Научная статья на тему 'Понятие «Творчество-креативность» в зеркале научных концепций как теоретико-методологическая основа исследования'

Понятие «Творчество-креативность» в зеркале научных концепций как теоретико-методологическая основа исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ КРЕАТИВА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОНО- / ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА / PSYCHOLOGY OF CREATIVITY / CREATIVENESS / CREATIVITY / CREATION / CREATIVE PERSONALITY / CREATIVE ACTIVITY / MONO- / MULTIDISCIPLINARY / INTEGRATIVE CONCEPT OF CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокальский Э. А.

В статье изложено теоретико-методологическое обоснование исследования творчества креативности на базе образовательных учреждений Республики Калмыкия. Анализируются актуальность проблемы в современных условиях, основные концепции зарубежных и отечественных ученых разных школ. Предпочтение отдано инновационной интегративной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF «CREATION CREATIVITY» IN THE MIRROR OF SCIENTIFIC CONCEPTS AS A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF RESEARCH

The article deals with the theoretical and methodological rationale for the study of creation creativity basing on the educational institutions of the Republic of Kalmykia. The topicability of the problem in modern terms, the basic concepts of foreign and scientists from different schools are analyzed. The preference is given to innovative integrative theory.

Текст научной работы на тему «Понятие «Творчество-креативность» в зеркале научных концепций как теоретико-методологическая основа исследования»

ние социальных групп, обогащая преемственность явлений социально-культурного процесса.

Необходимо расширить право творческой деятельности, законы которой всецело отражают ее преобразующий характер. Их содержание показывает меру сдержанности для предотвращения поспешности реформ. Происходящая интеграция России в мирохозяйственные связи позволяет более углубленно всматриваться в организационный опыт других стран. Перемены в жизнедеятельности страны имели, продолжают иметь и противоречивый характер. Направленность к лучшему нередко оборачивалась потерей достигнутого, деформацией веками созданного уклада жизни. Закономерность в преобразовании тесно переплетается с опытом многочисленных стран, познание которого в большей мере зависит от глубины образовательных технологий. Раскрытие закономерностей в укреплении современной цивилизации неизбежно учитывает:

• гибкое объемное оценочное отношение к действительности порождает более сдержанные нормы поведения:

• закон разумного действия «не навреди» приобретает в современном мире особую актуальность (проявление наших желаний);

• наличие человекосберегающих технологий;

• достижения европейского уровня жизни требует научнопроверенной системы действий, о возможной реальности;

• путь в отрыве от народа - уже не путь (Конфуций);

• осознание плюрализма в развитии социально- экономических комплексов с учетом образовательного и профессионального уровня [4].

Библиографический список

Знание того, как люди живут, как они работают, позволяет превращать инфраструктуру малой родины для учащихся в фактор развития образа жизни отдельно взятого индивида, защищая его право на жизнь и уникальную самореализацию. Важно формирование высокого качества жизни, не допускающего нищеты и бедности. Отмеченные тенденции исключают в образовании далекие несостоятельные положения об обществе, культуре, о гражданственности.

В связи со спецификой модернизации образования, в которой традиционно должно преобладать желание достичь связи образования с жизнью, необходимо поддерживать единство заинтересованности качества обучения с многообразными гарантиями гражданственности. Заинтересованность в защите обучающих, раскрывая пути для обеспечения их собственной жизни судьбы и счастья [5].

Гражданственность в масштабах общества состоит в том, чтобы право людей на образование обеспечивало гарантию социальной защищенности, востребованности, самореализации каждого.

Как подтверждает практика, система образования остаётся в большей степени полем проб и ошибок из-за некомпетентного вмешательства, из-за устранения преемственности, что зачастую порождает разочарование от нововведений и хаос в системе «человек-природа-общество». Поэтому развитие и расширение гуманистических ориентиров в модернизирующейся сфере образования должно обеспечить цельность и социальную направленность образовательных реформ.

1. Болонский процесс в контексте проблем российского образования: материалы рос. семинара. - СПб., 2008.

