УДК - 811.111
Хохлова Ирина Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент. Декан факультета иностранных языков Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, профессор кафедры английской филологии [email protected].
ПОНЯТИЕ «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В статье рассматривается краткая история появления в современном языкознании понятия «языковая личность», анализируются ее основные характеристики с позиции антропоцентризма.
Ключевые слова: языковая личность, антропоцентризм, языковая картина мира, вариант языка
Khokhlova Irina Nikolaevna,
candidate of philological Sciences, associate Professor, Professor of chair of English Philology Dean of the faculty of foreign languages of Kam chatka State University named after Vitus Bering, [email protected].
THE NOTION “LINGUISTIC PERSONALITY”:
SHORT HISTORY
The article considers the short history of “linguistic personality” notion appearance in modern linguistics and analyses its main characteristics from anthropocentric point of view.
Keywords: linguistic personality, anthropocentric
approach, linguistic world picture, language variety.
В конце XX века язык, подчиняясь антропоцентрической парадигме, изучается с позиции носителя языка - человека. Исследуются вопросы, связанные с ощущениями человека, вынужденного жить в условиях того или иного языка, анализируются процессы мыслительной деятельности человека, отражающиеся в языке. Все чаще становится востребованным понятие «языковая личность». Окружающая человека действительность преобразуется мышлением в систему образов, представленных как картина мира. Антропоцентричность картины мира, таким образом, выражается в ее ориентации на человека. В этом смысле справедливыми следует считать слова В.Н. Телия: «По антропоцентрическому канону создается та "наивная картина мира", которая находит выражение в самой возможности мыслить явления природы или абстрактные понятия как "опредмеченные" константы». В основе языковой картины мира лежит «антропоцентрический принцип, согласно которому "человек — мера всех вещей"»[1].
Следует отметить, что идеи, сформировавшие в конце прошлого века понятие «языковая картина мира», появились задолго до своего оформления. В. фон Гумбольдт был одним из первых лингвистов-философов, который высказал мысль о том, что в национальном языке отражено мировидение народа, на этом языке говорящего: «различные языки являются для нации органами их оригинального мышления и восприятия» [2, с. 324].
Свое дальнейшее развитие идеи В. фон Гумбольдта получили в исследованиях Лео Вайсгербера, который ввел в научную терминологическую систему понятие «языковая картина мира». Языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а, с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития. Языковая картина мира как единый «живой организм» чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений, а также свой паремиологический багаж. Другими словами, языковая картина мира обусловливает суммарное коммуникативное поведение, понимание внешнего мира природы и внутреннего мира человека и языковую систему. Восприятие мира осуществляется мышлением, но с участием средств родного языка. Л. Вайсгербер считает, что способ отражения действительности носит идиоэтнический характер и соответствует статичной форме языка. [3, с.149]. Следовательно, в какой мере человек владеет языком, в такой степени он знает мир. Вопрос о языке и его отношениях с реальным миром затрагивается и в работах американских лингвистов, создателей уникальной теории лингвистической относительности Эдварда Сепира и Бенджамина Ли Уорфа. «Представление о том, что человек ориентируется во внешнем мире, по существу, без помощи языка и что язык является всего лишь случайным средством решения специфических задач мышления и коммуникации, — пишет Э. Сепир, — это всего лишь иллюзия. В действительности “реальный мир” в значительной мере неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы” [4, с. 123].
В.А. Маслова считает, что языковая картина мира - это общекультурное достояние нации, она структурирована, многоуровнева. Именно языковая картина мира обусловливает
коммуникативное поведение, понимание внешнего и внутреннего мира человека. Она отражает способ речемыслительной деятельности, характерной для той или иной эпохи, с ее духовными, культурными и национальными ценностями. [5, с. 296]. Для нас важными в приведенном высказывании В.А. Масловой являются слова о коммуникативном поведении человека, поскольку языковая картина мира во многом определяет общение людей в том или ином социуме.
Понятие «языковая личность» в антрополингвистике является чрезвычайно важным, поскольку данное понятие — есть инструмент, создающий разновидности языка. Если создание языка до сих пор считается вопросом, не имеющем однозначного ответа (об этом свидетельствует наличие множества теорий-гипотез о происхождении языка), то разновидности языка, его социальные и территориальные варианты создаются людьми, иначе говоря — языковыми личностями.
Языковая личность — это прежде всего человек и человек как компонент мира. Здесь уместно, на наш взгляд, привести высказывание Г.В. Колшанского: «Человек является таким
же материальным объектом (в разряде живых существ), как и все другие объекты органического и неорганического мира» [6, с. 14].
