Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ В СУБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКЕ ГЕГЕЛЯ'

ПОНЯТИЕ В СУБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКЕ ГЕГЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
335
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / ГЕГЕЛЬ / НАУКА ЛОГИКИ / МЕТАФИЗИКА СУБЪЕКТИВНОСТИ / РАЗУМ / РАССУДОК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслов Денис Константинович

Анализируется раздел «Понятие» в Субъективной логике Гегеля в рамках Науки логики. Понятие обозначается как «относящееся к себе отрицание» или негативная автореферентная свободная идентичность. Всеобщее понятие обозначает способность мышления вообще (Я) и абстрактный логический универсум рассуждения. Особенное понятие - это способность подведения под общие правила (то, что Кант называл рассудком) и содержательная конкретизация универсума рассуждения как концептуальной схемы. Единичное понятие - это способность к рефлексии и мышлению разумом самого себя и вещей в их единичности. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION IN HEGEL’S SUBJECTIVE LOGIC

The article considers the Notion within subjective logic in Hegel’s Science of Logic. Hegel defines the Notion as “self-relating negation” or negative self-referential free identity. The usual meaning of ‘notion’, that is as a rule of thinking an object (which Hegel calls ‘finite determinations of conceiving’), is to distinguished from the Notion in the specific Hegelian use. “The Notion” is the chapter that scrutinizes metaphysical categories of subjectivity and personhood from pragmatic, epistemological, and practical perspectives. Subjectivity is analyzed through its functions and operations that constitute the essence of (collective) subjectivity and are implemented by it in forms of judgement, inference, etc. Thus, the Notion is a “logical” (i.e. metaphysical) analysis of collective epistemic and practical agency or the system of science considered in its strictly abstract metaphysical structure. The universal Notion (der allgemeine Begriff) signifies the general ability of thinking (which Kant calls the I, Self) and the abstract (empty) universe of discourse. This minimal subjectivity and space of reasoning can perceive (in thought) and accommodate broad content, turning it into narrow content by placing it “ideally”, in our minds or as content of collective practices (science, etc.). The particular Notion (der besondere Begriff) is the ability to subsume under given rules or concepts or the ability to follow the already given rules (Kant called it conceiving, Verstand). The content of conceiving fills the abstract universe of reasoning, and we can interpret it as conceptual scheme. The particular Notion is adequate for thinking of content from the perspective of its seriality and regularity, general functions or rules. That is adequate for the cognition of physical processes in nature, rigid and pre-determined laws and regularities that captures things in their repeatability. The singular Notion (der einzelne Begriff) is the ability to reflect and think of the mind and reason themselves as the only unique thing and individual things in their singularity. All stages of the Notion are free and spontaneous, but the highest stage of freedom turns out to be the singular Notion. The author declares no conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ В СУБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКЕ ГЕГЕЛЯ»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022.

№ 70. С. 119-136.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2022. 70. pp. 119-136.

Научная статья УДК 1(091)

doi: 10.17223/1998863Х/70/11

ПОНЯТИЕ В СУБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКЕ ГЕГЕЛЯ Денис Константинович Маслов

Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия, denn. maslov@gmail. com

Аннотация. Анализируется раздел «Понятие» в Субъективной логике Гегеля в рамках Науки логики. Понятие обозначается как «относящееся к себе отрицание» или негативная автореферентная свободная идентичность. Всеобщее понятие обозначает способность мышления вообще (Я) и абстрактный логический универсум рассуждения. Особенное понятие - это способность подведения под общие правила (то, что Кант называл рассудком) и содержательная конкретизация универсума рассуждения как концептуальной схемы. Единичное понятие - это способность к рефлексии и мышлению разумом самого себя и вещей в их единичности.

Ключевые слова: понятие, Гегель, наука логики, метафизика субъективности, разум, рассудок

Для цитирования: Маслов Д.К. Понятие в субъективной логике Гегеля // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. С. 119-136. doi: 10.17223/1998863Х/70/11

Original article

THE NOTION IN HEGEL'S SUBJECTIVE LOGIC Denis K. Maslov

Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation, denn. maslov@gmail. com

Abstract. The article considers the Notion within subjective logic in Hegel's Science of Logic. Hegel defines the Notion as "self-relating negation" or negative self-referential free identity. The usual meaning of 'notion', that is as a rule of thinking an object (which Hegel calls 'finite determinations of conceiving'), is to distinguished from the Notion in the specific Hegelian use. "The Notion" is the chapter that scrutinizes metaphysical categories of subjectivity and personhood from pragmatic, epistemological, and practical perspectives. Subjectivity is analyzed through its functions and operations that constitute the essence of (collective) subjectivity and are implemented by it in forms of judgement, inference, etc. Thus, the Notion is a "logical" (i.e. metaphysical) analysis of collective epistemic and practical agency or the system of science considered in its strictly abstract metaphysical structure. The universal Notion (der allgemeine Begriff) signifies the general ability of thinking (which Kant calls the I, Self) and the abstract (empty) universe of discourse. This minimal subjectivity and space of reasoning can perceive (in thought) and accommodate broad content, turning it into narrow content by placing it "ideally", in our minds or as content of collective practices (science, etc.). The particular Notion (der besondere Begriff) is the ability to subsume under given rules or concepts or the ability to follow the already given rules (Kant called it conceiving, Verstand). The content of conceiving fills the abstract universe of reasoning, and we can interpret it as conceptual scheme. The particular Notion is adequate for thinking of content from the perspective of its seriality and regularity, general

© Д.К. Маслов, 2022

functions or rules. That is adequate for the cognition of physical processes in nature, rigid and pre-determined laws and regularities that captures things in their repeatability. The singular Notion (der einzelne Begriff) is the ability to reflect and think of the mind and reason themselves as the only unique thing and individual things in their singularity. All stages of the Notion are free and spontaneous, but the highest stage of freedom turns out to be the singular Notion.

Keywords: notion, Hegel, science of logic, metaphysics of subjectivity, reason, speculative philosophy

For citation: Maslov, D.K. (2022) The notion in Hegel's subjective logic. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 70. pp. 119-136. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/70/11

Наука логики, Понятие (der Begriff) и Идея

Гегель является посткантовским и критическим по духу философом. Наука логики (далее - НЛ1) открывается отсылкой к радикальным изменениям метафизике, которую совершил Кант в своей трансцендентальной логике в КЧР2. Цель проекта НЛ Гегеля состоит в радикализации и завершении кан-товского проекта критики метафизики. Логика Гегеля не представляет собой формально-логической системы и не занимается построением формальной логики, но претендует на статус подлинной критической метафизики под именем спекулятивной логики (науки о логосе). Он выражает это следующим образом: логика - это «формальная наука, но наука абсолютной формы, которая есть целокупность (Totalität) в себе и содержит саму чистую идею истины» (мой пер.; TWA 6, 265, НЛ III, 26). В его терминологии это именуется также «спекулятивная философия» (ЭФН § 24, также см.: TWA 5, 16, НЛ I, 78, см.: [4]). Логика Гегеля - это метафизика как теория категорий, или «логическая география» используемых нами категорий (по выражению П. Штекелера-Вайтхофера3). Она включает в себя то, что сегодня подпадает под рубрики метафизики, семантики, онтологии, эпистемологии и теории субъективности в широком смысле.

НЛ представляет собой новый, посткантовский критический проект метафизики, критической первой философии. Объективная логика тематически наследует философии Аристотеля и Канта (НЛ III 118), она должна заступить на место старой метафизики. Ее задача состоит в анализе и реконструкции основополагающих категорий, конститутивных для существования и познания предметов4. Кардинальное отличие и инновация Гегеля по сравнению с прошлой философией состоит расширении предмета метафизики. Он дополняет традиционную метафизику объекта5 метафизикой субъективности, т.е. систематически включает в нее теорию основополагающих категорий субъ-

1 Ссылки на издания оригинальных текстов даются по изданию «Theoretische Werkausgabe» [1] как TWA с указанием тома и страницы. Переводы на русский даются как НЛ по изданию [2], а Энциклопедия - как ЭФН по изданию [3].