2. Давыдов, Ю.С. Вхождение России в Болонский процесс: основные аспекты / Ю.С. Давыдов, А.Ю. Давыдов // Актуальные проблемы

развития образования в современном мире. - Пятигорск, 2006.

3. Лавров, Н.Н. Современный учитель - специалист или бакалавр? // Педагогика. - 2007. - № 6.

4. Личность в современном образовательном процессе: материалы междунар. открытой заоч. н/п конф. - Уфа, 2005.

5. Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт: материалы Междунар. науч.-метод. конф. - Ка-

зань, 2007.

Bibliography

1. Bolonskiyj process v kontekste problem rossiyjskogo obrazovaniya: materialih ros. seminara. - SPb., 2008.

2. Davihdov, Yu.S. Vkhozhdenie Rossii v Bolonskiyj process: osnovnihe aspektih / Yu.S. Davihdov, A.Yu. Davihdov // Aktualjnihe problemih

razvitiya obrazovaniya v sovremennom mire. - Pyatigorsk, 2006.

3. Lavrov, N.N. Sovremennihyj uchitelj - specialist ili bakalavr? // Pedagogika. - 2007. - № 6.

4. Lichnostj v sovremennom obrazovateljnom processe: materialih mezhdunar. otkrihtoyj zaoch. n/p konf. - Ufa, 2005.

5. Sociokuljturnoe obrazovanie i Bolonskiyj process: problemih, tendencii, opiht: materialih Mezhdunar. nauch.-metod. konf. - Kazanj, 2007.

Статья поступила в редакцию 25.04.12

УДК 159.9.072

Sokalskiy E.A. THE NOTION OF «CREATION - CREATIVITY» IN THE MIRROR OF SCIENTIFIC CONCEPTS AS A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF RESEARCH. The article deals with the theoretical and methodological rationale for the study of creation - creativity basing on the educational institutions of the Republic of Kalmykia.

The topicability of the problem in modern terms, the basic concepts of foreign and scientists from different schools are analyzed. The preference is given to innovative integrative theory.

Key words: psychology of creativity, creativeness, creativity, creation, creative personality, creative activity, mono-, multidisciplinary, integrative concept of creation.

Э.А. Сокальский, ассистент каф. психологии Калмыцкого государственного университета, г. Элиста, E-mail: sokalskieduard@mail.ru

ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСТВО-КРЕАТИВНОСТЬ» В ЗЕРКАЛЕ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье изложено теоретико-методологическое обоснование исследования творчества - креативности на базе образовательных учреждений Республики Калмыкия. Анализируются актуальность проблемы в современных условиях, основные концепции зарубежных и отечественных ученых разных школ. Предпочтение отдано инновационной интегративной теории.

Ключевые слова: психология творчества, творческие способности, креативность, творчество, личность креатива, творческая деятельность, моно-, полидисциплинарные, интегративные концепции творчества.

Зарубежные ученые-психологи дифференцируют страны общества, в которых создан благоприятный социальный и мо-мира по отношению к творческим личностям и продуктам их рально-психологический климат для становления и развития деятельности на три группы. К первой относятся государства и творческих способностей личности; стимулируется и поддержи-

вается творческость; созидатели нового пользуются публичным признанием и авторитетом. Ко второй группе причисляются страны с полярными, противоположными характеристиками. Там государственная и общественная атмосфера не благоприятствует креативному процессу в силу доминирующих негативных стереотипов, рутины, консерватизма, завышенных амбиций и зависти. Зачастую творческие личности не получают признания, подвергаются гонению и забвению. В третью категорию включают государства и общества, занимающие «золотую середину».

Какое место в этой классификации отводится России? На этот вопрос можно ответить, используя лишь конкретно-исторический, социологический и культурологический подходы - в представленном исследовании концентрируется основное внимание на современность.

По данным исследования базовых ценностей россиян (проект «Томская инициатива», 2003) у большинства людей ценностный статус творчества - низкий; низкий рейтинг имеют ценности успеха и развития, хотя наиболее активная часть выборки связывает жизненный успех с интересной работой и реализацией творческих способностей.

