Научная статья на тему 'Понятие жизненного цикла семьи и особенности его типологизации в работах отечественных ученых с привлечением исследовательских данных'

Понятие жизненного цикла семьи и особенности его типологизации в работах отечественных ученых с привлечением исследовательских данных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2993
1079
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ / ЛИНИИ ЖИЗНИ / СТАДИИ СЕМЕЙНОГО ЦИКЛА / ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / FAMILY / FAMILY LIFE CYCLE / LIFE LINES / STAGES OF THE FAMILY CYCLE / FAMILISTIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ляликова С.В.

В статье раскрывается понятие жизненного цикла семьи сквозь призму концепций отечественных ученых, а также описываются основные демографические события, положенные в основу широкого спектра типологий, дифференцирующих семейный цикл жизни полных семей жизни на фазы и стадии от момента создания до распада. Фокус статьи не ограничивается анализом теоретических аспектов изучаемой темы. Эмпирические данные знакомят читателя с важнейшими событиями, произошедшими в жизни респондентов. На основе полученных данных доказано, что семейные события, связанные со сменой статусных характеристик индивидов, играют значительную роль в жизни мужчин и женщин и отличаются у представителей, находящихся на разных этапах функционирования семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of the family life cycle and the features of its typologization in the works of domestic scientists with the use of research data

The article reveals the concept of the family life cycle in the concepts of domestic scientists. The main demographic events are described, which are the basis of many typologies that differentiate the family life cycle of complete families of life at the stage (from the moment of creation to decay). The focus of the article is not limited to the analysis of the theoretical aspects of the topic under study. Empirical data acquaints the reader with the most important events that occurred in the lives of respondents. Based on the data obtained, it is proved that family events associated with a change in the status characteristics of individuals play a significant role in the lives of men and women and differ among representatives of different stages of the functioning of the family.

Текст научной работы на тему «Понятие жизненного цикла семьи и особенности его типологизации в работах отечественных ученых с привлечением исследовательских данных»

Понятие жизненного цикла семьи и особенности его типологизации в работах отечественных ученых с привлечением исследовательских данных

Ляликова С.В.

В статье раскрывается понятие жизненного цикла семьи сквозь призму концепций отечественных ученых, а также описываются основные демографические события, положенные в основу широкого спектра типологий, дифференцирующих семейный цикл жизни полных семей жизни на фазы и стадии от момента создания до распада. Фокус статьи не ограничивается анализом теоретических аспектов изучаемой темы. Эмпирические данные знакомят читателя с важнейшими событиями, произошедшими в жизни респондентов. На основе полученных данных доказано, что семейные события, связанные со сменой статусных характеристик индивидов, играют значительную роль в жизни мужчин и женщин и отличаются у представителей, находящихся на разных этапах функционирования семьи.

Ключевые слова: семья, жизненный цикл семьи, линии жизни, стадии семейного цикла, фамилистическая школа.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Межрегиональные исследования жизненных ценностей и нетранзитивности се-мейно-детных ориентаций женщин, мужчин и семейных пар на основе сквозного анализа сопоставимых данных (1976 - 2020 гг.)» №18-011-01037

1 См. об этом: Антонов А.И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографиче-ских структур в контексте социальных изме-

Кризисное состояние института семьи, связанное в институциональном аспекте со снижением посреднической роли семьи в контексте взаимодействия общества и личности, заставляет говорить о крахе фамилистической цивилизации,1 основанной на традициях се-мейно-детного образа жизни, и требует качественным образом подходить к изучению особенностей становления и функционирования семейного цикла жизни с целью прогнозирования его дальнейшего развития и выявления ключевых особенностей, свойственных индивидам, находящимся на разных стадиях жизненного цикла семьи. Начиная изучение жизненного цикла семьи с зарубежных исследователей, практически сразу знакомишься с работами американского ученого П. Глика, который ввел в научный оборот термин «жизненный цикл семьи» в 1940-х годах П. Глик определил жизненный цикл семьи как понятие, «использующееся в отношении последовательности критических этапов, через которые проходит типичная семья ... таких,

нений и социального неравенства // Интернет-журнал Семья и демографические исследования. М.: РИСИ. 2014. URL: (Дата обращения: 10.09.2019)

как брак; рождение детей; дети, покидающие дом; период после ухода детей ... и окончательный распад брака после смерти одного из супругов»1.

Что касается советской истории, то следует упомянуть Н.И. Воробьева, автора одной их первых демографический статей, посвященных анализу экономико-демографических связей вне и внутри семьи, анализу состава семьи и ее жизненного цикла, на основе переписных и статистических данных отметившего еще в 1925 г., что «перепись регистрирует семьи, находящиеся на разных периодах жизни»2. Позднее, после восстановления в России статуса социологии3, многие исследователи обратили внимание на проблемы семьи и ее жизненного цикла, а также актуальность их исследования.

