Понятие «враг» в средствах массовой информации, новостных агрегаторах, запросах пользователей Интернет-поиска
Кузина Наталья Владимировна
кандидат филологических наук доцент, фармацевт, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России 125445, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Смольная, 40, оф. 401
И [email protected] Кузина Лидия Борисовна
выпускница магистратуры, кафедра агрохимии и биохимии растений, ФГБОУ ВО Московский
государственный университет имени МВЛомоносова
127422, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Тимирязевская, 34/1, оф 76
Сулимов Клим Тимофеевич
кандидат биологических наук
ведущий научный сотрудник, ФГБНИУ "Российский научно-исследовательский институт культурного и
природного наследия им. Д.С. Лихачева"
129366, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, 2, оф. 201 И [email protected]
Статья из рубрики "Прототип"
Аннотация.
Рассматривается с точки зрения семантики, частоты встречаемости (ранга) и общего контекста словоупотребления процесс формирования понятия «враг» в современном виртуальном информационном пространстве, в том числе: содержание поисковых запросов пользователей в поиске Яндекс и Гугл, ответы новостных агрегаторов Яндекс и Гугл, сочетаемость и содержание материалов при запросе по лексеме «враг» на Первом федеральном TV-канале (1999 - 2017), в материалах Федеральных СМИ «Известия», «Российская газета» (весна-осень 2017). Использован метод сплошной выборки, глубиной от полугода (газеты) до всего времени существования интернет-ресурса (Интернет-ресурс Первого TV-канала), а также глубиной в первые 10 страниц на запрос в новостном агрегаторе Яндекс и Google; метод классификации, элементарной статистики (в абсолютных числах), составления ранговых словарей, в которых (для прозы и спонтанной речи) специализируется автор, лексико-семантический метод (выявление значений словоупотребления, исходя из контекста и сочетаемости). Результаты исследования позволяют (согласно запросам пользователей) обнаружить нарастание социальной напряженности и, с другой стороны, указывают на реализуемые в федеральных СМИ возможности предотвращения (или переноса в иную сферу) зон конфликта. Наряду с политизацией данного понятия (внешняя политика), происходит геймеризация сознания потребителя информации и интерпретация данного термина в понятия кинокультуры и артефактов искусства.
Ключевые слова: информационное пространство, социальное бессознательное, экстремизм, психолингвистика, лексическая семантика, поисковые агрегаторы, Интернет СМИ, телевидение, новостные тексты, конфликтология
DOI:
10.7256/2454-0749.2018.2.26527
Дата направления в редакцию:
08-06-2018
Дата рецензирования:
06-06-2018
Актуальность исследования. Современная эпоха провоцирует индивидуума на все больший приоритет Интернет-пространства в получении информации. К сожалению, поставляемые таким образом информационные конструкты не всегда производятся или контролируются профессионалами в части прогнозирования влияния этой информации на личность и поведение возможного потребителя информации, а также в силу особенностей каналов восприятия, по которым они поступают в случае сети Интернет (билд-сопровождение, яркость цвета, специфика электронного экрана, провоцирующего трансовое состояние и монотонию), воспринимаются пользователем некритично, интроектируются (становятся базовыми смыслами, быстро и зачастую без критики переходят на бессознательный уровень). Последствия влияния информационных конструктов, задаваемых Интернет-пространством, новостными агрегаторами, СМИ, не всегда анализируются в части прогнозирования возможного эффекта. При функционировании самого пользователя в Интернет-пространстве в его бессознательном актуализируются наиболее глубинные, часто скрываемые в очном общении черты, прежде всего скрытая или косвенная агрессия. Особенно опасен данный двунаправленный процесс, если он не подвергается контролю, в том случае, если речь идет об организующих архетипических оппозициях сознания, таких как «союзник VS враг», «свое VS чужое», «приемлемое VS неприемлемое», «добро VS зло», «законное VS противозаконное».
Цель исследования: проанализировать конструкт «враг», создаваемый в Интернет-пространстве с помощью СМИ (телевидение, Интернет-ресурсы газет), новостные агрегаторы, запросы пользователей.
Задачи исследования:
1 ) Провести анализ семантического комплекса «враг» (лексическая семантика, сочетаемость, частота употребления в асолютных цифрах по выборке) и его трансформацию в современную эпоху в зависимости от зоны возникновения в Интернет пространстве.
2) Провести ранжирование и учет частоты встречаемости в зависимости от контекста (в абсолютных цифраз по выборке-источнику), анализ с точки зрения элементарной
статистики востребованности и актуализации значений (в том числе окказиональных) семантического комплекса «враг» в Интернет-пространстве и сознании пользователей (согласно сохраняемых браузерами поисковым запросам).
3) Выявить, благодаря решению задачи № 2, возможные точки (на основе ранжирования контекстов понятия) социальной напряженности для прогнозирования и упреждения возможных политических и социальных конфликтов.