Если мы хотим выжить, как отмечает ряд отечественных исследователей (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская), современный уровень развития естественных наук выдвигает перед каждым в отдельности и перед культурой в целом настоятельное требование творческой адаптации к новому миру.

В таком контексте впервые, в связи с кардинальным переходом от тоталитарного к демократическому строю, появились реальные условия бережного взращивания в каждом человеке творческого потенциала в условиях психологической безопасности и свободы, самоактуализации.

Вместе с тем в Российском обществе усиливаются негативные процессы, истощающие духовные и интеллектуальные ресурсы народов: глобальный кризис, критическая демографическая ситуация, межнациональные конфликты, «нравственное безвременье», рост безнадзорности, подростковой преступности и др. [1]. Нельзя сбрасывать со счетов высокую миграцию из России за последние два десятилетия отечественных ученых, специалистов-инженеров, писателей, художников, артистов и других представителей творческой интеллигенции.

Все это обуславливает повышенное внимание к ценности и самоценности каждого человека как личности.

Современная ситуация обостряется массовой сменой старшего поколения молодыми ресурсными силами. На их плечи ложится ответственность за дальнейшее прогрессивное развитие страны. Их творческий потенциал без преувеличения играет решающую роль, актуализируя потребность в исследователях и новаторах, изобретателях, творцах, обеспечивающих непрерывное поступательное движение в самых разных областях жизнедеятельности.

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (30 ноября 2010 г.), Президент заявил, что стратегическая задача нашего государства - поддержка учащейся молодежи. Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции.

Выявление, стимулирование и поддержка творческих личностей обусловлены рядом других внутренних и внешних факторов, исходящих из особенностей настоящего момента, ближайшей и дальней перспективы. В первую очередь, согласно мнению многих ученых, следует указать на новый тур и высокие темпы современной научно-технической революции, которая обусловила становление очередной ступени развития человеческой цивилизации, переход от индустриального к постиндустриальному обществу, называемому информационным, или когнитивным [2].

В основе такого общества лежат разнообразные формы научно-исследовательской деятельности, изобретательства, внедрения инновационных технологий и продуктов творчества. Наиболее активный слой этого общества и осознает себя как «креативный класс», действующий в креативной экономике [3]. Информационное, так называемое когнитивное общество развивается на основе проектно-инновационной деятельности, оно направлено на создание больших диапазонов выборов в любой сфере, учитывающих индивидуальные различия людей. Одновременно, как отмечает С.Б. Переслегин, С.Л. Удовик, наблюдается нарастание «инновационного сопротивления» и межци-вилизационной напряженности.

Однако глубокие изменения общественного и экономического устройства замедлили этот процесс в нашей стране, увеличив значительный разрыв между индустриально развитыми странами, где установилось и интенсивно развивается информаци-

онное общество. В этом аспекте предстоит преодолеть немалое отставание.

Потери, нанесенные творческому потенциалу нашей страны, предусматривается возместить, причем не в скором времени, посредством модернизации федеральной и региональных систем образования. Определяющую функцию при решении сложной задачи призваны сыграть обновленные школы и высшие учебные заведения. Здесь уместно вспомнить высказывание Н.И. Пирогова о том, что школа может играть в обществе двоякую роль: либо его «дочери» либо его «матери». В первом случае она лишь воспроизводит наличное общество, во втором, - готовит кадры для его преобразования в духе социального и экономического прогресса.

Реализуемая программа в виде национальной инициативы «Наша новая школа», опирается на новое поколение образовательных стандартов, расширение дополнительной системы образования и укрепления здоровья учащихся. Обозначенные трансформации нацелены на развитие творческой активности младших школьников.