Существует множество дефиниций семьи, в наиболее известном из них, принадлежащем А.Г. Харчеву, под семьей понимается «исторически конкретная система взаимоотношений между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения»4. Данное определение поддерживает социально-

психологическое единство и включает в себя критерий воспроизводства населения. Фамилистический подход задает более четкие рамки для содержательной трактовки семьи «основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества- родительства- родства»5. Прочие фрагментарные и осколочные формы представители кризисной парадигмы определяют как семейные группировки, к которым относятся неполные семьи с детьми, супружеские пары, сожительствующие пары с детьми и др. Разнообразие семейных структур ставит перед исследователем задачу по классификации обширного числа разнообразных сочетаний семей с учетом их трансформации во времени. При введении параметра продолжительности семьи, брака, а также сопутствующих семейных событий, оказывающих влияние на структуру и состав семьи, следует переходить на новый уровень анализа, связанный с жизненным циклом семьи. Отмечается, что каждому этапу развития семьи соответствуют определенные условия существования и конкретная численность лиц, входящих в ее состав. Ленинградский исследователь А.В. Баранов писал, что человек за свою жизнь успевает прожить в трех семьях: первичной (родительская семья), вторичной (семья, созданная непосредственно индивидом) и третичной семье, или, иначе говоря,

1Glick P.C. Updating the life cycle of the family. Journal of Marriage and the Family, Vol.39, 1977. P.5.

2 Воробьев Н.И. Семья в Нерехте // Вестник статистики, 1925. №1-3.

3 См.подробнее: Осипов Г.В. Возрождение

социологии в России. Как это было на самом

деле. Социологические исследования, № 6, 2008. С.5.

4 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Москва, 1979. С.75.

5 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: «Братья Карич», 1996. С.66.

структуре, которая сохранилась после отделения детей при условии создания ими собственных семей1.

В научной литературе существует широкий спектр концепций, исследующих особенности жизненного цикла семьи с учетом различных социально-демографических характеристик, в том числе возрастных особенностей ребенка. Однако, при использовании концепции жизненного цикла возможно сохранение единства объекта исследования (семьи), при исключении сосредоточенности на индивидуально-возрастных характеристиках членов семьи. Жизненный путь в зарубежной литературе «обычно соотносится с переплетением возрастно-градуированных траекторий, таких, как карьера и семейная жизнь, подчиненных изменяющимся условиям и мнениям о будущем, а также с короткими периодами жизненных переходов, начиная от поступления в школу и кончая выходом на пен-сию»2. В рамках фамилистического подхода все неспецифические для семейного цикла аспекты образа жизни (т.е. внесемейные), но так или иначе связанные с периодом развития и функционирования семьи, не подлежат анализу. Не относятся к семейному циклу инди-видно-возрастные регулярности, неверно отождествление индивидуального цикла жизни с семейным, даже в случае, если он учитывает семейную фазу бытия.

В работе «Семья - объект демографии» А.Г. Волков рассматривает жизненный цикл семьи как «последовательность существенных в социальном и демографическом отношениях состояний, в которых находится семья с момента ее образования до того, как она прекратит свое существование»3. Среди значимых событий в социальном и демографическом плане автор указывает заключение брака, рождение детей, вступление в брак выросших детей, а также отделение или не отделение новообразовавшейся семьи от родительской. Н.М. Римашевская определяет жизненный цикл семьи как «последовательность ее состояний в демографическом и социальном отношениях на непрерывной временной оси с момента образования до момента прекращения существования»4.

Стоит отметить, что изучение жизненного цикла личности «сопряжено с рядом семейных характеристик»5, которые зачастую включаются исследователями в жизненный цикл семьи. Однако, в случае определения жизненного цикла в качестве периодически сменяющих друг друга демографических событий, применительно к личности данный подход оказывается некорректным. Это обусловлено тем, что человек проживает жизнь от момента рождения до смерти только один раз, соответственно большинство демографических событий случа-

1 См.об этом: Баранов А.В. Городская семья и личность. Социальные исследования. Вып.7. М. 1971. С75-84.

2 Ежов О.Н. Парадигма жизненного пути в за-

рубежной социологии. Журнал социологии и

социальной антропологии. 2005. Том VIII. №

3. С.23.

3 Волков А.Г. Семья - объект демографии. Москва.: Мысль. 1986. С.226.

4 Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003. С.171.

5 Васильева Э.К. Семья и ее функции. (демо-графо-статистический анализ). М.: Статистика, 1975. - С. 112-126.

ются единожды (рождение первенца и вступление в первый брак являются уникальными событиями). Иначе обстоят дела с супружеской парой, которая обзаводится детьми, после взросления и отделения которых (от родительской семьи) супружеская пара прародителей переходит на следующую стадию жизненного цикла, а «дети» начинают жизненный цикл заново, повторяя определенную последовательность демографических событий, обращенную уже к новому поколению. Причем стадии способны накладываться друг на друга, например, в родительской семье может продолжаться деторождение, в то время как старшие дети сами вступают в брак и создают собственные семьи или даже ожидают первенца.

В населении в каждый момент времени множество семей находятся на разных этапах жизненного цикла, сменяя очередность демографических событий. Именно непрерывность смены поколений позволяет рассматривать семью как динамическую систему, а не статистическую единицу1. Как отмечает Н.М. Римашевская цикличность развития семьи определяется фактом воспроизведения детьми паттернов поведения своих родителей. Автор обращает внимание на два момента: 1) начало семейного цикла стартует еще в родительских семьях; 2) последовательность семейных и демографических событий - относительна, т.к. лишь в общем виде повторяет череду важных для развития семьи событий2.

