Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ "КОНЦЕПТ" И "МЕДИАКОНЦЕПТ" В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ'

ПОНЯТИЯ "КОНЦЕПТ" И "МЕДИАКОНЦЕПТ" В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / МЕДИАКОНЦЕПТ / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕПТОВ / ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕДИАКОНЦЕПТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пинчукова Н.В., Залесова Н.М.

Рассматриваются различные подходы к изучению концептов. Анализируются два направления в теории концептов - лингвокультурологическое и лингвокогнитивное. Приводятся различные типологии концептов, отмечается сложный характер структурной организации концепта. Рассматривается понятие «медиаконцепт» и его сходства и различия с концептом. Даются базовые характеристики медиаконцепта - жизненный цикл и миромоделирующий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERMS “CONCEPT” AND “MEDIA-CONCEPT” IN CONTEMPORARY LINGUISTICS

D ifferent approaches to the study of concepts are considered. Two directions in the theory of concepts - linguocultural and linguocognitive - are analyzed. Different typologies of concepts are given, the complex nature of the structural organization of the concept is noted. The concept of "media-concept" and its similarities and differences with the concept are considered. The basic characteristics of media-concept - life cycle and world-modeling potential - are given.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ "КОНЦЕПТ" И "МЕДИАКОНЦЕПТ" В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ»

[2] Жилина А.В. К вопросу о научном осмыслении копирайтинга // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 - Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технологический университет), Санкт-Петербург.

[3] Паспорт дисциплины «Копирайтинг» // Научный исследовательского университет «Высшая школа экономики». - URL: https://www.hse.ru/edu/courses/420690569 Дата обращения 24.01.2022

[4] Паспорт курса «Литературное редактирование и копирайтер» // Научный исследовательского университет «Высшая школа экономики». - URL: https://www.hse.ru/edu/courses/339579268 Дата обращения 24.01.2022

[5] Паспорт программы «Современный копирайтинг» // Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. - URL: https://www. msu. ru/dopobr/programs/program/15163 1/ Дата обращения 24.01.2022

[6] Тертычный А.А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные

УДК 81-114.2

ведомости / Серия Гуманитарные науки. 2013. № 6 (149). Выпуск 17. - Стр. 172-176

[7] Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.:, 2010. - 200 с. - С.129-146

[8] «Фрилансеры — новый штат? Или почему компаниям выгодно работать с фрилансерами» // URL: https://vc.ru/hr/477002-frilansery-novyy-shtat-ili-pochemu-kompaniyam-vygodno-rabotat-s-frilanserami Дата обращения 31.08.2022

[9] «День рождения «Пульса» отметят в метавселенной. Главное событие вечера — концерт Михаила Шуфутинского» // URL: https://vc.ru/tinkoff_invest/493980-den-rozhdeniya-pulsa-otmetyat-v-metavselennoy-glavnoe-sobytie-vechera-koncert-mihaila-shufutinskogo Дата обращения 31.08.2022

[10] «Чацкие нашего времени. Самопиар и амплуа «лишнего человека» // URL: https://vc.ru/hr/490318-chackie-nashego-vremeni-samopiar-i-amplua-lishnego-cheloveka Дата обращения 31.08.2022

ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ» И «МЕДИАКОНЦЕПТ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Пинчукова Н.В.

Амурский государственный университет, Россия, 67500, г. Благовещенск Залесова Н.М.

Амурский государственный университет, Россия, 67500, г. Благовещенск

THE TERMS "CONCEPT" AND "MEDIA-CONCEPT" IN CONTEMPORARY LINGUISTICS

N. V. Pinchukova

Amur State University, Russia, 675000, Blagoveshchensk N.M. Zalesova Amur State University, Russia, 675000, Blagoveshchensk DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.82.617

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются различные подходы к изучению концептов. Анализируются два направления в теории концептов - лингвокультурологическое и лингвокогнитивное. Приводятся различные типологии концептов, отмечается сложный характер структурной организации концепта. Рассматривается понятие «медиаконцепт» и его сходства и различия с концептом. Даются базовые характеристики медиаконцепта - жизненный цикл и миромоделирующий потенциал.