2 Трансцендентальная логика у Канта - это, в сущности, метафизика или критика возможной метафизики, тогда как формальная логика обозначается как общая логика. Соответственно, Наука логики следует трансцендентальной логике, а не общей.

3 См. его массивный комментарий к Логике: [5].

4 ЭФН § 19, TWA 4, 11-12, 6, 560. См.: [6. S. 225; 7; 8. P. 15; 9. P. 428-431].

5 Причем именно метафизика объекта сегодня часто понимается как метафизика вообще. См.: [10, 11].

екта познания и действия1. Тематическое обозначение для этого раздела в словоупотреблении Гегеля - это Понятие2. Поскольку полное рассмотрение этой темы превышает рамки статьи, настоящее исследование дает анализ важного, но не исчерпывающего все Понятие раздела «субъективное Понятие». Согласно П. Штекелеру-Вайтхоферу, темой логики Понятия являются «мышление, понимание (Verstehen) и постижение (Begreifen) вообще» [15. S. 419]. Разумность (Intelligenz) субъекта рассматривается как «способность принимать участие в определенных совместных формах деятельности (Tätigkeit), жизни и речи (суждения)» [15. S. 14]. Гегель использует особую тематическую форму речи, когда результаты анализа конкретных форм науки и практики он «упаковывает» в свои особые категории и тематически, «спекулятивно» рассуждает о движении Понятия, переходе от «по себе» к «для себя» и т.д. Однако эта речь может быть расшифрована и пониматься как абстрактное категориальное рассмотрение реальных человеческих институтов и практик в их метафизической, абстрактной форме. Тем самым, Гегель последовательно может быть прочитан в критическом и прагматическом ключе. Таким образом, НЛ представляет собой систематическую рефлексию о категориально-метафизических условиях существования вещей, их осмысленности и способа и условий их познания естественным человеческим мышлением, т.е. с точки зрения философии Нового времени3. Гегель не является

4

мистагогом и летописцем трансцендентного духа .

Следует различать понятие и Понятие (der Begriff). В традиционном смысле понятие (со строчной буквы) означает правило мышления соответствующего ему (или подпадающего под него) предмета, например «стол», «число», «красный», «философия» и т.д. Кант понимал понятия как виды представления (Vorstellung), и сегодня в аналитической традиции распространено понимание понятия как ментальной, психологической сущности, например, см.: [17]. Такого рода понятие Гегель именует «рассудочным определением мышления», которое представляет собой «изолированный, несовершенный момент Понятия и не имеет (в себе) истины» (TWA 6, 278, 285-288, НЛ III, 38, 48f.). Понятие в привычном значении - это минимальная единица смысла, которая, однако, проявляется и возможна только в рамках суждения (пропозиции) и умозаключения. Гегель рассматривает понятие и мысль (Gedanke) в смысле близком к Фреге, как доступное для мышления, но не зависящее от ментальных, психологических актов конкретных людей.

1 К. Дюзинг отмечает по этому поводу: «Спекулятивная логика Гегеля - это метафизика, точнее: онтология и онтотеология абсолютной субъективности» ([12. S. 179]; ср.: [13. Р. 19]). Однако следует понимать это так, что «абсолютный» обозначает и отсылает не к некоему онтическому существованию «абсолюта», но означает деятельность субъекта как направленную на себя, рефлексивную. Дю-зинг, судя по всему, понимает Гегеля догматическим образом (говоря об онтотеологии), и, вероятно, это противоречит критическому прочтению НЛ. Термин «метафизика» используется в настоящей статье (против прочтения Гегеля Хабермасом и Шнедельбахом) не в смысле докантовской догматической метафизики, но в смысле теории категорий и первой философии.

2 О сравнении понятия Понятия в немецкой философии см. [14].

3 Против прочтения Шнедельбахом Гегеля как догматического метафизика. См.: [16].

4 Р. Пиппин критикует такое прочтение: «Гегелеведы часто допускают, что Гегель перенимает „философию тождества" у Шеллинга, и это означает „тождество субъекта и объекта". Затем они формулируют различные философски неубедительные версии такого единства, так что подлинная реальность есть божественная мысль, мыслящая себя, что объекты - это моменты „интеллектуального созерцания себя", принадлежащие этой мысли. Но Логика не принимает ничего даже близко подобного этому» [8. Р. 109].

Скажем, понятие «атом» выражает и содержит в себе правило, выражающее и определяющее атомы, оно может быть познано и помыслено, но для его существования не требуется, чтобы кто-то мыслил его. Понятие с прописной буквы (то, что является темой логики Понятия) указывает на субъективность (Я, лицо, самосознание, см. НЛ III, 12) как способность мышления и то, что с ней связано: логический универсум рассуждения, концептуальную схему и реальные формы и содержание науки вообще, актуально действующего и познающего (в том числе самого себя) коллективного субъекта науки в его развитии и становлении. Дух в таком случае - это обозначение для реальных и действительных форм проявления Понятия в его внешнем, материальном виде (индивид, сообщество и его институты, государство как политическая форма организации, наука и философия как социально-эпистемологические практики). Таким образом, субъективная логика в целом рассматривает метафизические, абстрактные характеристики и формы устройства Понятия. По сравнению с Понятием понятие «не имеет истины» в том смысле, что любое понятие является частью холистической системы понятий (Понятие) и всегда зависит и имеет смысл только в рамках такой системы. Достигшее своего полного развития Понятие - это (абсолютная) Идея. Формы его осуществления и существования в мире, их конкретные проявления рассмотрены в реальной философии: философии природы (органическая материя, жизнь) и духа (действительное самосознание). Изложение этой триады составляет задачу Энциклопедии, после которой Гегель перешел к более подробному анализу составляющих «дух» частей, таких как философия права (субъективность в ее объективном, т.е. правовом, общественном и государственном явлении и устройстве), философия искусства, религии, история философии, философия истории как способов осознания себя Понятием. Понятие в его полноте (логического и реального осуществления) может быть рассмотрено в его конкретных проявлениях, т.е. в духе (TWA 6, 295, НЛ III, 54) \ Формы проявления (Гегель называет это манифестацией) духа - это существующее, действительное Понятие. Это обозначение для антропологии, телесных характеристик мыслящих существ, философии сознания и когнитивных функций, учения о государстве, формах выражения и познания духом самого себя -искусство, религия и философия. Таким образом раздел НЛ «Понятие» рассматривает логические, метафизические основания жизни, духа и его форм, т.е. структурные и сущностные моменты его развертывания и развития (TWA 6, 253, 256-257, 259, НЛ III, 17f.).

Сознание, «Я» (das Ich), личность - это осуществленное Понятие, т.е. мышление и его материальное явление, тело. В § 43 «Философии права» [26] личность обозначается как «непосредственное понятие», т.е. реальное сознание в живом теле2. Тем самым, в первом приближении Понятие в рамках смыслового анализа есть сознание, Я, личность. Полное развертывание Понятия есть совокупность реальных институтов и практик, их форм и содержания. Понятие - это человечество в его истории развития и основополагающей

1 «Понятие как таковое может быть в сущности понято (aufgefasst) только вместе с духом, [поскольку] он есть не только его собственность, но и его чистая самость (reines Selbst)».

2 Разумеется, сознание не может существовать без тела или носителя сознания, это верно для людей, а также для любой возможной формы разумности, например, если когда-нибудь будет создан ИИ, он не может не иметь hardware.

структуре, метафизических основаниях, рассмотренное в философском отношении как ум и познающая деятельность, а не только лишь животные, телесные стороны.

