ПРАВО
УДК 340 N.A. Kasatkina
Институт международного бизнеса и права Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики г. Санкт-Петербург, Россия Lawmail@bk. ru
ПОНЯТИЕ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА В ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
[Kasatkina N.A. Notion of the unitary state in the theory of state and law]
This article is dedicated to the question of the unitary form of government organization. Relevance of research of a unitary form of a state system is explained by emergence of the regional states in this connection, in science of the theory of state and law there is a discussion concerning reference of the regional states or, to a kind of the unitary states, or allocations as an independent form of a state system. The article characterizes approaches to definition of concept of the unitary state by criterion of inclusion of autonomy in its structure. The general signs characterizing the unitary states, and also distinctive features of the unitary state from other forms of a state system are given in it. In conclusion, definition of the unitary states is formulated and the conclusion about structure of the unitary states is drawn.
Key words: unitary state, regional state, state structure.
Большинство из всех существующих в современное время государств являются унитарными по форме государственного устройства. Это объясняется тем, что такое государство является эффективно управляемым и наилучшим образом обеспечивает государственное единство. По мнению М.Н. Марченко, среди «авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты» [7, с. 195].
С данным утверждением сложно согласиться, так как в настоящее время в связи с появлением региональных государств в теории государства и права возникает дискуссия по вопросу отнесения региональных государств либо к разновидности унитарных государств, либо выделения их в качестве самостоятельной формы государственного устройства. В связи с этим существуют и разные определения унитарных государств.
Все известные определения унитарных государств можно подразделить на три самостоятельные группы по критерию включения в состав унитарного государства автономии.
К первой группе следует отнести авторов, которые считают, что автономии не входят в состав унитарного государства, ко второй - авторов, указывающих на наличие возможности существования автономии наравне с административно-территориальными единицами, а к третьей - исследователей, которые причисляют к разновидности унитарного государства страны, полностью состоящие из автономий, то есть региональные государства.
Представителем первой группы является М.Г. Миронюк, указывающий, что унитарное государство - тип государственного устройства, характеризующийся централизованным управлением административно-территориальными единицами, не имеющими признаков собственной государственности, и неделимостью суверенитета [8, с. 7].
Большинство авторов определяют унитарные государства как единые государства. Думается, что данная характеристика относится ко всем государствам вне зависимости от формы государственного устройства, поэтому использование данной формулировки является некорректным с точки зрения науки теории государства и права. Так, А.С. Автономов считает, что в состав унитарного государства могут включаться лишь административно-территориальные единицы. Унитарное государство, пишет он, - это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью [1, с. 218]. «Унитарные или единые государства не имеют в своем составе территориальных, региональных образований, обладающих в той или иной степени суверенитетом, а подразделяются лишь на административно-территориальные единицы, органы которых полностью подчинены центральной государственной власти и формируются ею», - пишет А.В. Васильев [4, с. 319].
А.Н. Головистикова, определяя унитарное государство через термин «Унитаризм», также считает, что в состав унитарного государства могут входить только административно-территориальные единицы [5, с. 58]. По ее мнению, унитаризм - это государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований [5, с. 58].
Хочется отметить, что унитарное государство в зависимости от уровня централизации, помимо централизованного может быть и децентрализованным, в связи с чем обобщать все унитарные государства такой характеристикой как «централизованное руководство административно-территориальными единицами» не допустимо.
Унитарное государство, пишет Д.В.Березовский, - простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу. В составе унитарного государства образуются территориальные единицы, не обладающие статусом государственного образования [3, с. 88]. Так как унитарное государство, которое включает в свой состав автономию, называется сложным, то характеризовать все унитарные государства термином простое государство не представляется возможным.
Ко второй группе определений следует отнести авторов, которые включают автономию в состав унитарного государства. В частности, в эту группу входят: Н.Н. Федощева, Э.П. Григонис и В.П. Григонис. Так, по мнению Н.Н. Федощевой, унитарное государство - «представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией. Оно отличается полным политическим единством, является неделимым» [10, с. 28]. В соответствии с данным определением государства, которые полностью состоят из автономий, к унитарной форме государственного устройства не относятся. Кроме того, сложно назвать простым государство, «отдельные части которого иногда могут обладать автономией».
Такой же точки зрения придерживаются и Э.П. Григонис и В.П. Григо-нис, подтверждая, что унитарное государство - «это слитное государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, состоящие только из административно-территориальных единиц (округов, губерний, провинций и т.д.) либо из административно-территориальных единиц и автономных образований» [6, с. 62].