Предмет исследования - реализация семантического комплекса (лексической семантики, сочетаемости, "валентности") лексемы "враг" в современном Интерент-пространстве и, как следствие, в смысловом поле россиянина - современника.
Методика исследования: анализируется и ранжируется по частоте встречаемости контекст, лексическая сочетаемость, семантика каждого словоупотребления лексемы «враг» в Интернет-пространстве (по материалам Интернет-ресурса Первого Федерального канала, газет «Известия», «Российская газета», новостных агрегаторов «Яндекс» и «Гугл», сохраняемых интернет-запросов пользователей). Используется описание семантики слова - сопоставление современного этапа развития значений лексемы с описанной в словарях семантикой, а также ранжирование в зависимости от частоты встречаемости конкретного контекста слова по нескольким выборкам с различных Интернет-ресурсов. Контексты употребления лексемы, общий смысловой фон конструкта разбивался на однородные группы, производился учет количества случаев появления таких групп, производилось присвоение ранга каждой смысловой группе (каждому контексту) по частоте встречаемости. Контексты с более высокой частотой приобретали номер ранга, близкий к единице. Чем ниже частота встречаемости контекста, тем выше номер ранга. В случае, если контексты с разным наполнением встречались одинаковое количество раз, им присваивался один и тот же ранг. Данная методика традиционно используется при составлении и анализе частотных словарей больших массивов текстов, как публицистических, так и художественных, в целом или при составлении частотных словарей текста по определенным семантическим группам, прежде всего в школе частотного анализа словарей художественного текста проф. В.С.Баевского (история и теория русской литературы). Исследование проводилось методом сплошной выборки. Представлен срез данных на 1 октября 2017 года.
Результаты исследования.
1. Значение и сочетаемость лексемы «враг» по данным словарей в исторической перспективе
Лексема «враг», переживщая существенные исторические трансформации как внешнего облика (полногласие-неполногласие), так и семантики, относится к праславянскому слою лексики, современная форма заимствована из церковнославянского языка.
Семантика восходит (согласно современным этимологическим словарям) к основам -общеславянской <^огдъ», древнепрусской («злой»), готской <^пкап»
(«преследовать»), латинской игдёге («угнетать, гнать») 1221.
Первым из кодифицированных академических словарей, представляющих интерес также и в связи с отнесенностью к определенной исторической эпохе, когда данные смыслы были наиболее востребованы, был словарь Ушакова, определивший следующие значения лексемы: 1) человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник («классовый враг»; «идейный враг»); переносное значение -недоброжелатель, человек, стремящийся причинить вред; 2) употребляющееся только в
единственном числе собирательное существительное - относится к военной лексике и употребляется в жанрах ораторского искусства («враг перешел нашу границу»); 3) всё,
что приносит вред, неприятности, зло
Согласно лексикографическим источникам второй половины XX века в современном русском языке лексема используется в трех значениях, а именно: 1) человек, находящийся в состоянии вражды с кем-нибудь, противник; 2) военный противник, неприятель; 3) принципиальный противник чего-нибудь. Образует два прилагательных -
вражеский и вражий
Согласно источникам, имеется значение лексемы, указанное в ряде современных толковых словарей (например, малом академическом словаре, слова Ефремовой) - «то, что приносит зло, вред», а также восходящее исторически к религиозной символике (В.И.Даль, Брокгауз и Эфрон, словник Караванского), исконно русскому «ворог» в значении «дьявол, черт, неприятель, враг» 13Ш, устаревшее значение «бес, дьявол, враг рода человеческого»
Может использоваться в форме существительного женского рода «врагиня», имеющего разговорный стилистический оттенок (отмечено в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля и др.)
Согласно современным словарям синонимов, синонимами являются для разных значений слова - «недруг», «неприятель», «противник», «супостат», «антагонист», «злоумышленник», «недоброжелатель», «ненавистник», «лиходей», «обидчик», «преследователь», «притеснитель», «гонитель». «несогласно мыслящий», «инакомыслящий», «диссидент», «бес», «клеветник», «сатана», «кровник», «противная сторона», «военный противник», «черт», «нечистый дух», «нечистая сила», «зложелатель», «злопыхатель», «черная сила», «дьявол», «демон», а также слова с
представками анти-, противо-, второй основой - фоб и др. [2, 24, 26].
В качестве антонимов выступают лексемы «поборник», «союзник», «друг», «приверженец», «сторонник», «товарищ» и др.
В литературных текстах XIX - начала XX вв. отмечена сочетаемость лексемы с такими прилагательными, как «завистливый», «заклятый», «злобный», «жестокий», «коварный», «лихой», «лютый», «мятежный», «недремлющий», «непримиримый», «неумолимый», «свирепый», «темный», «ярый» и др.