В этом смысле философия, философский понятийный анализ (концептуальной схемы как совокупности, системы понятийных истин) является условием для исследования духа в его конкретных проявлениях (case studies), в его разных эмпирических аспектах - культурологии, социологии, антропологии и т.д. Такой статус рассуждения о Понятии в НЛ означает, что данное понимание не может быть оспорено или оказаться полностью ложным без того, чтобы это - при рассмотрении всей системы наук как целого - не оказалось нелепым. В частности, это делает любую сильную форму философского детерминизма ложной или как минимум превратно понятой (ill-conceived), поскольку теоретическая деятельность уже и есть проявление свободы разумных существ, а свобода, тем самым, - это основное свойство Понятия. Однако это не отменяет возможности изменения и уточнения, переинтерпретации такой концептуальной схемы.

Понятие Понятия

Понятие автореферентно и производит само себя (т.е. бесконечно и абсолютно, в терминологии Гегеля), негативно и свободно (т.е. развивается и изменяется, поскольку оно не детерминировано внешними событиями). В совокупности оно обозначает мыслящую личность, т.е. (в том числе коллективную) субъективность и связанные с этим способности познания и действия.

«Чистое понятие абсолютно бесконечно, необусловлено и свободно» (TWA 6, 274, НЛ III, 35).

«Я как соотносящаяся с самой собой отрицательность (die sich auf sich selbst beziehende Negativität) есть столь же непосредственно единичность, абсолютная определенность (Bestimmtsein), противопоставляющая себя иному и исключающая это иное, - индивидуальная личность (здесь и далее в цитатах курсив мой. -Д.М.)» (TWA 6, 253, НЛ III, 17).

«Поэтому понятие есть прежде всего такое абсолютное тождество (Identität) с собой, что это тождество таково лишь как отрицание отрицания или как бесконечное единство отрицательности с самой собой. Это чистое соотношение (reine Beziehung) понятия с собой - чистое благодаря тому, что оно полагает себя (sich setzend) через отрицательность, - есть всеобщность понятия» (TWA 6, 274-275, НЛ III, 36).

Рассмотрим эти свойства по порядку.

Каждая вещь тождественна самой себе. С логико-метафизической точки зрения, тождество - это свойство, без которого ни одна вещь, ни одна сущность не может быть мыслима (no entity without identity). Тождество составляет формальную сущность любой вещи, поскольку только при наличии такого свойства можно что-то высказывать о вещах1. Тождество подразумевает устойчивость. Теряя тождество, вещь перестает существовать и быть мыслимой, она теряет минимальный и наиболее абстрактный статус сущности как

1 Ср. с аристотелевской первой категорией to й einai, обозначаемой с помощью демонстратива «это», что делает возможным высказывания об этой первой сущности через другие категории: времени, места и т.д.

(существующего) предмета или предмета возможной речи. Тождество это логическое свойство, которое необходимо присуще всем возможным предметам, даже несуществующим (см. соответствующую главу в [18]) 1.

Тождество (Identität) - это рефлексивное свойство, выражающее отношение предмета к самому себе. Это базовое, с формальной точки зрения далее не анализируемое свойство. Тем не менее вопрос о тождестве не так прост, как это может показаться. Гегель осознает, что тождество на первом шаге должно быть рассмотрено формальным образом в виде суждения х = х. Но он критикует такой подход за бессодержательность и неинформативность, тав-тологичность. Он намного более заинтересован в раскрытии способа бытия и мышления тождества сущностей в смысле раскрытия их содержательного тождества, их Что. С такой точки зрения тождество уже не является простым. С одной стороны, оно предполагает хотя бы формальное различение предмета: 1) внутри себя в суждении х = х и 2) различение предмета и способа его репрезентации в явлении, языке и артикуляции в понятии. Кроме того, имеется еще и 3) содержательное различие в суждениях х = y (вспомним пример Фреге с утренней и вечерней звездой и вытекающие из этого проблемы ас-крипции в семантике). Наконец, мы не можем удовольствоваться тавтологией и нам требуется 4) содержательное познание предмета х, выявление его осно-волагающих, конституирующих свойств, их отличие от акцидентальных, случайных и привходящих свойств (что уже поднимает проблемы модальности, причинности и т.д.). Этот аспект можно выразить так: для всякого х, х есть A и B и C и D... и т.д. Любой реальный, содержательный предмет (содержание его понятия) конституирован через ряд дескрипций или свойств, отношений с другими предметами и т.д.2 Суть реального предмета (не с точки зрения формально-логических дефиниций) должна быть содержательно и информативно представлена через ряд предикатов, всякая идентичность существует и представлена через отличные от нее свойства (отношение принадлежности предмета к классам или предмет как экземпляр такого-то класса). В этом состоит смысл гегелевского тезиса «тождество есть различие», и в этом особенном смысле нужно понимать его речь про «противоречие» (причем значения его использования термина «противоречие» этим далеко не исчерпываются). Гегель нисколько не нарушает ни принцип Куайна, ни принцип непротиворечия, однако он смещает акценты. Гегель не утверждает онтологическое существование противоречия в строгом формальнологическом смысле, поскольку для него противоречие каждый раз «снимает-

3

ся», т.е. разрешается .

Тождество Понятия - особый род тождества (коллективной) субъективности, личности. У Гегеля речь о тождестве заходит в логике сущности, логике рефлексии, хотя тождество уже имплицитно присутствует и ранее, например при рассмотрении категорий «бытие» или «нечто». Выражение «die sich auf sich beziehende Negativität» в этом смысле пронизывает весь текст НЛ

1 Оставим в стороне вопрос о невозможных предметах, хотя они тоже в некотором смысле существуют и тем самым, вероятно, могут быть тождественны себе.

2 Имя - это жесткий десигнатор для любой вещи, однако перед процессом «крещения» нужно идентифицировать предмет, указать на «это» до момента именования. Тем самым, с точки зрения метафизики, предмет раскрывается через установление его свойств, выражаемых в описании.

3 Эти категории Гегель рассматривает в соответствующих разделах НЛ. О противоречии см. [19. S. 322-327].

и применяется для обозначения каждого момента1. Очевидно, что способ рассмотрения тождества в трех частях логики различен ввиду разного наполнения тождества предмета и способа его отсылки к самому себе. Способ тождества материального предмета и его репрезентаций (в логике бытия и сущности) существенно отличается от тождества Понятия. Понятие - это конкретная сущность, поскольку в смысле Гегеля оно наиболее богато содержанием и различиями. Тождество или единство понятия касается идентичности в смысле тождества личности и мышления; при этом Понятие не нарушает правил тождества с точки зрения формальной логики, оставаясь тождественным себе при всех изменениях.

Понятие, Я, субъективность нельзя рассматривать как (более или менее) статичную вещь или положение дел, это не мертвое и пустое тождество («tote und leere Identität», TWA 6, 265, НЛ III, 26), но спонтанный, активный процесс и деятельность. Многие авторы в рамках аналитической философии (как минимум Райл, Энском, Стросон) при логическом и концептуальном анализе личности отмечают трудности при попытке формального подхода к личности, ее овеществления наряду с материальными предметами и выделяют личности в особую онтологическую область (см.: [20. S. 191-204]). Понятие - это активное и спонтанное отношение к себе, операция по положению (setzen) самого себя тождественным себе, сознательная и бессознательная самоидентификация, рефлексивное, автореферентное определение идентичности, произведение самого себя. Каждая вещь тождественна самой себе, однако только Понятие осуществляет активный и (в некоторых случаях) осознанный акт отождествления себя с собой, самоидентификацию через деятельность по отношению к себе (это в широком смысле относится ко всем живым существам, например в продолжении рода и поиске корма питания для себя, самосохранении). А. Кох выражает это следующим образом: Понятие (der Begriff) -это «в конечном счете по себе и для себя то, чем оно себя полагает (setzt), и оно полагает себя тем, что оно есть: а именно как отношение между собой и единичной операцией, которая тождественна с работой (Operandum) и с результатом» ([21. S. 17], также TWA 6, 255-256, НЛ III, 17-19). Чуть далее он пишет: «Субъективность это знающее отношение к себе без эксплицитной референции к себе, инференциальное, а не референциальное отношение к себе» [21. S. 27]. Операция, о которой говорилось выше, выражается в суждении (положении) Ich = Ich, Я = Я, которое было использовано Фихте как отправной пункт и главный принцип своей теории.

