Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРËННОСТИ ЖИЗНЬЮ У МОЛОДËЖИ'

ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРËННОСТИ ЖИЗНЬЮ У МОЛОДËЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СЧАСТЬЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симоненко Ю.В.

Целью статьи является изучение понятия удовлетворëнности жизнью у молодëжи. Удовлетворённость жизнью выступает в качестве важнейшего внутреннего фактора человека, определяющего и его социальную активность, и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе как к личности. Ученые всячески интерпретируют структуру индивидуального благосостояния индивида. Так же, в статье рассмотрено изучение индивидуального благосостояния как системного явления у молодëжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРËННОСТИ ЖИЗНЬЮ У МОЛОДËЖИ»

Ю.В. Симоненко

ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ У МОЛОДЁЖИ

Целью статьи является изучение понятия удовлетворённости жизнью у молодёжи. Удовлетворённость жизнью выступает в качестве важнейшего внутреннего фактора человека, определяющего и его социальную активность, и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе как к личности. Ученые всячески интерпретируют структуру индивидуального благосостояния индивида. Так же, в статье рассмотрено изучение индивидуального благосостояния как системного явления у молодёжи.

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие, счастье, субъективное благополучие.

В последние десятилетия тема удовлетворенности жизнью молодых людей все чаще становится объектом изучений специалистов в сфере психологии. Причиной является то, что психологической науке и практике сейчас нужно определить, на что опирается внутреннее равновесие индивида, из чего оно состоит, какие чувственные и оценочные связи им управляют, как оно участвует в регуляции поведения и как оно сможет посодействовать индивиду разрешить вопрос благосостояния на различных этапах жизненного развития.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет многочисленные поступки, различные виды деятельности и поведение среди юношей и девушек: бытовые, экономические, политические. Данный опыт представляется значительным условием в коллективном сознании, групповых установках, ожиданиях и общественных отношениях. Без их учета нельзя создать научно аргументированную общественную политику, общественное регулирование и общественное планирование.

Удовлетворенность жизнью - это показатель чувств, эмоций и благосостояния личности, расцениваемый с точки зрения настроения, удовлетворенности отношениями, достижения целей, самооценки и способности побеждать ежедневные проблемы. Удовлетворенность жизнью является значительным компонентом индивидуального благополучия. Многочисленные внутренние и внешние условия содействуют благосостоянию и удовлетворенности жизнью молодёжи.

Показатель удовлетворенности жизнью - один-единственный индекс, используемый ЮНЕСКО, ЦРУ и ВОЗ для измерения того, как человек расценивает свою самооценку и общее благосостояние в своей жизни [1]. Предшествующее моделирование показало, что положительные установки и удовлетворенность жизнью молодых юношей и девушек абсолютно объединены с опосредованием концепции самооценки, а так же разнообразными методами восприятия человеком идей и событий. Несколько исследований показали, что самооценка играет значительную роль в удовлетворенности жизнью. Когда личность знает себя и свою ценность, он склонен думать позитивно.

Высокая удовлетворенность жизнью молодёжи, чаще всего, именуется счастьем - условным конструктом представляется психологическое (субъективное) благосостояние [2].

Для психолога значительной спецификой термина "удовлетворенность жизнью" представляется неясность темы оценки - что именно удовлетворяет либо не удовлетворяет респондента. Тема оценки очень часто ускользал от внимания исследователей. Но в зависимости от того, что собственно воспринимает во внимание респондент: внешние ситуация жизни (которые только в некоторой степени меняются его усилиями) либо оценивая свои решения, усилия и поступки, его успех, в основном, зависит сама самоооценка.

Есть объективные показатели благополучия, и по крайней мере какие-то из них известны каждому. Переживания в большей степени обусловлены спецификой отношений индивида с самим собой, с миром в целом и с определенными его аспектами. Все внешние условия благополучия, независимо от их объективных характеристик, не могут, в силу самого естества психики, прямо воздействовать на переживание благополучия, а лишь посредством субъективного восприятия и субъективной оценки, которая зависит от особенности каждой сферы личности.

© Ю.В. Симоненко, 2023.