Современные словари в качестве эпитетов к лексеме указывают: «безжалостный» «беспощадный», «вековечный», «вероломный», «вечный», «высокомерный», «давний» «дерзкий», «долголетний», «жестокий», «заклятый», «закоренелый», «заядлый» «злобный», «злой», «злохитрый» (устар.), «извечный», «исконный», «кичливый» «клятый» (просторечн.), «коварный», «кровный», «лукавый», «лютый», «матерый» «мощный», «наглый», «ненавидящий», «ненавистный», «непримиримый», «неумолимый» «озлобленный», «опасный», «остервенелый», «подлый», «потенциальный», «проклятый» «разъяренный», «распроклятый», «сильный», «скрытый», «смертельный», «смертный» «сокрытый» (устар.), «старинный», «старый», «страшный», «тайный», «хитрый» «хищный», «явный», «яростный», «ярый» (просторечн.), «назойливый», «неугомонный» «упрямый», «черный», «идейный», «идеологический», «классовый», «личный», «общий»
и др. [25]/
Выделяют небольшое число устойчивых выражений (фразеологизмов, фразеологических
сращений и выражений разной степени слитности) со словом враг,имеющих различную (чаще сниженную) стилистическую окрашенность, в том числе: «в тылу врага, «забросить в тыл врага», «враг народа», «белый враг», «враг детей», «враг бутылки» и
др. ^21.
А также крылатых выражений (устойчивых в истории культуры и социума цитат или поговорок, пословиц): «Грозен враг за горами, а грозней того за плечами», «Язык мой враг мой: наперед ума глаголет», «Лучшее — враг хорошего», «Если враг не сдается,
его уничтожают», «Врагов имеет в мире всяк, но от друзей спаси нас, Боже» и др. Г7, 17,
Основной в значении является сема «против», сразу относящая лексему «враг» к архаическим структурам, актуальным в любой исторический период для построения государственной идеологии как во внешней, так и во внутренней политике.
Так, согласно определению политического словаря, враг - «политическое понятие, обозначающее совокупность внешних государственных, социальных, этнических или религиозных образований, стоящих на позициях, противоположных позициям стратегической столицы. Не имеет моральной нагрузки и может динамически
переноситься на различные образования. Подвижная категория» Г20, 211.
В рамках любой идеологии антитеза «враг VS союзник» является смыслообразующей и формирующей основной объясняющий состояние мира конфликт. Так как центром идеологии является совокупность технологий и образов, регулирующих захват, удержание и использование политической и государственной власти субъектами политики, образ врага становится средством сплочения провластных социальных групп. Иногда данные конструкты формируются сознательно (в таких направлениях современной социальной антропологии, как инструментализм и конструктивизм), но в большинстве случаев складываются стихийно и регулируют понятия «хорошее» VS «плохое», «свое» VS «чужое» в актуальном социальном бессознательном. Уровень агрессии общества в определенный период определяется в языковом поле в том числе востребованностью и частотностью употребления как самой лексемы, так и в целом единиц данной семантической группы (семантического поля), их сочетаемости.
Употребление лексемы и ее роль в формировании идеологической парадигмы подробно изучены в науке. Результаты изучения частично представлены в перечне источников к данному докладу Г1, 3 - 6, 8, 10, 12 - 16, 18, 22, 29, З1 - 321.
2. Анализ использования и сочетаемости лексемы «враг» в XXI в. в поисковых запросах пользователей Интернет, в федеральным СМИ (Первый федеральный телевизионный канал, «Известия», «Российская газета»)
Рассмотрим запросы пользователей Интернет в поисковой системе «Яндекс», содержащие лексему «враг».
Был проведен анализ запросов, введенных в поисковую строку на сайте yandex.ru и включающих лексему «враг» («враги»), прилагательное «вражеский», синонимы «супостат», «противник» («противники»), лексему «война», прилагательное «военный» и глагол «воевать». Обнаружено 63 варианта поисковых запросов. Из них (соблюдена последовательность - от групп контекстов, отличающийхся большим разнообразием, к группам контекстов более однородных):
21 - запросы о поиске художественных произведений
(художественные фильмы - «Враг мой» (1985); «Враг государства» (1998); «Враг у ворот» (2001); «Враги» (2007); «Война престолов»; военные фильмы; военные фильмы 2017 года, которые уже можно посмотреть;
художественная литература (проза) - «Война и мир»; «Война миров»; Войнович; Войнович Владимир Николаевич; «Супостат» Любенко читать; «Противник не чувствует урона» Скайрим,