Вопрос об отображаемости первичного мира во вторичном является принципиальным и существенным для жизнедеятельности человека. В отечественном языкознании понятие «языковая личность» начинает свое формирование с 30-х годов XX века, первое упоминание о нем отмечено в работе В.В. Виноградова «О художественной прозе». Критически анализируя состояние вопроса о литературном языке в 1929-30 гг., В.В. Виноградов отмечает, что И.А. Бодуэн де Куртенэ «...устранил из своих исследований литературного языка методы исторического анализа и историзм как мировоззрение. Его интересовала языковая личность как вместилище социально-языковых форм и норм коллектива, как фокус скрещения и смешения разных социально -языковых категорий» [7, с. 61].
Создание «теории языковой личности», получившей с конца 80-х годов XX века широкое распространение в лингвистической среде, принадлежит Ю.Н. Караулову. Научная школа «Русская языковая личность» под языковой личностью понимает два феномена: любой конкретный носитель того или иного языка-культуры,
охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения специфики использования в этих текстах системных строевых средств данного языка для отражения видения и оценки им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире, и комплексный способ описания языковой способности индивида, соединяющий в себе системное представление языка с функционированием его в процессах порождения текстов.Ю.Н. Караулов подчеркивает, что языковая личность - это та сквозная идея, которая «пронизывает и все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка» [8, с. 3].
В работах последних лет языковая личность исследуется с позиции ее разновидностей, связанных с деятельностью человека. Выделяется профессиональная языковая личность, которая определяет профессиональную личность как совокупность интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, сформированных в особой профессионально-культурной среде и отраженных в свойствах его сознания, поведения и деятельности. Профессиональная языковая личность раскрывается в особенностях производимых ею языковых и речевых единиц и целостных текстов, в своеобразии принадлежащего личности профессионального дискурса, подчиненного целям и задачам профессиональной деятельности [9, с. 263].
В исследовании А.Д. Самигуллиной различаются типы профессиональных личностей: профессионально-ориентированная языковая личность, непрофессионально-ориентированная языковая личность и профессионально-неориентированная языковая личность.
Профессиональная языковая личность способна испытывать влияние национальнокогнитивного мышления, свойственного разновидности национального языка.
В качестве заключения можно утверждать, что изучение феномена «языковая личность» продолжается. Языковая личность изучается как самостоятельное явление, анализируются типы языковой личности, расследуются причины, влияющие на формирование языковой личности. Главной причиной этого является сам человек, т.к. «как языковая личность, человек обладает индивидуальным когнитивным пространством, т.е. определенным образом структурированной совокупностью знаний и представлений» [10, с. 39]. В этом важную роль
играет мышление человека. Творческое осмысление окружающего мира языковой личностью созидательно отражается в языке появлением новых языковых лексических и грамматических форм.
Каждой языковой личности свойственно свое индивидуальное мышление, которое становится компонентом общественного мышления, а общественное мышление, в свою очередь, становится компонентом национального мышления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Телия В.Н., ДорошенкоА.В. Лингвокультурология - ключ к новой реальности феномена воспроизводимости несколькословных образований // Язык. Культура. Общение: Сборник научных трудов в честь юбилея С. Г. Тер-Минасовой. - М.: Гнозис, 2008.
2. Гумбольдт В. фон, Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 397 с.
3. ВайсгерберЙ.Л. Родной язык и формирование духа. // Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. - М. 1993. - 232 с.
4. СепирЭ. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс, 1993. - 656 с.
5. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 294 с.
6. КолшанскийГ.В. Объективная картина мира в познании и языке / Отв. ред. А.М. Шахнарович. Предисл. С.И. Мельник и А.М. Шахнаровича. Изд. 3-е, стереотипное. -М.: КомКнига, 2006. - 128 с. (Лингвистическое наследие XX века)
7. Виноградов В.В. О художественной прозе. - М.-Л.: Изд-во ГИЗ, 1930. - 190 с.
8. КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. - Изд. 6-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 264 с.
9. ГоловановаЕ.И. Профессиональная языковая личность: специфика профессиональных процессов в сфере теории и практики // Nonmultum, sedmulta: Немного о многом. У когнитивных истоков современной терминологии: сб. науч. тр. в честь В.Ф. Новодрановой. - М.: Авторская академия, 2010. - С. 261-270.
10. Попова Т.Г. Национально-культурная семантика языка и когнитивно-социокоммуникативные аспекты (на материале английского, немецкого и русского языков): монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 146 с.