Приказ агентства по строительному и жилищно-коммунальному хозяйству пермского края «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги» от 1.04.2009 №СЭД-38-01-03-44.
Туровец А.К., исторический факультет Научный руководитель: к.п.и. ст. прей. Н.Л. Батуева
Понятия и формы волеизъявления в гражданско-правовых сделках
Сделка является наиболее распространенным основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, поскольку именно активные, целенаправленные действия граждан и юридических лиц приводят к необходимым правовым результатам, определяют мобильность общественных отношений и развитие гражданского оборота. Совершение сделки происходит посредством волеизъявления лица, т.е. путем действия, активного выражения им своей воли на создание необходимых правовых последствий.
Всякая сделка представляет собой единство воли, намерения лица совершить сделку и волеизъявления, поведения лица, в котором эта воля получает внешнее выражение. С одной стороны, это означает свободу в принятии решения, «нормальные условия формирования воли», а с другой - соответствие действия (волеизъявления) воле (намерению) лица.
Следовательно, само действие включает в себя как субъективный, так и объективный элементы. Прежде всего, лицо, вступающее в сделку, должно иметь намерение ее совершить. Такое намерение означает внутреннюю волю лица к совершению сделки и представляет собой субъективную предпосылку выражения этой воли.
Объективированная сторона, т.е. выраженная вовне воля, благодаря которому она становится доступной восприятию других лиц, называется волеизъявлением и представляет собой объективный элемент сделки. Волеизъявление -важнейший элемент сделки, с которым, как правило, связываются юридические последствия. Волеизъявление может выражаться в нескольких основных формах.
Прежде всего, сделка может быть совершена устно, прямым волеизъявлением, путём словесного выражения воли. При таком выражении воли участник сделки на словах формулирует готовность совершить сделку и условия её совершения.
Устную форму можно заключить, если это не противоречит закону, существу сделки и интересам сторон. Закон в виде общего правила позволяет прибегать к устной форме во всех тех случаях, когда законом или соглашением сторон не предусматривается для сделки письменная или письменная квалифицированная форма (ст. 159 ГК РФ). Это условие дополняет предусмотренный гражданским кодексом открытый перечень сделок (ст.8 ГК РФ).
В устной форме могут быть совершены сделки, исполняемые при самом их совершении (ст. 159 ГК РФ). Например, при купле-продаже товаров в магазине самое соглашение о приобретении товара, передача товара и оплата цены происходят одновременно.
Также в устной форме могут быть совершены сделки во исполнение письменного договора, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору (ст. 159 ГК РФ). Например, договор поставки товара в значительном количестве подлежит заключению в письменной форме. Но стороны условились в договоре, что поставка должна производиться мелкими партиями на основании устных заявок поставщика. Такого рода заявки и их акцептование покупателем будет представлять собой устную форму сделки. Хотя и в данном случае есть исключения, например передача недвижимости должна оформляться передаточным актом (ст. 556 ГК) и не может быть выполнена в устной форме.
Далее следует рассмотреть письменную форму волеизъявления. Письменная форма сделки в собственном смысле этого слова означает составление единого документа, выражающего её содержание. Такой документ должен быть подписан каждым лицом в соответствии с требованиями закона.
Однако многосторонние договоры не всегда предполагают составление единого документа, подписываемого сторонами. Договоры могут заключиться и путём обмена документами с помощью почтовой, телефонной, электронной и др. видами связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При этом иногда даже оговаривается, какими именно средствами связи (ст. 13 Венской конвенции 1980г.). Но и из данной возможности существуют исключения. Для некоторых сделок, под страхом недействительности, существует необходимость составления отдельного документа (договор продажи недвижимости, предприятия ст.550,560 ГК). В ситуации, с такой особенностью волеизъявления, следует уделить особое внимание подтверждению подлинности полученных данных.
Среди вопросов, связанных с оформлением гражданско-правовых сделок, важное значение имеют проблемы квалификации так называемых конклюдент-ных сделок, приобретающих все более широкое распространение в современном гражданском обороте, в котором совершение конклюдентных действий является особым проявлением устного волеизъявления лиц, направленного на установление, изменение или прекращение правоотношений. К конклюдентным действиям относится множество самых разнообразных действий. Как известно, действия по выполнению указанных в оферте условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), совершенные лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 ГК). При этом презюмиру-ется, что стороны достигли соглашения по существенным условиям договора (Андреева, 2000, с. 93). Однако, как справедливо отмечается в литературе, при таком способе заключения договора бывает достаточно сложно выявить волю
лица, совершающего конклюдентные действия (Андреева, 1999, с. 15), поэтому для придания им формы акцепта необходимо, чтобы они были выполнены на условиях, указанных в оферте.