имена персонажей - противники Капулетти - букв 8; супостат Гамлета на дуэли (сканворд - 5 букв); враги Бэтмена; противники Человека-паука - список,
песни - «Враги сожгли родную хату» (текст, слушать); «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»»,
театральные постановки - «Враги. История любви» (Современник) (отзывы),
телепередачи - «Военная тайна» с Игорем Прокопенко последний выпуск 2017),
19 - запросы о значениях слов и выражений , из них 10 - это запросы о значениях слов , в том числе связанные с решением кроссвордов (вражеский - это; вражеский пароним; супостат - это (значение слова); супостат - 4 буквы; противник персонажа; противник прогресса (ретроград); противники антоним; противники - 4 буквы; воевать -синоним), 5 - с поиском значений или формулировок фразеологизмом и крылатых выражений/цитат («Воевать с ветряными мельницами фразеологизм» значение; «Воевать лучше русских никто не может»; «Воевать за мир все равно что...»; «Воевать не числом, а умением»; «Воевать ради мира - это как.»), 4 - с поиском устойчивых словосочетаний/ лексем и эпитетов (вражеский гнет; вражеский, вражий; вражеский стан; вражеский лагерь),
45 - запросы об актуальных событиях невоенного характера, быте и социальных отношениях, противостоянии в культуре, льготах и др. (военные пенсии с 1 октября 2017 года постановление правительства; противники реновации; противники феминизма; противники фильма «Матильда» угрожают сжигать кинотеатры; противники и враги Лукашенко),
5 - запросы в связи с экстремистскими проявлениями, наемничеством, сюда же относится еще один запрос - о сериале «Враг государства», частично внесенного в перечень экстремистских материалов (воевать в Сирии за деньги; враги России; враги народа в современной России; вражеский Сион; «Врагу не сдается наш гордый Донбасс»),
4 - запросы о событиях мировой истории , от древнего мира до выборов в США с целью решения кроссвордов (вражеский щит и древнегреческие колонны; противник республиканца в США - 8 букв сканворд; противник России в Ливонской войне; война племен),
4 - запросы о военных материалах или новостях, в том числе военно-промышленного комплекса не индивидуализированных по темам (военные материалы; военное обозрение; военное обозрение - последние новости; военная приемка),
4 - запросы о современных военных событиях (война в Сирии; «Воевать будете сами: СМИ о военной помощи США Украине»; война; война КНДР и США),
1 - поиск интернет-магазинов («Военторг» - интернет магазины),
1 - запрос имел малопонятный характер (Воевать, мастерить, стул заморозили).
Проведем процедуру ранжирования по частоте контекстов: 1 ранг - запросы об актуальных событиях невоенного характера, быте, социальных отношениях, противостоянии в культуре и т.п.; 2 ранг - запросы о поиске художественных произведений; 3 ранг - запросы о поиске слов и выражений; 4 ранг - запросы всвязи с экстремистскими проявлениями, наемничеством; 5 ранг - запросы о событиях мировой истории; запросы о военных материалах и новостях; запросы о современных военных событиях; 6 ранг - запросы малопонятного характера.
Содержание поисковых запросов позволяет отметить присущие с высокой степенью вероятности среднему пользователю Интернет:
1) низкую общекультурную осведомленность и ограниченный речевой запас, в том числе в части толкований лексических значения слов и выражений,
2) установку на восприятие событий через художественные образы,
3) приоритет эстетики комикса и художественной условности,
4 ) восприятие и оценку реалий через ограниченный круг предлагаемых посредством СМИ информационных поводов,
5) низкую общую заинтересованность в истории и в современных реалиях,
6) актуальность стереотипов («враг народа», «враги России» и др.),
7) тенденцию к противоправным действиям.
Процедура ранжирования показывает высокую социальную напряженность в среде пользователей Интернет, когда лексема используется для описания противостояния на внутрибытовом уровне и в повседневной жизни.
3. Ответы новостных агрегаторов «Яндекс» и «Гугл» на запрос по лексеме «враг» («Новости»)
Был произведен анализ новостных лент в ответ на запрос «враг» в поисковых строках «Google. Новости» и «Яндекс. Новости» на 1 октября 2017 года. Результатом поиска были более 3 тысяч записей новостных материалов, опубликованных в интернет-СМИ (например, в «Google. Новости» - 3 110 000). Проанализировано содержание первых 10 страниц результатов запроса. На основании данного анализа установлено, что два новостных агрегатора на слово «враг» дают различающуюся информацию.