Именно поэтому жизненный цикл распадается на фазы, связанные со значимыми для семьи событиями.

Однако в научной литературе нет единого подхода, строго определяющего число стадий, совокупность которых составляла бы жизненный цикл семьи. В зависимости от исследовательских задач и парадигмы, которой придерживается исследователь, можно выделить от двух до двадцати стадий жизненного цикла. При демографическом подходе к анализу стадий жизненного цикла семьи принято выделять фазу, предшествующую рождению ребенка; этапы роста (в том числе подфазы, связанные с очередностью рождений) и сокращения семьи (включая подфазы отделения детей от родительской семьи), а также ее старения. Я. Щепаньский выделяет три этапа развития супружеской пары (при наличии детей): период, предшествующий рождению ребенка; фазу его воспитания и момент отделения детей от родительской семьи3. В.Б. Голофаст описывает в своих работах: период «ухаживания»; время, проведенное в браке; репродуктивный период; фазу взаимной социализации родителей и детей; эмансипацию взрослых детей; и наконец, завершающую стадию цикла - период «дожи-вания» и распада супружеской пары4. Феноменологический подход к изучению семейного цикла фиксирует внимание на преемственности, повторяемости шаблонов (образцов, паттернов) обыденных интер-

1 Волков А.Г. Семья - объект демографии. Москва.: Мысль. 1986. С.227.

2 Римашевская Н.М. Человек и реформы:

секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003.

С.171.

3 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс. 1969. С.140.

4 Голофаст В.Б. О взаимосвязи подходов в изучении семьи. Социологические проблемы семьи и молодежи. Л.: Наука. 1972. С.72.

претаций при смене семейных поколений. Другими словами, это то, что называют семейными традициями, где разного рода семейные ритуалы, дополнены также стереотипами, преданиями, былинами, мифами и т.п.

Попытка привнести в структуру жизненного цикла семьи экономические характеристики была сделана Э.К. Васильевой, которая ввела в качестве стадий жизненного цикла семьи момент начала трудовой деятельности одного из детей; полное освобождение родительской семьи от иждивенчества детей; а также выделила фазу совместного проживания работающих детей в родительской семье, вплоть до момента создания ими собственной семьи. Впрочем, данная классификация оказалась достаточно размытой, так как в ней отсутствовала четкая граница, определяющая момент отделения взрослых детей от родительской семьи.

В рамках демографического подхода к изучению жизненного цикла семьи в работе «Моделирование формирования семейной структуры населения» И.А. Герасимовой выделяются следующие стадии развития нуклеарной семьи:

• фаза роста - период с момента образования супружеской пары до рождения последнего ребенка;

• фаза стабильности - период, следующий за последним рождением до момента отделения от семьи взрослого ребенка;

• фаза «зрелости» - отделение от родительской семьи всех взрослых детей;

• фаза «затухания» - семья представляет собой одинокую супружескую пару1.

Выше представленную типологию И.А. Герасимова предлагает дополнить еще тремя периодами, связанными с временным отрезком между заключением брака и рождением первенца, а также периодом до и после смерти одного из супругов. Очень схожую типологию стадий жизненного цикла с концепцией Эвелины Дюваль2 представили в своих работах А.Н. Волкова и Т.Н. Трапезникова3:

1. Формирующаяся семья (брак менее 5 лет, детей нет);

2. Детородящая семья (старшему ребенку менее 3-х лет);

3. Семья с детьми дошкольного возраста;

4. Семья с детьми - школьного возраста;

5. Семья с детьми-подростками;

6. Семья, «отправляющая детей в жизнь»;

7. Супруги зрелого возраста;

8. Стареющая семья, от момента ухода супругов на пенсию до смерти одного из них.

Иную основу для построения классификации жизненного цикла предложил В.А. Сысенко, который делил браки по продолжительности семейной жизни, таким образом сформировалась четырехступенчатая классификация: «юные семьи»

1См.подробнее: Герасимова И.А. «Моделирование формирования семейной структуры населения». Экономика и математические методы. Т. IX вып.5., 1973. 878 с.

2 См.об этом: Duvall E.M. Family development

(2nd ed.). Philadelphia: Lippincott, 1962. P.9.

3 Волкова А. Н. Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 110-116.

237

Fl

(от 0 до 4 лет); «молодые семьи» (от 5 до 9 лет); семьи среднего возраста (от 10 до 19 лет) и «зрелые семьи» (или пожилые) (прожившие вместе более 20 лет). Однако данная классификация учитывает всего один фактор - стаж брака, игнорируя прочие показатели, как например то, что делает из супружеской пары семью, а именно рождение детей.

Жизненный цикл семьи, основанный на принципе отношения супругов к родительству, представил отечественный фамилист А.И. Антонов1, который выделил следующие стадии семейного цикла:

1. Предродительство - период после заключения брака до рождения первенца (завершается примерно к 1,2 года от момента заключения брака).

2. Репродуктивное родитель-ство - фаза от момента рождения первенца до рождения последнего ребенка (завершается к 7,0 годам состояния в браке);

3. Социализационное роди-тельство - связано с воспитанием рожденных детей и охватывает период от рождения первенца до момента высвобождения из семьи последнего ребенка (длится в среднем не более 25 лет от момента заключения брака);

4. Прародительство (стадия «пустого гнезда») - период дожива-ния супружеской пары, после отделения всех детей из родительской семьи, заканчивается смертью одного или обоих супругов, заканчивается к 40 годам совместной жизни пары.