Пришло время понимания необходимости перехода от безликой педагогики, к адресной (реализация функций школы, согласно Н.И. Пирогову, в качестве «матери общества»), сориентированной на конкретного субъекта учебного процесса с его генетической, функциональной предрасположенностью к восприятию окружающего мира, на самовоспитание и саморазвитие (Т.И. Иванюк, Ю.М. Орлов, Г.А. Цукерман).

На современном этапе, в рамках модернизации федеральной и региональных систем образования осуществляется повышение качества учебно-воспитательного процесса, профилиза-ция старшей ступени, нацеленность на связь с наукой, внедрение педагогических и информационных инноваций, переход в вузах на двухступенчатую подготовку специалистов - бакалавриат и магистратура, прием на основе результатов ЕГЭ в соответствии с документами Болонской декларации. Кроме того, в недалеком будущем аттестат о среднем (полном) общем образовании получит равные права с аналогичным документом в Западной Европе, где большое внимание уделяется развитию творческого потенциала школьника и конкурсному отбору на этой основе в высшие учебные заведения.

Новая гуманистическая образовательная парадигма выстраивается на современной теоретико-методологической основе, предполагающей формирование нового типа выпускника средней школы, а также преимущественно на идеях и принципах концепции личностно-профессиональной компетентности молодого дипломированного специалиста в XXI веке (Е.В. Бон-даревская, Д.А. Иванов, Т.Е. Исаева).

Таким образом, проблема выявления, развития и психоло-го-педагогической поддержки творческих способностей учащейся молодежи объективно и субъективно обусловлена.

Такая генеральная установка вытекает из сущности демократического строя, призванного обеспечить развитие потенциала каждого гражданина, в том числе креативности, в качестве приоритетной цели и задач.

В этом контексте одной из составляющих ключевых компетенций является креативность будущих молодых кадров, которым предстоит активно участвовать в дальнейших преобразованиях общества во всех его сферах. Это обязывает в учебных заведениях уделять пристальное внимание поддержке творческого потенциала и его развитию.

Перед психологией, педагогикой и другими смежными науками актуализируется проблема познания природы, законов и механизмов становления, развития и стимулирования творческих способностей в разные возрастные периоды. Исходя из вышеизложенного, особую значимость представляет не только ранний юношеский возраст, его особенности, тесная взаимосвязь с «Я-концепцией» личности, причем в новых изменившихся условиях в нашей стране, но и его исследование на междисциплинарной и интегративной основе. Не менее важны научные изыскания в других возрастных периодах - младшем школьном и подростковом.

Такой подход позволяет выстроить целостную картину изучаемого феномена.

Нынешняя ситуация в мире полярно отличается от обстановки в прошлом веке. Человеческой цивилизации, чтобы выжить, приходиться сохранять состояние постоянной готовности к эффективному ответу на вызовы истории и природы: военные, межнациональные и межконфессиональные конфликты, террористические акты, стихийные бедствия и катаклизмы планетарного характера. В противостоянии центробежных, разрушительных сил, успех зависит не только от объединения усилий, но

в не меньшей степени (а может быть в большей) от реализации эвристических проектов, программ.

Усиливающиеся процессы глобализации и интеграции стран мира диктуют в качестве первейших потребностей сохранение этнокультурного и национального своеобразия, традиций и обычаев, прогрессивного наследия прошлого, чтобы избежать унификацию и единообразие (Г.Д. Дмитриев, Т.Г. Стефаненко).

В этой связи утрата духовно-культурного достояния любого народа (малочисленного или большого) оборачивается необратимыми потерями для всего человечества.

Для Российской Федерации «национальный вопрос» на протяжении всей истории, а тем более в условиях современности, имел и имеет судьбоносное значение, поскольку состав населения поликультурен, мультинационален и многоконфессионален.

Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер, - указывается в одном из правительственных программных документов. Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях.

В месте с тем русский народ является государствообразующим. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Однако, если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность.