Данные поиска новостей по запросу «враг» в «Яндекс. Новости» из 169 рассмотренных новостных эпизодов разделились на (согласно рангам):
1 ранг (47 случаев) - внешняя политика,
2 ранг (16 случаев) - армия (в подавляющем большинстве - ноу-хау отечественной армии или поздравления с воинскими праздниками, в данном случае - с днем сухопутных войск, от первых лиц государства и регионов),
3 ранг (15 случаев) - внутриполитические события (проблемы регионов - Хабаровск, Томск, Чебябинск, Екатеринбург и др, муниципальные депутаты, коммунистическое
движение, проблемы интернет, оппозиционное движение и др.),
4 ранг (14 случаев) 14 - новостей по теме «частная жизнь» (в том числе внутрисемейные отношения, пища, медицинские вопросы, безопасность на улицах города),
5 ранг (13 случаев) - новостей по теме «события науки, культуры, образования» (театральные деятели - посмертные материалы - 4, неуместные в научном отношении предположения - их анализ - 3, музыкальные события - 2, негативно трактуемые события сферы образования - 2, культурные события - 1, вопросы существования национальных парков - 1),
6 ранг (11 случаев) - новостей по теме «кино» (военные фильмы в основном или съемки актеров в кино, а также иная их активность),
7 ранг (8 случаев) - отечественная история (кроме Великой отечественной войны: тематика революции и гражданской войны, а также сведения о деятеляхпервой волны эмиграции),
7 ранг (8 случаев) - новостей по теме «литература» (объявление книжных изданий экстремистскими или смерть писателей),
7 ранг (8 случаев) - компьютерные игры (введение в обиход новых версий компьютерных игр зарубежных производителей, где обязательным компонентом является борьба с врагом),
7 ранг (8 случаев) - религия (поездки митрополита Кирилла или духовные поучения, а также специфика мировоззрения нехристианских религий),
8 ранг (7 случаев) - Великая отечественная война (как подлинные события, так и их реконструкция),
9 ранг (4 случая) - новости по теме «животные» (открытие выставок о животных и курьезные случаи взаимоотношений животных между собой),
9 ранг (4 случая) - спорт (в основном, футбол и анализ результатов матчей или перехода спортсменов из команды в команду),
10 ранг (3 случая) - телеперсонажи (об эпизодах частной жизни, случаях противостояния или признания культовых персонажей телесериалов или певцов),
11 ранг (2 случая) - крылатые слова и выражения (Японии),
12 ранг (1 случай) - бизнес (индустрия красоты в регионах).
На первых позициях в поиске в системе «Яндекс. Новости» располагалась подборка, связанная с киноискусством. На последнем - новости, связанные с событиями в Украине.
При описании мировых событий из 47 случаев в новостных материалах лексема «враг» употреблялась в связи с событиями или взаимоотношениями со следующими государствами: 23 - Украина, 9 - США, 8 - Сирия, 5 - Великобритания, 1 - Испания, 1 -Венгрия.
Формулировка «он не имел врагов» из 169 случаев употребления лексемы в новостных сюжетах встретилась единожды, в посмертном сюжете-некрологе о скончавшемся пис а те ле , чле на ж юри КВН .
Отмечается высокий уровень оценочности и нагнетания конфронтации, нарочитое использование оппозиции «свой VS чужой» в новостных сюжетах любой тематики и использование лексемы «враг» в предельно расширительном толковании (значения 1 и 3).
Обращает на себЯ внимание, в отличие от актуальных запросов пользователей, ориентированных согласно ранжированию контекстов, на повышение градус внутрисоциальной напряженности, в случае новостного агрегатора "Яндекс" перенесение основных смыслов в сферу внешней политики (1-й ранг по частоте встречаемости), а также общирно представленные случаи новостных сюжетов в ранге 7 и 9, когда семантика "враг" оказывается навязанной невоенным темам (литература, религия, компьютерные игры, история - раг 7, а также новости о животных и спорте -ранг 9).
По запросу «враг» в «Google. Новости» из проанализированных 118 материалов тематика распределилась по рангам следующим образом: 1 ранг (80 случаев) -внешнеполитические события, 2 ранг (12 случаев) - внутриполитические события, 3 ранг (10 случаев) - повседневность и быт, 4 ранг (5 случаев) - армия, 5 ранг (3 случая) -спорт, 5 ранг (3 случая) - культурная жизнь, 6 ранг (2 случая) - религия, 7 ранг (1 случай) - образование, 7 ранг (1 случай) - история России (Великая отечественная война), 7 ранг (1 случай) - история России (иные события).
Из них в преобладающей в новостной ленте внешнеполитической повестке тематика публикаций, обнаруженных в новостях по запросу «враг», по странам распределилась так: 53 - Украина, 11 - США, 5 - Сирия, 2 - Израиль, 2 - Армения, 2 - Молдавия, 2-Болгария, 1 - Венгрия, 1 - Франция, 1 - Прибалтика.
Таким образом, может быть отмечено соблюдение традиционного - почти профессионального, употребления лексемы «враг» (в значении 2 - «противник в военных действиях» и реже - в значении 1), а также существующую тематическую доминанту внешней политики (прежде всего - события в Украине) среди русскоязычных нов ос те й в а гре га то ре «Go o gl e ».
Согласно ранжированию контекстов отмечается существенный перевес в сторону новостной повестки, посвященной внешнеполитической жизни. Данный факт в случае новостных агрегаторов в сравнении с запросами пользователей указывает на несовпадение внушаемой потребителю информации с той, которая является актуальной для него, а именно: при настойчивом перевесе тематики внешнеполитической жизни государства, пользователь Интернет в контекстах поисковых запросов на лексему "враг" отражает высокий градус социальной напряженности в сфере, относящейся к внутренней политике и повседневной жизни.
4. Материалы федеральных СМИ, содержащие лексему враг в качествах ключевого слова (обнаруживаемые поисковой системой интернет-ресурсов федеральных СМИ: Первый федеральный телевизионный канал, «Известия», «Российская газета»)
Были проанализированы текстовые аннотации и материалы по запросу «враг» на интернет-ресурсе https://www.1tv.ru, обнаружены 530 информационных материалов на сайте Первого канала с 11 февраля 1999 года по 1 октября 2017 года.