ABSTRACT

D ifferent approaches to the study of concepts are considered. Two directions in the theory of concepts -linguocultural and linguocognitive - are analyzed. Different typologies of concepts are given, the complex nature of the structural organization of the concept is noted. The concept of "media-concept" and its similarities and differences with the concept are considered. The basic characteristics of media-concept - life cycle and world-modeling potential - are given.

Ключевые слова: концепт, медиаконцепт, структура концепта, типология концептов, характеристики медиаконцепта

Keywords: concept, media-concept, structural organization of the concept, typologies of concepts, characteristics of media-concept

Сегодня, спустя некоторое время, снова появляются работы, посвященные понятию «концепт». Интерес ученых объясняется тем, что именно концепт объясняет доступ к определенному фрагменту целостной картины мира, который этот концепт объективирует. Очевидно, что информация, которая представлена в толковых словарях - эскизна, и не позволяет получить целостное представление о знаниях, которые актуализированы в концепте, но необходимы человеку в процессе коммуникации. Каждый концепт уникален не только в рамках определенной культуры, но и с точки зрения его восприятия другими языками и культурами, и как показывает практика научных исследований, ориентирующая функция картины мира выполняется при условии целостного восприятия его фрагментов.

В числе авторов последних работ, посвященных анализу концепта, которые подтверждают данное утверждение, можно назвать Ма Т.Ю. [1], Манукян Г.В. [2], Абдыкадырова С.Р. [3], Луговского А.В. [4] и др.

Лингвистическая теория концептов активно разрабатывается в отечественной науке о языке и развивается в двух основных направлениях -лингвокогнитивном [5], [6], [7], [8] и лингвокультурологическом [9], [10], [11], [12]. В рамках первого направления выявляются способы языковой объективации переживаемого опыта, в рамках второго направления в поле зрения исследователей оказывается этнокультурная или социально-групповая специфика осмысления такого опыта [13].

A. Вежбицкая, одна из первых сделавшая попытку реализовать на языковом материале идеи В. фон Гумбольдта и Э. Бенвениста, дает следующую дефиницию термина «концепт»: «это объект из мира «Идеальное», имеющий имя и отражающий определенные культурно обусловленные представления человека о мире «Действительность» [14].

По определению В.В. Колесова, концепт, как основная единица ментальности, есть «чистый смысл... это первосмысл, первообраз, архетип, константа, которая «актуализируется в слове через его содержательные формы: образ, понятие, символ» [15]. Сходное по содержанию, но более развернутое определение концепта находим у Ю.С. Степанова: это «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, связанных с понятием и этнической культурой и сопровождающих слово, «сгусток культуры в сознании человека», «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [16].

B.А. Маслова дает следующее определение концепта: «это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры» [17].

C.Г. Воркачев определяет концепт как «операционную единицу мысли» [18], как «единицу коллективного знания (отправляющего к высшим духовным сущностям), имеющую

языковое выражение и отмеченное этнокультурной спецификой» [18]. По мнению ученого, ментальное образование, не имеющее этнокультурной специфики, к концептам не относится. В то же время С.Г. Воркачев не считает ценностное измерение концепта релевантным для лингвистического исследования, трактует образную составляющую концепта как фиксацию когнитивных метафор и считает конститутивным признаком концепта его значимую составляющую [18].

С точки зрения В.И. Карасика, «концепты -это ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые, осознаваемые, типизируемые фрагменты опыта» [10]. Цитируемый автор выделяет в концептах образно-перцептивную, понятийную и ценностную стороны [10]. В отличие от С.Г. Воркачева В.И. Карасик подчеркивает принципиальную значимость ценностного компонента в структуре концепта, именно этот компонент, по его мнению, является культурно-значимым; образную составляющую ученый понимает как след чувственного представления в памяти в единстве с метафорическими переносами, а способы языкового закрепления концепта рассматривает в качестве его знаковой формы [10].

Несколько иную дефиницию концепта предлагают З.Д. Попова и И.А. Стернин. Они определяют концепт как «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [19]. По мнению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, концепт не обязательно имеет языковое выражение, далеко не все концепты «отправляют к высшим духовным сущностям», т.к. многие концепты носят эмпирический характер (бежать, красный и т.д.). Цитируемые авторы придерживаются точки зрения, что для концепта не обязательна этнокультурная специфика (например, многие бытовые концепты) и что не все концепты имеют ценностную составляющую (например, пространственные и временные концепты) [19].