Ранее действовавшее законодательство никаких правовых последствий с конклюдентными действиями не связывало, что нередко ставило в тяжелое положение добросовестных участников имущественного оборота. Если они начинали отгрузку товара в ответ на предложение контрагента, в последующем отказывающегося от оплаты заказа, суд отказывал им во взыскании с покупателя пени за просрочку платежа и убытков, вызванных несвоевременной оплатой товаров, поскольку отношения сторон квалифицировались как бездоговорные. В результате такого подхода на практике нередко возникали ситуации, когда формально законные решения, по сути, «парализовывали» ту или иную сферу гражданского оборота.
На наш взгляд, конклюдентные действия могут иметь правовое значение на любой стадии развития договорных отношений сторон. Они могут касаться факта заключения договора, изменения его условий или прекращения его действия. В качестве конклюдентных действий должны, в частности, рассматриваться передача технического задания и проектной документации; выплата аванса; составление товарно-транспортных накладных, актов сверки расчетов, позволяющих установить факт согласования существенных условий договора; поставка товара, фактическое принятие товаров, работ и услуг и их оплата.
И, наконец, последним видом волеизъявления может иметь место также и посредством молчания. Но для этого необходимо, чтобы в законе содержалось указание на то, имеет ли молчание, определенное значение «да» или «нет». Согласно п.З ст. по общему правилу молчание не является согласием, если иное не предусмотрено обычаем делового оборота или соглашением. Примером может служить аренда имущества (если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п.2 ст.621 ГК)).
Правильный выбор формы волеизъявления является одним из важнейших условием действительности сделок. Именно поэтому стоит уделять особое внимание правильному оформлению сделки. И только тогда воля обретёт надлежащее ей волеизъявление. Следует, как можно точнее составлять оферту, которая должна точно определять форму акцепта, чем часто напрасно пренебрегают в настоящее время, чтобы избежать разногласий в дальнейшем.
Список источников
Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета, № 238-239, 1994.
Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй третьей / под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского и др. - М: Юрайт-Издат, 2007.
Список литературы
Андреева, Л. Существенные условия договора: споры, продиктованные теорией и практикой / Л. Андреева // Хозяйство и право. -2000. - № 12. - С. 93.
Андреева, Л. Форма договора и последствия ее несоблюдения / Л. Андреева // Российская юстиция. - 1999. - № 2. - С. 15.
Черепанов М.В., исторический факультет Научный руководитель: к.ю.н., профессор А.Н. Цуканов
Славяне и право: мифы и реальность
«Есть ли исторический путь России тот же, что и Западной Европы, т.е. путь общечеловеческого прогресса и общечеловеческой цивилизации, и особенность России лишь в ее отсталости, или у России особый путь и ее цивилизация принадлежит к другому типу?»
H.A. Бердяев
Сложность России и ряда восточно-европейских государств их духовного мира имеет, пожалуй, наиболее трудное, далеко не выясненное выражение в сфере права и правового регулирования. Само существование славянского этноса, славянской государственности и славянского законодательства не привело к однозначному появлению в практическом и научном обиходе понятия «славянская правовая семья», которое можно было бы рассматривать наряду с классическими понятиями западноевропейского права. Имеет ли типологическую индивидуальность славянская, в том числе и российская правовая система? Существуют ли культурные особенности в их правовом регулировании? Эти вопросы, актуальные, в том числе и для современного российского права, методологически они были поставлены в общей для России форме еще в середине XIX в.
Фундаментальные изменения, произошедшие в конце 80-х — начале 90-х годов в восточноевропейских странах, появление на политической карте новых государств, свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы. И сегодня, по сути, «перед этими странами стоит выбор одного из двух вариантов: или присоединиться к какой-либо из существующих правовых семей западного права, или превратиться в часть новой, родовой (евроазиатской или славянской) правовой семьи» (Осакве, 2001, с. 12).
По данной проблеме в научной литературе существуют разные мнения, в том числе точка зрения евразийства, обособляющая Россию, как от Запада, так и от Востока. По мнению ряда ученых, учитывая особый тип духовно-материальной организации России, речь должна идти об особой российской правовой системе. По мнению В.Ф. Шаповалова, «ряд черт романо-германской