Лексема «враг» фигурирует в информационных материалах, по тематике распределяющихсяна ранги следующим образом:
1 ранг (245 случаев) - темы, связанные с внешней политикой,
2 ранг (99 случаев) - события повседневной жизни (пищевые темы, темы взаимоотношений между близкими, тема безопасности в обществе, тема экологии и др.),
3 ранг (91 случай) - тема Великой отечественной войны (исторические события, сюжеты о городахгероях и увековечении памяти, сюжеты о юбилярах-участниках войны, тема знаменательных дат),
4 ранг (41 случай) - события культурной жизни современности (в России),
5 ранг (39 случаев) - аннотации фильмов или сериалов на различную тематику (семейно-брачные отношения, детективный жанр, военное кино, мистика и др.),
6 ранг (25 случаев) - внутренняя политика (в том числе высокий вес имеют сюжеты об увековечении памяти жертв сталинских репрессий),
7 ранг (23 случая) - медийные персоны (теле- и видеоперсонажи, актеры, дикторы и др.),
8 ранг (20 случаев) - публичные заявления или выступления В.В.Путина,
9 ранг (20 случаев) - армия (России),
10 ранг (12 случаев) - мистические сюжеты и религиозная жизнь (православные религиозные праздники),
11 ранг (12 случаев) - история России (исключая Великую отечественную войну, а именно - события революции и гражданской войны),
12 ранг (10 случаев) - имидж России,
13 ранг (9 случаев) - научная тематика,
14 ранг (7 случаев) - Чеченская Республика как очаг активности,
15 ранг (2 случая) - литературная жизнь.
Отдельно приведем данные по тематической группе «внешняя политика», в которой контексты употребления лексемы «враг» разделились на следующие группы: 59 - США, 25 - Украина, 14 - Сирия, 12 - Великобритания, 11 - Евросоюз, 11 - Ирак, 10 - Турция, 9 - НАТО, 9 - Афганистан, 7 - ООН, 7 - Иран, 6 - Франция, 6 - Германия, 6 - Израиль, 5 - Беларусь, 5 - Франция, 5 - Япония, 5 - Италия, 4 - Хорватия, 4 - «Запад», 3 - Грузия, 3 - КНДР, 3 - Китай, 3 - Латвия, Эстония, 2 - Венесуэла, 2 - Словакия, 2 - Куба, 2-Ливия, 2 - Казахстан, 1 - Финляндия, Испания, Люксембург.
Общий вывод: при контекстном анализе употребления лексемы «враг» выявлен существенный перевес внешнеполитической тематики, существенный вес тематики конфликтных ситуаций повседневной жизни и культурной жизни, в том числе вокруг значимых медийных персон или траслируемых в публичных заявлениях первых лиц страны, а также военной тематики (события и сюжеты в связи с Великой отечественной войной или армией России). Лексическая единица употребляется во всех трех значениях, с пребладанием значений 1 и 2.
Результаты ранжирования контекстов свидетельствуют, что данный ресурс наглядно отображает (сочетает в контенте) обе тенденции - перевес новостной повестки в сторону
внешнеполитических событий (ранг 1) и рост градуса напряженности внутри страны, которая отражена в запросах Интернет-пользователей (ранг 2). Третьим по частоте контекстом на Федеральном телеканале (ранг 3) является сюжетика Второй мировой войны и отечественной истории, отсылающей к военным событиям прошлого.
Также был проанализирован контекст употреблений лексемы по запросу «враг» на электронных ресурсах «Известия» и «Российская газета» за полгода с весны по осень 2017 г. Результат поиска - по нескольку тысяч информационных материалов за полгода (весна - осень 2017 г.). Вывод, подкрепленный также приведенным выше анализом информационных материалов двух новостных агрегаторов: построение антитезы «враг» VS «сторонник» более является областью печатного, письменного слова, чем визуального ряда.
Запрос по лексеме «враг» на сайте «Российской газеты» (https://rg.ru/search/) отсылает к информационным и аналитическим материалам, имеющим следующую тематику (и, таким образом, помечает зону наличия конфликта, противостояния):
1 ранг (144 случаев) - внешняя политика,
2 ранг (61 случай) - произведения кино (кино- и телефильмы),
3 ранг (54 случая) - отечественная история,
4 ранг (48 случаев) - события культурной жизни,
5 ранг (34 случая) - Великая отечественная война,
6 ранг (24 случая) - повседневная жизнь граждан,
7 ранг (22 случая) - армия (России),
7 ранг (22 случая) - произведения и авторы художественной литературы,
8 ранг (20 случаев) - внутренняя политика (большая доля связана с отсылками к Чечне),
9 ранг (13 случаев) - наука,
10 ранг (6 случаев) - религия,
10 ранг (6 случаев) - бизнес,
10 ранг (6 случаев) - спорт,
11 ранг (2 случая) - официальные заявления В.В.Путина
12 ранг (1 случай) - компьютерные игры.