Рассматривая данное определение, интерес вызывает понятие «слитное государство». Думается, что данное понятие является синонимом единого государства, а так как все государства должны отвечать такому признаку как единство территории, гражданства, то понятие «слитное государство» подходит для описания сущности всех государств, а не унитарной формы государственного устройства.
Думается, что раз автономия может входить в состав унитарного государства, и не определено количество таких автономных образований в рамках одного государства, то региональное государство, полностью состоящее из автономий, также является видом унитарной формы государственного устройства.
Об определении регионального государства в качестве разновидности унитарного, пишет Я.Ю. Смирнов, «...даже в унитарных государствах могут существовать разные образования, которые обладают автономией, иногда даже большей, чем субъекты федераций» [9, с. 29].
Некоторые авторы, давая определение унитарного государства, включили в него признаки данного явления. Г.Н. Андреева отмечает, что «унитарное государство - это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему, территорию, разделенную на административно-территориальные единицы, единое гражданство, единые символы государства» [2, с. 495]. Думается, что данное определение перечисляет признаки государства без уточнения формы его государственного устройства. Кроме того, не во всех унитарных государствах есть конституция, что при такой трактовке исключает из списка унитарных государств, например, Великобританию.
В связи с этим необходимым является уточнение признаков унитарного государства. Так как унитарная форма государственного устройства является аутентичной по своей сущности, то есть наиболее близкой самой природе государства, следует отметить, что признаки, которые подходят для описания унитарных государств определяются большинством авторов через признаки самого государства. В связи с этим при описании унитарного государства называются, как правило, не отличительные особенности данного явления, а его общие характеристики.
Так, к числу признаков унитарного государства большинство авторов относят следующие характеристики: во-первых, унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится
обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Составные части унитарного государства не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Данные признаки являются общими, отражающими принадлежность унитарной формы государственного устройства к характеристике государства, но не выражают сущность исследуемого явления.
В связи с этим необходимо уточнить признаки унитарной формы государственного устройства, отличающие ее от других форм государственного устройства, таких так: федерация, империя и союз. Думается, что такими признаками являются обеспечение наилучшим образом единства и государственной целостности, и включение в свой состав определенных территориальных образований, наделенных особыми полномочиями негосударственного характера.
Таким образом, унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность и включающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера. То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административно-территориальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальные организации не обладали статусом государственного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: Проспект, 2005.
2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Эксмо, 2005.
3. Березовский Д.В. Форма государственного устройства // Теория государства и права: учебник / отв. Ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2006.
4. Васильев А.В. Теория права и государства: учебник. М.: МПСИ, 2008.
5. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2004.
6. Григонис Э.П. Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. СПб: Питер, 2006.
7. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2007.
8. Миронюк М.Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ: Учебное пособие. М.: МГИМО, 2008.
9. Смирнов Я.Ю. Вопрос о предметах ведения субъектов федерации или регионов унитарных государств в конституциях стран СНГ, Западной Европы и Америки // Актуальные проблемы правоведения. 2003. № 1-2.
10.Федощева Н.Н. Форма государственного устройства: теоретические и исторические аспекты. Дис....канд. юрид. наук. М., 2000.
REFERENCES
1. Avtonomov A.S. Constitutional (state) law of foreign countries: textbook. M: Prospect, 2005.
2. Andreyeva G.N. Constitutional law of foreign countries: Textbook. M.: Eksmo. 2005.
3. Berezovsky D.V. Form of a state system // Theory of the state and law: textbook / executive editor A.V. Malko. M.: KNORUS, 2006.
4. Vasilyev A. V. Theory of law and state: textbook. 4 prod. M.: MPSI, 2008.
5. Golovistikova A.N., Dmitriyev Yu.A. The theory of state and law in questions and answers: Study guide. M.: Eksmo, 2004.
6. Grigonis E.P. Grigonis V.P. Constitutional law of foreign countries. SPb.: Piter, 2006.
7. Marchenko M.N. Problems of the theory of state and law. Textbook. M.: Prospect, 2007.
8. MironyukM. G. Modern federalism: Comparative analysis: Study guide. M.: MGIMO, 2008.
9. Smirnov Ya.Yu. Issue of jurisdiction of subjects of federation or regions of the unitary states in constitutions of the CIS countries, Western Europe and America // Actual problems of jurisprudence. 2003. No. 1-2.
10.Fedoshcheva N.N. Form of a state system: theoretical and historical aspects. PhD in Law Thesis. M.: 2000.
_14 января 2015