Близкое к данному пониманию концепта предлагает М.В. Пименова: «Концепт - это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные

характеристики знаний о некоторых фрагментах мира» [20].

С точки зрения Н.Д. Арутюновой, концепт является результатом взаимодействия таких факторов, как национальная традиция, религия, фольклор, идеология, жизненный опыт, образы искусства, ощущения и система ценностей. «Концепт обычно создается не одним признаком, а комбинацией, совокупностью ряда черт» [21], которые формируют нечленимый образ. Подобие воспринимается «залпом», как нечто неделимое, «разлитое» в образе. Таксономию известных объектов проще осуществлять через комплексный, недискретный образ, чем через последовательное предъявление каждому предмету «требований» (признаков), которым он должен удовлетворять, чтобы быть допущенным в то или иное номинативное объединение [22].

Из нескольких составляющих концепта исследователи приписывают определяющее начало какой-либо одной из них. Например, определяющим в семантике концепта может быть понятие [23] или ассоциативный компонент в форме образно-метафорических коннотаций либо прецедентных связей [9]. Ценностное составляющее концепта является ведущим при исследовании аксиологических категорий, связанных с понятием социальной нормы [24]. В то же время основным определяющим началом может быть номинативное составляющее или имя концепта, которое связано с его вербализацией в конкретном естественном языке, поскольку категории и формы родного языка качественно определяют национальный характер [25].

Ученые, рассматривающие концепт в русле когнитивной лингвистики, отмечают, что он имеет сложную структуру, содержание которой лишь частично может быть выявлено через средства его репрезентации в языке. Сложный характер структурной организации концепта предполагает, что за ним могут стоять знания разной степени абстракции, т.е. разные форматы знания. Концепт -это может быть и отдельный смысл, и целая концептуальная структура, включающая другие концепты и задающая другие ступени абстракции [6].

Следуя мысли М.В. Никитина, мы полагаем, что «концепт - это ментальное образование стохастической структуры. Стохастический характер концепта обусловлен вероятностной природой отражаемого им мира» [26]. Данную точку зрения разделяют и другие исследователи. Так, А.В. Соснин обосновывает стохастическую или вероятностную структуру концепта и предлагает рассматривать концепты как ментальные конструкты с нечеткими границами [27].

Аналогичную мысль находим у Г.Г. Слышкина, который указывает, что традиционное понимание мышления как процесса, подразумевающего оперирование четкими логическими понятиями, по сути не соответствует природе человеческой ментальной деятельности

[28]. Следовательно, концепт характеризуется калейдоскопичностью, обладает вероятностной, потенциально актуализуемой структурой [27]. В когнитивной лингвистике в настоящее время существуют различные типологии концептов, одна из которых основана на содержании и степени абстракции последних. Концепты подразделяются на следующие типы: конкретно-чувственный образ, представление, схема, понятие, прототип, пропозиционная структура (пропозиция), фрейм, сценарий (скрипт), гештальт [29].

Интересно заметить, что понятие гештальта коррелирует с рассматриваемым в данной работе понятием образа, поскольку гештальт совмещает в себе чувственные и рациональные компоненты в их единстве и целостности. Гештальт может пониматься как наивысшая ступень познания (система определенных знаний, осознанное знание), то есть выступать как концептуальная система, объединяющая все вышеназванные типы концептов [6].

Наряду с такими типами концептов, как представление, схема, понятие, фрейм и сценарий, З.Д. Попова и И.А. Стернин также называют гештальт «который представляет собой целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статистические аспекты отображаемого объекта или явления» [19].

Н.Ф. Алефиренко относит гештальт к культурным концептам наряду с представлениями и фреймами. Автор определяет «гештальт как культурный концепт, формируемый целостным образом, совмещающий чувственное и рациональное познание, а также объединяющий динамику и статику познаваемого объекта. Гештальт имеет многокомпонентную, но целостную структуру. Например, гештальт зима объединяет такие явления, как холод, снег, ветер, снежинки, вьюга и т.п. Эти явления, объединяясь в гештальт-структуру, образуют комплексную картину: зима 'время года после осени, когда дуют холодные ветра, земля укрывается снегом, медленно спускаются снежинки или злобствует вьюга'» [30].