Не составляет исключения, как и ряд других регионов, -Республика Калмыкия. Ее специфика, кроме вышеобозначен-ных характеристик, состоит в том, что титульная нация отличается «азиатским происхождением», буддизмом, своеобразным историческим прошлым и духовно-нравственными ценностями [4]. Сохранение этого этнкультурного богатства в процессе национального возрождения в условиях глобализации и интеграции - определяет реализуемую социально-экономическую и культурную политику в регионе (З.Б. Бадмаева, А.Б. Имкенова). Отсюда возрастающая потребность в творчески мыслящих и действующих молодых кадрах.

Бурный научно-технический прогресс революционного характера, в том числе интенсификация межличностных коммуникаций, манипуляции между людьми порождают острые внутренние экзистенциальные проблемы развивающейся личности. В такой ситуации оказывается недостаточным опыт предыдущих поколений; в итоге - адаптация личности в динамичном, сложном, плохо прогнозируемом мире становится проблематичной. В контексте социально-культурной неопределенности приоритетной становится проблема самодетерминации развивающейся личности.

В итоге, повышенный уровень изменчивости, неопределенности социокультурной среды, сложности прогнозов относительно будущего обуславливают подготовку не только творческой элиты, но и массового формирования креативной личности как адекватного современности образа жизни большинства, как некоего нового типа социальности [5].

В этой связи прав был К. Роджерс, который утверждал, что если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, то сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости.

Научный путь к постижению тайны и магии творчества -многотруден, чрезвычайно сложен, подчас драматичен, изобилующий эпохальными открытиями и досадными ошибками. История научного поиска (концептуального, экспериментального и прикладного) в этой области пролегает не только через стратегическое поле: «от простого к сложному», но и в ее основе лежат противоречия, парадоксы, случайности и неожиданные прорывы, отвечающие на вызовы и требования современности.

Сошлемся для доказательства на некоторую научную информацию.

Исследования креативности активно ведутся уже несколько десятилетий. Накопленные данные не столько проясняют, сколько усложняют понимание этого явления. Достаточно сказать, что еще сорок лет назад было описано более 60 дефиниций креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. Разночтения заключаются в том, что ученые-психологи придерживаются различных, подчас полярных взглядов на определение понятия креативности и ее корреляции с функциями и уровнями интеллекта (Дж. Гилфорд, П. Торранс, С. Мед-

ник, Г. Айзенк, Н. Коган и М. Воллах). Ряд выводов оказался необычным, парадоксальным. К примеру, выявилась неспособность креативов успешно решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи; и наоборот, личности с высоким уровнем Ю не проявляли адекватной степени творчества.

В современных отечественных психологических словарях и энциклопедических изданиях неоднозначно трактуется категория «креативность»:

• это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности (Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь);

• творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь);

• способность реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытие, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер (Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия);

Ключевым понятием в нашем исследовании является также творческий потенциал личности. Автором изыскания предпринята попытка раскрытия данного термина: это совокупность свойств и качеств (психогенетических, психофизиологических, этнопсихологических и социальных), реальных и скрытых возможностей, имеющихся и неиспользованных резервов и ресурсов личности, обуславливающих креативную деятельность с учетом развития/саморазвития в будущем.

Ф. Баррон и Д. Харрингтон несколько лет назад, подводя итоги исследований в этой области, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности.

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

Продолжительное время, как свидетельствует наука и практика, господствовали две научные школы, трактующие природу и развитие творчества с биологических и социальных позиций. Спор, дискуссии между сторонниками этих направлений был непримиримым, взаимоисключающим. Однако, постепенно, особенно на современном этапе, равноправное положение завоевывает третья научная школа, приверженцы которой признают и доказывают влияние как наследственности так и социальной среды на онто- и филогенез креативности (В.Д. Шадриков).

Группа исследователей (Ч. Ломброзо, Л.Б. Ермолаева-То-мина, А.И. Савенков) определила другую научную траекторию поиска - с противоположного конца, раскрывая свойства, качества и иные личностные характеристики творца на основе биографического метода. Систематизация полученных типичных данных позволила выработать эффективную систему формирования и развития творческих способностей в разные возрастные периоды.