Все вышесказанное относилось к «нормальному», или «полному циклу» семьи, однако, современные тенденции развития общественных институтов, появление новых форм семейных конфигураций заставляют исследователей задуматься о критериях «нормальности»2, и включить в свои концепции все большее число вариаций семейного цикла, отличающихся от стандартного набора последовательно сменяющих друг друга демографических событий сопровождающих индивида от рождения до смерти. Жизненный цикл семьи, сформированный по различным основаниям, может насчитывать от двух до 20 и более фаз развития. Однако большинство подходов к исследованию жизненного цикла не учитывает «случайные» семейные события, такие как смерть близких, длительные разлуки, хронические болезни, разводы, расставания и т.д.)

Жизненный цикл семьи может быть сконструирован не только в качестве универсальной компоненты, но и стать приемлемой концепцией для всех социальных актеров, расположенных на разных стадиях функционирования семьи. Среди современных социологов, принадлежащих русской школе фами-лизма бытует содержательный подход к интерпретации жизненного цикла семьи, который анализируется не как совокупность отдельных единиц (индивидов), а как единая система взаимосвязанных элементов, основным объектом внимания исследователей становится семья как малая группа. В противовес фа-

1 Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: Инфра - М, 2018. С. 159.

2 Carter B., McGoldrick M. The expanded family life cycle: individual. family, and social perspectives - 3rd ed. USA: PEARSON, 2005. p.1.

милистическому подходу представители модернистской парадигмы считают, что не существует единого жизненного цикла для всех семей. Частная семейная жизнь расположена в приватной сфере, исследователи считают, что она не может определяться общественными нормами и идеалами, а остается прерогативой участников семейных отношений как «индивидуализированной социально группы»1.

Модернисты считают невозможным определение крайних стадий жизненного цикла с описанием ролевых моделей, так как нормы выступают продуктом согласия группы, пока она существует. В слу-

Линия жизни как основа социо-лого-демографического исследования семьи

Ключевым источником данных о семьи, наиболее достоверно представляющим генеральную совокупность населения по численности, составу семей и прочим, интересу-

чае же ее распада возникает необходимость, заставляющая нас обращаться к формальным предписаниям. В ответ на этот аргумент фа-милисты отвечают концепцией неполноты жизненного цикла, которая может быть вызвана всевозможными депривациями, разлуками, смертью кого-либо из членов семьи и другими событиями, которые выходят за пределы устоявшейся концепции жизненного цикла с определенной чередой последовательно сменяющих друг друга событий. На схеме (см.рис.1) представлена примерная схема жизненного цикла семьи, развивающейся в рамках полного семейного цикла.

семыг □оного

1В РС

ющим исследователя характеристикам, являются переписи населения. Американский демограф П. Глик, который на протяжении сорока лет занимался разработкой переписей населения в Америке, сделав огромный вклад в развитие

Рисунок 1 Примерная схема жизненного цикла семьи (построена по разработкам профессора А.И. Антонова)

1 Дюжиков С.А., Борцов Ю.С. Жизненный цикл семьи: основные подходы к классифи-

кации и проблемы содержательного наполнения // Гуманитарий Юга России. 2018. №3. С. 108.

науки1. В рамках исследования жизненного цикла семьи его интересовал возраст супругов в зависимости различных семейных событий, среди которых учитывался возраст вступления в первый брак у мужчин и женщин, возраст родителей при рождении первого и последнего ребенка, возраст родителей при вступлении в брак первого и последнего из детей, средний возраст смерти замужних мужчин и женщин, а также учитывался возраст родителей при достижении ребенком школьного (6 лет) и подросткового возраста (13 лет), отдельно рассматривался выходом на пенсию главы семьи. Подобные расчеты позволили определить примерную длину каждой фазы жизненного цикла семьи и выявить ключевые тенденции, характеризующие особенности функционирования семьи в исторической ретроспективе. На основании анализа пяти возрастных когорт американских женщин, рожденных в 1880-х, 1900-х, 1940-х и 1950-х годах были обнаружены следующие тенденции (за исследуемый 80 летний период): увеличение возраста вступления в брак, а также увеличение продолжительности заключительной фазы совместного дожития супругов, после отделения последнего ребенка из семьи и др.2Проблемы брака и развода были раскрыты П. Гликом в совместной монографии с А^0110п, где ученые отмечают увеличение числа

неполых семей в структуре американской семьи, в том отмечается увеличившаяся доля незамужних женщин с младенцами на фоне высокого уровня разводимости. Демографы заключают, что в дальнейшей перспективе развитии института семьи, доля неполных семей либо останется на том же уровне, либо будет расти3, последний из прогнозов мы можем наблюдать сегодня на примере ряда развитых и развивающихся стран.