Сравнивая термины «концепт» и «гештальт», используемые в когнитивной семантике, В.И. Карасик отмечает, что они «имеют ментальную природу, но характеризуют единицу хранящейся в памяти информации с разных сторон. Гештальт подчеркивает целостность хранимого образа, его несводимость к сумме признаков (мы не можем сказать, что рыба - это чешуя + плавники + жабры + уха + скользкая + в воде и т.д.). Концепт - это хранящаяся в индивидуальной либо коллективной памяти значимая информация, обладающая определенной ценностью, это переживаемая информация» [10].

С точки зрения В.В. Красных, концепт хранится в форме гештальтов и пропозиций [11].

Таким образом, проанализировав различные подходы к пониманию концепта, мы понимаем концепт как дискретное ментальное образование,

имеющее сложную стохастическую структуру, несущее комплексную информацию об отражаемом фрагменте мира. Структура концепта выражается разными группами признаков, которые реализуются разнообразными языковыми способами и средствами.

Перейдем к рассмотрению понятия «медиаконцепт».

В российском научном обиходе сравнительно недавно, в 2000 году, появился термин «медиалингвистика». Немного ранее возник его англоязычный вариант media linguistics, который можно встретить в работах британских исследователей средств массовой информации, в частности, в статье Д. Корнера «The Scope of Media Linguistics». Как следует из самого термина, предметом этой новой дисциплины является изучение функционирования языка в сфере массовой коммуникации [31].

Медиаконцепт, наряду с термином медиаобраз, - одно из центральных понятий медиалингвистики, которое было введено в терминологический аппарат современной лингвоконцептологии исследователем О.В. Орловой [Орлова, 2012а]. Автор рассматривает данное понятие как «вербально-ментальный феномен особого рода, отличающийся медийной дискурсивно-стилистической природой, вошедший в миросознание носителей языка с началом формирования информационного общества и ставший средством ментально-психологической и эмоциональной адаптации к новой реальности» [32]. Медиаконцепт также трактуется как «идеальная (ментальная) сущность, единица картины мира, которая формируется в сознании человека с помощью СМИ» [33]; «феномен особого рода, отличающийся медийной

детерминированностью и аккумулирующий социально значимые смыслы, установки и ценности» [33].

Медиаконцепт - «более узкое понятие, нежели концепт, так как является предметом целенаправленного создания смыслов и предполагает минимальную психическую активность личности читателя в его формировании. В отличие от концепта в структуру медиаконцепта не входят чувственный опыт и предметная деятельность, а также не в полной мере реализуются языковое общение и сознательное познание языковых единиц» [33]. Особенностью медиаконцептов является, во-первых, то, что они бытуют в медиатексте, в медиадискурсе, во-вторых, то, что они определяют и фокусируют актуальные социокультурные тенденции [34].

Кроме того, концепт и медиаконцепт отличаются по способу формирования в сознании человека. Для концепта характерна двусторонняя концептуализация, представляющая собой интегративный динамический процесс, который соединяет собственную активность психики субъекта, опирающуюся на индивидуальный опыт, имеющиеся знания об объекте и влияние целенаправленных внешних воздействий. В

процессе формирования медиаконцепта приоритетным является процесс

целенаправленного воздействия на субъект (читателя) посредством восприятия им медиатекста [35].

Различие между концептом и медиаконцептом состоит также в особенностях их структуры. З.Д. Попова и И.А. Стернин полагают, что «концепты формируются в сознании человека из: а) его непосредственного восприятия действительности органами чувств; б) из предметной деятельности человека (операций с предметами); в) из мыслительных операций с уже существующими в сознании концептами; г) из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме); д) посредством сознательного познания значений языковых единиц (взрослый человек смотрит толкование неизвестного для него слова в словаре и через него знакомится с соответствующим концептом)» [8]. Что касается медиаконцепта, очевидно, что в средствах массовой информации возможна реализация только зрительного и слухового восприятия. Предметная деятельность человека отсутствует. Процесс языкового общения является опосредованным, так как публицистический текст ориентирован не на конкретного читателя, а на определенную социальную группу. Процесс сознательного познания языковых единиц может иметь место в случае воздействия на читателя посредством предложения ему публицистического материала определенного вида. В полной мере при формировании медиаконцепта возможны мыслительные операции с уже существующими в сознании концептами. Таким образом, предложенная структура формирования концепта применительно к медиаконцепту существенно сужается.