Еще одно нетрадиционное направление - выявление сложностей, трудностей, барьеров на пути становления и развития креативности, реализации творческой деятельности [6; 7]. И здесь тоже достигнута немалая эффективность.

Одновременно совершенствовались и усложнялись диагностические и развивающие методики и технологии: от моно-дисциплинарного к меж- и мультидисциплинарному, интегративному подходам.

Концепция креативности, как феномена творчества, была введена в науку Дж. Гилфордом - выдающимся американским психологом, первым взявшимся за объективное исследование.

Творческий потенциал и творчество личности первоначально тесно увязывались в научных разработках с мышлением, его типами и уровнями (в рамках когнитивной психологии). Особое место занимает здесь кубическая модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Она классифицирует черты интеллекта по трем измерениям: операции, содержание, продукты.

Дальнейшим шагом к многоаспектному исследованию обозначенных феноменов явилась гуманистическая концепция А. Маслоу, К. Роджерса.

В наши дни одной из распространенных за рубежом является инвестиционная теория креативности и практического интеллекта (Р. Стеренберг, Т. Любарт, Е.Л. Григоренко). Ее магистральные концептуальные идеи исходят из стратегии рыночных отношений: творческими людьми являются личности, готовые и способные покупать новые непопулярные идеи по бросовой цене, а продавать - по дорогой и двигаться дальше по пути поиска. Однако многие отечественные ученные подвергают сомнению ряд идей и принципов, высказанных Р. Стеренбергом, Т. Любартом и их учениками.

В отечественной и зарубежной психологии разными путями продвигались ученые и практики к постижению тайн творческого потенциала личности и творческого процесса. В нашей стране наибольший успех в этой отрасли знания приходится на конец 20-х и 30-е гг. прошлого столетия. Исследования носили теоретический и экспериментальный характер, охватывали разные возрастные периоды, учитывали особенности индивидуальных различий, функции задатков, общих и специальных способностей (Л.С. Выготский, В.Д. Небылицын, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Конструктивная полемика с западными учеными помогала решать сложные проблемы.

В это время в западной психологии господствовали теории психоанализа и гештальтпсихологии, в которых основной акцент в раскрытии природы и механизмов творчества ставился на подсознание, фантазию и инсайт.

В последствии в СССР был наложен запрет на изучение феноменов одаренности и творчества. Лишь в 60-е гг. XX в. появилась целая плеяда видных отечественных ученых, которые, постепенно изучая опыт зарубежных исследователей, продолжали постигать загадки формирования творческого потенциала и творческой личности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.А. Пономарев, Д.Б. Эльконин). Следует заметить, что изыскания отечественных ученых, как и за рубежом, велись главным образом в рамках когнитивной психологии.

Однако, хотя когнитивная психология сыграла важную роль в изучении творческих способностей и творчества, она игнорировала функции эмоциональной сферы. Этот пробел восполнили П. В. Симонов, Ф.Е. Василюк, А. Ухтомский и др.

В работах по психологии академика А.М. Матюшкина в историческом аспекте дан обзор научной литературы по проблемам творчества с начала ХХ века по настоящее время. Кроме того изложена оригинальная авторская концепция, в которой творчество личности тесно увязывается с феноменом одаренности (творчество, с одной стороны, рассматривается как один из видов одаренности; с другой, как неотъемлемый компонент всех видов одаренности).

Оригинальна концепция и технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ), представлена академиком РАО П.М. Эрд-ниевым, выдающимся ученым Республики Калмыкия. Это науч-

Библиографический список

ное открытие, названное «открытием века» вбирает следующие взаимосвязанные конкретные подходы к обучению:

1) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем, и т.п., в частности, взаимно обратных задач;

2) обеспечение единства процессов составления и решения задач, уравнений, неравенств и т.п.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий, в частности, деформированных упражнений;

4) обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

5) выявление сложной природы знания (математического, физического и т.п.), достижение системности знаний;

6) реализация принципа дополнительности в системе упражнений (понимание достигается на основе сочетания образного и логического в мышлении, между его сознательным и подсознательным компонентами, на основе сочетания операций вычленения и сличения, анализа и синтеза, поочередного обращения к разным полушариям головного мозга).