Изучение жизненных циклов, указывает Н.М. Римашевская, возможно двумя способами: посредством связи с возрастом, либо параллельно с анализом последовательных изменений, происходящих в семье. В первом случае принято говорить о методах - поперечного анализа (условного поколения), во втором - о продольном анализе (или иначе методе реального поколения). Очевидно, как указывает исследователь, использовать методы когортного построения, фиксирующие трансформации не связанные напрямую с жизненным циклом семьи, а объясняющиеся особенностями протекания демографических процессов. Ограничения первого подхода связаны с наличием излишних данных о переходных этапах, что затрудняет анализ. Второй - оказывается достаточно трудоемким, в связи с чем аналогов подобным исследованиям в отечественной практике очень немного.

1 CM.noflpoSHee: Glick P.C. The family cycle. American Sociological Review, 12, 1947. PP. 164-174.; Glick P.C. The life cycle of the family.

Marriage and Family Living. 17, 1955. PP.3-9.;

Glick P.C. Updating the life cycle of the family. Journal of Marriage and the Family. 39, 1977. PP.5-13.

2 Glick P.C. Updating the life cycle of the family. Journal of Marriage and the Family. 39, 1977. PP.5-13.

3 Glick P.C., Norton A.J. Marrying, divorcing and living together in the United States today. Population References Bureau Bulletin. No. 32. Washington, DC., 1979. PP. 3-41.

Как было указано выше, жизненный цикл рассматривается как период последовательного развития семей и может быть изучен, согласно Н.М. Римашевской, в контексте трех линий развития: демографической, экономической и социально-профессиональной 1.

• Демографическая линия связана с созданием семьи и анализом последовательных событий, определяющих линию ее развития: создание семьи, рождение детей, смерти членов семьи и др. Индикаторами измерения данной линии является состав семьи, половозрастные характеристики респондентов). Направленность демографического развития характеризуется преимущественно особенностями репродуктивного поведения;

• Социально- профессиональная линия (социальная) демонстрирует положение индивида в обществе, в том числе уровень свободы и доступа к благам среди мужчин и женщин; определяется уровнем занятости членов семьи, и их интенсивности в производственной сфере;

• Экономическая линия показывает уровень материального благосостояния, а также жилищных условий, в том числе метраж на каждого члена семьи. Исследуются показатели дохода, в зависимости от числа иждивенцев на работающего члена семьи. Отдельно можно внести в данную категорию потенциальное здоровье семьи и динамику потребительских возможностей до-мохозяйств.

В рамках «Исследования жизненных ценностей и семейно-дет-ных ориентаций супружеских пар -2018», проведенного кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ методом анкетного опроса с применением техники одновременного опроса мужчин и женщин, состоящих в зарегистрированных (46,7%) или незарегистрированных отношениях (53,3%), в Москве и МО было отобрано 672 рабочих документа. Средний возраст участников опроса - 31,2 года (мужчины - 32,3 года, женщины - 30,0 лет). Семьи респондентов состоят в среднем из 2,85 человек (к сравнению, по данным переписи - 2010 средний размер домохозяйства в г. Москва - 2,6, что в целом тождественно среднему размеру домохозяйств в РФ, где 28,5% состоят из двух человек, 22,5% - из трех, 23,3% - из четырех и более человек). Респонденты оказались выходцами из двухдетных семей, около 40% опрошенных имеют собственных детей, среди тех, у кого есть дети 46,9% являются однодет-ными. Доля многодетности в общем объеме выборки составляет 5,6% (по данным переписи доля семей с тремя и более детьми от числа всех домохозяйств - 7,0%, среди городского населения - 4,8%)2.

В ходе исследования было решено выяснить насколько значимыми оказываются для респондентов события наиболее часто соотносящиеся в концепциях развития семьи с фазами жизненного цикла. Для решения поставленной задачи в исследовании была применена

1 См.подробнее: Римашевская Н.М. Жизнен-

ный цикл семьи // Демография и социология. Вып. 10. Бедность: взгляд ученых на проблему. М., 1994. С. 122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Об итогах Всероссийской переписи населения 2010. Федеральная служба госстатистики. 2010. URL: https://clck.ru/GBn3n (Дата обращения 11.09.2019)

адаптированная для анкетного опроса методика «линии жизни», в ходе реализации которой респондентам было предложено указать пять главных событий в их жизни (варианты ответа не были регламентированы, был задан открытый вопрос). После обработки полученной информации схожие по смыслу варианты были объединены более чем в тридцать групп, отражающих различные значимые для участников опроса события. Прежде, чем перейти к описанию полученных результатов разумным будет напомнить, что ключевыми демографическими и семейными событиями, упомянутыми в большинстве типологий жизненного цикла семьи (в том числе среди тех, что были рассмотрены в начале статьи) становятся семейные события, связанные со сменой статуса мужчины и женщины, изменением состава семьи и другими демографическими событиями: вступление в брак, рождение детей, смерть одного из супругов и др. Однако авторские типологии, фокусирующие свое внимание на исследовании жизненного цикла семьи, зачастую не описывают принципы отбора конкретных событий, включенных в типологию, с точки зрения их значимости для участников семейных отношений, зачастую используя события, оказывающиеся наиболее удобными для сбора статистической информации и интерпретации полученных результатов.

