Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ'

ПОНЯТИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
917
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / СМЫСЛОВАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокофьева М.Д.

В статье с позиции подходов различных наук и в философской парадигме рассматривается многоаспектное и многозначное понятие «жизнь». Анализируются оттенки значения термина в зависимости от предмета исследования различных областей знания. В философском аспекте выделяется неразрывная связь понятий «жизнь - смерть - бессмертие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LIFE IN CONTEMPORARY SCIENCE AND PHILOSOPHY

In the article from the position of approaches of different Sciences and in the philosophical paradigm the multidimensional and multivalued concept "life" is considered. The shades of the meaning of the term depending on the subject of study of various fields of knowledge are analyzed. The philosophical aspect is highlighted the inextricable link between the concepts of “life - death - immortality”.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ»

состязаний международного уровня // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - №4. - С. 48-55.

3. Шиняева О.В., Спортивное волонтерское движение в современной России / О.В. Шиняева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2017. - №3. - С. 126-132.

4. Шашков A.B., Уровень коммуникативной толерантности как фактор мотивации волонтерства /А.В. Шашков // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность. / отв. ред. И.Н. Макарова, Е.В. Поступинская. Сочи: РИЦ СГУ. - 2012. - С. 313.

УДК 523.11

Прокофьева М.Д. студент лечебный факультет СГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель: Кузнецова М.И.

Россия, г. Саратов ПОНЯТИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ

Аннотация. В статье с позиции подходов различных наук и в философской парадигме рассматривается многоаспектное и многозначное понятие «жизнь». Анализируются оттенки значения термина в зависимости от предмета исследования различных областей знания. В философском аспекте выделяется неразрывная связь понятий «жизнь -смерть - бессмертие».

Ключевые слова. Жизнь, философия, наука, социально-гуманитарное знание, смысловая парадигма.

Prokofievа M. D. Student of the Medical Faculty Saratov State Medical University V. I. Razumovsky

Russia, Saratov The supervisor of studies: Kuznetsova M.N.

THE CONCEPT OF LIFE IN CONTEMPORARY SCIENCE AND

PHILOSOPHY

Abstract. In the article from the position of approaches of different Sciences and in the philosophical paradigm the multidimensional and multivalued concept "life" is considered. The shades of the meaning of the term depending on the subject of study of various fields of knowledge are analyzed. The philosophical aspect is highlighted the inextricable link between the concepts of "life - death -immortality".

Keywords. Life, philosophy, science, social and humanitarian knowledge, semantic paradigm.

Сложное и многозначное понятие «жизнь», определение его сущности и содержания издавна привлекает внимание ученых. В то же время, это понятие имеет несомненный философский смысл и значимость, поэтому остается в центре внимания различных философских концепций. Актуальность выделения смысловых центров и семантических слоев, понимания и объяснения сути жизни как явления действительности не вызывает сомнения и в современной науке и философии.

Поскольку в различных областях знания термин «жизнь» уточняется в зависимости от предмета исследования, то представляется логичным рассмотреть его оттенки смысла, значимые для конкретных отраслей науки. Вместе с тем смысловое ядро рассматриваемого нами понятия составляет его так называемое «филологическое» значение, от которого и предлагают отталкиваться современные исследователи.

Так, в толковом словаре [2, с. 197] отражена многозначность изучаемого понятия, на первый план выведены значения, которые можно охарактеризовать как естественно-научные: «особая форма существования материи», «физиологическое состояние всего живого», «время существования» живых организмов. Далее приведены обществоведческие лексические смыслы - «деятельность общества и человека», «реальная действительность», «проявление деятельности». Таким образом, зафиксированные в языке смысловые значения и частотность их употребления иллюстрируют объективную картину смысловой наполненности понятия «жизнь» - от констатации биологической сущности до общественного и философского осмысления термина.

В естественно-научных исследованиях ученые опираются на биологическое понимание жизни и рассматривает ее в том смысле, в котором жизнь отличается от не жизни, от отсутствия жизни. В этом значении жизнь - это форма существования живой материи. Существование и поддержание жизни обеспечивается функционированием совокупности биологических, химических, физических реакций и сложных процессов.

В простейших и сложных биологических организмах жизнь продуцируется каждой клеткой, которая делится, поддерживая жизнь, а в определенный момент отмирает, приближая организм к угасанию, то есть к смерти. Клеточный метаболизм представляет собой механизм поддержания биологической жизни. Таким образом, с точки зрения биологии, за границами клетки жизнь не может существовать, а сама ее суть описывается как глобальная макромолекулярная система, способная к иерархической организации, а также способность к метаболизму и самовозобновлению.

