Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1
М.А. Антонян
ПОНЯТИЯ "ПЕРФОРМАНС" И "PERFORMANCE ART"
В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ И РУССКОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРАХ
Статья посвящена проблеме понимания терминов "перформанс" и "performance art" в англоязычной и русскоязычной культурах. Проводится разбор и сравнительный анализ ряда академических определений, затрагивается тема границы между понятиями "перформанс" и "акция", обсуждается вопрос многозначности слова "performance" и его существования в культурологическом и искусствоведческом полях, дается авторское определение термина "перформанс".
Ключевые слова: перформанс, терминология, культура, современное искусство.
The article discusses a multiple-meaning term "performance" and focuses on different academic definitions of "performance art" as well as its usage in English and Russian languages.
Key words: performance, performance art, terminology, culture, contemporary art.
Нарастающая популярность и востребованность искусства пер-форманса (англ. performance art) делает его одним из ярких явлений современной мировой социокультурной действительности. Однако такие факторы, как многозначность самого англоязычного слова и отсутствие согласованного академического определения, усложняют понимание и восприятие этого жанра искусства. Термин все чаще ставят в один ряд с такими "существенно спорными понятиями", как "демократия" или "искусство"1, или с такими широкими многозначными концептами, как "культура" или "субкультура"2, которые "существуют в двух областях, часто считающихся отдельными друг от друга — в искусстве и в обществе"3.
Слово "performance", переводящееся на русский язык как "выступление, представление, исполнение, спектакль", изначально использовалось как универсальный термин для описания практически любого публичного артистического действа, включая чтения манифестов, выступления дадаистов, поэтические вечера, музы-
Антонян Мария Артуровна — аспирант кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
1 Carlson M. Performance: A Critical Introduction. L.; N.Y., 1998. P. 1—2.
2 Аминова В.А. К вопросу о термине "субкультура" // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 113—118.
3 Auslander Ph. Critical Conception Literary and Cultural Studies. N.Y., 2003. P. 110.
кальные и театральные представления, концерты и т.д. В связи с этим введенное критиками в 1973 г. понятие "перформанс" для обозначения нового жанра вызвало споры и неприятие термина представителями американской творческой среды. Многие художники считали, что "термин деполитизирует их замыслы и обезоруживает их работы своей близостью к театру, и теперь многими будет ассоциироваться с развлечением"4.
Проблема усложняется также тем, что на языке оригинала существительное "performance" имеет несколько значений, не относящихся к значению какой-либо творческой деятельности. Существует общее понимание термина "перформанс" как "процесса проведения какого-либо действия или выполнения задачи или функции". Например: performance of the processor (производительность процессора), linguistic performance (употребление языка), performance bond (гарантия выполнения обязательств), school performance (успеваемость в школе) и т.д.5
Другое популярное значение понятия "перформанс" ввел один из основателей антропологической дисциплины performance studies (исследований перформанса) Р. Шехнер. Он понимает под понятием "перформанс" "воплощенное поведение" (embodied behaviour) — любое человеческое действие перед другими людьми в повседневной жизни различных мировых культур, в которых каждое событие, ритуал, традиция и ежедневное действие носят перформативный характер6.
В связи с подобной многозначностью к англоязычному слову "performance" прибавилось определяющее и конкретизирующее слово "art" (искусство). В неанглоязычную Европу термин перешел посредством транслитерации и во многих языках употребляется именно в значении жанра искусства, поэтому дополнительное слово "art" ставится опционно. Например: "(el arte de) la performance" ж.р. — исп., "la performance" — фр., "la performance" — итал., "performance" — польск. и т.д. На русском языке уточняющее "арт" или "искусство" практически не используется, что ведет к употреблению слова в различных, часто противоречащих друг другу контекстах и значениях.
Утвержденный и принятый профессиональным сообществом термин "перформанс" и "performance art" не решает, однако, одну из ключевых проблем в рамках мирового изучения перформанса. Многие исследователи отмечают отсутствие четкого согласован-
4 Stiles K., Selz P. Theories and Documents of Contemporary Art. Berkeley, 1996. P. 680.
5 Performance, Oxford Dictionaries web-site, "performance". URL: http://www. oxforddictionaries.com/us/defmition/american_english/performance?q=performance (дата обращения: 20.06.2014).
6 Schechner R. Performance Studies. N.Y., 2002. P. 36.
ного определения жанра, представляющего ряд распознавательных черт и характеристик перформанса, основываясь на которых можно было бы отделить перформанс от смежных видов художественной и нехудожественной деятельности.
При рассмотрении ряда существующих словарных статьей на русском и английском языках можно выделить две особенности:
1) несоответствие определений друг другу;
2) неполный обзор характеристик и элементов, определяющих перформанс, каким он был в период своего зарождения и становления и каким он является на сегодняшний день7.
Рассмотрим несколько примеров.