Базовые характеристики медиаконцепта - это «определенный жизненный цикл и миромоделирующий потенциал. Под жизненным циклом медиаконцепта понимается своеобразная траектория его развития от фазы зарождения к фазе спада и нивелирования» [36]. Миромоделирующий потенциал медиаконцепта определяется как «способность в процессе ассоциативно-смыслового развертывания в массмедийном текстовом контитууме выполнять лингво-ментально-креативные и трансформативные функции, формируя постоянно эволюционирующий фрагмент коллективной картины мира на определенной стадии развития социума» [36].

В своей работе О.В. Орлова анализирует медиаконцепты «кризис», «гламур», «нано», «гласность» и «нефть», используя методику динамического когнитивно-стилистического

анализа медиаконцепта. На основе данного подхода исследователь разрабатывает теорию зарождения, роста, развития и затухания медиаконцептов либо закрепление их в культуре в статусе определенной константы. Например, концепт «гласность», являясь «потухшим», находится в настоящее время на периферии медийного тезауруса; концепт

«нано» динамично развивается; концепт «гламур» имеет тенденцию к закреплению в культуре [32].

Итак, медиаконцепт представляет собой тип концепта, областью бытования которого является медиадискурс. Медиаконцепты отражают актуальные и социокультурные тенденции и формируются в сознании читателей в результате целенаправленного воздействия СМИ. Основными характеристиками медиаконцепта являются жизненный цикл и миромоделирующий потенциал.

Список литературы:

1. Ма Т.Ю., Юшкова М.С. Актуализация концепта CHANGE в языке и культуре США // Казанская наука. 2021. № 12. С.116-120.

2. Манукян Г.В. Концепт КРАСОТА (на материале произведений Ф.М. Достоевского): дисс. ... канд. филол. наук. Мытищи. 2021. 187 с.

3. Абдыкадырова С.Р., Назарова М.К. Корреляция понятий концепт, художественный концепт и межкультурный концепт // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2-1. С. 110-114.

4. Луговской А.В. Концепт "Island" в английской языковой картине мира: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Хабаровск. 2022. 21, [1] с.

5. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография. М.: Гнозис, 2005. 326 с.

6. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2000. 123 с.

7. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004. 386 с.

8. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001.

191 с.

9. Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2007. 284 с.

10. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

11. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.

12. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: Монография. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.

13. Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла. Волгоград: Парадигма, 2010. 428 с.

14. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1996. 416 с.

15. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 240 с.

16. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

17. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Минск: ТетраСистемс, 2008. 272 с.

18. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004.

192 с.

19. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. М.: АСТ: Восток -Запад, 2007. 314, [6] c.

20. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004. 386 с.

21. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. Монография. М.: Наука, 1976. 383 с.

22. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

23. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Вып. I. Архангельск, 1997. С. 11-35.

24. Бабаева Е.В. Концептологические характеристики социальных норм в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. Волгоград: Перемена, 2003. 171 с.

25. Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...». СПб.: Златоуст, 1999. 361, [3] с.

26. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 53-64.

27. Соснин А.В. К вопросу о стохастичном характере концепта и его вхождении в когнитивные парадигмы [Электронный ресурс] // ИСОМ. 2016. № 6-1. С. 231-238. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-stohastichnom-haraktere-kontsepta-i-ego-vhozhdenii-v-kognitivnye-paradigmy (дата обращения: 23.08.2022).

28. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе: Монография. М.: Academia, 2000. 141 с.

29. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. Воронеж: Истоки, 2004. 80 с.

30. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. 394 с.

31. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 264 с.

32. Орлова О.В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2012. 425 с.

33. Лавитский А.А. Коммуникативное пространство региональных газет: жанры, важнейшие концепты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 2015. 25 с.

34. Дуреко Е.Ю. Медиаконцепт «Екатеринбург - Столица» и его варьирование в журналистском дискурсе. Известия Уральского федерального унта. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. №2. С. 77-83.

35. Лавицкий А.А. Медиаконцепт «Витебск» в региональном газетном дискурсе // Ученые записки УО «ВГУ им. П.М. Машерова»: сб. науч. тр. 2014. Т. 17. С. 153-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Орлова О.В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 6 (96). C. 78-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.