Результаты ранжирования отражают перевес содержания ресурса в сторону внешней политики, а также наличие подмены тематики, связанной с реальной жизнью (интересующей пользователей), на тематику киноискусства, культуры и событий истории. Лексема "враг" оказывается включенной в сюжеты об "отдаленном" - либо находящемся вне страны, либо относящемуся к пространству событий прошлого или к виртуальному миру культуры. данный подход, очевидно, призван снизить градус социальной напряженности, сгладить, по возможности, даже при его наличии, внутрисоциальный конфликт (прослеживающийся в поисковых запросах пользователей даже на уровне быта).
Расшифруем подробно тематическую группу материалов в связи с внешней политикой, содержащих лексему «враг», среди них имеют отсылки: 37 - США, 24 - Украина, 8 -Сирия, 8 - Франция, 7 - КНДР, 7 - Польша, 7 - Европа и Евросоюз, 5 - Киргизия и Узбекистан, 5 - Южная Корея, 5 - Великобритания, 4 - Турция, 3 - Китай, 3 - НАТО, 2 -Куба, 2 - Болгария, 2 - Япония, 2 - Иран, 1 - Южная Осетия, Абхазия, Дания, Италия, Литва, Латвия, Индия, Израиль, Босния, Черногория, Щвеция, Германия, Бразилия.
На сайте информресурса «Известия» (https://iz.ru/search/) было найдено по запросу «враг» 5253 материала, из них разделяются по тематике:
1 ранг (86 случаев) - внешняя политика,
2 ранг (16 случаев) - внутренняя политика,
3 ранг (14 случаев) - кино,
4 ранг (13 случаев) - события культурной жизни,
5 ранг (12 случаев) - армия,
5 ранг (12 случаев) - события повседневной жизни,
6 ранг (6 случаев) - высказывания и публичные выступления В.В.Путина,
7 ранг (4 случая) - бизнес,
7 ранг (4 случая) - Великая отечественная война,
7 ранг (4 случая) - художественная литература,
8 ранг (3 случая) - история России.
Информационные ресурсы газеты, таким образом, отражают тенденцию, присущую распределению по тематике материалов и в новостных агрегаторах (существенное преобладание тем, связанных с внешней политикой). Тематически группа материалов по внешней политике может быть распределена на темы: 25 - США, 11 - Украина, 8 - КНДР, 6 - Иран, 4 - Франция, 4 - Китай, 4 - Черногория, 3 - Польша, 3 - НАТО, 3 - Сирия, 2 -Германия, 2 - Европа и ЕС, 2 - Великобритания, 1 - Турция, Южная Корея, Литва, Бразилия, Южная Осетия, Турция, Катар, Япония, Австралия. Исходя из результатов поисковых запросов, ресурс «Известий» отличается наиболее низкой представленностью ма те риа лов по з а про су на ле кс е му «в ра г».
Выводы и рекомендации. Результаты ранжирования случаев употребления лексемы "враг" по контекстам и тематике сюжетов (запросов), сочетаемости указывает, что для пользователей Интернет данный семантический конструкт характеризует прежде всего повседневную жизнь и внутрисоциальный конфликт. В результатах ранжирования для новостных агрегаторов, Интернет СМИ (газеты) и ^ первый ранг представляют контексты, включающие ссылки на внешнеполитические события. Отличаются большей объективностью в части ссылок на наличие данного конструкта и в повседневной социальной жизни Первый федеральный телеканал. Специфические частоты сюжетов с конструктом "враг" - внешняя политика и прецеденты культурной жизни и военной истории России отображают результаты анализа контекстов лексемы "враг" в материалах "Российской газеты". Можно предположить, что имеющиеся контексты употребления лексемы в СМИ отражают тенденцию в части попыток снижения на уровне государственного информационного регулирования градуса социальной напряженности
внутри общества и переноса образа врага во внешнее пространство, тогда так реальная ситуация (согласно запросам пользователей) указывает на актуальность внутрисоциального конфликта и незначимость для пользователя понятий о внешнем политическом противостояниии. Как поисковые запросы пользователей, так и новостные ленты поисковых систем (Яндекс, Google) по запросу на лексему ориентируют в целом (особенно при интерпретации конструкта) на общекультурную проблематику (прежде всего сфера современного кино) или сферу знания, а также историческую проблематику - образы Великой отечественной войны (за исключением новостного поиска «Гугл», отсылающего в новостных ссылках к современным военным событиям, преимущественно связанным с Украиной). Федеральные СМИ, как телевизионные (на примере Первого федерального телевизионного канала), так и печатные, больше внимания уделяют внешнеполитическим событиям, «Российская газета» и Первый федеральный канал -также военным событиям (в том числе историческим) в связи с Россией, конфликтным бытовым ситуациям жизни. Можно, очевидно, говорить о противоречиях в новостной повестке, преподносимой пользователю, с его внутренними запросами. В целом, можно предположить, что происходит активная актуализация архетипических структур сознания, связанных с конфликтом как способом развертывания как динамики частной жизни, так и истории. Можно указать, что активное вовлечение рядового потребителя информации в сферу конфликта идет в том числе через «геймеризацию», через виртуализированный мир кинокультуры и донесение сведений о конфликтных ситуациях в сфере культуры или через активное информирование о случаях противостояния с "внешним" по отношению к государству врагом.