Исторически перформанс всегда противопоставлял себя театру. Проблема границы между ними и ее разрушения — одна из основных тем, которых касаются классики-перформансисты, искусствоведы и критики при обсуждении сущности перформанса. Тем не менее, согласно ряду словарных определений, "перформанс" (performance art) — это "вид театрального представления, составной частью которого является личность художника и процесс выражения и развития его идей" ("a type of theatre entertainment in which the artist's personality and the way in which they create and develop their ideas form part of the show")8; "театральное представление, которое включает в себя различные формы искусств, такие, как танец, скульптура, музыка ("a theatrical presentation that incorporates various art forms, such as dance, sculpture, music, etc.")9; "...спектакль, который развертывается перед публикой, в музее или картинной галерее с равноправным участием музыки, танца, видео, поэзии, театра, кино. В перформансе подчеркивается не столько завершенный результат, сколько сам процесс творчества, где личное присутствие автора-исполнителя (перформера), имеющего прямое отношение к представляемым объектам и ситуациям, играет главную роль"10. Использование слова "спектакль" или фразы "театральное представление" является, на наш взгляд, малоподходящим и исторически противоречащим природе перформанса.
7 См.: Богданова Л.И. Когнитивная информация для толковых словарей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2; Орлова М.В. Отражение концептуальной картины мира в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4.
8 Performance art. Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus. Cambridge University Press. URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/british/perfor-mance-art (дата обращения: 01.07.2014).
9 Performance art. Collins English Dictionary. Complete & Unabridged. 10th ed. Harper Collins Publishers. URL: http://dictionary.reference.com/browse/performance art (дата обращения: 15.07.2014).
10 Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999. С. 816.
Из последнего определения выделим все чаще встречающееся место действия "музей, картинная галерея", личное присутствие художника (физическое присутствие является ключевым, но не обязательным, так как существует, например, "делегированный перформанс" (термин, использованный К. Бишоп) или реперфор-манс (работы М. Абрамович)), важность процесса, а не результата (или, точнее, "художник создает представление, а не материальный объект искусства"11). Последнее свойство позволяет называть перформанс одной из форм процессуального искусства.
Ряд определений выделяют лишь одну или несколько черт, присущих и объясняющих перформанс.
Так, Оксфордский словарь американского искусства (The Oxford Dictionary of American Art and Artists) определяет "перформанс" как "вид междисциплинарного и обусловленного временем высказывания, сосредотачивающего внимание на теле и психологической подготовке художника", достигшего своего пика в 80-х гг., выросшего из хеппенинга, флюксуса, концептуального искусства и элементов современного танца, так же как и из "периодов контркультурного индивидуализма и антикоммерциализации". У перфор-манса нет цели развлечь зрителя. Перформансисты в основном представляют самих себя, но возможны и некоторые стереотипные характеры, к которым прибегают в случае потребности в ироническом комментарии. В основном перформансы не репетируются, что позволяет использовать аутентичность как элемент12.
Следующее определение понятия "перформанс", доступное любому российскому интернет-пользователю, выглядит так: "Разновидность акционизма, возникшая в авангардистских движениях в 1960-х годах. Акция перформанса представляет собой короткое представление: исполняемое одним или несколькими участниками в художественной галерее или в музее; представляющее публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе"13. При всей относительности слова "короткий" необходимо отметить явное несоответствие определения многим работам в жанре перформанса. Большее количество известных перформансов, определивших жанр, могли длиться не-
11 Performance art. The Oxford Advanced Learner's Dictionary. URL: http://oald8. oxfordlearnersdictionaries.com/dictionary/performance-art (дата обращения: 22.06.2014).
12 Performance art. The Oxford Dictionary of American Art and Artists. URL: http:// www.oxfordreference.com.ezproxy.cul.columbia.edu/view/10.1093/oi/authority. 20110803100317137 (дата обращения: 18.07.2014).
13 Перформанс, словарь "Глоссарий.ру". URL: http://glossary.ru/cgi-bin/gl_find. cgi?ph=%CF%E5%F0%F4%EE%F0%EC%E0%ED%F1&action=%CF%EE%E8%F1%EA (дата обращения: 20.06.2014).
сколько часов или несколько дней. Например, классик западного перформанса Т. Сье делал свои работы в течение года ("Клетка" 1978—1979, "Время" 1980—1981).
Отдельно необходимо затронуть вопрос о разнице понятий "ак-ционизм" (акция) и "перформанс". Акционизм (англ. action art — искусство действия) как обобщающее понятие включает в себя различные формы процессуального искусства, возникшие в авангардистском искусстве в 60-х гг. XX в., — перформанс, хеппенинг, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и др. «Представители А. считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов, таких, как демонстрация различных жестов, акций, разыгрывание коротких представлений или провокация "событий"»14. Соответственно "акция" — широкое понятие, которое может быть словом-синонимом как для перформанса или хеппенинга, так и, например, для протестных выступлений. Не каждая акция — перформанс, но каждый перформанс — акция. Перформанс можно понимать как жанр современного искусства и как единичное произведение этого жанра, которое изначально обозначено как некое в той или иной степени художественное высказывание. Акция необязательно должна быть художественным произведением.
