Decision Making with Dependencies and Feedbacks: Analytical Networks. - Moscow: LKI Publishing House, 2008. (In russian).

13. Litvak B.G. Management decisions. - M .: Moscow Financial and Industrial Academy, 2012.

14. Methodological recommendations for evaluating the effectiveness of investment projects and their selection for financing. Approved on June 21, 1999 by the Ministry of Economy, Ministry of Finance, Gosstroy of Russia. Official edition. - M .: Economics, 2000.

15. Regulations on the assessment of the effectiveness of investment projects when placing on a competitive basis the centralized investment resources of the development budget of the Russian Federation (Government Decree, no. 467 of 20.05.98)

16. Vilensky P.L., Livshits V.N., and Smolyak S.A. Evaluation of the efficiency of investment projects: theory and practice), Moscow: Delo, 2008.

17. Lindgren M. Bandhold H. Scenario planning: the connection between the future and strategy - Moscow: ZAO Olimp-Business, 2009. (In Russian).

18. Mustaev I.Z. Gizatullin Kh. N., Using accumulated potentials for building development models // Journal of Economic Theory, 2015, no. 3, p. 122-134.

19. Mustaev I. Z. Economic models of innovation. Ufa: USATU Publishing House, 2012.

20. Mustaev I. Z., Sociophysical models of innovation. □ Ufa: RIK USATU, 2017.

o

CN O CN

O HI

m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.