Научный руководитель: Веденеева Екатерина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

Самый мощный чувственный дискомфорт обусловлен факторами находящимися внутри личности, в то время как воздействие окружающей мира слабее.

Другими словами, благосостояние личности в первую очередь субъективно. Очевидно, что для психолога индивидуальный аспект личности как объекта исследования обладает первостепенным весом [3].

Психологическое благосостояние (психологический комфорт) - это слаженность психических процессов и функций, чувство целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более стабильно, если личность находится в гармонии. Гармония личности - это слаженность многочисленных процессов формирования личности и самореализации, соизмеримость жизненных целей и возможностей.

Несомненно, важно установить отношение рассматриваемого явления к объекту науки, однако еще более важно изучить его общую взаимозависимость с прочими явлениями, в нашем случае со структурами и процессами, происходящими в личности. Особенное значение для психологии личности и психологии в целом имеет тот факт, что переживание благосостояния представляется определяющим условием превалирующего настроения человека. Посредством настроения индивидуальное благополучие, как объединяющий, исключительно важный опыт, безостановочно воздействует на всевозможные характеристики психического состояния индивида и, соответственно, на благополучие поведения, результативность деятельности, результативность межличностных взаимодействий и многие другие ньюансы внешней и внутренней деятельности индивида. Личность представляется объединителем всей интеллектуальной деятельности индивида. Регулирующая значимость индивидуального благосостояния человека содержится в этом непрерывном воздействии [4].

Ученые всячески интерпретируют структуру индивидуального благосостояния индивида. Динер и Р. Брэдберн определяют модель психологического благополучия, которая охватывает два компонента: когнитивный (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональный (наличие хорошего или плохого настроения) [5].

Позднее были предложены иные модели индивидуального благосостояния человека. Например, К. Рифф создала модель психологического благополучия, вводящую шесть компонентов. В этой модели психологическое благосостояние представляется интегрированным показателем, соединяющим самопринятие, положительные взаимоотношения с другими людьми, автономию, контроль окружающей среды, жизненную цель и индивидуальное развитие [6].

Изучая индивидуальное благосостояние как системное явление у молодёжи, ученые уделяют особое внимание механизмам, лежащим в основе его развития. Например, Э.Динер утверждает, что личное благосостояние возможно установить исключительно на основании внутреннего опыта, а внешние аспекты надлежит рассматривать посредством призмы субъективности, которая прямо соединена с уровнем благополучия. Э.Динер выработал суждение Н. Брэдберна о том, что личность в течении всей жизни ощущает некоторые эмоции многообразной интенсивности, которые взаимодействуют друг с другом, образуя неповторимый фокус удовлетворения, действующий на восприятие и оценку разнообразных жизненных факторов [по: 7, с. 414].

Неповторимость индивидуального благосостояния содержится в том, что механизмы его развития находятся не только в в общественной среде, но и во внутреннем мире человека. Индивидуальное благосостояние действует камеханизм, регулирующий избирательную активность субъекта в разнообразных сферах общественной жизни, и который определяется многообразными факторами.

Таким образом, особенно значительными из перечисленных причин представляются жизнерадостное видение будущего и высокая самооценка.

Все эти социально-психологические условия действительно объединены с удовлетворенностью жизнью. Более того, общий уровень оптимизма и самооценка жизненного пути больше объединены с удовлетворенностью жизнью.

Библиографический список:

1. Subjective well-being: Three decades of progress. Diener, Ed; Suh, Eunkook M.; Lucas, Richard E.; Smith, Heidi L. Psychological Bulletin, Vol 125(2), Mar 1999, 276-302.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2010. - 672 с.

3. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 246 с.

4. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. - СПб.: СпбГУ, 2000. - С.109-127.

5. Тюлькина, В. А. Удовлетворенность жизнью как составляющая субъективного благополучия мужчин и женщин / В. А. Тюлькина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. - С. 203-212.

6. Ryff C.D. Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69. - P. 719-727.

7. Летягина, С. К. Половозрастные особенности взаимосвязей эмоционального благополучия и механизмов психологической защиты личности (на примере специалистов гуманитарной и технической направленности) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11913.

СИМОНЕНКО ЮЛИАНА ВЛАДИСЛАВОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.