Как показало исследование (см.табл.1), наиболее значимыми событиями для участников опроса стали: обучение в ВУЗе (45,7%), рождение ребенка (43,8%), встреча спутника жизни (будущего су-пруга(у) или вторую половинку (для

сожительствующих пар)), на четвертом месте расположился брак (в том числе заключенный между близкими респонденту людьми). Интересно, что лидирующие события практически в равной степени оказываются важными для мужчин и женщин. Полученная иерархия жизненных событий представлена в основном теми, что связаны с созданием семьи и рождением детей; получением образования (среднего общего или высшего, в эти две группы были отнесены также события, связанные с окончанием школы и поступлением в ВУЗы детей респондентов, или их близких родственников (сестер, братьев и др.)), а также «началом самостоятельной жизни» (переезд от родителей, получение финансовой независимости и прочее). Еще несколько категорий представлены значимыми датами, личными достижениями, важными знакомствами и др. Наличествуют также и негативные категории, связанные с семейными трагедиями, смертями, автокатастрофами. Многие из указанных респондентами событий в различных интерпретациях присутствуют в разработанных учеными-исследователями типологиях фаз жизненного цикла семьи.

Рассмотрим результаты корреляции вопроса о значимых жизненных событиях с переменной «стадии жизненного цикла» респондентов, которая была сформирована на основании семейного положения опрошенных (зарегистрированный брак или сожительство) и критерию детности (в т.ч. наличию несовершеннолетних детей). Согласно полученным результатам, для респондентов, практикующих добрачное

сожительство, следовательно расположенных на досемейной стадии жизненного цикла, важнейшим событием оказывается встреча спутника жизни (57,0%). На втором месте оказалось обучение в ВУЗе. Примерно каждый четвертый указал событие, связанное с рождением ребенка. В связи с тем, что из

Таблица 1

Важнейшие события в жизни респондентов в зависимости от пола

(Ответ на вопрос: «Назовите, пожалуйста, пять самых важных событий в вашей жизни»),

*т_____

№ Событие Муж Жен Всего

1 Обучение и выбор ВУЗа 41,7 49,7 45,7

2 Рождение ребенка (в т.ч. у близких) 42,9 44,6 43,8

3 Встреча спутника жизни 39,3 38,7 39,0

4 Брак (в т.ч. близких) 32,7 39,6 36,2

5 Работа 25,0 26,2 25,6

6 Обучение в школе 22,9 25,0 24,0

7 Путешествие 19,9 27,1 23,5

8 Даты 22,6 18,2 20,4

9 Переезд 16,4 19,0 17,7

10 Покупка 17,6 17,6 17,6

11 Событие 15,5 18,2 16,8

12 Досуг 10,1 7,1 8,6

13 Смерть 5,4 10,1 7,7

14 Армия 12,8 0,0 6,4

15 Знакомство 5,4 7,1 6,3

16 Самостоятельная жизнь 6,0 6,5 6,3

17 Достижения 7,1 4,5 5,8

18 Болезнь (в т.ч. близких) 6,0 5,1 5,5

19 Воспоминания 5,1 3,3 4,2

20 Развод 3,6 4,8 4,2

21 Саморазвитие 4,2 3,6 3,9

23 Другое 24,9 19,5 22,0

24 Нет ответа 5,1 3,9 4,5

анализа были изъяты сожители с детьми, представители досемейной фазы, указывающие в качестве значимого события, рождение ребенка, отмечают его в качестве события, произошедшего с близкими людьми, например, рождение крестника, сестры или брата, племянника и др.

Рисунок 2 позволяет оценить значимость отдельных событий при переходе участников семейных отношений от стадии к стадии. Для респондентов, находящихся на досемейной фазе, высока роль «встречи спутника жизни» (причем в данную категорию были объединены ответы «встретил будущую жену/мужа», «нынешнего партнера» и др). С продвижением по линии жизни на каждую последующую фазу семейного цикла, ценность

данного (лидирующего ранее) события перекрывается значимостью брака - нового события, обуславливающего смену ролевых взаимодействий между партнерами. На стадии репродуктивного родитель-ства, обнаруживается, что значимость брака перекрывается еще более ценным и актуальным событием для респондентов, находящихся на данной стадии, коим является рождением ребенка. Стоит отметить, что данное событие имеет

наивысшую степень единодушия его в качестве значимого события, (89,6% опрошенных, имеющие поставив его на первое место). несовершеннолетних детей указали

ДОСЕМЕИНАЙ ПРЕД РОД ^ ГЕЯьСТЕО РЕ ПРОДУКТА ЕНОЕ ПРАРСДИ ГЕ ЛЬСТВО

РОЛ^ТЕЛЬСУВО

- Обучение и выбор ВУЗа встреча спут^и^ жизни Обучение в шксяе

Ш ребенка (е т.ч. у близких}

* <■» * дзак (в т*ч, бляшки*) —о—Смерть

Рисунок 2. Значимость ключевых событий на разных стадиях семейного цикла жизни (Построено на основании ответов на вопрос: «Назовите пять самых главных событий в вашей жизни»), в (%)

Стоит отметить, что стадия пра-родительства концентрирует в себе все значимые события, связанные со сменой ролевого статуса мужчин и женщин, и оказывающиеся лидерами на досемейной, предроди-тельской и репродуктивной фазах семейного цикла. Так на прародительской стадии достаточно высоко ценится: встреча спутника жизни, официальная регистрация брака и рождение детей, более 65% опрошенных, отмечают каждую из указанных категорий в качестве приоритетных. В отличие от событий, связанных с встречей спутника жизни и регистрацией брака, рождение ребенка не теряет своей значимости после того, как произошло в жизни респондентов, оставаясь ве-

дущей категорией на репродуктивной и прародительской стадиях семейного цикла жизни (89,6% и 88,3% соответственно).