Понятие не есть самоданность и самоочевидность сознания для себя и оно не является исходным пунктом построения философской системы, несмотря на попытки построения философии исходя из самоочевидности Я. Гегель развивает и изменяет эту идею Фихте, который вслед за Кантом развивал положение об активности субъекта, так что осознание себя есть опосредованное и доступное внешнему наблюдению обстоятельство. Проясним это следующим образом. В своей полемике против Д. Хенриха, предложившего интерпретацию основной идеи Фихте, Э. Тугендхат убедительно аргументирует против самой идеи интеллектуального созерцания (intellektuelle Anschauung) и непосредственной самоочевидности, прямого доступа к фак-

1 В тексте НЛ при поиске слова «beziehend» (во фразе «sich auf sich beziehend») выдается множество мест: TWA 5, 134, 136, 151, 153f.

там о самих себе [12. Б. 111-140; 22. Лекции 2 и 3]1. Он указывает на некон-систентность и круг в рассуждении у Фихте и Хенриха. Тугендхат выдвинул формулу «Я знаю, что я ф» в качестве логической структуры высказываний для описания личности, притом что такая перспектива от первого лица принципиально переводима в перспективу третьего лица в выражении «Он (например, Тугендхат) есть ф» и наоборот. Любой факт сознания и факт о личности принципиально может быть выражен в перспективе от третьего лица в рамках межличностного взаимодействия и речи, более того, такое выражение и возможно только при усвоении правил и практик речи из межличностной коммуникации и социализации. Поэтому перспектива от первого лица производна от перспектив второго и третьего лица, а не является исходным и наиболее глубоким началом философии. Гегель отмечает в «Феноменологии духа»: Я есть Мы, а Мы есть Я [23. С. 97]. Наше внутреннее созерцание, которое, несомненно, имеет место, производно от социальной практики извне и может быть доступно внешнему наблюдателю косвенно, через наблюдение за поведением. Чистое Понятие не существует само по себе в идеальном мире, и его тождество должно реализоваться в наблюдаемых и интерсубъективных и транссубъективных актах (взаимодействие с другими и с миром), в частности в суждении и рассуждении, жизни и духе в целом, потому что Понятие проявляется в них. Исходя из сказанного, Я не может быть началом, но должно быть завершением и наиболее богатым по содержанию и наиболее ценным элементом системы (ее «истиной»). Тем самым, тезис о непосредственном доступе и интеллектуальном созерцании оказывается неверным пониманием способа высказывания о личности, равно как и способ рассмотрения субъекта как неодушевленной вещи. Все это помещает идеи Гегеля в соседство с концепциями Витгенштейна, Хайдеггера и Дж. Мида.

В двух последних лекциях Тугендхат выдвигает такой же упрек против Гегеля. Однако это неверная интерпретация. Штекелер-Вайтхофер отводит этот аргумент, комментируя это таким образом: Гегелевские «аргументы скорее радикально разрушают представление об отношении непосредственного Я, души или сознания как к самому себе, так и к своему телу» [24. Б. 413]. Гегель противостоит попыткам познания Я через прямую интроспекцию, но методологически проводит познание Понятия через его внешние акты, конкретные, наблюдаемые в мире формы и действия. Это означает, что в актах суждения и умозаключения, а также во всех прочих действиях, как практических, так и теоретических (например, в научной деятельности), всегда есть действующий субъект, совершающий высказывание, и понимание всей субъективной деятельности невозможно без осознания наличия такого актора высказывания и инференциальной системы различений, в рамках которой такие высказывания имеют место и вообще могут существовать и быть осмысленными. Гегель выражает это так: «... все есть умозаключение. Все есть понятие [...]» (ЭФН § 181, см.: [25. Б. 343-345]). Сам Тугендхат повторяет ход рассуждений Гегеля в своей попытке решения этой проблемы, предлагая перевод от первого лица к третьему.

1 Хотя Тугендхат опровергает аргументы Хенриха о непосредственном доступе, он дает собственное объяснение непосредственности самосознания с эмпирической и индуктивной, а не трансцендентальной точки зрения [22. Б. 130-136]. Нельзя отрицать пред-нахождение себя от первого лица, однако не следует толковать это как изначальный и далее - не анализируемый сам из себя факт.

Понятие обладает способностью к осуществлению логической операции отрицания, и само мышление (Понятие) есть процесс отрицания в определенном смысле («абсолютная негативность» как активный направленный на себя процесс создания и изменения себя Понятием и его структуры, концептуальной схемы)1. Осознанную автореферентность, отсылку к самому себе можно назвать операцией различения, т.е. отрицанием, различением среди внешних вещей и самого себя от всего прочего. Гегель делает это, поскольку уже в формуле х = х первый символ «отрицается» вторым, отличается уже по положению в формуле от второго. Мышление - это негативное действие различения, в том числе способность активного суждения, отличающего себя от окружающего мира и других мыслящих существ. Субъект как активная негативность абсолютно тождествен самому себе, поскольку отличает себя от всех других вещей и косвенно отсылает к себе в осуществлении актов высказывания, вывода и т.д. (в этом заключается особенное гегелевское понимание термина «абсолют»). Субъект, как уже было показано выше, понимает и обозначает себя как тождественный, активно и деятельно отличая себя от всех других вещей. С помощью слова «я» или утверждения «я такой-то и такой-то» (я есть ф) я совершаю акт самоотличения от других вещей. Оно осуществляется в мышлении, а мышление есть не что иное, как суждение и рассуждение, умозаключение, потому что мышление (и познание) состоит только в суждении. Более того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что личность как предмет речи, высказывания отличается от личности как субъекта, осуществляющего высказывание, как деятельное Я (Vollzugssubjekt), процесс, а не просто предмет высказывания. В гегелевском понимании это может именоваться как отрицание. Это указывает на спонтанность и свободу Понятия. Само спонтанное мышление как деятельность, недетерминированная извне, и есть отрицание, или отрицание отрицания. Особенно это верно для Понятия в его деятельности по отношению к самому себе, поскольку его определения «отрицают» или изменяют, дополняют его уже в самом акте высказывания о себе. Сказанное означает, что такая операция выполняется самим Понятием с той или иной степенью осознанности, а не совершается чем-то другим в отношении Понятия, что в терминологии Гегеля это значит, что Понятие полагает само себя. Это осуществляется в деятельности суждения (Urteilen) и умозаключения (Schließen), так что субъективность прямо или косвенно отсылает к себе в таких речевых актах [24. S. 182-183, 423-424]. Таким образом, понятие - способность к операции отрицания, а значит, субъект есть то, что осуществляет операцию отрицания в мышлении и действии. И мышление, и действие обозначают способность процесса отрицания и тем самым являются сами «отрицанием».

Мышление (Понятие) негативно, поскольку отлично от позитивных, заданных вещей и положений дел. Мысль, субъективность, Я - это процесс, находящийся в движении и изменении через введение концептуальных различий в актах суждения и умозаключения. В этом отношении негативность мышления противопоставляется позитивности, данности вещей. Такая данность определена не сама через себя и не сама собой, но чем-то другим. Вещи

1 В этом смысле крайне интересным представляется гегельянское прочтение проекта концептуальной инженерии как нацеленного изменения концептуальной схемы или ее частей для достижения определенного результата. Это прямо отсылает нас к политике языка и употребления понятий.