Биологическая жизнь детерминируется комплексом биополимеров -белков и нуклеиновых кислот. В настоящее время не известно ни одной живой системы без совокупности ДНК (или РНК) и белка. Все процессы, характеризующие жизнь, связаны с комплексными свойствами этих соединений. Эту сторону существования рассматривает генетика.

С позиции генетики жизнь определяется геномом, генетической

информацией, способной воспроизводить живые организмы и саму биологическую форму жизни. В этом значении содержание изучаемого нами понятия обуславливается через взаимодействие наследственности и изменчивости под воздействием различных факторов, в том числе, мутации.

Химическая наука изучает явления биологического существования живых организмов как хаотичную последовательность рандомных (повторяющихся) случаев химических реакций.

Физика рассматривает жизненные процессы как постоянное накопление и рассеивание энергии. Такие разделы физики, как, например, механика описывает механизмы движения опорно-двигательного аппарата или оптика - сущность зрительного восприятия. Движение жидкостей в живых организмах, как и многие другие процессы, также изучаются физической наукой.

С точки зрения А.А. Ляпунова - ученого-кибернетика: «Жизнь - это высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул» [1, с. 185]. В этой связи актуализируется проблема системного управления живыми организмами и иерархии таких систем.

В физиологическом аспекте А.Ф. Самойлов сформулировал следующее понимание исследуемого понятия: «Жизнь - это замкнутый круг рефлекторной деятельности» [3]. Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни.

В медицине жизнь раскрывается через соотнесение с противопоставлением здоровья и болезни. В этом аспекте жизнь и ее качество связано с поддержанием и сохранением здоровья, то есть определяющим для медицины является борьба с болезнью и профилактика заболеваемости, сохранение жизни, обеспечение через медицинскую помощь достойного качества жизни.

В социально-гуманитарном познании категория «жизнь» занимает центральное место, так как все проявления общества и существование человека возможны только там, где есть жизнь. С позиции психолого-педагогической науки жизнь рассматривается не как явление природы, а как наивысшая ценность, связывается с другими духовными ценностями.

Подобное понимание жизни базируется на ее духовной сути, ценностно значимых достижениях, способных бытовать в исторической ретроспективе, составляя культурное наследие. Парадигма философского понимания жизни исходит из дихотомии понятий «жизнь - смерть», рассматривает бессмертие как духовную форму жизни, раскрывает поиски смыла жизни.

Современная трактовка термина «жизнь» в философии опирается на результаты изысканий Ф. Ницше, который полагал, что непрерывность жизни поддерживается логикой вечного возвращения. Философия жизни рассматривает смерть как часть жизни. Такая перспектива стала реальной в

прошлом веке как комплексный результат достижений биологических и медицинских наук, открытия генетического кода человека и других открытий и изобретений. Смерть перестала восприниматься как неизбежная необходимая точка жизни даже в биологическом смысле.

Мыслители на рубеже XX - XXI веков углубились в проблематику исследования смерти как анти-жизни или продолжения жизни. В то же время активное развитие в философии приобрело учение космизма, в основе которого лежит идея экзистенциального бессмертия.

Философы-экзистенциалисты изучали проблематику смысла жизни, их понимание этого вопроса выражается в противоположных точках зрения: от констатации самоценности человеческой жизни и того, что сам человек наделяет собственную жизнь смыслом (Ж.-П. Сартр), до признания полного отсутствия смысла в человеческом существовании как отдельного индивида, так и человечества в целом (М. Хайдеггер).

Применительно к осмыслению общественного бытия как способа жизни человека рассматривается деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.

На наш взгляд, современные философские учения о жизни опираются на научные представления о ней. Полемизируя и взаимодействуя, научная и философская мысль, изучают в мельчайших деталях все аспекты этого понятия. Проецируя современные научные и философские представления о жизни на бытие человека, можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре.

Использованные источники:

1. Ляпунов А.А. О кибернетических вопросах биологии // Алексей Андреевич Ляпунов. 100 лет со дня рождения. - Новосибирск: Гео, 2011.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2012.

3. Самойлов А.Ф. Механическое воззрение на жизненные процессы // Избарнные труды. - М.: Наук, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.