Несогласованность определений можно усмотреть также в том, что в различных дефинициях перформанс назван "видом", "типом", "формой", "направлением" искусства или не причислен ни к одному из понятий. Однако такие исследователи, как Э. Мазур, Э. Хоуэлл, С. Бейнс, Э. Брайзгель и др., относят перформанс к одному из жанров современного искусства в силу его исторического развития и ключевых черт.
Понимание перформанса как самостоятельного жанра позволит отделить его от смежных направлений перформативного и процессуального искусства, а также сохранить его "идентичность" в пространстве искусства и вне его.
Несмотря на общую проблему определения понятия и его понимания, существование "перформанса" и "performance art" в культуре США и России различно15. В английском языке широкое "performance" "защитили" словом "art", что привело к образованию терминологически устоявшегося словосочетания, имеющего лишь одно значение. Темой обсуждения становится вопрос о том,
14 Словарь терминов Российской академии художеств. URL: http://www.rah.ru/ science/glossary/?ID=21326 (дата обращения: 26.06.2014).
15 См.: Колотовкин Н.И. Православная лексика в русском и английском языках // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 2.
является ли та или иная работа перформансом, акцией или новой формой нематериального искусства и каковы на сегодняшний день новые черты и изменения в развивающемся искусстве пер-форманса, т.е. обсуждение ведется на искусствоведческом поле.
В русскоязычной культуре иностранное слово "обросло" рядом новых смыслов и значений и перешло в поле культурологическое. Если изучить примеры употребления термина в СМИ, социальных сетях или разговорной речи, можно отметить две тенденции. Во-первых, "перформансом" может быть названо практически любое неожиданное публичное действие — от драки политиков в Госдуме, криков в автобусе до митингов и военных бомбардиро-вок16. Во-вторых, из-за особенности использования термина СМИ "перформанс" употребляется практически во всех значениях, не относящихся к искусству, которые есть у английского "performance" и о которых говорилось выше. Парадокс состоит в том, что ни в одной словарной статье на русском языке не объяснено ни одно из значений слова "перформанс", кроме его принадлежности к искусству. Транслитерированным словом "перформанс" заменяются такие слова, как "спектакль", "монолог", "плакат", "акция", "спортивное выступление", "представление", "показ", "пикет" и т.д.17 Таким образом, реципиент — представитель русскоязычной культуры сталкивается с неизвестным иностранным термином, распознать который может только с помощью контекста.
Подытоживая, следует отметить, что подмена понятий и иная интерпретация содержательной части иностранного термина российским обществом приводят к появлению "кривой ассоциации" — непониманию или неверному пониманию, порождающему предубеждение. Перформанс в общественном сознании все чаще ассоциируется не только с произведением современного искусства, но и с неким непривычным или эпатажным действием в общественном месте (Госдума, общественный транспорт, улица и т.д.) или употребляется в переносном значении, повторяя "судьбу" таких искусствоведческих терминов, как "авангард" или "сюрреализм" ("сюрр"). На сегодняшний день термин "перформанс" заполнил некую лакуну, став одним из главных слов современной российской "смеховой культуры", которые имеют отличные от англоязычной индивидуальные коннотации.
16 По материалам ИА Rex. "М. Макфол не справился с дипломатической работой в России". URL: http://www.iarex.ru/interviews/45080.html (дата обращения: 13.06.2014).
17 См.: Антонян М.А. Некоторые особенности употребления понятия перформанс в современной культуре // Moscow University Young Researchers' Journal. 2013. N 2.
Список литературы
Аминова В.А. К вопросу о термине "субкультура" // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2.
Антонян М.А. Некоторые особенности употребления понятия перформанс в современной культуре // Moscow University YOung Researchers' Journal. 2013. N 2.
Богданова Л.И. Когнитивная информация для толковых словарей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2.
Колотовкин Н.И. Православная лексика в русском и английском языках // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 2.
Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.
Орлова М.В. Отражение концептуальной картины мира в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4.
Auslander Ph. Critical Conception Literary and Cultural Studies. N.Y, 2003.
Carlson M. Performance: A Critical Introduction. L.; N.Y., 1998.
SchechnerR. Performance Studies. N.Y, 2002.
Stiles K., Selz P. Theories and Documents of Contemporary art. Berkeley, 1996.
URL: http://www.iarex.ru (дата обращения: 13.06.14).
URL: http://www.glossary.ru (дата обращения: 20.06.2014).
URL: http://www.rah.ru (дата обращения: 26.06.2014).
URL: http://www.dictionary.cambridge.org (дата обращения: 01.07.2014).
URL: http://www.dictionary.reference.com (дата обращения: 15.07.2014).
URL: http://www.oald8.oxfordlearnersdictionaries.com (дата обращения: 22.06.2014).
URL: http://www.oxfordreference.com (дата обращения: 18.07.2014).
URL: http://www.oxforddictionaries.com (дата обращения: 20.06.2014).