и положения дел в этом смысле (в первом приближении, «по себе») «заданы» и позитивны - они есть и могут быть установлены и определяются другими вещами или в актах мышления и познания определяются познающим субъектом. Мышление в таком смысле никогда не является просто фактом, который можно установить (хотя это возможно со стороны для другого мыслящего существа в высказывании «Он мыслит» и подобных, однако тем самым мы тем не менее остаемся в области мышления), - оно производит само себя, отрицает само себя. Р. Пиппин заключает: «Само мышление должно пониматься как „отрицающая" деятельность» [8. P. 139]; «...отрицание не может быть отрицанием чего-то внешнего для мысли, операция по отношению к внепонятийному содержанию. Это должно быть самоотрицание мысли, и далее отрицание этого отрицания» [8. P. 142, 171]. По его словам, негативность - это «мотор» логики и всякого мышления вообще [8. P. 137]. Гегель выражает это так: понятие - это «диалектическая душа», «наивнутреннийший исток всякой деятельности, живого и духовного самодвижения» (TWA 6, 563, НЛ III, 301). В этом отношении мышление есть отрицание себя в смысле изменения и преодоления, т.е. концептуального и содержательного прогресса (одно и то же содержания получает выражение в более адекватных и точных понятиях, с другой стороны, имеется прирост содержания).

Понятие - это абсолютная негативность, негативная деятельность. В идиолекте Гегеля так обозначается свобода1.

«В мышлении непосредственно содержится свобода, потому что оно есть деятельность всеобщего, следовательно, некоторое абстрактное отношение к себе, некоторое у-себя-бытие...» (ЭФН § 23A).

Метафизическое определение свободы Понятия содержится в его специальном термине «у себя» (bei sich). Процесс рефлексивного познания направлен на само мышление, а не внешние ему материальные объекты. При познании внешнего мира оно воспринимает правила и содержание внешнего мира, но также направлено на себя и тем самым находится само «у себя», «дома». Это обозначает прозрачность мышления для самого себя и прозрачность внешних вещей для Понятия (TWA 6, 251, «für sich selbst durchsichtige Klarheit», НЛ III, 14, тут же говорится про непрозрачность, «темноту» субстанций друг для друга, которая в Понятии исчезает). Речь про принципиальную понятность актов мышления и действия для всех разумных существ, людей и

способность познания вещей, их принципиальную познаваемость и вырази-

2

мость в речи .

В своей относящейся к себе негативности Понятие бесконечно, абсолютно, и тем самым свободно, поскольку оно определяет и развивает само себя. Понятие, «Я» рассматривается в Логике абстрактным образом, в его метафи-

1 П. Штекелер формулирует тезис о свободе Понятия так: «В отличие от скорее пассивного „схватывания" (Auffassen) или простого понимания, ко всякому полному постижению принадлежит то, что применение понятийного изображения к единичным и особенным случаям постигается как свободное действие, для которого существуют или, по меньшей мере, могут существовать возможные альтернативы» [15. S. 338]. См. также: [24. S. 13]: «Постижение (Begreifen) - всегда поэтому автономный акт суждения [autonomes Urteilen]», т.е. свободный, действующий по своим собственным законам. Также см.: [8. P. 142].

2 НЛ III, 15: «В понятии открылось поэтому царство свободы. Понятие есть свободное (ist das freie), потому что в себе и для себя сущее тождество, которое составляет необходимость субстанции, дано в то же время как снятое или как положенность, а эта положенность, как соотносящаяся с самой собой, и есть указанное тождество» (пер. изм.).

зических характеристиках (ЭФН § 20). Свобода - это сущностное определение Понятия и личности. Понятие есть «...сокровеннейший [innerste], объективнейший момент жизни и духа, благодаря которому имеет бытие субъект, лицо [Person], свободное [Freies]» (TWA 6, 563, НЛ III, 301). Проблема многих интерпретаций Гегеля заключается в том, что нередко превратно понимается смысл выражений «бесконечный» и «абсолютный». Предикаты «Абсолютность» и «бесконечность» выражают, тем самым, автореферентность, в некотором смысле самодостаточность и само-создание (ауто-пойесис) Понятием самого себя. Абсолютность - это отсутствие определения извне (TWA 6, 251252), обусловленность не чем-то иным по отношению к понятию, но им самим. Разумеется, с точки зрения телесности разумные существа не свободны в смысле всесилия, поскольку тела существуют в природе и подвержены физическим законам и т.д. Речь идет о том, что определяющий поведение фактор уже должен быть перенесен в пространство рассуждения, т.е. быть представлен разумным образом в виде аргумента, основания и т.д., т.е. «внешнее» так или иначе должно стать содержанием, частью мышления, тогда как конечные предметы имеют свою причину и основание чем-то ином и необходимо управляются законами природы (из чего не вытекает детерминизм в отношении свободы воли). Поэтому свобода Понятия негативна (автореферентна и самопроизводяща) и позитивна, так что ее можно наблюдать во внешнем мире и выносить о ней истинностные суждения.

Свобода Понятия проявляется в трех его абстрактных, метафизических формах, обозначающих разные операции мышления и функции разума.

Всеобщее, особенное и единичное понятия

Понятие, субъективное мышление у Гегеля приобретают конкретные формы и проявления в действиях мышления, а не остаются «абстрактными». Он выделяет всеобщее, особенное и единичное понятия, которые отсылают к конкретным базовым функциям или способностям мышления. В дальнейшем Понятие рассматривается в суждении и умозаключении, где анализируются логико-семантические правила, суждения и способы проведения умозаключения как деятельность Понятия1. Затем Понятие рассматривается в его применении к миру (объективное Понятие), что предстает в виде анализа способов содержательного мышления о мире в модусе механической, химической (реакция, взаимодействие и преобразование, в том числе речь про электромагнетизм) и телеологической модели научного объяснения. Наконец, Понятие в разделе «Идея» рассматривается в своих собственных и имеющих отражение в реальном мире характеристиках, таких как жизнь (метафизическая категория телесного существования), эпистемология (правила проведения доказательства) и деятельность (область действия и блага). Завершается раздел рефлексией о стратегии проведения исследования с точки зрения выявления и создания нового содержания, которое очень грубо можно сопоставить с сегодняшним пониманием абдуктивной логики или логики исследования. Речь идет о диалектике.

Способность мышления или Понятие должны получать свою конкретную реализацию, поскольку это не пустая форма Абсолюта или онтически

1 Если в объективной логике речь шла об устройстве предметов, т.е. метафизике как устройстве мира, то в субъективной логике речь идет о формах речи об этих предметах, т.е. строго говоря о семантике и эпистемологии.

понимаемая фигура бога. Гегель остро критикует философию, которая довольствуется отсылкой к изначальному единству, в частности Шеллинга (ср.: [8. P. 146-147]). Однако это не исключает того, что Гегель размышляет о боге, который понимается недогматическим образом. Такой бог в его конкретном проявлении и мышлении есть идеальная форма рефлексии человечества над своей деятельностью, т.е. над институтами организации общества и институтами (практиками) осмысления себя, таких как искусство, религия и философия (включающая в себя все науки как деятельность Понятия, направленную на мир и себя). Полная реализация такого бога, живой бог для Гегеля -это, по-видимому (поскольку решение этого вопроса требует самостоятельного исследования), пантеистическое понимание всего мира как мыслящего себя в людях и через людей существа. Таким образом, Понятие - это не интеллектуальное созерцание, не онтическое мыслящее себя божество, но деятельность, являющая себя в конкретных, коллективно осуществляемых актах мышления, речи, деятельности, познания Духа как человечества не в его телесности, но в его разумности.

Осмысление Понятия открывается всеобщим Понятием (der allgemeine Begriff), под которым Гегель понимает абстрактное тождество Я (Ich = Ich) самосознания, мышления, которое является необходимым условием для актов суждения и умозаключения и более сложных и производных форм и операций мышления. Кант говорит, что представление о Я сопровождает все акты мышления1. Иными словами, всеобщее Понятие - это указание на субъективность как таковую, которая проявляется во всех актах мышления. Всеобщее Понятие есть «творческая сила» (Macht) (TWA 6, 279, НЛ III, 40), это субстанция определений понятия, субъект актов мышления вообще (TWA 6, 276, НЛ III, 37). В этом отношении можно провести параллель с «Философией права», в которой воля представляет собой основу для всех последующих характеристик, т.е. воля и есть все последующие ее характеристики. Изначально воля берется как абстрактная и неопределенная возможность действия [26. § 5-6]. Тем самым, по аналогии субъективность составляет основу Понятия.