В качестве первоочередной задачи должно быть произведено аналогичное исследование конструктов, используемых в вещании, на материале сервиса www.youtube.com.
Необходимо рекомендовать ввести анализ материалов новостных запросов в зону обязательной ответственности психолингвистов служб охраны правопорядка.
Библиография
1. Авагян К.К. Концепт «враг» во фразеологизмах русского и сербского языков // Рациональное и эмоциональное в русском языке. Сборник трудов Международной научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Редколлегия: П.А. Лекант (отв. ред.), Н.Б. Самсонов (зам. отв. ред.), Н.А. Герасименко и др. - М.: Изд. МГОУ, 2014. - С. 7 - 10.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: «Русский язык», 2011.
3. Арнаутов Н.Б. Образ «врага народа» в системе советской социальной мобилизации: идеолого-пропагандистский аспект. Автореф... канд.историч. н. - Томск, 2010. - 21 с.
4. Васильев А. Д. Игры в слова. Манипулятивные операции в текстах СМИ. М.: «Златоуст», 2013 - 911 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.pseudology.org/information/Igry_v_slova2.pdf
5. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления.-М.: «Флинта: Наука», 2017.-410 с.
6. Выходцева И.С. Концепт «свой - чужой» в советской словесной культуре. Автореф. канд.филол.н. - Саратов, 2006. - 20 с.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.-Спб., 1863-1866.
8. Данилкина А.А. Методика преподавания языка и литературы. Концепт «враг» в
понимании морально-этических вопросов // Материалы XVIII Международной научно-практической интернет-конференции. «Проблемы и перспективы развития науки в начале третьего тысячелетия в странах СНГ». - [Электронный ресурс] URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1267.
9. Евгеньева А.П. Малый академический словарь. — М.: «Институт русского языка Академии наук СССР», 1957—1984.
10. Журавлев С.А. Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе. Автореф... канд.филол.н.-Йошкар-Ола, 2004. - 23 с.
11. Зеленецкий А.А. Эпитеты литературной русской речи. — М.: Скоропечатни А. А. Левенсон», 1913.
12. Зуев К.В. Идеологизация языка в политических, авангардистских и научных текстах начала XX века. Автореф. канд.филол.н. - Ставрополь, 2005. - 20 с.
13. Карамова А.А. Оценочная общественно-политическая лексика и фразеология современного русского языка, вторая половина XX в. Автореф. канд. филол.н.-Бирск, 2001. - 20 с.
14. Кишина Е.В. Категория «свойственность-чуждость» в политическом дискурсе. Автореф. канд.филол.н. - Кемерово, 2006. - 20 с.
15. Кононова Ю.Н. «Беспощадно врагов бить, своей жизни не щадить»: Концепт «враг» в исторических песнях периода кавказской войны // «Наследие веков».-2015, № 6. - С. 263 - 275.
16. Костылев Ю. С. Лексические средства создания образа врага. Автореф. канд.филол.н. - Екатеринбург, 2012. - 19 с.
17. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. — М: «Олма Медиа Групп», 2007.
18. Молодыченко Е.Н. Создание образа врага как персуазивная стратегия американского политического дискурса. Автореф. канд.филол.н. - Архангельск, 2010. - 24 с.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1992.
20. Политический словарь / Под ред. Пономарева Б.Н. - М.: Изд-во политической литературы, 1958. - 702 с.
21. Политический словарь / Под ред. Федорова В. В. - М.: «Центр социального прогнозирования», 2006г.-456 с.
22. Сазонов Е.А. Образ «врага народа» в партийной и государственной политике большевиков. Автореф. канд.историч. н. - Новосибирск, 2002.-20 с.
23. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс», 2003.
24. Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — М.: «Информатик», 2012.
25. Словарь эпитетов русского языка. - М., 2006.
26. Тришин В.Н. Словарь синонимов.-М., 2013.
27. Ушаков Д.Н. Толковый словарь в 4-х т. Т. I. М., 1935-1940.
28. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. Т. I. - М.: «Прогресс», 1964-1973.
29. Хоруженко В.А. Концепты «Война» и «Враг» в современной русскоязычной публицистике. Автореф. Канд. филол.н. - М., 2010.-20 с.
30. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: «Дрофа», 2004.
31. Шкайдерова Т.В. Советская идеологическая языковая картина мира: субъекты, время, пространство. Автореф... канд.филол.н. - Омск, 2007. - 23 с.
32. Ярцева К.В. Концептуальная оппозиция freond-feond (друг-враг) в древнеанглийской эпической картине мира. Автореф. канд.филол.н. - Архангельск, 2009.-25 с.