Концепция и технология УДЕ, применяемая на практике, значительно сокращает время на овладение бульшим объемом знаний, по сравнению с традиционными способами обучения.

В итоге, технология УДЕ использует потенциалы и резервы левого и правого полушария головного мозга, существенно повышающие результативность образовательного процесса и креативной деятельности личности.

Инновационные идеи УДЕ получили признание и распространение в Росси и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Исследования современных отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, В.Г. Грязева-Добшинская, А.С. Огнев и др.) обогатили теорию и практику психологии творчества другими новыми конструктами: феномены «креативного поля» и «интеллектуальной активности», слагаемые экологии человека, самоорганизации личности и др.

Однако по мере развертывания новых туров научно технической революции, глобализации, изменчивости и нестабильности современного мира стало очевидным, что только объединение усилий ученых разных профилей, их кооперация в крупных центрах, оснащенных новейшей аппаратурой, может принести ожидаемый успех в раскрытии тайны творческого потенциала личности и ее креативной деятельности. Здесь наиболее продуктивным оказался интегративный подход, который аккумулировал «рациональное зерно» из моно-, поли- и междисциплинарного подходов. Он позволил также сконструировать описательные и прогностические модели исследуемого феномена [8-10].

На основе вышеизложенного интегративного теоретико-методологического подхода к проблемам творчества было проведено комплексное обследование личности учащихся-старшек-лассников образовательных учреждений Республики Калмыкия (при репрезентативной выборке).

1. Никандров, Н.Н. Россия: социализация и воспитание на рубеже столетий. - М., 2000.

2. Переслегин, С.Б.. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М., 2005.

3. Флорида, Р Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М., 2011.

4. Крысько, В.Г. Этническая психология. - М., 2002.

5. Грязева, В.Г. Экологическая психология творческой личности. - М., Челябинск, 2000.

6. Bieluga, K. Nauczycielskie rozpoznawanie cech inteligencji i my^lenia twуrczego. KrakYW, 2003.

7. Bernacka, R. Konformizm i nonkonformizm a twуrczo^ьж. Lublin, 2004.

8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2007.

9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2009.

10. Сокальский, Э.А. Тайны творчества личности: концептуальные истоки и современность / Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы Северо-Западной региональной научно-практической конференции. - СПб., 2011. URL: http://old.anichkov.ru/ Files/file/s_z_npk.pdf

Bibliography

1. Nikandrov, N.N. Rossiya: socializaciya i vospitanie na rubezhe stoletiyj. - M., 2000.

2. Pereslegin, S.B.. Samouchitelj igrih na mirovoyj shakhmatnoyj doske. - M., 2005.

3. Florida, R. Kreativnihyj klass: lyudi, kotorihe menyayut buduthee. - M., 2011.

4. Krihsjko, V.G. Ehtnicheskaya psikhologiya. - M., 2002.

5. Gryazeva, V.G. Ehkologicheskaya psikhologiya tvorcheskoyj lichnosti. - M., Chelyabinsk, 2000.

6. Bieluga, K. Nauczycielskie rozpoznawanie cech inteligencji i myslenia tworczego. Krakow, 200З.

7. Bernacka, R. Konformizm i nonkonformizm a tworczosc. Lublin, 2004.

8. Druzhinin, V.N. Psikhologiya obthikh sposobnosteyj. - SPb., 2007.

9. Iljin, E.P Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb., 2009.

10. Sokaljskiyj, Eh.A. Tayjnih tvorchestva lichnosti: konceptualjnihe istoki i sovremennostj I Odarennihe deti: problemih, perspektivih, razvitie: materialih Severo-Zapadnoyj regionaljnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. - SPb., 2011. URL: http:IIold.anichkov.ruIFilesIfileIs_z_npk.pdf

Статья поступила в редакцию 01.03.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.