Ко всеобщему Понятию относится логическое пространство рассуждения как область возможной осмысленной речи (т.е. мышления), которая, однако, еще не наполнена содержанием. Всякое содержание, находящееся в мире (broad content), переходя во Всеобщее Понятие, становится содержанием Понятия (narrow content), т.е. содержанием мышления, или содержанием в его идеальной форме. Логическое пространство рассуждения - это пустая форма, в которой может помещаться такое содержание, как продукт деятельности Понятия. В этом смысле Гегель говорит о «возвращении» внешнего содержания назад и превращении его во внутреннее2; Понятие пронизывает свой предмет, так что предмет познания оказывается доступен мышлению и

1 Гегель согласен с этим. Он выражает это так, что абстрактное самосознание Я, всеобщего понятия, присуще рассудку и разуму, такое Я - это минимальное необходимое условие для того, чтобы что-то вообще считалось Понятием (TWA 6, 299).

2 «Всеобщее есть поэтому свободная сила; оно есть оно же само и охватывает собой свое иное, но не как нечто насильственное, а как то, что в этом ином, скорее, покоится и находится при самом себе. Так же как всеобщее было названо свободной силой, так можно было бы назвать его и свободной любовью и безграничным блаженством, ибо оно отношение к различенному лишь как отношение к самому себе; в различенном оно возвратилось к самому себе» (НЛ III, 38).

открыт для познания. В ЭФН § 423 Гегель обозначает это с помощью фразы «der Unterschied, der keiner ist», т.е. различие, которое не есть различие, поскольку понятийное содержание внешнего мира было интернализировано и помещено в (в прямом смысле идеальное) пространство рассуждения.

Итак, всеобщее Понятие есть абстрактная свобода как возможность мышления и проявление спонтанной, активной разумности, которая не может быть предопределена согласно представлению о детерминистических законах. Теоретическая деятельность - это вид осуществления свободы. Однако являясь первой логической и необходимой формой (рассмотрения), всеобщее Понятие и логическое пространство рассуждения не являются законченным и окончательным образом субъективности.

Понятие - это способность абстрактного или конкретного мышления, которая принимает формы, отражающие природу их предмета. Более конкретной формой Понятия является особенное Понятие (der besondere Begriff). Оно обозначает рассудочные функции разума и может быть проинтерпретировано как рассудок в смысле Канта. Это способность подводить явление или предмет под уже заранее данное понятие или правило (закон). Абстрактная область рассудка есть определенная предметная область или способ мышления законосообразной предметности. Например, собственный предмет рассудка -законы внешней природы (в естествознании). Природа в таком контексте предстает как «беспонятийно всеобщая» (begrifflos allgemeine), т.е. предметная область и законы управляющие неодушевленными вещами, объектами природы в их всеобщности (что верно не только для естествознания, но и для всякой предметной области или способа рассмотрения ее с точки зрения их пред-заданной правилосообразной функции, например в статистике и проч.). Рассудочные категории (причина, явление, часть-целое и т.д.), тем самым, являются конкретными способами артикуляции содержания, заключающегося в мире (TWA 6, 281-282, 284). «Бесконечная сила рассудка» заключается в различении и разграничении вещей, положений дел, свойств и т.д.: «Далее, однако, следует признать бесконечной способностью (die unendliche Kraft) рассудка то, что он разделяет конкретное на абстрактные определенности и постигает ту глубину различия, которая при этом одна только и есть сила. » (TWA 6, 286, НЛ III, 46). Иными словами, это содержательное наполнение формы логического пространства, которое позволяет познавать события внешнего мира, которые могут быть подведены под функции категорий рассудка или законы природы. Они сериальны и воспроизводимы, но уже содержательно нагружены и тем самым образуют содержательный каркас реального мира. Содержательно такая способность представляет собой способность различения, операций с множествами и подмножествами в смысле нисхождения и восхождения, обобщения и конкретизации определений в смысле Платона, добавление и отрицание определений (TWA 6, 297, НЛ III, 55-56)1. Предметной стороной особенного Понятия является концептуальная схема как наполненное содержанием логическое пространство рассуждения. Хотя особенное Понятие, которое продолжает и определяет далее способность мышления, представленную всеобщим Понятием, имеет дело с

1 В классической логике определение (Bestimmung) понятия называется признаком понятия (Merkmal); Гегель критикует такое обозначение как психологическое, поскольку немецкое слово используется для обозначения признака для запоминания.

фиксированными и изолированными, абстрактными определениями (TWA 6, 279-280, НЛ III, 39-40), оно является свободным, поскольку активно оперирует с родами и видами, классификацией вещей.

Рассудок и его предметная область (или же его способ рассмотрения этой области) остается на поверхностном уровне рассмотрения, т.е. такой способ не позволяет проникнуть в суть вещей, но позволяет описывать процессы согласно правилам. «Жизнь, дух, бога, равно как и чистое понятие абстракция потому не может постичь, что она не допускает к своим творениям единичность, принцип индивидуальности и личности и таким образом приходит лишь к безжизненным и бездуховным, бесцветным и бессодержательным всеобщностям» (НЛ III, 56). Поэтому форма рассудка не полностью адекватна Понятию и его свободе, она не полностью разумна, так как имеет дело с внешним миром и не может быть полностью свободна, так как принимает внешние определения. Взятый как абсолют, рассудок оказывается «бессилием разума» (Ohnmacht der Vernunft), поэтому разум выступает в виде единичного Понятия (TWA 6, 287, 288, НЛ III, 47, 48). Даже определенные формы мышления, несмотря на определенность их специфических функций, остаются свободными (TWA 6, 278, НЛ III, 39). Особенное составляет сферу особенного конечного (вещей, зависящих причинно от их причин), необходимого (TWA 6, 284).

Полное и адекватное Понятие раскрывается в единичном Понятии, или в способе мышления и познания самого мышления и Понятия. Единичное Понятие - это сфера познания единичных, индивидуальных вещей, что подразумевает, прежде всего, познание разумом самого себя, т.е. системы науки и

1

совокупности разумных практик и также отдельных мыслящих личностей . Разум углубляется в единичное и конкретное, в субъекта, Понятие, т.е. сам в себя - как единичный предмет, который присутствует в единственном числе. В одном из писем Гегель пишет, что есть только один разум [27. С. 270] и тем самым подлинно есть только одна единичная вещь - разумная деятельность, и индивидуальные акты мышления индивидуальных познающих агентов являются частью такой интер- и транссубъективной деятельности, совокупность которой можно обозначить как разум или Понятие (субъективный разум). Единичное Понятие - это такой2 способ мышления, который является полностью свободным и спонтанным, продуктивным, а не только лишь репродуктивным обращением с правилами3. Кроме того, это мышление вещей

1 Позже сфера такой науки, т.е. предметная область и способ рассмотрения, получит имя наук о духе, Geisteswissenschaften.

2 Ср. со следующей оценкой П. Штекелера: «Заблуждение чисто конечного разума, т.е. голой рациональности, состоит в рассмотрении следования формальным законам мышления как непосредственно гаранта разумности». Разум это напротив «способность к свободной, и поэтому самосознательной критики и оценки общепринятых мнений, целых теорий или систем правил мышления или аргументации, вместе с осознанием постоянно возникающих проблем (противоречий) просто рационального понимания или чисто схематического применения правил. Дело диалектически-критического разума это определенным образом снятие (синтез) проблем, представленных в аналитической критике смысла» [24. S. 179, подробнее с. 176-180].