В числе запоминающихся жизненных событий для респондентов остается важным опыт взаимодействия с образовательными организациями (школами и высшими учебными заведениями). Стоит отметить, что на досемейной стадии жизненного цикла категория «Обучение и выбор ВУЗе» сформирована преимущественно ответами об окончании высших учебных заведений конкретными респондентами (или получение ими высшего образования в момент исследования). По мере продвижения по семейному жизненному циклу к стадии «пустого гнезда» указанное событие меняет

свое содержание и связывается уже с поступлением или окончанием высших учебных заведений детьми респондентов. В случае, если речь идет о себе, то представители прародительской стадии указывают на получение докторской или кандидатской степеней. Стоит заметить, что школьные воспоминания остаются значимым для участников опроса на протяжении всей линии жизни, среди представителей досемейной стадии таковых около трети, на стадии прародительства - порядка 20%.

Демографическая линия развития и функционирования семьи предполагает ее изучение с момента создания до распада, с учетом особенностей последовательного перехода от стадии к стадии, иначе говоря череды семейных событий, характер которых определяет полноту или неполноту семейного цикла, а также ключевые векторы его развития. Среди основных событий выделяются: заключение (регистрация брака), рождение первенца, отделение первого и последнего ребенка от родительской семьи, создание репродуктивной (супружеской) семьи как следующего этапа циклического развития семьи ориентационной. Дифференциация жизненного цикла семьи на фазы определяется учеными через се-мейно-демографические события, которые являются определяющими на пути к эффективной реализации специфических и неспецифических функций семьи. Соотнеся приоритетные ценности респондентов, выраженные значимыми событиями в их жизни, с множеством типологий стадий жизненного цикла семьи, было получено эмпирическое под-

тверждение теоретическим конструктам, предложенным различными российскими и зарубежными исследователями. Доказано, что семейные события, связанные со сменой статусных характеристик индивидов (зарегистрированный, незарегистрированный брак), рождение детей и последующее отделение их от родительской семьи, а также особая связь с образовательными учреждениями (см. типологии, акцентирующие внимание на наличии в семье детей дошкольного и школьного возрастов и др.) играют значительную роль в жизни мужчин и женщин, находящихся на разных этапах функционирования семьи, в том числе на субъективном, психологическом уровне.

Дифференциация семейного жизненного цикла на фазы позволяет исследователям четко охарактеризовать особенности семей, находящихся на разных этапах своего развития. Определение стадий, основанно на допущении о прохождении среднестатистической семьей на протяжении ее семейной карьеры схожих трансформаций даже при наличии уникальных особенностей отдельный из них (различного рода депривации и иные отклонения от линии развития). Согласно современным подходам, методология линий жизни может являться как самостоятельным подходом в изучении функционирования и развития семьи, выступая иллюстрацией к концепциям жизненного пути, так и входить в состав циклического исследования семей на протяжении жизненного цикла. В первом случае внимание исследователя концентрируется на изучении индивидуальных особенностей ис-

245

Fl

пытуемых. В рамках второго подхода внимание уделяется месту семьи в жизни индивида и их взаимному влиянию друг на друга, где сам индивид рассматривается в качестве исполнителя определенных семейных ролей. Представители фа-милистической школы как правило придерживаются последнего подхода, описывающего развитие индивидуально-возрастных особенностей личности в качестве вторичного элемента. Именно двухсторонняя взаимообусловленность семьи и личности делает релевантной методологию комплексного исследования линии жизни в контексте теорий развития жизненного цикла семьи.

Литература

1. Антонов А.И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Интернет-журнал Семья и демографические исследования. М.: РИСИ. 2014. URL: (Дата обращения: 10.09.2019)

2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: Инфра - М, 2018.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: «Братья Карич», 1996.

4. Баранов А.В. Городская семья и личность. Социальные исследования. Вып.7. М. 1971.

5. Васильева Э.К. Семья и ее функции. (демографо-статистиче-ский анализ). М.: Статистика, 1975.

6. Волков А.Г. Семья - объект демографии. М.: Мысль. 1986.

7. Волков А.Г. Семья - объект демографии. М.: Мысль. 1986.

8. Волкова А. Н. Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских затруднений //

Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 110-116.

9. Воробьев Н.И. Семья в Нерехте // Вестник статистики, 1925. №1-3.

10. Герасимова И.А. «Моделирование формирования семейной структуры населения». Экономика и математические методы. Т. IX вып.5, 1973.

11. Голофаст В.Б. О взаимосвязи подходов в изучении семьи. Социологические проблемы семьи и молодежи. Л.: Наука. 1972.

12. Дюжиков С.А., Борцов Ю.С. Жизненный цикл семьи: основные подходы к классификации и проблемы содержательного наполнения // Гуманитарий Юга России. 2018. №3.

13. Ежов О.Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии. Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII. № 3.

14. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010. Федеральная служба госстатистики. 2010. URL: https://clck.ru/GBn3n (Дата обращения 11.09.2019)

15. Осипов Г.В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле. Социологические исследования, № 6, 2008.

16. Римашевская Н.М. Жизненный цикл семьи // Демография и социология. Вып. 10. Бедность: взгляд ученых на проблему. М., 1994.

17. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003.

18. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003.

19. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Москва, 1979.

20. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс. 1969.

21. Carter B., McGoldrick M. The expanded family life cycle: individual. family, and social perspectives - 3rd ed. USA: PEARSON, 2005. p.1.

22. Duvall E.M. Family development (2nd ed.). Philadelphia: Lippincott, 1962.

23. Glick P.C. The family cycle. American Sociological Review, 12, 1947.

24. Glick P.C. The life cycle of the family. Marriage and Family Living. 17, 1955.

25. Glick P.C. Updating the life cycle of the family. Journal of Marriage and the Family, Vol.39, 1977.

26. Glick P.C. Updating the life cycle of the family. Journal of Marriage and the Family. 39, 1977.

27. Glick P.C., Norton A.J. Marrying, divorcing and living together in the United States today. Population References Bureau Bulletin. No. 32. Washington, DC., 1979.

Concept of the family life cycle and the features of its typologization in the works of domestic scientists with the use of research data Lyalikova S.V.

Moscow State University M.V. Lomonosov The article reveals the concept of the family life cycle in the concepts of domestic scientists. The main demographic events are described, which are the basis of many typologies that differentiate the family life cycle of complete families of life at the stage (from the moment of creation to decay). The focus of the article is not limited to the analysis of the theoretical aspects of the topic under study. Empirical data acquaints the reader with the most important events that occurred in the lives of respondents. Based on the data obtained, it is proved that family events associated with a change in the status characteristics of individuals play a significant role in the lives of men and women and differ among representatives of different stages of the functioning of the family.

Keywords: family, family life cycle, life lines, stages of the family cycle, familistic school. References

1. Antonov A.I. The institutional crisis of the

family and family-demographic structures in the context of social change and social inequality // Internet magazine Family and demographic research. M .: RISI. 2014. URL: (Date accessed: 09/10/2019)

2. Antonov A.I. Microsociology of the family. M .:

Infra - M, 2018.

3. Antonov A.I., Medkov V.M. Sociology of the

family. M.: Moscow State University Publishing House: "The Karich Brothers", 1996.

4. Baranov A.V. City family and personality. Social studies. Issue 7. M. 1971.

5. Vasilieva E.K. Family and its functions. (demographic and statistical analysis). M .: Statistics, 1975.

6. Volkov A.G. Family is an object of demography. M .: Thought. 1986.

7. Volkov A.G. Family is an object of demography. M .: Thought. 1986.

8. Volkova A. N. Trapeznikova T. M. Methodological methods for the diagnosis of marital difficulties // Psychology Issues. 1985. No. 5. S. 110-116.

9. Vorobyov N.I. Family in Nerekht // Bulletin of

statistics, 1925. No. 1-3.

10. Gerasimova I.A. "Modeling the formation of the family structure of the population." Economics and mathematical methods. T. IX issue 5, 1973.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Golofast V.B. On the relationship of approaches in the study of the family. Sociological problems of family and youth. L .: Science. 1972.

12. Dyuzhikov S.A., Bortsov Yu.S. Family life cycle: basic approaches to classification and problems of content filling // Humanitarian of the South of Russia. 2018. No3.

13. Yezhov O.N. The paradigm of life in foreign sociology. Journal of Sociology and Social Anthropology. 2005. Volume VIII. No. 3.

14. On the results of the All-Russian Population Census 2010. Federal State Statistics Service. 2010. URL: https://clck.ru/GBn3n (Date accessed 09/11/2019)

15. Osipov G.V. The revival of sociology in Russia. How it really was. Sociological Studies, No. 6, 2008.

16. Rimashevskaya N.M. Family Life Cycle // Demography and Sociology. Vol. 10. Poverty: the view of scientists on the problem. M., 1994.

17. Rimashevskaya N.M. Man and reform: the secrets of survival. M .: RIC ISEPN, 2003.

18. Rimashevskaya N.M. Man and reform: the secrets of survival. M .: RIC ISEPN, 2003.

19. Kharchev A.G. Marriage and family in the USSR. Moscow, 1979.

20. Schepansky I. Elementary concepts of sociology. M .: Progress. 1969.

21. Carter B., McGoldrick M. The expanded family life cycle: individual. family, and social perspectives - 3rd ed. USA: PEARSON, 2005.p.1.

22. Duvall E.M. Family development (2nd ed.). Philadelphia: Lippincott, 1962.

23. Glick P.C. The family cycle. American Sociological Review, 12, 1947.

24. Glick P.C. The life cycle of the family. Marriage and Family Living. 17, 1955.

25. Glick P.C. Updating the life cycle of the family. Journal of Marriage and the Family, Vol. 39, 1977.

26. Glick P.C. Updating the life cycle of the family. Journal of Marriage and the Family. 39, 1977.

27. Glick P.C., Norton A.J. Marrying, divorcing and living together in the United States today. Population References Bureau Bulletin. No. 32. Washington, DC., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.