3 Штекелер так описывает различие особенного и единичного Понятия так: то, что Понятие свободно, значит, что «каждый акт постижения есть больше, чем воспроизведение твердых правил, поскольку эти акты вовлекают свободное суждение. В то же время понятие есть одна из или способность вообще (eine bzw. die „Macht"), поскольку понятийно оформленные суждения фактически направляют нашу деятельность» [24. S. 180].

не как типичных или генерических в их законосообраности, но неповторимых индивидов, единичных вещей.

Единичное Понятие есть сфера рефлексивной прозрачности разума и его содержания для самого себя, т.е. конкретной концептуальной схемы в ее содержательном наполнении и формальных характеристиках. Такая воплощенная и познающая актуальный мир схема и есть Понятие как развитая наука синтетического познания a priori, т.е. (спекулятивная) философия. Именно в философии разум познает сам себя через рефлексию о своих собственных действительных формах существования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разумеется, Гегель отличает единичное Понятие как субъективность, Я, мыслящее само себя от мышления единичного предмета, поскольку последний не осознает себя и поэтому не является абсолютным в гегелевском смысле: «Но различие между этой единичностью ее продуктов и единичностью понятия состоит в том, что в продуктах отличаются друг от друга единичное как содержание и всеобщее как форма - именно потому, что содержание не дано как абсолютная форма, как само понятие, иначе говоря, форма не дана как целокупность формы» (TWA 6, 298, НЛ III, 56). Единичное Понятие, т.е. Понятие как (коллективный) индивид и конкретная индивидуальная личность, может мыслить внешние вещи. При рассмотрении единичного Понятия появляются семантические категории Это (Dieses) и Одно (Eins), которые отсылают к операции монстрации (дейксиса), буквально представляют собой способность выделить единичный предмет как Это.

Понятие имеет и внешнее, телесное проявление, и тем самым такое внешнее проявление (Scheinen nach außen) Понятия вовне подчиняется законам природы (TWA 6 296, НЛ III 54). Тем самым, разум имеет место в реальности, и сам поэтому действителен, а не остается лишь идеальным, оторванным от мира мышлением. Слова Гегеля о том, что единичность особенна и особенность единична (TWA 6, 298, НЛ III, 56), нужно понимать так, что индивидуальность личности как единичность и индивидуальность как особенное состоят в диалектическом отношении, поскольку конкретный живой субъект, человек и коллективный субъект должны так или иначе существовать в телесном виде, однако такая телесность отличается от телесности неодушевленной природы по своему статусу. Это разум, воплощенный в мире. Единичность и свобода субъекта разворачиваются в нисхождении разума к предметной единичности. Конкретное единичное также всеобще (так как получает, наследует определения абстрактного Я) и при этом образует и сохраняет индивидуальность и личность в себе, то, что принципиально недоступно для предметов в их рассмотрении рассудком (TWA 6, 297, НЛ III, 55).

Наконец, в разделе о единичном Понятии упоминаются категории социальности и коллективность любой практики, в том числе познания. Единичность Понятия предполагает другие Единичности и открывает тем самым пространство интерсубъективной (или транссубъективной) свободы, так что единичные Я соотносятся друг с другом и отличаются друг от друга, индиви-дуируются. Единичные личности опосредованы друг другом (TWA 6, 300301, НЛ III, 58-59). Они составляют и коллективную единичность, и субъективность. П. Штекелер-Вайтхофер так комментирует этот момент: «Это личное самоотнесение есть по Гегелю отношение для себя бытия, т.е. это отношение между тем, что объединяется внутри себя через использование слова

«я». Слово «я» в его конкретном выражении - это не просто имя какой-то вещи (например, моего тела), но имя некой (абстрактной) персоны, лица в смысле роли (театральной маски) в латинском языке, которую говорящий прямо сейчас играет как субъект. Слово „Я" с большой буквы тогда обозначает определенным образом совокупность ролей, которую каждый из нас может взять на себя. Я есть, тем самым, некое Мы (ein Wir)» [24. S. 183].

Таким образом, мы приходим к понятийному единству самосознающих и отличных друг от друга индивидов-личностей, образующих общность, групповую идентичность и коллективную субъективность. «Все единичное, поскольку оно определено, скорее, завязано на иное, отлично от него и есть в его идентичности, в его „внутренних различиях" нечто всеобщее» [15. S. 356].

После такого абстрагированного рассмотрения разумных функций мышления и субъективности Гегель переходит к рассмотрению Понятия в акте суждения и умозаключения, тем самым развиваются прагматическая направленность его философии и инференциалистская с точки зрения семантики и содержания терминов в системе языка и действия. Понятие переходит к своему вовне, к процессу суждений, в сферу существования и действительности. В этом проявляется конкретная свобода Понятия, так что оно не только может быть свободным, но реализует свою свободу, выстраивая систему науки1.

Список источников

1. Hegel G.W.F. Werke: In 20 Bänden Und 1 Registerband. Frankfurt am Main : Suhrkamp,

2003.

2. Гегель Г.В. Ф. Наука логики : в 3 т. М. : Мысль, 1970-1972.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М. : Мысль, 1974. Т. 1.

4. Pippin R. Hegel on Logic as Metaphysics // The Oxford Handbook of Hegel / ed. by D. Mo-yar. OUP, 2017. P. 199-219.

5. Stekeler-Weithofer P. Hegels Wissenschaft der Logik: ein dialogischer Kommentar. Bd. 3. Logik des Begriffs. Hamburg : Meiner Verlag, 2022.

6. Henrich D. Hegels Grundoperation // W. Marx, U. Guzzoni u.a. (Hrsg.) Der Idealismus Und Seine Gegenwart: Festschrift Für Werner Marx Zum 65. Geburtstag. 1. Aufl. Hamburg : Meiner, 1976. S. 208-230.

7. Pippin R. Die Logik der Negation bei Hegel // A.F. Koch, F. Schick u.a. (Hrsg.) Hegel-200 Jahre Wissenschaft der Logik: Beiträge zur internationalen Tagung "200 Jahre Hegels Wissenschaft der Logik" vom 26. bis 29. September 2012 in Weimar. Hamburg : Meiner, 2014. S. 87-107.

8. Pippin R. Hegel's Realm of Shadows. Logic as Metaphysics in The Science of Logic. Chicago : Chicago University Press, 2018.

9. PinkardT. The Logic of Hegel's Logic // Journal of the History of Philosophy. 1979. Vol. 17, № 4. October. P. 417-435.

10. DevittM. Putting Metaphysics First: Essays on Metaphysics and Epistemology. OUP, 2010.

11. Peacocke C. The Primacy of Metaphysics. OUP, 2019.

12. Düsing K. Subjektivität und Freiheit: Untersuchungen zum Idealismus von Kant bis Hegel. Stuttgart-Bad Cannstatt : Frommann-Holzboog, 2013.

13. Houlgate S. Hegels Concept // Hegel's Theory of the Subject / ed. by D. Carlson. New York : Palgrave Macmillan, 2005. P. 19-29.

1 Г. Занс [28] подчеркивает переход к суждению (Urteil) не с точки зрения понятийного содержания представленных категорий, в отличие от Штекелера, но с точки зрения логики развития или драматургии системы. Развитие Понятия проходит через суждение, или раз-деление (Ur-teilen) и воссоединение в умозаключении, Zusammen-schluss. Тем самым, совершается процесс отрицания и отрицания отрицания, примирение понятия с собой. Для полной интерпретации нужно, по-видимому, учитывать оба этих аспекта.

14. Asmuth C. Der Begriff des Begriffs. Begriffsoptimismus und Begriffsskepsis in der klassischen deutschen Philosophie // Archiv für Begriffsgeschichte. Schlüsselbegriffe der Philosophie. Sonderhefte 11 (2014) / Hg. A. Hand, Ch. Bermes, U. Dierse. Hamburg, 2015. S. 7-38.

15. Stekeler-WeithoferP. Hegels Analytische Philosophie: Die Wissenschaft Der Logik Als Kritische Theorie Der Bedeutung. Paderborn : F. Schöningh, 1992.

16. Schnädelbach H. Kant als Philosoph der Moderne // Philosophie in der modernen Kultur. Vorträge und Abhandlungen 3. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2000. S. 28-42.

17. Carey S. The Origin of Concepts. OUP, 2009.

18. McGinn C. Logical Properties: Identity, Existence, Predication, Necessity, Truth. Oxford ; New York : Clarendon Press, 2000.

19. Kreis G. Negative Dialektik des Unendlichen: Kant, Hegel, Cantor. Berlin : Suhrkamp, 2015.

20. Falk H.-P. Wahrheit und Subjektivität. Originalausgabe. Alber Philosophie. Freiburg : Verlag Karl Alber, 2010. 285 S.

21. Koch A. Sein-Wesen-Begriff // Der Begriff als die Wahrheit: zum Anspruch der Hegelschen "subjektiven Logik" / Hg. A.F. Koch, A. Oberauer, K. Utz. Paderborn : F. Schöning, 2003. S. 17-30.

22. Tugendhat E. Selbstbewußtsein und Selbstbestimmung: sprachanalytische Interpretationen. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1979.

23. Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа / под ред. М. Быковой. М. : Наука, 2000.

24. Stekeler-Weithofer P. Philosophie des Selbstbewußtseins. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2005.

25. Stekeler-WeithoferP. Hegels Logik als meterialbegriffliche Strukturtheorie der Bedeutung // Hegel-200 Jahre Wissenschaft der Logik: Beiträge zur internationalen Tagung "200 Jahre Hegels Wissenschaft der Logik" vom 26. bis 29. September 2012 in Weimar / Hrsg. von A. Koch, F. Schick u.a. Hamburg : Meiner, 2014. S. 339-357.

26. Гегель Г.В. Ф. Философия права. М. : Мысль, 1990.

27. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М. : Мысль, 1970. Т. 1.

28. Sans G. Hegels Schlusslehre als Theorie des Begriffs // Hegels Lehre vom Begriff, Urteil und Schluss / Hg. A. Arndt, C. Iber, G. Kruck. Berlin : Akademie Verlag, 2006. S. 216-232.

References

1. Hegel, G.W.F. (2003) Werke: In 20 Bänden Und 1 Registerband. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

2. Hegel, G.W.F. (1970-1972) Nauka logiki: v 3 t. [Science of Logic: in 3 vols]. Translated from German. Moscow: Mysl'.

3. Hegel, G.W.F. (1974) Entsiklopediya filosofskikh nauk [Encyclopedia of Philosophical Sciences]. Vol. 1. Moscow: Mysl'.

4. Pippin, R. (2017) Hegel on Logic as Metaphysics. In: Moyar, D. (ed.) The Oxford Handbook of Hegel. Oxford: OUP. pp. 199-219.

5. Stekeler-Weithofer, P. (2022) Hegels Wissenschaft der Logik: ein dialogischer Kommentar. Vol. 3. Hamburg: Meiner Verlag.

6. Henrich, D. (1976) Hegels Grundoperation. In: Guzzoni, U., Rang, B, & Siep, L. (Hrsg.) Der Idealismus Und Seine Gegenwart: Festschrift Für Werner Marx Zum 65. Geburtstag. Hamburg: Meiner. pp. 208-230.

7. Pippin, R. (2014) Die Logik der Negation bei Hegel. In: Koch, A.F., Schick F. et al. (Hrsg.) Hegel-200 Jahre Wissenschaft der Logik: Beiträge zur internationalen Tagung "200 Jahre Hegels Wissenschaft der Logik" vom 26. bis 29. September 2012 in Weimar. Hamburg: Meiner. pp. 87-107.

8. Pippin, R. (2018) Hegel's Realm of Shadows. Logic as Metaphysics in The Science of Logic. Chicago: Chicago University Press.

9. Pinkard, T. (1979) The Logic of Hegel's Logic. Journal of the History of Philosophy. 17(4). pp. 417-435.

10. Devitt, M. (2010) Putting Metaphysics First: Essays on Metaphysics and Epistemology.

OUP.

11. Peacocke, C. (2019) The Primacy of Metaphysics. OUP.

12. Düsing, K. (2013) Subjektivität und Freiheit: Untersuchungen zum Idealismus von Kant bis Hegel. Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog.

13. Houlgate, S. (2005) Hegels Concept. In: Carlson, D. (ed.) Hegel's Theory of the Subject. New York: Palgrave Macmillan. pp. 19-29.

14. Asmuth, C. (2015) Der Begriff des Begriffs. Begriffsoptimismus und Begriffsskepsis in der klassischen deutschen Philosophie. In: Hand, A., Bermes, Ch. & Dierse, U. (eds) Archiv für Begriffsgeschichte. Schlüsselbegriffe der Philosophie. Sonderhefte 11 (2014). Hamburg. pp. 7-38.

15. Stekeler-Weithofer, P. (1992) Hegels Analytische Philosophie: Die Wissenschaft Der Logik Als Kritische Theorie Der Bedeutung. Paderborn: F. Schöningh.

16. Schnädelbach, H. (2000) Philosophie in der modernen Kultur. Vorträge und Abhandlungen 3. Frankfurt am Main: Suhrkamp. pp. 28-42.

17. Carey, S. (2009) The Origin of Concepts. OUP.

18. McGinn, C. (2000) Logical Properties: Identity, Existence, Predication, Necessity, Truth. Oxford; New York: Clarendon Press.

19. Kreis, G. (2015) Negative Dialektik des Unendlichen: Kant, Hegel, Cantor. Berlin: Suhr-

kamp.

20. Falk, H.-P. (2010) Wahrheit und Subjektivität. Originalausgabe. Alber Philosophie. Freiburg: Verlag Karl Alber.

21. Koch, A. (2003) Sein-Wesen-Begriff. In: Koch, A.F. Oberauer, A. & Utz, K. (eds) Der Begriff als die Wahrheit: zum Anspruch der Hegelschen ".subjektiven Logik." Paderborn: F. Schöning. pp. 17-30.

22. Tugendhat, E. (1979) Selbstbewußtsein und Selbstbestimmung: sprachanalytische Interpretationen. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

23. Hegel, G.W.F. (2000) Fenomenologiya dukha [Phenomenology of Spirit]. Translated from German. Moscow: Nauka.

24. Stekeler-Weithofer, P. (2005) Philosophie des Selbstbewußtseins. Frankfurt am Main: Suhr-kamp.

25. Stekeler-Weithofer, P. (2014) Hegels Logik als meterialbegriffliche Strukturtheorie der Bedeutung. In: von Koch, A., Schick, F. et al. (eds) Hegel-200 Jahre Wissenschaft der Logik: Beiträge zur internationalen Tagung "200 Jahre Hegels Wissenschaft der Logik" vom 26. bis 29. September 2012 in Weimar. Hamburg: Meiner. pp. 339-357.

26. Hegel, G.W.F. (1990) Filosofiyaprava [Philosophy of Law]. Translated from German. Moscow: Mysl'.

27. Hegel, G.W.F. (1970) Raboty raznykh let [Works of Different Years]. Translated from German. Vol. 1. Moscow: Mysl'.

28. Sans, G. (2006) Hegels Schlusslehre als Theorie des Begriffs. In: Arndt, A. Iber, C. & Kruck, G. (eds) Hegels Lehre vom Begriff, Urteil undSchluss. Berlin: Akademie Verlag. pp. 216-232.

Сведения об авторе:

Маслов Д.К. - младший научный сотрудник Института философии и права СО РАН (Новосибирск, Россия). ORCID: 0000-0001-5399-5732. E-mail: denn.maslov@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Maslov D.K. - junior research fellow, Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). ORCID: 0000-0001-53995732. E-mail: denn.maslov@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.11.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 05.12.2022

The article was submitted 17.11.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 05.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.